Архимандрит Тихон (Шевкунов): «Устраивать экспозицию из таких работ было, мягко говоря, опрометчиво»
Ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре высказал своё отношение к выставке «Двоесловие/Диалог»
Отец Тихон напомнил, что на судебном процессе «рассматривается иск к организаторам и устроителям выставки „Запретное искусство — 2006“, которое являлось продолжением скандальной антицерковной акции „Осторожно, религия!“, проходившей в Москве в 2003 году. Суть иска — протест против кощунства и глумления над христианскими святынями в ряде работ, экспонировавшихся на выставке».
При этом, говоря о выставке в храме мч. Татианы при МГУ, отец Тихон заявил, что, «конечно, ни о каком сознательном злобном кощунстве и антицерковной агрессии на этой выставке речи нет». «Но и высказывать восторги по поводу её проведения, а тем более на территории храма, я тоже не имею никаких оснований, — продолжил наместник Сретенского монастыря. — Есть в части экспонатов вполне простительное неразумие новоначальных, которые пытаются выразить свои размышления о Боге и Церкви. Все священники, да и многие миряне, знают, какие благоглупости приходится подчас терпеливо выслушивать от восторженных неофитов, понимая, что это для многих просто необходимый этап».
«Но если это простительно и мило в частных разговорах, то большой вопрос — насколько целесообразно выносить подобные личные откровения (пишу без кавычек, поскольку подобные прозрения, образы и мысли совсем не смешны, а могут быть очень важными для становления духовной жизни отдельного человека), так вот, насколько целесообразно выносить эти недозревшие духовные плоды на общее обозрение?» — вопрошает отец Тихон.
Разобрав каждую работу, представленную на выставке, по отдельности, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре заявил, что «отбирать и устраивать экспозицию из таких работ было, мягко говоря, опрометчиво». При этом он замети, что «все же главное событие выставки — отчаянная смелость отца Максима». «Потому что выставка эта, как я думаю, для отца Максима, лежит не в сфере эстетических задач, а в сфере пастырского душепопечения. И это, с моей точки зрения, единственное весомое оправдание выставки», — отметил отец Тихон.
При этом наместник Сретенского монастыря призвал помнить «об ответственности не только по отношению к элитным посетителям выставки». «Здесь хотелось бы сказать ещё несколько слов о некой бросающейся в глаза экзотичности нынешней православной миссии, — продолжил архимандрит. — Нет, я не хочу сказать, что не надо обращать художников актуалистов и авангардистов, байкеров и рокеров. Но как-то это уж получается настораживающе однообразно. Да и шумно. К тому же, думаю, что если уж эти люди по-настоящему приходят ко Христу, то они и сами не рады той шумихе и непропорциональному вниманию, которые уделяет им православная и светская пресса».
Русская линия
Патриарх Кирилл: «Так трудно было по-человечески любить тогда свою страну»
Предстоятель совершил молебен перед Курской Коренной иконой Божией Матери и заявил, что эта великая святыня помогала многим мигрантам любить своё Отечество
Из аэропорта «Домодедово», где святыню встречал архиепископ Истринский Арсений, Курская Коренная икона была перевезена в Храм Христа Спасителя.
У западных врат кафедрального соборного храма чудотворный образ встречали Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и многочисленное духовенство столицы. Патриарх Кирилл внёс икону в храм и с солеи благословил ею верующих. Затем икона была положена на аналой, установленный посреди храма.
Предстоятель Русской Церкви совершил перед чудотворным образом молебен, за которым Его Святейшеству сослужили архиереи Русской Православной и Зарубежной Церквей. За богослужением также молился Генеральный прокурор России Ю.Я.Чайка и его заместитель А.Г. Звягинцев.
По окончании молебна Святейший Патриарх Кирилл обратился к присутствующим с Первосвятительским словом.
«Эта икона несёт на себе печать трагической истории народа нашего в ХХ веке. Будучи всероссийской святыней, привлекавшей к себе множество паломников и молящихся в Курской Коренной пустыни, она в результате известных нам исторических событий оказалась за рубежом, — сказал Патриарх Кирилл. — И, наверное, не случайно, потому что в Зарубежье это была главная святыня, объединявшая народ наш. Через неё люди, измученные изгнанием, обретали духовную силу для хранения веры православной, для хранения своего единства, для поддержания в сердце своем любви к Отечеству, хотя так трудно было по-человечески любить тогда свою страну..»
«И сегодня эта икона снова с нами — уже во второй раз. И замечательно, что люди сердцами чувствуют великую благодать, исходящую от этого образа, и возносят пред ним молитвы о своих болезнях и скорбях, о своих проблемах житейских, — сказал Патриарх. — Но также возносится пред ним молитва о единстве исторической Руси, о единстве Русской Церкви, о сохранении в церковном общении всех тех, кто вышел из Киевской купели крещения».
Чудотворная Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение», главная святыня Русского Зарубежья, была доставлена в пределы Русской Православной Церкви 13 мая. До 25 мая святыня находилась на Украине, с 25 мая по 8 июня — в Курске.
Сегодня днем из Храма Христа Спасителя чудотворный образ будет доставлен в аэропорт и направится в Мюнхен.
Русская линия
Епископ Питирим: Это не свидетельство, а насилие над волей архиереев и православных людей!
Архиерей Русской Православной Церкви прокомментировал визит папы Римского на Кипр
Накануне прибытия Бенедикта XVI Архиепископ Хризостом II заявил, что «Церковь Кипра, в целом, примет папу не только с глубоким чувством уважения, но и с искренней радостью». «Несогласные представляют собой ничтожное меньшинство, это обычные экстремисты, которых везде хватает, — заявил владыка Хризостом. — Хочу сказать вам одну вещь: все 17 епископов Святейшего Синода подписали послание, в котором призывали верных достойно принять епископа Рима. Но двое из них, поддавшись давлению внешних кругов, в последние дни изменили свою позицию». Отвечая на вопрос, действительно ли он пригрозил исключить из Синода архиереев, выступивших против визита папы, Архиепископ Хризостом II сказал: «Я просто сказал, что если они не соблюдают решений Синода, то их присутствие в нем является абсолютно бессмысленным, и даже более того, — это оскорбление нашему епископскому собранию».
В связи с этим один их архиереев Русской Православной Церкви — епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим опубликовал на епархиальном сайте свой комментарий, в котором дал негативную оценку визиту папы на Кипр. «Моё мнение, что все эти июньские заявления экуменистов 2010 года, говорят о надвигающемся сатанинском экуменизме, т. е. современном экуменизме, фактически исключающем продолжение соборного диалога, — заявил владыка. — Что это не свидетельство, а насилие над волей архиереев и православных людей». «Соединение святыни с еретической и языческой мерзостью — это осуществление „тайны беззакония“. Тот плацдарм, на который станет антихрист. Разве православные святые во главе с Самим Христом, учили нас такой „братской терпимости“, поглощающей истинную веру?», — вопрошает епископ Питирим.
При этом ранее владыка заявил, что не считает, что «экуменизм — это сверхъересь». «Ведь даже не доказано, что это ересь, — пояснил епископ Питирим в интервью, опубликованном в марте на сайте епархии. — Да, в 1983 году Архиерейский Собор РПЦЗ провозгласил анафему экуменизму. Другое дело, что наш Собор не осудил экуменизм как ересь. Да, наша Церковь не пожелала вступить в экуменическое движение в 1948 году, но это не означает, что она признает „экуменизм“ ересью. Экуменизм может быть оправдан лишь тогда, когда он направлен на соединение всех Божьих Церквей в лоне Православной веры. Негативной составляющей экуменизма можно считать его стремление нести проповедь релятивизма, лишенную всякого обличения языческого неведенья. И в этом состоит серьезный грех».
«Сегодня из экуменического движения вышли Сербская, Грузинская и Иерусалимская Церкви. И это не удивительно, — сказал владыка. — Существующий экуменический диалог возможен только при наличии двухсторонних отношений (один на один), без существенного перевеса инославных на межрелигиозных саммитах. В обратном случае, это может привести к частичной или полной потере наших духовных чад, видящих внешнюю обманку, а не внутреннее содержание. Этого мы должны избегать сегодня. Нас, православных, ведут ко Христу узкие дороги, тот царский, золотой путь, устраняющий любые крайности и обеспечивающий добродетель рассудительности — по словам святых отцов, главную христианскую добродетель».
Русская линия
О. Аркадий Шатов: Нам пора вернуться к делам милосердия
Глава Синодального отдела заявил, что «если мы не хотим, чтобы нашу Церковь опять постигли гонения», надо превратить каждый приход в место социального служения
«Для того, чтобы активизировать в храмах благотворительность и социальное служение, у нас практически всё есть, — отметил отец Аркадий. — Есть активные прихожане, воскресные школы, в которых детей тоже можно многому научить в деле милосердия, и даже имеются, пусть меньше, чем хотелось бы, материальные ресурсы. В храмы приходит много одиноких людей, ещё не создавших семью, особенно девушек. Им нужно объяснить, что по их добрым делам Господь сможет и их жизнь устроить, в том числе и личную. Общее дело сможет создать крепкую общину, где люди вместе молятся, трудятся».
При этом, по мнению главы Синодального отдела, «социальное служение и служение в церкви должны быть едины, если мы не хотим, чтобы нашу Церковь опять постигли гонения». «Соль любви не должна быть потеряна, так как в ней основа и сила православной веры», — подчеркнул священник, отметив, что Nмолодые прихожане — это надежда тех, кто ждёт помощи". «С ними важно не только проводить совместные беседы и паломнические поездки, но и направлять их на богоугодные дела, — пояснил протоиерей Аркадий Шатов. — Некоторые из добровольцев, пополнивших общину храма, могут быть ещё невоцерковлены, и им нужно в этом помочь: научить молиться, понимать Евангелие, принимать участие в Таинствах. С добровольцами нужно регулярно встречаться, направлять их деятельность, объяснять, вдохновлять».
Священник отметил, что «существуют разные формы привлечения прихожан к социальной работе, это можно делать с помощью сайтов в интернете, объявлений в приходах, бесед, проповедей». «Мы должны всегда знать, что среди наших прихожан есть люди, которым не хватает средств к существованию, некоторые могут просто погибнуть без нашей помощи, и если человек будет жертвовать хотя бы сотую часть своих доходов на благотворительность, он может считаться членом общества милосердия. Самое главное — с помощью священнослужителей начать миссию социального служения и найти людей, продолжающих её. Это дело, в котором проявляется наше служение и исполнение заповедей Божиих», — заявил отец Аркадий.
Отметим, что ранее в интервью «Русской линии» глава Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению заявил, что Русской Церкви вполне по силам взять на себя воспитание всех российских детей-сирот.
«Я думаю, что нам должно быть всем стыдно за то, что мы отказываемся от детей. За то, что мы имеем возможность их воспитывать и при этом отдаём своих чад за границу, — заявил отец Аркадий, комментируя ситуацию с передачей русских детей за границу. — Отправлять русских детей за рубеж — это странно, некрасиво и нехорошо. Особенно должно быть стыдно тем, кто в этом принимает хоть какое-то участие. Церковь готова воспитывать этих детей. Если на это будут выделять деньги, мы сможем открывать православные детские дома. Квалифицированные кадры и успешный опыт уже есть. Мы даже можем и стараемся делать это без денег. Если объявить такой призыв, то найдутся люди, которые пожертвуют. Я говорю это вполне обоснованно и ответственно, ведь знаком с этой сферой не понаслышке».
Русская линия
Новости экуменизма
Глава ОВЦС МП митрополит Иларион принял участие в настоловании лютеранского архиепископа
На торжественном богослужении присутствовали Президент Финляндии Тарья Халонен, спикер Парламента Саули Нийнистё, министр культуры Стефан Валлин, командующий Вооруженными силами генерал Ари Пухелойнен, генеральный секретарь Всемирной Лютеранской Федерации церквей пастор Ишмаэль Ноко, а также глава Православной Автономной Церкви Финляндии Архиепископ Карельский и всея Финляндии Лев, президент Конференции европейских Церквей митрополит Галльский Эммануил (Константинопольский Патриархат).
Русскую Православную Церковь на церемонии также представляли заместитель председателя ОВЦС игумен Филипп (Рябых), исполняющий обязанности секретаря ОВЦС по межхристианским отношениям священник Димитрий Сизоненко и референт председателя Отдела внешних церковных связей иеродиакон Иоанн (Копейкин).
Епископ Хельсинки Ээро Хуовинен в напутственном слове к новопоставленному архиепископу Турку и Финляндии выразил надежду на то, что сохранение единства в ЕЛЦФ станет одной из главных задач его служения: «Как и другие епископы, Вы являетесь правящим архиереем своей епархии, но теперь множество обязанностей, имеющих отношение к жизни всей Церкви, потребуют от Вас заботиться о всем стаде, о единстве и сплоченности Церкви. Благо целого должно перевешивать интересы любой группировки». Данные слова являются важными в ситуации, когда в рамках Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии, окормляющей 80 процентов населения страны, отдельные группы добиваются пересмотра евангельских норм нравственности, например, в отношениях между полами.
За богослужением архиепископ Кари Мякинен произнес проповедь на тему евангельской истории о богаче и Лазаре, особо подчеркнув ответственность состоятельных людей за судьбы бедных и обездоленных в современном обществе.
Возведение в должность совершилось возложением рук лютеранских епископов, после чего последовало облачение в архиепископские одеяния и принятие знаков архиепископского достоинства.
По окончании церемонии состоялся торжественный прием.
Русская линия
О. Всеволод Чаплин: Диалог между художниками и Церковью надо продолжать
В Русской Православной Церкви считают, что выставка «Двоесловие/Диалог» может быть полезной
Он добавил, что существуют разные мнения относительно того, уместны ли эти работы в притворе храма, и некоторые работы на выставке могут кого-то «покоробить». «Не без моего участия ряд работ не вошёл в эту экспозицию. Но некоторые из представленных на выставке художников, такие, как Гор Чахал, известны мне как люди с уважением относящиеся к Богу и Церкви. Зная того же Чахала, я могу утверждать, что его работы, даже выглядя необычно, с точки зрения людей с традиционным сознанием, не задумывались как кощунственные», — заявил священник.
Поддержал отца Всеволода и председатель ОВЦС МП митрополит Волоколамский Илларион. Владыка заявил, что необходимо разделять искусство богохульное и просто искусство на религиозную тему. «Вот была выставка „Осторожно, религия!“, которая была откровенно богохульной, откровенно антицерковной, и она получила должный отпор в нашем обществе, — сказал митрополит в своей телепередаче на телеканале „Вести-24“, — а если художники просто работают и пишут, в том числе, на христианские сюжеты, не следуя при этом иконописному канону, то никто им этого не запретит».
В свою очередь, председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда заявил, что «диалог между художниками и представителями Церкви может быть сложным, иногда даже неприятным, но отсутствие диалога всегда хуже». «Так бывает, когда оскорбляются чувства верующих или когда нет готовности к диалогу, — заявил он РИА Новости. — В случае с выставкой в храме мч. Татианы, к счастью, диалог состоялся. Искренний человеческий поиск всегда вызывает уважение, и это уважение организаторами выставки было продемонстрировано, в том числе и настоятелем храма, протоиереем Максимом Козловым».
По словам Легойды, такой диалог очень важен для Церкви. «Я вижу в нём реализацию принципа открытости Церкви и готовности слушать и слышать то, что волнует людей. А диалог по природе своей предполагает несогласие, предполагает прояснение позиций. А обмен мнениями интересен тогда, когда эти мнения разные», — убежден собеседник агентства.
Русская линия
Василий Бойко-Великий: Московские чиновники нагло лгут!
Православный предприниматель рассказал, что стоит за заявлениями чиновников о том, что строительство в Кадашах согласовано с Церковью
Одновременно с этим в пресс-службе префектуры Центрального административного округа Москвы отметили, что префект Центрального округа Алексей Александров встречался с общественностью, обеспокоенной сносом строений вблизи храма Воскресения Христова в Кадашах, сообщает Интерфакс. «Префект разъяснил, что предпроектное предложение по застройке этого квартала выполнено в соответствии с показателями исторической застройки владений на начало XX века, а объемы строительства значительно снижены по сравнению с предыдущим проектом», — заявили в пресс-службе.
Вместе с тем, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах ранее заявлял, что никаких вопросов застройки в Кадашевой слободе с ним никто никогда не согласовывал. «Со мной никто ничего не согласовывал, а если бы согласовали с патриархией, то мне бы сообщили об этом и дали соответствующие указания, но я никаких указаний не получал», — сообщил священник порталу «Интерфакс-Религия». По словам священника, строительные работы нарушают целый ряд законодательных актов, в частности, закон об охранных зонах. «Мы законопослушные люди. Как же мы можем такое согласовать!» — сказал настоятель.
Прокомментировать эту ситуацию мы попросили православного предпринимателя, давно занимающегося вопросом незаконного строительства в Кадашах, президента Культурно-просветительного фонда имени святого Василия Великого Василия Бойко-Великого.
В этом вопросе я могу смело говорить от имени прихожан, поскольку именно наши юристы занимаются вопросом незаконного строительства в Кадашах. Я не являюсь в буквальном смысле членом прихода Воскресенского храма, но часто там бываю и отца Александра Салтыкова, настоятеля этого храма, хорошо знаю с 1989 года, когда он крестил меня и мою семью. В своё время мы помогали отцу Александру освобождать храм от мастерских имени Грабаря, которые занимали храм незаконно. В 2006 году храм был освобожден прихожанами, и я оказывал в этом посильную помощь. И вот все эти годы, наверное, с 2000 года, на протяжении 10 лет идет противостояние между прихожанами храма Воскресения Христова в Кадашах и застройщиками, которые пытаются превратить нашу Москву в Париж, Лондон, Берлин и Вену вместе взятые.
Само название «пять столиц» — это издевательство над Москвой, над Россией. То есть застройщики хотят превратить историческое место, Кадашескую слободу, где ещё хоть как-то сохранились фрагменты «русскости», в безликий западноевропейский «микс». Естественно, что против этого выступили все здравомыслящие люди, и прихожане никогда с этим не согласятся. Русский православный человек просто не может согласиться с подобным издевательством над Россией. Я был там на днях и могу смело заявить: никакого согласования с прихожанами не проводилось. Более того, само это строительство заходит на охранную зону памятника.
Вопросом незаконного строительства на протяжении многих лет занимается Генеральная прокуратура России: начала заниматься ещё при прокуроре Устинове и продолжает сейчас при Чайке. И это неудивительно, потому что, то, что там собираются строить, это разрушение в буквальном смысле: предполагается вырыть котлован глубиной 15 или 30 метров на расстоянии меньше 10 метров от храма. Это приведёт к тому, что высокий, двухэтажный храм, простоявший уже три века, может просто не выдержать и разрушиться. Поэтому здесь не может быть никакого компромисса: прихожанам предлагается просто отступиться от Христа и отдать церковную собственность в руки торгашей без роду и без племени.
Почему сейчас это все так обострилось в последние дни? Всё просто — на территории застройщика находится строение, принадлежащее Церкви. Сейчас в Госдуму должен быть внесен проект закона о возврате Церкви всего имущества, которое было незаконно конфисковано богоборческой властью. Соответственно, эти строения должны быть возвращены Церкви. Естественно, приход храма Воскресения Христова в Кадашах будет требовать (и уже давно требует) возврата этих зданий. По новому закону возврат должен быть произведён в обязательном порядке. И вот, они торопятся, чтобы успеть разрушить это имущество до принятия закона. То есть хотят похитить церковное имущество, чтобы разрушить его.
Поэтому застройщики — это, по сути, новые богоборцы, продолжающие дело кровавого Ленина с его большевиками, это их духовные наследники. Отец Александр это прекрасно понимает и осознаёт свою ответственность. Он как-то сказал, что знает, что будет отвечать за это перед Богом на Страшном суде, и поэтому не отдаст ничего из церковного имущества. Сейчас чиновники отказались от постройки 6-этажного здания, которое теперь якобы будет трехэтажным. Но никакого проекта утверждено не было, а уже активно началось строительство и, что характерно, под тем же названием «Пять столиц», и с теми же документами. Очевидно, что власти просто хотят ввести в заблуждение и обмануть общественность: начать строить, а там, глядишь, когда дойдёт до четвертого и пятого этажа, прекратить стройку будет уже практически невозможно.
Сейчас этим вопросом занимается Генпрокуратура. Насколько мне известно, Администрация Президента тоже внимательно следит за этим делом, но ряд московских чиновников этому потворствует. Видимо, не безвозмездно. У нас же — защитников исторической Москвы, одна задача — защитить столицу России всеми законными средствами, и мы сделаем всё, что в наших силах, чтобы сохранить Кадашевскую слободу. Верю, что с Божией помощью, нам это удастся!
Русская линия
Юрий Чайка распорядился остановить все работы в Кадашах
Прокуратура проведёт проверку генподрядчика, начавшего строительство вблизи памятника федерального значения
«В ходе проверки прокуратура предложила начальнику Объединения административно-технических инспекций г. Москвы рассмотреть вопрос о приостановлении действия ордера в части сноса строения 1 дома 3 по Кадашевскому тупику до получения согласования Москомнаследия на производство указанных работ в соответствии с требованиями ст. 34 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», — говорится в сообщении.
«Необходимо проверить соблюдение требований градостроительного законодательства при строительстве объектов вблизи памятника федерального значения», — заявила по этому поводу в интервью «Интерфакс» официальный представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева. По её словам, проверка будет завершена в кратчайшие сроки.
В результате московским чиновникам ничего не осталось делать, как остановить все работы в Кадашах. Более того, гендиректор компании-генподрядчика строительства в Кадашах ЗАО «Моспромстройинжениринг» Александр Фридман фактически пошёл на попятную и заявил, что «в случае, если компетентные органы укажут на неправомерность строительных работ и предпишут прекратить их, то застройщик будет исполнять все необходимые предписания».
Он подтвердил «Интерфаксу» факт прекращения строительных работ в Кадашах. По его словам, в данный момент все строительные работы приостановлены, и далее генподрядная строительная организация намерена действовать в соответствии с законом. Как отметил А. Фридман, генподрядная организация спокойно воспринимает данные процедуры. «В дальнейшем мы будем действовать в соответствии с законом», — сказал он.
Отметим, что на ситуацию в Кадашах обратили внимание целых ряд депутатов Государственной Думы, которые выразили своё возмущение тем, что происходит в историческом центре Москвы. Так, руководитель фракции «Справедливая Россия» в Госдуме России Николай Левичев заявил, что строительные работы в историческом московском районе Якиманка на месте фабричного здания 18 века должны быть приостановлены как минимум на ближайшие двое суток.
По его словам, в течение этого времени на строительную площадку не будет допущена техника, а защитники Кадашей могут покинуть территорию. Левичев пообещал, что во время «перемирия» постарается получить «исчерпывающий ответ» от прокуратуры по поводу дальнейшей судьбы исторического памятника. В свою очередь общественные организации заявили, что готовы в любое время вернуться и продолжить защиту здания.
Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов также не обошёл вниманием этот вопрос. На заседании Совета по государственной культурной политике при председателе Совета Федерации на тему «Исторические традиции как объект наследия: законодательный и управленческий аспекты» политик предложил превратить центр Москвы в культурно-исторический заповедник федерального значения.
Он заявил, что в Москве «перед коммерческой выгодой и сиюминутными интересами инвесторов, к сожалению, нет преград». При этом он напомнил о «баталиях в Кадашах», где защитники исторических построек пытаются остановить новое строительство, сообщает РБК.
Одной Москвой спикер Верхней палаты парламента не ограничился. По его мнению, центр Санкт-Петербурга также нуждается в особом отношении. Он возмутился тем, «с каким упорством прямо напротив Смольного пытаются возвести эту башню», имея в виду строительство Охта-центра.
Русская линия
Путин сказал своё «нет» — евреям и «да» — туркам
Премьер России осудил атаку «флотилии свободы» и заявил, что Москва не собирается тянуть газопровод «Голубой поток-2» до Израиля
Также ожидается встреча Путина с президентом Турции Абдуллой Гюлем, в ходе которой планируется обсудить углубление взаимодействия по основным направлениям торгово-экономического сотрудничества, обменяться мнениями по актуальным вопросам международной и региональной повестки дня, включая положение дел на Ближнем Востоке и в Закавказье. Между тем, Стамбул ожидает получить от России и глав азиатских государств и стран Ближнего Востока поддержку по происшествию с гуманитарной «Флотилией свободы», остановленной 31 мая военно-морскими силами Израиля на пути в сектор Газа. В результате инцидента погибли девять активистов флотилии, восемь из погибших были гражданами Турции, девятый — гражданин США, турок по происхождению.
3 июня турецкие СМИ сообщали, что Стамбул рассматривает возможность введения экономических санкций против Израиля, в том числе пересмотр совместно реализуемых международных проектов, отмечает «Коммерсант». В частности, в случае дальнейшего обострения отношений между странами власти Турции угрожали исключением Израиля из «Голубого потока-2». Отношения между странами резко обострились после гибели турецких граждан в результате нападения израильских военных на международный гуманитарный конвой. Под давлением Турции, которая сейчас является временным членом Совета Безопасности ООН, этот орган осудил израильскую операцию и призвал к расследованию инцидента.
И вот в ходе своего визита в Турцию Владимир Путин заявил, что Россия не намерена тянуть газопровод «Голубой поток-2» до Израиля, поскольку Москве это не выгодно с экономической точки зрения. По словам Путина, Израиль открыл собственное газовое месторождение, в связи с чем «Голубой поток-2» может ему просто не понадобиться. «Скорее всего, Израилю этот газ и не нужен», — уточнил российский премьер-министр. Вместе с тем Владимир Путин осудил захват еврейскими военными гуманитарной «Флотилии мира», но подчеркнул, что отказ от поставок газа евреям никак не связан с инцидентом. «Что касается поставок в другие страны, то это счетные позиции, нужно считать экономику проекта», — уточнил премьер. По его информации, строительство «Голубого потока-2» в настоящее время обеспечено всеми необходимыми ресурсами.
Такие заявления с видимым удовлетворением были восприняты в Анкаре. На совместной пресс-конференции премьеры России и Турции общались в подчеркнуто дружеской манере: Владимир Путин называл Реджепа Эрдогана «личным другом», а тот его — «дорогим другом». «Мы встретились за завтраком и плодотворно пообщались, в том числе по вопросу нападения на наши суда, которые перевозили гуманитарную помощь в сектор Газа», — с удовольствием сообщил журналистам глава правительства Турции. По турецкого премьера, Россия безоговорочно осуждает нападение израильского спецназа на гуманитарный конвой. «Особенный цинизм нападения в том, что оно произошло в нейтральных водах», заявил в свою очередь российский премьер.
Визит Путина стал вторым за последний месяц визитом представителя высшего руководства России в Турцию. Как отмечает «Коммерсант», поездку следует рассматривать в контексте майского визита в Анкару президента России Дмитрия Медведева (11−12 мая). Как и в мае, центральное место на переговорах будет уделено расширению торгово-экономических связей.
Медведев вернулся в Москву с пакетом соглашений более чем на 20 млрд долларов, некоторые из которых, такие как договоренность об отмене визового режима, должны были продемонстрировать всему миру, а особенно Европе, что отношения между РФ и Турцией вышли за рамки просто дружественных.
Русская линия
О. Дмитрий Смирнов: Печально, что появляются такие законопроекты
По мнению главы Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами, легальный откуп от призыва не решит проблем
На днях в Госдуму РФ был внесен законопроект об официальном откупе от военной службы. Новые поправки в закон «О воинской обязанности и военной службе», внесенные в нижнюю палату депутатами от ЛДПР Максимом Рохмистровым, Юрием Коганом, Юрием Напсо и рядом других парламентариев, предлагают освобождать от воинской повинности призывников, перечисливших на счет Минобороны РФ 1 миллион рублей. При этом отсрочку предлагается сделать бессрочной и выдавать вне зависимости от возраста или состояния здоровья призывника.
Необходимость принятия данного законопроекта, по мнению его авторов, связана с тем, что в последние годы в России растет число уклонистов от призыва на военную службу, причем очень часто с помощью взяток. В частности, по официальным данным во время осеннего призыва прошлого года число уклонистов превысило 17 тысяч человек. «Всего в Российской Федерации насчитывается 198,6 тысячи человек, уклоняющихся от призыва на военную службу (в Москве их более 45 тысяч)», — говорится в пояснительной записке к законопроекту. При этом его авторы ссылаются на данные СМИ, согласно которым незаконная покупка военного билета стоит более 5 тысяч долларов США, а фиктивной медсправки о непригодности службы к армии — более 10 тысяч долларов.
Как отмечается в пояснительной записке, при проведении проверок Главной военной прокуратурой за девять месяцев 2009 года выявлено 1400 преступлений коррупционной направленности, при этом материальный ущерб составил более 2,5 млрд рублей, 70% такого рода преступлений, отмечают авторы законопроекта, совершили офицеры и медицинские работники. «Введение платности за освобождение граждан от военной службы по призыву позволит искоренить взяточничество в военкоматах и значительно уменьшит количество преступлений и правонарушений», — считают авторы законопроекта.
В свою очередь, протоиерей Димитрий Смирнов заметил, что принятие такого закона «ничего не даст». Отвечая на замечание о том, что в России уже давно существует альтернативная служба, но этот институт почему-то пока не дал никаких положительных результатов, священник заметил, что «к сожалению, у нас везде так — законы создаются не для того, чтобы они работали, а просто для того, чтобы они были». «Альтернативная служба могла бы отчасти решить эту проблему, но наши законы, а точнее, их формализм, ставит человека в такие условия, что ничего невозможно выполнить. Ведь альтернативная служба предполагает службу не год, как сейчас в армии, а значительно дольше. Поэтому этот закон не работает. Что же касается нового законопроекта, то он вообще вряд ли пройдёт», — заключил отец Димитрий.
Русская линия
Массовая драка в Люберцах
В результате столкновения русских и дагестанцев один человек госпитализирован в состоянии комы
22-летний дагестанец Нурик П. отказался съезжать со съёмной квартиры и попытался силой доказать хозяину, что ему лучше согласиться на его условия и продолжить сдавать ему комнату или, как минимум, подыскать ему новое жилище. В результате завязалась потасовка, которая переросла в настоящее побоище, продолжившееся уже на улице.
В драке участвовало около 15 человек. Как сообщили в правоохранительных органах, всё происходило около 2 часов ночи неподалеку от дома 52 на улице Космонавтов. На помощь к дагестанцу Нурику П. подоспели товарищи, которые вступили в драку. Местные жители попытались дать им отпор.
В результате возникшей массовой драки пострадало не менее четырёх человек, один из них доставлен в реанимацию в состоянии комы. По данным милиции, им оказался случайный прохожий, который в это время шёл мимо и получил удар бутылкой по голове.
Впрочем, не исключено, что 22-х летний молодой человек тоже принимал участие в драке, а информация о его причастности скрывается, поскольку им оказался сын начальника Отдела по профилактике антитеррористической и антинаркотической деятельности администрации Люберец Андрей З.
По версии следствия, он попался под горячую руку дерущихся, и получил удар по голове, после чего потерял сознание. Однако, до сих пор неизвестно, что молодой человек делал в это время в этом районе. Кроме того, не совсем понятно, почему он, видя, что в этом месте происходит массовая драка, решил нарочито пройти мимо дерущихся, а не обойти это место стороной.
Как сообщает Lifenews.ru, в настоящее время сын чиновника находится в тяжелом состоянии. О задержании участников драки, также как о том, кто принимал участие в побоище со стороны дагестанцев, ничего не сообщается. В настоящее время известно только, что по данному факту ведётся следствие.
Напомним, что это далеко не первый случай массовой драки в Москве с участием кавказцев. В последнее время подобные преступления стали очень частыми. В ночь с 9 на 10 мая в западной части Москвы на Осеннем бульваре рядом с магазином «Перекресток» уроженцы Северного Кавказа пошли на конфликт с шестью молодыми людьми — жителями столицы. В ходе выяснения отношений «гости» Москвы пустили в ход ножи. В результате шесть пострадали человек, все — жители Москвы.
30 апреля пятеро кавказцев устроили резню на втором этаже в ресторанном зале торгового центра «Калужский» на Профсоюзной улице в Москве. Один из них, одетый в черную майку с надписью на спине «Чечня» без всякого повода пристал к трём ребятам, по виду студентам, и завязал драку. Отморозок в черной майке выхватил нож и порезал несколько посетителей торгового центра, которые пытались остановить драку. В это время его сообщники избивали посетителей «Калужского» стульями.
Вечером 11 мая у платформы Ярославского вокзала Москвы ножом был убит машинист поезда и тяжело ранен его помощник. Убийца задержан, им оказался уроженец Нальчика (Кабардино-Балкария) Сослан Жилетежев.
Кроме того, в последнее время существенно увеличилось число изнасилований москвичек, в абсолютном большинстве случаев — это так называемые гастарбайтеры.
Русская линия
Ватикан: Церковь Кипра — это настоящий центр экуменизма
В Католической церкви назвали киприотов, протестующих против визита папы «маргиналами», и заявили, что в ходе визита «удалось многого достичь на поле экуменизма»
При этом, по словам директора пресс-службы Ватикана, «поездка имела позитивные последствия и для Республики Кипр, ее властей и общества». «Как политики, так и религиозные лидеры в весьма ярких тонах представили свои проблемы и ожидания, связанные, прежде всего, с разделом острова и с той угрозой, которая нависла над его христианским культурным наследием. Они говорили об этом прямо, воспользовавшись присутствием высокого гостя. Папа отвечал им весьма взвешено и ясно, указывая, какими должны быть фундаментальные принципы социальной жизни. Это — уважение к правам человека, право эмигрантов на возвращение в родные места, свобода религии. Ещё один аспект визита связан с началом непосредственной подготовки к Синоду епископов. Святой Отец выразил свое отношение к проблемам христиан на Ближнем Востоке, а проблемы эти весьма серьезны».
Сразу по прибытии на Кипр Бенедикт XVI отправился в небольшую церковь «Агиа Кириаки Христополитисса» (известную также как «церковь Колонны Св. Павла»), где совершил экуменическое богослужение. В церкви собрались верующие — как католики, так и православные, а также представители Армяно-григорианской, Англиканской и лютеранской общин. Папа вместе с группой священников и монахинь-затворниц помолился перед иконостасом. Затем перед храмом состоялось экуменическое богослужение, во время которого читался отрывок из книги Деяний Апостолов, повествующий о пребывании на Кипре апостола Павла. Совместная молитва закончилась общим чтением «Отче наш».
«Приветствую тебя, папа Бенедикт из древнего Рима, в первой Церкви обращенных из язычества», — сказал архиепископ Хризостом. Однако большую часть своей проповеди он посвятил политической ситуации острова. «Кипр и его Церковь ныне переживают наиболее трудные времена своей истории. Турция, варварски атаковавшая наше государство, оккупирует 37% нашей территории и, при попустительстве так называемого цивилизованного мира, и далее проводит в жизнь свои планы, стремясь к аннексии сначала — оккупированных территорий, а затем — и всего Кипра», — заявил Хризостом II, обвинив Турцию в этнических чистках. При этом об экуменизме Первоиерарх Кипрской Православной Церкви не упомянул ни единым словом.
В свою очередь, папа Римский говорил в основном только об экуменизме и назвал совместную молитву «необычайной милостью», сообщает Радио Ватикана. По словам папы, это и есть общение, «хотя и несовершенное», но «уже сейчас нас объединяющее и побуждающее преодолеть наши разделения». Далее папа отметил великие достижения экуменического движения, инициированного сто лет назад Миссионерской конференцией в Эдинбурге. Бенедикт XVI поблагодарил Архиепископа Хризостома за гостеприимство и за участие в экуменических инициативах. «Церковь Кипра является как бы мостом между Востоком и Западом, — продолжил он, — и она внесла весомый вклад в дело их примирения. На пути к полному единству нас, наверняка, ждет немало испытаний. Однако как Католическая Церковь, так и Православная Церковь Кипра полны решимости продвигаться по пути диалога и братского сотрудничества».
Кульминацией визита Бенедикта XVI на Кипр, по мнению «Сибирской католической газеты», стала воскресная месса, отслуженная им в столичном спортивном комплексе «Элефтерия». На ней, кроме католиков-киприотов, присутствовали делегации Ближневосточных Церквей, паломники из Филиппин, Шри Ланки и других стран. Месса в Никосии проходила с использованием шести языков и включала азиатский и африканский музыкальный элементы, отражая тем самым богатство культурных традиций средиземноморского региона. Гостем богослужения был и глава Кипрской Православной Церкви Архиепископ Хризостом II, который молился среди католических прелатов. В это самое время около ста православных киприотов, оттеснённых полицией, протестовали против визита папы на Кипр, развернув соответствующие плакаты и баннеры.
Напомним, что ранее ряд архиереев Кипрской Православной Церкви выступили против визита папы Римского на Кипр. В частности, епископ города Лимассол Афанасий заявил, что приезд папы спровоцирует недовольство жителей острова, считающих католиков еретиками. Владыка обратился к Бенедикту XVI с посланием, в котором предлагал ему отменить свою поездку на Кипр, поскольку православные могут воспринять её как «провокацию». «Было бы лучше, чтобы он не приезжал, поскольку я не думаю, что он может принести что-то хорошее, — заявил по этому поводу владыка Афанасий. — До сих пор я не замечал ничего доброго от вмешательства Ватикана в наши внутренние дела».
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического
10 декабря 1823 года Иоанн Борисов был пострижен в монашество с именем Иннокентия и в тот же день рукоположен во иеродиакона, а спустя несколько дней — во иеромонаха. Через полтора года молодой иеромонах уже был инспектором Петербургской духовной академии, а в 1826 г. стал экстраординарным профессором богословия, с возведением в сан архимандрита. За это время, по всеобщему мнению, о. Иннокентий прославился как превосходный духовный проповедник, который своими вдохновенными речами пробуждал, увлекал и восторгал умы слушателей. А обширную научную деятельность в 1829 г. профессору-архимандриту Иннокентию была присвоена степень доктора богословия.
В 1830 г. архимандрит Иннокентий был назначен ректором Киевской духовной академии. 3 октября 1836 г. в С.-Петербурге состоялась его хиротония во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. Затем последовали его назначения Вологодским, а затем Харьковским епископом. 15 апреля 1845 года «за отличное управление Харьковской епархией» епископ Иннокентий был возведен в сан архиепископа.
Но особо заметными остался его след в управлении Херсоно-Таврической епархии, которую владыка возглавлял с 1848 г. По-прежнему, стремясь воспитывать в своей пастве дух религиозного благочестия, высокопреосвященный Иннокентий учредил в Одессе два новых торжественных крестных хода, открыл в Крыму несколько монашеских скитов, восстановил Тотемский, Ахтырский, Святогорский и Георгиевский-Балаклавский монастыри, собрал в Одессе и поместил в особой часовне копии со всех чудотворных икон России, заложил и обновил множество храмов.
При этом крымский период архипастырской деятельности высокопреосвященного Иннокентия протекал в обстановке тяжелых испытаний для нашей страны. В 1853 г. началась Крымская война. В это-то время проявилась еще одна замечательная черта его характера — истинного патриота. В период обороны Севастополя и Одессы он, несмотря на опасность, приезжал прямо к местам боев, воодушевляя солдат своими проповедями, сам совершал богослужения в походных храмах, проявил исключительную заботу о раненых воинах. Проповеди святителя Иннокентия поддерживали дух защитников Отечества и своей паствы. Святитель бесстрашно ходил под неприятельскими выстрелами по рядам войск, ободряя солдат и полководцев, он ездил на буксире по бухте тогда, когда впереди и сзади сыпались бомбы. «Мы монахи, нам терять нечего», — так отвечал архипастырь поражавшимся его бесстрашию перед неприятелем людям. Народ в простоте сердца выражал общее тогда убеждение: «Если бы командование армией доверили Иннокентию, Россия выиграла бы Крымскую войну».
Вскоре по окончании войны владыка сильно заболел. В день своей кончины, которая пришлась в 1857 г. на праздник Святой Троицы, архиепископ Иннокентий на рассвете, поддерживаемый келейниками несколько раз тихо прошелся по комнате, тревожно и внимательно оглядывая окружающие предметы, затем умильно произнес: «Господи, какой день!» Через мгновение он опустился на колени и скончался на руках подоспевших келейников.
В 1997 г. архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий был причислен к лику местночтимых одесских святых, тогда же состоялось и обретение мощей святителя.
В этот же день, 26 мая 1883 года, состоялось торжественное освящение Храма Христа Спасителя, приуроченное к коронационным торжествам Государя Императора Александра III.
Русская линия
Виктор Янукович поклонился святыням Афона
Сначала Виктор Янукович посетил Афины, где встретился с Президентом Греческой Республики Каролосом Папульясом. Далее он посетил Салоники, а потом — гору Афон. По благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира главу государства сопровождал ректор Киевских духовных школ архиепископ Бориспольский Антоний.
Русская линия
В Венеции состоялась вторая встреча канонических православных иерархов Италии и Мальты
Во встрече приняли участие архиепископ Корсунский Иннокентий (Московский Патриархат), епископ Силуан (Румынский Патриархат) и митрополит Галактион (Болгарский Патриархат) (последний — через переписку с другими иерархами).
Совет православных епископов Италии и Мальты провел дискуссию о внутреннем урегулировании, которая включала следующие вопросы:
a) меры, стимулирующие единство Православной Церкви в Италии и на Мальте в вопросах вероучения, традиция и образования;
b) координация взаимодействия между приходами (пасторские вопросы, катехизация, богослужебные вопросы, издательская деятельность, коммуникация, образование) с возможностью создавать, в случае необходимости, специальные комиссии.
Была подчеркнута необходимость продолжать «диалог любви «с другими Церквями и христианскими исповеданиями, равно, как и всеми людьми доброй воли.
Русская линия
В Ингушетии уничтожены два боевика, готовившие теракты на День России
Спецподразделения ФСБ РФ попытались остановить автомобиль марки BMW, на котором передвигались предполагаемые боевики. При задержании ими было оказано ожесточенное вооруженное сопротивление и приведено в действие находящееся в автомобиле неустановленное взрывное устройство мощностью порядка 4 килограммов в тротиловом эквиваленте.
В результате перестрелки жертв и пострадавших среди сотрудников правоохранительных органов и мирных жителей нет. Один из двух уничтоженных боевиков опознан как Умар Сакалов 1978 года рождения, занимавшийся изготовлением и закладкой взрывных устройств с целью совершения терактов. Второй оказался Ибрагимом Арсельговым. На месте происшествия был обнаружен автомат АК-74 калибра 5,45 мм.
Русская линия
Египтян, женатых на израильтянках, будут лишать гражданства
Суд поручил Министерству внутренних дел вынести этот вопрос на рассмотрение правительства страны для определения порядка процедуры лишения гражданства в таких случаях.
В своем решении суд назвал подобные браки «негативным явлением», который наносит ущерб национальной безопасности Египта. Таким способом предложено бороться с явлением массового выезда египетской молодёжи в Израиль.
По предварительным оценкам, сейчас в Израиле живут и работают около 220 тыс. граждан Египта, из них более 25 тыс. женаты на израильтянках
Русская линия
В Ростовской области опрокинулся тепловоз
«Тепловоз сошел с рельсов, но не упал. Вагоны остались на рельсах», — сказал представитель пресс-службы. На место выехали гуковские, новошахтинские и красносулинские спасатели.
Русская линия
Депутаты Полевского против введения ювенальной юстиции
На очередной сессии Думы Полевского городского округа, народные избранники единогласно поддержали обращение местного отделения партии «Единая Россия» к общественным организациям, представительным органам власти Свердловской области, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания РФ о том, чтобы приостановить принятие федерального закона о ювенальной юстиции. В обращении, в частности, говорится, что «предлагаемые проекты законов ориентированы на западные модели устройства правовой системы, которые оказали серьёзное негативное воздействие на воспитание молодого поколения. (..) Считаем, что это приведёт к изменению традиционных семейных морально-нравственных ценностей, к разрушению отношений между родителями и детьми, разрушению института семьи, росту подростковой преступности и коррупции». Активная роль в информировании общественности принадлежит Полевскому православному родительскому совету, православным общинам. 20 апреля состоялось заседание депутатской группы ВПП «Единая Россия», где активно обсуждался данный вопрос, в том числе с представителями общественных организаций, управлений культурой и образованием, в чём немаловажная заслуга лично председателя Думы ПГО Александра Ковалёва, лидера местного отделения единороссов.
В поддержку инициативы выступили также представители мусульманских организаций. Предложено начать общенародное обсуждение проектов законов в области ювенальной юстиции и привлечь к дискуссии самые разные слои населения.
По материалам Полевской городской общественно-политической газеты «Диалог»