Сегодня Русская православная церковь празднует Казанскую — в день обретения чудотворной иконы в XVI веке. Ее история в XX веке была трагична, а на наших глазах между Святым престолом и Москвой развернулась настоящая «война реликвий», после того как Папа Иоанн Павел II объявил о своем желании лично вернуть свой список Казанской в Россию. Приближается визит Папы в Монголию и последняя, скорее всего, возможность престарелого понтифика посетить Россию, поводом для чего и является возвращение Казанской иконы. (Согласно последним сообщениям из Ватикана визит Папы в Монголию перенесен на 2004 год / РЛ)
Директор Центра восточно-христианской культуры Алексей Лидов — ГАЗЕТЕ
История ватиканского списка В 30--50-х годах эта икона находилась в частном владении. В эмигрантской среде не утихали слухи о том, что это и есть украденная в 1904 году из Казани чудотворная икона. Архиепископу Зарубежной церкви Иоанну Шаховскому удалось договориться, чтобы в 1963 году она была выставлена в храме Бостона. В 1964-м ее показали на Всемирной выставке в Нью-Йорке. В 1970 году директор Фатимского центра (Португалия) выкупил ее и 21 июля передал в католический храм в Фатиме, связанный с Россией особо: с мая по октябрь 1917 года именно там трем детям явилась Богоматерь и поведала три откровения о России. После покушения Папа несколько раз молился перед этой иконой в Фатиме, а затем икону передали в его личные покои. С 1995 по 1998 годы Папа четырежды приглашал небольшие делегации из России, участниками которых были академик Сергей Аверинцев, поэтесса Ольга Седакова, музыкант Юрий Шевчук и другие деятели культуры, для совместной молитвы перед Казанской иконой. Видели эту икону и многие клирики РПЦ. Ни Ватикан, ни Патриархия никогда не настаивали на том, что эта икона и есть «та самая» Казанская, и не подвергали сомнению то, что икона чтимая. До последнего времени было неясно, что это за список, однако в результате экспертизы 2003 года удалось ее продатировать XVIII веком. Интрига передачи папской иконы Никогда в истории не происходило встреч глав двух самых больших церквей — Папы Римского и Патриарха Московского. Впервые за тысячу лет раскола глава Римской церкви обратился к РПЦ в 1988 году в связи с 1000-летием Крещения Руси. В 1995 году от себя и от имени Церкви Иоанн Павел II впервые принес покаяние за разрыв единства Церкви. Сюжет передачи иконы из рук Папы Патриарху возник в 1997 году, когда готовилась их встреча. Однако она не состоялась из-за изгнания православных общин греко-католиками на Западной Украине. Дальше отношения только ухудшались, а образование католических епархий в России и Казахстане завело ситуацию в тупик. В 2003 году СМИ Польши, России и Италии вернулись к теме передачи ватиканского списка. Президент Татарстана и мэр Казани сделали заявление о том, что Папа в ходе намеченного на август визита в Монголию может сделать короткую остановку в Казани и передать икону светским властям Татарстана. Владимир Путин, Михаил Касьянов, спикер СФ Сергей Миронов, ряд российских министров и посол России в Ватикане в течение весны высказывались на эту тему, оговаривая, что визит и передача возможны при согласии РПЦ. Даже совместная экспертиза Ватикана и России, установившая, что папская реликвия не является ни одним из трех самых чтимых Казанских, не поставила точку в этой истории. Уже в июне президент Путин в ходе визита в Великобританию вновь вернулся к теме взаимоотношений РПЦ с Ватиканом, а Минтимер Шаймиев подчеркнул, что статус Татарстана позволяет приглашать и принимать гостей такого уровня. Политический советник президента Татарстана Рафаиль Хакимов заявил ГАЗЕТЕ, что «визит возможен, если этот визит необходим Путину, а Патриарх сможет объяснить Синоду и верующим, что Татарстан самостоятельно может принимать решения как территория мусульманско-православная, а икона — все же Казанская». Сам понтифик несколько раз выразил пожелание сделать небольшую остановку в Казани. Премьер-министр Италии Сильвио Берлускони также участвовал в обсуждении этого вопроса с российскими властями. В самом Ватикане ГАЗЕТЕ отказались прогнозировать вероятность поправок в 102-м маршруте Папы. Глава российских католиков митрополит Тадеуш Кондрусевич объяснил ГАЗЕТЕ мотивы святого отца так: «Папа хочет передать святыню — но как передать? На почту не пойдешь. Папа хочет посетить Россию, но просто так посадка самолета произойти не может. Были приглашения на всех уровнях, но что имелось в виду?» Патриарх против дара В отличие от светских политиков Патриархия занимает неизменно отрицательную позицию в отношении визита понтифика и передачи иконы как повода для этого визита. Еще год назад Патриарх Алексий II в интервью ГАЗЕТЕ подчеркнул, что «готов встретиться с Папой Римским, но это должна быть встреча, которая реально разрешит названные многолетние проблемы», то есть урегулирование церковного конфликта на Украине и прекращение прозелитизма в России. Учреждение католических епархий и поста католического митрополита в России рассматривается РПЦ как посягательство Ватикана на духовное пространство России. Приглашение Папе посетить Россию прозвучало из уст Михаила Горбачева, Бориса Ельцина, Владимира Путина. Однако все они делали оговорку, что такой визит возможен в случае согласия Патриарха. Источник ГАЗЕТЫ в МП указал, что «призыв „бойся данайцев, дары приносящих“ остается актуальным, поэтому Папе, считающему себя победителем коммунизма, не встретиться с нашим Патриархом, который знал гонения советского времени, а теперь увидел католические гонения на Украине». При этом оба иерарха согласно протоколу обмениваются пасхальными и рождественскими поздравлениями, делегациями и приветствиями, оба выступили против войны в Ираке. В МП ГАЗЕТУ заверили, что ни разу официального запроса о визите сделано не было, как и никаких церковных переговоров на эту тему с 1997 года не велось. Папский маршрут в небе России В ходе своего 102-го визита Папа впервые пролетит над Россией. Экипаж его самолета должен будет запросить воздушный коридор именно над российской территорией, поскольку попасть в Монголию можно лишь из России или Китая. По правилам Святого престола в пункт назначения Папа летит на самолете компании Al Italia, а возвращается на самолете, предоставляемом приглашающей стороной. По сведениям ГАЗЕТЫ, президент Монголии летает на «Боинге». В монгольской авиакомпании MIAT есть Боинги-737, Аэробусы-310 и Aн-24. Все лайнеры, кроме Ан-24, могут проделать маршрут без дозаправки. В том случае, если Папа все же примет решение о посещении Татарстана, его служба должна будет договариваться с монгольскими властями о предоставлении самолета, нуждающегося в дозаправке, которая и может быть осуществлена в Казани. Источник ГАЗЕТЫ в Ватикане полагает, что если и остается такая возможность, то она «явится как экспромт», окончательное решение будет принято в последний момент, его согласуют и с президентом России, и с Патриархом, а «исполнит третья сторона — представители исламского меньшинства» России в Казани, но даже в том случае, если Папа не ступит на землю, он «посвятит Россию сердцу Иисусову».
Наиболее чтимые русские чудотворные иконы Владимирская. Византийская икона, в начале XII века привезенная в Киев из Константинополя. В 1155 году князь Андрей Боголюбский увез ее во Владимир. В 1395 году ее заступничеству приписывают спасение Москвы от нашествия Тамерлана. С 1480 года находилась в Москве, в Успенском соборе Кремля, где она стала главной святыней России. Сейчас находится в храме Николы в Толмачах, входящем в комплекс Третьяковской галереи. Смоленская. Византийская икона Одигитрии попавшая, по преданию, на Русь в ХI веке. Широкое почитание в Москве начинается с XV века. Византийская икона XIV века, которая почиталась как Богоматерь Смоленская, хранится в собрании Московского Кремля. Тихвинская. Древняя икона, которая, согласно преданию, явилась в 1383 году на Тихвине, находится в православном приходе в США. Увезена священником после войны из Тихвинского монастыря в Ригу, потом — в Баварию, затем — в Чикаго. Все эти годы она находилась в семье священника, завещавшего ее вернуть после падения коммунизма на родину. Сейчас икона совершает годовое прощальное паломничество по приходам США перед возвращением в Россию в июле 2004 года. Федоровская. Прославилась в Костроме в 1239 году, когда, по позднему преданию, была перенесена из разоренного ордынцами Городца в Кострому великомучеником Федором Стратилатом, от которого и получила название. Этой иконой в 1613 года был благословлен на царство Михаил Романов. Жены русских царей иноземного происхождения получали отчество Федоровна в честь именно этой иконы. Федоровский городок в древнерусском стиле под Петербургом был выстроен последними Романовыми в честь этой иконы. Хранится в Воскресенском храме Костромы. Новгородское Знамение. Согласно летописи, в 1170 году суздальцы осадили Новгород. По византийскому обычаю новгородцы принесли икону на городские стены во время осады. Когда в нее попали стрелы, икона «заплакала» и отвернулась, а стрелы же полетели обратно и поразили суздальцев. Икона стала называться «Знамение» в память о чуде. Древняя двусторонняя икона XII века хранится в Софийском соборе Новгорода, в киоте перед иконостасом. Казанская. В 1579 году ее нашла девочка Матрена на пепелище в Казани. Икона поразила всех видевших ее, включая Ивана Грозного и митрополита Гермогена, своим необычным стилем. Все три самые известные и наиболее почитаемые иконы из Казани, Москвы и Петербурга бесследно исчезли. Один из самый ранних списков — икона 1606 года работы Прокопия Чирина — хранится в Третьяковской галерее. Толгская икона Божьей матери. Была явлена под Ярославлем в 1314 году. Находится в Ярославском художественном музее. На прошлой неделе в Россию, в Екатеринбург, была возвращена икона «Троеручица», которая находилась в царской семье до дня их смерти. Икону вывез один из колчаковских следователей, расследовавших обстоятельства гибели царской семьи. 75 лет она хранилась в эмиграции среди родственников Романовых.
«Чудотворные иконы всегда были «ньюсмейкерами»
Христианские реликвии были и остаются в центре политики. О причинах этого феномена обозревателю ГАЗЕТЫ Надежде Кеворковой рассказал Алексей Лидов, директор Центра восточно-христианской культуры, руководитель международного научного проекта «Чудотворные иконы в Византии и Древней Руси».
— Как вы оцениваете всю многолетнюю историю с возвращением Казанской иконы из Ватикана? — Как наглядное подтверждение, что чудеса — сюжет политический.
— Вы либо верите в святость иконы, либо нет, как она может быть фактором политики? — Чудотворные иконы всегда были 'ньюсмейкерами', а чудеса — событиями первого информационного ряда. В Константинополе, например, по пятницам происходило чудо — поднятие завесы перед Влахернской иконой Богоматери. Так вот на рубеже XI--XII веков император Алексей Комнин уже во главе собранного в поход войска пришел поклониться иконе — но чуда не произошло, и это расценили как божественное предостережение. Пришлось отложить поход до следующей пятницы! Чудо иногда было более важным элементом истории, нежели события, которым мы сейчас придаем первостепенное значение. Удивительно, что почитание икон так мало исследовано. Например, пушкинисты не смогли мне ответить, какая чудотворная икона почиталась в семье Пушкина, о котором известно практически все. Почему чудотворные иконы не изучались после революции — понятно, но это не изучалось и до революции, хотя, как кажется, русская гуманитарная наука тогда исследовала практически все.
— Но в массовом сознании придание политического значения акту возвращения Казанской только «портит» возвращение иконы, разве не так? — Она всегда была в центре политики. Обретение иконы в Казани в 1579 году дало новый импульс к христианизации недавно завоеванных земель. Один из списков Казанской иконы оказывается в войске Минина и Пожарского. Ее покровительству приписывается освобождение Руси от поляков в 1612 году. А политическим результатом этого освобождения стало появление новой династии Романовых год спустя. Романовы почитали эту икону как особую покровительницу царской семьи и страны, что превратило ее в одну из главных чудотворных икон России. Оба освобождения Москвы от иноземцев (в 1612 году — от поляков, в 1812-м — от французов) были приписаны чудесному покровительству именно Казанской иконы: Кутузов получает ее благословение перед Бородинским сражением, ей в дар он приносит все трофейное серебро после разгрома Наполеона (из него был сделан иконостас Казанского собора в Петербурге). Петр I, привезя в Санкт-Петербург еще один древний список, сделал Богородицу Казанскую покровительницей города, для нее и выстроен Казанский собор. По оборонительным рубежам Ленинграда во время блокады с одним из ее списков совершались крестные ходы, как некогда в средневековой Москве.
— Список с иконы ниже по чину, чем сама чудотворная? — Большинство древнерусских икон — либо чудотворные, либо списки с них. Для иконописцев до сих пор важно то, что они пишут не просто Христа или Богородицу, а образ, восходящий к чудотворному прототипу. С точки зрения Церкви, потенциальная возможность чуда заключена в любой иконе. Это ясно сказано в чине освящения иконы. Но только избранные иконы получают этот дар. А критерий тут один — само чудо.
— А что принято понимать под чудесами? — Абсолютное большинство чудотворений связано с исцелением, которое люди получают после молитвы перед иконой. Физиолог-позитивист убежден, что это связано с психическим состоянием, переживанием молящегося, которое и приводит его к выздоровлению. Увы, доказательств не больше, чем у тех, кто верит, что Заступница исцелила чудесным образом. Известны тысячи случаев, когда медицина не в силах объяснить, что произошло, а люди выздоравливают. Разубедить исцеленных невозможно. Не существует и общепризнанных научных аргументов, которые показали бы, что люди заблуждаются.
— Среди ныне существующих в России списков Казанской иконы есть чудотворные? — Все три главные чудотворные иконы Казанской Богоматери исчезли. Главная — обретенная и хранившаяся в Казани — была украдена и, если верить показаниям вора, уничтожена, а драгоценный оклад разобран на части. Сохранились фотографии и описания — она не имеет ничего общего с иконой в Ватикане. Исчез и второй по времени список, но, может быть, первый по значимости, — тот, что находился в войсках Минина и Пожарского, а затем — в Казанском соборе на Красной площади. Исчез и список из Казанского собора Петербурга. Но сохранилось много других. Казанских в России были написаны тысячи, несколько десятков из них прославились как чудотворные. Одна из самых красивых — икона из Вознесенского монастыря Московского Кремля. Это список конца XVII века, с окладом XVIII века. В ее оклад вмонтированы две драгоценные реликвии — волосы Богоматери и частичка ее ризы. С начала XVIII века по приказу инокини Иоанны Барятинской, принесшей эту икону в монастырь, велась фиксация чудотворений от этой иконы. Сейчас эта икона находится в Оружейной палате.
— Что значит «явление иконы»? Сейчас их просто находят, не «обретают»? — Тип явления — это особый исторический сюжет. В XII веке чудотворные образы привозят из Византии, в XIII--XV веках находят в воде или на деревьях, в XVII веке часто покупают, иногда в заморских странах. Обретение Казанской в 1579 г. в земле после пожара представляет замечательно документированный случай, подробно описанный очевидцем событий, который, в частности, указывает, как долго люди не верят девочке Матроне, рассказывающей о своем видении. Вполне можно представить себе эту историю и в наши дни.
— Есть что-то общее в чудотворных иконах, какая-нибудь деталь, которая их объединяет? — В этих иконах всегда есть что-то особенное, и часто это не древность или художественное совершенство. По моему ощущению, которое я не берусь доказать научно, этот выбор не случаен. В афонском монастыре Ватопед хранится большая древняя икона Богоматери XIV века. Перед ней стоит совсем маленькая икона — с точки зрения искусства, совсем неинтересная. Но именно она увешана драгоценными дарами, а на большой ничего нет. Я спросил у афонского монаха: «Это та знаменитая икона?» — «Да, да, это знаменитая, древняя.» — и рассказал ее историю. Тогда я поинтересовался, почему все дары находятся на маленькой и не знаменитой Богоматери Пантанассе, которая всего несколько лет назад появилась в монастыре. Он посмотрел на меня с некоторым удивлением: «Ведь эта чудотворит, а большая — нет!». Всегда существовала «чудотворная специализация», она существует и до сих пор. По мнению верующих, икона Пантанассы из Ватопеда исцеляет детский рак.
— Чудотворным в России становится только каноническое изображение, идущее от византийских образцов? — Нет. На Русь в XVII веке через Польшу и Украину приходят западные изводы, например апокалиптический сюжет «жена, облеченная в солнце» — с точки зрения византийской традиции, экзотика. Людям это так нравилось, что, даже не имея никаких сказаний и преданий, они начинали их почитать как чудотворные образы. Иногда почитание возникало и без фактов зафиксированных чудес — столь прекрасным им казался сам образ. Конечно, это уже кризис, существенная ревизия византийских ценностей в пользу внешней эстетики. А в XIX веке мы можем отметить почитание образов, написанных обычными живописцами маслом на холсте в академической манере. Такой была икона Богоматери «Спорительница хлебов», которая находилась в келье знаменитого св. Амвросия Оптинского. Сотни списков с этого образа создавались в Оптиной пустыни, и никому не приходило в голову поставить их «неканоническую» технику под сомнение.
— Фотография тоже может стать чудотворной иконой? — Самая знаменитая из недавно прославившихся представляет собой цветную ксерокопию, сделанную с иконы царя-мученика Николая II, написанной в Америке в 1996 г. Спустя два года от иконы-ксерокопии, оказавшейся в России, стали происходить чудеса — она начала источать благоухания в московских квартирах и церквах, а на ее поверхности появлялись капельки миро. Происходили и исцеления. В 1999 году на самолете МЧС с этой иконой был совершен крестный ход (или, точнее, лет) по границам России. На первый взгляд это может показаться аттракционом, но если задуматься, то это деяние соответствует и духу, и букве византийской традиции при всей современности технического решения. Не забудем и вездесущий политический аспект — все чудесные события происходят накануне трудной и спорной канонизации Николая II.
— Есть какая-то иерархия среди русских чудотворных икон? — Жесткую иерархию никто никогда не устанавливал, но она, тем не менее, есть. Среди нескольких сотен почитаемых икон были разные уровни прославления, которые нашли отражение, например, в количестве официальных празднований. Главной святыней считается Владимирская, которая имеет три главных праздника в год. Она почитается как небесная покровительница всей России, начиная с 1395 года, когда с ее чудотворным заступничеством связали спасение Москвы от Тамерлана. Эта великая византийская икона была в начале XII века привезена в Киев, и об этом как о выдающемся событии сообщается в летописи, притом что греческие иконы привозили на Русь тысячами. Считается, что это был список с той самой чудотворной иконы из Влахернского храма Константинополя.
— Вы считаете достоверным рассказ о том, что Владимирская икона была написана на столешнице стола Тайной вечери, а автор ее — евангелист Лука? — Предание о столешнице — очень позднее, рассказ об авторстве возникает на Руси в XV веке. А самые ранние свидетельства о том, что евангелист Лука был иконописцем, относятся к VIII веку — времени иконоборчества. Это не опровергает и не доказывает его авторства, это просто исторический факт, который отнюдь не всегда совпадает с благочестивыми легендами.
— А где место чудотворным иконам? В музее верующие к ним не могут прикоснуться, а в храме нарушаются условия хранения. — Владимирская икона сейчас находится в храме Николы в Толмачах, входящем в комплекс Третьяковской галереи, — идеальное компромиссное решение, которое, к сожалению, не может стать правилом. На мой взгляд, древние иконы должны оставаться там, где они находятся. Главное — сохранить святыни-памятники, которые составляют национальное достояние всей России, не только православной. Прежде иконы находились в постоянном движении. Для нас это непривычно, поскольку мы привыкли к их музеефикации. Иконы «ходили» в крестных ходах, «встречались» друг с другом, «ходили в гости» к другим иконам. Это был насыщенный мир, не застывшая схоластика, а живое религиозное чувство, в которое было вложено очень много ума и знания. В рамках христианской концепции мира, представляющей ряд непрерывных чудес, движение происходит от чуда к чуду. В истории многое можно понять, лишь осознав природу такого миросозерцания. Интересно, что в современном российском обществе существует потребность в возвращении древних традиций. Мы недавно видели, как громадная процессия с мощами Андрея Первозванного выплеснулась на улицы современной Москвы.
— Подозрительно для людей то, что реликвии притягивают паломников, большие деньги, и, как следствие, некоторые склонны искать мошенничество, так? — Я не настаиваю на реальности чудес, поскольку это недоказуемо, но целый ряд современных и исторических событий может быть понят, только если их рассматривать сквозь призму чудотворения. Серьезные исследователи избегали этих сюжетов, поскольку со времени французских просветителей принято считать, что разоблачительный взгляд на чудеса есть норма либерального сознания. С того времени чудеса — символ мошенничества церковников, вспомним знаменитую кинопародию «Чудо святого Йоргена». Но и чудеса, и мошенничества, которые тоже имели место, — это исторические факты, содержащие подчас уникальную информацию. Экономическая сторона — вторичная и регулируемая. Сохранился, например, договор об иконе Богоматери Кобукларая, который был заключен в XIV веке в Константинополе между семьей, владевшей чудотворной иконой, и конкретным храмом, получившим образ в аренду. В договоре расписано в деталях, как будут делиться все доходы. По всей видимости, это был вполне обычный контракт. Начиная с XVI века чудотворные иконы появляются в самых глухих деревнях России. Надо сказать, Церковь относилась к этому настороженно и не поощряла массового чудотворения. От того же XVI века сохранились документы специальных комиссий, которые расследовали на месте обстоятельства явления и факты чудотворений от иконы. Только после заключения церковной комиссии икона могла быть официально признана «местночтимой».
— А вы лично видели какую-нибудь икону в момент чудотворения? — В Америке зимой 1994 г. в небольшом русском храме под Нью-Йорком я видел очень знаменитую теперь Иверскую-Монреальскую икону Богоматери. Миро стекало по ней сплошным потоком и собиралось в поддоне. Она только что была привезена, поставлена на аналое в центре храма. Ни к стене, ни к столбу она не была приставлена. Вообще заподозрить в этом мошенничество невероятно трудно. Таких мироточений очень много. Есть и кровоточения — традиция очень древняя, восходящая к VI веку.
— До христианства такие чудеса тоже случались? — Тогда были свои чудеса — источения воды, слез, «потение» чудотворящих статуй известны в античности. Древние авторы сообщали и о случаях мошенничества.
— А в латинской традиции какое отношение к чудотворным иконам? — В чем-то Россия и Италия очень похожи. Не случайно в своих фильмах Феллини так любил показывать сцены экзальтированного почитания чудотворных статуй. И у него присутствует не только и не столько насмешка, сколько понимание значимости. Так что не случайно сюжет с Казанской иконой связал Рим и Москву сейчас. Католическая церковь к фактам чудотворения относится достаточно сдержанно, но почитание икон и статуй широко распространено, есть и обычай приносить дары образам, особенно в Литве и Польше. Во Флоренции, например, на улицах, на углах зданий часто встречаешь киоты со старинными иконами, перед ними зажжены лампады, лежат цветы — местные жители хранят предания о чудесах. В Италии различие между просто иконой и чудотворным образом несколько смазано. Чудо, в латинском понимании, — от самой Мадонны. В нашем сознании чудо более конкретно, оно всегда совершается через данный образ в его исторической индивидуальности.
— Чудотворные иконы в современной России — это возрождение суеверий в эпоху упадка? — Перефразируя известное выражение, чудо в России всегда больше чем чудо. Речь идет не только о своеобразной религиозной практике или интересном сюжете исторической науки, но о важнейшем явлении национальной культуры, с которым связан целый пласт духовной жизни. В той или иной форме это касается практически каждого живущего в нашей стране. Почитание чудотворных икон в России по своему значению можно сравнить с культом чайной церемонии или сада камней в Японии, также имеющих религиозные истоки. Порой образованный россиянин знает о японских традициях едва ли не больше, чем о своих собственных. Просвещение в этой сфере мне представляется задачей большой общественной и культурной значимости, не сводимой ни к Закону Божьему, ни, тем более, к распространению суеверий.