Патриарх Кирилл: «Бог отрицает всякую человеческую силу в деле спасения»
В праздник Воздвижения Предстоятель РПЦ совершил Божественную литургию в храме святителя Мартина Исповедника
Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий; архиепископ Уральский и Гурьевский Антоний; архиепископ Истринский Арсений; архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон; руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Егорьевский Марк; руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий; епископ Дрогобычский Филарет; секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протоиерей Владимир Диваков; благочинный Покровского округа г. Москвы протоиерей Геннадий Нефедов; настоятель храма протоиерей Александр Абрамов; настоятель Казанского собора на Красной площади протоиерей Николай Иноземцев; заместитель управляющего делами Московской Патриархии игумен Савва (Тутунов); настоятель храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно, руководитель референтуры Московской Патриархии протоиерей Олег Корытко; ответственный секретарь Управления делами Московской Патриархии игумен Исидор (Тупикин); духовенство г. Москвы.
За Литургией Предстоятель Русской Церкви возглавил хиротонию архимандрита Николая (Субботина) во епископа Бирского, викария Уфимской епархии.
На богослужении присутствовали префект Центрального административного округа г. Москвы С.Л. Байдаков и заместитель главного редактора Издательства Московской Патриархии С.В. Чапнин.
По окончании богослужения Святейший Патриарх напутствовал епископа Николая на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новохиротонисанный епископ преподал богомольцам первое архипастырское благословение.
Предстоятель Русской Церкви и сослужившие Его Святейшеству иерархи и духовенство поклонились Кресту Господню. Затем Святейшего Патриарха Кирилла приветствовал архиепископ Истринский Арсений, который преподнес Предстоятелю Патриарший куколь.
В заключении Святейший Владыка обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Патриарх Кирилл в частности сказал:
«Сегодня мы празднуем великий двунадесятый праздник Воздвижения Креста Господня. Мы вспоминаем страдания Спасителя, и поэтому неслучайно сегодня читается значительная часть 19-й главы Евангелия от Иоанна, повествующей о Распятии Спасителя (Ин. 19:6−11, 13−20, 25−28, 30−35). Но сегодня, также за Литургией, мы читали отрывок из 1-го Послания к Коринфянам, где апостол Павел учит о Кресте Христовом (1 Кор., 1:18−24). Он говорит о том, что слово крестное для погибающих юродство есть, а для спасаемых — сила Божия. Какие замечательные слова! К погибающим апостол относил тех иудеев и эллинов, которые не признавали и не принимали весть о Христе. И действительно, для одних крест есть соблазн, для других — безумие, но только для нас, спасаемых, — явление силы Божией.
Именно этим «соблазном и безумием» не убоялся Бог спасти мир. А что такое безумие или по-славянски юродство? Это как бы лишение разума. Это полная человеческая немощь и слабость. Это отсутствие всякой силы. Почему же Бог избирает слабость, отсутствие всякой человеческой силы, чтобы спасти людей? Для того чтобы каждому стало ясно, что спасение проистекает не от силы человеческой, не от силы разума, не от власти одного человека над другим — будь то политическая власть, или власть денег, или просто власть человеческой мысли. Спасение не может проистекать от силы человеческой, потому что человек греховен; и именно поэтому спасение совершается силой Божией.
Можно себе представить, как была бы извращена идея спасения, если бы не было Креста, если бы не было уничижения, если бы не было поношения. Наверное, писались бы тысячи книг о том, как великий вождь и учитель спас свой народ, а через него и все человечество. Но тогда благая весть превратилась бы в идолопоклонническое учение, в центре которого был бы человек с его силой. Однако Бог отрицает всякую человеческую силу в деле спасения — Он приносит спасение через человеческую немощь, явленную на Кресте, и никто не может похвалиться, что оно пришло в мир нашими усилиями, нашим разумом, нашей человеческой властью. Спасение пришло в мир нашей слабостью, нашим юродством, нашей немощью, в которой открылась сила Божия.
Церковь призвана продолжать дело Спасителя и Господа нашего. Она продолжает его, совершая Таинство святой Евхаристии, когда каждый человек становится соучастником и Тайной Вечери, и Креста, и Воскресения Спасителя. Она продолжает учение Спасителя словом своим, которое имеет силу не потому, что оно облечено в некую удачную с человеческой точки зрения форму (ибо формы бывают разные, а слово Божие не теряет своей остроты подобно мечу обоюдоострому, который разделяет человеческое естество (см. Евр. 4:12)), а именно потому, что слово Божие не зависит от силы человеческой.
Все это мы должны хорошо помнить, в том числе и в нашей практической церковной жизни. Помнить, что человек спасается не своими силами, не потому, что делает добрые дела, — ведь одновременно с добрыми он делает и злые дела, а иногда добрые дела перечеркиваются горделивой мыслью, превозношением над другими, осуждением. Где же набраться добрым делам, что могли бы спасти человека? Человек спасается благодатью Божией, дарованной нам через Крест Христов. Но для того чтобы принять эту благодать, усвоить ее, мы должны творить добрые дела, мы должны открывать свое сердце навстречу Господу. Для того чтобы слово Божие, несущее в себе спасительную силу, достигло сознания человека, особенно современного человека, мы, проповедники слова Божия, должны работать над собой денно и нощно — над созиданием своего ума, воли, чувств, над укреплением веры и благочестия. И тогда, соединяя свой личный опыт со словом Божиим, мы будем способны убеждать словами человеческими, несущими силу слова Божия, вверенные нам души.
Замечательные слова мы находим у святого Иоанна Златоустого, память кончины которого мы сегодня отмечаем. Одна-единственная фраза, которая открывает величайший смысл Креста: «Крест — наша свобода». Сегодня эти слова должны быть начертаны на наших знаменах. В то время, когда человек устремляется к свободе, понимая под свободой раскрепощение своих инстинктов, возможность творить все, что он желает творить, — невзирая на закон Божий, разрушая тем самым свою собственную жизнь, свою личность, разрушая жизнь окружающего мира, нанося неповторимый ущерб Богом данной природе и человеческому обществу, — мы должны повторять слова «Крест — наша свобода», потому что через крест Христов мы освободились от рабства греху, мы стали свободными от тяготения над нами силы диавольской. Господь освободил нас — в том смысле, что дал возможность, сопрягая Его Божественную благодать со своими усилиями, освобождать душу от всякого греха. И только это есть подлинная свобода, которая ведет человека к счастью, благополучию, миру, радости, любви, к созиданию семей, укреплению общественных отношений, спасению государств, спасению всего человеческого рода.
Но если мир в погоне за ложной свободой, высвобождающей грех, откажется принимать эти слова Златоустого Иоанна, то род человеческий ждет страшное время, ибо с грехом несовместима жизнь, с грехом несовместимо счастье. Счастье совместимо со свободой, о которой так горячо и сильно сказал Златоустый Иоанн. Его молитвами — великого угодника Божиего, учителя и отца Церкви, память которого ныне творим, — да поможет всем нам Господь уразуметь смысл Креста Христова для устроения нашей жизни, для определения нашего мировоззрения, для созидания основ спасительного отношения к окружающему нас миру, к окружающим нас людям. «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим». Аминь.
Русская линия
Протоиерей Максим Козлов: В рокировке Путина и Медведева есть определённые плюсы
По мнению священника, предопределённость выборов Президента в России говорит о том, что нам пора осознать — «есть вещи более существенные в этой жизни, чем политико-идеологический срез бытия»
«Сколько людей, в том числе и православных, поссорилось между собой из-за того, что у них разные политические взгляды? Сколько достаточно глубоких умов, вместо того, чтобы посвятить себя творчеству, Церкви, отечественной культуре, разменивались на публицистические высказывание в области политики, — заметил отец Максим. — В конце концов, лучшие достижения отечественной культуры были сделаны тогда, когда у людей было мало соблазна увлекаться иллюзиями политических преобразований. В таком ракурсе, эта ситуация выглядит положительно».
«Есть вещи более существенные в этой жизни, чем политико-идеологический срез бытия, — подчеркнул священник. — Неужели мы снова хотим все эти референдумы, чтобы дворники митинговали, а не убирались. Какая-то минимальная степень стабильности, которая все же присутствует при всех минусах нынешней ситуации, и возможность сконцентрироваться серьезным людям на каких-то конечных ценностях, для страны и для вечности значит гораздо больше».
Русская линия
Игумен Сергий (Рыбко): «Если сейчас запрещают мусульманские праздники, завтра будут запрещать православные»
Священнослужители РПЦ считают, что решение Верховного суда России по запрету религиозных праздников в регионах носит неправомерный характер
В июне 2011 года житель Уфы Сергей Дулов обратился в Верховный суд Башкирии с требованием признать праздники незаконными. Истец настаивал, что они «нарушают его право на труд по дискриминационным религиозным основаниям». Верховный суд республики это требование отклонил, однако решение башкирского суда отменил Верховный Суд России. Из его определения следует, что Трудовой кодекс «не предполагает регулирования субъектом Федерации трудовых отношений с учетом исторических, национальных и иных традиций».
Это решение, как и следовало ожидать, вызвало острую реакцию как в Башкирии, так и в других регионах с исламскими традициями. Президент Башкирии Рустэм Хамитов предложил объявить главные праздники мусульман — Курбан-байрам и Ураза-байрам — нерабочими днями во всей стране.
Башкирский парламент собирается требовать законодательно дать регионам право устанавливать собственные выходные дни в праздничные даты. Соответствующий законопроект уже внесен в Госдуму. Сейчас такое право оговорено в законе «О свободе совести и религиозных объединениях», однако в Трудовом кодексе этот момент упущен.
Власти Чечни предупредили, что на отмену праздников не пойдут. «Ураза-байрам и Курбан-байрам всегда были и будут праздниками для Чеченской Республики. Это не противоречит Конституции России. Никаких изменений не планируется», — заявил пресс-секретарь главы Чечни Альви Каримов.
Известный православный публицист Сергей Худиев так прокомментировал в своем блоге решение Верховного суда: «Религиозные праздники вообще занимают свое место в календарях большинства европейских стран, протестантские или католические — сообразно традициям регионов. Празднование мусульманских праздников в регионах со значительным коренным мусульманским населением лежит в русле общеевропейской практики. Отмена таких праздников — в русле практики большевистской, и то, что ВС России решил эту практику возрождать — весьма тревожно.
Причинение значительной части граждан грубой, бессмысленной и неспровоцированной несправедливости подрывает мир и согласие в стране и играет на руку только тем, кто хотел бы противопоставить граждан России, исповедующих ислам, федеральной власти.
Я нахожу абсурдным и издевательским тезис, что существование религиозных праздников „нарушают его (истца) право на труд по дискриминационным религиозным основаниям“. Актом дискриминации против жителей Башкирии, исповедующих ислам, как раз является отмена выходных.
Я нахожу чрезвычайно нелепой готовность ВС поссориться со значительной частью граждан, чтобы угодить одному воинствующему атеистическому скандалисту. Увы, атеистический фанатизм, уже причинивший нашей стране великие беды в ХХ веке, не изменил своей разрушительной природы».
«Как бы вы прокомментировали решение суда? Дискриминирует ли, на ваш взгляд, государственное признание религиозных праздников инаковерующих и атеистов?» — с такими вопросами портал Regions.Ru обратился к священнослужителям РПЦ.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, отметил, что граждане государства должны, разумеется, руководствоваться его законами, но при этом следует помнить, что законы принимаются людьми и не могут быть вечными. «Законодательство должно меняться в соответствие с изменениями в нашей жизни. Если видно, что тот или иной закон тормозит развитие общества, значит надо ставить вопрос о его изменении, но нельзя пренебрегать действующими еще законами. В то же время нельзя принять закон, который удовлетворял бы всех. Недовольные всегда найдутся. Но если какие-то законы объективно устарели, то нужно предлагать какие-то конструктивные решения по изменению законов в лучшую сторону», — добавил священнослужитель.
Игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище, решительно заявил, что хотя и не считает ислам истинной верой, решение суда поддержать не может. «Если сейчас запрещают мусульманские праздники, завтра будут запрещать наши, православные. Решение суда, по-моему, не приемлемо ни с точки зрения демократии, ни с точки зрения толерантности. И атеисты, и православные, и мусульмане имеют право на свои убеждения. Атеист имеет право не веровать в Бога и не отмечать религиозные праздники. Во время религиозного праздника он может спокойно работать на своем огороде или заниматься какими-то другими своими делами. Здесь, как мне кажется, человеку просто захотелось вызвать скандал», — считает отец игумен.
Протоиерей Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области, напомнил, как после революции большевики пытались отказаться от дней недели, перейдя на «непрерывку», но с традицией справиться так и не смогли. «Я понимаю, когда тебя заставляют работать в праздник, тем более, в религиозный — это скорбно и печально. Но когда тебе предлагают выходной, а ты отказываешься от отдыха по причине веры в то, что Бога нет, это мне непонятно. Это удивительный случай. Мне кажется, этот иск — своего рода хакерская атака, чтобы не сказать провокация. Ведь понятно, что земное человеческое законодательство не может быть совершенным. В нем всегда при желании можно обнаружить какие-то нестыковки. Хотя, конечно, хотелось бы, чтобы наше законодательство не только уважало религиозные чувства верующих, но и как-то соотносилось с представлениями о справедливости, выработанными в традиционных религиозных культурах», — добавил о.Алексий.
Иерей Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, считает, что если по мнению народа закон в отношении праздников несовершенен, надо внести предложение по его изменению: «Если кто-то считает, что закон ущемляет его права, то с помощью общественных механизмов всегда можно исправить ситуацию. Но в целом это очень серьезный и важный вопрос, так как касается социального здоровья наших граждан. Надо признать, что как таковых религиозных праздников, признанных официальными выходными, у нас в стране вообще нет. У Православия есть два великих праздника — Рождество и Пасха. Последний всегда отмечается в воскресенье, и по логике следовало бы сделать выходным днем последующий понедельник, чтобы люди могли выспаться после ночной службы. Так и было бы, если бы мы действительно отмечали Пасху как государственный праздник — но ничего подобного нет. И Рождество в нашей стране отмечается не как религиозный праздник, а как культурно-исторический. Как в расхристанной Европе все отмечают Рождество с фейерверками и театральными представлениями, в храмы никто и не ходит особо, так и мы переняли эту традицию — это скорее повод отметить весело зимние каникулы. Так что религиозный момент в празднике для большинства нашего народа отсутствует. А если у нас нет официальных религиозных праздников как таковых, то и о дискриминации говорить не стоит. Нет, и никогда не было у нас на государственном уровне и такого феномена, как мусульманские праздники. Поэтому переживать на этот счет нет смысла», — подытожил он.
Русская линия
Гей-парад не пройдёт!
Власти Архангельской области законодательно запретили извращенцам пропаганду половой распущенности и гей-парады
Согласно тексту закона, не допускаются публичные действия, направленные на пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних. Более того, документ запрещает проведение на территории области любых публичных мероприятий, направленных на пропаганду гомосексуализма.
С инициативой о принятии соответствующего закона выступили представители научного сообщества Архангельской области, общественных организаций и религиозных конфессий.
Напомним, что российские власти традиционно запрещают проводить гей-парады в городах. В этом чиновников поддерживает Русская Православная Церковь, которая считает гомосексуализм «греховным повреждением человеческой природы».
«Пастырский опыт показывает, насколько опустошенную, полную отчаяния душу имеют те, кто пережил грех однополых сексуальных связей. Именно внутренняя неуверенность в обретенном на миг ложном удовольствии заставляет толпы духовно нездоровых людей проводить шествия и другие шумные мероприятия», — заявил в связи с этим глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина.
Как отметил о. Всеволод Чаплин, у извращенцев создается «иллюзия коллективного счастья, они пытаются скрыть за громкими словами свои проблемы, свое одиночество, поэтому Церковь, как и многие века назад, продолжает протягивать этим людям многократно отвергаемую руку помощи в борьбе с губительной страстью».
В конце августа московские содомиты передали в мэрию «уведомления на проведение массовых культурно-просветительных акций в период с 2012 по 2112 годы», воспользовавшись тем, что в законах не оговорен самый ранний срок для подачи таких уведомлений.
Власти Москвы запрещали акции извращенцев шесть лет подряд, начиная с 2006 года. 21 октября 2010 года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге признал неправомерными запреты т.н. «гей-парадов» в 2006—2008 годах. Вердикт вступил в силу 11 апреля этого года, однако московские власти его проигнорировали.
Русская линия
Епископ Саратовский Лонгин: Агрессия — неизбежный спутник потребительской идеологии
По мнению владыки, главной причиной роста агрессии в российском обществе является обезбоженное состояние огромного количества людей
«Для меня как христианина очевидно, что главной причиной роста агрессии является обезбоженное состояние огромного количества людей. Сегодня идеология потребления, выраженная слоганом „бери от жизни все“, принята значительной частью нашего общества. Агрессия — неизбежный спутник этой идеологии. С одной стороны, человек ориентируется на образцы, которые видит на экране телевизора, и хочет жить красиво, быть богатым и успешным. С другой — этот „идеал“ он не может немедленно воплотить в жизнь, поэтому испытывает чувства зависти и озлобленности. Это явление становится массовым, возникает нездоровая атмосфера, в угаре которой забываются такие базовые для человека понятия, как семья, верность, самоотверженность, любовь к Родине и т. д. Как научиться этому противостоять? Я не знаю другого способа, кроме как стать христианином, то есть человеком, имеющим четкую нравственную систему координат, которая помогает ему оставаться человеком в любых условиях жизни, при любых общественных веяниях», — заметил владыка Лонгин.
Душа человека, по мнению архипастыря, — это бездна, «которая может вместить в себя весь мир». «Никакими суррогатами в виде музыки, квартир или машин ее нельзя заполнить, потому что душа человека нуждается в духовной пище. А если ее нет, человек мучается и нередко гибнет. При этом не важно, как: повесился он или спился, выбросился из окна или умер от передозировки наркотиков. Это следствие пустоты, которая образуется в душе, лишенной Бога».
Епископ Лонгин характерный для наших дней всплеск педофилии объяснил «отсутствием моральных запретов, влиянием пропаганды разврата, которой заполнены телевидение и Интернет. Если для человека существует лишь узкий мир удовлетворения собственных инстинктов, пресытившись тем, что привычно, он потянется к чему-то „новому“. Преступлений, по статистике, действительно становится больше, причем в криминальной хронике мы находим такое, что дает основание задуматься — а люди ли это совершают?!»
Чтобы уберечь ребенка от пороков общества, надо, по мнению владыки, «уделять детям больше внимания и главное — понимать, чего мы от них хотим. Хотим ли воспитать ребенка добрым, совестливым и ответственным? Или для нас главным является что-то другое? Не надо забывать и о том, что пороки рано „прилипают“ к детям, когда они попадают в соответствующую среду».
В школьную программу, по инициативе Президента России, введен курс основ религиозной культуры и светской этики. И на вопрос, насколько важную роль этот курс может сыграть в воспитании ребенка, владыка Лонгин ответил следующее: «Родители сами будут выбирать, чем будет знакомиться ребенок: основами православной, исламской, иудейской культур или так называемой светской этики. По сути это не вероучительный, а культурологический курс на уровне музейной экскурсии. И не надо думать, что он чудесным образом сделает детей шелковыми и послушными. Ребенка воспитывает, прежде всего, семья и та общественная атмосфера, которая господствует в настоящий момент. Как оградить детей от ее влияния — это вопрос и огромная проблема. Я восхищен теми родителями, которым удается сделать это хотя бы отчасти».
«Вообще воспитание детей — это самый главный подвиг в жизни человека. Если сказать кратко: необходимо сделать так, чтобы ваше слово и пример для ребенка значили гораздо больше чем-то, что он слышит и видит вокруг. Но для этого взрослый человек должен осознавать свою родительскую ответственность», — заключил архипастырь.
Русская линия
Протоиерей Сергий Звонарев: «Религиозно окрашенный экстремизм делает невозможным устроение справедливого человеческого общежития»
Представитель Отдела внешних церковных связей выступил на совещании ОБСЕ в Варшаве
Работа форума открылась приветствиями и выступлениями директора Бюро демократических институтов и прав человека ОБСЕ Янеза Ленарчича, вице-министра иностранных дел Литвы Эвалдаса Игнатавичуса, заместителя государственного секретаря МИД Польши Гражины Марии Бернатович, генерального секретаря ОБСЕ Ламберто Занньера. Далее прозвучали приветственные слова руководителей делегаций, представляющих разные страны.
В совещании принимает участие секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по делам дальнего зарубежья протоиерей Сергий Звонарев. 27 сентября на втором заседании форума «Основополагающие свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений» отец Сергий выступил перед собравшимися с докладом, посвященным теме христианофобии в современном мире.
Докладчик отметил озабоченность Русской Православной Церкви развитием ситуации, связанной с положением христианского населения в ряде стран мира, которое подвергается преследованиям и дискриминации. По его словам, активизацию религиозного экстремизма, вызванную изменениями в общественно-политическом устройстве стран Ближнего Востока и Северной Африки, а также ослаблением национальных правительств, следует отнести к числу глобальных вызовов и угроз.
Христианофобия, равно как и исламофобия и антисемитизм, стали серьезной проблемой на пути развития общества. Религиозно окрашенный экстремизм делает невозможным устроение справедливого человеческого общежития на основе уважения прав и свобод человека, его достоинства. Ведь там, где применяется насилие над совестью человека, а значит и его достоинством, нет ни прав, ни свобод личности.
Церковный представитель подчеркнул, что недостаточно только осуществлять мониторинг положения христиан в мире и подсчитывать печальную статистику. Мировое сообщество в лице международных организаций призвано активно подключиться к поиску решения все более усугубляющейся проблемы. Он призвал Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе открыто и честно выступить в защиту притесняемых христиан, а проблему христианофобии внести в перечень постоянных тем для обсуждения на этой авторитетной международной площадке.
«ОБСЕ призвана задействовать все имеющиеся в ее распоряжении правовые рычаги воздействия на ситуацию, включая прямой диалог с властями, религиозными общинами и общественностью стран, в которых происходят непрекращающиеся случаи насилия в отношении христиан. Необходимо создать солидарную атмосферу нетерпимости к этому злу», — отметил протоиерей Сергий Звонарев.
Он также предложил создать специальный совет в рамках ОБСЕ, который бы разрабатывал рекомендации для выстраивания политики в области противодействия христианофобии, исламофобии и антисемитизма. В этот совет могли бы войти не только представители ОБСЕ, но и представители традиционных мировых религий, аналитики, ученые-религиоведы.
По свидетельству выступавшего, необходимо использовать также потенциал самих традиционных религиозных общин, их призыв к мирному и взаимоуважительному сосуществованию представителей различных религиозных традиций. В этой связи он приветствовал встречу высокого уровня по теме «Предотвращение и реагирование на инциденты и преступления на почве ненависти в отношении христиан», состоявшуюся 12 сентября 2011 года в Риме по инициативе действующего председателя ОБСЕ. Она стала одним из первых тематических мероприятий ОБСЕ по проблеме христианофобии. Позиция Русской Православной Церкви, озвученная на встрече председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом, побуждает всех неравнодушных людей объединяться в противостоянии разрастания христианофобии в мире, отметил докладчик.
Русская линия
Исполнять обязанности министра финансов вместо А. Кудрина будет Антон Силуанов
Владимир Путин призвал членов правительства «достойно выполнять свой служебный долг до конца»
Премьер отметил, что страна вступила в достаточно ответственный и длительный период предвыборной кампании. «Это очень ответственный период в жизни страны и общества, и от того, насколько эффективно будет работать правительство России, очень многое зависит и в экономике, и в социальной сфере. Я прошу вас всех достойно выполнять свой служебный долг до конца, до момента, когда начнется формирование нового правительства, повысить дисциплину и ответственность», — сказал Путин.
Напомним, что всего у Алексея Кудрина было 7 заместителей, в числе которых, помимо Силуанова, были Сергей Шаталов (статс-секретарь), Татьяна Нестеренко, Сергей Сторчак, Алексей Лавров, Алексей Саватюгин, Александр Новак. Бюджетный процесс курировали Нестеренко и Лавров. Временно исполнять обязанности министра доводилось Шаталову и Силуанову. В числе наиболее вероятных кандидатов на пост министра источниками в финансовых кругах назывались Новак, Нестеренко и Силуанов.
Антон Силуанов родился 12 апреля 1963 года в Москве. В 1985 году окончил Московский финансовый институт по специальности «финансы и кредит». В февраля 1992 года стал заместителем начальника отдела Министерства экономики и финансов России. С октября 1997 года — руководителем Департамента макроэкономической политики и банковской деятельности Министерства финансов России. Силуанов был членом совета директоров Россельхозбанка и банка «Российский кредит». 14 мая 2004 назначен директором департамента межбюджетных отношений Минфина, с декабря 2004 года стал членом наблюдательного совета Внешторгбанка. 12 декабря 2005 года был назначен на пост заместителя министра финансов.
Тем временем Алексей Кудрин обнародовал заявление, посвященное ситуации со своей отставкой. Ниже следует его полный текст:
«В связи с многочисленными комментариями моей отставки хочу прояснить следующее. Мое заявление относительно того, что я не вижу себя в составе кабинета министров образца 2012, является продуманным и взвешенным.
Первое. На протяжении нескольких месяцев, несмотря на мои многочисленные возражения, в том числе публичные, в сфере бюджетной политики принимались решения, без сомнения увеличивающие риски исполнения бюджета. А бюджетные риски, связанные, прежде всего, с завышенными обязательствами в оборонном секторе и социальной сфере, неминуемо распространились бы на всю национальную экономику.
В феврале этого года желание уйти в отставку я обсуждал с председателем правительства. Тогда отставка была признана нежелательной, в том числе из-за остроты ситуации, связанной с тем, что в этом году на бюджетный процесс накладывался процесс избирательный. При этом мое участие в будущей конфигурации исполнительной власти РФ не обсуждалось.
Второе. 24 сентября определилась структура власти в нашей стране на длительную перспективу. Определился и я, объяснив свою позицию. Эмоции здесь абсолютно не при чем.
Третье. Якобы существовавшая возможность возглавить „Правое дело“ на самом деле для меня отсутствовала. Я не рассматривал для себя перспективу участия в искусственном проекте, по факту дискредитирующем либерально-демократическую идею.
Четвертое, но не последнее. Я благодарен всем тем, кто выражает мне сегодня поддержку. Также благодарен и тем, кто подарил мне за последние два дня неоценимый аппаратный, политический и жизненный опыт».
В Кремле не замедлили отреагировать на послание Кудрина. «Заявление экс-министра финансов Алексея Кудрина — хорошо написанный, тщательно выверенный по стилю документ, который вполне ясно отражает взгляды Алексея Леонидовича, в отличие, к сожалению, от некоторых других его высказываний. Эту позицию Алексея Леонидовича безусловно можно уважать, за исключением тезисов, касающихся партии «Правое дело», — заявил во вторник вечером «Интерфаксу» высокопоставленный источник в Кремле.
Собеседник агентства в связи с этим отметил, что «господин Кудрин всерьез рассматривал возможность возглавить «Правое дело», и в тот момент ему совершенно не казалось, что это «искусственный проект». «Более того, если бы Алексей Леонидович возглавил эту реально существующую партию, у которой несомненно есть много сторонников и хороший электоральный потенциал, это пошло бы на пользу развитию либерально-демократических идей в стране», — подчеркнул высокопоставленный кремлевский источник. «К сожалению, — рассказал он, — после разного рода консультаций, в том числе с высокопоставленными коллегами по правительству, он отказался это сделать, что в итоге привело к тому, что в партию пришел Михаил Прохоров». «Как печально закончилась эта история, тоже хорошо известно», — отметил собеседник
Русская линия
НАТОвцы решили потушить конфликт с сербами «огнём на поражение»
Очередная попытка провести переговоры между Белградом и самопровозглашенной республики Косово провалилась
Вчерашний конфликт разгорелся после того, как миротворцы снесли бульдозером одну из баррикад, возведенных сербами на дороге к контрольно-пропускному пункту. Пытаясь этому помешать, сербы атаковали миротворцев, бросая в них камни, бутылки и даже самодельные бомбы.
Пресс-секретарь военной миссии НАТО в Косово (KFOR) Ральф Адамец заявил, что «в ходе инцидента произошла попытка отнять оружие у военнослужащего». В ответ военнослужащие применили оружие.
Представители KFOR утверждают, что использовали слезоточивый газ и шумовые гранаты в целях самообороны, а стреляли исключительно резиновыми пулями. Однако врачи, принимавшие пострадавших, зафиксировали у них огнестрельные ранения. «Я не знаю, использовали ли миротворцы резиновые пули, но боевыми патронами точно кто-то стрелял, потому что у всех пострадавших, которые сюда поступили, ранения как раз огнестрельные, от боевого оружия», — рассказал журналистам главный врач госпиталя Митровицы Милан Яковлевич.
Кроме того, под обстрел попали и машины скорой помощи, вывозившие раненых с места стычки. Кто открыл огонь и какими патронами, доподлинно неизвестно. В итоге в списке раненых около 20 демонстрантов, четверо находятся в тяжелом состоянии.
Сербы обвиняют миротворцев в том, что они стреляли в безоружных людей. Солдаты НАТО, в свою очередь, настаивают, что сербы сами первыми применили силу.
Реакция европейской миссии в Косово последовала незамедлительно, и ответственность за беспорядки возложили на местных сербов. Представитель миссии Евросоюза Николас Хотон заявил, что в отношении подстрекателей насилия будет проведено расследование, и призвал косовских сербов убрать баррикады на севере края.
Напомним, что ситуация на административной границе Сербии и Косово обострилась в середине сентября этого года. Тогда косовские албанцы в одностороннем порядке фактически захватили КПП «Яринье», разместив там своих таможенников и полицейских. Косовские сербы, пытаясь помешать их работе, перекрыли обе дороги через КПП. В 2008 году местные жители полностью разрушили этот пропускной пункт в знак протеста против объявления независимости Косово.
Русская линия
Ливийские исламисты рвутся во власть
Тем временем Муаммар Каддафи обещает всем в ближайшие дни «неожиданное потрясение»
«Мы должны противостоять попыткам ряда ливийских политиков исключить политики некоторых участников революции», — заявил он.
По словам главы военного совета Ливии, из-за своей политической близорукости чиновники не видят большую опасность такого шага и не предвидят серьезную реакцию исламистов, сообщает Интерфакс со ссылкой на британскую газету Гардиан.
Спустя месяц после падения столицы Ливии, находившейся под контролем войск Муаммара Каддафи, пришедший к власти Национальный переходный совет Ливии не торопится начинать диалог с различными политическими силами страны. Как отмечает издание, теперь стало очевидно, что правительство в Ливии не сформируют до тех пор, пока не будет официально объявлено об освобождении всей страны от режима М.Каддафи.
А.Х.Бельхадж ранее возглавлял радикальное исламское движение в Афганистане, которое проповедовало идеи джихада. В 2009 году оно распалось. А.Х.Бельхадж в настоящее время управляет военным советом в Триполи, а деятельность его бригад напрямую финансируется Катаром.
Тем временем свергнутый ливийский лидер Муамар Каддафи обнародовал вчера свое очередное обращение, в котором подтвердил, что «по-прежнему находится на земле Ливии», заявив при этом о «готовности и стремлении принять мученическую смерть».
В размещенном на сайте телеканала «Аль-Либия» заявлении полковник назвал «героями тех ливийцев, кто совершает подвиги и погибает» в борьбе с вооруженными силами Переходного национального совета. Каддафи, в частности, обратился к своим сторонникам из крупного племени варфалла, которое уже несколько недель держит оборону города Бани-Валид в 170 км к юго-востоку от Триполи.
«Они лгут, говоря, будто я нахожусь то в Венесуэле, то в Нигере, — заявил экс-лидер Джамахирии. — Знайте, что я на земле Ливии, как и вы, я вместе со своим народом».
Каддафи также пообещал, что «банду агентов», к которым он причисляет представителей и сторонников ПНС, «в ближайшие дни ждет неожиданное потрясение».
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем писателя И.А.Гончарова
Он родился 6 июня 1812 г. в Симбирске в купеческой семье. Первоначальное образование получил в частном пансионе, затем учился в Московском коммерческом училище и на словесном отделении Московского университета. По окончании университета (1834) навсегда переехал в Петербург, где начал службу в Министерстве финансов, продолжая все свободное время заниматься литературой: много переводил, писал романтические стихи и шуточные повести для домашнего чтения в кругу Майковых (в этой семье он преподавал русскую литературу и латинский язык будущему поэту А.Н.Майкову и его брату В.Н.Майкову, впоследствии известному критику). В их доме писатель завязал и первые литературные знакомства.
Гончаров входил в литературу нерешительно, переживая глубокие сомнения в своих силах. В 1842 он написал очерк «Иван Савич Поджабрин», напечатанный лишь шесть лет спустя. В 1845 г. был написан роман «Обыкновенная история», вызвавший восторженную оценку критиков — напечатанный в «Современнике» в 1847 г., роман принес писателю настоящее признание. В 1852 Гончаров в качестве секретаря адмирала Е. В Путятина отправился в кругосветное плавание на фрегате «Паллада», впечатления от которого к 1858 г. вышли отдельным изданием под названием «Фрегат «Паллада».
По возвращении из путешествия Гончаров определился на службу в Петербургский цензурный комитет. Должность цензора, а также принятое им приглашение преподавать русскую литературу Наследнику Престола превратили писателя в «предмет негодования либералов». Гончаров-цензор облегчил печатную судьбу целого ряда лучших произведений русской литературы (например «Записок охотника» И.С.Тургенева), однако к радикальным изданиям он относился откровенно враждебно, что вызывало раздражение в кругах левой интеллигенции.
Но, пожалуй, самым известным произведением писателя стал роман «Обломов», над которым Гончаров работал в течение 10 лет. Вышедший в 1859 г., роман этот сразу же завоевал огромный успех: «Обломов и обломовщина. облетели всю Россию и сделались словами, навсегда укоренившимися в нашей речи», — писал А.В.Дружинин.
Последним творением Гончарова стал роман «Обрыв» (1868), в центре которого оказалась трагическая судьба революционно настроенной молодежи, представленной в образе «нигилиста» Марка Волохова. Уже символическое название романа, найденное на самом последнем этапе работы, свидетельствовало об авторском неприятии общественного радикализма. После «Обрыва» имя Гончарова редко появлялось в печати. Он ограничился публикацией лишь нескольких мемуарных очерков и литературно-критических статей, среди которых выделяется «критический этюд» «Мильон терзаний» (1872), посвященный постановке «Горя от ума» А. С. Грибоедова на сцене Александринского театра, ставший классическим разбором комедии. Скончался Гончаров 15 сентября 1891 г. в Петербурге.
Русская линия
Монастырь Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме отметил свое 11-летие
По случаю 11-й годовщины основания монастыря на Ганиной яме состоялось торжественное богослужение, которое возглавил архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл.
Владыка поздравил насельников и паломников с памятной датой. Обращаясь к собравшимся с проповедью, глава Екатеринбургской епархии подчеркнул: «Начать новую жизнь, покаяться в грехах и избавиться от них — вот к чему призывает обитель каждого, кто приезжает в это святое место. Начать борьбу со страстями, всем сердцем устремиться к соблюдению Заповедей Божиих и наследовать Царство Небесное вместе со святой Царской Семьей».
Русская линия
В Якутии откроется первая трапезная для бездомных
Каждый день с 14 до 15 часов отныне здесь смогут пообедать те, кто оказался лишен крыши над головой, средств к существованию или просто очутился в трудной житейской ситуации. Горячими обедами благотворительную трапезную будет обеспечивать покровский приход.
Стоит заметить, что помощь обездоленным всегда была в традициях православной церкви: таким людям старались помочь и продуктами, и вещами. Давно практикуется это и в храмах Якутии. Ну, а открытие первой благотворительной трапезной в республике — это новая страница в социальных программах Церкви, адресованных обществу.
Русская линия
За последний месяц в Нигерии убито более ста христиан
В четверг 22 сентября примерно около восьми вечера боевики радикальной мусульманской группировки «Боко Харам» появились на рынке городка Мадала, штат Адамава. Заходя в лавки, принадлежавшие христианам, они требовали, чтобы те прочли суру из Корана, и расстреливали на месте всех, кто был неспособен это сделать. Когда приехала полиция, пятеро христиан были уже убиты.
В штате Кадуна мусульманские экстремисты убили трех человек и ранили восьмерых, напав в полночь 17 сентября на христианскую общину. В партизанской тактике «убей и беги», типичной для недавних экстремистских нападений на севере страны, около 15 боевиков штурмовали деревню, действуя при помощи огнестрельного оружия и мачете.
Также более 100 христиан были убиты за последний месяц в штате Плато. Последнее нападение произошло 9 сентября, когда в той же тактике, что и кадунская деревня, была атакована христианская община одной деревни, где мусульманские экстремисты убили 14 человек, среди которых было пятеро детей в возрасте до 10 лет и одна беременная женщина.
Оставшиеся в живых сообщили, что с нападавшими были мужчины в форме нигерийской армии. Воу Маллам, одна из выживших, избежала смерти, успев спрятаться в одной из комнат, но ее муж, дети и внуки были убиты. «Мы поужинали и как раз укладывали детей спать, — рассказывает женщина, пережившая самый страшный день своей жизни — как вдруг прямо в доме раздались выстрелы. Я спряталась под кроватью и видела солдата, но он не видел меня. Я слышала, как он сказал кому-то, стоявшему за окном — „здесь никого нет“».
Пастор Дачанг Дагай говорит, что за те 8 месяцев, как он приехал в деревню, произошло уже три нападения. «Правительство не помогает нам, каждый раз мы с ужасом ждем того, что будет завтра», — признается пастор, которого больше всего беспокоит то, что среди нападающих есть люди в армейской форме.
Русская линия
Британские онкологи предлагают отказаться от лечения безнадёжных раковых больных
Отчет вызвал неоднозначную реакцию. Как отмечает Роуз Вудвард из Фонда рака почек Джэймса Уэйла, есть пациенты, принимающие препарат Sutent, продлевающий им жизнь на пять лет, хотя по прогнозам врачей, им оставалось жить не более трех недель. Поэтому списывать со счетов раковых больных неверно.
Что касается финансовой стороны вопроса, то британской системе здравоохранения онкологические пациенты ежегодно обходятся более чем в 5 миллиардов фунтов (около 8 миллиардов долларов). Притом, многие дорогостоящие препараты представляют малую ценность, подчеркивают эксперты.
Онкологи настаивают: деньги надо вкладывать в усовершенствование тестов, сканеров, определяющих, можно ли реально справиться с опухолью. Если говорить об отношении самих пациентов, то многие, действительно, не хотят проводить свои последние дни в больнице, проходя изнуряющие курсы химиотерапии.
Русская линия