В канун праздника Казанской иконы Божией Матери Святейший Патриарх Алексий II совершил Всенощное бдение в Богоявленском кафедральном соборе
Его Святейшеству сослужили митрополит Челябинский и Златоустовский Иов, митрополиты Видинский Дометиан и Русенский Неофит (Болгарский Патриархат), архиепископ Оренбургский и Бузулукский Валентин, архиепископ Истринский Арсений, епископ Филиппопольский Нифон (Антиохийский Патриархат), епископ Орехово-Зуевский Алексий, епископ Красногорский Савва, епископ Дмитровский Александр.
По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве со словом приветствия:
— Дорогие братья и сестры!
Поздравляю всех вас с праздником Заступницы Усердной всего рода христианского!
В тропаре Царице Небесной мы говорим: «За всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися..». Мы верим, что Царица Небесная молится за всех нас. И в этом мы видим духовную радость, в этом мы находим духовное укрепление для себя на своем жизненном пути. Она помогает нашему духовному спасению своими молитвами ея Возлюбленному Сыну — Господу нашему Иисусу Христу. Она укрепляет нас в христианской жизни, в христианских добродетелях, помогает нам своими молитвами нести наш жизненный крест.
Сегодня мы были объединены в общей церковной молитве перед чудотворным образом Царицы Небесной. Мы верим, что каждый из нас будет укреплен молитвенным предстательством Царицы Небесной, согрет ее материнской любовью.
Еще раз поздравляю всех вас с праздником Царицы Небесной!
Да хранит всех вас Господь по ее святым молитвам.
С праздником!
Пресс-служба ЦНЦ «Православная Энциклопедия»
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II встретился с иерархами Болгарской Православной Церкви
С 15 по 24 июля по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Святейшего Патриарха Болгарского Максима митрополиты Дометиан и Неофит совершают официальный визит в Русскую Православную Церковь.
17 и 18 июля, в праздник обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, болгарские иерархи приняли участие в церковных торжествах в Троице-Сергиевой Лавре, которые возглавил Святейший Патриарх Алексий II.
В воскресенье 20 июля митрополиты из Болгарии возглавили Божественную литургию на Болгарском подворье в Москве. Помощник настоятеля Болгарского подворья священник Владимир Голубцов тепло приветствовал гостей и передал им на память иконы Пресвятой Богородицы и святителя Николая. Болгарские гости преподнесли подворью в знак благословения Святейшего Патриарха Максима икону преподобного Иоанна Рильского.
20 июля, в канун праздника явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, митрополиты Дометиан и Неофит сослужили Святейшему Патриарху Алексию за Всенощным бдением в Богоявленском кафедральном соборе Москвы. 21 июля они сослужили митрополиту Челябинскому и Златоустовскому Иову за Божественной литургией в том же храме.
Седмица.Ru
21 июля Русская Православная Церковь отмечает праздник в честь обретения Казанской иконы Божией Матери
Небольшая икона, обретенная девочкой Матроной, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви.
Список с Казанской иконы был прислан в народное ополчение Минина и Пожарского, которое в 1612 году освободило Москву от польских захватчиков. В память об этом событии был установлен еще один день празднования Казанской иконе Божией Матери — 4 ноября — а на Красной площади был построен Казанский собор. Список с иконы, принесший русскому ополчению победу, ныне хранится в Богоявленском кафедральном соборе Москвы.
РИА «Новости» / Русская линия
Первоиерарх РПЦЗ прибудет в Россию для участия вторжествах по случаю 100-летия канонизации преп. Серафима Саровского
Пресс-служба ЦНЦ «Православная Энциклопедия»
Вести с Чеченской войны
Фугас большой мощности взорвался в станице Николаевская Наурского района Чечни в непосредственной близости от территориального отделения милиции. Источники в МВД Чеченской республики сообщили в понедельник «Интерфаксу», что взрывное устройство было заложено на территории гаража местного госхоза, граничащего с территориальным отделением милиции. В результате взрыва жертв и пострадавших нет. Серьезно повреждены две автомашины, принадлежащие милиции. На месте происшествия работает следственная группа.
В ночь с субботу на воскресенье в чеченском селении Дышне-Ведено в боестолкновении погибли шестеро российских военнослужащих, восемь человек получили ранения. Как сообщили в понедельник корреспонденту «Росбалта» в пресс-службе МВД России, подразделение федеральных сил проводило операцию по блокированию крупной группировки боевиков. На улицах селения завязался скоротечный бой. Боевики потеряли убитыми 3 человек, еще один был взят в плен. Остальным, пользуясь темнотой, удалось скрыться.
В Грозном на улице Петропавловская в 150 метрах от блокпоста, на котором несут службу сотрудники ОМОН ГУВД Ставропольского края, был обнаружен фугас, зарытый на обочине дороги и собранный на базе 82-миллиметрового снаряда, а также тротила и электродетонатора. На время обезвреживания фугаса движение по этой оживленной трассе было приостановлено. Жертв и пострадавших нет.
В Ингушетии сотрудниками милиции было обнаружено взрывное устройство. Как сообщили в понедельник РИА «Новости» в пресс-службе Главного управления МВД России по Южному федеральному округу, бомба найдена в городе Малгобек на перекрестке улиц Оксанова и Физкультурная. Бомба находилась в бесхозном пакете, брошенном на улице. Прибывшие на место саперы обезвредили самодельное взрывное устройство, которое состояло из аммиачной селитры, взрывчатого вещества промышленного производства, двух батареек и детонатора. Общий вес бомбы составлял 8 кг, уточнили в пресс-службе.
В столице Чечни сотрудники правоохранительных органов предотвратили крупный теракт. Как сообщили в понедельник корреспонденту «Росбалта» в пресс-службе МВД России, 20 июля около комплекса правительственных зданий был обнаружен припаркованный автомобиль ВАЗ-21 099. В багажнике машины находилось 120 кг пластида, а также электродетонаторы и поражающие элементы. По некоторым данным, взрывное устройство должен был привести в действие террорист-смертник. Специалисты ФСБ обезвредили взрывчатку на месте. В МВД отметили, что в связи с участившимися случаями закладки и подрывов фугасов в Грозном сегодня, 21 июля, началась широкомасштабная операция по выявлению групп боевиков, скрывающихся в городе.
С начала этого года в Чечне пропали без вести около ста жителей, заявили «Интерфаксу» в правительстве республики. «По нашим данным, с начала этого года в Чечне исчезли 98 жителей республики», — сообщил в телефонном интервью в понедельник вице-премьер правительства Чечни Мовсур Хамидов. По его словам, за минувшие сутки в Чечне пропали без вести три человека, в том числе один — в Грозном.
Русская линия
В Риге обретены мощи единственного латвийского православного святого — священномученика Иоанна (Поммера)
Янис (Иоанн) Поммерс родился в 1876 году в Праулиенской волости в семье православного крестьянина-латыша. Окончил Рижское Духовное училище и Духовную семинарию, а также Киевскую Духовную академию, где был удостоен ученой степени кандидата богословия. Он стал одним из образованнейших людей своего времени, самым молодым епископом и первым архиепископом — латышом в истории Русской Православной Церкви.
С 1921-го по 1934 гг. Иоанн (Поммер) возглавлял Латвийскую Православную Церковь. В ночь на 12 октября 1934 года он был зверски замучен в архиерейских покоях в Межапарке. Его привязали к снятой с петель двери и подвергли пыткам — огнем жгли ноги, стреляли из револьвера.
После освидетельствования компетентной комиссией и завершения технической подготовки ЛПЦ МП планирует перенести мощи святого Иоанна (Поммера) в собор Рождества Христова. Об этом событии жители Латвии будут оповещены заблаговременно.
Благовест-инфо
В столице Молдавии прошел Крестный ход с молитвой об установлении гражданского мира в стране
ИТАР-ТАСС
Патриарх Варфоломей огорчен поведением Элладской Церкви
В Мирине Вселенский Патриарх намекнул, что Константинопольский патриархат испытывает огорчение со стороны Элладской Церкви, которая заявляет о своих правах на некоторые греческие диоцезы, находящиеся в его духовной власти.
Патриарх Варфоломей посетовал, что Константинопольский патриархат страдает «не только от заграничных Церквей, но и от тех, кто должен поддерживать и проявлять солидарность с находящимися в одиночестве», передает греческая газета «Kathimerini».
Патриарх помолился о упокоении тех, кто умер на этом острове, находясь в изгнании и терпя бедствие.
По окончании службы он посадил оливковое дерево — символ мира.
Athens News Agency
Папский визит в Монголию перенесен на 2004 год
Количество верующих католиков в Монголии составляет 177 человек. Как заявил один высокопоставленный прелат римской курии, «проще привезти их всех в Рим на одном самолете, чем отправлять папу в столь дальнюю дорогу».
ИТАР-ТАСС
Православные составляют большую часть верующих Латвии
За последние два года число православных выросло более чем на 6%. Почти втрое увеличилась численность баптистов. Неизменным осталось лишь число старообрядцев.
Православных жителей в Риге — 41,2% от общего населения, лютеран — 16,85%, католиков — 15,7%, атеистов — 9,7%. Абсолютное большинство лютеране имеют в Видземе, Курземе и Земгале, а в Латгалии преобладают католики и старообрядцы.
По последним данным Управления по делам религий, в Латвии живут 350 000 православных, 247 931 католиков, 37 000 лютеран, 3 849 адвентистов седьмого дня, 6 503 баптиста, 4 911 членов общин Святой Троицы, 2 281 старообрядец, 126 кришнаитов, 105 свидетелей Иеговы, 995 приверженцев Новоапостольской церкви, 601 — Методистской церкви, 603 «богодержца» (язычника), 182 мусульманина, 182 приверженца Реформатской церкви, 35 буддистов и несколько приверженцев других религиозных течений.
Благовест-инфо / Русская линия
Трудных подростков в Архангельской епархии воспитывают студенты-богословы
В этом году в Сие впервые работал детский лагерь, который организовал государственный областной социально-мемориальный центр «Поиск».
12 мальчиков в возрасте от 11 до 17 лет жили в палаточном лагере на территории обители и были заняты на сельскохозяйственных работах, а также участвовали в богослужениях. Трифон отметил, что специально для спортивных состязаний детей монастырь устроил футбольное поле. В Сии организована лагерная смена для «трудных» подростков из Емецкого детского дома.
Занимаются с подростками студенты Свято — Тихоновского православного богословского института (Москва), тем самым проходя педагогическую и миссионерскую практику.
ИА «Русский Север»
Пограничники-новобранцы на Камчатке приняли присягу на кресте и Евангелии
В торжественной церемонии приняли участие более 300 новобранцев. Об этом сообщил заместитель начальника Северо-Восточного регионального управления пограничных войск генерал-майор Михаил Михальчев.
По его словам, «для клятвы на кресте и Евангелии основное — принцип добровольности». При этом он отметил, что епископ Петропавловский и Камчатский Игнатий, который возглавил церемонию, заблаговременно побеседовал со всеми, кто пожелал присягнуть по канонам РПЦ.
Генерал-майор Михальчев сообщил также, что «сразу после присяги военнослужащие отправились к постоянным местам службы».
Newsru.com
В Саранске начаты археологические раскопки на месте строительства собора св. Феодора Ушакова
На сегодняшний день раскоп, заложенный археологами, выявил слои XVIII и XIX веков. Среди находок — пять монет середины XVIII, начала XIX и начала XX веков, большое количество глиняной посуды, бытовых предметов из железа. По словам Шитова, в ближайшее время основной задачей поисковой группы является обнаружение более древнего слоя, относящегося к периоду основания Саранска — 1641 г. «Мы будем продолжать наблюдение за земляными работами, — заявил Виктор Шитов. — Если при рытье котлована будут обнаружены предметы, представляющие историческую ценность, строители предоставят нам возможность изучить открывшийся слой».
Археологические работы на месте строительства храма продолжатся до осени. Все найденные предметы будут переданы в республиканский краеведческий музей, где войдут в экспозицию, посвященную истории Саранска.
РИА «Новости»
Из Курска в Дивеево стартовал легкоатлетический пробег «От храма к храму»
Планируется, что на обратном пути спортсмены посетят Щегры, Ливны, Елец, далее — Моршанск, Шацк и Теньгушево. 26 июля участники пробега торжественно пробегут по улицам Сарова до храма Серафима Саровского. Пробег «От храма к храму. Курск — Саров» возглавляет участник памятного пробега «Москва-Иерусалим» Вячеслав Линник.
НТА Приволжье
Икона преп. Серафима Саровского возвращается в Дивеево после поездки по России
По словам настоятельницы Дивеевской обители, игумении Сергии, икона преподобного Серафима написана сестрами иконописного послушания Дивеевской обители около 1916 года, спустя 13 лет после канонизации преподобного. Во время гонений на церковь в 1927 году монастырь был разгромлен, а икону хотели использовать как доску для стола в милиции. Но заботами сестер, которые остались жить в Дивееве после ликвидации монастыря, икона была сохранена, и в течение 70 лет перед ней молились и служили молебны. С 1991 года по настоящее время образ находится в монастырской келье схимонахини Маргариты, которая была единственной монахиней Дивеевской обители, дожившей до времени возрождения обители. В год 100-летия прославления Серафима Саровского в лике святых икона впервые в сопровождении сестер монастыря покидала Дивеево.
РИА «Новости»
В рамках фестиваля «Небо святого Сергия» воздушные шары пролетели над Троице-Сергиевой Лаврой
Аэростат, самый тяжелый из которых весит 250 килограммов, умещается в прицепе легкового автомобиля. Самый высокий — имеет высоту 25-этажного дома. Все пилоты воздушных шаров имеют международные лицензии. Перед стартом медики обследовали их по всем летным формам.
Фестиваль был приурочен ко дню памяти одного из самых почитаемых на Руси святых — преподобного Сергия, игумена Радонежского. Фестиваль проводился по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Фестиваль тепловых аэростатов проводится в Сергиевом Посаде уже второй раз.
ИТАР-ТАСС
В МВД прошли торжества по случаю праздника Казанской иконы Божией Матери
РИА «Новости»
Скончался ключарь Богоявленского собора в Елохове протоиерей Николай Воробьев
Пресс-служба ЦНЦ «Православная Энциклопедия»
Настоятелем храма при онкологической клинике в Екатеринбурге стал доктор медицинских наук
ИТАР-ТАСС
Царско-Серафимовский Крестный ход, вышедший из Екатеринбурга 19 мая, в день рождения Царя-Страстотерпца Николая, пересек границу Нижегородской области
К 30 июля паломники прибудут в Дивеево для участия в торжествах в честь 100-летия канонизации преподобного Серафима Саровского. В Дивеево на праздник прибудут также Крестные ходы из Курска и Краснодара.
ИА Екатеринбургской епархии
22 июля в Сарове и Дивеево пройдет заключительное заседание оргкомитета по подготовке к празднованию 100-летия канонизации Серафима Саровского
Кроме того, члены оргкомитета обсудят программу основных мероприятий с участием патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и Президента России Владимира Путина в Дивеево и Сарове, вопросы обеспечения безопасности во время торжеств. Также будут подведены итоги работы областной комиссии по подготовке к торжествам.
НТА Приволжье
НППР требует третье место в избирательном списке КПРФ
Можно со стопроцентной уверенностью предсказать, что руководство КПРФ не обратит внимания на этот ультиматум. Третье место в списке всего одно, а мелких, но амбициозных союзников много. Напомним, что как уже заявлял лидер КПРФ Геннадий Зюганов коммунистическая тройка окончательно будет определена в сентябре. Среди наиболее вероятных кандидатов в тройку назывались: Геннадий Зюганов, нобелевский лауреат Жорес Алферов, лидер аграриев Николай Харитонов, Сергей Глазьев и космонавт Светлана Савицкая.
Русская линия
НПС РФ предложили персональный состав руководителей левого блока
В обращении говорится: «Дорогие друзья, в сложившейся общественно-политической ситуации, когда все праволиберальные силы, нанесшие стране огромный ущерб, сплачиваются и делают все дозволенное и недозволеное, чтобы полностью взять под контроль высший законодательный орган страны — Государственную Думу, — патриотические силы обязаны в интересах народов России объединить усилия по созданию коалиции (блока) национально-патриотических сил и тем самым сорвать планы антигосударственных и антинациональных сил, — говорится в обращении. — Люди верят Вам, и вы должны заявить во весь голос о необходимости создания широкой коалиции патриотов России, возглавить ее и придать новый импульс развитию государственности и укреплению прав народов России».
Русская линия
Уже 29 человек заявили о желании стать губернатором Петербурга
Кроме того, как сообщили РИА «Новости» в горзибиркоме, в понедельник о намерении баллотироваться в губернаторы их уведомили еще два кандидата: председатель всероссийского общественного движения «Против преступности и беззакония» Дмитрий Бердников и временно неработающий Сергей Рудаков, который сам выдвинул свою кандидатуру.
Выборы губернатора Санкт-Петербурга назначены на 21 сентября. На сегодняшний день о желании баллотироваться на этот пост заявили 29 человек.
Среди них: депутат муниципального округа номер 62 Александр Габитов, депутат Законодательного собрания Петербурга Алексей Тимофеев, бывший глава администрации Липецкой области Геннадий Купцов, полномочный представитель президента России в Северо-Западном федеральном округе Валентина Матвиенко, депутат Госдумы Петр Шелищ, гендиректор AIRLEN Russian Airlines Николай Кузнецов, бывший гендиректор ОАО «Международный аэропорт «Шереметьево» Сергей Беляев, журналист отдела расследований газеты «Земля России» Василий Горячев, временно неработающий Владислав Терехин и Татьяна Амелина, которая о роде своих занятий ничего не сообщила.
За пост губернатора намерены бороться также обозреватель газеты «Новый Петербург» Евгений Гильбо, автор порнофильмов Сергей Прянишников, председатель межрегиональной общественной организации развития среднего класса «Солнечный Путь» Михаил Щелконогов, предприниматель Рашид Джабаров, Василий Терентьев, заявивший, что он «исполняющий обязанности императора Великой Российской империи», генеральный директор ОАО «Петролакт» Геннадий Василенко — кандидат от политической партии «Развитие предпринимательства» и старший бортпроводник ФГУАП «Пулково» Олег Титов.
Кроме того, в борьбу за губернаторское кресло вступили депутат городского Законодательного собрания Михаил Амосов, вице-губернатор города Анна Маркова, директор 1-й макаронной фабрики Виктор Ефимов, пенсионер Роберт Барановский, который на общественных началах является патронажным работником в обществе «Ева», начальник отдела проверки отчетности юридических лиц УМНС по Адмиралтейскому району Людмила Лазаренко, профессор Санкт-Петербургского института экономики и финансов Сергей Росс и депутат Законодательного собрания Петербурга Вадим Войтановский.
Трое кандидатов — Василий Терентьев, Николай Кузнецов и Евгений Гильбо — претендуют одновременно на пост городского и областного губернаторов.
Среди кандидатов есть идва известных в Петербурге патриотических деятеля: декан юридического факультета Санкт-Петербургского университета водных коммуникаций Олег Каратаев и заместитель директора информационного агентства «Экспресс-хроника» Юрий Беляев.
Кандидаты на пост губернатора Санкт-Петербурга будут официально зарегистрированы горизбиркомом после внесения залога или предоставления подписей избирателей. Для регистрации необходимо собрать подписи одного процента избирателей (32 тысячи подписей) или внести избирательный залог в размере 7,5 миллионов рублей. Подписи или залог должны быть представлены в избирком до 31 июля.
Русская линия
Предстоятель Украинской Православной Церкви встретился с руководителями Украины
УПЦ МП / Русская линия
Открылась художественная выставка «Мир глазами детей»
Пресс-служба Симферопольской епархии
В Зеленодольске будет построен храм cв. апостола Андрея Первозванного
Intertat.ru
Тихвинская икона Божией Матери принадлежит к числу ценностей, незаконно вывезенных из России, считает Михаил Швыдкой
О сроках возвращения Швыдкой говорить не стал, отметив, что Департаментом по сохранению культурных ценностей сейчас «ведется работа». Между тем, еще весной нынешнего года митрополит Санкт-Петербурсгкий и Ладожский Владимир (Котляров) публично объявил, что в результате переговоров Московской Патриархии с владельцем иконы, клириком Американской автокефальной церкви отцом Сергием Гарклавсом срок возвращения установлен. Это лето 2004 года.
По преданию, написанный евангелистом Лукой Тихвинский образ Богоматери был чудесно явлен у реки Тихвинки в 1383 году. В XVI веке царь Иоанн Грозный повелел построить для нее Успенский мужской монастырь в Тихвине.
Икона-покровительница северо-западных земель России была вывезена настоятелем местного храма отцом Иоанном из этого города во время фашистской оккупации сначала в Европу, а затем в США. Ныне она находится в Чикаго. По завещанию священника, святыня должна вернуться в монастырь при условии его полного возрождения.
Портал-Credo.Ru
Икону Серафима Саровского, закончившую свое шествие по России в честь 100-летия канонизации преподобного Серафима, из Екатеринбурга в Дивеево провожали четыре тысячи уральцев
В Екатеринбурге образ пробыл две недели и за это время ему поклонились тысячи уральцев и паломников из других регионов страны. Провожали икону Крестным ходом около четырех тысяч человек. Крестный ход прошел от Храма-на-Крови до железнодорожного вокзала.
Икона с частицей мощей святого отправилась на постоянное место своего пребывания, в Серафимо-Дивеевский монастырь Нижегородской епархии, где 31 июля — 1 августа встретит 100 — летие обретения мощей Серафима Саровского.
Уральцы простились с иконой на привокзальной площади, а на платформе чудотворной святыне поклонились сотрудники вокзала и пассажиры транзитных поездов. Ведь икона преподобного Серафима посетила Урал впервые со времени своего существования, и вполне может быть, что больше сюда не приедет. И соприкоснуться с этим источником Божественной благодати можно будет только отправившись в паломничество в Дивеево.
Православная газета
Президент, Правительство и депутаты Государственной Думы России считают возможным непринятие ИНН юридическими лицами
Так, в частности, был опубликован текст письма заместителя Председателя Правительства РФ — министра финансов Алексея Кудрина N 1005 п-ПЗ от 18.02.03, в котором, со ссылкой на распоряжение Президента РФ за N Пр-111 от 22.01.03, сообщается, что «Правительство Российской Федерации считает возможным согласиться с. предложением об освобождении от представления в налоговые органы бухгалтерской отчетности религиозными организациями, не имеющими объектов обложения налогами».
Из этого письма делается вывод о том, что «по сути, религиозные общины теперь могут существовать без ИНН и прочих идентификационных номеров, обозначенных штрих-кодом. Тем самым кодом стандарта EAN-13, в котором федеральный суд нашел „число дьявола“».
Наряду с требованием отмены ИНН началась борьба против основного государственного регистрационного номера (ОГРН), который, как машиночитаемый код, борцами с ИНН также считается антихристианским.
Как сообщается, в Государственную думу РФ был направлен законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ, «предоставляющих право всем православным людям и православным общинам стоять на налоговом учете без присвоения им ИНН».
В преддверии избирательной кампании ряд депутатов, выступающих за интересы «традиционных религий», не преминули высказать свои позиции по этому вопросу.
Так, депутаты Анатолий Грешневиков, Александр Белоусов, Александр Шульга выступили авторами законопроекта, отменяющего обязательность принятия ИНН для гражданина России. «Взаимопонимание и заинтересованность со стороны депутатов в продвижении этого закона через Госдуму» борцы с ИНН нашли, по их словам, у Валентина Шурчанова, Татьяны Астраханкиной и других.
Кроме того, в рамках борьбы с машиночитаемыми кодами был поднят вопрос о новом бланке паспорта гражданина России, в котором, по мнению правозащитников, также может находиться машиночитаемый код, а также «иудейская символика».
Идею борьбы против машиночитаемых кодов активно одержал депутат Александр Шульга, выступая в эфире Санкт-Петербургкой студии радио «Слово».
Информационно-аналитический центр «Сова»
«Икону по почте не пошлешь»
(Согласно последним сообщениям из Ватикана визит Папы в Монголию перенесен на 2004 год / РЛ)
Директор Центра восточно-христианской культуры Алексей Лидов — ГАЗЕТЕ
История ватиканского списка
В 30--50-х годах эта икона находилась в частном владении. В эмигрантской среде не утихали слухи о том, что это и есть украденная в 1904 году из Казани чудотворная икона. Архиепископу Зарубежной церкви Иоанну Шаховскому удалось договориться, чтобы в 1963 году она была выставлена в храме Бостона. В 1964-м ее показали на Всемирной выставке в Нью-Йорке. В 1970 году директор Фатимского центра (Португалия) выкупил ее и 21 июля передал в католический храм в Фатиме, связанный с Россией особо: с мая по октябрь 1917 года именно там трем детям явилась Богоматерь и поведала три откровения о России.
После покушения Папа несколько раз молился перед этой иконой в Фатиме, а затем икону передали в его личные покои. С 1995 по 1998 годы Папа четырежды приглашал небольшие делегации из России, участниками которых были академик Сергей Аверинцев, поэтесса Ольга Седакова, музыкант Юрий Шевчук и другие деятели культуры, для совместной молитвы перед Казанской иконой. Видели эту икону и многие клирики РПЦ. Ни Ватикан, ни Патриархия никогда не настаивали на том, что эта икона и есть «та самая» Казанская, и не подвергали сомнению то, что икона чтимая. До последнего времени было неясно, что это за список, однако в результате экспертизы 2003 года удалось ее продатировать XVIII веком.
Интрига передачи папской иконы
Никогда в истории не происходило встреч глав двух самых больших церквей — Папы Римского и Патриарха Московского. Впервые за тысячу лет раскола глава Римской церкви обратился к РПЦ в 1988 году в связи с 1000-летием Крещения Руси. В 1995 году от себя и от имени Церкви Иоанн Павел II впервые принес покаяние за разрыв единства Церкви.
Сюжет передачи иконы из рук Папы Патриарху возник в 1997 году, когда готовилась их встреча. Однако она не состоялась из-за изгнания православных общин греко-католиками на Западной Украине.
Дальше отношения только ухудшались, а образование католических епархий в России и Казахстане завело ситуацию в тупик.
В 2003 году СМИ Польши, России и Италии вернулись к теме передачи ватиканского списка. Президент Татарстана и мэр Казани сделали заявление о том, что Папа в ходе намеченного на август визита в Монголию может сделать короткую остановку в Казани и передать икону светским властям Татарстана. Владимир Путин, Михаил Касьянов, спикер СФ Сергей Миронов, ряд российских министров и посол России в Ватикане в течение весны высказывались на эту тему, оговаривая, что визит и передача возможны при согласии РПЦ.
Даже совместная экспертиза Ватикана и России, установившая, что папская реликвия не является ни одним из трех самых чтимых Казанских, не поставила точку в этой истории. Уже в июне президент Путин в ходе визита в Великобританию вновь вернулся к теме взаимоотношений РПЦ с Ватиканом, а Минтимер Шаймиев подчеркнул, что статус Татарстана позволяет приглашать и принимать гостей такого уровня. Политический советник президента Татарстана Рафаиль Хакимов заявил ГАЗЕТЕ, что «визит возможен, если этот визит необходим Путину, а Патриарх сможет объяснить Синоду и верующим, что Татарстан самостоятельно может принимать решения как территория мусульманско-православная, а икона — все же Казанская».
Сам понтифик несколько раз выразил пожелание сделать небольшую остановку в Казани. Премьер-министр Италии Сильвио Берлускони также участвовал в обсуждении этого вопроса с российскими властями. В самом Ватикане ГАЗЕТЕ отказались прогнозировать вероятность поправок в 102-м маршруте Папы. Глава российских католиков митрополит Тадеуш Кондрусевич объяснил ГАЗЕТЕ мотивы святого отца так: «Папа хочет передать святыню — но как передать? На почту не пойдешь. Папа хочет посетить Россию, но просто так посадка самолета произойти не может. Были приглашения на всех уровнях, но что имелось в виду?»
Патриарх против дара
В отличие от светских политиков Патриархия занимает неизменно отрицательную позицию в отношении визита понтифика и передачи иконы как повода для этого визита. Еще год назад Патриарх Алексий II в интервью ГАЗЕТЕ подчеркнул, что «готов встретиться с Папой Римским, но это должна быть встреча, которая реально разрешит названные многолетние проблемы», то есть урегулирование церковного конфликта на Украине и прекращение прозелитизма в России. Учреждение католических епархий и поста католического митрополита в России рассматривается РПЦ как посягательство Ватикана на духовное пространство России.
Приглашение Папе посетить Россию прозвучало из уст Михаила Горбачева, Бориса Ельцина, Владимира Путина. Однако все они делали оговорку, что такой визит возможен в случае согласия Патриарха. Источник ГАЗЕТЫ в МП указал, что «призыв „бойся данайцев, дары приносящих“ остается актуальным, поэтому Папе, считающему себя победителем коммунизма, не встретиться с нашим Патриархом, который знал гонения советского времени, а теперь увидел католические гонения на Украине».
При этом оба иерарха согласно протоколу обмениваются пасхальными и рождественскими поздравлениями, делегациями и приветствиями, оба выступили против войны в Ираке. В МП ГАЗЕТУ заверили, что ни разу официального запроса о визите сделано не было, как и никаких церковных переговоров на эту тему с 1997 года не велось.
Папский маршрут в небе России
В ходе своего 102-го визита Папа впервые пролетит над Россией. Экипаж его самолета должен будет запросить воздушный коридор именно над российской территорией, поскольку попасть в Монголию можно лишь из России или Китая. По правилам Святого престола в пункт назначения Папа летит на самолете компании Al Italia, а возвращается на самолете, предоставляемом приглашающей стороной. По сведениям ГАЗЕТЫ, президент Монголии летает на «Боинге». В монгольской авиакомпании MIAT есть Боинги-737, Аэробусы-310 и Aн-24. Все лайнеры, кроме Ан-24, могут проделать маршрут без дозаправки. В том случае, если Папа все же примет решение о посещении Татарстана, его служба должна будет договариваться с монгольскими властями о предоставлении самолета, нуждающегося в дозаправке, которая и может быть осуществлена в Казани. Источник ГАЗЕТЫ в Ватикане полагает, что если и остается такая возможность, то она «явится как экспромт», окончательное решение будет принято в последний момент, его согласуют и с президентом России, и с Патриархом, а «исполнит третья сторона — представители исламского меньшинства» России в Казани, но даже в том случае, если Папа не ступит на землю, он «посвятит Россию сердцу Иисусову».
Наиболее чтимые русские чудотворные иконы
Владимирская. Византийская икона, в начале XII века привезенная в Киев из Константинополя. В 1155 году князь Андрей Боголюбский увез ее во Владимир. В 1395 году ее заступничеству приписывают спасение Москвы от нашествия Тамерлана. С 1480 года находилась в Москве, в Успенском соборе Кремля, где она стала главной святыней России. Сейчас находится в храме Николы в Толмачах, входящем в комплекс Третьяковской галереи.
Смоленская. Византийская икона Одигитрии попавшая, по преданию, на Русь в ХI веке. Широкое почитание в Москве начинается с XV века. Византийская икона XIV века, которая почиталась как Богоматерь Смоленская, хранится в собрании Московского Кремля.
Тихвинская. Древняя икона, которая, согласно преданию, явилась в 1383 году на Тихвине, находится в православном приходе в США. Увезена священником после войны из Тихвинского монастыря в Ригу, потом — в Баварию, затем — в Чикаго. Все эти годы она находилась в семье священника, завещавшего ее вернуть после падения коммунизма на родину. Сейчас икона совершает годовое прощальное паломничество по приходам США перед возвращением в Россию в июле 2004 года.
Федоровская. Прославилась в Костроме в 1239 году, когда, по позднему преданию, была перенесена из разоренного ордынцами Городца в Кострому великомучеником Федором Стратилатом, от которого и получила название. Этой иконой в 1613 года был благословлен на царство Михаил Романов. Жены русских царей иноземного происхождения получали отчество Федоровна в честь именно этой иконы. Федоровский городок в древнерусском стиле под Петербургом был выстроен последними Романовыми в честь этой иконы. Хранится в Воскресенском храме Костромы.
Новгородское Знамение. Согласно летописи, в 1170 году суздальцы осадили Новгород. По византийскому обычаю новгородцы принесли икону на городские стены во время осады. Когда в нее попали стрелы, икона «заплакала» и отвернулась, а стрелы же полетели обратно и поразили суздальцев. Икона стала называться «Знамение» в память о чуде. Древняя двусторонняя икона XII века хранится в Софийском соборе Новгорода, в киоте перед иконостасом.
Казанская. В 1579 году ее нашла девочка Матрена на пепелище в Казани. Икона поразила всех видевших ее, включая Ивана Грозного и митрополита Гермогена, своим необычным стилем. Все три самые известные и наиболее почитаемые иконы из Казани, Москвы и Петербурга бесследно исчезли.
Один из самый ранних списков — икона 1606 года работы Прокопия Чирина — хранится в Третьяковской галерее.
Толгская икона Божьей матери. Была явлена под Ярославлем в 1314 году. Находится в Ярославском художественном музее.
На прошлой неделе в Россию, в Екатеринбург, была возвращена икона «Троеручица», которая находилась в царской семье до дня их смерти. Икону вывез один из колчаковских следователей, расследовавших обстоятельства гибели царской семьи. 75 лет она хранилась в эмиграции среди родственников Романовых.
«Чудотворные иконы всегда были «ньюсмейкерами»
Христианские реликвии были и остаются в центре политики. О причинах этого феномена обозревателю ГАЗЕТЫ Надежде Кеворковой рассказал Алексей Лидов, директор Центра восточно-христианской культуры, руководитель международного научного проекта «Чудотворные иконы в Византии и Древней Руси».
— Как вы оцениваете всю многолетнюю историю с возвращением Казанской иконы из Ватикана?
— Как наглядное подтверждение, что чудеса — сюжет политический.
— Вы либо верите в святость иконы, либо нет, как она может быть фактором политики?
— Чудотворные иконы всегда были 'ньюсмейкерами', а чудеса — событиями первого информационного ряда. В Константинополе, например, по пятницам происходило чудо — поднятие завесы перед Влахернской иконой Богоматери. Так вот на рубеже XI--XII веков император Алексей Комнин уже во главе собранного в поход войска пришел поклониться иконе — но чуда не произошло, и это расценили как божественное предостережение. Пришлось отложить поход до следующей пятницы! Чудо иногда было более важным элементом истории, нежели события, которым мы сейчас придаем первостепенное значение. Удивительно, что почитание икон так мало исследовано. Например, пушкинисты не смогли мне ответить, какая чудотворная икона почиталась в семье Пушкина, о котором известно практически все. Почему чудотворные иконы не изучались после революции — понятно, но это не изучалось и до революции, хотя, как кажется, русская гуманитарная наука тогда исследовала практически все.
— Но в массовом сознании придание политического значения акту возвращения Казанской только «портит» возвращение иконы, разве не так?
— Она всегда была в центре политики. Обретение иконы в Казани в 1579 году дало новый импульс к христианизации недавно завоеванных земель. Один из списков Казанской иконы оказывается в войске Минина и Пожарского. Ее покровительству приписывается освобождение Руси от поляков в 1612 году. А политическим результатом этого освобождения стало появление новой династии Романовых год спустя. Романовы почитали эту икону как особую покровительницу царской семьи и страны, что превратило ее в одну из главных чудотворных икон России. Оба освобождения Москвы от иноземцев (в 1612 году — от поляков, в 1812-м — от французов) были приписаны чудесному покровительству именно Казанской иконы: Кутузов получает ее благословение перед Бородинским сражением, ей в дар он приносит все трофейное серебро после разгрома Наполеона (из него был сделан иконостас Казанского собора в Петербурге). Петр I, привезя в Санкт-Петербург еще один древний список, сделал Богородицу Казанскую покровительницей города, для нее и выстроен Казанский собор. По оборонительным рубежам Ленинграда во время блокады с одним из ее списков совершались крестные ходы, как некогда в средневековой Москве.
— Список с иконы ниже по чину, чем сама чудотворная?
— Большинство древнерусских икон — либо чудотворные, либо списки с них. Для иконописцев до сих пор важно то, что они пишут не просто Христа или Богородицу, а образ, восходящий к чудотворному прототипу. С точки зрения Церкви, потенциальная возможность чуда заключена в любой иконе. Это ясно сказано в чине освящения иконы. Но только избранные иконы получают этот дар. А критерий тут один — само чудо.
— А что принято понимать под чудесами?
— Абсолютное большинство чудотворений связано с исцелением, которое люди получают после молитвы перед иконой. Физиолог-позитивист убежден, что это связано с психическим состоянием, переживанием молящегося, которое и приводит его к выздоровлению. Увы, доказательств не больше, чем у тех, кто верит, что Заступница исцелила чудесным образом. Известны тысячи случаев, когда медицина не в силах объяснить, что произошло, а люди выздоравливают. Разубедить исцеленных невозможно. Не существует и общепризнанных научных аргументов, которые показали бы, что люди заблуждаются.
— Среди ныне существующих в России списков Казанской иконы есть чудотворные?
— Все три главные чудотворные иконы Казанской Богоматери исчезли. Главная — обретенная и хранившаяся в Казани — была украдена и, если верить показаниям вора, уничтожена, а драгоценный оклад разобран на части. Сохранились фотографии и описания — она не имеет ничего общего с иконой в Ватикане. Исчез и второй по времени список, но, может быть, первый по значимости, — тот, что находился в войсках Минина и Пожарского, а затем — в Казанском соборе на Красной площади. Исчез и список из Казанского собора Петербурга. Но сохранилось много других. Казанских в России были написаны тысячи, несколько десятков из них прославились как чудотворные. Одна из самых красивых — икона из Вознесенского монастыря Московского Кремля. Это список конца XVII века, с окладом XVIII века. В ее оклад вмонтированы две драгоценные реликвии — волосы Богоматери и частичка ее ризы. С начала XVIII века по приказу инокини Иоанны Барятинской, принесшей эту икону в монастырь, велась фиксация чудотворений от этой иконы. Сейчас эта икона находится в Оружейной палате.
— Что значит «явление иконы»? Сейчас их просто находят, не «обретают»?
— Тип явления — это особый исторический сюжет. В XII веке чудотворные образы привозят из Византии, в XIII--XV веках находят в воде или на деревьях, в XVII веке часто покупают, иногда в заморских странах. Обретение Казанской в 1579 г. в земле после пожара представляет замечательно документированный случай, подробно описанный очевидцем событий, который, в частности, указывает, как долго люди не верят девочке Матроне, рассказывающей о своем видении. Вполне можно представить себе эту историю и в наши дни.
— Есть что-то общее в чудотворных иконах, какая-нибудь деталь, которая их объединяет?
— В этих иконах всегда есть что-то особенное, и часто это не древность или художественное совершенство. По моему ощущению, которое я не берусь доказать научно, этот выбор не случаен. В афонском монастыре Ватопед хранится большая древняя икона Богоматери XIV века. Перед ней стоит совсем маленькая икона — с точки зрения искусства, совсем неинтересная. Но именно она увешана драгоценными дарами, а на большой ничего нет. Я спросил у афонского монаха: «Это та знаменитая икона?» — «Да, да, это знаменитая, древняя.» — и рассказал ее историю. Тогда я поинтересовался, почему все дары находятся на маленькой и не знаменитой Богоматери Пантанассе, которая всего несколько лет назад появилась в монастыре. Он посмотрел на меня с некоторым удивлением: «Ведь эта чудотворит, а большая — нет!». Всегда существовала «чудотворная специализация», она существует и до сих пор. По мнению верующих, икона Пантанассы из Ватопеда исцеляет детский рак.
— Чудотворным в России становится только каноническое изображение, идущее от византийских образцов?
— Нет. На Русь в XVII веке через Польшу и Украину приходят западные изводы, например апокалиптический сюжет «жена, облеченная в солнце» — с точки зрения византийской традиции, экзотика. Людям это так нравилось, что, даже не имея никаких сказаний и преданий, они начинали их почитать как чудотворные образы. Иногда почитание возникало и без фактов зафиксированных чудес — столь прекрасным им казался сам образ. Конечно, это уже кризис, существенная ревизия византийских ценностей в пользу внешней эстетики. А в XIX веке мы можем отметить почитание образов, написанных обычными живописцами маслом на холсте в академической манере. Такой была икона Богоматери «Спорительница хлебов», которая находилась в келье знаменитого св. Амвросия Оптинского. Сотни списков с этого образа создавались в Оптиной пустыни, и никому не приходило в голову поставить их «неканоническую» технику под сомнение.
— Фотография тоже может стать чудотворной иконой?
— Самая знаменитая из недавно прославившихся представляет собой цветную ксерокопию, сделанную с иконы царя-мученика Николая II, написанной в Америке в 1996 г. Спустя два года от иконы-ксерокопии, оказавшейся в России, стали происходить чудеса — она начала источать благоухания в московских квартирах и церквах, а на ее поверхности появлялись капельки миро. Происходили и исцеления. В 1999 году на самолете МЧС с этой иконой был совершен крестный ход (или, точнее, лет) по границам России. На первый взгляд это может показаться аттракционом, но если задуматься, то это деяние соответствует и духу, и букве византийской традиции при всей современности технического решения. Не забудем и вездесущий политический аспект — все чудесные события происходят накануне трудной и спорной канонизации Николая II.
— Есть какая-то иерархия среди русских чудотворных икон?
— Жесткую иерархию никто никогда не устанавливал, но она, тем не менее, есть. Среди нескольких сотен почитаемых икон были разные уровни прославления, которые нашли отражение, например, в количестве официальных празднований. Главной святыней считается Владимирская, которая имеет три главных праздника в год. Она почитается как небесная покровительница всей России, начиная с 1395 года, когда с ее чудотворным заступничеством связали спасение Москвы от Тамерлана. Эта великая византийская икона была в начале XII века привезена в Киев, и об этом как о выдающемся событии сообщается в летописи, притом что греческие иконы привозили на Русь тысячами. Считается, что это был список с той самой чудотворной иконы из Влахернского храма Константинополя.
— Вы считаете достоверным рассказ о том, что Владимирская икона была написана на столешнице стола Тайной вечери, а автор ее — евангелист Лука?
— Предание о столешнице — очень позднее, рассказ об авторстве возникает на Руси в XV веке. А самые ранние свидетельства о том, что евангелист Лука был иконописцем, относятся к VIII веку — времени иконоборчества. Это не опровергает и не доказывает его авторства, это просто исторический факт, который отнюдь не всегда совпадает с благочестивыми легендами.
— А где место чудотворным иконам? В музее верующие к ним не могут прикоснуться, а в храме нарушаются условия хранения.
— Владимирская икона сейчас находится в храме Николы в Толмачах, входящем в комплекс Третьяковской галереи, — идеальное компромиссное решение, которое, к сожалению, не может стать правилом. На мой взгляд, древние иконы должны оставаться там, где они находятся. Главное — сохранить святыни-памятники, которые составляют национальное достояние всей России, не только православной. Прежде иконы находились в постоянном движении. Для нас это непривычно, поскольку мы привыкли к их музеефикации. Иконы «ходили» в крестных ходах, «встречались» друг с другом, «ходили в гости» к другим иконам. Это был насыщенный мир, не застывшая схоластика, а живое религиозное чувство, в которое было вложено очень много ума и знания. В рамках христианской концепции мира, представляющей ряд непрерывных чудес, движение происходит от чуда к чуду. В истории многое можно понять, лишь осознав природу такого миросозерцания. Интересно, что в современном российском обществе существует потребность в возвращении древних традиций. Мы недавно видели, как громадная процессия с мощами Андрея Первозванного выплеснулась на улицы современной Москвы.
— Подозрительно для людей то, что реликвии притягивают паломников, большие деньги, и, как следствие, некоторые склонны искать мошенничество, так?
— Я не настаиваю на реальности чудес, поскольку это недоказуемо, но целый ряд современных и исторических событий может быть понят, только если их рассматривать сквозь призму чудотворения. Серьезные исследователи избегали этих сюжетов, поскольку со времени французских просветителей принято считать, что разоблачительный взгляд на чудеса есть норма либерального сознания. С того времени чудеса — символ мошенничества церковников, вспомним знаменитую кинопародию «Чудо святого Йоргена». Но и чудеса, и мошенничества, которые тоже имели место, — это исторические факты, содержащие подчас уникальную информацию. Экономическая сторона — вторичная и регулируемая. Сохранился, например, договор об иконе Богоматери Кобукларая, который был заключен в XIV веке в Константинополе между семьей, владевшей чудотворной иконой, и конкретным храмом, получившим образ в аренду. В договоре расписано в деталях, как будут делиться все доходы. По всей видимости, это был вполне обычный контракт. Начиная с XVI века чудотворные иконы появляются в самых глухих деревнях России. Надо сказать, Церковь относилась к этому настороженно и не поощряла массового чудотворения. От того же XVI века сохранились документы специальных комиссий, которые расследовали на месте обстоятельства явления и факты чудотворений от иконы. Только после заключения церковной комиссии икона могла быть официально признана «местночтимой».
— А вы лично видели какую-нибудь икону в момент чудотворения?
— В Америке зимой 1994 г. в небольшом русском храме под Нью-Йорком я видел очень знаменитую теперь Иверскую-Монреальскую икону Богоматери. Миро стекало по ней сплошным потоком и собиралось в поддоне. Она только что была привезена, поставлена на аналое в центре храма. Ни к стене, ни к столбу она не была приставлена. Вообще заподозрить в этом мошенничество невероятно трудно. Таких мироточений очень много. Есть и кровоточения — традиция очень древняя, восходящая к VI веку.
— До христианства такие чудеса тоже случались?
— Тогда были свои чудеса — источения воды, слез, «потение» чудотворящих статуй известны в античности. Древние авторы сообщали и о случаях мошенничества.
— А в латинской традиции какое отношение к чудотворным иконам?
— В чем-то Россия и Италия очень похожи. Не случайно в своих фильмах Феллини так любил показывать сцены экзальтированного почитания чудотворных статуй. И у него присутствует не только и не столько насмешка, сколько понимание значимости. Так что не случайно сюжет с Казанской иконой связал Рим и Москву сейчас. Католическая церковь к фактам чудотворения относится достаточно сдержанно, но почитание икон и статуй широко распространено, есть и обычай приносить дары образам, особенно в Литве и Польше. Во Флоренции, например, на улицах, на углах зданий часто встречаешь киоты со старинными иконами, перед ними зажжены лампады, лежат цветы — местные жители хранят предания о чудесах. В Италии различие между просто иконой и чудотворным образом несколько смазано. Чудо, в латинском понимании, — от самой Мадонны. В нашем сознании чудо более конкретно, оно всегда совершается через данный образ в его исторической индивидуальности.
— Чудотворные иконы в современной России — это возрождение суеверий в эпоху упадка?
— Перефразируя известное выражение, чудо в России всегда больше чем чудо. Речь идет не только о своеобразной религиозной практике или интересном сюжете исторической науки, но о важнейшем явлении национальной культуры, с которым связан целый пласт духовной жизни. В той или иной форме это касается практически каждого живущего в нашей стране. Почитание чудотворных икон в России по своему значению можно сравнить с культом чайной церемонии или сада камней в Японии, также имеющих религиозные истоки. Порой образованный россиянин знает о японских традициях едва ли не больше, чем о своих собственных. Просвещение в этой сфере мне представляется задачей большой общественной и культурной значимости, не сводимой ни к Закону Божьему, ни, тем более, к распространению суеверий.
Марш во имя Иисуса Христа пройдет в Санкт-Петербурге без концерта
Напомню, что власти Санкт-Петербурга обещали дать ответ о возможности согласования проведения марша за пять дней до события — 22 июля. Оргкомитет марша и представители евангельских церквей России и Санкт-Петербурга решили, что если марш будет согласован, христиане будут молиться в этот день за мир, согласие и взаимопонимание; против войн, распрей, терроризма, экстремизма, мятежей, разводов, самоубийств и других проявлений бунта. Эта молитва должна стать духовной подготовкой к проведению всероссийского марша Иисуса. Если власти откажутся согласовывать марш миролюбия, его организаторы вновь перенесут дату марша и будут искать защиты у Полномочного Представительства президента по Северо-Западному федеральному округу и Администрации Президента РФ, чтобы были исполнены конституционные положения о свободе вероисповедания.
Первоначально марш во Имя Иисуса Христа планировалось провести 7 июня, в рамках празднования 300-летия Санкт-Петербурга. Но по настоятельной просьбе городских властей дата марша была перенесена на 27 июля. Шествие должно было пройти по Невскому проспекту и завершиться митингом «Праздник миротворца» на Дворцовой площади.
Движение «Марш Иисуса» зародилось в 1987 году в Великобритании. В тот год на марше в Лондоне собрались 15 тысяч человек. Инициаторами этих маршей были христиане разных деноминаций, среди них известный христианский певец и музыкант Грэхэм Кендрик, песни которого исполняются христианами по всему миру. Уже через год, 21 мая 1988 года, марш Иисуса в Лондоне собрал 55 тысяч христиан, в два раза больше, чем предполагалось. 23 мая 1992 года Первый международный марш Иисуса вывел около 600 тысяч христиан на улицы Европы и Северной Америки. Почти все столицы Европы присоединились к маршу, от России до Исландии. Во всемирном марше Иисуса, проходившем 25 мая 1996 года, участвовало 6,5 миллионов христиан из 120 стран мира. «Марш Иисуса» — самое крупное экуменическое собрание в мире. Около 15 миллионов человек ежегодно выходят на это шествие, несмотря на расовую и религиозную принадлежность.
Радиоцерковь
Московские последователи секты Фалуньгун провели митинг у посольства КНР
В момент проведения митинга никто из сотрудников посольства Китайской Народной Республики не стал комментировать происходящее и выражать позицию КНР.
В течение трех последних лет российские последователи Фалуньгун выражают озабоченность тем, что сотрудники посольства Китая призывают российских должностных лиц чинить движению различные препоны.
Newsru.com
Старейшему священнослужителю епархии, архимандриту Филагрию, исполнилось 95 лет
С 1957 года служил в различных епархиях Украины, а в 60−70 — в Сухумской епархия Грузинской Православной Церкви и разных епархиях Польской Православной Церкви. Только в 80-х годах батюшка вернулся на родину.
Отец Филагрий неохотное рассказывает о себе, не считает себя знаменитым, большее рассказывает о людях которые его окружали. Пришлось о. Филагрию жить в монастыре вместе с преподобным Кукшою Одесским, прп. Амфилохием Почаевским. История XX века прошла у старца Филагрия на глазах, а сам он и ныне передает жизненный опыт молодым пастырям.
Сейчас старец живет на покое в древнем городе Каменц-Подольске.
Епископ Феодор, и духовенство епархии приветствовали старца с юбилеем.
Многая ему и благая лета!
Пресс-служба УПЦ МП / Русская линия
Кандидатуру председателя центризбиркома Грузии предложено выдвинуть Синоду Грузинской Православной Церкви
Ряд видных политиков Грузии, однако, высказался в том духе, что Грузинская Православная Церковь должна стоять над «суетными перипетиями предвыборной политической гонки». Из самой Патриархии по этому поводу официальных комментариев не последовало, однако, выступая по телеканалу «Рустави 2», парламентский секретарь Грузинской Православной Церкви Георгий Андриадзе дал понять, что на протяжении многовековой истории страны Церковь всегда принимала участие в политических процессах.
Благовест-инфо
Папа Римский вновь призвал включить в конституцию ЕС упоминание о христианстве
Премьер-министр Италии Сильвио Берлускони, председательствующей сейчас в ЕС, на прошлой неделе выразил серьезное сомнение, что упоминание о христианстве будет внесено в текст конституции Евросоюза.
Радио «Свобода»
Уникальный собор в Колумбии
Каждый год необычную церковь посещает более 300 тысяч человек. Всем им приходится спускаться на 80-метровую глубину по широкому тоннелю. Он состоит из нескольких секций, которые в соединении представляют коридор в форме креста. Перед главным же входом в собор посетителей встречает статуя архангела Гавриила с надписью «Вы — соль земли».
Первый канал
Католические лидеры США за закрытыми дверями обсуждали будущее церкви в Америке
В первой половине июля около 40 лидеров католической общины собрались в вашингтонском культурном центре им. Иоанна Павла II, чтобы обсудить положение дел в этой общине после громких скандалов вокруг аморального поведения ряда клириков — в частности совращения ими малолетних. Встреча проходила без официальной санкции национальной епископской конференции, хотя среди ее участников было шесть видных прелатов.
Большинство участников отказались от каких-либо комментариев по содержанию встречи, но некоторые из них всё же рассказали, что речь шла о «просчетах», допущенных епископами при попытках урегулировать возникшие скандалы, о «нефункциональности» многих шагов, сделанных церковным руководством, а также о целибате духовенства, о роли мирян и женщин в церкви и о подотчетности иерархии своим общинам.
Формат встречи вызвал критику со стороны ряда консервативно настроенных американских католиков — в частности, редактор журнала «Crisis» Дил Хадсон выразил возмущение атмосферой секретности, в которой проходила встреча, а также тем фактом, что в ней участвовали «известные либералы и диссиденты».
Благовест-инфо / Religion Today
Два японских католика выиграли судебный иск к епископу
Епископу города Такамацу Иосифу Сатоси Фукахори придется выплатить по 3 400 долларов двум мирянам его епархии — Такамицу Курибаяси и Гэндзо Мориоке, которых он ранее подверг критике в своем пастырском письме.
Истцы публично выступили против открытия в их епархии семинарии под опекой харизматического движения «Путь неокатехумената» и пытались воспрепятствовать съемкам телесюжета о семинарии. В июле 2000 и январе 2001 года 78-летний епископ Фукахори издал два пастырских письма, в которых резко раскритиковал Курибаси и Мориоку за их действия. В свою очередь, в марте 2001 года оба мирянина обратились в суд, обвинив епископа в диффамации.
В течение двух лет, которые заняло судебное разбирательство, прелат настаивал, что подобные вопросы относятся к компетенции не гражданских, а церковных судов, поскольку открытие семинарии — внутрицерковное дело. Однако суд счел, что дело о диффамации подпадает под его юрисдикцию и приговорил к штрафу епископа, который не явился на оглашение приговора. По имеющейся информации, иерарх решил не обжаловать решение суда.
«Если глава местной церкви, епископ, не хочет слышать мнение верующих, если он не соблюдает принцип открытости в управлении общиной, церковь не сможет спокойно к этому относиться», — так прокомментировал вердикт адвокат истцов Адзума Шун-иси.
Как рассказали журналистам источники в епархии Такамацу, многие верующие опасаются, что строительство и содержание новой семинарии ляжет тяжким финансовым бременем на их плечи. Кроме того, многие склонны считать, что семинария нужна не столько маленькой епархии — из 4,2 млн. жителей области католиками являются всего 5 500 человек, — сколько «Пути неокатехумената». В настоящее время в семинарии «Матерь Искупителя» учатся 28 студентов, лишь двое из которых — японцы. Остальные семинаристы — уроженцы Италии, Латинской Америки и Испании.
Основанное в 1964 году в Испании, католическое движение «Путь неокатехумената» действует сегодня в более чем ста странах мира. В некоторых епархиях эта деятельность вызывает отпор со стороны епископов и священников, которые считают, что учебные программы и литургическая практика «неокатехуменов» может привести к расколам внутри общин и к возникновению параллельных — и даже конкурирующих — приходов. В ряде епархий — в том числе на территории США — деятельность «неокатехуменов» была вообще запрещена.
Благовест-инфо / CNS
В Бразилии совершено покушение на жизнь 72-летнего архиепископа
Напавший ножом ранил архиепископа в грудь, однако ранение оказалось не тяжелым, и, прелат был выписан из госпиталя уже на следующее утро.
Полиция арестовала некоего Робинсона Сантану, 50-летнего учителя физкультуры, который попросил архиепископа об аудиенции и внезапно напал на него во время встречи.
По словам Карлоса Магно, вероятнее всего, Сантана страдает психическим расстройством, однако Церковь настаивает на проведении полного расследования инцидента.
Zenit / АР
Католические епископы Филиппин призывают бороться с «грязными» деньгами
«Коррупция — это использование власти, в сфере правительства или в частном секторе, для персонального обогащения, — говорится в пасторском документе, подписанном архиепископом Орландо Квеведо, уходящим в отставку президентом Конференции епископов.- Но в результате проигрывают неимущие».
Текст документа был опубликован по завершении ассамблеи епископата в Тагайтай Сити. Епископы констатировали, что за последние 20 лет из-за коррупции было потеряно около 48 миллиардов долларов, что составляет около 40% годового бюджета правительства страны.
В то время, как правительство пытается предпринимать шаги по искоренению этого явления, епископат страны призвал «все католические институты, организации и церковные общины также с энтузиазмом взяться за антикоррупционную компанию».
Zenit / MISNA
Иракские исламисты заявили, что это они убивают американских солдат
«Клянусь именем Аллаха, что мы знаем обо всех акциях сопротивления, которые совершаются на территории Ирака», — заявил человек в маске и традиционном арабском головном уборе в интервью из Ирака, которое он дал корреспонденту телевидения Абу-Даби.
«Все они осуществляются во имя Бога, и ни одно из эти нападений не имеет никакого отношения к прежнему режиму. Все иракцы натерпелись от режима Саддама», — заявил он, стоя в группе из порядка 10 человек, тоже в масках и с оружием в руках.
«Америка и ее союзники говорят, что в их распоряжении есть танки, боевые самолеты и новейшие технологии. Но у нас есть нечто гораздо более сильное. С нами Аллах, поддерживающий и укрепляющий нас», — заявил выступающий.
В последние несколько недель много группировок — некоторые из них относили себя к сторонникам Саддама, другие к боевикам «Аль-Каиды» — взяли на себя ответственность за нападения на военнослужащих США и Великобритании в Ираке.
Напомним, что с 1 мая, то есть со времени окончания боевых действий, были убиты 38 солдат американской армии.
Что касается переданного телевидением Абу-Даби интервью, то где и когда оно было взято, сообщено не было.
MIGnews.com
Три малазийца обвиняются в оккультном убийстве американки
Останки 35-летней Каролин Дженис Ахмад были найдены на севере Малайзии в неглубокой могиле на пальмовой плантации.
Уроженка Миннесоты, Ахмад была замужем за доктором-малазийцем и жила в Юго-Восточной Азии с 1987 г. Пара имела троих детей.
В случае признания их вины, троих обвиняемых, которых арестовали в 2001 г., ждет смертная казнь через повешение.
Власти считают троих арестованных, а также медиума-индуиста, который уже погиб в автокатастрофе два года назад, виновными в убийстве Ахмад 9 ноября 1999 г. с целью получения от индуистской богини разрушения Кали подсказки, которая помогла бы им при розыгрыше лотереи.
Тело Ахмад было обнаружено в могиле неподалеку от заброшенного индуистского храма. По мнению полиции, Ахмад была задушена. Ее ноги были связаны нейлоновой веревкой.
Кости ее рук и ног были отчленены от всего тела. Однако эксперты полагают, что расчленение происходило после убийства.
Дата убийства совпадает с Дивали, индуистским праздником огней, символизирующим торжество добра над злом.
Ananova / Associated Press
Церковь Англии высказалась за сближение с методистами
«Одним из приоритетов» в деятельности англикан и методистов в тексте названы «совместные труды, направленные на преодоление препятствий на пути к органичному единству обеих Церквей». Попытки объединения англикан и методистов предпринимались в прошедшем столетии уже дважды — в 1969 и 1972 годах, — однако оба раза заканчивались неудачей из-за возражений с англиканской стороны. На этот раз генеральный синод Церкви Англии 336 голосами против 32 одобрил новый план объединения. На аналогичном заседании руководящего органа методистов, состоявшемся двумя неделями ранее, против объединения высказалась четверть голосовавших.
Комментируя принятый документ, Иэн Канди, епископ города Питерсборо, назвал его «актом примирения, залогом новых взаимоотношений после двух с половиной веков успехов и поражений, сближений и расхождений».
Основателем методизма был англиканский священник Джон Уэсли, 300-летие со дня рождения которого широко отмечалось в этом году. Хотя сам Уэсли считал себя верным англиканином, вскоре после его смерти методисты выделились в самостоятельную деноминацию.
Благовест-инфо / ENI