Всемирный Русский Народный Собор завершил работу
Его участники выступили против введения ювенальной юстиции в России
На протяжении последних лет в России ведутся непрекращающиеся дискуссии о целесообразности возврата к системе ювенальной юстиции, которая существовала на территории России с 1910 по 1918 годы. Подобная система правосудия, при которой центральное звено — специализированный суд, тесно взаимодействует с социальными службами, причем не только тогда, когда ребенок окажется в поле зрения суда, но и после вынесения судебного решения.
«Участники Собора выражают обеспокоенность в связи с активизацией деятельности сторонников ювенальной юстиции по скорейшему внедрению этого института в России, в том числе в закамуфлированном виде. По нашему убеждению, его создание в нашей стране не является актуальным, и на фоне продолжающегося разрушения семьи не позволит решить проблемы, связанные с беспризорностью, правонарушениями и преступностью несовершеннолетних, защитой прав детей, находящихся в конфликте с законом», — говорится в итоговой резолюции ВРНС, опубликованной на сайте Московского Патриархата.
По мнению участников Собора, в условиях, когда перед российским государством и обществом остро стоит проблема коррупции, «вмешательство бюрократической машины в жизнь семьи неизбежно приведет к появлению „заказных“ дел, направленных на лишение ответственных людей родительских прав с целью вымогательства, шантажа».
«Наши опасения тем более основательны на фоне действующего семейного законодательства, которое содержит множество неопределенных обтекаемых терминов, позволяющих органам опеки и попечительства, прокурорам и судам злоупотреблять предоставленными им полномочиями и изымать ребенка из семьи вопреки интересам ребенка», — сказано в резолюции. Семейный кодекс, отмечают участники, допускает «безграничное лишение родительских прав или ограничение в родительских правах».
На Соборе был поставлен и вопрос о сохранении права на жилище за детьми, выселяемыми из квартир из-за распада семей. «Для устранения этой проблемы необходимо внесение поправок в жилищное законодательство и в закон «Об опеке и попечительстве», — говорится в документе.
Участники считают важным разработать поправки в семейное законодательство, связанные с укреплением института семьи, в том числе меры поддержки семей, испытывающих трудности, без изъятия ребенка у родителей. Также предлагается принять поправки об усилении гарантий родительских прав, в том числе о защите от чрезмерного вмешательства органов опеки и попечительства, прокуратуры и судов.
В документе также отмечается, что следует изучить вопрос законодательного закрепления воспитания детей в многодетных семьях как формы трудовой деятельности, что служило бы «основанием для заключения социального контракта с получением причитающихся в рамках этого контракта льгот и для исчисления трудового стажа».
По мнению участников ВРНС, будет полезным наделение родительских объединений полномочиями по участию в процедурах, связанных с решением вопросов, касающихся семьи и детей. «В частности, меры, предполагающие изъятие детей из семей, не должны приниматься без консультаций с обществом, в частности, с родительскими ассоциациями», — убеждены участники Собора.
Напомним, что в апреле представители религиозных общин на заседании Межрелигиозного совета России призвали к дискуссии по вопросу о мерах государственного и общественного контроля за жизнью ребенка в семье. Совет посчитал, что Россия нуждается в развитии законодательства о семье, в том числе защищающего интересы ребенка и родителей. По мнению представителей МСР, вмешиваться в семейные отношения следует лишь в крайнем случае, когда жизни или здоровью человека угрожает опасность.
Русская линия
Патриарх Кирилл: «Можно построить храмы из кирпичей, но храм Святого Духа в душе создать куда труднее»
Предстоятель РПЦ посетил монастырь в Шамордино
Его Святейшеству сослужили: председатель Издательского Cовета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент; архиепископ Людиновский Георгий; наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност; руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий; схиархимандрит Илий (Ноздрин); наместник Свято-Введенской Оптиной пустыни архимандрит Венедикт (Пеньков); насельники Оптиной пустыни в священном сане; духовенство Калужской епархии.
На богослужении присутствовали губернатор Калужской области А.Д. Артамонов, председатель Законодательного собрания Калужской области В.С. Бабурин, главный федеральный инспектор по Калужской области В.Ф. Сафронов, глава администрации Козельского района Калужской области Р.В. Смоленский, мэр города Козельска Н.А. Калиничев.
По окончании Литургии Святейшего Патриарха Кирилла приветствовала игумения Никона (Перетягина). Матушка настоятельница преподнесла Его Святейшеству образ основателя Шамординской пустыни преподобного Амвросия Оптинского, изготовленный сестрами в технике золотого шитья.
Затем Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом, где он в частности сказал: «Я с очень теплым чувством переступил порог сей прославленной обители, на которой так ярко и очевидно запечатлен свет присутствия Божественного духа. Мы сегодня празднуем 20-летие восстановления Шамординской обители, и правильно сказала матушка настоятельница, что все, что мы делаем в Церкви, в том числе восстанавливая обители, — мы делаем силой Святого Духа».
Комментируя апостольское чтение этого дня (Рим. 1, 18−27), где апостол Павел обличает идолопоклонство, Патриарх Кирилл отметил, что немногое изменилось с тех пор в сознании некоторых людей, которые живут так, как жили древние римляне, а, может быть, даже и хуже. «Посмотрите на современную так называемую культуру, которая является средством прославления человеческого греха и человеческой страсти! Трудно сказать, было ли в древнем языческом Риме что-то подобное тому, с чем мы сталкиваемся сегодня в нашей жизни. И это идолопоклонство новейшего времени не толерантно по отношению к религиозной жизни людей. У римлян был закон, что все религии могли существовать в империи; правда, этот закон не распространялся на христианскую веру, и потому христиан гнали и убивали. Но, тем не менее, наравне с главными языческими культами в Риме могли существовать и другие культы. Сегодняшнее идолопоклонство, провозглашая терпимость, толерантность, на самом деле осуществляет тотальное наступление на религиозную жизнь людей. И мода на образ жизни, стандарты литературы, искусства, музыки, изобразительного искусства, навязываемые людям через всевозможные фестивали, предлагаемые в качестве некоего образца, на самом деле имеют своей целью прославление и превозношение только одной религии — идолопоклонства».
В заключении Святейший владыка отметил, что «можно построить храмы из кирпичей, дело хоть и трудное, но посильное, а вот храм Святого Духа в душе создать куда труднее. К этому деланию мы все призываемся — от Патриарха до пономаря, от правителей и власть имущих, до простых тружеников. Мы все призываемся к стяжанию Божественного духа, к жизни по Божиему закону — тогда в ответ на тотальное наступление язычества мы воздвигнем подлинную и неприступную стену, скалу веры, о которую разобьются все эти дьявольские волны, искушения и наваждения».
Напомним, что Казанская Свято-Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь в Шамордино — последняя и любимая женская обитель преподобного Амвросия, старца Оптинского, устроенная его молитвами и трудами в 1884 г. и первоначально называвшаяся Шамординская Казанская Горская женская община. Верной помощницей старца Амвросия, положившей много труда в устроении Шамординской обители, была схимонахиня София (Болотова, 1845−1888 гг.). В 1987 г. было установлено ее местное почитание в Соборе Тульских святых.
В 1922 г. монастырь был закрыт. Большинство сестер приняли мученическую кончину: были расстреляны или погибли в советских лагерях и ссылках. Монашеская жизнь в обители была возобновлена в марте 1990 г. 3 мая 1990 г. приснопамятный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен подписал указ о возобновлении монастыря в Шамордино. За 20 дней храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» был подготовлен к освящению, которое было совершено 27 мая 1990 г. В этот же день монахиня Рижского Свято-Троице-Сергиева монастыря Никона (Перетягина) была возведена в сан игуменьи. В возрожденной обители несут послушание более 130 сестер.
Русская линия
О. Дмитрий Смирнов: Ленин — это просто бес конченый
Известный московский священник заявил, что «если страна утыкана памятниками главному террористу ХХ века», то чего можно ждать от общества
Сталину же, по мнению священника, «гордыня бы не позволила» публично перекреститься: «его бы короткие руки даже никогда бы не поднялись, чтобы осенить себя крестом».
Отец Димитрий положительно оценил тот факт, что современные российские власти не скрывают своих религиозных убеждений. Тем не менее, по мнению священника, «пропитанность наша этой коммунистической „религией“ очень глубокая», сегодня многие «уже готовы за дедушку Ленина кровь проливать или поклоняться звездам».
«У нас портрет Дзержинского продолжает украшать кабинеты. А сколько городов с этим именем! Это не изжито. Если люди считают себя наследниками Ленина, Сталина, этих безжалостных монстров, гангстеров, то понятное дело, что происходит в стране», — заявил отец Димитрий.
По его словам, «если страна утыкана памятниками главному террористу ХХ века — Ленину, это не может не влиять на нас. Это делает воздух в стране мерзопакостным, потому что нет такой области, которая была бы свободна от идолища, и это, конечно, влияет, мы даже не знаем как».
Русская линия
Епископ Меркурий: «Изучение Основ религиозной культуры не стало поводом для межконфессиональных конфликтов»
Руководитель Синодального отдела подвёл первые итоги эксперимента по введению нового школьного предмета
Говоря о значении и масштабах эксперимента, епископ Меркурий отметил, что «впервые в государственном масштабе» перед учениками 4-х классов был открыт «весь спектр духовных оснований унаследованных нашим народом культуры» традиционные духовно-нравственные ценности православных, мусульман, иудеев, буддистов, людей, придерживающихся нерелигиозных взглядов. Он с удовлетворением отметил также, что в процессе подготовки эксперимента все религиозные конфессии слаженно сотрудничали друг с другом и с государственными структурами.
Положительно отозвавшись о первых итогах эксперимента, епископ, вместе с тем, отметил, что данный курс дает только «минимум, который позволяет лишь прикоснуться к огромному культурному наследию Православия и который не может в полном объеме удовлетворить православные семьи, желающие воспитать своего ребенка в традициях православной веры, дать ему хорошее образование с позиций православного мировоззрения.»
Указанную задачу планируется решить через создание системы непрерывного духовно-нравственного образования от детского сада до вуза. «Необходимо не только утверждать преподавание основ православной культуры или других традиционных религиозных культур как полноценного учебного предмета в общеобразовательной школе, но и создавать православные комплексы, где образование и воспитание строились бы на основании православного мировоззрения от детского сада до получения юношами и девушками специальности», — сказал руководитель Синодального отдела.
Акцентируя внимание на воспитательном значении нового предмета, он отметил краткость экспериментального курса. «Возвращая российской школе воспитание, необходимо вернуть те нравственные ценности, которые лежат в его основании. Однако это же невозможно сделать за 34 учебных часа», — заключил епископ.
Русская линия
Владыка Феофан: «Нас нельзя победить, потому что Бог не в силе, а в правде»
Архиепископ Ставропольский и Владикавказский призвал дать жесткий отпор террористам, устроившим взрыв в Ставрополе
В связи с этим архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан выступил со специальным обращением, текст которого сегодня был опубликован на сайте Ставропольской епархии. «Это наша общая беда, ибо всем нам — жителям Ставрополя и края — брошен вызов», — заявил владыка.
«Пока неизвестно, кто совершил это злодеяние. Свое слово должны сказать правоохранительные органы — найти заказчиков и исполнителей, а суд — вынести приговор в соответствии с действующими законами», — говорится в обращении.
«Но уже сегодня мы можем и должны прямо сказать, что совершено преступление против Творца, преступление против человечности, преступление которое нельзя оправдать никакими лозунгами», — продолжил архиепископ Феофан.
По словам владыки, «нас хотят запугать, внести смятение в общество». «Но многонациональная Россия сильна своим единством, о чем свидетельствует вся наша история, — подчёркивает он. — Нас нельзя победить, потому что Бог не в силе, а в правде, и эта правда была, есть и будет на нашей стороне. Мы будем жить в мире и согласии со всеми, вне зависимости от национальной и религиозной принадлежности человека, растить и воспитывать детей, возделывать землю. Это наш путь, это наша жизнь».
«Те, кто восстают против всего этого, кто подло и цинично воюет с безоружными женщинами и детьми, должны знать, что Суд Божий неотвратим, — грозно предупреждает архиепископ. — И перед этим судом никто и никогда не сможет оправдать подобное злодеяние никакими принципами политического или религиозного характера».
«Ещё раз выражаю соболезнования родным и близким погибших и пострадавших. Всех призываю к спокойствию, сдержанности и разуму. Мы должны показать, что нас нельзя запугать или спровоцировать. Мы верим и знаем, что правосудие и законность должны восторжествовать», — заключил владыка.
По благословению правящего архиерея Ставропольской епархии духовенство и прихожане храмов Ставрополя взяли под опеку пострадавших, проходящих лечение в медицинских учреждениях города.
Русская линия
Не снизошла
Ксения Собчак не стала отвечать на приглашение протоиерея Всеволода Чаплина и собирается продолжить вести «Дом-2»
Сама секс-дива не стала комментировать заявление председателя Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества о том, что «она очень умный человек», и православные любят её и верят, что «мы доживём до тех лет, когда она будет бороться за нравственность», и если «даст Бог, в более солидном возрасте этот неглупый человек тоже поймёт, что надо иначе расставить акценты». Видимо, Собчак просто не ожидала со стороны Церкви столь высокой оценки своих интеллектуальных способностей и деятельности на ТВ.
Не стал возвращаться к этому вопросу во время Собора и сам отец Всеволод. Что, впрочем, и неудивительно. Предложение главы Синодального отдела вызвало, мягко говоря, неоднозначную реакцию среди православной общественности. Изрядно удивлены были не только верующие, но и, видавшие виды, светские журналисты. Впрочем, они быстро опомнились и поспешили обыграть заявление отца Всеволода, как можно «выгоднее» и «интереснее» для своих читателей: «Почему прот. Чаплин пригласил на ВНРС Ксению Собчак?», «Собчак как высший образец морали» и т. д.
Однако, отец Всеволод ошибся — Собчак ещё не наскучило перебирать «грязное бельё» на глазах у телезрителей. Более того, она решила продолжить свою карьеру в «Доме-2». Во всяком случае «Комсомольская правда» поспешила развеять миф то том, что Собчак уходит из шоу. «Недавно услышала, что Ксения Собчак собирается уходить из шоу „Дом-2“ и ведущими проекта будут Ольга Бузова и Ксения Бородина. Это правда?», — возмутилась на форуме «КП» встревоженная телезрительница из Москвы. «Сегодня у реалити-шоу „Дом-2“ три ведущих. И, как нам сообщили на канале ТНТ, так будет и в дальнейшем. Ксения Собчак уходить из проекта не планирует», — парировала «Комсомольская правда».
Что ж, казалось бы, теперь православным самое время расстроиться. Да вот что-то никак не получается.
Русская линия
В Крыму русскому языку дали статус регионального
Общеукраинский закон «о языках» будет принят Верховной Радой в течение месяца
Как указывается в документе, в последние годы на Украине резко активизировалась кампания по вытеснению русского языка в сферах образования, культуры, информации, судопроизводства и делопроизводства и принятия подзаконных актов, противоречащих украинскому и международному законодательству, что привело к дестабилизации общественно-политической обстановки в Крыму, обострению языковой и этнополитической ситуации, ограничению прав русских и русскоязычных граждан.
По мнению крымских депутатов, данные факты свидетельствуют о необходимости принятия определенных мер по защите прав и обеспечения интересов русскоязычной части населения без ущемления прав украиноязычной части населения, а также других национальных меньшинств, проживающих на территории автономной республики Крым.
В данном документе крымский парламент постановил: «Основываясь на Конституции Украины и Крыма, а также на законе Украины от 15 мая 2003 года о ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, в Автономной республике Крым русский язык как язык большинства населения и приемлемый для межнационального общения используется во всех сферах общественной жизни и является региональным языком».
Кроме того, парламент автономии обратился в Верховную раду Украины с предложением об имплементации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств в полном объеме. Одновременно крымский парламент предложил Раде принять проект закона Украины «О гарантировании свободного развития использования защиты русского языка и других языков национальных меньшинств страны». За одобрение данного законопроекта проголосовало 86 депутатов.
Как указывается в пояснительной записке к документу, его принятие будет способствовать в соответствии с Конституцией Украины свободному развитию русских и других культур, недопущению языковых противоречий, а также содействовать национальному согласию и взаимопониманию.
Крымские депутаты обратились к народным депутатам Украины Алексею Боярчуку, Борису Дейчу, Вадиму Колесниченко и Александру Черноморову (все — представители Партии регионов), с просьбой внести в установленном порядке данный законопроект в Верховную раду Украины и поддержать его при рассмотрении.
Напомним, что проект базового закона о языках уже подготовлен и согласовывается с союзниками по коалиции. Предполагается, что законопроект будет принят в целом до конца нынешней сессии украинского парламента, т. е. до 9 июля.
Русская линия
Папа Римский для нас еретик, а не гость
Пять членов Синода Кипрской Православной Церкви отказались встречать главу Ватикана у себя на острове
Ситуация стала накаляться после того, как была обнародована программа визита Римского папы, собирающегося посетит страну 4−6 июня по приглашению президента Димитриса Христофиаса. Вылетев из Рима утром 4 июня, Бенедикт XVI прибудет в Пафос около 14.00 по местному времени. После церемонии встречи в аэропорту ватиканская делегация направится на экуменическую встречу в одну из православных церквей, сообщает РИА Новости.
На 5 июня намечена встреча папы Римского с президентом Кипра Димитрисом Христофиасом и другими руководителями страны в президентском дворце в Никосии, а также его общение с католиками на футбольном стадионе. В тот же день ватиканский гость встретится с Предстоятелем Кипрской Церкви Архиепископом Хризостомом II, а вечером совершит мессу в храме Святого Креста.
6 июня во время мессы на арене Элефтерия Бенедикт XVI обнародует рабочий документ для приближающегося Синода епископов по Ближнему Востоку. После встречи с католиками маронитского обряда, глава Ватикана направится в аэропорт и вылетит обратно в Рим.
В связи со столь обширной программой пребывания папы на Кипре, ряд православных священнослужителей, в том числе епископ города Лимассол Афанасий, выступили против подобной поездки. По словам владыки Афанасия, это «спровоцирует недовольство жителей острова», считающих католиков еретиками.
По данным Reuters, пятеро членов Синода Кипрской Церкви также собираются бойкотировать встречу православной иерархии с Бенедиктом XVI. В свою очередь, Архиепископ Хризостом II считает, что это нарушение законов гостеприимства: «В Церкви — демократия, свобода слова и самовыражения. Но люди не должны делать то, что первое придет им в голову. Люди могут думать, что они хотят, но это не дает им права оскорблять гостя».
В связи с разразившимся скандалом во всех храмах Кипра верующим читается специальное обращение Синода с призывом к послушанию и достойному приёму гостя из Ватикана. По словам Архиепископа Хризостома II, епископ Афанасий и сочувствующие ему люди должны либо встречать папу вместе с другими иерархами, либо «остаться дома».
Согласно сообщениям кипрских СМИ, несколько православных епископов уже заявило, что не только не примут участие во встрече с Бенедиктом XVI в резиденции архиепископа Хризостома II в Никосии, но также не появятся и в других местах, которые намерен посетить папа. По мнению экспертов, во время визита очень вероятны акции протеста антиэкуменически настроенных православных киприотов.
Население Кипра насчитывает около 790 тысяч человек, из которых 160 тысяч — турки. Большинство остального населения составляют греки, которые являются паствой Кипрской Православной Церкви. Ей принадлежит более 500 храмов и 11 монастырей. На Кипре есть также немногочисленные армянская, римско-католическая, маронитская и иудейская общины.
Русская линия
Патриарх Ириней: Владыка Артемий в монастыре на Фрушской горе
Новым администратором в Косово и Метохии назначен митрополит Амфилохий
«Собор определил ему, по его желанию, выбрать между двумя монастырями на Фрушской горе и сейчас он уже там», — заявил Патриарх Ириней в Лесковац, где Предстоятель Сербской Церкви возглавил городские торжества. Патриарх рассказал, что Артемий без удовольствия принял решение Собора Сербской Православной Церкви о своём почислении на покой, но при этом не стал противиться и смирился.
«Он был отстранён от обязательств по управлению епархией из-за некоторых дел, в большей степени даже из-за своего бездействия, поэтому Собор счёл необходимым освободить его от обязанностей в епархии, но он по-прежнему остаётся епископом и нашим братом», — заявил Патриарх Ириней. При этом он добавил, что владыка Артемий не мог остаться в Рашско-Призренской епархии «из-за некоторых его друзей, которые создавали там проблемы», и на Соборе владыка Артемий выразил желание отбыть в Сремскую епархию, сообщает газета «Пресс».
Между тем, стало известно, что бывший администратор Рашко-Призренской епархии епископ Афанасий (Евтич) подал прошение Синоду о снятии с себя всех обязанностей временного администратора Рашко-Призренской епархии в связи с ухудшением своего состояния здоровья. Как пишет сербская пресса, ссылаясь на источники в Сербской Церкви, владыка Афанасий просил освободить себя от управления епархией ещё во время Собора, однако Патриарх Ириней настоятельно рекомендовал ему остаться. Практически сразу после Собора Сербской Православной Церкви он подал ещё одно прошение, которое было удовлетворено.
Новым временно исполняющим обязанности администратора в Косово и Метохии был назначен член Св. Синода СПЦ митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий. Вчера владыка прибыл в край и совершил первую Божественную литургию в монастыре в Грачанице, сообщает «РТРС». «Я здесь, потому что я надеюсь, что верующие, особенно из монахов, останутся верны распятому Косово и Распятию Христову, потому что Бог послал именно сюда в Косово, в распятые времена, засвидетельствовать верность святыням», — заявил митрополит Амфилохий.
Обращаясь к верующим, которых собралось в этот день в храме до 50 человек, владыка сказал, что каждый, кто по каким-то причинам отрекается от Косово, показывает, что его вера неистинна. «Я считаю, что Вы останетесь здесь, и именно поэтому я принял решение Синода принять обязанности администратора Рашко-Призренской епархии, веря, что Бог призвал меня в самые трудные времена, и что я буду работать с вами, особенно с духовенством, с гордостью нести крест епархии и таким образом показывать лояльность к духовному руководству. Любое иное поведение — отказ от послушания Исусу Христу», — заявил митрополит Амфилохий
Русская линия
Гримасы «свободного мира»
Финляндия собирается депортировать 83-летнюю больную женщину
В России у Антоновой не осталось ни родных, ни жилья, поскольку она продала свой дом в Выборге. Финские врачи вынесли заключение, что переезд опасен для ее здоровья. Еще до приезда в Финляндию пожилая женщина перенесла инсульт, а работа ее сердца поддерживается вживленным кардиостимулятором.
21 сентября 2009 года Хельсинкский административный суд вынес решение не в пользу Ирины Антоновой. На днях его позицию поддержал Высший административный суд Финляндии, где Наталья Кяярик безуспешно пыталась обжаловать вердикт низшей инстанции.
Генеральный комиссар полиции Хельсинки Микко Паатеро во вторник сообщил, что Антонова будет депортирована без промедления, хотя конкретная дата еще не назначена.
Посольство Финляндии в Москве в распространенном в тот же день пресс-релизе разъяснило, что «Антонова высылается, так как по финскому закону об иностранцах она не является частью основной семьи [супругом или несовершеннолетним ребенком гражданина Финляндии]». «На решение повлиял тот факт, что дочь добровольно переехала в Финляндию и тем самым прервалась постоянная семейная связь», — говорится в документе.
По мнению финских судей и чиновников, «возрастные болезни не являются тем существенным изменением в состоянии здоровья, на основании чего разрешение на пребывание могло бы быть предоставлено, к тому же считается, что Антонова может получить необходимое ей лечение в своем родном городе Выборге».
Финские СМИ, церковь, правозащитники и даже президент страны Тарья Халонен высказывались за то, чтобы по соображениям гуманности разрешить Ирине Антоновой остаться в стране, но, как напоминает в своем заявлении посольство, «в Финляндии суды независимые, их связывает только действующий закон, никакая посторонняя сторона не может вмешаться в их решения».
Зять Антоновой Ари Кяярик, участник нескольких миротворческих миссий ООН, заявил о намерении в знак протеста против действий властей отказаться от офицерского звания.
Намерение властей Финляндии депортировать на родину 83-летнюю жительницу России Ирину Антонову негуманно и нарушает права человека, заявил во вторник член Общественной палаты Анатолий Кучерена. «Финские власти демонстрируют, что человек для них ничего не значит», — сказал он. Кучерена призвал российский МИД немедленно вмешаться в ситуацию. «А кроме того, мы должны привлечь и международные правозащитные организации», — добавил российский юрист.
Русская линия
Ахмади Нежад: «Поддержка Москвой санкций ООН против Тегерана неприемлема»
По его мнению, Россия может войти в число «исторических врагов Ирана»
МИД России сразу прореагировал на эти слова, обвинив Ахмади Нежада в «политической травле» и «демагогии», подчеркнув, что Россия всегда действует исходя из интересов своего народа. Решение о поддержке международных санкций в отношении Ирана не было для Москвы легким. Это резко противоречат ее экономическим интересам. Россия ведет строительство первой АЭС в Иране, а на экспорте вооружений в эту страну зарабатывают миллиарды.
Тем не менее, для поддержки санкций Президента России Дмитрия Медведева есть веские основания. Москва не заинтересована в том, чтобы «клуб ядерных держав» пополнялся странами, вошедшими через черный ход". Чашу весов в пользу санкций склонила и растущая агрессивность Ирана в Каспийском регионе, богатом залежами нефти и газа, а также желание Москвы не только улучшить отношения с Вашингтоном, но и не допустить конфликта Тегерана с Западом.
Напомним, проект новой резолюции по Ирану был внесен делегацией США в Совбез ООН на прошлой неделе. Он подразумевает введение против Тегерана новых санкций. В нем имеется призыв ко всем государствам-членам ООН проявлять бдительность в отношении денежных переводов с участием иранских банков, в том числе Центрального банка Ирана. Также запланировано пресекать открытие новых отделений и филиалов иранских банков.
Согласно документу, будет создана система международного мониторинга, который позволит контролировать передвижения грузовых судов и досматривать их в случае подозрения, что на них находятся грузы, связанные с реализацией ядерной программы Ирана. Кроме того, предусмотрен ряд других мер, в том числе расширение существующего списка вооружений, продажа которых Ирану запрещена. Предварительно проект не вызвал возражений у «шестерки» — РФ, США, КНР, Великобритании, Франции и Германии. В отношении Ирана уже действуют пять резолюций Совбеза. С 2006 года в отношении страны уже три раза вводились санкции.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня, в день Священного Коронования Царя-Мученика Николая II, мы вспоминаем М.Б.Барклая-де-Толли, геройский бой брига «Меркурий» и подвиг Ф.В.Дубасова и А.П.Шестакова
«Что такое коронование на царство православных христианских Царей православного христианского народа — среди заветных святынь народных, в осенении молитв, при священном миропомазании и полноте благословений Христовой Церкви? Что это? Пышный обряд для впечатления зрителей? Остаток старинных обычаев? Пережиток ненужных и отживших воззрений? Или священное коронование и доселе имеет свой глубокий смысл, и если так, то как же оно относится ко всему нашему государственному и общественному строю, а также и к жизни личной каждого из нас, поскольку мы участвуем в общей жизни государства?..
Признайте же, что человеческое царство не есть цель, а есть среда и средство для проявления царства Божия. Признайте, что жизнь государства у христианского народа не может пройти мимо запросов и требований христианской совести. Признайте, что Церковь Христова, как вечное воплощение спасающей силы христианства и его непрестающего действия в мире верующих, не может не воздействовать на жизнь государства, не может быть от нее устранена, напротив, она должна всюду, во все стороны мысли и жизни, быта и строительства и всякой человеческой деятельности вносить вечные начала вечной Христовой правды.
Русский народ в целом, за исключением немногих, поклонившихся чужеземным богам, и до днесь сохраняет и, даст Бог, сохранит навсегда, — ибо в этом его предназначение в мире, — религиозно-нравственное воззрение на всю совокупность жизни земной; следовательно, и на жизнь государственную. Оттого и доныне коронование Царя у нас полно смысла и значения; оттого радостен сей церковно-государственный праздник с его целодневным звоном, как бы пасхальным. С высоты храмов Господних этот звон возвещает России, что в ней по-прежнему, как и встарь, живет и пребывает вечное слово: „Господи, силою твоею возвеселится Царь и о спасении Твоем возрадуется зело. Яко Царь уповает на Господа, и милостию Вышнего не подвижится“. Аминь».
Сщмч. протоиерей Иоанн Восторгов. Из Слова в день коронования Государя Императора (1908).
Сегодня день памяти российского генерал-фельдмаршала князя Михаила Богдановича Барклая-де-Толли, скончавшегося 14 мая 1818 года.
Он родился 13 декабря 1757 г. в Пруссии и происходил из древнего шотландского баронского рода. Его предки в начале XVII в. переселились в Германию, а затем — в Прибалтику, дед был бургомистром Риги, отец служил в Русской армии и вышел в отставку в чине поручика.
Сам Барклай начал действительную военную службу в Русской армии с 1776 г. в рядах Псковского карабинерного полка, в чине вахмистра. В 1778 г. он получил первое офицерское звание — корнета, а с 1783 по 1790 гг. занимал адъютантские должности у ряда генералов. Боевое крещение будущий полководец получил во время Русско-турецкой войны в 1788 г. при штурме Очакова, затем участвовал в Русско-шведской войне 1788−90 гг. и кампании 1794 г. против польских инсургентов, где за проявленную храбрость был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени. Его исполнительность и отвага в бою очень скоро была замечена, и с 1794 г. он последовательно поднимался по ступеням служебной лестницы: командовал батальоном, полком, бригадой, дивизией. В 1799 г. Барклай-де-Толли был произведен в генерал-майоры. Особенно генерал отличился в кампании против Наполеона в 1806—1807 гг., командуя арьергардными отрядами под Пултуском и Прейсиш-Эйлау, где был ранен и вынесен с поля боя без сознания. Вскоре Барклай вновь проявил себя во время Русско-шведской войны 1808−1809 гг., за которую был награжден чином генерала от инфантерии и назначен главнокомандующим армии в Финляндии.
Его способности высоко оценил Император Александр I. C 1810 по 1812 гг. генерал занимал должность военного министра, именно на него была возложена вся подготовка предстоящей войны с наполеоновской Францией. За это время он успел провести ряд важных оборонительных мероприятий и реформ по переподготовке войск. К его заслугам относят и выработку перед Отечественной войной 1812 г. правильной стратегии против Наполеона — затягивание военных действий по времени и в глубину русской территории. В первый период Отечественной войны Барклай занимал пост главнокомандующего 1-й Западной армии и смог, несмотря на сопротивление части генералитета и офицерского корпуса, воплотить свой план в жизнь, избежав ударов превосходящих сил противника. В Бородинском сражении генерал по свидетельству современников «искал смерти и во время битвы появлялся на самых опасных ее участках», получив высокую оценку М.И.Кутузова, отметившего, что «храбрость его превосходила всякие похвалы». За Бородино Барклай удостоился ордена Св. Георгия 2-й степени. В дальнейшем генерал организовывал прохождение отступающих войск через Москву, после которого, из-за усилившихся на него нападок общественности, по собственной просьбе был уволен от командования и покинул армию.
Вернулся в ряды Русской армии Барклай лишь во время ее заграничных походов 1813−14 гг. Войска под его началом взяли крепость Торн, отличились в сражении при Кенигсварте, участвовали в Бауценском сражении. В 1813 г. генерал был назначен главнокомандующим русско-прусскими войсками. Под его руководством была одержана победа под Кульмом (награжден за нее орденом Св. Георгия 1-й степени), а как одного из главных героев победы в Лейпцигском сражении его вместе с потомством возвели в графское достоинство Российской Империи. В кампании 1814 г. Барклай-де-Толли успешно командовал войсками при взятии Парижа, за что получил чин генерал-фельдмаршала. За свои заслуги перед Россией, в 1815 г. он был возведен в княжеское достоинство.
Сегодня мы также вспоминаем сразу два славных подвига русских моряков, совершенные в войнах против Турции — неравный бой брига «Меркурия» с двумя турецкими кораблями (1828) и подвиг лейтенантов Ф.В.Дубасова и А.П.Шестакова, потопивших турецкий броненосец «Хивзиль-Рахман» (1877).
Во время Русско-турецкой войны на рассвете 14 мая 1828 г., когда русские корабли — фрегат «Штандарт», бриги «Орфей» и «Меркурий» крейсировали у входа в Босфор, в 13 милях от пролива, появилась турецкая эскадра, вскоре настигшая наши суда. Русские корабли, выполнявшие разведывательную функцию стали отходить, однако бриг «Меркурий», как самый тихоходный отстал, и был настигнут турецкими кораблями. Против 18-пушечного русского брига встали лучшие турецкие суда — 110-пушечный «Селимие» под флагом капудан-паши и 74-пушечный «Реал-бей». Остальные корабли турецкой эскадры легли в дрейф в ожидании «забавного» зрелища: либо пленения либо гибели «Меркурия».
Однако капитан корабля Александр Казарский (день памяти 16/29 июня) несмотря на отсутствие каких-либо шансов на победу принял решения дать неравный бой, а в случае неизбежности захвата корабля — взорвать его. В течение часа, умело маневрируя, бриг дрался с двумя турецкими кораблями. Выведя из строя корабли противника, и лишив их возможности дальнейшего преследования, «Меркурий» с 22 пробоинами в корпусе и 297 различными повреждениями вышел из боя победителем, потеряв убитыми всего лишь четырех человек. На следующий день бриг присоединился к Русскому флоту.
Экипаж «Меркурия» за свой геройский подвиг был щедро награжден. Капитан корабля Казарский удостоился ордена св. Георгия 4 степени, остальные офицеры — ордена Владимира 4 степени с бантом, все матросы — Знаками отличия Военного ордена. Всех офицеров произвели в следующие чины, а Казарский получил еще и звание флигель-адъютанта. Всем офицерам и матросам была назначена пожизненная пенсия в размере двойного жалования. Бриг получил Георгиевский флаг и вымпел.
Газеты того времени писали: «Подвиг сей таков, что не находим другого ему подобного в истории мореплавания: он столь удивителен, что едва можно оному поверить. Мужество, неустрашимость и самоотверженность, оказанные при сем случае командиром, офицерами и экипажем „Меркурия“, славнее тысячи побед обыкновенных».
В память об этом подвиге в Русском дореволюционном флоте непременно существовал военный корабль, носящий имя «Память Меркурия».
В этот же день, 14 мая 1877 г., в период очередной Русско-турецкой войны, в ходе которой наша доблестная армия сражалась за независимость балканских славян, два русских моряка Федор Васильевич Дубасов (будущий адмирал и московский генерал-губернатор) и Александр Павлович Шестаков (будущий контр-адмирал) с горсткой матросов совершили подвиг, о котором когда-то знала вся Россия.
В ночь на 14 мая русские моряки на четырех небольших катерах («Царевич», «Ксения», «Джигит» и «Царевна») незаметно подкравшись к турецкой флотилии, неожиданно атаковали мониторы (корабли береговой охраны) противника на Дунае. Под шквальным орудийным и ружейным огнем неприятеля русские катера, как рыцари на турнире, ударили своими копьями-шестами оснащенными минами в борт турецкого корабля. Эффект был полный: через десять минут краса и гордость турецкой флотилии — самый большой и современный вражеский броненосец «Хивзиль-Рахман» тяжело осел на дно. Сразу же после этого турки поспешно отвели свои корабли в гавани.
Затем, под непрекращающимся вражеским огнем лейтенант Дубасов, мичманы Персин и Баль подплыли на трех катерах к тонущему турецкому броненосцу и сняли с него флаг. Только после этого Дубасов дал сигнал к отступлению, и провожаемые выстрелами неприятеля четыре русских катера, успешно выполнив свою задачу, стали отходить. Благополучное возвращение четырех катеров казалось чудом (с самого начало командование отнеслось к дерзкой затее моряков скептически), еще накануне распространился слух о гибели русских моряков.
О подвиге отчаянных моряков заговорили тогда не только в России, но и далеко за рубежом. Портреты моряков-офицеров продавали на улицах, в их честь сочинили марш, который так и назывался «Дубасов и Шестаков». Успех дерзкой операции стал первой крупной победой Русского флота в этой войне. С нее началось уничтожение турецкой флотилии на Дунае, после чего переход через реку для Русской армии был открыт.
Император Александр II наградил Дубасова и Шестакова первыми Георгиевскими крестами 4-й степени той военной кампании. Не были забыты наградами и остальные участники операции. В телеграмме Государя Императора говорилось: «Сердце мое радуется за наших молодцов-моряков!»
Русская линия
Патриарх Кирилл молится о выздоровлении пострадавших в теракте в Ставрополе
Предстоятель возносит молитвы «об упокоении душ новопреставленных, исцелении пострадавших, укреплении сил врачей, борющихся за жизнь раненых».
Напомним, что вечером 26 мая в Ставрополе у здания, прилегающего к Дому культуры и спорта, сработало взрывное устройство. Взрыв произошел за 15 минут до начала концерта чеченского ансамбля танца «Вайнах — легенда Кавказа». В результате взрыва, по последним данным, погибли семь человек. В больницы Ставрополя были доставлены около 40 пострадавших.
Русская линия
Н. Бурляев: «Киноискусство должно приводить человека к Богу»
«Вот это белое полотно, этот экран должен быть иконой, уносящей человека в дольний мир, к Спасителю», — сказал Н. Бурляев, выступая на открытии XIX кинофорума «Золотой витязь» в московском Доме кино. При этом артист посетовал на качество современной кинопродукции.
На церемонии открытия российский режиссер Владимир Хотиненко представил гостям кинофорума, среди которых был и епикоп Бачский Ириней (Сербская православная церковь), свою последнюю картину «Поп», недавно удостоенную патриаршей награды.
Кинофорум продолжит работу до 2 июня, показы будут проходить в Доме кино, кинотеатрах «Художественный» и «Вымпел», а также в Паломническом центре Московского патриархата. Для всех желающих вход свободный.
Русская линия
По стопам отца Даниила Сысоева
Православный исламовед Юрий Максимов возведен в сан диакона
Юрий Максимов, ныне отец Георгий — специалист по исламу и исламско-христианскому диалогу. Автор многочисленных статей по богословию и религиоведению, а также монографий «Святые Православной церкви, обратившиеся из ислама», «Святые отцы об исламе», «Религия креста и религия полумесяца», «Православное религиоведение: ислам, буддизм, иудаизм».
Отец Георгий является членом комиссии по богословским вопросам Межсоборного присутствия, Совета при Минюсте РФ по выявлению признаков экстремизма в религиозной литературе, руководит православным миссионерским движением имени пророка Даниила, которое основал принявший мученическую смерть в ноябре 2009 года иерей Даниил Сысоев.
Ю.Максимов родился 2 апреля 1979 года. В 2001 году окончил библейско-патрологический факультет Российского православного университета Иоанна Богослова.
Женат, воспитывает сына и дочь.
Русская линия
Открыт пешеходный переход к знаменитому храму Покрова-на-Нерли
Стоимость строительства составила более 72 млн. рублей. Большая часть средств выделена из бюджета «Российских железных дорог», но область в свою очередь профинансировала благоустройство прилегающей к переходу территории.
Пешеходный переход длиной более восьми метров и высотой с трехэтажный дом позволит обеспечить безопасность и комфорт местных жителей и сотен тысяч туристов, ежегодно посещающих Боголюбовский луг и жемчужину русской средневековой архитектуры — храм Покрова-на-Нерли.
Строительство моста началось в августе 2008 года для обеспечения безопасного подхода к храму туристов и паломников. Расстояние в 1,7 км, разделяющее храм и станцию, раньше преодолевали пешком по выложенной камнем тропе, добраться до которой можно лишь через железнодорожные пути, что небезопасно, особенно если на рельсах оказывается целая группа путешественников.
Место расположения храма нетрадиционно: Покровская церковь выстроена в низине, на заливном лугу, предположительно в месте впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили свое положение) на рукотворном холме. Церковь Покрова-на-Нерли — выдающийся памятник владимиро-суздальской школы — построена в 1165 году при князе Андрее Боголюбском, включена в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Русская линия
Константинопольский Патриарх помолился у могилы Алексия II
«Я желал приехать сюда, чтобы почтить память Святейшего патриарха Алексия II и помолиться вместе с вами о упокоении его души. Это был великий патриарх, которому довелось понести тяжелые труды в годы его патриаршего служения», — сказал Варфоломей I по окончании богослужения. Он подчеркнул, что всегда чтит память Алексия II «и его подвиг по защите Церкви в те трудные времена».
Затем Патриарх Варфоломей с делегацией проследовал к гробнице патриарха Сергия и пропел ему «Вечную память».
Русская линия
Состоялась встреча Патриарха Варфоломея с представителями греческой общины России
Во встрече приняли участие представители государственной власти, в частности, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации И.И. Саввиди, общественные деятели, предприниматели, журналисты.
От имени греческой общины Предстоятеля Константинопольской Православной Церкви приветствовал президент Международного союза греческих общественных объединений «Понтос» В.Г. Кайшев. В своем обращении он подчеркнул, что греки, проживающие в странах бывшего СССР, являются чадами Русской Православной Церкви, но в силу своей этнической принадлежности близки Константинопольской Православной Церкви. Таким образом, они являются естественным мостом между двумя Церквами, вносят весомый вклад в сотрудничество между ними.
От имени греческой общины Святейшему Патриарху Варфоломею были преподнесены памятные подарки. В ответном слове Предстоятель Константинопольской Православной Церкви поблагодарил греков, проживающих в России и странах СНГ, за их верность Православию.
Русская линия
А. Хлопонин считает, что религиозный экстремизм на Кавказе часто прикрывает простой передел собственности
По его словам, сегодня криминальные группировки в ряде республик «занимаются рэкетом, облагают данью предпринимателей» и в то же время «все это „красиво“ пытаются увязать с именем Аллаха и исламом». «Но ничего общего с реальным терроризмом они не имеют», — сказал полпред, подчеркнув, что не считает возможным говорить «о каком-то масштабном распространении терроризма на территории округа».
Он отметил, что «с теми бандитами, которые бегают по лесу, вполне можно справляться без введения режима контртеррористической операции». «Террористов будем добивать, и существующих сегодня сил достаточно, чтобы с ними разобраться», — заявил А.Хлопонин.
Русская линия
«Гей-парада» в Москве не будет
Тем не менее, извращенцы намерены выйти на парад, несмотря на запрет столичных властей. «Мы как проводили наши акции, так и будем проводить, даже несмотря на отсутствие разрешения», — заявили они.
Будем надеяться, что московские власти грамотно отреагируют на попытку сексуально-неадекватных людей наводить в городе свои порядки.
Русская линия
Христиане Турции требуют от властей вернуть храмы и открыть православные школы
В частности, глава Константинопольской Церкви просит возвратить храмы, которые были конфискованы властями в указанный период, и открыть школы, существовавшие для представителей христианского меньшинства на островах Имврос и Тенедос.
Русская линия
Ватикан инвестирует в исследования стволовых клеток
Как стало известно, биофармацевтическая компания NeoStem в Нью-Йорке неожиданно объявила о партнёрстве с Ватиканом в деле продвижения исследований стволовых клеток, взятых у взрослого человека. Это не только единственное пока соглашение в мире исследований стволовых клеток, но и первый случай, когда Ватикан объединяет свои усилия с компанией, занимающейся серьёзными научными исследованиями и чьи акции открыто продаются на бирже.
На специальной пресс-конференции преподобный Томаш Трэфни, директор по делам науки и веры в Папском совете по делам культуры, по случаю неожиданного партнёрства заявил следующее: «Мы хотим знать, как перевести эти открытия на обычный язык простых людей, насколько глубоко последствия этих исследований отразятся на обществе, исповедующем христианское учение».
Шаг, предпринятый Ватиканом, очень важен, потому что сейчас учёные параллельно ведут 2 вида исследований стволовых клеток — взятых у взрослых людей и у человеческих эмбрионов. Католическая церковь категорически отвергает и осуждает все разработки, связанные с эмбрионами, приравнивая их к уничтожению человеческой жизни.
По соглашению с компанией NeoStem, Ватикан выделит 1 миллион долларов на обучающие программы по всему миру об исследованиях, основанных на стволовых клетках, забранных из костного мозга взрослых людей. А биофармацевтический гигант видит в такой возможности дальнейший шаг вперёд в медицинских изысканиях без нарушения веры и чувств людей, отвергающих манипуляции с эмбриональными стволовыми клетками.
Руководитель компании NeoStem Робин Смит заявил, что в каждом человеке есть стволовые клетки под названием VSEL — это очень маленькие клетки, остающиеся в костном мозге с тех пор, как человек находился в состоянии зародыша. И у таких стволовых клеток есть потенциал стать донорским материалом по выращиванию разных видов клеток различных человеческих органов.
Напомним, что в марте 2009 года президент Обама снял запрет, наложенный Джорджем Бушем на финансирование из американского бюджета исследований, связанных с человеческими стволовыми клетками, и сейчас эта тема одна из самых острых вопросов биоэтики для американских учёных. Ватикан и компания NeoStem призвали исследователей по всему миру присоединиться к их инициативе и собираются провести широкомасштабную конференцию по изучению взрослых стволовых клеток в Риме осенью 2011 года.
Русская линия
В Феодосии установлен Поклонный Крест в память Царственных мучеников
К установке Креста устроителей подвигнуло то, что при проведении земляных работ в церковной ограде был обнаружен старинный накупольный крест Казанского собора. По благословению настоятеля храма протоиерея Василия Бая, и стараниями феодосийского казачества был изготовлен крест из дерева, в который поместили найденный в земле старинный накупольный храмовый крест.
После окончания Божественной литургии прихожане храма и представители феодосийского казачества вышли к месту установки поклонного Креста, где был отслужен чин освящения новосооруженного Креста и прочитан акафист Царственным мученикам. В завершение все верующие подходили и поклонялись святыне.
Русская линия
Фонд поддержки кинематографии выделит деньги крупнейшим кинокомпаниям
На госфинансирование заявки следующие компании:
— «Централ Партнершип», которая планирует потратить часть государственных денег на биографический фильм о Параджанове,
— кинокомпания «Базелевс» Тимура Бекмамбетова, который намерен к началу 2011 года выпустить киноальманах «Новый год шагает по стране»,
— кинокомпания СТВ,
— «Дирекция кино»,
— студия Никиты Михалкова «Тритэ»,
— кинокомпания «Профит»,
— кинокомпания Art Pictures, принадлежащая Федору Бондарчуку, Александру Роднянскому и Дмитрию Рудовскому
— кинокомпания «Рекун».
Как сообщает Толстиков, сейчас идет работа над корректировкой процесса возврата денег — ведь именно на окупаемость нацелена новая система, при которой государственная поддержка оказывается исключительно студиям-мейджорам.
Все полученные средства — а на каждую из восьми компаний пришлось по 250 миллионов рублей — должны быть возвращены в государственную казну. Глава Фонад поддержки кино отметил, что программа в ее нынешнем виде рассчитана на три года, «но, возможно, это будет корректироваться».
Отметим, что назначенный главой Фонда поддержки кинематографии предприниматель Сергей Толстиков, ранее никогда не занимался кино и состоял в должности советника председателя совета директоров ЗАО «Трансмашхолдинг». В попечительский совет Фонда вошли вице-премьер Александр Жуков, министр культуры Александр Авдеев, министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев, первый замглавы администрации президента Владислав Сурков, председатель совета директоров АФК «Система» Владимир Евтушенков, председатель думского комитета по культуре Григорий Ивлиев, председатель Союза кинематографистов Никита Михалков, ректор ВГИКа Владимир Малышев и другие.
Русская линия
Москва уходящая
Начальник выставочного отдела ГосНИИР Нина Зайцева сообщила, что первоначально организаторы колебались при выборе названия выставки: «Уходящая Москва» или «Ушедшая Москва», и все же остановились на «уходящей», потому что «кое-что все же осталось». Она подчеркнула так же, что «эти картины стали документом, сохранившим дух», и отметила с сожалением, что сейчас «самое доходное дело в Москве — разрушать объекты».
В экспозиции представлено более 40 городских пейзажей — «Афонское подворье», «Старосадский переулок», «Тихвинский переулок», «Осенний дом в Замоскворечье», «В конце Солянки», «Якиманский переулок», «На нашей набережной осень» и другие.
Русская линия