Митрополит Саратовский Лонгин: Слова Ефрема Сирина — это икона молитвы
Архипастырь размышляет о молитве Ефрема Сирина, читаемой Великим постом…
Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин в эфире телестудии «Восхождение» ответил на вопросы телезрителей о значении молитвы преподобного Ефрема Сирина. Видео беседы с ним было опубликовано на портале «Православие и современность». Ниже мы приводим словам владыки:
«Господи и Владыка живота моего. — это древняя молитва, которая принадлежит преп. Ефрему Сирину, церковному гимнографу, богослову четвертого века, золотого века святоотеческой письменности. Как можно понять из наименования, он был сирийцем, писал свои произведения на арамейском языке, хотя они почти сразу были переведены на греческий язык. И настолько известны и популярны его произведения на всем христианском мире, что до сегодняшнего дня они и издаются, и читаются. У нас ведь не много авторов четвертого века, чьи тексты стали народными, известными многим людям, и, которые до сегодняшнего дня живут не просто в литературной, а в литургической жизни. Вот, Ефрем Сирин относится к их числу.
У него очень много замечательных толкований на Священное Писание Ветхого и Нового завета, множество молитв, множество богословских сочинений, которые и сегодня читаются на одном дыхании. Неоднократно его труды переиздавались в русском переводе, начиная с 1848 года, когда впервые его труды были переведены на современный русский литературный язык. И на церковнославянском языке существует множество сборников Великопостного чтения. Ведь не только молитва Ефрема Сирина употреблялась в дни Великого поста, но и во время богослужения, по уставу, полагается читать его толкование на Священное Писание. Были такие большие книги, рукописные еще и первопечатные книги, они в больших переплетах, огромные. Даже была такая поговорка про Великий пост «Пришли редька и хрен, да книга Ефрем». То есть книга «Ефрем» — это книга поучений преподобного Ефрема Сирина, которая читалась во время Великого поста. Книги Ефрема Сирина читались и в храме, и во время трапезы в монастырях.
Молитва необыкновенно удачна, она очень в сжатом, очень в коротком виде, заключает в себе огромные смыслы. В некотором смысле это икона молитвы вообще. Она охватывает целый круг жизни человека. В ней человек просит обо всем, о чем можно и нужно просить Бога. Вот почему эта молитва так популярна, так часто употребима. Ведь, кстати, по уставу, ее полагается читать не только великим постом, но и в другие посты, для домашнего потребления, келейного молитвенного правила ее можно читать хоть каждый день. В этом нет никакого греха. Потому что она, действительно, одна из самых удачных молитв, недаром к ней так много внимания уделяли даже такие люди, которые не очень были близки к Церкви, например А.С.Пушкин. У Пушкина одно из самых лучших стихотворных переложений молитв, хотя, как мне кажется, по звучанию оно проигрывает церковнославянскому тексту. До некоторой степени это опрощает его, хотя и делает более понятным. Но и сама молитва понятна даже на церковнославянском языке.
Давайте ее разберем. Вот начинается она словами: «Господи и Владыка живота моего», то есть владыка жизни моей. Начало — это исповедание Господа своим Владыкой, это исповедание верой. Мы тем самым обращаемся к Богу, свидетельствуем, что мы не просто верим в него, но мы признаем Его Властелином наших дней и нашей жизни.
«Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». Мы просим Бога чтобы он избавил нас от очень привязчивых грехов, тех, которые наверно постоянно живут в сердце каждого человека. Ну, «праздность» — это такое чувство, когда человеку не к чему стремиться, когда человеку нечем занять себя в хорошем, в основном таком смысле. Когда человек не может реализовать себя. Это болезнь, которая сегодня заражает все большее и большее количество людей. Потому что очень многое количество людей сегодня не могут и не хотят ничего делать. У них нет смысла жизни, у них нет каких-то стимулов. Знаете, бывает даже, что работать человек не хочет. предлагают деньги, а он говорит «я не хочу». Да же на таком, самом элементарном уровне. А если говорить о более глубоких вещах, то человек не хочет реализовать себя. Потому что ведь каждый из нас пришел в этот мир по воле Божией. И у Бога есть целый план относительно каждого человека. А вот человек не хочет и все. А Бог не делает ничего силой. Бог не может спасти человека силой, если он не хочет спасения. Вот почему «праздность» — это как бы начало всех грехов, она и поставлена на первое место. Эта праздность может сочетаться с необыкновенной кипучей деятельностью. Человек может быть праздным душевно, но при этом бегать, суетиться, минуты свободной не сидеть на месте, завести всех вокруг себя, и так всю жизнь пробегать, как белка в колесе, и при этом остаться праздным, потому что ничто глубокое, ничто серьезное его не занимает.
«Уныние». Уныние — это то, что основано на праздности, и способствует возникновению уныния и гордость. Уныние — это то расслабление, которое заражает каждого человека, который решает, что никакого смысла жизни нет и быть не может. И человек унывающий — это человек, отчаявшийся в своем положении.
«Любоначалие» — это любовь к тому, чтобы главенствовать, любовь к тому, чтобы всегда быть первым, любовь к тому, чтобы занимать какое-нибудь важное место, причем порой совсем незаслуженно его занимать. И чем менее оно заслуженно, тем больше его хочется занять. Любоначалие — это то, что портит и отравляет все отношения в человеческом обществе. Что происходит и вокруг нас. Людям, которым ну не по каким параметрам не нужно находиться у власти, к ней стремятся и достигают ее. Результат, к сожалению, чаще всего бывает очень плачевный. Таким образом, страсть действует на нескольких уровнях, действует на сердце отдельного человека. Она действует на уровне семьи, близких отношений, она действует на уровне общества, страны, мира.
Ну и одна из страстей, которая уничтожает человека как личность — это, конечно, «празднословие». Опять же, празднословие не совсем в том смысле, в котором мы его себе представляем. Празднословие как привычка ко лжи. Есть такое определение о человеке, который лжет словом, лжет телом и лжет всей своей жизнью. Вот празднословие — это привычка лгать всей своей жизнью. Празднословие — это привычка поучать людей, как правило, тому, что человек сам не испытал, не сделал или не смог. У Антония Великого есть совершенно удивительные слова: «Величайшее безобразие из всех безобразий — учить других тому, чего сам никогда не делал». Вот молитва Ефрема Сирина, в первой своей части, после того как мы исповедали Христа Господом, мы просим избавить нас от этих грехов. Чтобы Господь не дал их нам, и вместо них помог бы нам приобрести противоположные им добродетели. Мы много говорим, что человек должен бороться со страстями всю свою жизнь. Это действительно очень тяжелый, постоянный, повседневный труд, когда человеку приходится возвращаться вновь и вновь на одно и то же место. Но этот труд будет бессмысленен, если мы на место этих страстей не попытаемся возрастить какие-то добродетели.
И вот в молитве Ефрема Сирина перечисляется «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения, любви даруй мне, рабу твоему».
«Целомудрие» — понятное всем слово. Но в древности оно имело более широкое значение. Как целостность восприятия мира, целостность человеческого бытия, «цельность» вот то, что мы говорим. Человек, который не шатается туда-сюда, со стержнем. Сегодня значение целомудрия сузилось до одной только нравственной чистоты.
«Смиренномудрие и терпение» — это две добродетели, которые чтоб приобрести, не жалко потратить всю свою жизнь. И смиренномудрие, и терпение необходимо для каждого человека, живущего в мире. Ну, мы сами знаем, как много зависит от того, может человек терпеть или нет. Готов ли он ждать, что будет не сегодня, а послезавтра. Или готов ли он терпеть все те испытания, которые встречаются на его пути.
Ну и вершина всех добродетелей, царица всех добродетелей — это «любовь». В Священном Писании сказано: «Потому узнаете, что вы мои ученики, если любовь будете иметь между собою» — это беседа Спасителя с Апостолами в Евангелии от Иоанна. К этой любви призван каждый христианин. Любовь — это увенчание всего христианского подвига. Мы трудимся для того, чтобы приобрести любовь к Богу и к ближним.
Ну и заканчивается молитва призывом: «Ей Господи, Царю, дару мне зреть мои прегрешения и не осуждать брата моего. Яко благословен еси во веки веков. Аминь». Ну, а видение своих грехов по словам преп. Петра Домаскина — это начало нашего спасения. Самое главное, видеть себя таким, какой ты есть на самом деле. Видение своих грехов, у преп. Петра Домаскина есть дополнение, «бесчисленных, как морской песок». Человек, который живет внимательной жизнью, он всегда знает себе цену. А цена у нас невысока, потому что мы постоянно побеждаемся теми или иными страстями, какими-то негодными мыслями, какими-то душевными страстями. Если мы это видим, тогда мы не осуждаем окружающих нас людей..".