Игумен Сергий (Рыбко): «Если сейчас запрещают мусульманские праздники, завтра будут запрещать православные»
Священнослужители РПЦ считают, что решение Верховного суда России по запрету религиозных праздников в регионах носит неправомерный характер…
На днях Верховный суд признал, что основные мусульманские праздники — Курбан-байрам и Ураза-байрам — являются выходными в Башкирии незаконно. Действующий с 1992 года на территории Башкирии закон признает выходными днями Курбан-байрам и Ураза-байрам. Аналогичные выходные дни есть в Чечне, Татарстане, Карачаево-Черкесии, Адыгее и еще нескольких регионах.
В июне 2011 года житель Уфы Сергей Дулов обратился в Верховный суд Башкирии с требованием признать праздники незаконными. Истец настаивал, что они «нарушают его право на труд по дискриминационным религиозным основаниям». Верховный суд республики это требование отклонил, однако решение башкирского суда отменил Верховный Суд России. Из его определения следует, что Трудовой кодекс «не предполагает регулирования субъектом Федерации трудовых отношений с учетом исторических, национальных и иных традиций».
Это решение, как и следовало ожидать, вызвало острую реакцию как в Башкирии, так и в других регионах с исламскими традициями. Президент Башкирии Рустэм Хамитов предложил объявить главные праздники мусульман — Курбан-байрам и Ураза-байрам — нерабочими днями во всей стране.
Башкирский парламент собирается требовать законодательно дать регионам право устанавливать собственные выходные дни в праздничные даты. Соответствующий законопроект уже внесен в Госдуму. Сейчас такое право оговорено в законе «О свободе совести и религиозных объединениях», однако в Трудовом кодексе этот момент упущен.
Власти Чечни предупредили, что на отмену праздников не пойдут. «Ураза-байрам и Курбан-байрам всегда были и будут праздниками для Чеченской Республики. Это не противоречит Конституции России. Никаких изменений не планируется», — заявил пресс-секретарь главы Чечни Альви Каримов.
Известный православный публицист Сергей Худиев так прокомментировал в своем блоге решение Верховного суда: «Религиозные праздники вообще занимают свое место в календарях большинства европейских стран, протестантские или католические — сообразно традициям регионов. Празднование мусульманских праздников в регионах со значительным коренным мусульманским населением лежит в русле общеевропейской практики. Отмена таких праздников — в русле практики большевистской, и то, что ВС России решил эту практику возрождать — весьма тревожно.
Причинение значительной части граждан грубой, бессмысленной и неспровоцированной несправедливости подрывает мир и согласие в стране и играет на руку только тем, кто хотел бы противопоставить граждан России, исповедующих ислам, федеральной власти.
Я нахожу абсурдным и издевательским тезис, что существование религиозных праздников „нарушают его (истца) право на труд по дискриминационным религиозным основаниям“. Актом дискриминации против жителей Башкирии, исповедующих ислам, как раз является отмена выходных.
Я нахожу чрезвычайно нелепой готовность ВС поссориться со значительной частью граждан, чтобы угодить одному воинствующему атеистическому скандалисту. Увы, атеистический фанатизм, уже причинивший нашей стране великие беды в ХХ веке, не изменил своей разрушительной природы».
«Как бы вы прокомментировали решение суда? Дискриминирует ли, на ваш взгляд, государственное признание религиозных праздников инаковерующих и атеистов?» — с такими вопросами портал Regions.Ru обратился к священнослужителям РПЦ.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, отметил, что граждане государства должны, разумеется, руководствоваться его законами, но при этом следует помнить, что законы принимаются людьми и не могут быть вечными. «Законодательство должно меняться в соответствие с изменениями в нашей жизни. Если видно, что тот или иной закон тормозит развитие общества, значит надо ставить вопрос о его изменении, но нельзя пренебрегать действующими еще законами. В то же время нельзя принять закон, который удовлетворял бы всех. Недовольные всегда найдутся. Но если какие-то законы объективно устарели, то нужно предлагать какие-то конструктивные решения по изменению законов в лучшую сторону», — добавил священнослужитель. Игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище, решительно заявил, что хотя и не считает ислам истинной верой, решение суда поддержать не может. «Если сейчас запрещают мусульманские праздники, завтра будут запрещать наши, православные. Решение суда, по-моему, не приемлемо ни с точки зрения демократии, ни с точки зрения толерантности. И атеисты, и православные, и мусульмане имеют право на свои убеждения. Атеист имеет право не веровать в Бога и не отмечать религиозные праздники. Во время религиозного праздника он может спокойно работать на своем огороде или заниматься какими-то другими своими делами. Здесь, как мне кажется, человеку просто захотелось вызвать скандал», — считает отец игумен.
Протоиерей Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области, напомнил, как после революции большевики пытались отказаться от дней недели, перейдя на «непрерывку», но с традицией справиться так и не смогли. «Я понимаю, когда тебя заставляют работать в праздник, тем более, в религиозный — это скорбно и печально. Но когда тебе предлагают выходной, а ты отказываешься от отдыха по причине веры в то, что Бога нет, это мне непонятно. Это удивительный случай. Мне кажется, этот иск — своего рода хакерская атака, чтобы не сказать провокация. Ведь понятно, что земное человеческое законодательство не может быть совершенным. В нем всегда при желании можно обнаружить какие-то нестыковки. Хотя, конечно, хотелось бы, чтобы наше законодательство не только уважало религиозные чувства верующих, но и как-то соотносилось с представлениями о справедливости, выработанными в традиционных религиозных культурах», — добавил о.Алексий.
Иерей Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, считает, что если по мнению народа закон в отношении праздников несовершенен, надо внести предложение по его изменению: «Если кто-то считает, что закон ущемляет его права, то с помощью общественных механизмов всегда можно исправить ситуацию. Но в целом это очень серьезный и важный вопрос, так как касается социального здоровья наших граждан. Надо признать, что как таковых религиозных праздников, признанных официальными выходными, у нас в стране вообще нет. У Православия есть два великих праздника — Рождество и Пасха. Последний всегда отмечается в воскресенье, и по логике следовало бы сделать выходным днем последующий понедельник, чтобы люди могли выспаться после ночной службы. Так и было бы, если бы мы действительно отмечали Пасху как государственный праздник — но ничего подобного нет. И Рождество в нашей стране отмечается не как религиозный праздник, а как культурно-исторический. Как в расхристанной Европе все отмечают Рождество с фейерверками и театральными представлениями, в храмы никто и не ходит особо, так и мы переняли эту традицию — это скорее повод отметить весело зимние каникулы. Так что религиозный момент в празднике для большинства нашего народа отсутствует. А если у нас нет официальных религиозных праздников как таковых, то и о дискриминации говорить не стоит. Нет, и никогда не было у нас на государственном уровне и такого феномена, как мусульманские праздники. Поэтому переживать на этот счет нет смысла», — подытожил он. Русская линия
Игумен Сергий (Рыбко): «Если сейчас запрещают мусульманские праздники, завтра будут запрещать православные» Священнослужители РПЦ считают, что решение Верховного суда России по запрету религиозных праздников в регионах носит неправомерный характер...