Архимандрит Тихон (Шевкунов): «У государства нет востребованности на искренний, добрый кинематограф»
В РИА Новости прошла пресс-конференция посвящённая проблемам современной кинодокументалистики…
«Церковь как предмет кинодокументалистики: проблемы эстетики» — пресс-конференция под таким названием состоялась вчера в РИА Новости. Информационным поводом встречи стала премьера, состоявшаяся в Доме кино накануне, 22 ноября, — более полутора тысяч человек посмотрели документальный фильм Дмитрия Таланкина «Экклесиа».
Картина состоит из четырех серий. «Церковь как мистическое Тело Христово, собрание призванных, живых и ушедших, новомученики и исповедники российские, цельная в своем жизненном строе сегодняшняя молодежь., Москва, Валаам, Торопец, Сибирь, Крайний север, Казахстан — вот лишь некоторые из тем кинофрески», — так анонсируют создатели фильма свое детище. Феномен Церкви они осмысливают через призму деятельности Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Как сказал на пресс-конференции режиссер фильма Дмитрий Таланкин, он был поражен явлением Свято-Тихоновского университета, обнаружив там молодежь, в которой есть «стержень — стремление к святости».
Как своего друга и однокурсника по ВГИКу режиссера представил наместник Сретенского монастыря, ответственный секретарь Патриаршей комиссии по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов). Говоря о проблемах православного кино и, в частности, кинодокументалистики, он назвал в качестве главной «отсутствие госзаказа». «Нет востребованности у государства ни на документалистику, ни на детское кино, ни на искренний, добрый кинематограф», — сказал о.Тихон. По его словам, «деньги — это уже вторичная проблема». Отвечая на вопросы о бюджетах снятых им фильмов, он удивил аудиторию: оказывается, фильм о Псково-Печерском монастыре, завоевавший гран-при на фестивале «Радонеж», был снят «вообще без денег». А картина «Гибель империи: византийский урок» потребовала некоторого финансирования уже после окончания работы над сценарием, инфомирует Благовест-инфо.
Кстати, именно «Гибель империи» Д. Таланкин считает «гениальным примером, высочайшим образцом» православной кинопублицистики. Такая оценка дает представление о критериях, которым следует режиссер. Так, он считает, что «нельзя снимать о Боге и Церкви, как минимум, если это не красиво, тенденциозно». По его словам, такое кино должно «цеплять людей за душу, за сердце». При этом фильм необязательно должен рассказывать о Церкви; главное, чтобы «автор сам воцерковлялся и делал, как Бог на душу положит». Как вспоминал Д. Таланкин, такими словами напутствовал одного православного писателя митрополит Антоний Сурожский, с которым режиссеру посчастливилось встретиться в юности. «Бог открывает нам себя через красоту»,—сказал автор представленного фильма.
Говоря о стилистике своей новой картины, он подчеркнул, что старался избегать приемов научно-популярного кино: приглашенных ведущих, закадрового текста, прямого высказывания. «Мы старались уйти от мнений (на церковном языке „мнение“ близко к понятию „прелесть“), но не уйти от фактологии», — сказал режиссер. Важно было так построить киноповествование, чтобы «зритель сам пришел к каким-то выводам», причем каждая из четырех серий должна «зацепить» своего зрителя. Внимание к фильму, реакция зрителей на премьере «потрясла» Д.Таланкина. Отвечая на вопросы, он сказал также, что сам написал музыку, которая занимает в фильме важное место.
«Изложение в жанре научного исследования» — так определяет специфику новой картины специалист по истории Русской Православной Церкви в 1920—1930-х годах, преподаватель ПСТГУ, священник Александр Мазырин. По его словам, одна из приоритетных задач фильма — познакомить широкую аудиторию с малоизвестными фактами из жизни новомучеников российских. «В Европе и США мы наблюдаем угасание Церкви. Динамично развивается сейчас только Русская Православная Церковь. Главная причина в том, что нынешнюю РПЦ созидает сокровище святости, особый вклад в копилку которого внес ХХ век. Это сияние святости, даже не осознавая этого, чувствуют люди, поэтому их так тянет в храм. Важно показать, кто созидал эти сокровища»,—сказал на пресс-конференции священник.
На вопрос о том, нужна ли церковная цензура для фильмов, в которых затрагивается тема православия, архимандрит Тихон ответил: «Я был бы счастлив, если бы она была утверждена. Об этом можно только мечтать». На вопрос о перспективах православного телеканала в рамках нового цифрового общенационального телевещания он отреагировал так: «Нужен не столько православный канал, сколько хорошие передачи о православии в рамках обычных каналов».
Что касается «Экклесии», то создатели надеются увидеть свою картину на телеканале «Культура» — только там возможен показ без рекламы, что принципиально для фильма, показывающего глубокую внутреннюю связь нашей Православной Церкви со своим народом, как сказал о картине знаменитый режиссер Глеб Панфилов. Русская линия
Архимандрит Тихон (Шевкунов): «У государства нет востребованности на искренний, добрый кинематограф» В РИА Новости прошла пресс-конференция посвящённая проблемам современной кинодокументалистики...