Начался Великий пост
Сегодня Чистый понедельник — первый день говенья
Первый день Великого поста называется Чистым понедельником. Это название закрепилось потому, что в России был обычай чистить дом от «духа масленицы», завершившейся накануне, и ходить в баню, чтобы вступать в Великий пост очищенными духовно — через испрашивание прощения в Прощеное воскресенье — и телесно.
Великий пост установлен в память 40-дневного поста Господа Иисуса Христа в пустыне. Это самый длительный и строгий из четырех постов в году. Наиболее строгими являются первая неделя и последняя — Страстная (строго говоря, Страстная седмица находится уже за пределами календарного поста, это особое время, отличное от великопостного, но строгий пост сохраняется, его строгость на Страстной седмице усиливается). Во время поста не разрешается вкушать мясную и молочную пищу, рыба дозволяется лишь дважды — в праздник Благовещения (7 апреля по новому стилю) и в Вербное воскресенье за неделю до Пасхи. Ослабление поста по благословению священника разрешается больным, пожилым людям, путешествующим, беременным.
Во время Великого поста изменяется весь строй повседневной жизни православного христианина. Дух покаяния, самоуглубленного внимания к тому, что происходит в душе, исключает многое из того, что не соответствует «светлой печали» великопостного времени. Раньше в православных странах на весь Великий пост повсеместно отменялись все увеселения (балы, салоны, приемы), закрывались театры, на первой неделе Великого поста и на Страстной седмице прекращались занятия в учебных заведениях, были закрыты все государственные и церковные (кроме, конечно, храмов) учреждения. Для состоящих в браке на все время Великого поста устанавливается брачный пост, для детей сознательного возраста — некоторое ограничение игр и веселья, позволяющее и им проникнуться атмосферой непохожести поста на все прочее время церковного года.
Существенные изменения происходят в домашней и церковной молитве. В храме пение уступает место продолжительному чтению, все облачения в храме заменяются на темные, во время богослужения в храме полумрак, многие молитвы сопровождаются земными поклонами. В понедельник, вторник, среду и четверг первой недели Великого поста вечерами совершается чтение Великого Покаянного канона св. Андрея Критского. Это очень большой по объему, разделенный на четыре части канон, в котором вся священная история Ветхого и Нового Завета увидена сквозь призму состояний, грехов, страстей и покаяния человеческой души. Персонажи и события священной истории образно представляют все многообразие духовной жизни человека: от рабства безобразию страстей и порабощения плоти до красоты покаяния и царственной свободы духа, даруемой Богом. «Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний, кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию; но яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление», — такими словами начинается Великий канон. «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», — повторяет хор особым великопостным распевом после каждого тропаря канона.
Также на всех богослужениях читается молитва св. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего» (вдохновившая Пушкина на стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны», являющееся, по сути, парафразой этой великопостной молитвы). В этой молитве — несколько прошений, каждое из которых сопровождается земным поклоном. «Дух праздности, уныния, любоначалия и празнословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков».
В течение всего Великого поста по будним дням не совершается Литургия — главное христианское богослужение, во время которого хлеб и вино благодатию Святого Духа претворяются в Тело и Кровь Христовы, преподаваемые верным. Но в среду и пятницу Великим постом служат Литургию Преждеосвященных Даров — особое богослужение, во время которого верующих причащают Святыми Дарами Тела и Крови Христовых, освященными заранее (отсюда название — «преждеосвященных Даров») на воскресной Литургии и оставленными на Престоле в алтаре.
Каждую субботу, кроме первой, совершается поминовение усопших, а каждое воскресенье Великого поста имеет особенное посвящение. Первое воскресение именуется Неделей Торжества Православия, во второе — Церковь вспоминает великого богослова XIV века святителя Григория Паламу, третье воскресенье называется Крестопоклонным, когда на поклонение верующим для укрепления их сил выносится Св. Крест, четвертое воскресенье посвящено преподобному Иоанну Лествичнику, пятое — преподобной Марии Египетской.
В некоторых храмах по обычаю, возникшему в XVII—XVIII вв.еках в западных русских землях, каждое воскресенье (кроме первого) вечером совершаются т.н. пассии — чиноспоследования, посвященные Страстям (страданиям) Господним с чтением акафиста Божественным Страстям Христовым и соответствующих мест из Евангелия, в которых описаны события страстных дней и Распятия Господа Иисуса Христа. «Покланяюся страстем Твоим, Христе, и святому Воскресению», — поет Церковь на пассиях, уже предчувствуя наступление светлого праздника Пасхи.
Русская линияПатриарх Кирилл: «Если мы неспособны испросить прощения друг у друга, то навряд ли будем способны с пользой для души провести дни Святой Четыредесятницы»
Предстоятель Русской Православной Церкви совершил вечерню с чином прощения в Храме Христа Спасителя
За богослужением молились архиепископ Истринский Арсений, епископ Дмитровский Феофилакт, ректор Российского православного университета игумен Петр (Еремеев), клирики г. Москвы.
После пения великого прокимна и закрытия Царских врат Предстоятель Русской Православной Церкви и духовенство переоблачились в великопостные черные ризы. После отпуста вечерни Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом. Святейший владыка в частности сказал:
«Сегодня особый день и особый час, когда мы испрашиваем друг у друга прощения. Этот замечательный церковный обычай, дошедший до нас из глубокой древности, помогает понять что-то очень важное, что имеет отношение к реальной повседневной жизни.
Каждый человек проходит через конфликты, через скорби, у каждого бывают какие-то недоразумения с окружающими, будь то в семье, на работе или среди друзей. Так или иначе, конфликты постоянно присутствуют в нашей жизни, и именно с конфликтами связано то, что мы называем несчастьем, потому что нередко они перерастают в ссоры, сопровождаются ненавистью, злобой, что подчас доводит людей до крайности. Мы знаем, что результатом конфликтов бывает разделение между самыми близкими людьми — между мужем и женой, между детьми и родителями. Разделения подчас разрушают и единство народа, единство общества — в том числе тогда, когда народ стоит пред необходимостью решать исторически важные задачи. А если взглянуть в прошлое, в том числе в прошлое нашей страны? Как часто из-за неспособности примириться, выйти из конфликта народ наш терял очень многое, а иногда почти все! Существует ли какой-нибудь рецепт, какое-то абсолютно авторитетное свидетельство о том, как нужно преодолевать конфликты?
Сегодня во время Божественной литургии читались послание апостола Павла к Римлянам и Евангелие от Матфея. Особенно ясное свидетельство на тему, о которой мы сейчас размышляем, находим в читавшемся отрывке из Евангелия от Матфея — ясные, простые, обладающие огромной силой Божественные слова: «Если прощаете людям прегрешения их, то и Отец ваш Небесный простит вам» (Мф. 6:14).
Не может быть счастья без прощения от Бога. Каждый человек обладает грехами, слабостями, пороками. Они, подобно физической грязи, обременяющей наше тело, обременяют духовное тело — душу нашу; и нет иного способа сбросить с себя тяжелейший груз греха, как простить нашим ближним их прегрешения. Прощение есть великая сила, обретение благоволения Божия, преодоление человеческих конфликтов. И эта величайшая Божественная мудрость запечатлена в церковной традиции, в церковном предании, которое, дойдя до наших дней, предлагает каждому, кто вступает на поприще Великого поста, кто сознает свою греховность, кто желает очистить свою душу от всякой скверны, кто желает преодолеть тяжесть конфликтов и ссор, простить людям прегрешения их.
Эти Божественные слова требуют от нас ответа. Мы не можем сделать вид, что мы их не знаем и что мы их не слышим. И ответ может быть разным. Мы можем с радостью откликнуться на этот Божественный призыв, осознать его глубочайшую мудрость и жизненную силу и поступить в соответствии с ним. Простить тем, кто рядом с нами, то, что нас ранило, то, что усиливало отчужденность между нами и ближними нашими, доставляло нам боль. Простить без всяких условий, ибо ни о каких условиях Господь не говорит. А можно постесняться подойти к человеку испросить у него прощения. В этом стеснении очень много от нашей гордыни, от привычки всегда сознавать себя правым, от привычки судить о других с высоты своего авторитета, своего положения, вне зависимости от того, обладаем ли мы реальным авторитетом или нет.
В каком-то смысле Прощеное воскресенье есть некий определитель нашей готовности и способности слышать голос Божий и поступать по Его заповедям. Мы собрались сегодня в храме, чтобы испросить друг у друга прощения, а придя домой, давайте испросим прощения у наших родных, близких, особенно у тех, с кем мы во вражде. Если с человеком добрые отношения, то чин прощения превращается в некий красивый обычай. Люди, которых не разделяет ссора, просят прощения друг у друга с улыбкой, зная, что ничего плохого друг другу не сделали. А вот там, где реальный конфликт, где реальная ссора, где задето наше самолюбие, где мы видим некую несправедливость со стороны ближних, — там ох как тяжело переступить через самого себя, преклонить колено пред человеком, которого считаешь обидчиком, испросить у него прощения.
Поэтому слова Божии требуют от нас мужественного ответа, требуют внутренней силы. Многие из тех, кто считает себя сильными, неспособны на этот шаг. Церковь предлагает сегодня всем — и сильным и слабым, и правым и виноватым — примириться друг с другом, восстановить те отношения, которые дают радость, покой, мир. Неслучайно Великий пост начинается чином прощения. Если мы неспособны испросить прощения друг у друга в искренности и чистоте сердечной, то навряд ли будем способны с пользой для души своей провести дни Святой Четыредесятницы. Осознавая важность переживаемого момента, испросим у Господа сил для искреннего сердечного прощения и помолимся, чтобы через это величайшее очистительное действие мы спасительно вошли в поприще Великого поста.
Сознаю, что как Патриарх тоже могу кого-то обидеть — словом и, может быть, некоторым невниманием, потому что от Патриарха многие ждут внимания, но не всегда хватает сил, а иногда и разумения сделать так, как было бы правильно. Каждый человек несет на себе печать несовершенства, и я в полной мере сознаю, что не всегда, может быть, мои слова и действия всех радуют. И сегодня, сознавая эту вину пред многими, я испрашиваю у всех вас прощения. Благословите и простите меня отцы, братья и сестры".
Затем был совершен чин прощения. Испросив друг у друга и у народа прощения, Святейший Патриарх Кирилл, иерархи и священнослужители благословили верующих на прохождение поприща Великого поста.
Русская линияПротоиерей Димитрий Смирнов: «Нужно всем народом начать процесс очищения от этой подлой коммунистической оккупации»
В день Прощеного воскресения глава Синодального отдела самостоятельно переименовал улицу, на которой стоит его храм
Глава Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов 27 февраля 2012 года, в Прощеное воскресенье, вернул улице в Москве, на которой расположен его храм, историческое название. Батюшка выполнил своё обещание и установил на здании храма святителя Митрофана Воронежского на ул. 2-я Хуторская табличку с надписью: «Улица Царская, 40». Об этом отец Димитрий сообщил в своём мультимедийном блоге:
«Дороге братья и сестры! Сегодня Прощёное воскресенье, и я хочу чтобы все, кого невольно обидел, опечалил своим выступлением или высказыванием, знали, что я это сделал не потому, что хотел причинить вам какую-то боль, а просто выражал то, что у меня на душе. Со смирением прошу меня за это простить.
В связи с этим хочу с вами поделиться. Есть вещи, которые прощать нельзя, особенно в силу того, что никто за это прощения не просил. Довольно большой период нашей истории страной правили «вурдалаки» и «упыри» — нелегитимная банда уголовных преступников. Они понимали, внутренне чувствовали, что вне своей нелегитимности они долго не проживут, поэтому огромное количество российских богатств было ими отправлено в банки Европы и, в частности, Швейцарии. Отчасти на этих деньгах Швейцария стала процветающей страной. Но грабеж — это одно, а убийство — это вещь более страшная. На огромном пространстве нашей родины, я даже выписал из исследований, которые были проделаны другими людьми, ряд цифр, хочу вас с ними познакомить.
Например, у нас в стране 1107 улиц Дзержинского, 554 улицы Урицкого, который возглавлял ЧК в Петрограде, 131 улица Войкова, одного из убийц Царской семьи, 284 улицы Розы Люксембург, 5900 Комсомольских улиц, 630 Революционных улиц, 1115 улиц 8 марта, рядом с нашим храмом есть даже четвертая улица 8-го марта. В России 990 Коммунистических улиц, около 7 тысяч Октябрьских, 1405 улиц Карла Маркса, 149 улиц Халтурина, 460 улиц Володарского, 1100 улиц Свердлова, 3470 улиц Кирова, 12 870 Советских улиц, и бессчетное количество улиц Ленина.
Вслед за одним русским предпринимателем, который в Москве сам изменил название улицы, вернее вернул прежнее название, мы решили последовать его примеру. За моей спиной вывеска «Царская улица, дом 40» — это адрес нашего храма Митрофана Воронежского. Во время нашествия большевиков эта улица была переименована во «Вторую хуторскую». Мы 20 лет говорим с властями о том, что у нас две Хуторских улицы, так пусть одна будет Хуторская, а второй надо вернуть название Царской. Небольшой период эта улица называлась Митрофаньевской, если уж слово «царь» вызывает такую дрожь, то улица Митрофаньевская, на которой стоит единственный в Москве Митрофаньевский храм, была бы тоже вполне уместна.
Почему улица называлась Царская? Чуть подальше проходит железнодорожная ветка, по которой Царская семья проезжала в Москву в Путевой дворец, который стоит на Санкт-Петербургском шоссе, которое по непонятной причине называется Ленинградским. Уже и города с таким названием нет, а шоссе остается.
Нужно всем народом начать процесс очищения от этой подлой коммунистической оккупации. Так как законным путем это сделать невозможно, из-за того, что московским городским властям это кажется дорого. Когда в течение недели убрали все в стране топонимы с именем Сталина, то это было дешево и очень быстро, когда похоронили Сталина, никакого возмущения в народе не было, хотя его почитали как корифея всех наук, и его считали чуть ли не богом — не было никакого возмущения. Поэтому в день Прощеного воскресенья мы решили провести такую акцию, как видите, никто от этого не пострадал — я здесь стою, вокруг машины ездят — жизнь продолжается. Мы вернули настоящее название этой улицы, я думаю, что в этом ничего плохого нет".
Русская линияМитрополит Саратовский Лонгин: Слова Ефрема Сирина — это икона молитвы
Архипастырь размышляет о молитве Ефрема Сирина, читаемой Великим постом
«Господи и Владыка живота моего. — это древняя молитва, которая принадлежит преп. Ефрему Сирину, церковному гимнографу, богослову четвертого века, золотого века святоотеческой письменности. Как можно понять из наименования, он был сирийцем, писал свои произведения на арамейском языке, хотя они почти сразу были переведены на греческий язык. И настолько известны и популярны его произведения на всем христианском мире, что до сегодняшнего дня они и издаются, и читаются. У нас ведь не много авторов четвертого века, чьи тексты стали народными, известными многим людям, и, которые до сегодняшнего дня живут не просто в литературной, а в литургической жизни. Вот, Ефрем Сирин относится к их числу.
У него очень много замечательных толкований на Священное Писание Ветхого и Нового завета, множество молитв, множество богословских сочинений, которые и сегодня читаются на одном дыхании. Неоднократно его труды переиздавались в русском переводе, начиная с 1848 года, когда впервые его труды были переведены на современный русский литературный язык. И на церковнославянском языке существует множество сборников Великопостного чтения. Ведь не только молитва Ефрема Сирина употреблялась в дни Великого поста, но и во время богослужения, по уставу, полагается читать его толкование на Священное Писание. Были такие большие книги, рукописные еще и первопечатные книги, они в больших переплетах, огромные. Даже была такая поговорка про Великий пост «Пришли редька и хрен, да книга Ефрем». То есть книга «Ефрем» — это книга поучений преподобного Ефрема Сирина, которая читалась во время Великого поста. Книги Ефрема Сирина читались и в храме, и во время трапезы в монастырях.
Молитва необыкновенно удачна, она очень в сжатом, очень в коротком виде, заключает в себе огромные смыслы. В некотором смысле это икона молитвы вообще. Она охватывает целый круг жизни человека. В ней человек просит обо всем, о чем можно и нужно просить Бога. Вот почему эта молитва так популярна, так часто употребима. Ведь, кстати, по уставу, ее полагается читать не только великим постом, но и в другие посты, для домашнего потребления, келейного молитвенного правила ее можно читать хоть каждый день. В этом нет никакого греха. Потому что она, действительно, одна из самых удачных молитв, недаром к ней так много внимания уделяли даже такие люди, которые не очень были близки к Церкви, например А.С.Пушкин. У Пушкина одно из самых лучших стихотворных переложений молитв, хотя, как мне кажется, по звучанию оно проигрывает церковнославянскому тексту. До некоторой степени это опрощает его, хотя и делает более понятным. Но и сама молитва понятна даже на церковнославянском языке.
Давайте ее разберем. Вот начинается она словами: «Господи и Владыка живота моего», то есть владыка жизни моей. Начало — это исповедание Господа своим Владыкой, это исповедание верой. Мы тем самым обращаемся к Богу, свидетельствуем, что мы не просто верим в него, но мы признаем Его Властелином наших дней и нашей жизни.
«Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». Мы просим Бога чтобы он избавил нас от очень привязчивых грехов, тех, которые наверно постоянно живут в сердце каждого человека. Ну, «праздность» — это такое чувство, когда человеку не к чему стремиться, когда человеку нечем занять себя в хорошем, в основном таком смысле. Когда человек не может реализовать себя. Это болезнь, которая сегодня заражает все большее и большее количество людей. Потому что очень многое количество людей сегодня не могут и не хотят ничего делать. У них нет смысла жизни, у них нет каких-то стимулов. Знаете, бывает даже, что работать человек не хочет. предлагают деньги, а он говорит «я не хочу». Да же на таком, самом элементарном уровне. А если говорить о более глубоких вещах, то человек не хочет реализовать себя. Потому что ведь каждый из нас пришел в этот мир по воле Божией. И у Бога есть целый план относительно каждого человека. А вот человек не хочет и все. А Бог не делает ничего силой. Бог не может спасти человека силой, если он не хочет спасения. Вот почему «праздность» — это как бы начало всех грехов, она и поставлена на первое место. Эта праздность может сочетаться с необыкновенной кипучей деятельностью. Человек может быть праздным душевно, но при этом бегать, суетиться, минуты свободной не сидеть на месте, завести всех вокруг себя, и так всю жизнь пробегать, как белка в колесе, и при этом остаться праздным, потому что ничто глубокое, ничто серьезное его не занимает.
«Уныние». Уныние — это то, что основано на праздности, и способствует возникновению уныния и гордость. Уныние — это то расслабление, которое заражает каждого человека, который решает, что никакого смысла жизни нет и быть не может. И человек унывающий — это человек, отчаявшийся в своем положении.
«Любоначалие» — это любовь к тому, чтобы главенствовать, любовь к тому, чтобы всегда быть первым, любовь к тому, чтобы занимать какое-нибудь важное место, причем порой совсем незаслуженно его занимать. И чем менее оно заслуженно, тем больше его хочется занять. Любоначалие — это то, что портит и отравляет все отношения в человеческом обществе. Что происходит и вокруг нас. Людям, которым ну не по каким параметрам не нужно находиться у власти, к ней стремятся и достигают ее. Результат, к сожалению, чаще всего бывает очень плачевный. Таким образом, страсть действует на нескольких уровнях, действует на сердце отдельного человека. Она действует на уровне семьи, близких отношений, она действует на уровне общества, страны, мира.
Ну и одна из страстей, которая уничтожает человека как личность — это, конечно, «празднословие». Опять же, празднословие не совсем в том смысле, в котором мы его себе представляем. Празднословие как привычка ко лжи. Есть такое определение о человеке, который лжет словом, лжет телом и лжет всей своей жизнью. Вот празднословие — это привычка лгать всей своей жизнью. Празднословие — это привычка поучать людей, как правило, тому, что человек сам не испытал, не сделал или не смог. У Антония Великого есть совершенно удивительные слова: «Величайшее безобразие из всех безобразий — учить других тому, чего сам никогда не делал». Вот молитва Ефрема Сирина, в первой своей части, после того как мы исповедали Христа Господом, мы просим избавить нас от этих грехов. Чтобы Господь не дал их нам, и вместо них помог бы нам приобрести противоположные им добродетели. Мы много говорим, что человек должен бороться со страстями всю свою жизнь. Это действительно очень тяжелый, постоянный, повседневный труд, когда человеку приходится возвращаться вновь и вновь на одно и то же место. Но этот труд будет бессмысленен, если мы на место этих страстей не попытаемся возрастить какие-то добродетели.
И вот в молитве Ефрема Сирина перечисляется «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения, любви даруй мне, рабу твоему».
«Целомудрие» — понятное всем слово. Но в древности оно имело более широкое значение. Как целостность восприятия мира, целостность человеческого бытия, «цельность» вот то, что мы говорим. Человек, который не шатается туда-сюда, со стержнем. Сегодня значение целомудрия сузилось до одной только нравственной чистоты.
«Смиренномудрие и терпение» — это две добродетели, которые чтоб приобрести, не жалко потратить всю свою жизнь. И смиренномудрие, и терпение необходимо для каждого человека, живущего в мире. Ну, мы сами знаем, как много зависит от того, может человек терпеть или нет. Готов ли он ждать, что будет не сегодня, а послезавтра. Или готов ли он терпеть все те испытания, которые встречаются на его пути.
Ну и вершина всех добродетелей, царица всех добродетелей — это «любовь». В Священном Писании сказано: «Потому узнаете, что вы мои ученики, если любовь будете иметь между собою» — это беседа Спасителя с Апостолами в Евангелии от Иоанна. К этой любви призван каждый христианин. Любовь — это увенчание всего христианского подвига. Мы трудимся для того, чтобы приобрести любовь к Богу и к ближним.
Ну и заканчивается молитва призывом: «Ей Господи, Царю, дару мне зреть мои прегрешения и не осуждать брата моего. Яко благословен еси во веки веков. Аминь». Ну, а видение своих грехов по словам преп. Петра Домаскина — это начало нашего спасения. Самое главное, видеть себя таким, какой ты есть на самом деле. Видение своих грехов, у преп. Петра Домаскина есть дополнение, «бесчисленных, как морской песок». Человек, который живет внимательной жизнью, он всегда знает себе цену. А цена у нас невысока, потому что мы постоянно побеждаемся теми или иными страстями, какими-то негодными мыслями, какими-то душевными страстями. Если мы это видим, тогда мы не осуждаем окружающих нас людей..".
Русская линияВладимир Путин: «Мы продолжим активный курс на укрепление всеобщей безопасности»
Последняя предвыборная статья премьер-министра посвящена оценке роли России в современном мире и внешней политике страны
«Мы, несомненно, продолжим активный и созидательный курс на укрепление всеобщей безопасности, отказ от конфронтации, на эффективное противодействие таким вызовам, как распространение ядерного оружия, региональные конфликты и кризисы, терроризм и наркоугроза», — отмечает премьер.
По его словам, власти страны готовы сделать «все, чтобы обеспечить получение Россией последних достижений научно-технологического прогресса, а российским предпринимателям — достойное место на глобальном рынке». Премьер также отметил, что Россия будет «стремиться к тому, чтобы формирование новой системы мироустройства, основывающегося на современных геополитических реалиях, происходило плавно, без ненужных потрясений».
«Мы рассчитываем, что наша открытость принесет гражданам России рост благосостояния и культуры — и укрепит доверие, которое все больше становится дефицитным ресурсом», — заявляет В.Путин.
Анализируя участие Запада в событиях «арабской весны» и его действий на Ближнем Востоке в целом, Путин сомневается в «благородстве» целей США и НАТО. Он предполагает, что этими целями могли быть не установление демократии и защита прав человека, а «заинтересованность в переделе рынков». Премьер напоминает, как в Ираке после свержения режима Саддама Хусейна российские компании, не поддержавшие американо-британское вторжение, потеряли «наработанные десятилетиями позиции на местных рынках» и лишились «довольно крупных коммерческих контрактов», зато освободившиеся ниши заполнили компании государств, «приложивших руку к смене режима».
Подобное вмешательство извне, какими бы благими целями ни прикрывалось, сводится к фактической поддержке какой-то одной стороны конфликта и выталкиванию ее противника, когда «доминирование одной силы сменяется еще более агрессивным доминированием другой», пишет Путин. В этой связи он напоминает о кровавых событиях в Ливии: «Дошло до того, что ряд государств под прикрытием гуманитарных лозунгов с помощью авиации разделались с ливийским режимом. И как апофеоз — отвратительная сцена даже не средневековой, а какой-то первобытной расправы с М. Каддафи».
Теперь «ливийский сценарий» пытаются повторить в Сирии, и Россия, «наученная горьким опытом» голосования в Совете Безопасности ООН по Ливии, делает все, чтобы этого не допустить. Именно поэтому Москва и Пекин воспользовались в начале февраля правом вето при голосовании по сирийской резолюции, что вызвало со стороны ее разработчиков «резкую, на грани истерики, реакцию», рассказывает премьер.
Он высказывает опасения, что США и некоторые другие страны попытаются реализовать силовой сценарий в обход Совбеза ООН и предостерегает их от такого «контрпродуктивного и опасного» шага, который вызовет «разбалансировку всей системы международной безопасности и подрыв авторитета и центральной роли ООН».
«Вообще никак не могу понять, откуда такой воинственный зуд. Почему не хватает терпения выработать выверенный и сбалансированный коллективный подход», — возмущается глава российского правительства. Он упрекает авторов сирийской резолюции в «циничном отказе» выставить вооруженной оппозиции этой страны те же требования, что и ее правящему режиму. «Если мы хотим обезопасить мирных граждан — а это для России первостепенная цель, — то необходимо урезонить всех участников вооруженного противостояния», — подчеркивает он.
Говоря о перспективе развития отношений с Европой и США, Владимир Путин обещает продолжить самую активную работу по отмене виз с ЕС, а также выражает готовность совершить «качественный прорыв» в российско-американских делах, «однако при условии, что американцы на деле будут руководствоваться принципами равноправного и взаимоуважительного партнерства».
В части статьи, посвященной отношениям РФ и США, Путин вновь перечисляет главные проблемы, прежде всего, ПРО, и отмечает, что «не способствуют упрочению взаимопонимания и регулярные попытки США заниматься „политической инженерией“, в том числе в регионах, традиционно важных для нас, да и по ходу избирательных кампаний в России».
Напротив, активно и успешно Россия развивает партнерство с Китаем, который пугает Запад растущей мощью, а также со стремительно развивающейся Индией. «В последние годы российская дипломатия, наши деловые круги стали уделять больше внимания развитию сотрудничества со странами Азии, Латинской Америки и Африки», — продолжает глава правительства.
«В этих регионах по-прежнему сильны искренние симпатии к России. Вижу в качестве одной из ключевых задач на предстоящий период наращивание с ними торгово-экономического взаимодействия, реализацию совместных проектов в области энергетики, инфраструктуры, инвестиций, науки и техники, банковского бизнеса и туризма», — пишет он.
Напомним, статья В. Путина «Россия и меняющийся мир» стала седьмой из серии публикаций, которые являются частью предвыборной программы премьера, баллотирующегося на пост президента.
Русская линияСпецслужбы сорвали покушение на Владимира Путина
Акцию планировали чеченские боевики по приказу Боку Умарова — премьера собирались убить после выборов Президента
Спецслужбы России и Украины предотвратили факт подготовки покушения на фаворита российской президентской гонки Владимира Путина, сообщает Newsru.com. Эту информацию уже подтвердил пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков. «Информацию подтверждаю, но пока не комментирую», — приводит его слова ИТАР-ТАСС.
По данным «Первого канала», в Одессе были схвачены бандиты, находившиеся в международном розыске. Из их показаний стало известно, что привести в исполнение преступный замысел они собирались в Москве сразу после президентских выборов 4 марта.
К покушению причастны террористы, граждане России, обезвреженные в Одессе в начале февраля. По данным Службы безопасности Украины, в ходе спецоперации 4 февраля был пойман 31-летний уроженец Чечни Адам Осмаев. Отмечается, что, скрываясь от следствия, он и его подельники часто меняли внешность и место проживания. Отметим, что СМИ ранее сообщали о поимке сразу двух Осмаевых.
То, что именно эта террористическая группа готовила покушение на российского премьера, сегодня «Интерфаксу» подтвердили в правоохранительных органах Украины.
В Одессе на съемной квартире преступники занимались изготовлением взрывчатки, в результате чего 4 января произошел взрыв, в ходе которого погиб один из преступников, 26 летний Руслан Мадаев, а 28-летний гражданин Казахстана Илья Пьянзин с ожогами попал в реанимацию. Затем он дал показания о подготовке терактов на территории России.
«В Москве будете делать диверсии на экономических объектах. В дальнейшем — покушение на Путина. Потом прилетели в Одессу. Руслану дали номер человека, который должен был встретить нас здесь», — рассказал Пьянзин, пояснив, что инструкции получил от Доку Умарова. Пьянзин рассказал, что вместе с погибшим Мадаевым на Украину прибыл из ОАЭ, через Турцию.
Самому Осмаеву, несмотря на ранения в результате самопроизвольного взрыва, тогда удалось сбежать. Осмаева искали и в России — по подозрению в организации теракта в Москве в 2007 году. Тогда накануне Дня Победы автомобиль со взрывчаткой был обнаружен на Профсоюзной улице.
Менее чем через месяц после взрыва в Одессе Осмаева и его сообщника — предположительно, его отца Асланбека Осмаева 1961 года рождения — взяли сотрудники украинского спецподразделения «Альфа» (есть информация о том, что вместе с ним был задержан еще один террорист, его имя не называется). Сейчас Осмаев находится в следственном изоляторе СБУ в Одессе и активно сотрудничает со следствием, надеясь, что это поможет избежать экстрадиции в Россию, утверждает «Первый канал».
«Конечная цель была поехать в Москву и попытаться совершить покушение на премьера Путина. Есть такие мины военного образца, которые называются противобортные мины. Так что не обязательно даже смертник. Погибший, например, был готов пойти смертником», — рассказал Осмаев.
Именно Осмаев, до этого долгое время живший в Лондоне, был связником террористов в Одессе и инструктором. Он должен был обучить их и переправить в Москву. Весь план подготовки оперативники нашли в его ноутбуке.
«Среди файлов указаны видео с проездом кортежа. В частности, Путина. Чтобы имелось понятие, как садится охраняемое лицо, сколько машин сопровождает. С разных ракурсов, с разных улиц. То есть люди обучались не на одном примере, а на нескольких», — сообщил оперативный сотрудник ФСБ России.
Часть детонаторов и пластита была завезена в столицу заранее, вместе с той взрывчаткой, которой была начинена машина в мае 2007. Место схрона вблизи Кутузовского проспекта в Москве указал сам Осмаев, рассчитывая на снисхождение. «Был бы приличный взрыв. Достаточный, чтобы разворотить грузовую машину», — объяснил журналистам оперативный сотрудник ФСБ.
Осмаев не отрицает, что досконально изучал пути передвижения правительственных кортежей по Москве. И признался, что подготовка к теракту уже завершалась: «Дедлайн был после выборов президента России».
Расследование еще продолжается. О деталях «Первый канал» обещает рассказать в вечерних новостях и в программе «Время».
Русская линияПротив феминисток из Pussy Riot возбуждено уголовное дело
Хулиганская выходка была совершена в храме Христа Спасителя «группой лиц по предварительному сговору», считают в МВД
Против участниц группы Pussy Riot, которые провели в храме Христа Спасителя хулиганскую акцию с выкриками и оскорблениями в адрес православных, возбуждено уголовное дело по статье «хулиганство». Об этом «Интерфаксу» сообщили в пресс-службе ГУ МВД России по Москве, уточнив, что дело возбуждено по части 2 статьи 213 УК РФ, предусматривающей до семи лет лишения свободы, передаёт газета «Взгляд».
Напомним, 21 февраля феминистки из панк-группы ворвались на амвон храма Христа Спасителя и стали выкрикивать кощунственную песню «Богородица, Путина прогони», сопровождая свои слова неприличными жестами. Позже в своем «Твиттере» они назвали эту выходку «панк-молебном». Задержать их так и не удалось — феминистки скрывают свои лица под масками. Тем не менее, выяснить их настоящие имена и фамилии для полиции труда не составит — они и ранее привлекались за свои хулиганские действия.
Комментируя произошедшее в храме Христа Спасителя, глава Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси протоиерей Владимир Вигилянский подчеркнул, что «наказание следует за этим всегда, внутреннее наказание, прежде всего». «Если Господь хочет кого-то наказать, то он лишает его разума. И в данном случае никакого сердечного разума и совестливого чувства у этих людей уже явно нет. Так зачем их наказывать? Они уже наказаны, — считает священник. — Про людей, совершающих подобного рода поступки, раньше говорили, что они безумцы. Они наказаны уже. Так что с них взять? Выпустить их — вот и все наказание».
«Кроме того, это самозванство — залезть на место, где стоит священник, чтобы выкрикнуть какие-то кощунственные призывы. Это типичное для нашего времени смешение Неба и преисподней», — отмечает протоиерей. Однако, по его мнению, общество должно защищаться от таких рода поступков. «Прежде всего, брезгливостью по отношению к этому, — считает глава Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси. — Потому что если общество не будет себя защищать от такого рода проявлений, то на таком обществе можно поставить крест».
В свою очередь, член Общественной палаты Анатолий Кучерена заявил газете «Взгляд», что члены панк-группы Pussy Riot могут быть привлечены к уголовной ответственности. «Оценка действий участниц акции может быть общественной, а может быть правовой. Прежде всего, нужно понимать, что хулиганство — грубое нарушение общественного порядка. Если случай совершенно очевидный и имеются доказательства того, что они явно в грубой форме нарушали общественный порядок, показывали неуважение к людям, то тогда можно было ставить вопрос о привлечении их к ответственности», — пояснил Кучерена.
Между тем москвич Дмитрий Пахомов, проректор Школы православного миссионера при столичном храме Апостола Фомы, обратился в Генеральную прокуратуру России с просьбой провести прокурорскую проверку по факту совершения «панк-молебна». А общероссийское общественное движение «Народный собор» в своем обращении в правоохранительные органы призвало привлечь к ответственности блогеров и журналистов, присутствовавших на скандальной акции.
Русская линияВ Сирии прошел референдум по конституции
Тем временем Хилари Клинтон призывает «здравые силы» свергнуть законного президента
Главным отличием новой конституции от действующей является новая редакция восьмой статьи, в которой утверждается главенствующее положение партии «Баас», возглавляемой президентом Сирии Башаром Асадом. В новой конституции для всех политических партий Сирии будут утверждены равные возможности.
Внести изменения в конституцию Башар Асад предложил после того, как в марте 2011 года в Сирии начались массовые антиправительственные выступления. Восстание сопровождалось столкновениями оппозиционеров с армией. По данным правозащитных организаций, за 11 месяцев в Сирии погибли более 7500 человек.
Незадолго до дня референдума сирийские войска начали обстрел городов. В частности, в результате артобстелов погибли несколько сотен жителей Хомса. После этого многие страны, как западные, так и арабские, потребовали немедленной отставки Асада. В связи с этими событиями часть оппозиционных движений призвала бойкотировать предложенный референдум. Кроме того, инициативу Асада раскритиковали в США, назвав ее «насмешкой над сирийской революцией».
Сам президент, как сообщает Agence France-Presse, принял участие в голосовании 26 февраля. Появившись на избирательном участке в окружении сторонников, он заявил, что против его страны ведется информационная война.
Глава Министерства иностранных дел Германии Гидо Вестервелле, как другие западные политики, критически воспринял проведенный референдум. Он назвал плебисцит «фарсом», передает Reuters.
«Фальсифицированное голосование не может способствовать выходу из кризиса», — отметил глава немецкого внешнеполитического ведомства. Г. Вестервелле добавил, что действующий президент Сирии Башар Асад должен прекратить насилие и начать процесс передачи власти. Ранее представители сирийской оппозиции призвали бойкотировать голосование, сославшись на продолжающееся в стране насилие.
Госсекретарь США Хиллари Клинтон была еще более радикальна в своих оценках. Она призвала жителей крупнейших сирийских городов, военных и лояльный властям бизнес подняться на борьбу против правительства Башара Асада, свергнуть президента и остановить кровопролитие в стране, передает РБК-Украина.
«Чем дольше вы поддерживаете режим и его кампании насилия против ваших братьев и сестер, тем больше будет пятно на вашей чести. Если вы поддержите своих сограждан, своих земляков и женщин, вас будут приветствовать как героев», — заявила дипломат на пресс-конференции в Марокко. Однако она еще раз указала, что иностранное вмешательство только раздует пламя гражданской войны. По словам госсекретаря США, военную операцию, наподобие ливийской, в Сирии провести нельзя.
Русская линияЭтот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память равноапостольного Кирилла, учителя Словенского и вспоминаем графиню С.Д.Толь
Святой равноапостольный Кирилл (до монашества — Константин), учитель Словенский происходил из знатной славянской семьи, жившей в греческом городе Солуни. С малых лет он отличался большими способностями и учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших учителей. Вскоре Константин в совершенстве постиг все науки и многие языки. По окончании учения святой принял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме святой Софии. Святой Кирилл с успехом вел прения с еретиками иконоборцами и с магометанами.
Стремясь к уединению, вскоре он удалился на гору Олимп к своему старшему брату Мефодию, но в 857 году по повелению императора оба брата отправились на проповедь христианства к хозарам. По дороге они останавливались в Корсуни, где обрели мощи священномученика Климента, папы Римского. Прибыв к хозарам, святые братья крестили хозарского князя и с ним весь народ. На пути домой они снова посетили Корсунь и, взяв там мощи святого Климента, вернулись в Константинополь. Святой Константин остался в столице, а святой Мефодий получил игуменство в небольшом монастыре Полихрон.
В 862 году начался главный подвиг святых братьев. По просьбе моравского князя Ростислава император послал их в Моравию для проповеди христианства на славянском языке. Святой Константин с постом и молитвой приступил к новому труду. С помощью своего брата Мефодия и учеников он составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтирь и ряд богослужебных книг. Затем святые братья были вызваны в Рим по приглашению Римского папы, где папа Адриан встретил их с великой честью, ибо они принесли туда мощи священномученика Климента.
Находясь в Риме, святой Константин занемог и, в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 года, равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет. Отходя к Богу, святой Кирилл заповедал брату своему святому Мефодию продолжать их общее дело — просвещение славянских народов светом истинной веры.
К лику святых равноапостольные Кирилл и Мефодий были причислены еще в древности. В Русской Православной Церкви память равноапостольных просветителей славян чествуется с XI века. Древнейшие службы святым, дошедшие до нашего времени, относятся к XIII веку. Торжественное празднование памяти святых первосвятителей равноапостольных Кирилла и Мефодия было установлено в Русской Церкви в 1863 году.
Сегодня также день памяти человека, следовавшего заветам просветителя славян, писательницы и общественной деятельницы графини Софии Дмитриевны Толь, которая скончалась в 1917 г. Она родилась 30 сентября 1854 г. и была единственной дочерью выдающегося государственного деятеля графа Дмитрия Андреевича Толстого. С молодых лет графиня не увлекалась светской жизнью, была известна своей благотворительностью, а особенно своими исследованиями о масонстве. Ее труды «Масонское действо. Исторический очерк о заговоре декабристов» (1914) и «Ночные братья. Опыт исторического исследования о масонстве в Германии» (1911) получили широкую известность. Ее муж граф Сергей Александрович Толь (1848−1918) был петербургским губернатором, членом Государственного Совета, членом Совета Русского Собрания. Осенью 1918 г. он стал жертвой «красного террора».
Русская линияСвятейший Патриарх Кирилл совершил литию у гробницы приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II
25 февраля 2012 года, в праздник Иверской иконы Божией Матери и день памяти святителя Алексия, митрополита Московского, всея России чудотворца, по окончании Божественной литургии в Богоявленском кафедральном соборе Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил литию у гробницы приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II в Благовещенском приделе собора, сообщает пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси.
По окончании заупокойного богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с кратким словом, в котором выразил надежду, что «Господь сотворит в сердцах наших вечную молитвенную память о Святейшем Патриархе Алексии».
«Всех вас, дорогие владыки, отцы, братия и сестры, матушки игумении, сердечно благодарю за молитву о почившем приснопамятном Святейшем Патриархе Алексии. Господь судил ему нести жребий Патриаршего служения в трудное, переломное время, когда, с одной стороны, были явлены великие милости Божии нашему народу и нашей Церкви, а с другой — много было и трудностей, и скорбей, и поношений, так же как, может быть, и во времена святителя Алексия. И Святейший Патриарх пронес этот жребий своего служения, оставив светлую память у всех нас, в наших сердцах и в наших молитвах», — сказал Патриарх Кирилл.
«Благодарю вас сегодня за то, что вы собрались у могилы нашего Первосвятителя и вознесли о нем от сердца своего молитвы ко Господу, ибо верим, что этими молитвами и приклоняется милость Всемилостивого Отца нашего Небесного каждому, кто переступает порог физической жизни и входит в жизнь будущего века», — отметил Предстоятель.
Русская линияВ Псковской области восстановят храм с могилами родителей Кутузова
Утверждая жизнь, петербургский искусствовед отец Георгий стал священником 25 лет назад, несмотря на то, что год от года людей в его приходе становится всё меньше. В храме Воскресения, построенном на наследных землях отцом полководца Кутузова, два с лишним столетия собиравшем сотни прихожан, крестить теперь приходится реже, чем отпевать.
«Апостол Павел в послании к коринфянам говорит: пока существует вера, надежда, любовь, но любовь из них круче. Сильнее то есть. Но еще есть София, их мама. Поэтому Вера, Надежда, Любовь — это шаг к Софии», — говорит отец Георгий.
Софию, мудрость своей жизни, он видит в том, чтобы быть здесь до конца. В Варваринском приделе потолок течет в трех местах. Железо на кровле с дореволюционных времен, несущие деревянные конструкций времен строительства. В этом году сумели сделать только противоаварийные работы на кровле, обновить купол, отремонтировать крыльцо. На общую сумму в полтора миллиона рублей. Главные реставрационные работы запланированы на этот и следующий год. Приурочены они к 200-летию победы над Наполеоном.
«На эти цели зарезервировано 30 миллиардов рублей. В 2013 году мы завершим реставрацию в полном объеме», — обещает Борис Полозов, председатель комитета по бюджетно-финансовой и налоговой политике Псковского областного собрания.
О родителях Кутузова, захороненных в этих стенах, напоминает памятный барельеф. На примере иконописного ряда, собранного родителями полководца, отец Георгий объясняет, почему спаситель похож на Петра Великого, а святая Варвара на императрицу Елизавету Петровну. Автор диссертации об истории развития иконописи, в этом храме он ученый, хранитель и главное — духовник.
«Люди разучились работать, и я не могу им помочь, и мой пример не является им примером», — сетует отец Георгий.
На стенах колокольни надпись на немецком. Адрес. Просьба ответить после войны. Письмо немецкого солдата, который должен был храм взорвать. Но не выполнил приказ. Рядом — кириллица. Красили в 1938, 1951 и 1974 годах. Имена тех, кто храму помогал. Здесь же — новые колокола-подарок от потомков Кутузова.
Русская линияЯкутская и Ленская епархия готовит детскую Библию на якутском языке
На нем были определены главные направления православного книгоиздательства, в частности Евангелия от Марка и детской Библии на якутском языке, о чем уже достигнута договоренность с институтом перевода Библии. Помимо этого начался перевод учебника по Основам православной культуры под редакцией протодиакона Андрея Кураева, который осуществляет Н.Н. Ефремов.
Планируется и юбилейное издание фотоальбома, где будут представлены фотографии дореволюционных якутских священнослужителей.
Кроме того, был утвержден и план мероприятий, посвященных Дню православной книги, который будет отмечаться 14 марта. По благословению Преосвященного Владыки Якутская епархия готовит целый ряд конференций, круглых столов и общественных мероприятий, программа которых будет опубликована в ближайшее время республиканскими СМИ.
В Якутии стартовал благотворительный сбор православных книг для нужд библиотек детских социальных учреждений города Якутска.
Русская линияВ Марфо-Мариинской обители милосердия освящен храм святых Марфы и Марии
В проповеди после чтения Евангелия на Литургии епископ Пантелеимон отметил, что освященный храм должен стать «прибежищем, утешением, радостью и местом молитвы» для сестер милосердия, иночествующих и добровольцев, сообщает Диакония.Ru.
За два дня до освящения храма праздновалась 103-я годовщина обители, однако выбор дня для великого освящения связан не только с этой памятной датой. Он глубоко символичен, отметил владыка. Основательница обители св. преподобномученница великая княгиня Елисавета особо почитала память святителя Алексия. Частицы его святых мощей были вложены в престолы всех храмов обители при их первом освящении. Епископ Пантелеимон напомнил, что нынешний день является также днем ангела приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II, положившего много трудов на возрождение обители.
«Конечно, мы стараемся, чтобы эта святая обитель обрела свою былую славу, и эта слава у нее уже есть, — продолжил председатель Синодального отдела по благотворительности. — Но слава не должна быть только материальной, физической. Каждая из вас, сестер обители, должна совершать дела милосердия. Причем, не выставляя их вперед, а в тайне. Тогда вы получите награду на Небесах».
По словам начальницы Марфо-Мариинской обители милосердия инокини Екатерины (Поздняковой), «до революции храм свв. Марфы и Марии был сестринским храмом и основным храмом в зимнее время. В настоящее время в этом храме будут совершаться в основном сестринские службы, хотя и проведение общественных богослужений в нем не исключено».
Русская линияВ рамках выставки «Православная масленица» состоялась беседа о старом обряде в Русской Церкви
Мероприятие привлекло большое количество зрителей, получивших возможность услышать ответы на волнующие вопросы — об обстоятельствах церковного раскола XVII века, путях и перспективах его преодоления, о старообрядных храмах Русской Православной Церкви и особенностях совершающихся в них богослужений. Встреча завершилась демонстрацией нового документального фильма «Боярыня Морозова».
Русская линияБлаженнейший митрополит Владимир совершил Божественную литургию в больнице, где проходит реабилитацию
В субботу, 25 февраля, Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир совершил Божественную литургию в больнице, где он в настоящее время проходит реабилитацию, сообщает официальный сайт УПЦ МП.
За Литургией Его Блаженству сослужил секретарь Предстоятеля УПЦ архиепископ Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр.
После богослужения Блаженнейший Владыка обратился к присутствующим со словами наставления и благословил всех на Великий пост.
«Наступающее воскресенье по церковному уставу называется Прощеным. Это говорит о том, что в этот день верующие просят благословение Божие на наступающий Великий пост. Нет в Церкви без прощения покаяния, а без покаяния нет и прощения. Каждый праздник, каждый воскресный день, Господь ставит впереди тех, кто желает очищения и обновления. Каждый из нас знает, как трудно бывает раскаяться в том, что мы сделали что-то нехорошее, как бывает трудно найти общий язык с нашим врагом, с тем, кто нас обидел. Я желаю, чтобы Господь обновил наши силы и укрепил в нашем подвиге христианина, вере, надежде и любви. Будем благодарны Богу, что имеем от Него все необходимое для нашего спасения, за то, что любя Бога, мы стараемся любить друг друга. Мы верим, что Господь поможет нам быть чище, прочнее, совершеннее и поможет совершать это завещанное Богом нам повеление, для того, чтобы славилось Имя Господне и было спасение душам нашим», — сказал Блаженнейший владыка.
Русская линияВ Нигерии в результате нападения террориста-смертника на церковь погибли не менее трех человек
Террорист-смертник врезался в церковь, где в тот момент проходило богослужение, на заминированном автомобиле. По словам очевидцев, пострадавшее от взрыва здание было переполнено верующими.
Полицейские заявили, что число жертв теракта может возрасти. Медики оказывают первую помощь раненым. Ведется расследования обстоятельств происшествия.
В совершении теракта подозревается экстремистская группировка «Боко харам» («Западное образование — грех» в переводе с языка хауса). Она осуществляет теракты в рамках кампании за более строгое следование законам шариата и в виде мести за убийства мусульман в населённых преимущественно христианами районах Нигерии.
Обосновавшиеся в Кано, втором по численности населения городе страны, исламисты совершают теракты по всему северу Нигерии. Власти заявляют, что в скором времени с этой группировкой будет покончено. Между тем, по различным данным, с начала этого года в результате вылазок боевиков из «Боко харам» в стране погибли свыше 300 человек.
Русская линияАлександрийский Патриарх Феодор II встретился с президентом Сьерра-Леоне
Затем Патриарх посетил учреждения, основанные епископией Сьерра-Леоне, в т. ч. педагогический институт рядом с епископской резиденцией и строящийся храм равноапостольных Константина и Елены. Феодор II также посетил город Ватерлоо, где находится миссионерский центр имени прп. Моисея Мурина. Патриарх заложил камень в основание храма Воскресения Христова и прп. Моисея Мурина. При миссионерском центре действует школа, больница, приют, мастерская сельскохозяйственного инвентаря, в которой работают инвалиды, зарабатывая средства на жизнь.
Русская линия