Этот день в Русской истории
Сегодня мы отмечаем память святого благоверного князя Михаила Черниговского
Наступило тяжелое время. В 1238 году татары опустошили Рязань, Суздаль, Владимир. В 1239 году они двинулись на Южную Россию, опустошили левобережье Днепра, земли черниговские и переяславские. Осенью 1240 года монголы подступили к Киеву. Ханские послы предложили Киеву добровольно покориться, но благоверный князь не стал вести с ними переговоры. Князь Михаил срочно уехал в Венгрию, чтобы побудить венгерского короля Бела совместными силами организовать отпор общему врагу. Пытался святой Михаил поднять на борьбу с монголами и Польшу, и германского императора. Но момент для объединенного отпора был упущен: Русь была разгромлена, позже пришел черед Венгрии и Польши. Не получив поддержки, благоверный князь Михаил возвратился в разрушенный Киев и некоторое время жил неподалеку от города, на острове, а затем переселился в Чернигов.
Вскоре на Русь явились ханские послы, чтобы провести перепись русского населения и обложить его данью. От князей требовалась полная покорность татарскому хану, а на княжение — его особое разрешение — ярлык. Послы сообщили князю Михаилу, что и ему нужно отправиться в Орду для подтверждения прав на княжение ханским ярлыком. Видя бедственное положение Руси, благоверный князь Михаил сознавал необходимость повиноваться хану, но как ревностный христианин он знал, что от веры своей перед язычниками не отступит. От духовного отца, епископа Иоанна, он получил благословение ехать в Орду и быть там истинным исповедником Имени Христова.
Вместе со святым князем Михаилом отправился в Орду его верный друг и сподвижник боярин Феодор. В Орде знали о попытках князя Михаила организовать выступление против татар. Враги давно искали случая убить его. Когда в 1246 году благоверный князь Михаил и боярин Феодор прибыли в Орду, им приказали перед тем, как идти к хану, пройти через огненный костер, что якобы должно было очистить их от злых намерений, и поклониться обожествляемым монголами стихиям: солнцу и огню. В ответ жрецам, повелевавшим исполнить языческий обряд, благоверный князь сказал: «Христианин кланяется только Богу, Творцу мира, а не твари». Хану донесли о непокорности русского князя. Батый через своего приближенного Эльдегу передал условие: если не будет выполнено требование жрецов, непокорные умрут в мучениях. Но и на это последовал решительный ответ святого князя Михаила: «Я готов поклониться царю, так как ему Бог вручил судьбу земных царств, но, как христианин, не могу поклоняться идолам». Судьба мужественных христиан была решена. Святой князь и преданный его боярин приготовились к мученической кончине и приобщились Святых Таин, которые предусмотрительно дал им с собой духовный отец. Татарские палачи схватили благоверного князя и долго, жестоко избивали, пока земля не обагрилась кровью. Наконец один из отступников от Христовой веры, по имени Даман, отсек голову святому мученику.
14 февраля 1572 года, по желанию Царя Иоанна Васильевича Грозного, с благословения митрополита Антония, мощи святых мучеников были перенесены в Москву, в храм, посвященный их имени, оттуда в 1770 году они были перенесены в Сретенский собор, а 21 ноября 1774 года — в Архангельский собор Московского Кремля.
Также в этот день, 20 сентября 1754 года, в Санкт-Петербурге родился Великий князь Павел Петрович — будущий Император Павел I.
Русская линия
«Субкультура развлечений берет верх над культурой»
Православные священнослужители о положении в культурной сфере
Идея «новой культурной Европы» — это вовсе не «Евровидение», уверен сенатор. На первом месте должна находиться не развлекательная субкультура, а духовно-нравственная среда, в которой укрепятся корни традиционной общеевропейской и национальной культуры.
Regions.Ru отмечает, что в последнее время российские политики и представители общественности неоднократно обращали внимание на снижение культурного уровня населения. Телевидение внедряет в сознание идеологию общества потребления и стандарты массовой культуры, в школе тем временем отменяют обязательный прежде экзамен по русской литературе, а Министерство образования и науки узаконивает речевые ошибки, над которыми еще недавно смеялся всякий мало-мальски образованный человек. Не раз говорилось и о том, что человек с низкой культурой не сможет выполнять те сложнейшие задачи, которые стоят перед современной Россией, по образному выражению председателя Счетной палаты Сергея Степашина, «без Достоевского и Пушкина, Чайковского и Скрябина, Репина и Врубеля инновационную экономику не построишь».
Не стоит ли усилить изучение предметов гуманитарного цикла в средней школе? Как можно воспрепятствовать распространению стандартов массовой культуры общества потребления в России? С такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель Московской духовной академии и семинарии, считает, что культурная ситуация в Европе и во всем мире вызывает серьезные опасения. «Субкультура развлечений берет верх над культурой как таковой», — заявил священник. По его словам, успех в борьбе с этим злом во многом определяется положением дел в сфере школьного образования. «Ведь одной из важнейших задач школы является привитие детям достойных идеалов», — пояснил о. Тихон.
Отметив, что математика, история и языки должны занимать лидирующее положение среди предметов, он обратил внимание на важность для нынешнего времени приобщения детей и юношества к высшим образцам мирового искусства. «А в современном образовании практически полностью отсутствует какая-либо система по привитию детям навыков восприятия классического искусства. На изучение образцов мировой художественной литературы, живописи и музыки в школьных программах отводится крайне мало времени. А жертвой „Евровидения“ в первую очередь становится тот, кто не воспитан на произведениях мировой классики», — заключил иеромонах Тихон (Зимин).
Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области, поддержал заявление Анатолия Коробейникова. «Наконец-то, опомнились!» — заявил отец Алексий. «Очевидно, что мы переживаем кризис европейской и мировой культуры. Возможно, этот кризис удастся преодолеть (правда, верится в это с трудом) и выйти из него, приобретя иммунитет к культурному негативу. Но мы видим, что из школы последовательно выдавливаются гуманитарные дисциплины, что кризис усугубляет и приводит к еще большему оскудению культуры. А система ЕГЭ формирует уже какой-то иной тип сознания, не способного к восприятию ценностей культуры», — прокомментировал священник сложившуюся в России ситуацию с культурой и образованием.
При этом, по его словам, «культурная катастрофа грозит не только России, но и всему европейскому сообществу, объявившему о наступлении «постхристианской эры». Священник считает, что стандарты массовой культуры «навязываются обществу влиятельными представителями интеллектуальной элиты, для кого важно, чтобы «пипл хавал» то, что все мы наблюдаем с подступающим чувством тошноты». «Очевидно, что эта «массовая культура» не есть порождение творчества масс, но средство управления «массой». Противостоять этому нужно и внутренне, и объединенными усилиями всех людей Культуры», — заключил священник Алексий Агапов.
Руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш) отчасти поддержал Анатолия Коробейникова. «Родители, педагоги в школах, духовенство в церквах, законодатели, исполнительная власть, СМИ, писатели, поэты, журналисты, кинематографисты, владельцы телевизионных сетей — каждый пусть выполнит свое предназначение», — заявил он. Важнейшим же качеством, которое следует развивать в гражданах при помощи Церкви, отец Макарий назвал невосприимчивость к враждебной культуре.
По его мнению, педагоги при этом должны правильно построить школьный курс «в разумном соединении обязательных дисциплин с дисциплинами по выбору, дисциплин, направленных на созидание личности, с дисциплинами, направленными на профессионально-техническую подготовку». «Если меня учат работе на компьютере или за токарном станке, то надо понимать, что это не для всех, каждому — свое, а вот литература, история, основы духовно-нравственного воспитания — это дисциплины общеобязательные и именно личностного направления», — пояснил отец Макарий.
«Необходимо провести такую дифференциацию, чтобы в профессиональном смысле каждый получал то, что ему интересно, полезно и нужно, а в общекультурном смысле они получали бы то, что нужно всем им как людям, как личностям, как гражданам России», — заключил иеромонах Макарий (Маркиш).
Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ, назвал важным оружием против бескультурья возможность родителей уделять время воспитанию, чтению, просто общению с детьми. «Противопоставить негативным тенденциям в области культуры можно укрепление традиционной семьи», — заявил он. По его словам, «семья, где читают дома детям книги, где вечером люди друг с другом разговаривают — это такая семья, где ребенок имеет возможность вырасти с крепкими основами духовной культуры в своей душе». К этому, по мнению священника, «может приложиться и внешняя образованность». В этой связи отец Максим напомнил, что культурный человек — это не обязательно человек бесконечно внешне информированный, а «человек, внутренне стойкий по отношению к пошлости».
Священник отметил, что второй составляющей этого процесса должны стать усилия со стороны школьных специалистов. «Бросить лозунг об усилении гуманитарных дисциплин легко, но если посмотреть на реальную загрузку школьников программой, окажется, что не стоит рубить сплеча», — пояснил он.
Отдельно отец Максим остановился на влиянии телевидения на подрастающее поколение. В этой связи он призвал российских политиков более активно выражать свою гражданскую позицию по поводу содержания и качества телепередач. «Следует не только перед лицом европейской общественности констатировать пагубные тенденции, но и внутри страны добиваться того, чтобы общенациональные каналы содержали меньше рекламы, меньше пошлости и больше традиционных ценностей, о возрождении которых так много нынче говорят», — заключил протоиерей Максим Козлов.
Священник Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, главный редактор радиопрограммы «Благовещение», считает, что в сегодняшнем воспитании детей отсутствует необходимая идеология. «Конечно, школьные предметы должны быть представлены в большей степени культурообразующими, гуманитарными дисциплинами, но ведь дело еще и в том, как их преподавать, поскольку по отношению к подрастающему поколению должна проводиться идеология в хорошем смысле этого слова», — заявил отец Андрей.
«Если современная западная идеология общества потребления воспитывает нравственные стереотипы побуждающие брать от жизни все, есть, пить и веселиться, стремится к комфортной жизни, то установка на труд, подвиг в хорошем смысле начинает вымываться из сознания современного человека», — пояснил священник. По его словам, ориентируясь на стереотипы общества потребления, «человек молодой, репродуктивного, как говорится, возраста, перестает быть способным к созидательной жизни, перестает рожать детей, потому что с ними много трудов и проблем, желает ограничиться одним-двумя детьми, не желает как-то трудиться».
Отец Андрей считает, что в перспективе эта проблема сводится к вопросу выживания нации. «Мы все превратимся в таких выхолощенных Обломовых. Новый герой может быть в какой-то степени внешне даже и активным, но активным в плане отдыха и собственного комфорта», — пояснил он. «В образовательной системе должны быть те предметы и тот способ их преподавания, который формировал бы ответственного человека, иначе мы как нация в конце концов сойдем на нет, утратив способность к труду, созиданию и обороне», — заключил священник Андрей Спиридонов.
Русская линия
Священник Тигрий Хачатрян: «Чудотворный образ вдохновил наш народ»
Руководитель миссионерского отдела Курской епархии считает, что пребывание Курской Коренной иконы Божией Матери на Русской земле пробудило народную веру
Напомним, что Главная святыня русского зарубежья — чудотворная Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение» — одна из древнейших икон Русской Православной Церкви. Нерукотворный образ был обретен в 1295 году. В 1919 году икона была перевезена из России за границу. В разные годы она находилась в Сербии и Германии, а в 1951 году была перевезена в Америку. С 1957 года икона пребывает в посвященном ей главном соборе Архиерейского Синода в Нью-Йорке. Двенадцатого сентября икона впервые за последние 90 лет была привезена в Россию для поклонения верующих. За время пребывания чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» на Курской земле святыне пришли поклониться около 300 тысяч верующих.
Отец Тигрий сообщил РИА Новости, что география паломников, приехавших поклониться святыне, охватывала не только Курскую и близлежащие к ней черноземные области. Верующие приезжали из Саратова, Западной Украины и других отдаленных регионов. Для того, чтобы приложиться к чудотворной иконе, люди стояли в очереди до 19 часов.
«На мой взгляд, мы имеем дело с феноменом народного пробуждения веры, катализатором которого стала икона Божией Матери „Знамение“. Чудотворный образ вдохновил наш народ», — считает собеседник агентства.
По его словам, главное чудо — не в том, что кто-то исцелился, приложившись к чудотворной иконе. «Это было, есть и всегда будет. Главное в том, что люди стояли по 10−15 часов подряд, чтобы приложиться к чудотворному образу. В этом проявился подвиг нашего народа, его рвение, желание приложиться к святыне. Это — настоящее нравственное чудо. Именно это хотелось увидеть, и мы это увидели», — сказал отец Тигрий.
Он отметил, что, несомненно, где-то к вере примешивалось и обрядоверие. «Но главное — люди потянулись к иконе, потому что народ изголодался — и это один из ключевых терминов, объясняющих этот феномен», — считает глава миссионерского отдела Курской Епархии.
Доступ к чудотворной иконе был открыт круглосуточно. Однако, несмотря на это, многие верующие так и не смогли приложиться к святыне. Отстояв ночью в очереди, они к 9.00 вынуждены были идти на работу. «Утешением для тех, кто не смог поклониться чудотворному образу, будут слова владыки Германа, который пообещал, что в соответствии с достигнутыми договоренностями чудотворный образ будет прибывать на Курскую землю каждый год и на более продолжительное время, чем в этот раз», — сообщил отец Тигрий. Он также отметил, что в распоряжении Курской епархии есть два списка чудотворной иконы, которые постоянно находятся в регионе.
Русская линия
Протоиерей Геннадий Беловолов: «Село стало консервативно уже с обратным знаком»
Настоятель храма Апостолов Петра и Павла в селе Сомино выявил причины отчужденности сельчан от Церкви
В связи с этим мы попросили известного петербургского священника, настоятеля Леушинского подворья протоиерея Геннадия Беловолова, который также является настоятелем храма Апостолов Петра и Павла в селе Сомино, рассказать о нынешнем состоянии сельских приходов.
«Я сталкивался с таким явлением, — признался отец Геннадий, — когда приезжаешь на приход в гости к знакомому батюшке или на незнакомый приход, то почти стопроцентно можно предсказать характеристику, которую даст пастырь местным жителям: „У нас самый неверующий народ. У нас никто из местных жителей не ходит в храм“. На другом приходе слышишь то же самое. Конечно, с одной стороны, вспоминаешь Евангельское слово, что „несть пророка в своем отечестве“, что и близкие самого Спасителя, его земляки, жители Назарета, тоже не первыми приняли Его как Спасителя мира. Поэтому я думаю, что здесь действует какой-то общий духовный закон — что имеем, не храним. Храм рядом, а через дорогу перейти трудно. Зато поехать в другую деревню, в монастырь, в четвертый удел Божией Матери, — для этого сразу находятся и силы и время. Но, думаю, что одной такой общей ссылки недостаточно, чтобы понять это явление».
«Я, кроме того, что являюсь настоятелем Леушинского подворья в Санкт-Петербурге, также уже 17 лет служу и настоятельствую на самом дальнем приходе Санкт-Петербургской епархии в селе Сомино, в храме Апостолов Петра и Павла. Тоже в принципе могу сказать, что местные жители не спешат в храм каждое воскресенье. Я с этим столкнулся буквально с первых дней служения. Я долго не мог понять, в чем здесь состоит барьер, почему местным жителям трудно перейти дорогу, а приезжают в храм в основном из соседних деревень, пока в одной из деревень, в поселке Подборовье, не удалось открыть новый приход во имя Иоанна Кронштадтского и там силами прихожан простроить новый храм, освященный в 2007 году. Это был первый храм в честь Иоанна Кронштадтского в Санкт-Петербургской епархии. И вот там я обнаружил совершенно другое явление — переполненность храма людьми, когда храм посещают местные жители, когда на клиросе читают местные мужчины, когда храм убирают местные женщины. При этом я не могу сказать, чтобы я как священник этого храма предпринимал какие-то особые действия», — отмечает священник.
«Тогда у меня возникла такая мысль: село всегда было более консервативно, чем город, что до революции оно хранило религиозную традицию, после революции долгое время являлось хранительницей этой традиции, но в советское время, когда 70 лет насаждалось безбожие, село стало консервативно уже в обратном смысле. Люди в селе находятся на виду друг у друга, и каждый человек, который вдруг начинает посещать церковь, нарушает некую уже новую советскую традицию. Хотя могу сказать, что абсолютное большинство жителей села Сомино — верующие люди, но пойти в храм — это значит нарушить некую новую устоявшуюся традицию ходить в храм редко, только по великим праздникам. Напротив, в селе Подборовье, где никогда не было храма, где не было этой традиции ходить в храм редко, народу легче придти в церковь, и народ пришел. В селе Сомино большой храм, трехпрестольный, и село немалое, а людей ходит меньше, чем в Подборовье, где маленький деревянный храм Иоанна Кронштадтского всегда заполнен людьми. Здесь, я думаю, не столько проблема отношений пастыря и паствы, сколько какие-то новые сформировавшиеся религиозные стереотипы в менталитете нашего народа, который, с одной стороны, конечно, остается русским народом, но, с другой стороны, его три поколения делали советским народом, и он как бы стесняется придти в храм. У народа возник комплекс, что в храм ходят только для того, чтобы крестить, отпевать, на Пасху освящать яички, на Крещение брать святую водичку», — считает отец Геннадий.
Священник отмечает, что «сложилось потребительское отношение к Церкви». «Сформировался новый образ Церкви как бюро религиозных услуг, куда ходят не по потребности души и сердца, а по житейской необходимости. Отчасти в этом виновата и наша братия, духовенство, что мы как бы соглашаемся на этот образ Церкви как некоей институции, удовлетворяющей религиозные потребности и нужды населения. Но Церковь — это изначально собрание, община, духовная семья, и в этом качестве Церковь только-только начинает возрождаться, и то в основном в городах. Как ни странно, сейчас инициируют такое религиозное возрождение скорее городские приходы, более мобильные, в городе человек менее социально зависим, соседи по лестничной площадке могут даже не подозревать, что их сосед регулярно исповедуется и причащается. Поэтому в городах возникают приходы-общины. В селе же все прозрачно, все на виду, обращение человека к Церкви не может остаться незамеченным. Поэтому это требует подвига, заявленной позиции. В данном случае консерватизм села играет отрицательную роль для него же самого, ему труднее религиозно возродиться. Хотя известны некоторые приходы-общины и в селах, но, как правило, они тоже составляются из людей, приехавших откуда-то, из другого места. Я думаю, что это существенная проблема, которая у нас, по сути, даже четко не сформулирована, чтобы можно было ее методично решать. Возрождение Православия в селе сильно отстает, а это тормозит и возрождение самого села. На мой взгляд, все-таки важно, чтобы сельчане чувствовали, что это их храм. В целом, конечно, такое чувство у них есть, потому что в этом храме отпевали их предков, в этом храме они крестились, и они сами понимают, что, поскольку у них другого храма нет, их в этот же храм принесут. Но как сделать посещение храма живой потребностью?» — вопрошает священник.
«По сути, проблема состоит в том, как людям, живущим в селе, почувствовать себя единым народом, одной семьей, единым большим селом, и, в данном случае, на мой взгляд, то, что в селе люди отчуждены от храма, — это лишь свидетельствует о том, что они отчуждены друг от друга. Эту проблему надо решать на общенациональном уровне, как нам всем почувствовать себя не населением, а именно единым народом. И тогда, конечно, будет и естественная потребность этому народу встречаться вместе, молиться вместе, тогда, естественно, у этого народа будет Единый Небесный Отец. А поскольку каждый чувствует себя сам по себе, то и приходит в храм сам по себе тогда, когда приспичит, когда надо крестить, отпевать, или когда посетило какое-то горе, несчастье. И Церковь тогда — это не место собрания единого народа, а часто, к сожалению, бюро религиозных и ритуальных услуг. Увы, духовенство часто соглашается на эту роль, и приходится видеть, что при храмах начинают продавать гробы, ритуальные принадлежности. Мы берем на себя эти функции. Понятно, что это от материального недостатка, что это дает какую-то копеечку. Но так мы способствуем формированию образа Церкви как учреждения по удовлетворению религиозных услуг населения. Особенно формированию такого образа способствуют прейскуранты цен на Таинства и требы. Когда люди приходят в храм, чтобы выяснить об условиях крещения, то одним из первых они задают вопрос, а сколько стоит крещение. В храме сейчас не хватает разве что только кассовых аппаратов. Это проблема, которую тоже надо ставить. Людям трудно объяснить, что крещение не покупается и не продается», — отмечает отец Геннадий.
«Нам следует пересмотреть некоторые вещи внутри самой Церкви. Может быть, у нового Патриарха Кирилла хватит мужества поставить эти вопросы, потому что их не решить в масштабах одного прихода, одного храма. Это, скорее, выделит этот храм как белую ворону на фоне других, уже устоявшихся, традиций. Традиционно сельским приходам мало уделяется внимание, все внимание направлено на соборы, монастыри. Понятно, Патриарх посещает только самые великие обители. Может быть, Патриарху имело бы смысл посетить самые дальние приходы, посмотреть, чем там живет сельский батюшка, сельский приход. Сейчас в нашей Церкви объявлена молодежная политика. Обращение к молодежи, это, конечно, прекрасно, но, наверное, нельзя забывать о сельском приходе, о сельских жителях. Возрождение сельского храма не может быть оторвано от возрождения села. Когда село вымирает, когда сокращается его население, то, хотя храм и можно внешне восстановить, но он будет стоять прекрасным, но пустым», — заключил протоиерей Геннадий Беловолов.
Русская линия
Дмитрий Рогозин: «Перспективы вступления Грузии и Украины в НАТО равны шансу падения на землю кометы»
Постпред России при НАТО высказал мнение о дальнейшем развитии Североатлантического альянса
Отвечая на вопрос о перспективах вступления в НАТО России, Д. Рогозин заметил: «Великие державы в коалициях не участвуют, великие державы коалиции создают». Комментируя перспективы расширения Альянса, он отметил, что «даже если посмотреть на этот процесс с натовской шкурной эгоистической точки зрения, то дальнейшее расширение НАТО на восток невыгодно самой НАТО». «Дело в том, что в последние несколько лет Североатлантический альянс расширялся за счет государств, скажем так, интеллигентов — мягких и молодых демократов, то есть во многом нестабильных режимов. Это сопровождалось всевозможными внутренними проблемами, а также проблемами между этими странами. Все они привносили свои внутренние дрязги в НАТО. То есть коэффициент конфликтности в НАТО в результате расширения на восток резко увеличился», — сказал Д.Рогозин.
При этом, по его словам, военный потенциал, приобретенный НАТО за счет этих государств, «примерно равен нулю». «С точки зрения обороноспособности эти государства не могут дать какие-то плюсы НАТО, и демонстрацией тому является Афганистан, где сегодня некоторые государства для того, чтобы отработать так называемую атлантическую солидарность, направляют туда по два-три офицера», — сказал постпред России при НАТО.
«То есть, — продолжил он, — плата за участие в НАТО этих государств ничтожна. А проблемы, которые они принесли, большие. Поэтому при сохранении прежнего военного потенциала, который не увеличился за счет расширения, НАТО приобрело дополнительную зону ответственности, причем связанную с турбуленцией, с постоянными проблемами, взаимными обвинениями и так далее». «Поэтому, если еще подумать о доведении догмы о расширении НАТО на восток, до практического решения вопроса об участии Украины и Грузии (в Альянсе — РЛ), то НАТО может просто скончаться как организация. Потому что никто не собирается брать на себя проблемы Грузии, у Запада и своих проблем хватает, никто не собирается втягивать себя в ту постоянную Санта-Барбару, которая проистекает в Киеве. Смотреть на это со стороны интересно, а держать у себя дома этот табор очень тяжело», — констатировал Д.Рогозин.
Россия восстанавливает военно-техническое сотрудничество с Североатлантическим альянсом, сообщил он. «С этой целью сегодня со мной в Брюссель вылетает глава Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Михаил Дмитриев», — сказал Рогозин. По его словам, 30 сентября в штаб-квартире альянса пройдет заседание Совета Россия-НАТО на уровне послов. По словам Рогозина, начинается совместная работа с НАТО по программе военно-технического сотрудничества. «Это то, чего раньше у нас не было», — отметил он.
Д. Рогозин назвал также беспрецедентной ситуацию, когда новый генеральный секретарь НАТО начинает свою новую политическую карьеру в новой должности с самостоятельного выступления, «посвященного всецело одной какой-то конкретной стране». «В частности, это выступление было посвящено российско-натовским отношениям. Думаю, что в данном случае мы должны анализировать не только содержание, но и сам факт этого выступления, и то, как оно было обставлено. Оно тоже имеет свой, далеко не тайный смысл», — отметил Д.Рогозин.
По его прогнозу, Расмуссен может посетить Россию в декабре. «Визит состоится до конца этого года, скорее всего, речь идет о сроке после проведения министерской встречи Совета Россия-НАТО, которая состоится в первых числах декабря», — сказал постпред.
«Есть смысл надеяться на то, что переговоры в Москве будут иметь серьезный политический шлейф, серьезные политические последствия для наших отношений с альянсом», — полагает Рогозин. По его мнению, блок НАТО заинтересован в развитии отношений с Москвой. «Дело в том, что миссии и операции НАТО проводятся в той зоне, которая соприкасается с зоной ответственности Российской Федерации. Когда нам говорят, что без России, а тем более против ее интересов не может решиться ни один вопрос в интересах Запада — это факт», — сказал Рогозин. «И мы заинтересованы в том, чтобы не иметь такое количество раздражителей в наших отношениях в вопросах военной политики с Западом. Изъять эти раздражители из зоны сотрудничества — одна из задач, которую ставят перед собой российские гражданские и военные дипломаты», — заявил он.
К числу подобных раздражителей относится и возможность превращения европейской системы ПРО в часть американской. Рогозин подчеркнул, что в Москве выступают против того, чтобы европейская система ПРО становилась частью ПРО США, и в зависимости от этого будут решать вопрос о целесообразности сотрудничества с НАТО в сфере противоракетной обороны. «В случае если у нас появится еще больше ясности и предсказуемости в отношении того, что предложил Вашингтон (в сфере ПРО — РЛ), если мы поймем, что на самом деле инициатива европейской противоракетной обороны не будет частью противоракетной обороны США, то — да, такого рода усилия возможны», — заявил постпред.
По его словам, у России есть опасения, что элементы новой системы ПРО США могут оказаться в Северном Ледовитом океане, в Северном море или в Балтийском море, «в тех секторах обстрела траекторий потенциальных пусков, которые будут затрагивать исключительно наши высшие интересы». Он отметил, что новая система ПРО США будет в основном морского базирования со стационарными элементами на Кавказе, «может быть, в Турции».
Д. Рогозин высказался против принятия мер военного характера в отношении Ирана в ответ на ядерную и ракетную программ этого государства. «Безусловно, Российская Федерация является одним из самых яростных поборников режима нераспространения как ракетных технологий, так и технологий оружия массового уничтожения. И все, что можно будет сделать, прежде всего, в политическом плане, с руководством Ирана, в политическом плане с нашими западными коллегами, с тем чтобы не появлялись страны, даже теоретически способные угрожать нам и миру, то мы это будем делать», — заявил он.
«Но еще раз хочу подчеркнуть, — сказал постпред, — в данном вопросе Россия не будет ставить телегу впереди лошади. Для нас огромным значением важности является ресурс политического влияния на руководство Ирана или любой другой страны. Мы предпочитаем переговоры, считаем, что они намного более надежны, чем гонка вооружения, поскольку если мы будем создавать некие военно-технические решения, игнорируя политическую возможность добиться согласия, то это вызовет у той страны, о которой идет речь, соответствующий виток новой гонки вооружений».
«Очевидно совершенно, что Российская Федерация территориально находится намного ближе, чем иные западные страны, к территории Ирана, поэтому мы хотим знать все или почти все о будущем этих ракетных программ, и они, конечно, у нас не могут не вызвать беспокойство», — добавил Д.Рогозин.
Постпред России сказал, что ему ничего не известно о планах России поставлять Ирану зенитные ракетные системы С-300. «Я не знаю о том, что мы собирались поставлять С-300 Ирану. Мне об этом неизвестно», — заявил он.
Русская линия
Время как орудие «имперской политики» Москвы
Татарские националисты предлагают Минтимеру Шаймиеву и Муртазе Рахимову повернуть время вспять
21 сентября на общегородском собрании Набережночелнинского отделения «Татарского общественного центра» (НЧО ТОЦ) и 23 сентября на общем собрании клуба «Булгар» города Набережные Челны было принято весьма специфическое обращение к высшему руководству Татарстана и Башкортостана. В очередной «петиции», подписанной скандально известным председателем НЧО ТОЦ Рафисом Кашаповым, председателем клуба «Булгар» Габдрахманом Залялутдиновым, а также Гамилем Камалетдиновым и Рафаатом Ярлыгаевым, президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву и председателю республиканского парламента Фариду Мухаметшину предлагается «на очередной сессии Госсовета решить вопрос об изменении поясного времени Татарстана на один час вперед». Одновременно набережночелнинские радикалы предлагают президенту Башкортостана Муртазе Рахимову и председателю Госсобрания-Курултая республики Константину Толкачеву «на очередной сессии парламента решить вопрос об изменении поясного времени Башкортостана на один час назад».
При этом основные претензии ко времени у татарских националистов связаны с тем, что оно служит интересам имперской политики Москвы по разъединению братских татарского и башкирского народов. Живописав в привычных для себя выражениях притеснения, чинившиеся в отношении их ненавистным «царизмом» и большевиками, местные радикалы «разоблачили» злые замыслы Иосифа Сталина и «других генсеков», поместивших татар и башкир в разные временные измерения. «Так, — говорится в обращении, — до революции татары и башкиры жили в одном поясном времени. В настоящее время мы живем в различных часовых поясах. В Татарстане действует московское время, в Башкортостане время на два часа вперед. Разница по времени в два часа не способствует развитию экономических связей, затрудняет хозяйственные связи и чисто личностные отношения жителей двух братских республик».
Учитывая, что татары и башкиры из-за козней русских «империалистов» никак не могут встретиться во времени, а также, по-видимому, еще и тот факт, что им самим приходится жить по ненавистному «московскому времени», обращенцы предлагают синхронизировать часовые пояса. И тогда все пойдет по-другому. «Таким образом, — фантазируют они, — мы, татары и башкиры, начнем жить в одном общем поясном времени. И это будет серьезным шагом к более тесным отношениям между двумя братскими народами. У татар и башкир должны быть общие планы развития и процветания наших народов».
Слыша такие рассуждения татарских националистов, остается только в очередной раз покрутить пальцем у виска и предположить, что их следующие обращения будут, к примеру, содержать требования унифицировать климатические условия двух республик или «подтянуть» к Татарстану и Башкортостану моря и океаны, дабы никакие московские «империалисты» не могли больше использовать в своих коварных целях неудобное для двух «братских народов» географическое положение.
Русская линия
Валентина Матвиенко: Я не хочу тихой мышкой просидеть положенный мне срок
Петербургские писатели и ученые направили Президенту России письмо с протестом против строительства «Охта-центра»
«Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич, мы обращаемся к Вам как к петербуржцу — нет сомнения, что Вам дорога Ваша малая родина. Нет сомнения и в том, что Вы слышали о планах возведения в Санкт-Петербурге в устье р. Охта небоскреба высотой в 396 м. Но владеете ли Вы в полном объеме информацией о том, чем грозит городу его строительство? У нас есть основания сомневаться в этом. Позвольте познакомить Вас с некоторыми принципиальными моментами», — говорится в письме.
Петербургские писатели и ученые перечислили 4 довода против строительства башни «Охта-центра»: 1. Появление небоскреба на Охте навсегда уничтожит традиционное городское пространство Санкт-Петербурга. Согласно официальной экспертизе, выполненной Институтом территориального развития, башня уничтожит треть традиционных видов Петербурга. Уникальность города очевидна: не случайно он входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Если проект строительства не будет остановлен, то на ближайшей сессии ЮНЕСКО рассмотрит возможность внесения Санкт-Петербурга в список «всемирного наследия в опасности»; 2. Строительство небоскреба нарушает целый ряд федеральных и городских законов, в частности, закон СПб N 820−7, который не допускает появления новых доминант в пределах охранной зоны, а также в пределах обзора панорам исторического центра. В устье р. Охта Правилами землепользования и застройки СПб установлена предельная высота строительства в 100 метров, и в соответствии с Градостроительным кодексом России нет никаких законных оснований проигнорировать это требование; 3. В зоне строительства находится уникальный комплекс археологических памятников: стоянки эпохи неолита, крепости Ландскрона и Ниеншанц. В результате раскопок здесь были обнаружены крепостные рвы. Они являются памятниками архитектуры, которые в соответствии с Федеральным законом об охране культурного наследия народов России не могут быть уничтожены. Сохранение открытых раскопками древних фортификационных сооружений является обязательным требованием к проекту застройки. Это несовместимо со строительством небоскреба; 4. О том, что строительство новой Вавилонской башни уничтожит уникальные панорамы Санкт-Петербурга и потребует циничного пренебрежения действующим законодательством, писали неоднократно. Существует, между тем, еще один серьезный аргумент против возведения небоскреба: геологическая характеристика участка в устье р. Охты. Здесь на глубине около 300 м проходит геологический разлом. Строительство небоскреба на линии разлома делает устойчивость постройки опасно зависимой от сейсмических колебаний, которые могут быть вызваны землетрясениями даже в весьма удаленных от Санкт-Петербурга регионах, таких, например, как Кавказ и Карпаты. Если здание будет построено, петербуржцы окажутся в зоне риска.
«Просим Вас, господин Президент, обратить пристальное внимание на ход принятия решений о строительстве небоскреба, не оставляя этот вопрос на откуп петербургских властей. Реализация проекта будет означать конец Петербурга как уникального архитектурного ансамбля, который не принадлежит ни местной, ни корпоративной власти, а является духовным и историческим наследием всех граждан нашей страны», — говорится в письме, которое подписали 44 петербургских писателя и ученых.
Письмо подписали: Б.В.Аверин, д.филол.н., проф., СПбГУ; К.М.Азадовский, чл.-корр. Германской академии языка и литературы, председ. СПб ПЕН-клуба; В.М.Аллахвердов, д. психол.н., проф., СПбГУ; Е.В.Анисимов, д.и.н., СПбИИ РАН, проф., Европейского университета; М.В.Аникович, д.и.н., ИИМК РАН; А.Ю.Арьев, писатель; Л.Б.Вишняцкий, д.и.н., ИИМК РАН; Г. С.Гампер, литератор; Р.Ш.Ганелин, д.и.н., проф., чл.-корр. РАН, СПбИИ РАН; Я.А.Гордин, литератор; А.А.Долинин, литературовед, чл. СПб ПЕН-клуба; Б. Ф Егоров, д.филол.н., проф., СПбИИ РАН, чл. СПб ПЕН-клуба; С.А.Завьялов, писатель, чл. СПб ПЕН-клуба; Л.В.Зубова, д.филол.н., проф., СПбГУ; В.В.Кавторин, писатель; Александр Кушнер, поэт, чл. СПб ПЕН-клуба; Г. Н.Фурсей, академик, вице-през. РАЕН, вице-през. Межд. лиги защиты культуры, лауреат Гос. премии СССР, засл. деятель науки РФ, д.физ.-мат.н., проф. и другие не менее известные петербургские ученые и писатели.
Напомним, что в конце сентября сего года с аналогичным письмом к Президенту России Дмитрию Медведеву выступили петербургские деятели культуры и искусства. Среди подписантов этого обращения — рок-музыкант Юрий Шевчук, народный артист России Олег Басилашвили и многие другие известные горожане. Против строительства башни «Охта-центра» высказались режиссер Никита Михалков и председатель Совета Федерации Сергей Миронов.
Кроме того, ранее высказали свое отношение к проекту строительства «Охта-центра» в Петербурге и подписали направленное в декабре 2008 года федеральным и городским властям письмо православной общественности: настоятель Леушинского подворья протоиерей Геннадий Беловолов, заместитель председателя Комитета защиты культуры народов России, член Союза писателей России, кандидат педагогических наук иерей Алексий Мороз, член Собора православной интеллигенции, член Союза художников, доцент Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова и Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, кандидат искусствоведения Мария Фомина, известный петербургский ученый, профессор Санкт-Петербургского государственного университета и Санкт-Петербургской духовной академии Андрей Вассоевич, директор НИИ Комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского государственного университета, доктор социологических наук, профессор Валентин Семенов, известный православный публицист, главный редактор журнала «Русское самосознание», инженер-геофизик Борис Дверницкий и другие.
Между тем, несмотря на протесты петербургских ученых, писателей, деятелей культуры и искусства, простых петербуржцев против строительства башни «Охта-центра» губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко не собирается отказываться от планов строительства новой Вавилонской башни. Об этом она заявила 1 октября в прямом эфире программы «Диалог с городом» на «Пятом канале». Текстовая версия программы опубликована на сайте администрации Санкт-Петербурга.
По ее словам, «все установленные законом процедуры соблюдены». «Мы не торопились, мы дали возможность жителям города обсудить этот проект, высказать свою точку зрения. У нас было достаточно времени, чтобы выполнить все процедуры, установленные законом. И Правительство Санкт-Петербурга вынесло согласованное решение. Наивно было бы рассчитывать на единодушное одобрение. У „Охта центра“, как у любого нового проекта, существуют сторонники и противники. Среди и тех, и других есть довольно известные люди. Они высказывают свою точку зрения. Это их право, мы живем в демократической стране. Главное, чтобы несогласие выражалось цивилизованно. Нельзя, конечно, выходить за рамки закона. И в то же время мы должны хорошо понимать, что ни у кого нет права на истину в последней инстанции», — считает В.Матвиенко.
По ее мнению, те, кто поддерживает строительство башни, «поддерживают молча». «Они не ходят на митинги, они не пишут письма», — считает она. Пассаж Матвиенко о том, что все, кто не высказывает своего мнения о строительстве башни «Охта центра», поддерживают ее строительство, заставляет вспомнить бессмертные строки из гениального произведения Александра Пушкина «Борис Годунов»: «Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович! Народ безмолвствует». Народ не противился воцарению Димитрия Ивановича, он не выступил с акциями протеста, но все помнят судьбу этого царя. История показывает, что не всегда молчание — знак согласия.
По мнению петербургской градоначальницы, «устье Охты, где будет размещен „Охта центр“, не относится к исторической части города». «Какие плюсы этого проекта? Прежде всего, это огромные инвестиции в экономику города, это более 2 миллиардов долларов. Это рабочие места для наших строителей, для наших проектировщиков, для производителей строительных материалов. Создание такого комплекса позволит привлечь в город крупные компании, которые будут платить налоги в бюджет нашего города. Ведь из чего состоит бюджет Москвы? В большей своей части он состоит из зачислений крупных компаний, головные офисы которых находятся в Москве. Поэтому, конечно же, это привлечет крупные компании, это привлечет дополнительные структуры „Газпрома“. Кстати, все структуры „Газпрома“, которые зарегистрированы (налоговый учет Санкт-Петербурга), они за эти последние три года дали 65 миллиардов дополнительных средств в бюджет. Эти деньги — на зарплату учителям, врачам, на ремонт школ, на развитие инженерной инфраструктуры, на строительство дорог и так далее. Это, конечно же, пополнит городскую казну. Мы должны хорошо понимать, что без привлечения дополнительных средств в казну города, нам не удастся в полном объеме решить те задачи, которые перед нами стоят по обновлению города», — полагает В.Матвиенко.
«Те социологические опросы, которые проводятся регулярно в городе, — продолжила она. — У меня лично нет оснований не доверять этим опросам. У нас очень опытные социологи. И говоря об итогах социологических опросов, я могу сказать, что все больше и больше горожан, начинают осознавать важность этого проекта и высказываются в его поддержку».
По ее словам, у башни «Охта-центра» есть только один минус: «Минус, который беспокоит петербуржцев, — в том, что будет нарушена небесная линия Петербурга. Когда прорабатывался этот проект, когда он обсуждался, было дано задание и британской архитектурной мастерской, и КГИОПу, и КГА сделать реальные съемки влияния вот этой архитектурной доминанты на историческую часть города. Делались они также очень профессионально, делались съемки с вертолета, делались компьютерные модели. И надо сказать, что ни с Дворцовой площади, ни со стрелки Васильевского острова, ни с других важных, центральных частей города, эта доминанта не будет видна. Давайте посмотрим, как нарушают небесную линию Петербурга трубы от ТЭЦ. Это плохо. Они портят панораму города. Но без них, к сожалению, город не может жить, потому что пятимиллионный город надо отапливать. Или телевизионная башня. Да, она является архитектурной доминантой. Это характерно для Петербурга — такие споры вокруг всего нового. Много раз приводились примеры, когда строился и Елисеевский магазин, и дом Зингера, и многие другие. Споры шли очень горячие. Для каждого времени — свои памятники. Для каждого времени — свой стиль архитектуры, свои архитектурные доминанты. И я полагаю, что на фоне вот этой новой архитектуры еще большую ценность обретет исторический центр, который, конечно же, должен быть неприкосновенным. Это наше национальное богатство, мы это должны сохранять. Но я также не сомневаюсь в том, что туристы, которые будут приезжать в Петербург, с удовольствием будут на скоростном лифте подниматься на самую верхнюю точку этой доминанты и иметь возможность видеть панораму всего нашего города. И это не только наш опыт. Давайте возьмем пример Лондона, их новые архитектурные строения. Давайте возьмем Париж. Да большинство городов!»
«Если опросить граждан, я думаю, что мало найдется тех, кто будет возражать, чтобы вот эти спальные районы — безликие, с кораблями, с пятиэтажками, с домами, построенными на той же Охте еще пленными немцами, — чтобы эти районы менялись. Я думаю, что мало найдется людей, которые бы возражали против этого. А когда ставят подписи под теми или иными обращениями люди, которые даже не знают, где эта Охта находится, они даже не знают места ее расположения, они ни разу не были на этом участке, который был просто разрушен и за реновацию которого взялся „Газпром“», — заявила губернатор Санкт-Петербурга.
В заключение Валентина Матвиенко рассказала, зачем она так упорно стремится реализовать этот проект: «Поверьте, можно тихой мышкой просидеть положенный мне срок и уйти спокойно, никто не бросит в спину камень. Да, принимать такие решения сложно, но я всегда стараюсь их принимать взвешено. Я очень уважительно отношусь к деятелям культуры, которые против строительства этой архитектурной доминанты. Но я не могу не учитывать и мнение другой части общественности, в том числе известных, выдающихся деятелей культуры, которые горячо поддерживают этот проект. Мы должны примирить город. Мы должны убедить город. Мы должны аргументами объяснить важность и необходимость появления новой архитектуры в Санкт-Петербурге».
Русская линия
Виктор Алкснис: «Господин эстонский генерал выдает желаемое за действительное»
Известный политик не согласен с заявлением командующего эстонской армией, который считает, что война в Афганистане привела к развалу СССР
Как сообщает эстонский портал Postimees. ee, командующий Силами обороны Эстонии генерал-лейтенант Антс Лаанеотс во время встречи с министром обороны Афганистана Абдулом Рахимом Вардаком, которая состоялась в Кабуле, выразил благодарность Афганистану за вклад, который эта страна внесла в развал СССР. По мнению Лаанеотса, Афганистан «помог довести СССР до коллапса», благодаря чему Эстония получила независимость. О своем заявлении журналистам рассказал сам эстонский генерал. «Он (Вардак) ответил, что мол вы помните об этом, а многие присутствующие здесь восточно-европейские государства забыли», — сообщил Лаанеотс.
Postimees. ee пишет, что Вардак похвалил эстонских солдат, которые служат в Афганистане в составе коалиционных сил. Эстония направила своих солдат в Афганистан в 2003 году. В настоящее время там находятся примерно 290 эстонских военнослужащих.
Как отметил В. Алкснис, «наша армия успешно выполнила свою задачу в Афганистане». «И то, что США и другие страны Запада поддерживали, вскармливали, подготовили и вооружили талибов, с которыми сегодня они вынуждены воевать, в том числе и Эстония, это как раз заслуга США и их союзников», — продолжил эксперт.
«Так что я считаю, что господин эстонский генерал выдает желаемое за действительное. Я не думаю, что эстонским матерям приятно получать сообщения о гибели их сыновей в Афганистане, убитых теми же самыми талибами, которых сегодня пытается обелить и оправдать господин эстонский генерал», — подчеркнул Виктор Алкснис.
Русская линия
Игумен Серапион (Митько): Клонирование — это путь к Апокалипсису
Известный священник прокомментировал решение российского правительства продлить мораторий на клонирование человека на пять лет
Как сообщает РБК, данное решение президиума правительства России озвучила для прессы глава Министерства здравоохранения и социального развития России Татьяна Голикова. Она отметила, что предыдущий мораторий закончился 23 июня 2007 г. Т. Голикова пояснила, что данный мораторий «распространяется на клонирование человеческой особи, а на клонирование других организмов не распространяется». Отмечается, что данный законопроект вступит в силу с момента его официального опубликования. Однако после одобрения его правительством предстоят еще слушания в Госдуме.
«Существует несколько аргументов против самой идеи клонирования. Эти аргументы можно разделить на несколько групп, — поясняет игумен Серапион. — Во-первых, это аргументы от науки. До сих пор неясно очень многое относительно процедуры клонирования и его последствий. Ученые должны обладать ответственностью за свои труды, а то, что в последнее время запускаются проекты, последствия которых неясны (клонирование человека, большой андронный коллайдер), — вызывает большие опасения по поводу будущего человечества, поскольку наука позволяет себе рисковать человечеством ради достижения своих частных результатов. Вторая группа аргументов относится к сфере морали. Смогут ли остальные люди относиться к этим человекообразным существам, возникшим в результате процесса клонирования, как к полноценным представителям человеческого рода, и строить с ними нравственно ответственные отношения, учитывая, что мораль возможна лишь в случае, если мы признаем единство человеческого рода и онтологическое равенство всех его представителей? А не будут ли они нас воспринимать, как своих врагов? Иначе говоря, клоны могут стать Другими, но могут стать и Чужими для человеческого рода. Третья группа аргументов — теологическая. В отличие от современной позитивистски настроенной науки, Церковь верит в наличие у человека бессмертной души, в существование той реальности богообщения, которое можно назвать бытием к Богу, бытием-участием. Человек — это не просто тело и не просто какая-то психическая организация. За земным бытием человека стоит его вечное бытие, которое было воспринято Сыном Божиим как полноценная человеческая природа в Боговоплощении. И эта природа была спасена на Голгофе, благодаря этому перед человеком открывается путь спасения. В клонировании невозможно воспроизвести эту божественную реальность, предшествующую бытию человека, которая определяет бытие человека. Наука способна создать человека, но она никогда не сможет его спасти. Нельзя клонировать душу. Четвертая группа аргументов носит эсхатологический характер. Человечество в своем отрицании Отца переступает последнюю грань, пытается выступить в образе творца самого себя. А это есть акт абсолютного отрицания Бога и затем — богоборчества. Это есть действие, которое может поставить человечество на грань гибели».
По словам священника, верующему человека понятно, что клонирование, то есть присвоение функций Бога, может быть последней стадией отпадения человечества от Бога. Оно может привести к тем последствиям, которые описаны в Апокалипсисе. «Второй сценарий вполне понятен и неверующему человеку, — заметил он. — Если наши земли наполнят армии клонов, которые внешне будут выглядеть как люди и обладать всеми внешними их способностями, не обладая при этом тем божественным началом, которое присутствует в человеке, на земле будут присутствовать два вида: люди и некая новая формация, которая, благодаря достижениям науки, возможно, будет обладать способностями, которых нет у современного человека. Вполне возможно, что эта новая формация человеческих существ будет воспринимать людей как своих соперников и в конечном итоге установит полнейший контроль над людьми, либо поработит и уничтожит человечество». «Подобного рода сценарии присутствуют в произведениях научной фантастики. Однако известно, что многие фантастические проекты оказываются предчувствием той необратимой реальности, к которой может привести нас безответственное стремление построить новую вавилонскую башню и достичь божественности технологическим путем», — заключил игумен Серапион.
Русская линия
«Считаем долгом обратить внимание на катастрофическое состояние фундаментальной науки»
Ученые, работающие в западных исследовательских центрах, обратились к российскому руководству
«Очевидно, что краеугольным камнем этих преобразований должно было стать создание условий, при которых последние достижения науки активно внедрялись бы в производственную сферу, — говорится в публикации. — Но вскоре выяснилось, что за время функционирования сырьевой модели экономики и непрерывного процесса оттока лучших научных кадров за рубеж („утечка мозгов“) научный потенциал некогда передовой в этом отношении страны оказался близок к исчерпанию».
Опубликованное на днях открытое обращение к премьер-министру и Президенту России группы российских ученых, работающих в западных исследовательских центрах, в очередной раз подтвердило существовавшие ранее опасения на этот счет. «Мы считаем своим долгом обратить ваше внимание на катастрофическое состояние фундаментальной науки в стране. Регресс продолжается, масштабы и острота опасности этого процесса недооцениваются. Уровень финансирования российской науки резко контрастирует с соответствующими показателями развитых стран. Громадной проблемой для России был и остается массовый отток ученых за рубеж», — начинают свое письмо подписанты этого обращения.
Ученые напоминают о том, что в течение десятилетий в СССР была создана мощная научно-техническая база и устойчивые механизмы ее воспроизводства, включая воспроизводство кадров. «Именно эта база, своеобразная научная „ткань“ нашего общества гарантировала научно-технический прогресс, обороноспособность страны и, в конечном счете, независимость России. Продолжающийся распад этой ткани приведет в ближайшее время к полному разрыву связи между поколениями научных работников, исчезновению науки мирового уровня в России и утрате знаний в катастрофических масштабах», — подчеркивают авторы послания российскому руководству.
Среди наиболее острых проблем фундаментальной науки и образования ученые выделяют следующие: существенное отставание российской науки от науки мирового уровня; отсутствие стратегического планирования с постановкой ясных целей; неадекватность финансирования активно работающих ученых, резкое падение престижа научных профессий, связанная с этим проблема кадров; серьезное снижение стандартов в преподавании естественнонаучных дисциплин, ухудшение качества подготовки студентов и аспирантов.
Констатировав бедственное положение науки, российские исследователи перечисляют основные пути вывода из состояния стагнации: увеличение финансирования науки до уровня, адекватного стоящим перед страной задачам, обеспечение условий труда и быта ученых; идентификация важнейших направлений научно-технического прогресса и конкретных проектов, служащих катализаторами развития и приводящих к осязаемым фундаментальным результатам, какими в свое время были космические и атомные программы в СССР; активное привлечение на территорию России крупнейших научно-технических проектов мирового масштаба.
Главная задача подобных проектов — смещение фокуса передовых научных иcследований в Россию, что имело бы колоссальный морально-психологический и практический эффект и послужило бы катализатором развития науки и техники. Уникальной возможностью такого типа является проект создания коллайдера частиц высоких энергий нового поколения. Осуществление этого проекта потребует активной разработки самых современных технологий. Их внедрение в энергетику, информатику, биологию, материаловедение и другие области, а также использование при создании эффективных и безопасных реакторов позволило бы России стать мировым лидером в ряде наукоемких производств.
Русская линия
В Донецке пройдет конференция «Украина в Великой Отечественной войне: осмысление прошлого и взгляд в будущее»
Конференцию организуют Донецкий областной совет и Донецкий национальный университет.
Основные направления работы конференции: Освобождение Украины от нацистских захватчиков в контексте Великой Отечественной и Второй мировой войны; региональный аспект Великой Отечественной войны (на примере Украины); Украина в условиях нацистской оккупации; дискуссионные проблемы истории Великой Отечественной войны; восстановление народного хозяйства на территории Украинской ССР.
Место проведения конференции: Донецкий областной совет, исторический факультет Донецкого национального университета.
Русская линия
Российские ученые провели заседание на тему: «Христианские ценности в России и Европе: опыт ХХ и вызовы XXI веков»
На заседании были обсуждены вопросы, касающиеся роли христианских ценностей на историческом фоне ХХ и начала XXI веков, были также рассмотрены различные аспекты влияния глобализации на христианские ценности в России и Европе. Отмечено. что как Россия, так и Европа стоят перед лицом глобального экономизма, который с особой остротой проявляется в финансово-экономическом кризисе, охватившем большую часть планеты. Участники заседания с интересом восприняли обстоятельное сообщение профессора Марко Риччери, координатора сетевой организации ученых «Религиозное обновление и плюрализм в Европе XXI века», который высказал надежду, что благодаря сотрудничеству Церкви и ученых, теологов и философов, историков и экономистов Европа станет «лабораторией обновленного христианства».
В выступлениях участников заседания была отмечена важная роль музеев в сохранении духовного и культурного наследия русского народа и необходимость более тесного сотрудничества в этой области между музейным и научным сообществом и Русской Православной Церковью. В ходе дискуссии по проблемам духовно-нравственной ситуации, сложившейся в России, участники заседания высказали мнение, что улучшению этой ситуации могла бы содействовать разработка Социального учения Русской Православной Церкви, которое стало естественным развитием принятого в 2000 г. Юбилейным Архиерейским собором документа «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви».
По завершении работы заседания Бюро Совета приняло решение подготовить итоговый документ и направить его в Отделения общественных наук РАН и Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу.
Русская линия
В Ивановском госуниверситете пройдет конференция «Государство, общество, Церковь в истории России XX века»
В ходе конференции предполагается работа следующих секций:
1. Русская Православная Церковь в XX веке;
2. Духовное развитие России в XX веке;
3. Российское государство и общество в ХХ веке;
4. Философское осмысление взаимоотношений государства, общества и церкви в истории России.
К участию в конференции приглашаются ученые, священнослужители, преподаватели, аспиранты духовных и гражданских учебных заведений (академий, семинарий, университетов, институтов, техникумов и училищ) и другие специалисты, исследующие проблемы истории Русской Православной Церкви и других конфессий в контексте истории российского государства и общества ХХ века. Возможно заочное участие.
Оргкомитет предполагает опубликовать материалы конференции к началу ее работы.
Для участия в конференции необходимо до 1 ноября 2009 года выслать заявку и текст статьи объемом не более 6 страниц на электронный адрес napalkovv@mail.ru.
Оргкомитет оставляет за собой право отбора тезисов и статей для публикации и технической корректуры.
Сборники со статьями будут выдаваться авторам при прохождении регистрации для участия в конференции.
В заявке на участие в конференции следует указать: Ф.И.О. (полностью), ученую степень, должность и место работы (название учебного заведения полностью и в сокращении), ученое звание, контактный телефон,
e-mail, какое участие в конференции (очное или заочное) предполагается.
Оплата расходов (на проезд и проживание) за счет командирующей стороны. Для заочных участников оргкомитет после проведения конференции вышлет сборник материалов бандеролью наложенным платежом: стоимость сборника — ориентировочно 200 рублей плюс стоимость почтовой пересылки.
Заявки и статьи для участия в конференции просим присылать не позднее 1 ноября 2009 г. на электронный адрес: napalkovv@mail.ru или по почтовому адресу: 153 025, г. Иваново, ул. Тимирязева, д. 5. Ивановский государственный университет, исторический факультет, Оргкомитет.
Русская линия
Подписано соглашение между правительствами России и Абхазии о взаимных безвизовых поездках
Соглашение имеет целью установление режима наибольшего благоприятствования для взаимных поездок граждан, укрепление договорно-правовой базы российско-абхазских отношений, создание благоприятных условий для развития и углубления гуманитарного обмена.
Соглашение начинает временно применяться по истечении 30 дней с даты подписания и вступает в силу после ратификации обеими сторонами.
Русская линия
Мэр Москвы предложил свой способ борьбы с автомобильными пробками
Столичный градоначальник напомнил, что эта идея уже обсуждалась около трех лет назад. «Мы уже предлагали разделить транспортные потоки так, чтобы банковские служащие, работники производств и студенты начинали свой день в разное время, однако это было осмеяно прессой», — подчеркнул Ю.Лужков. Тем не менее, мэр назвал эту идею полезной.
Отметим, что в 2006 г. Ю. Лужков предложил обратиться в правительство России, дабы административными мерами разделять транспортные потоки. По его мнению, к 7 утра на работу должны приезжать государственные служащие, а также работники банков и офисов.
Инициатива мэра действительно была встречена непониманием, а потому так и осталась проектом. Ее противники заявили, что дифференциация начала рабочего дня не устранит пробки, а лишь сдвинет их начало на час-два назад.
Стоит отметить, что за последние годы городские власти предлагали многочисленные пути решения проблемы пробок в Москве. Среди них — строительство Третьего и Четвертого транспортного кольца. Однако успеть за стремительным ростом количества автомобилей руководству города не удается. Тем более что инфраструктура, созданная во времена СССР, никак не была рассчитана на столь бурное развитие транспорта.
Русская линия
Возбуждено дело по факту ликвидации трех боевиков в Дагестане
Сотрудники дагестанского МВД и УФСБ, отрабатывая оперативную информацию, недалеко от села Тотурбийкала Хасавюртовского района республики попытались остановить автомобиль Nissan Almera.
Находящиеся в нем люди открыли огонь по правоохранителям. Ответным огнем они были ликвидированы, их личности устанавливаются.
«Уголовное дело возбуждено по трем статьям УК РФ: 208 (создание НВФ и участие в нем), 222 (незаконное приобретение, хранение, ношение и применение оружия и боеприпасов) и 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа)», — сказал собеседник агентства.
Русская линия
Безработица США в сентябре 2009 г. выросла до 26-летнего максимума
При этом сокращение числа рабочих мест в несельскохозяйственных отраслях страны в сентябре 2009 г. по сравнению с предыдущим месяцем составило 263 тыс.
Русская линия