Начался визит Патриарха Кирилла в Петербург
Предстоятель Русской Церкви принял участие в торжествах духовных школ Северной столицы
Из аэропорта Святейший Патриарх Кирилл направился в Иоанновский ставропигиальный монастырь на Карповке, который является традиционным местом проживания Патриарха Московского во время пребывания в Санкт-Петербурге.
Сегодня, 9 октября, в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Святейший Патриарх возглавил торжества. Утром в домовом храме св. Иоанна Богослова Санкт-Петербургской духовной академии Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию. Его Святейшеству сослужили митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, Минский и Слуцкий Филарет, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Волгоградский и Камышинский Герман, Днепропетровский и Павлоградский Ириней; архиепископы Саранский и Мордовский Варсонофий, Волоколамский Иларион, Верейский Евгений, Берлинский и Германский Феофан, Брюссельский и Бельгийский Симон, Симбирский и Мелекесский Прокл, Новгородский и Старорусский Лев, Тульчинский и Брацлавский Ионафан, Иркутский и Ангарский Вадим, Элистинский и Калмыцкий Зосима, Бориспольский Антоний; епископ Архангельский и Холмогорский Тихон, ректор СПбДАиС епископ Гатчинский Амвросий, епископ Петергофский Маркелл, епископ Солнечногорский Сергий, епископ Выборгский Назарий, духовенство Санкт-Петербургской епархии, выпускники и гости в священном сане, прибывшие на юбилей в духовную академию.
За богослужением молились епископ Филиппопольский Нифон, представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси; епископ Бачский Ириней (Сербская Православная Церковь), митрополит Доростольский Иларион (Болгарская Православная Церковь), председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, представители делегаций Поместных Православных Церквей, делегаций Московской, Минской, Кишиневской, Киевской, Свято-Владимирской духовных академий и других духовных школ России, ближнего и дальнего зарубежья. На Литургии пели хоры Санкт-Петербургских духовных школ и Регентского училища, а также хор Киевской духовной академии.
За малым входом Божественной литургии Святейший Патриарх Кирилл удостоил богослужебных наград ряд преподавателей Санкт-Петербургских духовных школ в священном сане: архимандрит Софроний (Смук) был награжден правом служения с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш»; протоиерей Вячеслав Харинов — правом ношения палицы; протоиерей Кирилл Копейкин — крестом с украшениями. Священник Димирий Юревич был возведен в сан протоиерея. За Божественной литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Алексия Кнутова, студента II курса Московской духовной академии, клирика Покровского храма Московских духовных школ, во иерея. По окончании Божественной литургии был совершен молебен святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову.
После молебна Святейшего Патриарха Кирилла и участников торжеств приветствовал ректор Санкт-Петербургских духовных школ епископ Гатчинский Амвросий. Владыка Амвросий преподнес Его Святейшеству образ святого благоверного князя Александра Невского. Затем Святейший Патриарх обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом. В дар храму Предстоятель Русской Церкви передал образ Двенадцати апостолов. Также Святейший Патриарх Кирилл поздравил архиепископа Верейского Евгения, отмечающего сегодня свой день рождения, и митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, который 50 лет назад принял монашеский постриг в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Санкт-Петербургской духовной академии. Торжественные богослужения транслировались в Интернете на портале «Всем миром».
По окончании Божественной литургии в домовом храме Санкт-Петербургской духовной академии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил Юбилейный акт, посвященный 200-летию Санкт-Петербургской духовной академии и 30-летию Регентского отделения СПбДА. После молитвы «Царю Небесный» Святейший Патриарх Кирилл, а также митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, ректор Санкт-Петербургских духовных академии и семинарии епископ Гатчинский Амвросий и вице-губернатор Санкт-Петербурга А.И.Вахмистров заняли места в президиуме. Торжественное собрание открыл епископ Гатчинский Амвросий, который представил доклад, посвященный юбилейным датам.
Затем владыка Амвросий сообщил о присуждении Ученым советом Санкт-Петербургской духовной академии степени доктора богословия Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. «Ваше Святейшество, позвольте мне выполнить приятнейшую и почетнейшую обязанность и сообщить Вам, что Ученым советом Санкт-Петербургской духовной академии 31 августа 2009 года единогласно было принято решение о присуждении Вам ученой степени доктора богословия, — сказал ректор СПбДА. — Нам особенно приятно, что это произошло здесь, в вашем родном граде святого Петра, в год 200-летнего юбилея Санкт-Петербургской духовной академии, Вашей alma mater, с которой Вы связаны в течение более 40 лет». Предстоятелю Русской Православной Церкви были вручены знаки доктора богословия — крест и диплом, после чего Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам юбилейных торжеств с Первосвятительским словом.
С речью «Наука и религия на рубеже третьего тысячелетия» выступил секретарь Совета СПбДА протоиерей Кирилл Копейкин. Затем Святейший Патриарх вручил награды преподавателям, сотрудникам и студентам Санкт-Петербургских духовных школ. Вице-губернатор Санкт-Петербурга, руководитель Администрации губернатора Санкт-Петербурга А.И.Вахмистров огласил приветствие Президента России Д.А.Медведева и губернатора Санкт-Петербурга В.И.Матвиенко. Участников торжеств также приветствовали: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир; архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета при Священном Синоде, ректор Московских духовных академии и семинарии; профессор В.Н.Васильев, председатель Совета вузов Санкт-Петербурга; председатель правления «Газпрома» А.Б.Миллер; председатель Комитета по взаимодействию с религиозными организациями Администрации Кемеровской области Е.Н.Стась; первые выпускницы Регентского отделения Е. Червинская и Е.М.Гундяева. Во время праздничного мероприятия председатель совета директоров академической издательской группы Nota Bene В.И.Даниленко представил журнал СПбДА «Христианское чтение», а протоиерей Александр Сорокин — юбилейные выпуски журнала «Вода живая».
Официальная часть торжественного акта завершилась пением молитвы «Достойно есть». Затем Святейший Патриарх Кирилл и члены президиума заняли места в зале, после чего состоялись демонстрация фильма, посвященного 30-летию Регентского отделения, и праздничный концерт. В концерте приняли участие смешанный и мужской хор СПбДА, хор Регентского отделения СПбДА, выпускники Регентского отделения, детский певческий ансамбль Павловского храма Санкт-Петербурга, сводный хор Санкт-Петербургской митрополии и Духовной академии.
Русская линия
Протоиерей Димитрий Смирнов: «Предложение Лужкова вызывает сильнейшую обиду»
Православные священнослужители об идее столичного градоначальника построить мечети в каждом районе Москвы
В связи с этим, корреспондент издания обратился к православным священнослужителям с вопросом, как они относятся к идее строительства мечетей в каждом районе Москвы.
«Еще можно было бы понять, если бы это предложение последовало бы после аналогичного предложения Православной Церкви, но, насколько я знаю, Церкви ничего подобного не обещали и не предлагали», — сказал известный московский пастырь, настоятель храма святителя Митрофания Воронежского протоиерей Димитрий Смирнов.
«А ведь в Москве православных храмов катастрофически не хватает. Подчас в храм невозможно войти, настолько он заполнен верующими. И нам нужно как минимум еще три тысячи церквей. А власти до сих пор не могут вернуть Церкви тридцать московских храмов, которые сдаются в аренду некими учреждениями. Православные же общины годами не могут получить клочок земли для строительства храма», — отметил отец Димитрий.
«Я мусульман тоже очень люблю и считаю, что у них обязательно должны быть мечети в Москве. Но, может быть, логичнее было бы вначале уважить православных?» — поинтересовался он. «Предложение Ю.М.Лужкова вызывает сильнейшую обиду, заставляя чувствовать себя изгоем в своем родном городе», — заключил отец Димитрий.
Известный миссионер, священник Даниил Сысоев, автор книги «Брак с мусульманином», к идее Лужкова развернуть в Москве строительство мечетей также относится отрицательно. «Как, увы, неоднократно отмечалось, наш российский ислам очень подвержен влиянию экстремистских течений. Очень часто случается (такое бывало и в Татарстане, и в Башкирии, и во многих других местах), что новыми кадрами в новых мечетях становятся экстремисты, ваххабиты, то есть деструктивно настроенные мусульмане, которые не заинтересованы в сохранении государства Российского, и которые действительно скорее разжигают межрелигиозную рознь, чем сохраняют мир и согласие людей», — сказал он.
«Я не уверен, что нужды мусульман не покрываются существующими и строящимися мечетями. Сейчас строится большая мечеть на Проспекте Мира, которая вмещает в два раза больше людей, чем храм Христа Спасителя. Но если даже и нужны новые мечети, то совершенно необходимо, как сказал Святейший Патриарх Кирилл, учитывать мнение православных. Многие православные люди будут возмущены пролитием крови на праздник курбан-байрам, как это делается на Проспекте Мира. Сама угроза того, что в новые мечети могут проникнуть ваххабиты, может испугать любого. Поэтому я бы сначала семь раз отмерил, принимая такие решения», — подчеркнул священник.
«Я бы хотел еще подчеркнуть, что говорить о „мусульманских храмах“ неверно. Отождествлять храм и мечеть нельзя. Мечеть для мусульманина — не то же самое, что храм для христианина. В мечети не совершаются Таинства, которых вообще нет в исламе, это просто место совместной молитвы, которая вообще-то возможна в любом месте. Храм же совершенно необходим для духовной жизни христианина: без Литургии нет Христианства, а для Литургии нужен храм», — пояснил отец Даниил.
«В такой стране, как наша, с религиозными и национальными отношениями нужно быть особенно внимательным. Россия была, есть и, если она захочет существовать, будет империей. А империя зиждется не на национальных интересах, а на интересах всех граждан, она жива единым законом, единым правосудием, безопасностью для всех. Именно так в России мирно сосуществовали разные народы. Попытка усилить национальный фактор в России просто развалит страну», — заключил он.
Русская линия
Архиепископ Викентий: «Через эту руку подается благодать»
Екатеринбургский архипастырь объяснил, почему верующие после Литургии целуют не только крест, но и руку священника или поручь
«Например, мы знаем из житий священномученика Киприана и мученицы Иустинии, что когда Киприан наводил на Иустинию разные козни вражии, волшебства, колдовства и чародейства, то никакие чародейства на нее не действовали. Он был удивлен: почему? Он даже бесов спрашивал, почему такое? И они сказали, что крест, сила креста не допускает до нее. И тогда Киприан сказал: „Если крест, на котором был распят Христос, имеет такую силу, то что сказать о Самом Христе, который сообщил эту силу кресту?! Он намного больше силы имеет, чем этот крест“. Священномученик Киприан дает нам ответ, что на кресте — благодать Божия, ведь на нем был распят не просто человек, а Богочеловек, и Божественная сила была сообщена кресту. Эта сила является залогом победы добра над злом», — сказал архипастырь.
Отвечая на вопрос, почему верующие после Литургии целуют не только крест в руках священника, но иногда и его руку или поручь, архиепископ Викентий сказал: «Крест — это великая святыня, мы прикладываемся к нему, чтобы получить благословение на дальнейшую нашу христианскую жизнь. А руку священника мы целуем из благодарности: через эту руку подается благодать, которая сообщается через крест Господень. Это и благоговение, и почитание священнослужителя, через которого подается благодать Божия — он благословляет Святые Дары, и они освящаются. Вот такой смысл. Может, и достаточно, но у нас есть еще чувство благодарности, признательности к священнослужителю, который совершает это великое таинство».
Русская линия
«Вы с честью несли высокое и ответственное служение духовника»
Предстоятель Русской Церкви поздравил архимандрита Кирилла (Павлова) с 90-летием
«Ваше Высокопреподобие, дорогой отец Кирилл! В день Вашего 90-летия сердечно поздравляю Вас с этой знаменательной датой, с пожеланиями бодрости духа, крепкого здоровья и неоскудевающей помощи Божией», — обращается к юбиляру Патриарх Кирилл.
«На протяжении многих лет своей жизни Вы с честью несли высокое и ответственное служение духовника одного из самых известных и значительных монастырей Русской Православной Церкви — Троице-Сергиевой Лавры. Вы с кротостью, смирением и подлинно христианской ревностью исполняли возложенное на Вас послушание, делом являя следование словам апостола, призывающего нас „радоваться с радующимися и плакать с плачущими“ (Ср.: Рим. 12:15). Щедро делясь своим богатым пастырским опытом с воспитанниками Московских духовных школ, Вы заботились о том, чтобы Церковь Христова получала достойных делателей в винограднике Божием. К Вам за мудрым советом и сердечным утешением прибегали не только насельники Лавры, но и многочисленные паломники, спешившие к дверям Вашей кельи с упованием, что их надежда не будет постыжена и они смогут приобщиться к безграничной любви Христовой, переполнявшей Ваше сердце и согревающей душу каждого приходящего (Ср.: Рим. 5:5).», — отметил он.
«В этот знаменательный день возношу молитвы ко Господу Вседержителю, дабы Он предстательством преподобного Сергия, игумена Радонежского, егоже память мы празднуем ныне, в обители которого Вы совершали свое монашеское делание, даровал Вам мирное житие, укрепил Вас своею благодатью и сохранил на многая лета», — пожелал архимандриту Кириллу Патриарх Кирилл.
Справка: Архимандрит Кирилл (в миру Павлов Иван Дмитриевич) родился 8 сентября 1919 г. в деревне Маковские Выселки Михайловского района Рязанской области в верующей крестьянской семье. По его словам, «с 12 лет жил в неверующей среде, у брата, и растерял свою духовность». Возвращение к духовности произошло у него во время Великой Отечественной войны.
Будущий отец Кирилл с самого начала войны участвовал в военных действиях солдатом (затем сержантом) пехоты. Самым тяжелым военным испытанием для 22-летнего сержанта Павлова было ожидание генерального Сталинградского сражения в окопе, в снегу, почти без воды и пищи под постоянным обстрелом врага в течение целого месяца. А после освобождения Сталинграда произошло событие, окончательно изменившее его жизнь. Однажды, неся караульную службу, среди развалин дома сержант Павлов поднял из мусора книгу. Это оказалось Евангелие. «Я шел с Евангелием и не боялся.., — вспоминает батюшка. — Просто Господь был со мною рядом, и я ничего не боялся». Со своей частью отец Кирилл дошел до Австрии. Сержант Иван Павлов был награжден орденом Славы и медалями. В 1946 г. в Венгрии он был демобилизован и приехал в Москву.
Закончив Духовную семинарию, он в 1954 г. принял монашеский постриг в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Так начался многолетний молитвенный подвиг архимандрита Кирилла. Вначале он был пономарем (1954), а в 1970 г. был назначен казначеем лавры и братским духовником. Архимандрит Кирилл духовно окормлял Святейшего Патриарха Алексия II. Проповеди отца Кирилла на протяжении многих лет вдохновляли и продолжают вдохновлять православных людей.
Русская линия
Иерей Димитрий Ненароков: «Все эти искушения будут и дальше»
Православный священник подверг критике заявление итальянского ученого о создании аналога Туринской плащаницы
Священник назвал очередной фальсификацией заявление итальянского химика о том, что он на деньги атеистов создал дубликат Туринской плащаницы. По его словам, ученые уже давно сделали исчерпывающие выводы о том, что Туринская плащаница — это никакая не подделка. Отец Димитрий подчеркнул, что попытки доказать то, что плащаница является фальсификацией, похожи на попытки доказать, что Земля является квадратной. «Если бы все данные ученых указывали на подлинность Туринской плащаницы, тогда все люди вынуждены были бы уверовать во Христа, а Бог хочет от человека свободного волеизъявления», — сказал священник.
Как сообщает издание, профессор органической химии из Университета Павии (Италия) утверждает, что ему удалось воспроизвести Туринскую плащаницу. По мнению Луиджи Гарласкелли, его достижение «окончательно доказывает», что плащаница является средневековой фальшивкой. «В ходе эксперимента Луиджи Гарласкелли создал полноразмерный дубликат плащаницы с изображением, используя технологии и материалы, доступные в Средние века, сообщает издание „Компьюлента“. Профессор и его коллеги положили льняное полотно на добровольца и натерли ткань красителем с незначительным содержанием кислоты. Затем краситель был искусственно состарен путем нагревания ткани в печи и последующей стирки. В результате красящее вещество исчезло с поверхности материала, но оставило нечеткое, полутоновое изображение человека — такое же, как на оригинальной плащанице. Гарласкелли полагает, что средневековые мошенники не старили краситель искусственно — за века он выцвел сам. Потом ученые нанесли на ткань капли крови, прожгли дырки и сделали подпалины. В итоге было достигнуто стопроцентное сходство с Туринской плащаницей». Деньги на проведение эксперимента профессор Луиджи Гарласкелли получил от Итальянской ассоциации атеистов и агностиков.
Впрочем, итальянский профессор не ждет, что его открытие будет принято верующими. В 1988 году были предприняты попытки радиоуглеродного датирования плащаницы, давшие в разных лабораториях (в Аризоне, Оксфорде и Цюрихе) близкие диапазоны дат — с 1260 по 1390 год. Позднее эти результаты были поставлены под сомнение, поскольку по мнению ряда экспертов, для анализа использовались образцы, взятые не с основной ткани, а с заплат. Между тем, недавно в Италии вышла книга итальянского журналиста Марко Тозатти «Секреты и тайны плащаницы Иисуса». В ней журналист пишет: «Мы обнаружили, что опыт с углеродом-14 дает настолько незначительную погрешность в математических расчетах, что этот опыт нельзя считать приемлемым. Прежде всего, на основании этого теста нельзя утверждать, что плащаница является средневековой подделкой — именно в силу неоднородности образцов и результатов».
Католическая церковь официально не признает плащаницу подлинной, однако считает ее важным напоминанием о Страстях Христовых. Православная Церковь не имеет официальной позиции по вопросу ее подлинности. В Москве, в Сретенском монастыре существует Российский центр Туринской плащаницы. В храме обители выставлена для поклонения копия этой святыни. В 1997 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил изображение плащаницы как Нерукотворный образ Спасителя.
Туринская плащаница — это полотно, в которое было завернуто тело Иисуса Христа после Его смерти. На ткани чудесным образом отпечатался лик Господа Иисуса Христа. Изображение на полотне подобно изображению на фотонегативе. Есть много доказательств того, что Туринская плащаница — не подделка. В частности, на ней обнаружили пыльцу растений из Палестины, а сама ткань изготовлена способом, который применялся в древности на Ближнем Востоке.
Русская линия
Диакон Владимир Василик: «Россия своим достоянием должна служить миру»
Православный ученый объяснил, почему считает «Охта-центр» антихристианским проектом
«Пункт первый. В обстановке кризиса, в обстановке продолжающегося обнищания не только граждан России, но и жителей всего мира, я считаю это строительство аморальным. На него планируется отпустить около 400 млн долларов, между тем из сообщения агентства Правда.ру явствует, что только в Эфиопии 6 млн человек находится на грани голода. А между тем Эфиопия — это древнейшая христианская страна, жители которой исповедуют традиционную христианскую веру, имеют древнюю церковную организацию, богатую монашескую традицию и духовную культуру. Эта страна была связана с нами долголетними узами дружбы, начиная с императорских времен. И вместо того, чтобы вбивать деньги в камень можно было бы, хотя бы помочь этому дружественному христианскому народу. Я считаю, что в 1991 году, среди прочих грехов, Россия совершила ещё один — отказалась от служения нищим и убогим, униженным и оскорбленным. Провозглашался лозунг: „Скинем с себя страны третьего мира, скинем с себя наши окраины, перестанем их кормить и заживем сыто“. Скинули, а лучше жить не стали. Вместо того чтобы кормить голодных стали кормить сытых и богатых, и вбивать деньги в ненужные и, мягко говоря, праздные затеи, в амбициозные проекты. Далеко, впрочем, можно и не ходить. У нас в России только по официальным данным миллион беспризорников. Если бы эти деньги пустить на их обустройство, то, по крайней мере, часть из них можно было бы определить в человеческие условия. Хотя бы часть этой проблемы решится. К сожалению, в наше время исполняются евангельские слова с точностью до наоборот. „Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень?“ и другие „Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам“. А здесь бросается даже не псам, а бросается в пустоту, в никуда, в амбиции. И в этом я вижу великую неправду, потому что природный газ — это достояние не одного „Газпрома“ и даже не России только. Это достояние всего мира. И Россия этим достоянием должна служить миру. Но не амбициям и роскоши стран золотого миллиарда, а сирым, нищим и убогим, страдающим. И Россия должна выполнять свою миссию. Это первое возражение. В обстановке кризиса подобные траты неуместны», — отметил отец диакон.
«Возражение второе. Подобное кичливое выставление своего богатства со стороны „Газпрома“ только раздражает малоимущие слои Петербурга и усиливает социальную напряженность. Наши нувориши забывают приличия и нисколько не стесняются своих богатств. Это добром кончиться не может», — добавил он.
«Третье. С религиозной точки зрения выглядит неуместным строительство здания, которое в четыре раза превышает Исаакиевский собор. И более чем в три с половиной раза — шпиль Петропавловского собора. Это выглядит гордыней по отношению к храму Божьему. Будущее строение будет возноситься над всеми храмами Санкт-Петербурга. И здесь возникает соблазнительная аналогия со словами апостола Павла об антихристе „противящийся и превозносящийся выше всего, что называется Богом“. И четвертое, чисто культурное. Я солидаризируюсь здесь с Михаилом Борисовичем Пиотровским, доктором исторических наук, профессором, директором Эрмитажа, моим коллегой. Он справедливо указывает, что постройка этого монстра вычеркивает Санкт-Петербург из списка городов утвержденного ЮНЕСКО. Мы автоматически попадаем в „черную книгу“, и несем огромные моральные, культурные и финансовые потери. Петербург перестает быть европейской столицей с первым призом за красоту. А станет постиндустриальным чудовищем. В своё время за сохранение красоты нашего города погибали сотни тысяч, миллионы наших сограждан. В Блокаду погибли более миллиона человек для того, чтобы этот город жил. И вот сейчас его разрушают. Его не разрушили немцы в 1941 году, но, к сожалению, разрушают собственные власти накануне 65-летия Победы. Конечно, это горестно, это страшно», — сказал отец Владимир.
«К сожалению, я не могу поддержать завтрашнего марша против „Охта-центра“, хотя бы по той простой причине, что слишком уж разнородные и антигосударственные силы собрались в его поддержку. Некоторые силы стремятся использовать этот безобразный акт для дестабилизации обстановки в городе. Мы видим, как активизировались силы, которые стремятся к нестабильности, что показывает и дискуссия по генералу Власову, и „Боголюбовское дело“ и многое-многое другое. И конечно, не христианское дело в этом участвовать и это поддерживать. Некоторым людям нужны великие потрясения, нам же нужна великая и Святая Русь», — заключил диакон Владимир Василик.
Как сообщают информагентства, завтра, 10 октября, в Санкт-Петербурге состоится «Марш в защиту Петербурга», организованный «Гражданской коалицией» («Живой город», «Яблоко», ДГИ, «Охтинская дуга», ОГФ, «Защитим остров Васильевский», «Беллона» «Сохраним Юнтолово» и другие общественные и правозащитные организации), который пройдет в форме митинга. Его участники соберутся в 12 часов у Дворца спорта «Юбилейный», где пройдет мероприятие. Главные лозунги марша — «Сохраним живое сердце Петербурга!», «Отстояли Ленинград — защитим Петербург!», «Остановите «Газпром-Сити!».
Русская линия
Олег Кассин: «Нам удалось объединить три важные составляющие»
Сопредседатель «Народного Собора» подвел итог четырехлетия организации
«„Народный Собор“ был создан в День памяти преподобного Сергия Радонежского. Его мы считаем своим духовным покровителем, мы освящали Соборную икону святого Сергия в Троице-Сергиевой лавре на мощах преподобного. Сегодня „Народный Собор“ — это региональное общественное движение, целью которого является преобразование России на основе традиционных духовно-нравственных ценностей русской цивилизации. Девизом движения стал призыв героя народного ополчения 1612 года нижегородского старосты Кузьмы Минина: „Вместе за одно!“» — напомнил О.Кассин.
«Сегодня Движение объединяет более 200 различных организаций из разных регионов страны от Калининграда до Владивостока — православных, культурно-исторических, ветеранских, военно-патриотических, творческих, спортивных, информационно-аналитических и других, имеющих различные технологии общественного воздействия, которые позволяют нам эффективно противостоять различным антироссийским силам, — продолжил сопредседатель „Народного Собора“. — В своей работе мы сочетаем общественные, информационные и юридические методы воздействия. Это наше ноу-хау, с помощью которого мы часто добиваемся успеха».
«В состав „Народного Собора“ входит ряд известных общественных деятелей и авторитетных людей, среди которых: сопредседатель Союза писателей России Владимир Крупин; легендарный Герой Советского Союза, сын создателя ВДВ Александр Маргелов; создатель журнала „Русский дом“, президент Фонда славянской письменности и культуры Александр Крутов; известный русский актер, президент православного кинофестиваля „Золотой витязь“ Николай Бурляев; Герой Советского Союза, генерал-майор ВДВ Александр Солуянов (ставший прообразом знаменитой песни группы „Любэ“ „Комбат“); доктор технических наук, бывший заместитель министра образования, экс-депутат Госдумы Борис Виноградов. Совсем недавно присоединился известный публицист Максим Калашников, чьи взгляды недавно вызвали интерес Президента России Дмитрия Медведева, который дал поручение правительству России изучить его предложения по модернизации страны. Это люди, которые являются координаторами Движения, входят в его Центральный совет», — рассказал О.Кассин.
«Среди дел, благодаря которым „Народный Собор“ получил известность надо отметить защиту Патриаршего подворья в Сокольниках. Несколько лет мы вели упорную борьбу, противодействуя рейдерам, фактически захватившим территорию Подворья. В результате этой борьбы удалось выиграть пять судов, включая Верховный Суд России, и сейчас Подворье возвращено Русской Православной Церкви. Это также кампания, которую мы ведем по восстановлению Страстного монастыря. Мы вместе с рядом общественных организаций добивались восстановления полкового храма Преображенского полка Русской гвардии, и уже через год начнется восстановление этого полкового храма на его историческом месте. Добились выделения финансирования на восстановление памятника Минину и Пожарскому. Ведем кампанию по возвращению иконы Спасителя на Спасскую башню Кремля и многое другое. Сейчас мы мобилизуем общественные силы против внедрения в России ювенальной юстиции западного образца, предусматривающей ранний секс-просвет и прочие мерзости. Благодаря инициативе Движения и ряда других общественных организаций удалось возбудить ряд громких уголовных дел. В первую очередь это процесс против устроителей богоборческой богохульной выставки „Запретное искусство — 2006“. Удалось одернуть известного академика Гинзбурга, совершавшего нападки на Русскую Православную Церковь. С подачи „Народного Собора“ удалось возбудить ряд других уголовных дел, это по факту оргии в Биологическом музее; по демонстрации порнографии на Винзаводе; за оскорбление Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и другие. Движение активно поддерживает введение в России „Основ православной культуры“ в школах. Напомню, что Алла Валентиновна Бородина, автор-разработчик курса „Основ православной культуры“ также является членом Центрального Совета движения „Народный Собор“», — отметил сопредседатель организации.
«Одним из важных итогов четырех лет работы стала нормализация отношений среди товарищеских организаций, в этой работе Собор принял самое активное участие, — продолжил О.Кассин. — На сегодня можно констатировать, что сняты противоречия и установлены дружеские отношения практически со всеми крупными и дееспособными православными патриотическими организации России, с целым рядом организаций мы ещё ведем переговоры. Например, Уральский родительский комитет — это крупная структура, существующая более шести лет и насчитывающая около 6 тыс. человек. У них есть заметные успехи в области противодействия педофилии, благодаря их усилиям удалось довести раскрываемость таких преступлений на Урале до 97%. Мы сейчас изучаем этот опыт, договорились о взаимодействии и перенесении этого опыта на Москву и другие регионы России. Также „Народный Собор“ ведет активную работу по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, взаимодействует с Центром духовно-патриотического воспитания, возглавляемым отцом Иоанном Ермаковым. Этот центр создан на Патриаршем подворье в Сокольниках. Сейчас центр ведет работу более чем с 600 военно-патриотическими молодежными организациями, занимается пропагандой здорового образа жизни. Мы тесно сотрудничаем с Всемирным Русским Народным Собором. Мы благодарны „Русской линии“ за информационную поддержку на протяжении этих четырех лет. Кроме того мы активно противодействовали проведениям „парадов“ гомосексуалистов, действиям, направленным на подрыв страны, её духовно-нравственных ценностей, против коррупции, русофобии, бесконтрольной миграции, деятельности тоталитарных сект, порноторговли».
«Сегодня организация ведет работу по выстраиванию территориальных отделений. Отделения „Народного Собора“ уже действуют почти в 50 регионах России. Помимо этого мы выстраиваем более дисциплинированное и иерархичное ядро для того, чтобы повысить управляемость организации, её мобилизационные возможности. Целый ряд наших активистов участвует в различных выборах: в Мосгордуму, в управленческие структуры подмосковных городов, других регионов. За четыре года нам удалось провести в структуры власти, ЗАКСы целый ряд людей, которые сейчас трудятся на благо России. Действует сайт „Народного Собора“, посещаемость которого более 100 тысяч человек в месяц, скоро откроется сайт Московской региональной организации. Нам удалось объединить три важные составляющие: сильных экспертов-аналитиков; крупные православно-патриотические структуры; собрать воедино авторитетных специалистов, умеющих вести работу с людьми и участвовавших в создании различных партий и православных объединений», — заключил Олег Кассин.
Русская линия
Главная военная прокуратура признала оргию на «Авроре» нарушением закона
Но определить виновных ей оказалось не под силу
«Чтобы узнать, что же все-таки произошло в июньскую ночь на крейсере „Аврора“ и кто дал разрешение на скандальный банкет, „Фонтанке“ пришлось направить как минимум 4 запроса: дважды в Главный штаб ВМФ и столько же в Главную военную прокуратуру (ГВП). Долгожданный ответ пришел только после того, как редакция сообщила о безмолвии подчиненных лично Генпрокурору Юрию Чайке», — отмечает издание.
«Как установлено проверкой, — говорится в ответе ГВП, — в ночь на 6 июня 2009 года на крейсере „Аврора“ проводилось празднование юбилея журнала „Русский пионер“ с участием 150 человек приглашенных. Разрешение на проведение данного мероприятия, выданное воинскими должностными лицами флота, противоречило требованиям общевоинских уставов, а также законодательства об объектах культурного наследия и создало предпосылки к утрате (повреждению) музейных ценностей».
Впрочем, в следующей строке письма представители прокуратуры отмечают, что «какого-либо повреждения имущества корабля в результате произошедшего не причинено». По результатам проверки в адрес главнокомандующего ВМФ было внесено представление об устранении нарушения (как будто время можно повернуть вспять). Главком, утверждает прокуратура, издал приказ о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности. Кроме того, командующий Северным флотом Владимир Высоцкий запретил впредь устраивать на кораблях и судах ВМФ любые мероприятия, не связанные с «жизнедеятельностью войск».
К ответу надзорной инстанции остается только добавить, пишет «Фонтанка», что среди «150 человек приглашенных» были замечены такие высокопоставленные лица как полпред Президента Илья Клебанов, губернатор Петербурга Валентина Матвиенко и министр экономического развития Эльвира Набиуллина, крупные бизнесмены: глава «Альфа-Капитал» Михаил Хабаров, пивной магнат Олег Тиньков, главный редактор русского «Форбса» Максим Кашулинский, владелец «Русского стандарта» Рустам Тарико. Бомонд развлекали телеведущая Тина Канделаки и Сергей Шнуров.
«И вот наконец-то официально заявлено, что на корабле-музее в ту ночь пили незаконно. Но имена тех, кто дал разрешение на банкет на борту символа революции, так и остаются пока тайной. В пресс-службе Главного штаба ВМФ „Фонтанке“ заявили, что им нужно время разобраться и просили „позвонить завтра“. Если учесть, что этот вопрос командованию флота официально был задан еще в июне этого года, „завтра“ ждать не стоит. Если только снова не написать Генпрокурору, ибо, похоже, только в ведомстве Чайки придерживаются позиции — если есть закон, ему нужно следовать. Пока же мы можем только догадываться, что за „виновные лица привлечены к ответственности“. Как сообщил „Фонтанке“ директор крейсера-музея „Аврора“ Лев Чернавин, никаких санкций по отношению к нему не применялось. Задать аналогичные вопросы тем, кто в июне возглавлял ЛенВМБ и командовал Балтфлотом, мы уже не можем. Анатолий Липинский в конце июля был переведен на Черноморский флот, а Виктор Мардусин ушел из Балтийского флота на место замначальника Академии Генштаба. Вряд ли можно назвать подобные перемещения наказанием, первый занял в структуре ЧФ аналогичную должность, а второй — явно ушел на повышение», — заключает издание.
Русская линия
Владимир Путин: «Нужно, чтобы люди этим переболели»
Премьер-министр России провел встречу с российскими писателями
«К сожалению, такие встречи, как эта, происходят достаточно редко. У меня их было всего — по пальцам пересчитать», — так начал свое выступление Владимир Путин. «Между тем необходимость такая есть, хотя бы потому, что литература всегда была в жизни нашего народа, нашего общества очень важной составляющей, интеллектуальной составляющей. Она всегда была очевидным брэндом нашей страны, России. С кем бы я ни говорил, с кем ни начинаешь говорить, все — и европейцы, и представители азиатских стран, и американцы — с удовольствием сразу вспоминают и Достоевского, и Толстого, и Пушкина, других наших классиков. Все с удовольствием говорят об этом. Это, безусловно, составляет гордость нашей страны. И, повторяю, литература всегда была важнейшей интеллектуальной составляющей нации, нашего многонационального народа», — считает В.Путин.
«Россия всегда была читающей страной — это всем хорошо известно, — продолжил он, — об этом частенько мы вспоминаем. Она и остается такой. По количеству наименований книг мы даже обогнали Советский Союз. Если в советские времена, в конце 1980-х годов, количество наименований было примерно 80 тысяч, по-моему, то в 2008 году — 123. Тираж, правда, сократился. Тираж стал чуть меньше — это правда, но количество наименований даже увеличилось». Тем не менее, Владимир Путин признал, что «в основном весь этот читательский ажиотаж приходится на Москву и Петербург. 80% всего, что у нас издается, — это Москва и Петербург. А до провинции доходит очень мало, да и по качеству, по цене. До людей, которые живут в малых городах, поселках, мало что доходит. Это первая проблема».
«Вторая проблема — это падение интереса к книге. И это тоже очевидный факт. По данным статистики, за прошлый год 40% взрослого населения страны вообще не прочитало за год ни одной книги, а в юношеской, молодежной среде дело обстоит еще хуже. Здесь мы слышим различные объяснения этого обстоятельства, и ничего нового не скажу: все ссылаются на развитие Интернет-ресурсов. Это только отчасти, мне кажется, является серьезной причиной, но не это главное все-таки. Потому что, если молодой человек — юноша или девушка — имеет возможность взять в руки интересную для них книгу — книгу, которая связана с их жизнью напрямую, отражает среду, в которой они живут, говорит о проблемах, которыми они живут, — то, конечно, такая книга будет находить интерес у читателя. И у молодого, в том числе», — выразил уверенность глава российского правительства.
«Наконец, еще один пласт проблем — это проблемы технической организации книгоиздания, вообще литературной деятельности, финансовая сторона. Потому что мы с вами хорошо знаем — коллеги, старшее поколение знает это лучше, чем я — в советские времена литераторы были окружены, по сравнению с другими — я сейчас буду говорить как технократ — представителями трудящихся, достаточно большим вниманием. Именно по сравнению другими, потому что ничего особенного ведь не было. Но, тем не менее, были какие-то регулярные премии, дачами обеспечивали, еще чем-то, что-то старались создать, какую-то атмосферу. Но ясно, что ждали, а подчас требовали определенной отдачи в идеологической сфере. Теперь этого никто не ждет, ничего не требует, но и поддержки нет. Это имеет определенные последствия, в том числе, на мой взгляд, связанные с качеством. Потому что писатель, поэт, человек, который вообще занимается каким-либо творчеством, тоже человек. Он должен жить, у него есть семья, у него есть потребности определенные — нужно их удовлетворять. Поэтому, столкнувшись с требованиями рынка, которые, как оказалось, могут быть гораздо более жесткими, чем требования государства, ожидающего той или иной идеологической отдачи от творчества, — столкнувшись с этими жесткими, на мой взгляд, требованиями, иногда люди, которые занимаются творчеством, и не только литературным, готовы ради того, чтобы быть адекватными этим рыночным требованиям, поступиться качеством тех произведений, над которыми человек работает. Нужно быстрее, нужно рыночнее быть, нужно получить большую отдачу. Мы с вами знаем, что это не всегда адекватно качеству, — в данном случае литературного произведения», — отметил Путин.
Владимир Путин выразил сожаление, что «за последние три года в рамках Государственной премии по искусству и литературе ни один литератор не был награжден. И за несколько лет премии Правительства в области литературы и искусства были получены всего двумя литераторами». «Кстати говоря, я дал поручения Министерству финансов и Министерству культуры пересмотреть правила использования этих средств с тем, чтобы представитель вашего цеха регулярно, ежегодно был отмечаем в рамках премии Правительства», — сообщил премьер.
В свою очередь, Валентин Распутин отметил, что «на первом плане у нас далеко не лучшая литература. Далеко не лучшая, а которая имеет успех, которая выходит большими тиражами. А литература, которая все-таки заботится о человеке, о его душе, о нравственности его, которая говорит, прежде всего, о стране, о судьбе страны — она как-то пользуется меньшим успехом. Да и доходит мало. Многие писатели, многие хорошие писатели просто бросают эту тему, понимая, что ничего они на этом не только не заработают, но и ничего совершенно не получат».
«В школе литература сейчас. Да ее почти нет в школе — литературы. Новая школа отказалась от литературы. Занимается чем-то другим. И ребята читают очень мало. У родителей нет времени сейчас заниматься с детьми. Не у всех, разумеется, но у многих нет времени для этого. И литература оказалась где-то совершенно на отшибе. Хотя, разумеется, остаются писатели, хорошие писатели, замечательные писатели остаются», — отметил В.Распутин.
«Разумеется, писатели разные. Но пусть будут разными, пусть будут разными! Но как раз те писатели, которых, может быть, опасно читать, по крайней мере, детям, — они имеют все для того, чтобы и зарабатывать, и печататься. Рядовой писатель, я имею в виду не рядовых талантов, а писатель, который меньше сейчас известен, хотя пишет хорошо, и нужно, чтобы его читали, — так или иначе, он где-то на отшибе», — считает он.
«Мне кажется, что школа многое сделала для того, чтобы испортить литературу, испортить читателя. Но ведь и государство сейчас ничего не делает, мне кажется, для того, чтобы вспомнить о литературе. О литературе, которая воспитывала народ», — отметил Валентин Распутин. «Понимаете, для меня тяжело говорить о литературе, потому что я вижу, что даже те люди, которые читали, читали запоем, сейчас под влиянием телевидения, под влиянием вот этой новой литературы, оставляют эту литературу, которая, в общем-то, давала им силы, многое-многое давала. (..) Иногда кажется, что все-таки дело подходит уже к концу. Может быть, так оно и есть, потому что компьютер забирает очень много сил, компьютер портит литературу. Та литература, которая появляется в компьютере — это уже никакая не литература», — считает писатель.
«Действительно, в мире в целом падает определенный интерес к книге, — отметил, в свою очередь, Владимир Путин. — В этом смысле мы с вами, Россия, не являемся оригинальными. Виноват здесь Интернет или нет? Наверное. Появляются новые средства коммуникации, и какое-то влияние есть. Но Интернет сам никогда не заменит литературу, потому что литература — это живая мысль. Ее можно сформулировать, конечно, в Интернете, а можно и на бумагу положить. Это неважно, это просто немножко другая форма. Но, по сути, так же композитор — он, как математик, создает произведение. Так и литератор. Он пишет, это же живая мысль, неважно уже в каких средствах она отражается. Важно, конечно, но все-таки это второе».
«И мы с вами должны исходить из того, что назад мы уже не вернем человечество. Человечество вошло в эту фазу своего развития, и нужно просто исходить из того, что это такая данность, что это есть, и нужно жить с тем, что в мире существует. Назад не открутить, ничего не сделать и ничего не закрыть. И вы не хуже меня, лучше меня знаете: и в музыкальном творчестве, и в изобразительном искусстве появляются новые средства. Но наш с вами соотечественник — Шнитке — писал такие сложные произведения, казалось бы, сложнее уже быть ничего не может. Сегодня современные композиторы пишут такие вещи, которые, как это сейчас у специалистов говорят, неподготовленный слушатель не выслушает до конца ни за что. Но есть люди, которым это очень нравится, которые считают, что только так сегодня и можно писать музыку. То же самое происходит в изобразительном искусстве. Но как бы ни было, я просто глубоко убежден, с какими бы модными течениями мы сегодня ни сталкивались, какими бы средства ни были оригинальными по выражению — все равно и наша страна, и во всех других странах люди, так или иначе, будут возвращаться к абсолютно вечным ценностям. И будут смотреть на них с разных сторон под углом зрения сегодняшнего восприятия окружающей действительности, окружающего мира», — полагает он.
«Но это будет неизбежно. Все нововведения, которые не связаны с вечными ценностями, они все равно потихонечку будут отходить. Поэтому, мне кажется, здесь переживать на этот счет не следует. Нужно, чтобы люди этим переболели», — считает Владимир Путин.
Русская линия
Николай Коняев: «Надо сменить вектор политики»
Известный писатель рассуждает о проблемах русской литературы и книгоиздания
«Зачем нормальному человеку узнавать подробности о том, как живёт Киркоров? — недоумевает Н.Коняев. — А вот о том, как живет в глубинке русский человек, литература не пишет. Это не попадает на страницы тех изданий, которые обладают достаточной широтой, достаточной доступностью для читателя. Нет книг о том, как живет молодежь. Ведь в основном телевидение и Интернет поясняют, что молодежь должна быть толерантной в сексуальном отношении, заниматься всем, чем ей хочется, и вообще, всё прекрасно. И современная литература тоже не дает никакой прививки против того зла, которое вторгается в нашу жизнь. И где-то интуитивно молодежь понимает, что читать современные книги это даже не всегда безопасно для внутреннего здоровья. Но самое главное, что книг, которые говорят о реальной жизни, проблемах, которые бы предлагали выход для молодого человека, таких книг сегодня нет».
Писатель согласился с тем, что подавляющее большинство книг издается в Москве и Петербурге, но при этом добавил: «не просто 80% книг издается в этих городах, это было бы еще и ничего, так было и при советской власти, но эти 80% книг дальше Москвы и Петербурга никуда не идут. Стоит отъехать в какой-нибудь городок, даже Ленинградской области, и вы обнаружите, что в магазине нет никаких книг, кроме детективов, выставленных в рыбном отделе. И это чрезвычайно важная проблема. При советской власти действовал „Книготорг“, он худо-бедно способствовал распространению книг. При всех ошибках, которые там были, изданные в Москве и Петербурге книги можно было найти даже в очень небольших сибирских городках и в селах. Книга с одной стороны становилась доступной, а с другой — повышалась ее рентабельность. Сейчас, издав книгу тиражом в 10 тыс. экземпляров, издатель имеет проблемы с ее распространением. А между тем, когда приезжаешь в маленькие города, всегда ощущаешь жажду людей, которые хотели бы читать хоть какие-нибудь книги, но там невозможно найти никакой книги, ни хорошей, ни плохой. Так что проблема это важная, но Владимир Владимирович, как всегда, немножко лукавит. „Книготорг“ ведь разрушился не сам собой, он был разрушен с совершенно определенными целями. Одна из этих целей — разрушение страны. То есть жителя провинции лишили возможности одновременно читать какую-то книгу с жителем столицы. Раньше, когда они одновременно читали одну и ту же книгу и при этом испытывали одинаковые чувства, это объединяло Алтайский край и Ленинградскую область, Москву и Брянск. Страна становилась более монолитной, более единой. Для чего было разрушено это единое духовное пространство? Для того, чтобы подготовить страну к расчленению на отдельные территории».
«В школе литература преподается очень плохо, — согласился Николай Коняев с писателем Валентином Распутиным. — Но здесь тоже есть объективные причины. Сокращаются часы на преподавание, сокращается объем авторов, которые предлагаются для обязательного чтения, причем сокращение идет за счет изъятия классики, золотого фонда русской литературы, вместо которого вводятся весьма проблематичные в литературном отношении произведения. Например, введение «Архипелага «Гулаг» для школьного чтения мне кажется именно таким проблематичным шагом. Как литература это произведение не является той золотой классикой, как Пушкин, Гончаров, Гоголь. Это политическое произведение, о котором надо знать, что оно существует, надо знать о его влиянии и значении для страны, но какое отношение оно имеет к художественной литературе? Возможно, не надо было спешить с введением его в школьную программу. А если мы вводим такое огромное произведение, то естественно должны быть изъяты Пушкин, Гоголь, Лермонтов, ещё кто-то, чтобы освободить время для чтения «Архипелага». В результате преподавание литературы осуществляется очень неэффективно. А самое главное, конечно, это само отношение к литературе, к духовности, как к чему-то неглавному, если уж просто не сказать — ненужному. Это необходимо исправить. Потому что с таким отношением к духовности мы никогда не сможем сделать в нашей стране ничего хорошего», — уверен писатель.
«Сейчас абсолютно все писатели находятся на отшибе, — продолжил Н.Коняев. — У нас главная столбовая дорога — это перекачивание национальных богатств за рубеж, а всё остальное на отшибе. Вся Россия находится на отшибе от большой московско-петербургской жизни. А писатели, у нас, безусловно, есть. Люди пишут, пытаются осмыслить происходящее в нашей жизни. Жизнь нуждается в этом осмыслении и понимании. Но должен быть процесс создания литературы. Если мы его не возродим, то ждать, что будут появляться гении подобные Гоголю, не приходится. Во времена Пушкина литературный процесс налаживался, он был востребован, ждали его произведений. Он стих печатает — ему платят деньги, идет постоянное принятие и ожидание произведения. К сожалению, у нас этого нет. Кстати, при Сталине этот процесс, при всех издержках той жизни, был, безусловно, налажен и тогда могли появляться гениальные произведения Пастернака, Ахматовой, Булгакова, не говоря уже про официальных писателей, таких как Шолохов. А сейчас этого процесса нет, потому и не появляется видных писателей, а если они и появляются, то оказываются неуслышанными, незамеченными. Но русская литература всё равно существует и будет существовать. Всё равно тот же журнал «Современник» лидирует по тиражам, и серьезные книги появляются».
«Я думаю, что после этой встречи никаких реальных изменений не будет. Для того чтобы что-то сделать, надо сменить вектор политики. Речь ведь идет не об умении замыкать энергетические или денежные потоки, а о том, чтобы заниматься воспитанием гражданина, патриота, духовно и нравственно зрелого человека. А вся наша политическая система нацелена, «заточена» на другое. Наша страна единственная в мире, где воспитание патриотизма, духовности, нравственности сделано сугубо частным делом каждого человека. Более того, к этому выработано такое отношение, что если я говорю, что надо быть патриотом, быть нравственным, воспитанным человеком, то я считаюсь неприличным. Вот если говорить, что надо быть гомосексуалистом, то в современных условиях это будет выглядеть приличным, будут слушать, везде приглашать. Так у нас сегодня построено общество. Во всяком случае, элита общества именно так и воспитана. Преодолеть это просто так будет невозможно. Но правильный посыл Путиным сделан: сказано, что надо думать о литературе, о нравственности, про патриотизм он не сказал, но думаю, что это он тоже имел в виду», — заключил Николай Коняев.
Русская линия
Владимир Добреньков: «Их основная стратегическая цель — расчленение России»
Известный ученый считает, что Хиллари Клинтон едет в Казань не случайно
Х.Клинтон побывает в Казани в ходе своего визита в Россию, сообщает Regions.ru. В Госдепартаменте США подчеркнули, что целью поездки в Татарстан являются переговоры с руководством республики и религиозными лидерами. В ведомстве отметили, что Клинтон выразила желание посмотреть какой-либо город за пределами МКАДа. Казань, отмечают американцы, была выбрана по ряду причин, прежде всего — потому, что «она демонстрирует межэтническую составляющую России». Госсекретарю может быть интересен и полезен опыт Казани «в области толерантности и межконфессиональной коммуникации», — отметили в Госдепе.
В России же посещение Хилари Клинтон столицы Татарстана вызвало неоднозначную реакцию. Так, в СМИ высказываются предположения о том, что Соединенные Штаты хотят таким образом подготовиться к возможному «распаду» России. По мнению сторонников этой версии, Клинтон «на всякий случай» хочет наладить диалог с российским исламом и автономным регионом в целом. Сами же представители Госдепа эту версию отмели. «Я абсолютно исключаю подобный подтекст посещения Казани», — отметил представитель ведомства.
Визит Госсекретаря в Россию намечен на 12−14 октября. Клинтон обсудит с главой МИД России Сергеем Лавровым работу над новым документом, призванным заменить СНВ-1. «Будет рассмотрен весь комплекс вопросов продвижения российско-американской работы над документом, призванным заменить нынешний Договор по СНВ с тем, чтобы сформулировать переговорным командам приоритетные направления приложения усилий», — подчеркнул официальный представитель МИД России Андрей Нестеренко. По его словам, планируется также развернутое обсуждение актуального международного досье, включая вопросы афганской стабилизации, поиска политико-дипломатической формулы урегулирования иранской ядерной проблемы и активизации ближневосточного мирного процесса. В ходе визита Клинтон будет также обсуждаться тема работы российско-американской президентской Комиссии.
«Почему госсекретарь США Хиллари Клинтон едет именно в Казань? — продолжил свой комментарий Владимир Добреньков. — Думаю, что этот визит готовили американские спецслужбы, которые располагают определенной информацией о данном регионе. Это ясно даже не очень сведущему человеку, что выбор региона здесь не случаен. Татарстан — это мусульманский регион, поэтому нельзя исключать попытки вбить клин, положить начало процессу, по которому могут пойти потом другие автономные республики. Поэтому я вижу в этом серьезную акцию США против России».
Русская линия
Странное совпадение.
Госсекретарь США Хиллари Клинтон намерена посетить Казань в годовщину взятия города войсками Царя Ивана Васильевича Грозного
По словам заместителя госсекретаря США Филиппа Гордона, приводимым информационными агентствами, выбор Казани в качестве второго российского города объясняется стремлением Хиллари Клинтон «больше узнать об опыте Казани по укреплению толерантности и по реализации межрелигиозного диалога».
При этом, по сообщению «Газеты.Ru», сделанном со ссылкой на сайт «Politiko», официальный представитель Госдепа США опроверг предположение о том, что посещение Хиллари Клинтон Казани произойдет из-за необходимости обозначить внимание США к Татарстану и мусульманскому населению России в целом на случай распада страны. «Я абсолютно исключаю подобный подтекст посещения Казани», — сказал он. На вопрос о том, можно ли визит Хиллари Клинтон в Казань характеризовать как жест публичной дипломатии, направленный на работу с мусульманской частью населения России, представитель Госдепа США ответил: «Мы хотим работать со всеми сегментами российского общества, как этническими, так и политическими».
Между тем, само время, выбранное Хиллари Клинтон для визита в Казань, наводит совсем на другие размышления. Как известно, каждый год в середине октября татарские националисты проводят в Казани шумные антироссийские акции, приуроченные к так называемому «Дню памяти». Таким образом, они уже два десятка лет подряд «отмечают» взятие Казани войсками Царя Ивана Васильевича Грозного, которое произошло, по старому стилю, 2 октября 1552 года. В этом году, по приходящей из Казани информации, татарские националисты намерены заявить о себе 11 октября митингом и шествием в центре города. Не исключено, что, зная о визите Хиллари Клинтон, они примут очередное провокационное обращение к Госдепу США или выкинут какой-нибудь другой антироссийский фортель.
Могли ли упустить из вида это «незначительное обстоятельство» помощники Хиллари Клинтон в Госдепе США, готовившие её визит в Казань? Учитывая неожиданно проснувшийся в них интерес к весьма специфической местной «толерантности», верится в это с очень большим трудом.
Русская линия
Соловецкий музей готов передать Церкви все принадлежавшие ей здания
Директор музея также не считает правильным разделять отношения с обителью «на формальные и неформальные, человеческие». «Мы все живем на одном острове. Многие сотрудники музея окормляются в Церкви, где мы общаемся с нашими батюшками. Другое дело — отношения формальные, отношения между двумя организациями. Здесь возникает напряжение, что неизбежно при двух хозяйствующих субъектах на одной территории», — заявил М.Лопаткин. По его словам, музей «никогда не препятствовал передаче памятников» Соловецкому монастырю, а к недавнему приезду на Соловки Патриарха Московского и всея Руси Кирилла сотрудники музея «побелили и покрасили часовни, да и много чего еще сделали и отреставрировали». Во время посещения архипелага Предстоятель заявил о важности того, чтобы «как можно скорее были отреставрированы все здания монастыря и возвращены Церкви». Кроме того, он предложил создать на Соловках общенациональный центр по изучению гонений на Церковь в ХХ веке, а также православное учебное заведение.
Русская линия
Церковь в Подмосковье попала в список шедевров, которым грозит разрушение
Экскурсоводы давно привыкли извиняться. Увидеть этот великолепный памятник русского и западноевропейского зодчества во всей красе нельзя уже много лет. Церковь Знамения и Пресвятой Богородицы в подмосковных Дубровицах — уникальный православный храм, ни до, ни после скульптурами их не украшали. «Здесь — изобилие скульптор, есть даже круглая скульптура. Свободно стоящая статуя, роскошные фрукты, цветы — это просто абсолютнейшая редкость», — говорит Алла Аронова, кандидат искусствоведения, доцент кафедры всеобщей истории искусств РГГУ.
Белокаменные фасады храма медленно разрушает вода, ветер и микроорганизмы, живущие в порах. К гибели многих статуй приложили руку в советское время борцы с религией. С крыши храма особенно хорошо видно, как пострадал он от времени. У одной статуи нет головы, у другого ангела — одного крыла. И таких утрат очень много.
Сегодня храм нуждается в дорогой и сложной реставрации. Всемирный фонд памятников, рассчитывая привлечь особое внимание, включил его в один список с древним перуанским Мачу Пикчу и Собором Святого Семейства архитектора Гауди в Испании. 150 лет назад деньги на ремонт церкви уже собирали всем миром. Настоятель церкви считает, что «сейчас также будет. Богатые благодетели и благотворители, которые помогут реставрации. Они, конечно, и сейчас есть. Но нам недостаточно этого, чтобы полностью сделать». Несмотря ни на что, здесь каждый день идут службы и люди верят, что свет из-под свода храма будет литься еще не одно столетие.
Русская линия
Союз двух православных граждан увидел в защитниках боголюбовской общины модераторов «проекта Диомид»
По его словам, вместо того, чтобы выступать в поддержку Боголюбовского монастыря, активистам православных организаций следовало бы заниматься воцерковлением молодежи, полемикой с инициативами по застройке Москвы мечетями и судьбой канонического Православия на Украине.
«В защите „боголюбовской опричнины“ принимают участие те же люди, которые ранее были модераторами „проекта Диомид“, — заявил Фролов. — Для того, чтобы создать центр оппозиции действующему Патриарху, они цинично используют простых людей, которые верят в святость Сталина и боятся российских паспортов». По мнению Фролова, в Боголюбово «специально обученные люди» накручивают простых верующих, «что наше священноначалие якобы заражено „жидомасонством“ и экуменизмом, и нет зверя страшнее, чем протодиакон Андрей Кураев, а мальчики, которые воспитываются в приюте при Боголюбовском монастыре — это будущие „истинные архиереи“ Русской Церкви»".
Русская линия
Состоялось открытие юбилейной ХХ ежегодной богословской конференции Свято-Тихоновского университета
Закрытие Богословской конференции состоится 14 октября в 17:00. Выступят профессор Иерусалимского университета С.Л.Рузер и почетный профессор Университета св. ап. Андрея (Шотландия), старший научный сотрудник колледжа Ридли Холл (Кембридж, Великобритания) Р.Бокхем. Святейший Патриарх Кирилл прислал приветствие организаторам, участникам и гостям XX Ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. «Надеюсь, что Ежегодные конференции Свято-Тихоновского университета и в дальнейшем будут способствовать развитию богословской науки, обмену опытом между представителями Церкви и светской научно-академической среды, как российской, так и зарубежной», — подчеркнул в своем послании Патриарх Кирилл.
Русская линия
Михаил Делягин: «Эта стабилизация вызвана проеданием оборотных средств»
«Эта стабилизация вызвана проеданием оборотных средств, проеданием той государственной помощи, которая с чудовищным опозданием все-таки доходит до реального сектора экономики. Но впереди необходимость выделения новых порций государственной помощи. Во-первых, необходимо выдать деньги на стабилизацию банковской системы, потому что там будет резкий рост, так сказать, безвозвратных долгов, безвозвратных кредитов, и во-вторых, на улучшение социальной ситуации, социальную стабилизацию», — подчеркнул Михаил Делягин.
«Постольку-поскольку финансовый контроль (должный) невозможен, эти деньги пойдут, скорее всего, на валютный рынок, и у нас в результате этого будет вторая волна кризиса — позже, чем предполагалось, и она будет значительно слабее первой. Но она будет», — заключил Михаил Делягин.
Русская линия
В Сараево исламисты осквернили католическую церковь
Русская линия
Вадим Колесниченко: Размещение ПРО противоречит национальным интересам Украины
«Заявление Вершбоу — это продолжение политики насильственного втягивания нашей страны в НАТО под патронажем США. И это невзирая на тот факт, что большинство населения нашего государства не поддерживают членства в данном альянсе,» — прокомментировал эту новость Вадим Колесниченко.
«Cпровоцировать на конфликт два братских народа и государства — Украину и Россию — вот одна из наиглавнейших целей этого заявления. Более того, Украина уже является членом международной системы противовоздушной обороны. В 1995 году в рамках создания Объединенной системы (ОС) ПВО СНГ было подписано соответствующее соглашение. Силы и средства для этой системы выделили девять государств: Россия, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан и Украина. И вхождение Украины в одностороннем порядке в любые другие системы противовоздушной обороны нарушает это соглашение и межгосударственные договоренности», — заключил депутат.
Русская линия
Национальный фронт Франции требует отставки педофила Миттерана с поста министра культуры
Не скрывающий своей гомосексуальной ориентации 62-летний Миттеран в своей автобиографии «La mauvaise vie» («Дурная жизнь») среди прочего рассказывает о своем посещении борделей в Бангкоке: «У меня вошло в привычку платить мальчикам. Изобилие молодых, очень привлекательных и доступных мальчиков привели меня в состояние вожделения, так как мне больше не нужно было себя ограничивать или что-то скрывать». По признанию критиков, книга стала бестселлером в 2005 году. Однако на этой неделе книгу использовали против Миттерана, выступившего в защиту режиссера Романа Полански, арестованного в Швейцарии по обвинению в развращении 13-летней девочки.
Марин Ле Пен (дочь Жан-Мари Ле Пена) из крайне правой партии «Национальный фронт» зачитала отрывки из мемуаров на телевидении и потребовала немедленной отставки педофила Миттерана. Ее партия собирает подписи под петицией с аналогичным призывом. А крупнейшая оппозиционная партия социалистов заявила, что ей кажется удивительным то, что очевидный педофил занимает министерский пост. Вчера Миттеран нанес ответный удар, заявив, что стал мишенью экстремистов, добавив при этом, что отношение социалистов его шокировало. «Если „Национальный фронт“ тащит меня в грязь, то это честь, — заявил министр культуры, — если парламентарий левого крыла тащит меня в грязь, ему должно быть стыдно».
Русская линия
Африканские епископы сравнили Обаму с Прекрасным Иосифом
«Это же просто повторение библейской истории», — сказал он, имея в виду Иосифа Прекрасного, который был продан в рабство в Египет, а там стал главным советником фараона. «Мы веруем, что у Бога есть план, что Он управляет историей. Мы молимся, чтобы президентство Обамы принесло благословение Африке и всему миру», — сказал епископ. Он с сожалением признал, что Обама поддерживает право женщин на аборты, что вызвало возмущение американских епископов. «Нас это весьма огорчает», — сказал епископ Палмер-Бакл, — «Но наш долг — встретиться с ним и убедиться, что общего у нас больше, чем того, что нас разделяет».
Как уже сообщали, генеральный докладчик Африканского католического синода, кардинал из Ганы Питер Тарксон заявил, что настало время подумать об избрании папой Римским представителя Африки. Архиепископ Киншасы (Конго) монсиньор Лоран Монсенгво Пасинья заявил: «Если избрание чернокожего президентом США было знаком Божьим, знаком Святого Духа, призывающим расы и народы к миру, Синод и Вселенская Церковь поступят верно, если уделят должное внимание этой поворотной точке современной истории, каковую не следует считать просто игрой политических группировок».
Архиепископ Джон Онайекан из Абуджи (Нигерия) выразился гораздо проще: «У Обамы хватит власти прямо сказать нашим негодным правителям, что от них нашим странам один только вред. Мы в Африке очень рады, что наш брат стал таким великим».
Русская линия
США могут разместить систему ПРО на Украине
Александр Вершбоу назвал «эйфорией» реакцию Российской Федерации на заявление Белого дома об изменениях в намерениях относительно европейского плана по ПРО. Однако, с того времени Россия поняла, что новая инициатива предусматривает размещение большего количества ракет и военных кораблей недалеко от российских границ. «Думаю, что эйфория проходит», — цитирует издание слова представителя Пентагона.
Недавно официальный Вашингтон заявил о новых планах по размещению элементов системы противоракетной обороны в Чехии и Польше. Проект было решено заменить новым, «более гибким, дееспособным и менее затратным для федерального бюджета».
Русская линия
Родственники Каддафи утверждают, что он еврей
Среди выходцев Ливии уже давно ходят слухи о том, что Каддафи является евреем по Галахе, однако до сих пор не найдено этому никаких документальных подтверждений. Еврейскими родственниками ливийского президента заинтересовалась газета «Маарив», эта тема обсуждалась в эфире Второго канала израильского телевидения.
В эфире Второго израильского канала также выступала 78-летняя жительница Нетании, которая также рассказывала о родственных связях с Каддафи. По ее словам, несмотря на то, что мать ливийского президента прекратила соблюдать еврейские традиции, она все же следила за кашрутом в своем доме, и постилась в Йом Кипур. Гостья утреннего эфира утверждала, что Каддафи «вполне может участвовать в «миньяне» — кворуме из 10 взрослых мужчин, необходимом для совершения публичного богослужения и коллективной молитвы.
Слухи о том, что Каддафи является евреем, ходят давно. Согласно легенде, популярной на Корсике, отцом Каддафи был летчик Альберт Презиози, служивший в знаменитом французском авиаполку «Нормандия-Неман». В 1941 Презиози некоторое время провел в Ливийской пустыне, где потерпел авиакатастрофу. Там он познакомился с одной из местных жительниц, которая родила ему сына, Муаммара. По одной из версий, мать Муаммара была палестинской еврейкой, медсестрой, самоотверженно ухаживавшей за раненым. В 1943 году Альберт Презиози погиб в России. Его память чтят в корсиканском городке Веццани, уроженцем которого он являлся.
Русская линия
Пономарю-педофилу из Ульяновской области грозит до 15 лет колонии
41-летнему церковнослужителю предъявлено обвинение по п. «в» ч.3 ст. 132 УК РФ (совершение насильственных действий сексуального характера в отношении лиц, не достигших четырнадцатилетнего возраста) и ч.1 ст. 119 (угроза убийством), сообщил интернет-изданию старший помощник руководителя управления Александр Сорокин.
«Следствием установлено, что обвиняемый извращенец неоднократно приглашал к себе домой двух сыновей своих знакомых девяти и десяти лет, где заставлял их вступать с ним в интимные отношения. Ему грозит до 15 лет колонии», — заявил собеседник агентства.
Русская линия
В Центре славянской письменности и культуры прошло совещание по противодействию ювенальной юстиции
По итогу совещания были приняты следующие решения: «Заявить протест попыткам навязать и легализовать в нашей стране чуждую и извращенную систему воспитания детей в форме ювенальной юстиции. Считать недопустимыми любые попытки поставить под сомнения права Церкви на воспитание детей, к каковым относим провокационную и лживую компанию, организованную против Свято-Боголюбского монастыря.
Собравшиеся обратились к настоятельнице Свято-Боголюбского монастыря с просьбой о включении представителей «Объединенной православной молодежи (ОПМ)», «Народной Защиты», Общественной организации «Журналисты России», Ассоциации военно-патриотических клубов «Стяг» в «Попечительский совет» Свято-Боголюбского монастыря.
В совещании приняли участие: «Попечительский Совет Свято-Боголюбского монастыря» (Т.В.Фадеева, В.В.Белков); православный психолог, член Союза писателей России, директор Общественного института демографической безопасности И.Я.Медведева; «Объединенная Православная Молодежь» (М.А.Налимов); Межрегиональное общественное движение «Народный Собор» (В.Е.Хомяков); Общественная организация «Журналисты России» (Д.Ю.Терехов); Ассоциация военно-патриотических клубов «Стяг» (А.А.Кравченко); «Русская правовая служба» (Т.В.Гусова); «Народная Защита» (В.С.Сергеев); Общественное движение «Антиалкогольный Фронт» (С.В.Калеков); «Монархическое единение казаков» (Р.В.Курепин); Правозащитное объединение «Правая Лига» (А.И.Самсонов); ВОО «Сообщество многодетных и приемных семей России «Много деток — хорошо!» (Т.М.Боровикова); Объединение «Косовский Фронт», представители православной общественности.
Русская линия
Христиане все чаще покидают Ливан
Ливанская газета «The Daily Star» опубликовала интервью доцента Папского института арабистики и Папского восточного института, исламоведа католического священника Самира Халиля Самира, заявившего, что «в прошлом Ливан считался образцом религиозной терпимости, однако сегодня здесь все заметнее процесс исламизации, которого и опасаются христиане». В период гражданской войны (1975 — 1990 гг.) из Ливана эмигрировала треть христианского населения. Ключевые посты в государстве все чаще занимают мусульмане. Подобные тенденции, передает радио «Ватикан», наблюдаются и в других ближневосточных странах, где нарушено многовековое равновесие между христианами и мусульманами.
Русская линия
Известные петербуржцы направили Президенту России письмо в защиту «Охта центра»
Отмечая, что «Петербург всегда был особенным городом», «задумывался и создавался Петром Первым как город новаторский, город больших амбиций и великих свершений», а «шпиль Петропавловской крепости стал одним из самых высоких сооружений в Европе», авторы письма утверждают, что город всегда развивался «вопреки сложившимся устоям, преодолевая сопротивление и неприятие смелых идей».
«Беспрецедентным в этом отношении стал проект строительства общественно-делового района „Охта центр“, инициаторами которого стали „Газпром“ и городская администрация. Как и любое неординарное архитектурное творение, каким он изначально задумывался, проект сразу приобрел непримиримых противников и горячих сторонников, — пишут авторы письма. — Именно поэтому мы от имени сторонников проекта, каких в Петербурге немало, сочли необходимым обратиться к Вам и привести свои аргументы».
Аргументы же у сторонников «Охта центра» следующие: «Мы верим, что „Охта центр“ станет современным символом нашего города: пройдет не так много времени, и его шпиль станет такой же достопримечательностью Петербурга, как Медный всадник или игла Адмиралтейства. На месте заброшенных полуразрушенных заводов вырастет новый современный район, который даст работу тысячам петербуржцев, предоставит возможность для занятий спортом и отдыха нашим детям — создаст полноценную, комфортную среду для горожан, обеспечит поистине новое качество жизни. С возведением „Охта центра“ социальная инфраструктура района изменится до неузнаваемости: здесь откроется новая станция метро, откроются новые музеи, концертные залы, библиотеки, театры. А жители Правобережья наконец перестанут говорить „я поехал в город“, имея в виду поездку в центр Петербурга..»
Среди подписавших письмо художественный руководитель театра «Санктъ-Петербург Опера» Юрий Александров, народный артист России, член правления Координационного совета творческих союзов Санкт-Петербурга, вице-президент Международного союза деятелей эстрадного искусства Григорий Баскин, народный артист России Михаил Боярский, кинорежиссер, народный артист России, народный артист Украины Владимир Бортко, заслуженная артистка России Татьяна Буланова, народный артист России Николай Буров, народная артистка России Ольга Волкова, генеральный директор ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Феликс Кармазинов, директор Государственного музея истории Санкт-Петербурга Александр Колякин, композитор, заслуженный деятель искусств России Игорь Корнелюк, актер театра и кино Игорь Лифанов, актер театра и кино Дмитрий Нагиев, тележурналист Александр Невзоров, народный артист России Александр Розенбаум, певица, народная артистка России Людмила Сенчина, художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного академического Театра балета Борис Эйфман и др.
Русская линия