Русская линия
<< Полная сводка новостей от 25 ноября 2010 >>

Игумен Пётр (Еремеев): Вот уже 18 лет в самом центре Москвы нарушается закон
По мнению ректора православного института, можно приветствовать принятие закона о передаче имущества религиозного назначения, однако этого недостаточно

храм Иоанна Богослова на Новой площади в Москве«Закон послужит восстановлению справедливости. Ведь уже всем стало очевидно, что в наше время нет оправданий нахождению в здании храма или синагоги организации, сторонней религиозной деятельности. В храме должен быть храм, а не музей или склад. Нет сегодня никаких моральных, социальных оснований продолжению этого вопиющего беззакония. Закон снижает напряженность в обществе — тем, что правильно и четко регулирует отношения религиозной организации, государства и заинтересованной стороны, которая пользовалась собственностью религиозной организации до настоящего времени», — заявил в интервью «Русской линии» ректор Российского православного института святого Иоанна Богослова игумен Пётр (Еремеев), комментируя единогласное одобрение Советом Федерации Закона о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения.

«Замечательно, что данный закон не просто декларирует освобождение объектов религиозного назначения — он предусматривает обеспечение учреждений и граждан, которым необходимо будет покинуть такие здания, равноценными площадями, — отметил отец Пётр. — Закон будет регулировать взаимоотношения тех, кому имущество должно принадлежать по праву, кому оно принадлежало до незаконного отторжения большевиками, и права тех, кто сегодня им пользуется и должен получить достойную замену. В законе оговариваются сроки и ответственность решения данного вопроса».

«Однако печальный пример студенческого храма святого Иоанна Богослова под Вязом, который вот уже 18 лет, несмотря действующее законодательство, не возвращают Церкви, показывает, что принятие закона „О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения“, к сожалению, само по себе еще не гарантирует обеспечение прав религиозных организаций. Наш храм по всем документам уже передан Церкви в 1992 году, оформлены Свидетельства на право безвозмездного пользования и Охранный договор, по действующему законодательству в храме уже давно должна была возобновиться богослужебная деятельность. Но у чиновников свой закон и своя правда.

Игумен Петр (Еремеев)Думаете, за все эти годы — почти за двадцать лет! — наш вопрос хоть немного продвинулся? Хочу Вас огорчить: верующие сегодня совершают богослужения на улице под дождем и снегом, а музей открывает в церковных зданиях новые выставки. Будто и помещения под переезд музея из храма выделили, но воз и ныне там. При этом наша миролюбивая позиция, попытки предложить музею совместное на первых порах использование наших же собственных помещений вызывают обвинения в наш адрес. Нас обвиняют чуть ли не в гонениях на музейное дело. Мы очень рассчитываем на мэра столицы, ну, действительно, не идти же нам в прокуратуру, в суд? Эта абсурдная ситуация в центре Москвы, тем не менее, со всей очевидностью высвечивает проблему с применением законов в нашей стране.

Необходимо, чтобы государство обеспечило неукоснительное выполнение нового закона на местах. Только тогда его принятие позволит религиозным организациям в полной мере реализовать свои права и почувствовать себя защищенными», — заключил игумен Петр.
Русская линия


«История этого места и этого собора — это история нашего Отечества»
Предстоятель РПЦ освятил Богородице-Рождественский храм Зачатьевской обители Москвы

Патриарх Кирилл (фото с сайта <a class="ablack" href="http://www.patriarchia.ru/">Патриархия.ru</a>)Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил в четверг торжественное освящение Богородице-Рождественского собора Зачатьевского монастыря столицы, сообщает Патриархия.ру

«Сегодня исторический день для города Москвы и для всей России, потому что с освящением этого собора в Зачатьевском, самом древнем, московском монастыре как бы завершается основная часть всех восстановительных работ», — сказал Gатриарх Кирилл в четверг после освящения храма.

По словам предстоятеля, когда взираешь на этот «великолепный вознесенный к небу в центре первопрестольного града храм и когда вспоминаешь историю этого места, начинаешь понимать, что только духовно слепой человек может не видеть руку Божью в своей жизни и в человеческой истории».

Зачатьевский монастырь был основан в 1360 году, ровно 650 лет назад. Тогда святитель Алексий Московский заложил в этом месте соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы, который был деревянным и сгорел, но в начале XVI века на его месте был построен каменный собор, однако и он сгорел во время большого московского пожара.

Третий собор на этом месте был заложен при царе Иоанне Федоровиче, но и он со временем пришел в такую ветхость, что требовал восстановления. В XIX веке был построен четвертый собор, который по приказу властей был разрушен в 1929 году.

«Собор, который мы освящаем, — пятый собор на этом месте», — сказал Патриарх Кирилл. По мнению предстоятеля Русской церкви, история этого места и этого собора — это история нашего Отечества, а в каком-то смысле — история всей Церкви.

«Церковь проходила за двухтысячелетнюю историю своего бытия через огромные разрушения, истребления и изничтожения, а потом возрождалась, как из семени, забытого, заброшенного, как бы иссушенного, вдруг возрождается древо», — сказал он.

По убеждению патриарха, «Церковь живет им, спасается не потому, что она сильна, не потому, что ее возглавляют люди, имеющие авторитет и власть, не потому, что ее поддерживает кто-то финансово, не потому, что много людей принадлежат к ней, а только потому, что Церковь — это место, где живет и действует Святой Дух».

Патриарх Кирилл отметил, что, в отличие от тех, кто вошел в Царствие Божье через подвиг, нам еще предстоит совершать подвиги в нашей жизни". «Нам предстоит большая работа, чтобы эти воссозданные стены всегда вмещали в себя людей, чтобы здесь совершалась Божественная литургия, чтобы вера народа укреплялась, а вместе с этой верой возрождалась Россия, несмотря на многие тяжкие обстоятельства современной жизни», — сказал Святейший владыка.

Во внимание к усердным трудам по восстановлению обители Святейший Патриарх Кирилл удостоил высоких церковных наград:

префекта Центрального округа г. Москвы С.Л. Байдакова — ордена святого благоверного князя Даниила Московского I степени;

благотворителя Д.Е. Рыболовлева — ордена преподобного Серафима Саровского I степени;

главного архитектора проекта Богородице-Рождественского храма Н.Б. Оськина — ордена преподобного Андрея Рублева III степени;

архитектора А.Б. Котова — ордена преподобного Андрея Рублева III степени.

В память об освящении Святейший Патриарх Кирилл передал монастырю образ Божией Матери. Также от имени обители Предстоятель Русской Церкви передал в дар Кипрской Православной Церкви пелену для чудотворной Киккской иконы Божией Матери.

После богослужения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сопровождении матушки игумении осмотрел музейную экспозицию в стилобате собора, в которой представлены сохранившиеся фундаменты храмов, существовавших на этом месте, и археологические находки, обнаруженные в ходе строительства храма.
Русская линия


Протоиерей Всеволод Чаплин: «Этот закон воспринимается обществом как восстановление справедливости»
Закон о передаче имущества религиозным организациям одобрен Советом Федерации единогласно

Протоиерей Всеволод ЧаплинСовет Федерации на заседании в среду одобрил закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», сообщает Интерфакс-Религия. За принятие закона проголосовали 122 сенатора, против не было ни одного.

Законом определяется, что это имущество может передаваться соответствующим федеральным, региональным или муниципальным органом власти религиозным организациям либо в собственность, либо в безвозмездное пользование на определенный срок.

При этом срок передачи не может превышать два года со дня принятия конкретного решения. В случае, если под передачу подпадают жилые помещения, проживающим в них гражданам должно быть своевременно предоставлено альтернативное жилье.

Законом определяются все сведения, которые должны быть включены в план передачи имущества, составляемый и утверждаемый уполномоченным органом государственной или муниципальной власти. В частности, в этот план должны быть включены сведения об источниках и размерах финансового обеспечения мероприятий по выселению граждан из занимаемых ими жилых помещений и предоставлению им другого жилья.

Законом гарантируется право юридическим и физическим лицам обжаловать в суде решение уполномоченного органа о передаче имущества, если эти лица с таким решением не согласны. В то же время уполномоченный орган вправе отказать религиозной организации в передаче ей запрашиваемого имущества, указав при этом причины такого отказа. Законом определяется, что такой отказ не препятствует повторному направлению религиозной организацией своего заявления после устранения указанных нарушений.

Закон устанавливает обязательную публичность процесса передачи имущества религиозным организациям. С этой целью уполномоченный орган обязан разместить на своем сайте в Интернете в недельный срок принятое к рассмотрению заявление религиозной организации. Там же должно быть обнародовано и принятое положительное или отрицательное решение уполномоченного органа.

Законом оговаривается, что если государственное или муниципальное имущество, на которое претендует религиозная организация, передано в аренду третьему лицу, то такая аренда сохраняет силу до оговоренного в официальных документах срока.

В Московском Патриархате поблагодарили Совет Федерации, который в среду единогласно одобрил закон о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения. «Стоит поблагодарить членов Совета Федерации за внимательное рассмотрение законопроекта и принятие единогласного положительного решения», — заявил глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

Он особо отметил, что рассмотрение законопроекта в Совете Федерации «не было поверхностным, о чем свидетельствуют и работа профильной комиссии, и анализ документа в аппарате Совета Федерации, и заинтересованная дискуссия, которая имела место на пленарном заседании».

«Несмотря на имевшиеся вопросы и серьезное обсуждение, представители российских регионов приняли единодушное решение. Это еще раз подтверждает, что идея передачи имущества религиозного назначения религиозным общинам поддерживается нашим обществом, воспринимается как нормальный и естественный процесс, как восстановление справедливости», — подытожил о.Всеволод.
Русская линия


Архимандрит Тихон (Шевкунов): «У государства нет востребованности на искренний, добрый кинематограф»
В РИА Новости прошла пресс-конференция посвящённая проблемам современной кинодокументалистики

«Церковь как предмет кинодокументалистики: проблемы эстетики» — пресс-конференция под таким названием состоялась вчера в РИА Новости. Информационным поводом встречи стала премьера, состоявшаяся в Доме кино накануне, 22 ноября, — более полутора тысяч человек посмотрели документальный фильм Дмитрия Таланкина «Экклесиа».

Картина состоит из четырех серий. «Церковь как мистическое Тело Христово, собрание призванных, живых и ушедших, новомученики и исповедники российские, цельная в своем жизненном строе сегодняшняя молодежь., Москва, Валаам, Торопец, Сибирь, Крайний север, Казахстан — вот лишь некоторые из тем кинофрески», — так анонсируют создатели фильма свое детище. Феномен Церкви они осмысливают через призму деятельности Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Как сказал на пресс-конференции режиссер фильма Дмитрий Таланкин, он был поражен явлением Свято-Тихоновского университета, обнаружив там молодежь, в которой есть «стержень — стремление к святости».

Архимандрит Тихон (Шевкунов)Как своего друга и однокурсника по ВГИКу режиссера представил наместник Сретенского монастыря, ответственный секретарь Патриаршей комиссии по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов). Говоря о проблемах православного кино и, в частности, кинодокументалистики, он назвал в качестве главной «отсутствие госзаказа». «Нет востребованности у государства ни на документалистику, ни на детское кино, ни на искренний, добрый кинематограф», — сказал о.Тихон. По его словам, «деньги — это уже вторичная проблема». Отвечая на вопросы о бюджетах снятых им фильмов, он удивил аудиторию: оказывается, фильм о Псково-Печерском монастыре, завоевавший гран-при на фестивале «Радонеж», был снят «вообще без денег». А картина «Гибель империи: византийский урок» потребовала некоторого финансирования уже после окончания работы над сценарием, инфомирует Благовест-инфо.

Кстати, именно «Гибель империи» Д. Таланкин считает «гениальным примером, высочайшим образцом» православной кинопублицистики. Такая оценка дает представление о критериях, которым следует режиссер. Так, он считает, что «нельзя снимать о Боге и Церкви, как минимум, если это не красиво, тенденциозно». По его словам, такое кино должно «цеплять людей за душу, за сердце». При этом фильм необязательно должен рассказывать о Церкви; главное, чтобы «автор сам воцерковлялся и делал, как Бог на душу положит». Как вспоминал Д. Таланкин, такими словами напутствовал одного православного писателя митрополит Антоний Сурожский, с которым режиссеру посчастливилось встретиться в юности. «Бог открывает нам себя через красоту»,—сказал автор представленного фильма.

Говоря о стилистике своей новой картины, он подчеркнул, что старался избегать приемов научно-популярного кино: приглашенных ведущих, закадрового текста, прямого высказывания. «Мы старались уйти от мнений (на церковном языке „мнение“ близко к понятию „прелесть“), но не уйти от фактологии», — сказал режиссер. Важно было так построить киноповествование, чтобы «зритель сам пришел к каким-то выводам», причем каждая из четырех серий должна «зацепить» своего зрителя. Внимание к фильму, реакция зрителей на премьере «потрясла» Д.Таланкина. Отвечая на вопросы, он сказал также, что сам написал музыку, которая занимает в фильме важное место.

«Изложение в жанре научного исследования» — так определяет специфику новой картины специалист по истории Русской Православной Церкви в 1920—1930-х годах, преподаватель ПСТГУ, священник Александр Мазырин. По его словам, одна из приоритетных задач фильма — познакомить широкую аудиторию с малоизвестными фактами из жизни новомучеников российских. «В Европе и США мы наблюдаем угасание Церкви. Динамично развивается сейчас только Русская Православная Церковь. Главная причина в том, что нынешнюю РПЦ созидает сокровище святости, особый вклад в копилку которого внес ХХ век. Это сияние святости, даже не осознавая этого, чувствуют люди, поэтому их так тянет в храм. Важно показать, кто созидал эти сокровища»,—сказал на пресс-конференции священник.

На вопрос о том, нужна ли церковная цензура для фильмов, в которых затрагивается тема православия, архимандрит Тихон ответил: «Я был бы счастлив, если бы она была утверждена. Об этом можно только мечтать». На вопрос о перспективах православного телеканала в рамках нового цифрового общенационального телевещания он отреагировал так: «Нужен не столько православный канал, сколько хорошие передачи о православии в рамках обычных каналов».

Что касается «Экклесии», то создатели надеются увидеть свою картину на телеканале «Культура» — только там возможен показ без рекламы, что принципиально для фильма, показывающего глубокую внутреннюю связь нашей Православной Церкви со своим народом, как сказал о картине знаменитый режиссер Глеб Панфилов.
Русская линия


Иеромонах Платон (Воробьев): «Россия — это русское государство»
В РПЦ полагают, что мультикультурное общество в нашей стране может быть построено по модели Российской империи

Роман СилантьевСотрудник отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского патриархата Роман Силантьев, комментируя газете «Известия» опыт сосуществования европейцев, в том числе русских, с исламом, призвал учиться строить мультикультурное общество у Российской империи.

«Мультикультурализм в России существовал в первую очередь благодаря сильному государству, которое поддерживало межрелигиозный мир не только добрым словом, но и штыком. Например, дружественное православным мусульманское сообщество было сформировано посредством многолетней целенаправленной работы со стороны властей, которые не только поощряли его лояльных лидеров, но и беспощадно пресекали все попытки сделать своих мусульман „пятой колонной“. Я полагаю, что нам весьма желательно вернуться к принципу, которым руководствовались власти России до 1917 года: кто не желает жить с православными мирно, тот перестает жить рядом с ними. Именно этот подход сможет гарантировать настоящий мирный мультикультурализм.
Сейчас мы проедаем то, что осталось нам от предков. Они не только создали крупнейшую в мире страну и разведали те полезные ископаемые, за счет которых мы сейчас живем, но и кропотливым трудом выработали модель оптимальных межнациональных и межрелигиозных отношений. Но эта модель имеет конечный запас прочности, который нужно возобновлять, причем не только материальным стимулированием меньшинств. Сейчас традиционные мусульмане нуждаются не столько в деньгах, сколько в эффективной защите от агрессивных сект, которые уже заметно их потеснили».

Позицию Р. Силантьева в интервью порталу Regions.Ru прокомментировал иеромонах Платон (Воробьев).

иеромонах Платон (Воробьев)«Современной России просто необходимо перенять опыт Российской империи. Тогда мы сможем, наконец, построить мультикультурное общество, а не общество раздоров и разногласий», — заявил о.Платон. «Россия — это русское государство. Религиозные и национальные меньшинства должны с этим считаться. Сегодня же мы живем по западной модели, требующей от большинства лояльности к меньшинствам, а не наоборот. А это неправильно. Хватит диктовать нам свои правила», — подчеркнул он. «Русский человек — это не национальность, это духовное и душевное содержание. Иными словами: будь ты казах, но ты можешь быть русским, или будь ты узбек, но ты также можешь быть русским. И это русское самосознание должно доминировать. А все остальные со своими уставами пусть в наш монастырь не ходят», — заключил отец Платон.
Русская линия


«Мы надеемся, что участие города Москвы в работе Попечительского совета будет продолжено»
Патриарх Кирилл возглавил заседание Наблюдательного совета по изданию «Православной энциклопедии»

Святейший Патриарх Кирилл в Калининграде. 23 марта 2009 года (Фото с сайта ОВЦС МП)Вчера в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя состоялось 23-е совместное заседание Наблюдательного, Попечительского и Общественного Советов по изданию «Православной энциклопедии» и презентация 23-го и 24-го алфавитных томов «Православной энциклопедии». Заседание возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, председатель Наблюдательного Совета по изданию «Православной энциклопедии», сообщает Патриархия.Ru.

В заседании участвовали: митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий; Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; архиепископы Верейский Евгений, ректор Московских духовных академии и семинарии, председатель Учебного комитета при Священном Синоде; Екатеринбургский и Верхотурский Викентий; епископ Гатчинский Амвросий, ректор Санкт-Петербургских духовных академии и семинарии.

На заседании также присутствовали полномочный представитель Президента России в Центральном федеральном округе Г. С. Полтавченко; заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ А.П. Торшин; министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко; руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям М.В. Сеславинский; заместитель министра культуры РФ Е.Э. Чуковская; статс-секретарь, заместитель министра иностранных дел РФ Г. Б. Карасин; председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций С.А. Попов; президент Российской Академии наук Ю.С. Осипов; руководитель Федерального космического агентства А.Н. Перминов; заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы А.Н. Горбенко; председатель Московской городской Думы В.М. Платонов; губернатор Мурманской области Д.В. Дмитриенко; ректор МГУ В.А. Садовничий; президент Торгово-промышленной палаты РФ Е.М. Примаков; советник Президента России Ю.К. Лаптев; директор департамента культуры Правительства РФ Д.В. Молчанов; другие члены Советов и гости.

Открывая заседание, Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся со вступительным словом. Предстоятель Русской Православной Церкви сообщил, что мэр Москвы С.С. Собянин дал согласие возглавить Попечительский Совет по изданию «Православной энциклопедии». Святейший Владыка также рассказал об основных направлениях деятельности и задачах Церковно-научного центра и кинотелекомпании «Православная энциклопедия» в 2011 году.

Сообщение о ходе работы Церковно-научного центра и Кинокомпании «Православная энциклопедия» в 2010 году и плановую смету на 2011 год представил руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» С. Л. Кравец.

Поддержке издания «Православной энциклопедии» в 2011 году были посвящены выступления министра образования и науки РФ А.А. Фурсенко, заместителя министра культуры РФ Е.Э.Чуковской; руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям М.В. Сеславинского, председателя Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций С.А. Попова. От лица мэра Москвы С.С. Собянина выступил заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы А.Н.Горбенко. Выступавшие одобрили предложения Святейшего Патриарха Кирилла.

В связи с необходимостью увеличить финансирование проектов ЦНЦ «Православная энциклопедия» по итогам обсуждения принято решение с 1 марта 2011 года увеличить цену за один том «Православной энциклопедии» до 900 рублей для всех категорий покупателей, кроме осуществляющих закупки по госконтрактам. С 1 января 2012 г. будет повышена до той же цифры и цена одного тома энциклопедии при закупках по госконтрактам.

В завершение заседания с заключительным словом выступил Святейший Патриарх Кирилл. Он в частности сказал:

Уважаемые члены Советов, авторы и редакторы «Православной энциклопедии», дорогие гости! Прежде всего, хочу вам сообщить о том, что в качестве председателя Попечительского совета на только что прошедшем заседании утвержден мэр города Москвы Сергей Семенович Собянин. Мы надеемся, что участие города Москвы в работе Попечительского совета будет продолжено. Проект «Православная энциклопедия» — это проект сложный, требующий, в том числе, и значительной финансовой поддержки. Поэтому участие в Попечительском совете города Москвы имеет очень большое, если не сказать решающее, значение. Таким оно было в прошлом, таким является в настоящем и, я надеюсь, таким останется и в будущем.

На только что завершившемся заседании были утверждены планы работы Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» и Кинотелекомпании «Православная энциклопедия».

В следующем году, мы надеемся, увидят свет 25-й, 26-й и 27-й алфавитные тома. Продолжается научно-исследовательская работа, и эта работа приобретает все большую и большую значимость, потому что касается важных теоретических проблем, равно как и церковно-практических вопросов.

В начале будущего года также выйдут в свет два весьма значительных издания. Во-первых, это книга «Православие в Эстонии: исследование и документы», в которой впервые будут опубликованы важнейшие церковно-политические материалы за период с 1917 по 2010 год. В книге будут представлены более 200 документов, из которых значительная часть публикуется впервые. Издание будет осуществлено на русском и на английском языках.

Еще одной книжной премьерой следующего года станет словарь-справочник «Киев в истории Православия», который будет посвящен истории киевского Православия с X века до нынешних дней и будет содержать тысячи фактологических статей. Новизна этого издания заключается в том, что для удобства пользования этим словарем-справочником в нем будет совмещен хронологический и алфавитный принципы расположения материала.

Также сегодня принято решение о создании электронной базы документов, являющихся источниками по православному каноническому праву. В этом году Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» завершил первый этап работы по выявлению источников канонического права византийского, поствизантийского и древнерусского периодов. Одновременно в Московской и Санкт-Петербургской духовных академиях идет работа по выявлению таковых источников, в том числе более позднего времени. В будущем году Церковно-научному центру предстоит свести все выявленные материалы в единую базу данных с удобной и мощной поисковой системой. Демонстрационная версия этой электронной базы представлена вам уже сегодня.

Осенью будущего года на широкий экран выйдет новый полнометражный художественный фильм кинотелекомпании «Православная энциклопедия», посвященный святителю Алексию, митрополиту Киевскому, Московскому и всея Руси. О масштабах работы над фильмом вы можете судить по представленному на стендах фотоотчету и демонстрируемым сегодня видеофрагментам фильма. О качестве исторической проработки материала можно составить представление по историко-художественному воспроизведению облачения св. митрополита Алексия, которое сегодня по моему благословению будет передано кинотелекомпанией «Православная энциклопедия» в дар музею Храма Христа Спасителя.

Сегодня мы представляем вам два новых тома «Православной энциклопедии», которые объединяют статьи о святых, церковных и государственных деятелях, ученых, художниках, философах, поэтах с именем «Иоанн». Это самое распространенное в Православии имя, и потому сотни статей, посвященных Иоаннам, заняли практически полностью два тома.

Среди этих статей особенно хочется выделить отдельные обширные статьи, например, об Иоанне Златоусте, Иоанне Предтече, Иоанне Кронштадтском, Иоанне Рыльском, о русских великих князьях и царях Иване Калите, Иоанне Грозном, а также целые циклы. Например, цикл о четырнадцати Константинопольских Патриархах, носивших имя Иоанн, и цикл о двадцати трех Римских Папах с этим именем, включая статьи о Папе Иоанне XXIII и Папе Иоанне Павле II.

В томах нового 2011 года будет завершена работа над буквой «И», самой большой энциклопедической буквой. Уже в следующем томе, работа над которым завершается в эти дни, будут помещены статьи о Русских Патриархах Иоасафе I и Иоасафе II, о первом Патриархе Московском святителе Иове, о первом автокефальном митрополите Московском святителе Ионе, о преподобном Иосифе Волоцком, а также о святых древней Церкви — Иринее Лионском и Исааке Сирине.

Следующий год, завершающий работу над буквой «И» и начинающий работу над буквой «К», будет годом работы над очень сложными и важными богословскими статьями: «Искупление», «Ипостась», «Исповедание веры», а также обширным блоком статей, связанным с каноническим правом. В ближайших томах будут представлены обширные историко-страноведческие материалы об Италии, Ирландии, Испании; о сложной и подчас драматической истории Православия в Иордании, Ираке, Иране.

Вот таковы вкратце планы на 2011 год, и мы уверены в том, что с Божией помощью эти планы можно будет реализовать.

Затем в Белом зале состоялась презентация 23-го и 24-го алфавитных томов «Православной энциклопедии». Затем Предстоятель Русской Православной Церкви наградил актера С.В. Маковецкого орденом святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, III cтепени, за исполнение главной роли в художественном фильме «Поп».
Русская линия


В российской политике наступила эпоха «застоя»
Дмитрий Медведев полагает, что у сложившейся политической системы есть существенные недостатки

Дмитрий МедведевПрезидент России Дмитрий Медведев заявил вчера в своем видеоблоге, что в российской политической жизни проявляются признаки застоя и это губительно как для правящей партии, которая «бронзовеет», так и для оппозиции, которая становится маргинальной. Неожиданная критика политической системы прозвучала накануне вечером, а уже сегодня Президент встретится с руководителями парламентских фракций тех самых партий, которые упрекнул в деградации.

«С определенного периода в нашей политической жизни стали появляться симптомы застоя, возникла угроза превращения стабильности в фактор стагнации. А такой застой одинаково губителен и для правящей партии, и для оппозиционных сил. Если у оппозиции нет ни малейшего шанса выиграть в честной борьбе — она деградирует и становится маргинальной. Но если у правящей партии нет шансов нигде и никогда проиграть, она просто „бронзовеет“ и в конечном счете тоже деградирует, как любой живой организм, который остается без движения», — цитирует Президента ИТАР-ТАСС.

«Главная наша задача, задача любой демократии, — повысить качество народного представительства. Сделать так, чтобы политическое большинство не было просто статическим. А точнее, чтобы оно не стало большинством, состоящим из статистов и исполнителей, — считает глава государства. — Чтобы правящая партия имела и права, и обязанности, а не просто служила приложением к исполнительной власти».

«Политическая система должна быть устроена так, чтобы были хорошо слышны и учитывались мнения всех, в том числе и самых малых социальных групп, — отметил Медведев. — А в идеале — чтобы был слышен голос даже одного человека». При этом Президент исходит из того, что политические реформы не должны приводить к хаосу и параличу демократических институтов, но должны быть постепенными, но неуклонными. По его словам, страна значительно продвинулась к этой цели за прошедшие два года.

Медведев напомнил, что Госдума завершила принятие целого пакета законопроектов, которые он вносил в парламент в 2009 и 2010 годах. Президент отметил, что благодаря этому были минимизированы риски манипуляций в ходе выборов, снижается роль человеческого фактора при подсчете голосов.

Кроме того, партиям гарантирован равный доступ к государственным СМИ как на федеральном, так и на региональном уровнях, о чем тоже мне неоднократно говорили представители наших оппозиционных партий. «Партии, которые имеют большинство в региональных парламентах, получили исключительное право предложить Президенту кандидатуры на посты губернаторов, то есть руководителей областей, краев, республик, — отметил Медведев. — Таким образом, большинство избирателей имеет возможность участия через поддерживаемую им партию в формировании исполнительной власти своего региона».

Права меньшинства защищены также целым рядом мер. «Для оппозиции установлены гарантии замещения руководящих должностей в региональных парламентах, — сказал президент. — Снижено количество подписей, которые необходимо собирать для участия в выборах».

«Фактически снижен до пяти процентов барьер для прохождения представителей партии в парламенты всех уровней. Голоса в целом не должны пропадать: те, кто набрал больше пяти, но меньше семи (процентов), должны получить своего представителя. Но мы на этом не ограничимся, мы и дальше будем совершенствовать этот институт и раздвигать эти возможности», — отметил Медведев. Он напомнил, что субъекты страны упорядочивают численность представительных органов власти, изменились и принципы представительства регионов в Совете Федерации. Таким образом, уверен Президент, политическая система в России стала более открытой и более гибкой, в конечном счете и более справедливой.

Дмитрий Медведев, провозгласивший главной задачей своего президентства модернизацию России, говорит о необходимости обновить политическую жизнь в России уже не впервые.

Однако оппозиционеры заявляют, что на фоне слов главы государства о демократии в России по-прежнему разгоняют оппозиционные митинги, а в средствах массовой информации, контролируемых государственными структурами, преобладает точка зрения властей.
Русская линия


«Народный Собор» вскоре может появиться и на Украине
Сопредседатели «Народного Собора» Олег Кассин и Владимир Хомяков побывали с рабочим визитом в Киеве

Движение *Народный Собор*18−19 ноября 2010 г. сопредседатели «Народного Собора» Олег Кассин и Владимир Хомяков по приглашению ряда украинских православных, ветеранских и родительских организаций посетили с рабочим визитом Киев, сообщает пресс-служба движения «Народный Собор».

Накануне их приезда состоялся долгожданный уход в отставку киевского мэра Леонида Черновецкого, известного своими «оранжевыми» взглядами, связями с разнообразными сектантами и деятельным участием в организации «майдана». Так что приезд московских гостей на Украине расценили как добрый знак.

В первый день визита представители «Народного Собора» посетили Киево-Печерскую Лавру и поклонились мощам святых праведников, включая легендарного Илью Муромца и Нестора Летописца. Затем Олег Кассин и Владимир Хомяков были приняты ректором Киевских духовных семинарии и академии, викарием Киевской митрополии архиепископом Бориспольским Антонием (Паканичем) и имели с ним беседу, темой которой стала защита православных ценностей Русской цивилизации в России и на Украине, а также укрепление духовной общности Русского мира.

В тот же день состоялись консультации с помощником председателя УПЦ в Верховной Раде архиепископа Львовского и Галицкого Августина Игорем Друзем и его коллегами о перспективах взаимодействия российских и украинских родительских и православных организаций в борьбе с «ювенальной» угрозой. Кроме того, была проведена встреча с руководством Общевоинского Союза Украины, на которой обсуждались перспективы двустороннего сотрудничества.

Поездка пришлась на нелёгкое для политической жизни Украины время. Верховная Рада принимала новый Налоговый Кодекс, против которого выступают значительные группы населения, в том числе — мелкие и средние предприниматели, убеждённые в том, что новая налоговая система создаст серьёзные проблемы для развития их бизнеса. «Левые» партии усматривают в Кодексе перекос в пользу более состоятельных налогоплательщиков. Православные возмущены тем, что вместо христианских имён весь учёт людей налоговыми органами ведётся исключительно по идентификационным номерам, что расценивается как серьёзное оскорбление чувств верующих.

Делегация «Народного Собора», находясь неподалёку от Верховной Рады, стала свидетелем сразу двух мирно проходивших рядом митингов против Кодекса — предпринимателей и «левых». Православные же протестовали у Администрации Президента.

В итоге, их настойчивость и деятельное участие заместителя Председателя депутатской фракции «Партии регионов» Вадима Колесниченко принесли свои плоды: в самый последний момент перед рассмотрением в текст Кодекса удалось провести поправки, разрешающие православным учитываться в налоговых документах под собственным именем, а не цифровым кодом.

Народный СоборС этим несомненным успехом представители «Народного Собора» поздравили Вадима Колесниченко в ходе состоявшейся личной встречи, на которой также обсуждались вопросы двустороннего взаимодействия российских и украинских общественных организаций.

Вопросы сотрудничества обсуждались и в ходе состоявшихся в Верховной Раде Украины встреч сопредседателей «Народного Собора» Олега Кассина и Владимира Хомякова с депутатами разных фракций. Причём обсуждение показало готовность к сотрудничеству и близость позиции по ряду проблем.

Встречи состоялись также с представителями украинской прессы и общественных организаций, которые с большим интересом встретили инициативу о создании на Украине организации, аналогичной «Народному Собору» и выразили готовность принять участие в её оргкомитете. Таким образом, сделан очередной шаг к выстраиванию международной сети движений, объединяющих по соборному принципу разнообразные общественные организации вокруг защиты ценностей Русской цивилизации, укреплению исторического единства великороссов, малороссов и белорусов и идеи интеграции России, Украины и Белоруссии.
Русская линия


Эскалация конфликта в Корее
Обама посылает к полуострову целую флотилию

Конфликт между двумя Кореями, возникший после обстрела артиллерией Северной Кореи южнокорейского острова Ёнпхёндо, набирает обороты. Пхеньян возлагает ответственность за инцидент на Соединенные Штаты и Южную Корею, отказывается обсуждать ситуацию и угрожает новыми атаками. Южная Корея усиливает охрану границы с КНДР, сообщает портал Newsru.com.

«Если Вашингтон действительно заинтересован в разрядке напряженности на Корейском полуострове, — подчеркивается в нем, — то американским властям не следует слепо оказывать покровительство южнокорейским марионеточным силам, а наоборот, контролировать их действия».

обстрел острова Йонбендо в Желтом мореНапомним, во вторник в районе острова Ёнпхёндо в Желтом море, где проходит спорная линия раздела между КНДР и Южной Кореей, произошел крупнейший в регионе за последние полвека вооруженный инцидент. По сообщениям из Сеула, остров был подвергнут артобстрелу со стороны Севера, и южане открыли ответный огонь. В результате погибли двое южнокорейских военнослужащих, 17 были ранены. В день перестрелки власти КНДР заявили, что Южная Корея первой открыла огонь.

По версии Пхеньяна, утром 23 ноября глава делегации КНДР на межкорейских военных переговорах по телефону потребовал от главы делегации Южной Кореи отменить учебные стрельбы в районе острова Енпхендо в ходе военных маневров «Хогук», пишет «Время новостей».
«Однако, несмотря на предупреждение с нашей стороны, противник обстрелял территориальные воды КНДР в данном районе», и в этой ситуации северяне нанесли ответный удар по артиллерийским позициям противника «в целях самообороны». В северокорейском МИД КНДР считают, что причиной этого инцидента стала разграничительная линия, незаконно установленная в Желтом море американцами сразу после подписания соглашения о перемирии в конце Корейской войны 1950−1953 годов. В Пхеньяне неоднократно настаивали на переносе этой линии на юг.

Военная миссия народной республики считает, что США необходимо принять меры, чтобы не допустить таких новых безрассудных военных провокаций, как вторжение в территориальные воды КНДР, а также артиллерийские обстрелы под предлогом защиты т.н. северной разграничительной линии.

В заявлении подчеркивается, что Корейская Народная Армия без промедления нанесет второй и третий ответные удары, если южнокорейские марионетки совершат еще одну военную провокацию, передает ИТАР-ТАСС.

Атомный авианосец ВМС СШАКак сообщалось, после инцидента США выразили готовность активно вмешаться в ситуацию, поддержав Южную Корею. В интервью телекомпании ABC президент США Барак Обама отметил, что Вашингтон «решительно подтверждает свои обязательства по защите Южной Кореи», отмечает «Коммерсант». В телефонном разговоре со своим коллегой Ли Мен Баком американский лидер предложил провести с 28 ноября по 1 декабря к западу от Корейского полуострова совместные военные учения. Ожидается, что в маневрах примут участие авианосец George Washington, на борту которого могут находиться 75 военных самолетов и более чем 6 тысяч морских пехотинцев, а также еще четыре корабля ВМС США. Представители военного командования США в Южной Корее утверждают, что учения никак не связаны с последними событиями, так как были запланированы еще до артобстрела Енпхендо. Вместе с тем эксперты предупреждают, что этот аргумент может показаться Пхеньяну неубедительным и еще больше усилить напряженность.

В четверг стало также известно, что Северная Корея отвергла предложение командования войск ООН в Корее о проведении переговоров на генеральском уровне с целью обсудить недавний артобстрел. Об этом в четверг сообщил представитель министерства обороны РК. Ооновское командование предложило провести переговоры в среду. «Северная Корея отвергла предложение о переговорах под тем предлогом, что не видит в их проведении практического смысла», — отметил представитель МО РК.

Тем временем Южная Корея планирует направить дополнительные вооруженные части на пять островов, расположенных на границе с КНДР, после инцидента с артиллерийской стрельбой, сообщает представитель администрации президента страны Ли Мен Бака. Сеул отказывается также от намерений сократить число подразделений морской пехоты на островах, как это планировалось ранее. В четверг президент Южной Корее провел чрезвычайное совещание, ставшее следствием инцидента на корейской границе, произошедшего во вторник.

Вооруженные инциденты в Жёлтом море происходили и в прошлом, поскольку Пхеньян не признает так называемую северную разграничительную линию, отмечает РИА «Новости». В 2007 году правительства двух корейских государств договорились превратить спорные воды в совместную зону мира и сотрудничества, однако новое правительство в Сеуле, пришедшее к власти в 2008 году, отменило прежний курс на сближение с КНДР и подписанные при прежней администрации соглашения.
Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем выдающихся русских мыслителей А.И.Кошелева и К.Н.Леонтьева

Александр Иванович КошелевАлександр Иванович Кошелев родился 9 мая 1806 г. в Москве в дворянской семье. Получив домашнее образование, Кошелев сдал «экзамен на чин» в Московском университете. Вскоре он вошел в кружок С.Е.Раича, где познакомился с Ф.И.Тютчевым, С.П.Шевыревым, М.П.Погодиным, А.С.Хомяковым и др., а также сблизился с членами «Общества любомудров» и примыкавшими к нему литераторами.

Некоторое время Кошелев находился на государственной службе. Успешно занимался сельским хозяйством и финансами. В 1848 подал в Министерство финансов записку о вреде откупов.

С 1840-х годов Кошелев вошел в кружок славянофилов, куда его влекли давняя близость к Хомякову и братьям Киреевским, настойчивое стремление славянофилов к освобождению крестьян, верность православной традиции, тяга к философии и патристике. В 1851−52 гг. он выступил издателем славянофильского «Московского сборника», а также поместил в нем в нем свою статью. Продолжая деятельность журналиста, Кошелев издавал и редактировал в 1856−60 гг. журнал «Русская беседа» и прибавление к нему — журнал «Сельское благоустройство», составляемый из исторических, сельскохозяйственных и статических статей по вопросу об улучшении быта крестьян в России. Позже Кошелев подготовил и выпустил собрание сочинений И. Киреевского и составил программу издания многотомного сочинений Хомякова.

В предреформенную эпоху Кошелев стал видным общественным деятелем по крестьянскому вопросу. В 1855 г., он подал Императору Александру II записку, в которой обосновал необходимость созыва Земской думы, а чуть позже предложил вниманию Царя «Записки по уничтожению крепостного состояния в России».

В 1862 г. в полулегальном и консервативно-оппозиционном памфлете «Конституция, самодержавие и Земская дума» публицист выдвинул ряд идей, направленных на защиту монархии как таковой, сословных дворянских привилегий и упрекал русскую бюрократию в ее неспособности справиться с революционным движением. Свое отношение к двум другим составляющим уваровской триады Кошелев выразил в следующих словах: «Без Православия наша народность — дрянь. С Православием наша народность имеет мировое значение».

В последние годы жизни Кошелев создал наиболее значительное свое произведение — «Записки. (1812−83)», являющиеся ценнейшим документом для истории общественной мысли России в 1820−70 гг. XIX в.
И.С.Аксаков в некрологе Кошелеву отметил: «Кошелев — это последний из друзей-сверстников Киреевского и Хомякова, этот живой, рьяный, просвещенный и талантливый общественный деятель и публицист, сильный и цельный духом, необычайно выразительно-искренний в своей внешности, и в речах, и в поступках, — не знавший ни угомона, ни отдыха, ни усталости, бодрствовавший на работе до самого последнего часа своей жизни». Скончался Кошелев 12 ноября 1883 года.

Константин ЛеонтьевСегодня также день памяти выдающего русского мыслителя, теоретика русского консерватизма К.Н.Леонтьева.

Константин Николаевич Леонтьев родился 13 января 1831 г. в с. Кудиново Калужской губернии в небогатой дворянской семье. В 1849 г. окончил Калужскую гимназию с отличными отметками по всем предметам, кроме физики и математики, и некоторое время проучившись в ярославском Демидовском лицее, поступил на медицинский факультет Московского университета. Начал сочинять, его комедия «Женитьба по любви» была высоко оценена И.С.Тургеневым, который стал литературным наставником Леонтьева и ввёл его в литературный салон графини Е.В.Салиас, где Леонтьев познакомился с Т.Н.Грановским, М.Н.Катковым, поэтами Е.П.Ростопчиной, Н.Ф.Щербиной. В 1854 г., вскоре после начала Крымской войны, изъявил желание поступить на военно-медицинскую службу и, не окончив пятого курса, был назначен младшим ординатором Керчь-Еникальского военного госпиталя. Уволившись из армии в 1857 г., служил домашним врачом, в 1863 г. поступил в Азиатский департамент Министерства иностранных дел и за 8 лет службы на Балканах и в Турции прошёл путь от секретаря и драгомана (переводчика) до консула в Салониках. В этот период жизни Леонтьев придерживался сугубо материалистических воззрений, которые сам позднее охарактеризовал как «естественно-эстетическое чувство, поддержанное и укрепленное рациональным идеалом науки».

В 1871 г. он пережил духовный кризис, сопровождавшийся тяжелой болезнью и чудесным исцелением. Оправившись от болезни, Леонтьев всей душой обратился к Богу. Он отрекся от некоторых прежних, «в высшей степени безнравственных» сочинений, сжег некоторые свои рукописи. Предвестием духовного переворота стала статья «Грамотность и народность» (1870), вызвавшая бурю негодования либералов и прогрессистов. В ней речь шла о пагубности западноевропейского просвещения для духовного и культурного своеобразия народа и для его нравственного развития. Леонтьев оставил службу и провёл около года в русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне, намереваясь принять постриг, но не получил благословения от старцев. В это время он написал работу «Византизм и славянство», в которой выступил против славянофильства («мечтательное и неясное учение») и панславизма, который считал политически ошибочным и даже вредным с точки зрения судеб России. Он противопоставлял идее славянского единства идею национальной самобытности русского этноса. Вернулся в Россию весной 1874 г., в ноябре поступил послушником в Николо-Угрешский монастырь на Москве-реке, где прожил зиму, но затем вернулся в своё имение Кудиново. Катков отказался печатать в своем «Русском вестнике» «Византизм и славянство», слишком необычными были идеи Леонтьева даже для консервативного лагеря. Трактат был опубликован ничтожным тиражом как выпуск «Чтений в Обществе Истории и древностей российских» в 1875 г., и не мог оказать должного воздействия на общественное мнение.

В январе-апреле 1880 г. Леонтьев стал заместителем главного редактора газеты «Варшавский дневник», где смог проповедовать свои уже выкристаллизовавшиеся взгляды. В декабре он вернулся в Москву, где получил место члена Московского цензурного комитета. Здесь сблизился с преподавателем Лицея Цесаревича Николая и коллегой по цензурному комитету П.Е.Астафьевым, у которого на литературно-музыкальных пятницах познакомился с группой студентов, ставших его почитателями. Так возник кружок молодежи, в который входили в будущем видные деятели правого движения (А.А.Александров, В.А.Грингмут, Л.А.Тихомиров, Ю.Н.Говоруха-Отрок, о. И. Фудель, о.И.Соловьев и др.). Леонтьев в это время активно печатался в изданиях консервативного и славянофильского направления «Русский вестник», «Гражданин», «Московские ведомости», опубликовал сборник статей «Восток, Россия и славянство» (т. 1−2, 1885−86), в который вошел трактат «Византизм и славянство», цикл статей «Записки отшельника» («Гражданин», 1887−91). Достойным завершением критико-публицистического творчества Леонтьева явились его полемические заметки о творчестве Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого «Наши новые христиане» (1882) и «Анализ, стиль и веяние. О романах гр. Л.Н.Толстого» (1890). Своего рода политическим завещанием стали поздние работы «Национальная политика как орудие всемирной революции» (1889) и «Славянофильство теории и славянофильство жизни» (1891).
Культурно-исторические взгляды Леонтьева, сложившиеся под влиянием Н.Я.Данилевского, характеризуются выделением трёх стадий циклического развития — первичной «простоты», «цветущей сложности» и вторичного «упрощения» и «смешения». Европа уже вступила в третью стадию, она стоит перед мещанством, орудиями которого являются лозунги политической свободы и равенства. Европа грозит заразить Россию «либерально-эгалитарным прогрессом». Противопоставить Европе мы можем только старые культурные элементы, заимствованные из Византии. Россия должна обособиться от Европы, считал Леонтьев, и положить в основу своего бытия «триаду»: Православие, т. е. строго церковное и монашеское христианство («Церковь должна быть смелее, властнее, сосредоточеннее»); Самодержавие, т. е. незыблемую монархическую государственность, как можно более сословную, жесткую и даже деспотическую («сурово, иногда и до свирепости»); и Народность, т. е. самобытные национальные формы жизни («быт должен быть поэтичен, разнообразен в национальном, обособленном от запада, единстве»). Леонтьев провозгласил знаменитую формулу: «Россию надо подморозить», предлагая при этом совершенно отрешиться не только от Европы, но и от «растленного славянства». Только так Россия может обрести будущность. Развивая учение Данилевского о возрастах развития национальности, Леонтьев ставил вопрос о возрасте России: цветет ли она? И склонялся к мнению: мы прошли много, сотворили духом мало и стоим у какого-то страшного предела. Только сильная императорская власть может спасти Россию от натиска европейского либерального эгалитаризма, считал он.

В 1887 г. Леонтьев вышел в отставку и поселился в Оптиной пустыни. 18 августа 1891 г. он принял тайный монашеский постриг. Вскоре, заболев пневмонией, переехал в Троице-Сергиеву Лавру, где и умер.

В этот день 12 ноября 1472 г. Великий Князь Иоанн III Васильевич обвенчался с греческой царевной Софией Палеолог.

В этот день в 1905 г. была создана Астраханская народная монархическая партия, которую возглавил купец Нестор Николаевич Тиханович-Савицкий, ставший одним из лидеров патриотического движения в России.
Русская линия


Виктор Водолацкий: Казаки должны проходить военную службу в казачьих воинских частях

Атаман Всевеликого войска Донского, депутат Государственной Думы России Виктор Водолацкий поручил комиссии Южного федерального округа в составе Совета при Президенте РФ по делам казачества разобраться, куда направляют для прохождения военной службы казаков-призывников, сообщает официальный сайт Атамана Всевеликого Войска Донского Виктора Водолацкого.

«В ходе осеннего призыва более 90 наших парней были отправлены не в казачью, а десантно-штурмовую часть, поскольку их здоровье было гораздо лучше, чем у других», — сказал Водолацкий в четверг на заседании комиссии ЮФО в составе Совета при Президенте РФ по делам казачества.

Он поручил членам рабочей группы Совета по делам казачества ЮФО до 20 января проверить в военкоматах порядок составления списков казачьей молодежи и направления юношей для службы Вооруженные силы РФ.
Русская линия


Собянин возглавит Наблюдательный совет «Православной энциклопедии»

24 ноября 2010 года в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя состоялось 23-е совместное заседание Наблюдательного, Попечительского и Общественного Советов по изданию «Православной энциклопедии» и презентация 23-го и 24-го алфавитных томов «Православной энциклопедии», сообщает пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси.

Открывая заседание, Святейший Патриарх Кирилл сообщил, что мэр Москвы С.С. Собянин дал согласие возглавить Попечительский Совет по изданию «Православной энциклопедии». Святейший Владыка также рассказал об основных направлениях деятельности и задачах Церковно-научного центра и кинотелекомпании «Православная энциклопедия» в 2011 году.

Сообщение о ходе работы Церковно-научного центра и Кинокомпании «Православная энциклопедия» в 2010 году и плановую смету на 2011 год представил руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» С. Л. Кравец.

В связи с необходимостью увеличить финансирование проектов ЦНЦ «Православная энциклопедия» по итогам обсуждения принято решение с 1 марта 2011 года увеличить цену за один том «Православной энциклопедии» до 900 рублей для всех категорий покупателей, кроме осуществляющих закупки по госконтрактам. С 1 января 2012 г. будет повышена до той же цифры и цена одного тома энциклопедии при закупках по госконтрактам.

В завершение заседания с заключительным словом выступил Святейший Патриарх Кирилл.

Затем в Белом зале состоялась презентация 23-го и 24-го алфавитных томов «Православной энциклопедии».

Предстоятель Русской Православной Церкви наградил актера С.В. Маковецкого орденом святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, III cтепени, за исполнение главной роли в художественном фильме «Поп».
Русская линия


В Москве прошли «Даниловские чтения»

История культурных, духовных и экономических связей между Россией и Францией стала основной темой третьего церковно-научного форума «Даниловские чтения», который прошел в Москве 24 ноября, сообщает Благовест-инфо.

Конференция в Даниловом монастыре собрала представителей московского духовенства, членов православных общественных организаций, известных историков и богословов. С французской стороны в чтениях принимали участие сотрудники посольства республики в Москве.

«Наша встреча впервые поднимает темы, связанные не только с церковными проблемами, а охватывающие весь богатый спектр взаимоотношений двух христианских, хоть и относящихся к разным конфессиям, стран», — отметил наместник Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов), открывая чтения.

«На протяжении многих веков Франция и Россия тесно сотрудничали друг с другом, оказывая взаимное влияние на культурные и исторические процессы в своем развитии», — подчеркнул он.

Участники конференции обсудили итоги Года России-Франции 2010, самым значимым событием которого для Данилова монастыря стала передача Русской Православной Церкви святынь, которые хранились во Франции.

«Нам передали императорские штандарты, которые сопровождали императора-страстотерпца Николая II во время его визита в Париж в 1901 году и эмалевую икону святого благоверного князя Александра Невского, вывезенную в Париж русскими эмигрантами», — рассказал архимандрит Алексий.

В свою очередь советник посольства Франции Александр Жиоржини добавил, что «важным шагом в укреплении духовных связей между странами станет строительство русского собора в самом сердце Парижа на набережной Бранли, неподалеку от Эйфелевой башни, которое планируется начать в 2012 году».

«Французское правительство уже выделило участок под застройку, который Россия планирует купить», — подчеркнул Александр Жиоржини.

В ходе конференции представители Даниловского общества любителей духовного искусства и культурного наследия преподнесли архимандриту Алексию икону Московских святителей. Примечательно, что общество объединяет и русских, и французских специалистов, неравнодушных к проблемам сохранения культурного наследия.

Представитель даниловского общества Зоя Цветкова отметила, что практика существования подобных общественных организаций в Даниловском монастыре не является чем-то новым: «Мы возрождаем одну из традиций обители. Здесь общество любителей духовного просвещения впервые было организовано в середине 19 века, тогда его основателем стал сам наместник монастыря архимандрит Иаков (Коротков)».

В рамках конференции были представлены научные доклады, посвященные роли французов в создании российского флота, истории православия на французской земле.
Русская линия


Блаженнейший митрополит Киевский Владимир совершил молебен перед Серафимо-Дивеевской иконой Божией Матери «Умиление»

24 ноября 2010 года Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир совершил молебен в храме в честь Всех святых в Киеве, где в эти дни находится чудотворная икона Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская, сообщает Патриархия.Ru.

Утром в этот день по благословению Его Блаженства во Всехсвятском храме состоялась Божественная литургия, которую совершили епископы Переяслав-Хмельницкий Александр, Александрийский и Светловодский Антоний и Павлово-Посадский Кирилл.

По окончании молебна в галерее «Соборная» священнослужители города Киева поздравили Блаженнейшего владыку с 75-летием.

Митрополит Владимир вручил благочинным церковных округов украинской столицы кресты с украшениями и благословил духовенство иконами Божией Матери «Киево-Печерская».

Программа пребывания иконы Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская на Украине с 22 ноября по 6 декабря 2010 года.
Русская линия


В Санкт-Петербурге прошло ежегодное Епархиальное собрание

Ежегодное собрание духовенства и мирян состоялось 23 ноября в Санкт-Петербургской епархии. Его открыл правящий архиерей — митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. В годовом докладе владыка отметил продолжающийся рост епархии: если в 2005 году в ней насчитывалось 648 священнослужителей, то к концу 2010 года их стало 852, передает сайт Петербургской митрополии.

По числу клириков Санкт-Петербургскую митрополию уже можно сравнить c небольшой Поместной Церковью. Значимым событием для епархии станет предстоящее рукоположение нового викарного епископа с титулом Лодейнопольский. Решение об этом было принято на летнем заседании Священного Синода.

Митрополит Владимир подчеркнул, что Церковь живет сейчас в период, когда в обществе «полностью отсутствует тот антирелигиозный гнет, который знаком многим сидящим в этом зале». Прошедшее уже воспринимается как история. Церковь должна искать новые формы свидетельствования о Христовой Истине, активнее взаимодействовать со СМИ.
Русская линия


В Россию впервые доставят мощи святой великомученицы Екатерины

Мощи святой великомученицы Екатерины с греческого подворья Синайского монастыря святой Екатерины впервые доставят для поклонения верующих в Россию: с 1 до 5 декабря святыня будет находиться в Москве, а с 5 по 24 декабря — в Екатеринбурге, который 7 декабря отметит праздник своей небесной покровительницы, сообщают РИА-Новости.

Договоренность об этом достигнута в ходе поездки на Синай российской паломнической группы во главе с руководством «Екатеринбургского общества во имя святой великомученицы Екатерины».
Русская линия


Епископы Анатолий (Аксенов) и Варнава (Сафонов) вступили в управление новоучрежденными епархиями РПЦ в Казахстане

20 и 21 ноября 2010 года, в праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, глава Митрополичьего округа в Казахстане митрополит Астанайский и Казахстанский Александр возглавил Всенощное бдение и Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе Павлодара, ставшем главным храмом Павлодарской епархии.

За Литургией состоялось официальное вступление в управление новоучрежденной епархией Преосвященного Варнавы, который впервые взошел на архиерейскую кафедру Павлодара. На Трисвятой песни владыка Варнава впервые осенил свою паству крестом и дикирием.

По окончании богослужения состоялся торжественный прием по случаю вступления епископа Варнавы в управление епархией.

22 ноября митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, епископы Анатолий и Варнава прибыли в Костанай — кафедральный город новообразованной Костанайской и Петропавловской епархии.

Архипастыри совершили молитву в Константино-Еленинском храме Костаная, ставшем кафедральным собором епархии. Также в этот день преосвященные архипастыри посетили храм в честь Казанской иконы Божией Матери в административном центре Костанайского района — поселке Затобольск и Богоявленскую церковь в городе Рудном.

23 ноября 2010 года митрополит Астанайский и Казахстанский Александр возглавил Божественную литургию в Константино-Еленинском соборе.

За богослужением состоялось официальное вступление в управление Костанайской епархией епископа Костанайского и Петропавловского Анатолия.
Русская линия


<< Полная сводка новостей от 25 ноября 2010 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика