Митрополит Саратовский Лонгин: Скорбная память о грехе и после исповеди — это епитимья от Бога
По мнению архипастыря, не стоит смущаться тем, что иногда и после исповеди не наступает облегчения на душе — «для заживления любой раны требуется время»
На вопрос, как часто нужно исповедоваться, владыка ответил: «По мере необходимости, это очень индивидуально. Если есть навык, то каждый раз, когда сердце болит о каком-то грехе. Кому-то это необходимо несколько раз в месяц, кому-то — раз в неделю, кому-то чаще, кому-то реже. Надо исповедоваться так часто, чтобы голос совести всегда громко звучал в человеческом сердце. Если он начинает затихать, значит, что-то не так».
Архипастырь напомнил, что формально Исповедь никак не связана с Причастием, и поэтому прибегать к этому таинству необходимо независимо от того, собирается человек причащаться или нет. «Исповедь — это очищение человеческого сердца, а чистое сердце человеку нужно всегда, не только накануне Причастия. Нет ничего плохого, если человек будет исповедоваться чаще, чем причащаться».
Если же исповеданный грех продолжает мучить, и боль от него не утихает, не стоит этим смущаться, призвал владыка. «Грех наносит рану человеческой душе. Для заживления любой раны требуется время, она не может просто взять и затянуться. Мы люди, у нас есть совесть, у нас есть душа и после нанесенной ей раны она, конечно же, болит. Иногда всю жизнь. Есть такие ситуации, такие грехи, рана от которых остается в человеческом сердце очень надолго, даже если человек раскаялся и получил прощение от Бога».
Но если эти грехи больше не повторялись, то снова в них исповедоваться нет необходимости, отметил митрополит Лонгин. «Каждый грех, мы знаем, по традиции заглаживается епитимьей. И вот эта память о грехе, память скорбная, болезненная, вполне может быть воспринята как епитимья от Бога».
На вопрос, что делать, если чувствуешь вину перед усопшим человеком, владыка ответил: «Я думаю, что самый действенный способ — молиться об этом человеке. Молиться о том, чтобы Господь простил его грехи. Можно в память его что-то делать. Действительно, почему люди в память о своих близких строили храмы, богадельни, больницы, сиротские дома? Потому что у них в сердце было некое чувство к усопшим, которое нуждалось в воплощении. Может быть, не всегда надо было загладить вину, а просто хотелось что-то сделать в память, в честь близкого человека. Не надо бояться таких чувств. Неприятные ощущения могут остаться, особенно если мы действительно, по-настоящему и всерьез виноваты. Но, тем не менее, если покаяние было искренним, если оно было от всего сердца, оно все равно состоялось».
Отвечая на вопрос о первой исповеди за всю жизнь, длинных очередях при этом и недовольстве прихожан, митрополит Лонгин отметил: «Для того, чтобы прийти к исповеди в первый раз, когда нужно исповедоваться практически за всю жизнь, нужно найти будний день. Можно договориться со священником, сказать ему, что есть необходимость в долгой исповеди. Может быть, он специально какое-то время назначит, чтобы никого не задерживать и не заставлять волноваться по этому поводу».
Также владыка отметил, что на первой исповеди не нужно рассказывать о своих грехах подробно, достаточно просто их назвать. «А потом уже, со временем, постепенно, когда человек вспоминает какие-то подробности, которые действительно имеют значение для его души, тогда можно уже более детально покаяться. А для начала нужно каяться во всем, что человек вспомнил». Также он поддержал практику записывания грехов на листочке бумаги: «Очень плохо, когда человек приходит на исповедь, и ему действительно есть, что сказать, и при этом он начинает с долгими паузами мучительно вспоминать: „А что же я хотел сказать еще?“. Это, конечно, и утомляет его, и сбивает с покаянного настроя, поэтому пользоваться листочком очень удобно и полезно».
О крайних случаях, когда человеку «не в чем исповедоваться» владыка сказал: «Человеку, не привыкшему к чистоте, кажется, что вокруг все нормально, замечательно, до тех пор, пока он не попадет в действительно нормальные человеческие условия. И если он в этих нормальных условиях побудет какое-то время, то он уже не сможет вернуться к прежнему». «Если человек вообще не пробовал анализировать свою жизнь, оценивать свои поступки, то действительно может прожить всю жизнь с уверенностью, что ничего плохого не сделал». Такие люди «просто не привыкли смотреть на себя со стороны и оценивать свои поступки, мысли, свое общение с другими людьми с точки зрения евангельской нравственности, в системе координат, в которой есть четкое разделение, что такое хорошо и что такое плохо».
«Посмотрите: большинство конфликтов, которые происходят в семейной, в общественной жизни — с чем они связаны? — С тем, что люди принципиально не готовы признать себя неправыми, попросить прощения, извиниться, исправиться. Они считают, что если они признаются в чем-то и, не дай Бог, попросят прощения, то потерпят сокрушительное поражение. Хотя на самом деле, если человек умеет просить прощения и прощать — то его жизнь согласна с Евангелием, наиболее близка к тому, какой человеческая жизнь должна быть».
Русская линия
Власти Москвы рассмотрят вопрос о переименовании Ленинградского вокзала и станции метро «Войковская»
Городские чиновники намерены провести социологический опрос москвичей по этому поводу
«Эти вопросы мне известны, и мы над ними собираемся работать, как и над любыми другими предложениями. Рассматривая каждый из этих вопросов, мы будем опираться на разные мнения, в том числе мнения москвичей», — заявила Швецова.
По ее словам, власти также рассматривают возможность проведения социологического опроса москвичей по этому поводу.
Ранее уже предпринимались попытки переименования Ленинградского вокзала. В июле 2009 года глава РЖД Владимир Якунин предложил переименовать вокзал в Николаевский. Однако эта инициатива была отрицательно воспринята отдельными чиновниками. Так, известная своими коммунистическими воззрениями Валентина Матвиенко назвала решение Якунина необдуманным, а партия КПРФ сочла переименование вокзала «идеологической провокацией» и «чрезвычайным происшествием».
Споры по поводу необходимости переименования станции метро «Войковская» также идут уже не первый год. Еще в октябре 2010 года Императорский дом Романовых призывал Сергея Собянина переименовать станцию, названную в честь комиссара Уральской области Петра Войкова — одного из организаторов расстрела семьи Николая II.
В настоящее время на страницах интернет-портала «Российской газеты» ведётся опрос читателей, нужно ли переименовывать Ленинградский вокзал в Москве и менять название станции метро «Войковская». Проголосовать в поддержку переименования можно по адресу http://www.rg.ru/2011/10/13/pereimenovanie-anons.html
Русская линия
Фурсенко, Голикову и Лахову — в отставку!
В Москве прошел Третий всероссийский родительский форум
Форум был организован движением «Народный Собор», «Объединенным общественным комитетом в защиту семьи, детства и нравственности», Ассоциацией родительских комитетов и сообществ России («АРКС»), движением «Семья-Любовь-Отечество», и рядом других общественных и родительских организаций.
Форум, который по традиции начался с молитвы, прочитанной настоятелем Патриаршего Подворья в Сокольниках храма Рождества Иоанна Предтечи игуменом Иоанном (Ермаковым), вёл сопредседатель «Народного Собора» Владимир Хомяков.
Трансляция Форума шла через интернет в режиме реального времени на 54 региона России.
В ходе обсуждения участники Форума констатировали, что в настоящее время складываются крайне неблагополучные тенденции в законодательстве, когда государство стремится уйти от выполнения своих закрепленных в Конституции социальных функций и делегировать их общественным организациям и частным предпринимателям, а кроме того — создаёт правовые возможности для вмешательства в дела семьи. При этом инициатором принятия ряда антисоциальных и антисемейных законов выступает ни кто иной, как Минздравсоцразвития.
На Форуме выступили:
Протоиерей Александр ИЛЬЯШЕНКО — директор и председатель редакционного совета портала «Православие и мир».
Протоиерей Максим ОБУХОВ — председатель правления Общероссийской общественной организации «За жизнь и защиту семейных ценностей»
Cергей ЧЕСНОКОВ — гл. редактор газеты «Вифлиемский глас» (Нижний Новгород), президент фестиваля «За жизнь!», координатор «Народного Собора»
Игорь Михайлович ДРУЗЬ — писатель, публицист, руководитель «Народного Собора» Украины
Николай МИШУСТИН — глава рабочей группы по защите семей от ювенальных технологий Московской городской Думы.
Владимир СЕМЕНКО — православный писатель и публицист, координатор «Народного Собора»
Сергей ИВАНОВ — председатель Правления РО «АРКС» (Набережные Челны).
Павел БЕЗУКЛАДИЧНЫЙ — руководитель Международного общественного движения «За веру православную!»
Андрей ТИТУШКИН — специалист Службы по взаимодействию с общественными организациями отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата
Людмила РЯБИЧЕНКО — руководительница движения «Семья — Любовь — Отечество», член Центрального Совета «Народного Собора»
Татьяна ШИШОВА — писательница, психолог, член Центрального Совета «Народного Собора», член Центрального Совета «Объединенного общественного комитета в защиту семьи, детства и нравственности»
Лариса ПАВЛОВА — адвокат, руководительница НП «Родительский комитет», член Центрального Совета «Объединенного общественного комитета в защиту семьи, детства и нравственности»
Ирина МЕДВЕДЕВА — писательница, член Центрального Совета «Народного Собора» и «АРКС», член Центрального Совета «Объединенного общественного комитета в защиту семьи, детства и нравственности»
Ольга ЛЕТКОВА — руководительница Общественного центра правовых экспертиз, член Центрального Совета Ассоциации родительских комитетов и сообществ России («АРКС»)
Любовь КАЧЕСОВА — председательница Санкт-Петербургского отделения О.Д. «Всероссийское родительское собрание»
Галина ЧЕРВОНСКАЯ — профессор-вирусолог, автор книги «Вся правда о прививках»
В итоговой резолюции жёсткой критике подверглись последние инициативы Минздравсоцразвития — законопроекты «Об основах здоровья граждан в РФ», ФЗ «О социальном обслуживании граждан в РФ», а также Информационное письмо Минздравсоцразвития РФ N15−2/10/2−6334 от 30 июня 2011 г. о проведении углубленной диспансеризации подростков. Участники Форума квалифицировали эти инициативы, как «антисоциальные» и «антисемейные», и предупредили, что в случае их принятия Госдумой РФ, призовут родительские сообщества на предстоящих выборах выступить против тех партий, фракции которых поддержат данные законопроекты. В Генпрокуратуру было решено направить заявление о проведении проверки данных законопроектов на коррупциогенность, соответствие Конституции РФ и интересам государственной безопасности России.
Форум высказался против любых попыток отдельных организаций протащить в завуалированном виде от имени якобы широкой родительской общественности концептуально отвергнутый родительским сообществом Форсайт-проект «Детство 2030». В качестве альтернативы ему предложено рассматривать разрабатываемый «АРКС» проект «Возрождение семьи в России на основе традиционных духовно-нравственных ценностей».
Родительским сообществам предложено начать общественную кампанию за вытеснение с политического поля должностных лиц и структур, уличенных в откровенно антисемейной и антисоциальной деятельности. В частности:
– Поддержать инициативы избирателей по отзыву депутатов Госдумы РФ Ольги Борзовой и Екатерины Лаховой.
– Потребовать отставки руководства Минсоцразвития и Минобразования и досрочного прекращения полномочий всего состава Общественной палаты РФ.
– Потребовать прекращения деятельности скомпрометировавших себя антисемейной деятельностью «Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» и «Национального фонда защиты детей от жестокого обращения».
Форум поддержал открытое заявление ряда российских общественных объединений об антисемейной деятельности Совета Европы и других международных организаций, под предлогом «соблюдения международных соглашений» навязывающих России проекты и подходы, противоречащие ее интересам и традиционным ценностям. Было заявлено, что в случае продолжения такого рода деятельности со стороны Совета Европы, родительские сообщества потребуют от руководства страны выхода России из этих международных организаций и денонсации соответствующих соглашений и конвенций.
Участники Форума обратились к гражданам России с призывом поддержать их требования по недопущению переориентирования государства на отказ от своих предусмотренных Конституцией социальных обязанностей, демонтаж Конституции и уничтожение прав и свобод народа России.
Здесь же, на Форуме, сопредседатель «Народного Собора» Олег Кассин вручил Людмиле Рябиченко и Ирине Медведевой медали «Вместе — заодно!». Этой общественной награды «Народного Собора» они удостоены за патриотизм и большие заслуги в деле защиты семейных ценностей.
Русская линия
Угрозы от миротворцев
Ситуация в сербских анклавах в Косово крайне напряжённая — войска КФОР готовятся захватить КПП «Яринье» и «Брняк»
Речь идет о двух КПП — «Яринье» и «Брняк» на севере Косово. С лета военные НАТО безуспешно пытаются передать их под контроль косовских албанцев. В случае, если это, в конце концов, удастся, сербский анклав на севере Косово, живущий по сербским законам и снабжаемый всем необходимым для жизни из Сербии, окажется в изоляции от Белграда. Волей-неволей сербам придется тогда или признать контроль границы официальной Приштиной, или начать активные боевые действия не только против косовских албанцев, но против сил KFOR.
Как писала РЛ, последние столкновения около двух КПП произошли в конце сентября. После них в течение двух недель представители НАТО вели переговоры с сербской общиной. Переговоры зашли в тупик в конце прошлой недели. Командир международных сил в Косово (KFOR), генерал Ерхард Дрюс заявил, что военнослужащие Североатлантического альянса снесут баррикады сербов на севере края в понедельник, 17 октября, если сами жители Косово не сделают это в воскресенье, сообщает агентство Франс Пресс. Однако глава муниципалитета Косовска-Митровица Крстмир Пантич заявил, что убрать баррикады так быстро не получится, передает Интерфакс.
«Если местное население (севера Косово) не уберет заграждения с дорог, KFOR сделает это в понедельник мирным способом», — цитирует Франс Пресс слова Дрюса. Однако иллюзий на этот счет в НАТО, видимо, не испытывают. Поэтому накануне истечения ультиматума к КПП была выдвинута бронетехника KFOR.
В сложном положении окажется Сербия. Сделка, которую предлагает Европа властям этой страны, предельно ясна: если Белград хочет приблизиться к вступлению в ЕС, он должен однозначно «сдать» сербский анклав. Перед тем, как переговоры с косовскими сербами вступили в решающую стадию, Еврокомиссия предоставила Сербии статус кандидата на вступление в ЕС.
Однако очевидно, что просто так согласиться «сдать» соотечественников в обмен на перспективу вступления в Евросоюз сербские власти не могут. «Никто не может ожидать или требовать от Сербии этого. Это не оправдывает никакая цель, даже если эта цель вступить в ЕС», — сказал министр внутренних дел страны Ивица Дачич.
Русская линия
Патриарх Кирилл: «В центре проповеди Церкви находится не человеческая мудрость, а истина Божия»
Предстоятель РПЦ совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя
Его Святейшеству сослужили: митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; архиепископ Истринский Арсений; архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Выборгский Назарий, наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры; епископ Воскресенский Савва, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря; епископ Магаданский и Синегорский Иоанн; епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин; архимандрит Кирилл Говорун, первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь кафедрального соборного Храма Христа Спасителя; протоиерей Рауно Пиетаринеен, ректор Православной духовной семинарии в г. Йоэнсуу, Финляндия (Финляндская Православная Церковь); игумен Исидор (Тупикин), ответственный секретарь Управления делами Московской Патриархии; диакон Петри Няканен (Финляндская Православная Церковь); духовенство г. Москвы.
За Литургией Святейший Патриарх Кирилл и сослужившие Его Святейшеству архиереи совершили хиротонию архимандрита Лукиана (Куценко) во епископа Благовещенского и Тындинского.
По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Лукиана на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новохиротонисанный иерарх преподал богомольцам первое архипастырское благословение. Затем Святейший Владыка обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:
«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры!
Всех вас сердечно приветствую с воскресным днем. Мы совершили сегодня рукоположение архимандрита Лукиана во епископа Благовещенского и Тындинского. Владыке, который долгие годы трудился в Санкт-Петербургской епархии, предстоит поехать на Дальний Восток нашей страны, на берег реки Амура, устроять там церковную жизнь, ибо за время безбожного лихолетья более всего пострадали епархии Дальнего Востока и Сибири. И сегодня, предаваясь порой унынию по поводу того, что народ наш покидает эти исконные русские земли, эти огромные просторы, мы задаемся вопросом, а не явилось ли началом этого исхода разрушение святынь, кафедральных соборов, монастырей, которые как крепости объединяли вокруг себя православный народ?
Сегодня миссии Православной Церкви на Дальнем Востоке и в Сибири придается особое значение. И верим, что молитвами святых угодников Божиих, молитвами наших равноапостольных первопроходцев Господь приклонит милость к нашим дальневосточным и сибирским землям, и вместе с возрождением веры православной они будут укрепляться, прирастая материальной силой и духовным благополучием. Ведь в центре проповеди, которую Церковь обращает к миру, — не человеческая мудрость, а истина Божия. От этой истины люди нередко сознательно отворачиваются, понимая, что их внутренний мир ей не соответствует. Это означает, что их внутренний мир принадлежит другим силам, а не силе Божией; а иногда люди просто умом своим не могут до конца понять все величие Божественной истины.
Удивительно, как Бог Всемогущий Свое бытие, Свой мир, Свою истину сумел воплотить в словах и категориях человеческой мысли! Как нужно было умалить эту истину, как нужно было приблизить ее к пониманию людей, чтобы она была понятна пусть не всем, но по крайней мере многим! Вот и сегодняшнее евангельское чтение (Лк. 6:31−36) несет нам такую Божественную истину: любите врагов ваших, говорит Господь. Но как эти слова расходятся с человеческим опытом! Ведь это враг — тот, кто хочет тебе зла. Чтобы остановить действие врага, нужно употребить силу: либо силу слова, либо силу человеческих мышц, либо силу тех средств, которыми человек обладает. На этой философии сопротивления силой основана вся философия войны. Именно этими идеями оправдывается пролитие человеческой крови — враг должен быть уничтожен. Любите врагов ваших — откуда эти слова, из какого человеческого опыта, из какой человеческой философии, из какого образа жизни? Нет ничего подобного в человеческом мире. Любите врагов ваших — это как гром с неба, как явление Божие, как явление иного бытия. И когда пытливый человеческий ум начинает проникать в эти слова, открывается вся бездна Божественной премудрости, потому что любовь есть величайшая сила. Любовь способна изменить человека: из врага сделать друга; чужого, каждого, к кому наша любовь простирается, сделать своим, ближним.
Вместе с тем почти каждый человек постоянно задает себе вопрос: как я могу любить ближнего своего, который мне враг? Святитель Иоанн Златоуст, размышляя над этим удивительным Божественным посланием, учит нас тому, что может помочь изменить наше отношение к людям, в том числе враждебно к нам относящимся. Он говорит: никогда не называйте врагов презрительными, пренебрежительными или оскорбительными именами. А почему? А для того чтобы душа училась от слов и, научившись, примирилась с врагами. Для того чтобы враг стал ближе, не нужно отчуждать его своими фантазиями, своими фобиями — конечно, не теряя бдительности. Не нужно приклеивать ему никаких ярлыков, никаких оскорбительных прозвищ, нужно беречь в некоем целомудрии свой язык. И тогда душа, по слову Златоуста, действительно будет учиться от языка.
Другие замечательные слова в сегодняшнем Евангелии: Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. В этих двух фразах — все Евангелие, весь смысл христианского нравоучения. Не хочешь иметь врага — не делай людям зла. Появился враг как бы на ровном месте, вопреки твоей воле, помимо твоих действий, — не называй его врагом. Воспитывай свой разум в том, что он не твой враг, и тогда душа твоя откликнется на этот посыл и примирится с этим человеком. Можно себе представить, каким был бы наш мир, если бы мы жили по этой Божественной заповеди, так расходящейся с повседневным греховным опытом нашей жизни!
Господь призывает нас к высшему. Он не предлагает нам того, что лежит ниже — ниже нашего человеческого разума. Он поднимает высоко планку, чтобы мы, обращаясь к Нему, всегда поднимали голову — и в прямом, и в переносном смысле, ведь Он несоизмеримо нас выше. Оттуда, с неведомой нам высоты, Он обращает к нам слова, которые одних ранят, других обжигают, а третьих привлекают к себе своей Божественной силой. И задача Церкви Христовой — не только духовенства, а всей Церкви, всего народа Божиего — заключается в том, чтобы эти слова осуществлялись в жизни, наполнялись смыслом, преображали реальность.
Как все это далеко от того, что нам показывают по телевидению: ринги, поединки, схватки, лица, искаженные злобой, невероятное количество лжи, подтасовки фактов — лишь бы только убедить кого-то в своей правоте, сделать врага презираемым в глазах других! Но разве это путь к миру? И при этом мы говорим о гражданском мире, о согласии? Да как можно созидать согласие, когда мы разжигаем человеческие страсти, когда каждый вечер миллионы людей становятся очевидцами этого буйства человеческих страстей! Что можно всему этому противопоставить? Еще большую силу логики, ума, способности спорить и убеждать? Нет. Всему этому можно противопоставить только исполнение слов Христа Спасителя: Итак, кто хочет, чтобы люди поступали с ним по-доброму, сам по-доброму относись к людям и люби врага своего. Только от Бога могли прийти к нам в грешный мир эти слова. Любого человека побили бы камнями и уничтожили, если бы он стал проповедовать такую философию. Но поскольку это слово Божие, оно живет и действует и острее меча обоюдоострого, разделяя само человеческое естество (см. Евр. 4:12), и верим, что только это слово, воплощенное в жизни людей, и способно спасти род человеческий.
Это послание и нужно нести — и новорукоположенному епископу на Дальний Восток, и каждому архиерею Церкви нашей, и каждому священнику, и всем вам, мои дорогие братья и сестры; потому что вы не статисты в Церкви — вы ее члены, вы проповедники, вы благовестники. Ведь Церковь апостольская, а значит, каждый мирянин несет апостольское служение. Несите эту истину в мир, сами старайтесь жить по этим словам, преобразуйте мир силой Божественной мудрости. И верим, что Господь в ответ на молитву нашу, на смирение наше, на нашу готовность нести поношения во имя Божией правды, приклонит к нам Свою милость, и все большее и большее количество людей и на Дальнем Востоке, и на западе, и на севере, и на юге Святой Руси примут Божественные слова как некий закон своей собственной жизни и в соответствии с этим законом начнут устроять и преобразовывать эту грешную жизнь по воле Божией. Аминь».
Русская линия
Протоиерей Владимир Вигилянский: «Любители плевать другим в лицо подлежат осуждению»
Священнослужители РПЦ считают, что, к сожалению, у многих наших граждан представления о религии так и остались на уровне «совка»
В августе суд признал графическую работу экстремистской, удовлетворив таким образом иск жительницы Тарусы, которая была оскорблена картиной московского художника Савко. Женщина нашла эту работу, просматривая в интернете полотна с выставки «Запретное искусство — 2006».
Картина Савко воспроизводит гравюру немецкого художника Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда, изображающую сцену Нагорной проповеди, только в цвете, а у фигуры Иисуса Христа голова заменена на мордочку Микки-Мауса.
Суд тогда посчитал, что соединение образа Микки-Мауса и евангельского сюжета превратило графическую работу в карикатуру на Иисуса Христа, что оскорбляет чувства верующих. В то же время картину можно трактовать и как насмешку не над Христом, а над современным сознанием, в котором религиозные ценности заменены коммерческими, а культура вытеснена масскультом.
Напомним, организаторы выставки «Запретное искусство — 2006» Андрей Ерофеев и Юрий Самодуров были признаны виновными в разжигании религиозной розни и приговорены к штрафу.
Портал Regions.Ru попросил священнослужителей РПЦ прокомментировать решение суда.
Протоиерей Владимир Вигилянский, глава пресс-службы Московского патриархата, не согласился с определением «экстремистская картина». «Я здесь вижу не экстремизм, а оскорбление чувств верующих. Общество должно уметь защитить себя от этой разнузданности, от любого действия, связанного с оскорблением чувств по признакам пола, национальности или религии. Люди понимают, что имеется в виду, когда идет речь о национальном достоинстве человека. Как, например, солидаризировалось общество, когда появились плакаты антисемитского содержания на Киевском шоссе! Их единодушно признали оскорбляющими национальные чувства. Но вот когда идет речь об оскорблении чувств верующих, то значительная часть общества почему-то считает, что это нормально — хотя в законе национальные и религиозные чувства идут через запятую. Юридическая оценка должна быть совершенно одинаковой в случае оскорбления как национальных, так и религиозных чувств. Если мы хотим жить в нормальном, приличном обществе, необходимо уважительно относиться к этим чувствам. Это правило, которое государство и общество должны защищать, а любители плевать другим в лицо подлежат осуждению», — заключил отец Владимир.
Протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыне, назвал картину, о которой идет речь, карикатурой. «Это «художественное произведение» ничем не отличается от советской антирелигиозной пропаганды, одним из главных средств которой была именно карикатура. Эта пропаганда создавала свой собственный образ, например, ислама или христианства, и сама же его «разоблачала» с помощью карикатур. Так что ничего нового художник Савко не изобрел. И дело здесь не в тонкостях судебного разбирательства, а в общем нравственном состоянии современного общества, допускающего подобные вещи. К сожалению, и сейчас у многих представления о мире и религии так и остались на уровне «совка», — заключил он.
Протоиерей Павел Грачев, настоятель храма Св. Троицы деревни Макеиха Рузского района Московской области, считает, что эта ситуация ярко характеризует нравы нашего современного общества. «Общество не в силах или в нем самом уже нет желания ограждать себя от мощного и агрессивного потока хамства и антикультуры. Человек, создающий подобные карикатуры, попросту не задумывается, что может задеть чьи-то чувства — ему на них наплевать. Это элементарная провокация, преследующая цель привлечь внимание публики к тому, что на самом деле никакого отношения к искусству и культуре не имеет», — добавил священник.
Русская линия
Чиновники Красноярска решили стравить коренное население с гастрарбайтерами?
В ответ на «Русский марш», планирующийся в городе 4 ноября, власти собираются вывести на улицы мигрантов из Средней Азии и Закавказья
По имеющейся информации, власти планируют вывести на проспект Мира, главную городскую магистраль, тысячу мигрантов из Средней Азии и Закавказья. Видимо они, совместно с сотней местных «сторонников» партии власти по преимуществу женского пола из краевых вузов, должны явить миру новый этнический облик Сибири и продемонстрировать дружбу народов будущего «Евразийского Союза» Владимира Путина.
Несмотря ни на что, организаторы заявили: «Русский Марш» в Красноярске начнется в 12 часов от ДК «1 мая» и пройдет по проспекту «Красноярский рабочий», после чего состоится митинг.
Русская линия
В Петербурге прошло заседание Попечительского совета Феодоровского собора
Его возглавил Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир
Члены попечительского совета храма впервые увидели восстановленный интерьер нижнего этажа собора. Его алтарную часть расписывает известный иконописец архимандрит Зенон (Теодор). Пол в центре храма выложен из черного и белого мрамора, образуя лабиринт, символизирующий человеческий поиск Бога.
Совещание провел председатель комитета Госдумы по связям с религиозными объединениями и общественными организациями Сергей Попов. Присутствовали члены попечительского совета — князь Дмитрий Романов с супругой, спикер Законодательного Собрания северной столицы Вадим Тюльпанов, а также представители Министерства культуры, правительства Санкт-Петербурга, в том числе вице-губернатор Игорь Метельский.
Было отмечено, что из городского бюджета в период с 2007 по 2011 годы на реставрацию святыни выделено 107 млн 62 тыс рублей. В следующем году из бюджета города предполагается выделить 17 млн рублей на реставрацию каменной ограды, здания котельной, малой мозаичной иконы над входом в собор и на монтаж майоликовой иконы Феодоровской Божией Матери.
Феодоровский собор был сооружен в 1913 году по проекту Степана Кричинского. Освящен в присутствии царской семьи в 1914 году. Нижний храм назван в честь святых Александра Невского и Марии Магдалины — небесных покровителей императора Александра III и его супруги императрицы Марии Федоровны.
В 1932 году в храме был размещен молокозавод. Новая жизнь святыни началась в 2005 году, когда в его стены вернулась молитвенная жизнь, а 2007 году был создан его попечительский совет, возглавляемый спикером ГД Борисом Грызловым.
Русская линия
Президент Сирии подписал указ о разработке новой конституции
Между тем Лига арабских государств собирается «заморозить» членство Сирии в этой организации
Ранее заместитель генерального секретаря правящей партии арабского социалистического возрождения (ПАСВ) Мухаммед Саид Бхейтан отметил, что проект конституции будет утвержден в парламенте, а затем, в начале следующего года, вынесен на общенародный референдум. По его словам, новая конституция «определит контуры политической жизни Сирии на предстоящий период».
СМИ страны сообщают о начале внутрипартийной дискуссии по поводу отмены 8-й статьи конституции, которая закрепляет за ПАСВ роль «руководящей и направляющей силы» в обществе и государстве. По ее сведениям, перестроечный съезд ПАСВ должен быть созван в течение месяца.
С начала марта, когда начались массовые протесты в стране, Асад обещал своему народу и лидерам зарубежных стран проведение демократических реформ. Так, в течение ряда телефонных разговоров с президентом РФ Дмитрием Медведевым он заявлял о начале «внутренних преобразований с целью недопущения неблагоприятного развития ситуации, человеческих жертв, ради сохранения гражданского мира». Тогда глава государства поддержал такое решение Асада. Но на деле глава Сирии ограничился небольшими изменениями, в частности, введением новых поправок в конституцию, отменой чрезвычайного положения, действующего с 1963 года, и амнистией нескольких политзаключенных. В ответ Медведев отметил, что Асад «отчасти опоздал с реформами» в своей стране, и из-за этого жертвы останутся на совести тех, кто стоит у власти.
Создание новой конституции является одним из основных требований сирийской оппозиции, наряду с отставкой главы государства. В Сирии сохраняется неспокойная обстановка. По данным ООН, обнародованным в Женеве в пятницу, общее число жертв беспорядков, не стихающих в Сирии с марта текущего года, превысило 3 тысячи человек. Более 100 человек убиты за последние 10 дней.
Между тем лига арабских государств (ЛАГ) рассмотрит на заседании министерского совета в Каире предложение заморозить членство Сирии в этой организации, сообщает РИА «Новости». Инициатор — Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), мирные инициативы которого раз за разом отвергает сирийский лидер Башар Асад.
На предыдущем заседании более месяца назад арабские страны выступили против повторения ливийского сценария в Сирии, в частности, отвергнув идею иностранного военного вмешательства в сирийский кризис. В то же время министры подчеркнули, что арабский мир не может мириться с кровопролитием в этой стране.
Сирия почти семь месяцев живет в условиях непрекращающихся антиправительственных протестов, которые начались в середине марта в городе Дераа, а затем перекинулись на другие регионы. Оппозиция требует отставки президента Башара Асада и политических преобразований. США и Евросоюз призвали Асада уйти в отставку и настаивают на применении санкций в отношении этой страны.
Несколько месяцев назад Лига арабских государств фактически санкционировала иностранное вмешательство в Ливию, после того, как поддержала предложение ряда стран о закрытии воздушного пространства над Ливией и «принятии мер по защите гражданского населения». Вслед за этим последовало масштабное военное вмешательство западных стран, а затем и НАТО, которое в итоге привело к падению режима полковника Муамара Каддафи.
По информации издания Al-Ahram, арабские министры не будут рассматривать вопрос о введении над Сирией запретной для полетов авиации зоны, как это было с Ливией.
Русская линия
Ливийские повстанцы взяли город Бани-Валид
Они также решили «стереть с лица земли» резиденцию Каддафи в Триполи
Столица Ливии — Триполи была захвачена повстанцами еще в ходе начавшегося 20 августа наступления. Местонахождение Каддафи пока неизвестно. За его голову противники назначили цену в 1,6 миллиона долларов.
Сирийский телеканал, поддерживающий Муамара Каддафи, подтвердил смерть сына лидера ливийской Джамахирии Хамиса в боях за город Тархуна, происходивших в конце августа, сообщает в понедельник агентство Рейтер.
Агентство сообщает также о смерти двоюродного брата Хамиса, Мухаммеда Ас Сенуси.
Первое известие о гибели Хамиса Каддафи и Мухаммеда Ас Сенуси появилось в СМИ в конце августа. В начале сентября эту информацию подтвердил представитель минобороны ПНС Ахмад Бани, однако подтверждения со стороны сил, лояльных Каддафи, не поступало.
Вчера также стало известно, что ливийские повстанцы приступили к сносу резиденции Муаммара Каддафи в Триполи, сообщает РИА Новости. Работы ведутся с помощью двух бульдозеров под охраной вооруженных бойцов. Вокруг комплекса зданий в районе Баб аль-Азизия собрались люди, которые выкрикивают слоганы в поддержку Национального переходного совета. «Мы будем разрушать все, что принадлежит Каддафи. Мы хотим, чтобы мирная организация была построена вместо дома Каддафи», — цитирует агентство одного из сторонников повстанцев.
Резиденция Каддафи и военные объекты правительственных войск в Баб аль-Азизии ранее неоднократно подвергались авиаударам коалиции НАТО. После того, как в августе столица перешла в руки мятежников, в зданиях были обнаружены 150 тел. Представители повстанцев заявляли, что Каддафи держал в Баб аль-Азизии заключенных, которых его сторонники убили, перед тем, как покинуть Триполи.
С 19 марта коалиция западных стран ведет против Ливии военную операцию, основываясь на резолюции. 1973 Совбеза ООН. 15 июля в Стамбуле на встрече контактной группы по Ливии было решено признать Национальный переходный совет единственной законной властью Ливии.
По данным ливийской стороны, жертвы среди мирного населения в результате авиаударов с самого начала бомбардировок исчислялись сотнями человек, однако страны коалиции подвергают эти данные серьезному сомнению.
Известно, что жертвами авиаудара, нанесенного по резиденции Муамара Каддафи в ночь на 1 мая, стал один из сыновей лидера Ливии, Сейф аль-Араб, и трое его внуков. 14 июля генерал Мохамед Зекри Махджиби заявил, что с 19 марта по 14 июля зафиксировано 1108 погибших и 4537 раненых. С 4 июня НАТО использует против Ливии боевые вертолеты.
Всего жертвами беспорядков в Ливии, продолжающихся с 15 февраля, по разным данным, стали от нескольких сотен до десяти тысяч человек.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем подвиг солдата Леонтия Коренного, а также русских ученых А.Т.Болотова и П.И.Ковалевского
К этому времени он был уже опытным солдатом. Среди сослуживцев Коренной пользовался большим уважением и авторитетом за силу, которой щедро наградил его Господь, смелость и неустрашимость в бою, редкий рост и добродушный характер. В гвардейском полку гренадера почтительно называли «дядя Коренной». Первого своего «Георгия» русский богатырь заслужил за проявленную в Бородинском сражении храбрость. В один из критических моментов боя для финляндцев потребовалось во что бы то ни стало удержать в течение нескольких часов до прихода помощи позицию на опушке леса. Тогда Коренной собрал вокруг себя пятерых однополчан и засел на лесной опушке сумев отстоять занятую позицию. Все шестеро получили самую желанную солдатскую награду — знак отличия Военного ордена.
А 4 октября 1813 г. в знаменитой «битве народов» под Лейпцигом 3-й Коренному довелось совершить еще более славный подвиг. Когда батальон лейб-гвардии Финляндского полка был атакован значительно превосходящими силами противника и начал с боем отходить, часть батальона оказалась прижатой к высокой каменной ограде. Место боевой схватки у каменной стены оказалось тесным. Большинство солдат батальона быстро перебрались назад через стену. Но почти все офицеры были ранены в бою и не смогли преодолеть каменную преграду, к которой французы прижали остатки батальона. Тогда Леонтий Коренной помог перебраться через нее батальонному командиру и раненым офицерам, а сам с горсткой храбрецов остался прикрывать отступающих товарищей.
Вскоре он остался один и яростно отбивался штыком и прикладом от наседавших врагов. Бесстрашный гвардеец получил уже несколько штыковых ран, его мундир был весь в крови. Прижавшись к стене, Коренной не только парировал удары, но и наносил их сам. Когда сломался штык, солдат взял ружье за дуло и стал отбиваться прикладом.
Французы, удивляясь храбрости русского, кричали ему, чтобы он сдавался. Но тот и не думал бросать оружие. Схватка продолжалась. Когда все-таки русский богатырь, получив 18 штыковых ран был повержен, французские солдаты стоявшие над павшим героем из уважения к храбрецу не решились добить его.
Напротив, недавние враги уложили его на носилки и доставили на перевязочный пункт. Посетивший раненных император Наполеон, прознав о подвиге Коренного был поражен. И на другой день имя русского гвардейца попало в приказ по французской армии, изданный за подписью Наполеона. В нем Коренной назывался героем и образцом для подражания и примером французским солдатам. А после того, как солдат смог стать на ноги, опять же по личному приказу Наполеона, он был отпущен из плена.
Леонтий Коренной предстал перед сослуживцами с забинтованной головой, подвязанной к шее левой рукой. Еле передвигал израненные ноги. Гвардеец, однако, под восторженные крики товарищей браво доложил ротному командиру: «Вашвсокбродь, честь имею явиться: из плена прибыл. Отпущен был по приказу самого Бонапарта..»
За проявленное мужество Коренной был произведен в подпрапорщики и стал знаменосцем полка. Ему также была пожалована особая серебряная медаль на шею с надписью «За любовь к Отечеству».
Позже о герое Леонтии Коренном была сложена песня, которая вошла в славную историю лейб-гвардии пехотного Финляндского полка. А в 1903 г., когда лейб-гвардии Финляндский полк праздновал столетний юбилей, офицеры полка отметили его установкой бронзового памятника Коренному, который и был представлен при входе в парадное здание офицерского собрания. И все офицеры, вплоть до самой революции, входя в собрание, снимали перед ним фуражки и отдавали солдату честь. Большевики, придя к власти, этот памятник уничтожили, т.к. геройский подвиг отважного русского солдата-богатыря никак не отражал «вопросы классовой борьбы пролетариата»..
Сегодня мы вспоминаем выдающегося русского ученого и писателя Андрея Тимофеевича Болотова, скончавшегося 4 октября 1833 года.
Он родился 7 октября 1738 года в обедневшей дворянской семье. Участвовал в Семилетней войне. В 1762 г. в чине капитана вышел в отставку и в родовом поместье Дворяниново стал заниматься опытной работой в сельском хозяйстве. Труд Болотова «О разделении полей» был первым руководством по введению севооборотов и организации сельскохозяйственных территорий. Болотову принадлежит множество открытий мирового значения, среди которых обоснование выгонной системы земледелия. Научные разработки в этой области позволили ему заложить основы учения о системах земледелия, дать практические рекомендации по организации и землеустройству территории, а также по введению многопольных севооборотов. Ученый также составил первое русское ботаническое руководство по морфологии и систематике растений.
В 1779−97 г. Болотов управлял имениями дворцового ведомства Тульской и Московской губерний, был постоянным корреспондентом Вольного экономического общества и сотрудником «Трудов» этого общества, где печатал статьи по агрономии, ботанике, по организации помещичьего и отчасти крестьянского хозяйства. Издавал журнал «Сельский житель» и «Экономический магазин».
Болотов был решительным противником модного в к. XVIII — н. XIX вв. масонства, справедливо рассматривая его как антихристианскую, антирусскую силу. Когда Болотову предложили вступить в масонскую ложу и прельщали разными выгодами тайного «братства», он ответил: «Прошу покорно меня от него уволить. Все, что вы ни говорите в похвалу вашему обществу, мне уже давным-давно известно, и вы не первые, а меня уже многие и многие старались преклонить ко вступлению в масонский орден и в другие секты и общества», но не вступать в них, отмечал далее Болотов, «обязует нас. наш христианский закон», исполнять который «обязует нас христианская вера». Из огромного литературного наследия ученого наибольшую ценность представляют автобиографические записки, содержащие материалы о Русской армии, быте дворян и помещичьем хозяйстве, дворцовом перевороте 1762 г., восстании Е.Пугачева.
Сегодня также день памяти одного из основоположников русской психиатрии, идеолога русского национализма профессора Павла Ивановича Ковалевского.
Русская линия
В день памяти свщмч. Дионисия Ареопагита Святейший Патриарх совершил Божественную Литургию в Храме Христа Спасителя
На богослужении присутствовали председатель Комитета Государственной Думы РФ по связям с религиозными объединениями и общественными организациями С.А. Попов, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по международным делам Л.Э. Слуцкий, председатель партии Народный православный сбор (ЛАОС) Георгиос Карадзаферис (Греция), делегация паломников из Санкт-Петербурга.За Литургией Святейший Патриарх Кирилл и сослужившие Его Святейшеству архиереи совершили хиротонию архимандрита Лукиана (Куценко) во епископа Благовещенского и Тындинского.
По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Лукиана на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новохиротонисанный иерарх преподал богомольцам первое архипастырское благословение.
Затем Святейший Владыка обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом.
За трапезой после богослужения Святейший Патриарх Кирилл во внимание к помощи Русской Православной Церкви наградил председателя Комитета Государственной Думы РФ по связям с религиозными объединениями С.А. Попова орденом святого благоверного Даниила Московского II степени.
Русская линия
В субботу состоялось первое богослужение архиереев Донской митрополии
Божественную литургию возглавил митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, глава Донской митрополии, в сослужении епископов Шахтинского и Миллеровского Игнатия, Волгодонского и Сальского Корнилия, благочинных и духовенства епархий, входящих в состав митрополии.
За богослужением митрополит Меркурий рукоположил в сан диакона регента архиерейского хора Владимира Зубрицкого.
По окончании литургии с возведением в сан митрополита владыку Меркурия поздравили архиереи Донской митрополии и атаман Всевеликого войска Донского В.П. Водолацкий. Председатель приходского совета кафедрального собора протоиерей Димитрий Соболевский зачитал поздравительное письмо от губернатора Ростовской области В.Ю. Голубева.
Митрополит Меркурий поблагодарил всех прихожан за совместную молитву и обратился к собравшимся с архипастырским словом.
Донская митрополия включает Волгодонскую, Ростовскую и Шахтинскую епархии.
Русская линия
Владимир Путин дал интервью ведущим телеканала России
Пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков в интервью «Интерфаксу» заявил, это будет свободная беседа, без протокола, без повестки дня, у беседы не будет фиксированного хронометража.
Запись встречи с Константином Эрнстом (Первый канал), Олегом Добродеевым (ВГТРК) и Владимиром Кулистиковым (НТВ) проходила в резиденции премьер-министра в Ново-Огарёве. В эфир выйдет в понедельник в 20:30.
Русская линия
Грузинская Православная Церковь отмечает день памяти великомученицы царицы Шушаник
Шушаник погибла от руки своего мужа и палача — правителя Южного Картли Варскена. Заключив союз с Персией и перейдя в зороастризм, Варскен потребовал того же от жены и детей, но Шушаник не только отказалась отречься от христианства, но не приняла собственных детей, перешедших в иную веру. Шесть лет испытывала царица унижения, побои и пытки, будучи заточённой мужем в темницу, а на седьмой год приняла мученическую кончину.
К лику святых царица-великомученица Шушаник была причислена не только Грузинской Православной, но и Русской Православной Церковью, которая отмечает День памяти святой Шушаник 10 сентября.
Русская линия
Храм в Нью-Йорке, пострадавший от теракта 11 сентября 2001, будет восстановлен
Это событие стало итогом четырехмесячного независимого технического исследования, на которое, при посредничестве офиса губернатора штата, согласились портовое управление и греческая архиепископия. Независимое исследование наконец показало, что храм может быть построен на прежнем месте.
«Мы благодарны всем, кто помог релизовать мечту, которую мы питали долгие 10 лет, — сказал, подписывая соглашение, архиепископ Димитрий, — Храм святителя Николая снова поднимается с Божьей помощью на Ground Zero, там, где эта церковь, духовную значимость которой нельзя переоценить, стояла 85 лет, как символ религиозной свободы для всех жителей Нью-Йорка и всех американцев».
Русская линия
В Краснодаре открывается православный кинофестиваль «Вечевой колокол»
Организаторы фестиваля: Департамент культуры Краснодарского края, Екатеринодарская и Кубанская епархия, Государственный Кубанский казачий хор, отмечающий 14 октября свое 200-летие. Президент фестиваля — художественный руководитель Кубанского казачьего хора — Виктор Гаврилович Захарченко.
Задача фестиваля, который будет проходить с 16 по 19 октября, собрать и представить фильмы о человеке, нации, народе в рамках православной культуры и традиции. Фильмы, утверждающие идеи автора, расширяющие поле духовного и интеллектуального поиска, правдиво и заинтересованно показывающие нравственные, социальные проблемы наших соотечественников.
В конкурсной программе примет участие 43 фильма из России, Белоруссии, Украины, Сербии. Во внеконкурсной программе будет показано около 30 картин, соответствующих задачам фестиваля. Кинопоказы пройдут в Концертном зале Кубанского казачьего хора.
Специальным событием киносмотра станет вечер памяти Сергея Бондарчука в городе Ейск, в котором примет участие Николай Бурляев, сообщает пресс-служба Международного фестиваля «Золотой Витязь»
В рамках краснодарского кинофорума пройдет «круглый стол», посвященный проблемам отношений современной православной кинодокументалистики и информационной среды в рамках православной культуры.
«Возрождать духовность, нравственность, православие и патриотизм всегда было в приоритетах старейшего профессионального казачьего коллектива. „Вечевой колокол“ является уникальным для Южного федерального округа, он способствует укреплению и развитию культурных отношений славянских народов», — сказали в пресс-службе Кубанского казачьего хора.
Русская линия