Архимандрит Тихон (Шевкунов): «Устраивать экспозицию из таких работ было, мягко говоря, опрометчиво»
Ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре высказал своё отношение к выставке «Двоесловие/Диалог»…
«На прошлой неделе мне, по должности ответственного секретаря Патриаршего совета по культуре, пришлось принять участие в двух событиях, связанных с выставками современного искусства: 31 мая было открытие экспозиции „Двоесловие/Диалог“ в притворе храма святой мученицы Татианы при МГУ, и 2 июня в Таганском суде города Москвы слушалось дело о выставке „Запретное искусство — 2006“, на котором было зачитано официальное заключение от имени Патриаршего совета по культуре», — пишет в своей статье «Размышления после выставки», опубликованной на сайте Православие.Ru, наместник московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов).
Отец Тихон напомнил, что на судебном процессе «рассматривается иск к организаторам и устроителям выставки „Запретное искусство — 2006“, которое являлось продолжением скандальной антицерковной акции „Осторожно, религия!“, проходившей в Москве в 2003 году. Суть иска — протест против кощунства и глумления над христианскими святынями в ряде работ, экспонировавшихся на выставке».
При этом, говоря о выставке в храме мч. Татианы при МГУ, отец Тихон заявил, что, «конечно, ни о каком сознательном злобном кощунстве и антицерковной агрессии на этой выставке речи нет». «Но и высказывать восторги по поводу её проведения, а тем более на территории храма, я тоже не имею никаких оснований, — продолжил наместник Сретенского монастыря. — Есть в части экспонатов вполне простительное неразумие новоначальных, которые пытаются выразить свои размышления о Боге и Церкви. Все священники, да и многие миряне, знают, какие благоглупости приходится подчас терпеливо выслушивать от восторженных неофитов, понимая, что это для многих просто необходимый этап».
«Но если это простительно и мило в частных разговорах, то большой вопрос — насколько целесообразно выносить подобные личные откровения (пишу без кавычек, поскольку подобные прозрения, образы и мысли совсем не смешны, а могут быть очень важными для становления духовной жизни отдельного человека), так вот, насколько целесообразно выносить эти недозревшие духовные плоды на общее обозрение?» — вопрошает отец Тихон.
Разобрав каждую работу, представленную на выставке, по отдельности, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре заявил, что «отбирать и устраивать экспозицию из таких работ было, мягко говоря, опрометчиво». При этом он замети, что «все же главное событие выставки — отчаянная смелость отца Максима». «Потому что выставка эта, как я думаю, для отца Максима, лежит не в сфере эстетических задач, а в сфере пастырского душепопечения. И это, с моей точки зрения, единственное весомое оправдание выставки», — отметил отец Тихон.
При этом наместник Сретенского монастыря призвал помнить «об ответственности не только по отношению к элитным посетителям выставки». «Здесь хотелось бы сказать ещё несколько слов о некой бросающейся в глаза экзотичности нынешней православной миссии, — продолжил архимандрит. — Нет, я не хочу сказать, что не надо обращать художников актуалистов и авангардистов, байкеров и рокеров. Но как-то это уж получается настораживающе однообразно. Да и шумно. К тому же, думаю, что если уж эти люди по-настоящему приходят ко Христу, то они и сами не рады той шумихе и непропорциональному вниманию, которые уделяет им православная и светская пресса». Русская линия
Архимандрит Тихон (Шевкунов): «Устраивать экспозицию из таких работ было, мягко говоря, опрометчиво» Ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре высказал своё отношение к выставке «Двоесловие/Диалог»...