УКРЕПЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА И ДУХОВНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИИ ВЗАИМОСВЯЗАНЫ
Всякий, кто решился следовать за Христом, должен быть готовым к любым испытаниям. Об этом особенно напоминает Церковь в день памяти 12-ти учеников Спасителя, по образу Христову претерпевших мученическую кончину. «Пусть их молитвами Господь даст мужество каждому нести свой крест и уповать на помощь Божию», — пожелал верующим Святейший Патриарх.
ИТАР-ТАСС / Православие в России
ОСЛОЖНЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ С ВАТИКАНОМ МОЖНО БЫЛО ПРЕДВИДЕТЬ
«Не нужно быть пророком, чтобы предвидеть, что стремление Ватикана осуществить визит папы на Украину любой ценой отрицательно скажется на нынешнем состоянии православно- католического диалога», — сказал Патриарх журналистам.
Патриарх Алексий II считает «очевидным, что в будущем от Рима потребуются целенаправленные усилия и конкретные шаги, направленные на восстановление взаимопонимания и сотрудничества с православным миром».
Тот факт, что недавний визит Иоанна Павла II на Украину «прошел без согласования с крупнейшей канонической Православной Церковью и даже без официального извещения возглавляющего ее митрополита Владимира», по словам Патриарха, «не может не вызывать глубокого огорчения. Ибо подобное игнорирование позиции Украинской Церкви Московского Патриархата свидетельствует о фактическом отходе Рима от буквы и духа II Ватиканского собора, назвавшего Православные Церкви «Церквами-Сестрами».
Патриарх напомнил, что «просьба митрополита Владимира и Священного Синода Украинской Церкви отложить визит ввиду его неподготовленности не была услышана, и несвоевременный приезд папы на Украину стал фактом». «Разумеется, — считает Патриарх, — прошедший таким образом визит не принес и не мог принести умиротворения в межконфессиональную напряженность, не способствовал он и справедливому решению острой проблемы дискриминации православных по религиозному признаку на Западной Украине».
В заключение он подчеркнул, что Русская Православная Церковь «делала и делает все от нее зависящее, чтобы ее отношения с официальным Ватиканом характеризовались взаимным доверием и стремлением к сотрудничеству, чтобы были, наконец, исцелены кровоточащие раны прошлого. Однако, всякий диалог — это улица с двусторонним движением, и его успех зависит не только от нас», — сказал Патриарх.
Страна.Ru
СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ ВЫСКАЗАЛСЯ ПО ВОПРОСУ О СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ
«Церковь всегда заявляла о приоритете духовных ценностей, однако никогда не оставляла вне поля зрения материальную сторону человеческой жизни. Предостерегая от чрезмерного увлечения земными благами, она одновременно напоминает, что каждый человек должен безбедно и достойно проводить временную жизнь.
Хотел бы подчеркнуть, что для Церкви ни один из видов собственности не является безусловно приоритетным. Согласно Основам социальной концепции Русской Православной Церкви, принятым Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 году, она признает многообразие форм собственности, включая государственную, общественную, частную и смешанную.
Частная собственность на землю существовала в дореволюционной России и сегодня наличествует во многих православных странах. Государственная или коллективная форма собственности сама по себе не гарантирует разумного и бережного отношения к земле, ее эффективного использования. Неопределенность правового статуса земель, используемых производственными и предпринимательскими учреждениями, а также тех, на которых расположено жилье, порождает немало конфликтов и сковывает процессы хозяйствования.
Одновременно Церковь убеждена, что христианин призван воспринимать собственность как дар Божий, данный для употребления на пользу не только себе, но и ближним. Хозяину земли, который чувствует свою связь с православной духовной традицией, надлежит помнить: земля, по слову Псалмопевца, есть Господня (Пс. 23. 1). Сельскохозяйственные угодья должны использоваться строго по назначению, на благо всех россиян, а не только собственника. Согласен с тем, что нельзя допустить бесконтрольной скупки российских земель иностранцами и превращения сельскохозяйственной земли в предмет постоянных спекуляций, препятствующих нормальному течению крестьянского труда. Несомненно, в государственной и муниципальной собственности должна остаться значительная часть земельных ресурсов, национальные парки и заповедники.
Думается, что при рассмотрении проекта Земельного кодекса должны быть учтены все имеющиеся мнения и интересы, особенно выражаемые людьми, которые трудятся на земле. Считал бы полезным проведение широкой общественной дискуссии по данному кругу вопросов с участием разных ветвей и уровней власти, ученых и, самое главное, представителей крестьянства. Церковь готова принять в такой дискуссии посильное участие».
ОВЦС МП
ПОСТУПИЛО БЛАГОДАРСТВЕННОЕ ПИСЬМО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II
В своем письме Патриарх поблагодарил Николая за постоянную поддержку, заботу и внимание, которые оказывается делу духовно-нравственного возрождения. «Меня весьма порадовало тесное и плодотворное сотрудничество между светской властью и Чебоксарско-Чувашской епархией, призванное к укреплению единения, возвращению людей к вере в Бога и к духовному возрождению», — заключил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Regions.Ru — ВолгаИнформ
ОПРЕДЕЛЕНЫ ЛАУРЕАТЫ ЮБИЛЕЙНОЙ МАКРИЕВСКОЙ ПРЕМИИ
Члены Комитета заслушали доклады Председателя Макариевского фонда митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия и председателя Экспертного совета профессора С.П. Карпова.
На заседании были определены лауреаты юбилейных Макариевских премий 2001 года по трем номинациям — «История Православной Церкви», «История Москвы», «История России». В каждой номинации предусмотрено по четыре и одной дополнительной (молодежной) премии: 1-я премия — 5 тыс. долл., 2-я — 2,5 тыс. долл., и две 3-х и дополнительная — каждая по 1 тыс. долл. Торжественное вручение премий состоится 19 сентября 2001 года, в день 185-летия основателя Фонда высокопреосвященного Макария. Комитет постановил, что следующий Макариевский конкурс, в соответствии с Положением о Макариевской премии, состоится в 2002—2003 годах.
Комитет по премиям памяти Митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) на своем заседании 13 июля 2001 года, состоявшемся в резиденции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АлексияII, вынес постановление присудить:
По номинации «История Православной Церкви»:
ПЕРВУЮ ПРЕМИЮ — Верещагину Евгению Михайловичу, 1939 года рождения, доктору филологических наук, профессору, главному научному сотруднику Института русского языка РАН за рукопись монографии «Церковнославянская книжность на Руси. Лингвотекстологические разыскания».
ВТОРУЮ ПРЕМИЮ — Панченко Константину Александровичу, 1968 года рождения, кандидату исторических наук, научному сотруднику Института стран Азии и Африки при МГУ им. Ломоносова за труд «Османская империя и судьбы Православия на арабском Востоке (XVI — начало XIX века)».
ТРЕТЬЮ ПРЕМИЮ — Полывянному Дмитрию Игоревичу, 1953 года рождения, доктору исторических наук, заведующему кафедрой Ивановского государственного университета за труд «Духовная культура сврдневековой Болгарии в контексте византийско-славянской общности IX—XV вв.еков».
ТРЕТЬЮ ПРЕМИЮ — Раздорскому Алексею Игоревичу, 1968 года рождения, кандидату исторических наук, сотруднику Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург) за рукопись труда «Справочные издания епархий Русской Православной Церкви (1861−1915)».
ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ МОЛОДЕЖНУЮ ПРЕМИЮ присудить Алексееву Алексею Ивановичу, 1966 года рождения, кандидату исторических наук, ученому секретарю Отдела рукописей Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург) за рукопись труда «„Под знаком конца времен“. Очерки русской религиозности второй половины XIV — начала XVI веков».
2. По номинации «История Москвы»:
ПЕРВУЮ ПРЕМИЮ — Любартовичу Валерию Анатольевичу, 1944 года рождения, профессору Московского государственного университета инженерной экологии за труд «Дворец Куракина на Старой Басманной и его культурное пространство».
ВТОРУЮ ПРЕМИЮ — Ковригиной Вере Александровне, 1944 года рождения, старшему научному сотруднику исторического факультета МГУ им. Ломоносова за труд «Немецкая слобода Москвы и ее жители в конце XVII — первой четверти XVIII века».
ТРЕТЬЮ ПРЕМИЮ — Иванову Олегу Александровичу, 1946 года рождения, кандидату философских наук, доценту Московского государственного горного университета за рукопись труда «Граф А.Г. Орлов-Чесменский в Москве».
По номинации «История России»:
ПЕРВУЮ ПРЕМИЮ — Назаренко Александру Васильевичу, 1948 года рождения, доктору исторических наук, ведущему научному сотруднику Института всеобщей истории РАН за труд «Древняя Русь на международных путях: междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX—XII вв.еков».
ДВЕ ВТОРЫЕ ПРЕМИИ — Буганову Александру Викторовичу, 1959 года рождения, кандидату исторических наук, старшему научному сотруднику Института этнологии и антропологии РАН,
Громыко Марине Михайловне, 1927 года рождения, доктору исторических наук, профессору, главному научному сотруднику Института этнологии и антропологии РАН за труд «О воззрениях русского народа».
ТРЕТЬЮ ПРЕМИЮ — Гаврилову Борису Ивановичу, 1946 года рождения, кандидату исторических наук, старшему научному сотруднику Института российской истории РАН, за труд «„Долина смерти“. Трагедия и подвиг 2-й ударной армии».
ТРЕТЬЮ ПРЕМИЮ — Флоре Борису Николаевичу, 1937 года рождения, доктору исторических наук, главному научному сотруднику Института славяноведения РАН за труд «Иван Грозный».
ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ МОЛОДЕЖНУЮ ПРЕМИЮ присудить Бан Ил Квону (Республика Корея), 1967 года рождения, кандидату исторических наук, научному сотруднику Ханукского университета иностранных исследований за рукопись труда «К.П. Победоносцев и распространение церковно-приходских школ в 1884—1904 годах».
АННОТАЦИИ
Опубликованные сочинения
Буганов А.В. О воззрениях русского народа // Ин-т этнологии и антропологии РАН. М.: Паломникъ, 2000. 543 с. Гл. 15−20.
В представленных главах рассматривается практически неисследованная до настоящего времени проблема национального самосознания русского крестьянства. Особое внимание уделено отношению крестьян к Царю и Отечеству. Работа основывается на разнообразных историко-этнографических источниках — историческом фольклоре, ответах на программы научных обществ, жизнеописаниях крестьян-подвижников благочестия, мемуарной литературе. Комплексный анализ этих материалов позволил автору показать, что воззрения на царскую власть, оценки исторических событий, военные традиции и представления о воинском долге имели прямое отношение к православной вере как основе духовной жизни русского народа. Вера формировала идеал монарха — Помазанника Божия, воздействовала на государственное сознание народа. Автор сумел убедительно показать, что многовековая «привычка» большинства русских жить в общине (при разных вариантах ее устроения), совместно, соборно решать множество вопросов в быту и в период общественных потрясений неразрывно была связана с глубоким общенародным пониманием значения монарха как Помазанника Божия, имело прочную христианскую основу.
Громыко М.М. О воззрениях русского народа // Ин-т этнологии и антропологии РАН. М.: Паломникъ, 2000. 543 с. Гл. 1−14.
Автор, исследуя взгляды и воззрения русского народа, опирается на богатейший, мало привлекавшийся ранее, историко-этнографический материал XIX-начала XX веков: ответы на программы научных обществ, обследования земских и государственных комиссий, приходские и монастырские летописи и т. д. В труде широко и многоаспектно рассматривается духовная культура русского человека, освещаются многие явления народной жизни, связанные с православной верой — упование на бессмертие души, хождения со святынями в крестных ходах, любовное отношение к храму и его святыням, массовое соблюдение поста с осознанной духовной целью, широта распространения и многообразие форм милостыни и понимание духовной ее сути, неустанное движение богомольцев к почитаемым святыням, повсеместное признание подвижников благочестия. Показано также, как вера пронизывала социальную и социально-экономическую действительность крестьянского общества. Исследование М.М. Громыко является первым в нашей литературе трудом, раскрывающим жизнь крестьянства как основанную на традиционных православных ценностях, с использованием богатейшего фактического материала, который впервые в таком объеме вводится в научный оборот.
Гаврилов Б.И. «Долина смерти». Трагедия и подвиг 2-й ударной армии// Ин-т российской истории РАН. М.: 1999. 307 с.
Научное исследование одного из трагических эпизодов советской военной истории — первой попытки советского военного командования силами Волховского и Ленинградского фронтов прорвать блокаду Ленинграда зимой — весной 1942 г. Автор на многочисленных опубликованных и архивных материалах скрупулезно, месяц за месяцем, день за днем раскрыл историю 2-й ударной армии Волховского фронта, которой отводилась главная роль в Любанской наступательной операции. В работе обобщены и проанализированы все составляющие объективного и субъективного характера временного успеха и поражения как армии, так и операции в целом. Особое внимание уделено проблеме солдата на войне, прежде всего в условиях окружения. Отмечены личные подвиги многих участников боев (с указанием фамилий), даны взвешенные характеристики трем командующим — Г. Г. Соколову, Н.К. Клыкову, А.А. Власову. Выведена из изменнической тени последнего судьба погибших и выживших бойцов, показаны роль и этапы поисково-патриотического движения, благодаря которому в 1946—1998 гг. были обнаружены и удостоены отпевания и церковного погребения похоронены останки 20 тыс. погибших в «Долине смерти».
Ковригина В.А. Немецкая слобода Москвы и ее жители в конце XVII — первой четверти XVIII вв. // Археографический центр. Исследования по русской истории. Вып. 9. М.: «Археографический центр». 1998. 440 с.
Работа представляет собой фундаментальное исследование, посвященное жителям уникальной исторической территории Москвы — Немецкой слободы. В отличие от многочисленных работ по этой теме сочинение носит комплексный и всеобъемлющий характер. Автор заново изучила весь известный корпус литературы и источников. Результатом многолетнего кропотливого исследования стали главы, посвященные жителям слободы, влиянию их на развитие московского производства, образование, медицинуе, ювелирноем, слесарное дело, архитектуру, описи и т. д. Монография насыщены именами, любопытными деталями повседневной жизни иностранцев в Москве.
Любартович В.А. Дворец Куракина на Старой Басманной и его культурное пространство // Уч. пособие. М.: «МГУИЭ: история события, люди». М.: МГУИЭ, 1999. 240 с., ил.
Основательное историко-краеведческое исследование, объектом которого является уникальная историческая территория Москвы — Старая Басманная улица. Одно из важнейших достоинств работы — опора на широкий комплекс источников: материалы шести архивов, которые почти все впервые вводятся в научный оборот. Историко-культурный, комплексный подход, предложенный автором сочинения, нашел отражение в описании Старо-Басманного дворца, отдельных памятников, улиц, площадей, переулков. История района раскрывается через жизнь и деятельность известных и совсем неизвестных современному читателю людей, живших, работавших здесь в разных домовладениях и заведениях. Комплексный подход к теме, выраженный в заглавии как «культурное пространство» отражает новизну книги, делает ее новаторским трудом в микроистории.
Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях: междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX—XII вв. // Ин-т всеобщей истории РАН. М.: Языки русской культуры, 2001. 784 с., ил.
Это обобщающее системное исследование, подводящее итог 25-летним изысканиям автора в области международных связей Древней Руси, преимущественно с Западом. Оно в совокупности дает цельную картину международной активности Руси в первые четыре века ее существования. Упор сделан на углубленное источниковедческое рассмотрение малоизвестных и введение в науку новых памятников, на сопоставление древнерусских и зарубежных (латинских, византийских, древненемецких) текстов, на междисциплинарный подход (привлечение методов и данных текстологии, исторической лингвистики, генеалогии, метрологии). Большой интерес представляют разделы о крещении княгини Ольги, о Святополке Окаянном и др.
Панченко К.А. Османская империя и судьбы православия на арабском Востоке. (XVI- начало XIX в.)// ИСАА при МГУ. М.: 1998. 160 с.
Автор исследует тему, являвшуюся традиционной для изучавших историю Православия в дореволюционной России, но совершенно забытую в советское время. К.А. Панченко сумел не только восстановить традицию, но и значительно обогатить ее. Он ввел в отечественный научный оборот новые арабоязычные источники, по-новому осмыслил суть отношений между различными конфессиями в Османской империи, там, где эти конфессии сохранились в условиях 500-летнего господства ислама. Впервые с такой полнотой описана османская миллиетная система, определявшая взаимоотношения немусульманских общин с султанскими властями. Работа значительна как своей фактологией, так и теми выводами, которые делает автор.
Полывянный Д.И. Культурное своеобразие средневековой Болгарии и контексте византийско-славянской общности IX—XV вв. // Ивановский гос. университет. Иваново: 2000. 290 с.
В сочинении впервые в отечественной научной литературе представлена история средневековой болгарской культуры, рассмотренная через призму ее своеобразия на фоне духовного общения православных славянских народов и Византии IX—XV вв. Исследовано формирование культурного самосознания средневековой Болгарии, а также и значение Православия как для этой страны, так и для других стран и Церквей Юго-Восточной и Восточной Европы. Основные комплексы сохранившихся древнеболгарских текстов изучены с точки зрения их принадлежности византийско-болгарскому культурному диалогу, составлявшему стержень духовного развития Болгарии на протяжении всего Средневековья.
Флоря Б.Н. Иван Грозный // Жизнь замечательных людей. Вып. 766. М.: Молодая гвардия, 1999. 403 с., ил.
Это фундаментальное исследование крупной исторической темы, хотя и выпущенное в научно-популярной серии «ЖЗЛ». Автор представленного на конкурс труда предлагает новое, оригинальное решение давно поставленной темы. Оригинальность исследования обусловлена тем, что автор привлек огромный круг источников, включая новые документы из отечественных и зарубежных архивов. Большое место в книге занимает история Русской Церкви, поскольку Иван Грозный и принимал самое активное участие в церковных реформах своего времени и существенным образом неоднозначно влиял на жизнь Церкви. Автор с полной объективностью излагает и устанавливает факты, затрагивает спорные вопросы, разбирает историографические сюжеты с неизменной научной корректностью, опровергая многочисленные недостоверные исторические «реконструкции» предшественников.
Неопубликованные работы
Алексеев А.И. «Под знаком конца времен». Очерки русской религиозности второй половины XIV- XV вв. Санкт-Петербург: 2000.
Сочинение посвящено одной и важных научных тем — взаимоотношениям государства и Церкви в эпоху Ивана III. В центре внимания автора лежит изучение церковных движений второй половины XV в. — противоборство иосифлян и нестяжателей, церковный Собор 1503 г. Значительное место в работе уделено кризису эсхатологических ожиданий в Западной Европе, Византии, южнославянских странах и на Руси. Автор показывает, как ожидание сроков Второго пришествия перерастало в катастрофические представления о Страшном суде.
Бан Ил Квон. К.П. Победоносцев и распространение церковно-приходских школ в 1884—1904 гг. Санкт-Петербург: 2000.
Исследование раскрывает становление и развитие церковно-приходских школ, в которых начальное народное образование находилось под опекой и руководством духовенства. Автор опирается на широкий круг многообразных источников, среди которых особое место занимают материалы из фонда Священного Синода. Этот пласт источников впервые вводится в научный оборот. Отказавшись от утвердившейся в советской историографии негативной оценке роли церковно-приходских школ, автор показывает, что они сыграли не менее значительную роль в деле начального народной образования, чем земские школы. Выпукло показана роль в их организации К.П. Победоносцева, придававшего первенствующее значение религиозно-нравственному воспитанию в процессе обучения подрастающего поколения. Автор выполнил настоящую работу во время своей стажировки в Санкт-Петербургском филиале Института российской истории РАН. В настоящее время Бан Ил Кван — научный сотрудник Ханукского университета иностранных исследований (Республика Корея).
Верещагин Е.М. Церковнославянская книжность на Руси. Лингвотекстологические разыскания. М.: 2001.
Труд посвящен исследованию многочисленных текстов кирилло-мефодиевского круга на основе предложенного и разработанного автором исследования и издания текстов, который получил авторское наименование билинеарноспатического. С использованием этого метода в сочинении представлены многие памятники, значительная часть которых была автором впервые введена в научный оборот, например, «Ильина книга». Особое место в монографии занимают исследования и публикации текстов, связанных в деятельностью и служением св. равноапостольных Кирилла и Мефодия. Несмотря на самостоятельность каждой из 17 частей, книга предстает перед читателем как цельное исследование. Единство достигается как тематикой исследуемых текстов (свв. Кирилл и Мефодий, кирилло-мефодиевская традиция церковнославянской книжности), так и методом исследования, впервые предложенным автором.
Иванов О.А. Граф А.Г. Орлов-Чесменский в Москве. М.: 2000.
Это исследование позволяет не только с максимально исчерпывающей полнотой, но и по-новому взглянуть на одного из выдающихся русских людей, благодаря уму и мужеству которых Росси во второй половине XVIII в. стала могущественной мировой державой. Автор рассматривает личность своего героя многогранно: его религиозно-социальные взгляды, семейные отношения, увлечения, интересы, хозяйственную деятельность, черты характера и т. д. Важно, что личность графа А.Г. Орлова показана не только в контексте его семьи, но и в теснейшей связи с историей России. Орлов-Чесменский аргументированно как истинно государственный человек, всегда думавший о пользе России, о ее могуществе. Труд носит не только биографический, но и историко-краеведческий характер. Автор сумел ярко нарисовать жизнь Первопрестольной и ее облик конца XVIII-начала XIX в.
Раздорский А.И. Справочные издания епархий Русской Православной Церкви (1861−1915 гг.) Сводный каталог и указатель содержания. Спб.: 2000.
Труд представляет собой впервые изданный подробный аннотированный справочник историко-статистической литературы, книг и периодики, сгруппированных по епархиям РПЦ. В приложениях даны указатели имен, географических названий, монастырей и епархиальных типографий.
САРАНСКАЯ ЕПАРХИЯ МП ГОТОВИТСЯ К КАНОНИЗАЦИИ АДМИРАЛА ФЕДОРА УШАКОВА
По словам мордовского вице-премьера Валентина Конакова, правительство Мордовии принимает самое деятельное участие в подготовке к прославлению «непобедимого российского флотоводца»; оно является одним из организаторов этого мероприятия наряду с Саранской епархией МП. От имени руководства республики направлены официальные приглашения для участия в торжествах высшему командованию Северного и Балтийского флотов, а также главнокомандующему военно-морскими силами России адмиралу Владимиру Куроедову. Церемонию пожелали также посетить группа депутатов Государственной думы РФ. Уже согласован вопрос об участии в обретении мощей святого взвода моряков Северного флота.
Вертоградъ
МЕРЫ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБСУЖДЕНЫ ЭКСПЕРТНЫМ СОВЕТОМ ПРИ ПОЛПРЕДЕ ПРЕЗИДЕНТА В ЦЕНТРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
Координационному совету по взаимодействию министерства образования и Московской Патриархии рекомендовано разработать предложения «по интеграции религиозного образования». Признано целесообразным принять государственную программу духовно-нравственного воспитания молодежи.
В совместном заседании приняли участие председатель комитета по делам общественных и религиозных организаций Госдумы РФ Виктор Зоркальцев, замминистра образования Владимир Шандриков, замминистра имущественных отношений Николай Гусев, управляющий делами Московского Патриархата митрополит Солнечногорский Сергий.
Страна.Ru
Валентина Матвиенко высказалась за координацию работы Церкви и государства в борьбе с наркоманией и наркобизнесом
По словам Матвиенко, «борьба с наркоманией входит в понятие социальной защиты населения». Она поблагодарила Святейшего Патриарха за высокую оценку ее труда, сказав, что ей вдвойне приятно получить эту награду из рук «одного из самых знаменитых деятелей эпохи, с именем которого связано возрождение духовной жизни России». «Церковь сегодня расширяет сферу социального служения, к ней возросло доверие граждан — и это во многом Ваша заслуга», — сказала вице-премьер.
В оценке роли Церкви в решении многих социальных проблем, и в том числе в Центральном федеральном округе, был согласен с вице-премьером и Георгий Полтавченко — полномочный представитель президента РФ по Центральному федеральному округу, также удостоенный ордена Святого мученика Трифона. «Я считаю это острейшей проблемой современности и убежден, что без религиозного образования невозможно решить серьезные задачи духовного возрождения народа», — сказал он.
ИТАР-ТАСС / Православие в России
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ПРОТИВ ВВЕДЕНИЯ МНОГОЖЕНСТВА НА ВСЕЙ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ
Глава Совета муфтиев РФ Равиль Гайнутдин высказал мнение, что многоженство помогло бы улучшить демографическую ситуацию в стране, причем вступать во второй брак могли бы не только мусульмане, но и все, кому этого не запрещает религия.
Между тем в патриархии считают, что «было бы неправильно пропагандировать многоженство среди тех народов, в традиции которых его никогда не было». Как отметил представитель Церкви, эта норма «относится не только к православным, но и ко всем, кто воспитан в православной культуре».
Интерфакс / newlife. kz
АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СОВЕТ МОЛОДЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ «БУРЕВЕСТНИК» НАМЕРЕН ПРОВЕСТИ АТЕИСТСКИЙ ПИКЕТ У ЗДАНИЯ ЕПАРХИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
«Устойчивое стремление к агрессии, навязыванию своих убеждений всем и каждому требуют громкой демонстрации. Кончина правящего епископа епархии Преосвященнейшего Антония, скорбные чувства, которые переживают сейчас тысячи верующих людей, для них не препятствие», — подчеркивается в заявлении.
В епархии также заявили, что им остается лишь довести просьбу священноначалия до православных людей, чтобы не реагировали на провокацию, ибо устроившие ее «не ведают, что творят».
Информационная служба Амител
РУКОВОДИТЕЛЬ САЙЕНТОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ «НАРКОНОН» ВЛАДИМИР ИВАНОВ ПОРВАЛ С СЕКТОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ ХАББАРДА
Регион-Информ / Радонеж
АРХИЕПИСКОП КАЛУЖСКИЙ И БОРОВСКИЙ КЛИМЕНТ ПРИНЯЛ ГРУППУ ПАЛОМНИКОВ ИЗ КАТОЛИЧЕСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ОВЦС МП
ЗАСЕДАНИЕ ПОПЕЧИТЕЛЬСКОГО СОВЕТА ОБЩЕРОССИЙСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ВОЕННОГО ФОНДА
Задачей Фонда, созданного в конце 2000 года по инициативе Президента Российской Федерации В.В.Путина, является оказание общественной поддержки и материальной помощи военнослужащим Вооруженных сил, специальных служб и правоохранительных органов, а также семьям сотрудников силовых ведомств, погибших при исполнении служебного долга.
В числе членов Попечительского совета, присутствовавших на заседании, были председатель Центрального духовного управления мусульман России Верховный муфтий Талгат Таджуддин, главный раввин России Берл Лазар (Федерация еврейских общин России), председатель Буддийской традиционной Сангхи России Пандидо хамбо-лама Дамба Аюшеев.
На заседании был заслушан доклад президента Фонда А.А.Молякова, в котором были подведены итоги деятельности фонда за второй квартал 2001 года, и намечены приоритетные направления в работе фонда на ближайшее время.
ОВЦС МП
СТАРООБРЯДЦЫ ПОДДЕРЖИВАЮТ ИВАНА СКЛЯРОВА
Нижний Новгород с официальным визитом посетил глава современной Русской православной старообрядческой церкви преосвященнейший Алимпий, митрополит Московский и Всея Руси, который встретился с губернатором Иваном Скляровым в его кабинете.
В ходе встречи владыка Алимпий выразил надежду, что «Иван Скляров продолжит свой жизненный путь на посту губернатора» и заявил журналистам о поддержке старообрядческой церкви России Ивана Склярова на предстоящих выборах губернатора. В свою очередь Иван Скляров пообещал приехать с ответным визитом к главе старообрядческой церкви.
В рамках визита митрополит планирует посетить все старообрядческие церкви Нижегородской области, в том числе в Больше-Мурашкинском и Лысковском районах.
Нижегородское Телеграфное Агентство
БАПТИСТАМ ОТКАЗАЛИ ЗАКОННО
Regions.Ru
СКОЛЬКО КАТОЛИКОВ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ?
«Сибирская Католическая Газета» / Радонеж
В ХАБАРОВСКЕ ПРОШЛИ СЛУЖЕНИЯ С УЧАСТИЕМ АМЕРИКАНСКОГО ПРОПОВЕДНИКА ДЖИМА ХАРПЕРА
Джим Харпер в настоящий момент является президентом Международной Ассоциации Христианских переводчиков (ICIA) — единственной в мире организации, которая готовит переводчиков-христиан, а также помогает им поднимать свой профессиональный уровень.
Радиоцерковь
СОВЕТ ОРТНКА ПРИЗВАЛ ЛИДЕРОВ ОРЕНБУРГСКОГО И БУГУРУСЛАНСКОГО МУФТИЯТОВ СЕСТЬ ЗА СТОЛ ПЕРЕГОВОРОВ
Совет ОРТНКА подчеркнул, что игнорирование морально-нравственных ценностей Ислама во взаимоотношениях лидеров ДУМ было бы серьезной ошибкой. Поэтому, отмечается в заявлении, мы призываем стороны, отбросив личные амбиции, все спорные моменты разрешить в двусторонних встречах.
В заявлении ОРТНКА в адрес главы ДУМ Бугуруслана прозвучала недвусмысленная мысль о том, что финансовая поддержка из Саудовской Аравии не может быть бесплатной. «Они ведут активную работу по усилению своего влияния среди верующих бугурусланцев» — говорится в заявлении.
Ислам.Ru
В УФЕ ОТКРЫЛАСЬ МЕЧЕТЬ «ИХЛАС»
Главная заслуга в строительстве мусульманского храма принадлежит Мухамеду Галлямову, создателю и ведущему передачи «Ихлас», которая транслируется по республиканскому телевидению в течение месяца Рамадан. Во время учебы в одном из стамбульских медицинских ВУЗов он наладил контакты с турецким холдингом «Ихлас», который и выступил спонсором трансляции телепередачи и строительства мечети с одноименным названием.
Ислам.Ru
ДУМД РЕКОМЕНДУЕТ МУСУЛЬМАНАМ НЕ ОТПРАВЛЯТЬСЯ НА УЧЕБУ ЗА ГРАНИЦУ БЕЗ ПРОХОЖДЕНИЯ ПОДГОТОВКИ В ИСЛАМСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ
Напомним, что в мае этого года в Исламском университете «Аль-Азхар» (Египет) были арестованы четверо жителей Дагестана за распространение листовок экстремистского толка. В частности, студенты призывали «к Джихаду и свержению власти Египта». Согласно законодательству страны дагестанцам грозит пожизненное заключение.
Ислам.Ru
СОСТОЯЛАСЬ ВСТРЕЧА МУФТИЯ ПОВОЛЖЬЯ И ГЛАВЫ МУСУЛЬМАНСКОЙ ОБЩИНЫ ГОРОДА БАЛАКОВО
Ислам.Ru
НА СОБОРНОЙ МЕЧЕТИ ЧИСТОПОЛЯ УСТАНОВИЛИ ПОЛУМЕСЯЦ
Ислам.Ru
В СЕЛЕ НОВПРИВОЛЬНОЕ РОВЕНСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗАВЕРШАЕТСЯ СТРОИТЕЛЬСТВО МЕЧЕТИ
Ислам.Ru
ФАКТЫ ЭКСПАНСИИ ВАХХАБИЗМА НА УРАЛЕ ВСКРЫЛИСЬ В ХОДЕ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА В ЧЕЛЯБИНСКЕ
ИТАР-ТАСС / Радонеж
ОМСКИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ОБЩИНЫ ОБЪЕДИНИЛИСЬ
ДО-инфо / Regions.Ru
ПРЕКРАЩЕНО ДЕЛО ПРОТИВ ГЛАВЫ МУРМАНСКИХ КРИШНАИТОВ
Как говорится в сообщении пресс-службы Налоговой полиции, община кришнаитов появилась в Мурманске в 1992 году. Постепенно центр тяжести в ее деятельности сместился с миссионерских акций в сферу коммерции — община открыла кондитерский цех, в котором выпекались «священные торты».
Ритуальный характер этого изделия стал поводом для уклонения общины от налогов, что было квалифицировано как налоговое преступление и привело к возбуждению уголовного дела.
Василий Медведев признал свою вину в уклонении от уплаты налогов и сборов; еще до начала судебного процесса он выплатил в бюджет 170 тысяч рублей. Учитывая это обстоятельство, а также раскаяние обвиняемого, суд прекратил дело.
Мир Религий
ДУХОВЕНСТВО УПЦ МП ЗАЯВЛЯЕТ О ВЕРНОСТИ ПАТРИАРХАТУ
В этом документе в частности говорится:
«Вновь и вновь в наших церковных делах возникает фигура Константинопольского Патриарха Варфоломея, который, как он говорит, пытается „уврачевать нестроения на Украине“, а на самом деле, своими действиями еще более усугубляет раскол, подводит ситуацию к очень серьезному не только духовному, но и политическому кризису в нашей стране и во всем православном мире. Владыка Варфоломей, без всякого основания, без всяких просьб со стороны верующего украинского народа создает под своей эгидой различные группы, согласительные комиссии. Его представители постоянно бывают на Украине, которая является канонической территорией Московского Патриархата. Из уст Константинопольского Патриарха все чаще слышатся слова о желании „объединять Церковь на Украине“. Но позволительно спросить: „Кого и с кем он намерен объединять?“ Судя по его расширяющимся контактам с безблагодатной раскольнической группировкой, именующей себя Украинской автокефальной православной церковью (УАПЦ) и пo тому факту, что им принято в общение несколько заграничных „епископов“ УАПЦ, владыка Варфоломей считает, что именно эта структура станет основой для будущей „украинской единой национальной ЦЕРКВИ“. В таких намерениях его поддерживают и отдельные политики. О том, что ситуация на Украине складывается достаточно серьезно, свидетельствуют положения дел и Эстонии, где вмешательство Фанара во внутренние церковные дела породило страшный раскол. В связи со всем вышеизложенным, опасаясь развития событий и нашей стране по „эстонскому варианту“, мы не можем оставаться спокойными, зная о запланированной в июле месяце встрече делегаций Русской Православной Церкви и Константинопольского Патриархата, которая пройдет на архиерейском уровне.
Понимая пагубность раскольнических деяний Патриарха Варфоломея, заявляем, что видим будущее Православия на Украине только в сохранении полного канонического единства с Русской Православной Церковью.
Смиренно просим Вас, Ваше Святейшество, употребить все имеющиеся возможности Вашей Первосвятительской власти для пресечения подобной неканонической деятельности главы Константинопольского патриархата и его представителей».
Обращение подписали епископ Ипполит и 170 священников епрахии.
Страна.Ru
СИНОД ЭПЦ МП ОТВЕРГ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПРЕМЬЕРА ЭСТОНИИ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ СВОЕГО НАЗВАНИЯ
В решении Синода говорится:
«Мы не можем принять устав и название, предложенное премьер-министром, по следующим причинам:
1. Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 10 мая 1920 года Эстонской Православной Церкви была предоставлена автономия. Это было подтверждено Томосом Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго от 26 апреля 1993 года, поэтому мы не можем отказаться от регистрации устава именно Церкви, а не епархии. Каждая религиозная организация вправе называться в соответствии с собственным самоназванием. Мы считаем, что название нашей Церкви достаточно четко отличается от названия уже зарегистрированной религиозной организации. Различия наименования составляют три неповторяющихся слова. В то же время в государственном регистре церквей Эстонии есть примеры намного более схожих наименований, что, однако, не послужило препятствием для регистрации.
2. Мы также находим необходимым указать в уставе на исторические корни Церкви, что считаем своим правом, не противоречащим закону.
3. Вызывает удивление попытка государственного органа ограничить представленные в нашем уставе варианты духовного сана, который может иметь правящий архиерей нашей Церкви. Этот вопрос всецело лежит в компетенции церковного Священноначалия.
4. Кроме того, по нашему мнению, действующим законом „О церквях и приходах“ не предусмотрена возможность создания на территории Эстонии зарубежных епархий.
5. У нас вызывает сожаление позиция, согласно которой Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата не имеет права на статус Церкви. Нам представляется, что в данном случае мы имеем дело с односторонним вмешательством светского государства во внутренние проблемы церковного порядка, которые подлежат разрешению специалистов в области церковного права, а не государственных чиновников. Полагаем, что в данном случае нарушаются права православных верующих на свободу вероисповедания и объединения, защищенные статьями 40, 48, части 1 статьи 19 и части 2 статьи 9 Конституции Эстонии, а также статьями 9 и 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод».
Пресс-секретарь ЭПЦ МП протоиерей Леонтий Морозкин сообщил, что митрополит Корнилий собирается в ближайшее время письменно обратиться к президенту Эстонии г-ну Мери с просьбой обратить внимание на проблемы ЭПЦ МП.
Страна.Ru
БЕЛОРУССИЯ: СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ РОСТ ЧИСЛА ВЕРУЮЩИХ
НТВ.Ru / newlife. kz
ПРОБЛЕМАМИ ЭПЦ МП ЗАЙМЕТСЯ ОБСЕ
ОБСЕ останется в Эстонии до 31 декабря 2001 года. За это время эстонская миссия организации должна будет рассмотреть ситуацию вокруг регистрации Эстонской Православной Церкви Московского патриархата. Директор секретариата по национальным меньшинствам ОБСЕ в Гааге Джон Пакер заявил, что ОБСЕ обеспокоена конфликтом, разгоревшимся вокруг Церкви. Пресс-секретарь эстонской миссии Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе сообщила, что сотрудники представительства ждут распоряжений из Вены, поскольку не подчиняются напрямую Гааге. Министр иностранных дел Швеции Анна Линд выразила надежду, что полугода миссии будет достаточно, чтобы завершить работу.
Страна.Ru
МИТРОПОЛИТ АГАФАНГЕЛ ЗАЯВИЛ О НЕДОПУСТИМОСТИ ВМЕШАТЕЛЬСТВА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХАТА В ДЕЛА УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Митрополит Агафангел подчеркнул, что эстонский вариант на Украине не пройдет. Владыка призвал свою паству к усиленному молитвенному стоянию и во время предстоящих переговоров с делегацией Константинопольского патриархата в Цюрихе, куда он планировал вылететь на следующий день. Как заявил одесский архипастырь, по благословению Блаженнейшего митрополита Владимира на этих переговорах он будет представлять Украинскую Православную Церковь. И хотя патриарх Варфоломей усиленно проталкивает идею объединения канонической Церкви страны с самосвятами из УАПЦ и раскольниками из УПЦ-КП, митрополит Агафангел отметил, что нельзя объединить «Христа и Велиара». Речь в данном случае может идти лишь о присоединении этих неканонических конфессий к УПЦ-МП через покаяние. Однако, по словам Владыки, шансов на то, что лжепатриарх Филарет и иже с ним раскаются в своих грехах и вернутся в лоно Святого Православия, практически нет.
Все другие попытки решить проблему внешним силовым путем, используя давление Фанара, прозападное лобби в правительстве страны, приведут к дальнейшему кризису Православия в Украине. Как заявил митрополит Агафангел, народ Божий не примет никаких договоренностей, идущих вразрез с каноническими догматами нашей Церкви. А патриарх Варфоломей нарушает Апостольские постановления, где говорится о разделении полномочий епископов и недопустимости их вмешательства во внутренние дела других епархии. С учетом же того, что Украина издавна считается канонической территорией Московского патриархата, все константинопольские притязания на «объединение украинских церквей» выглядят именно как грубое вмешательство во внутренние дела Московского патриархата.
В связи с этим митрополит Агафангел подчеркнул, что в случае продолжения давления из Стамбула и признания Вселенским патриархом псевдоединой украинской православной церкви, которое власти страны собираются приурочить к предстоящему в августе месяце 10-летнему юбилею независимости, речь может идти о прекращении всяких связей с Константинопольским патриархатом.
Пресс-служба Союза православных граждан г. Одессы
ПЕРВЫЙ ВСЕУКРАИНСКИЙ КРЕСТНЫЙ ХОД ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Вечером 6 июля, Крестный ход прибыл в Корецкий монастырь, где участников Крестного хода «Путь Православных» встретила игуменья монастыря матушка Наталия с сестрами. Было отслужено Всенощное бдение, а в сам день памяти рождества Иоанна Предтечи, была отслужена Божественная литургия. Весь монастырь и пришедшие на богослужение люди вышли проводить образа Пречистой через город.
8 июля Крестный ход прибыл в Ровно, где его пришли встречать несколько тысяч православных, среди которых было много молодежи. Люди выстраивались цепочкой посреди улицы на коленях, а духовенство, несшее иконы Богородицы, проносило их над головами в смирении склонившихся людей. Весь день и вечер, перед образами Пречистой, православный народ Украины молился, чтобы Матерь Божия умирила Украину, чтобы ереси и расколы были прекращены, чтобы все люди Украины жили в мире и согласии.
12 июля Крестный ход «Путь Православных» в г. Голобы встречал Преосвященнейший епископ Владимир-Волынский Симеон. В день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, Владыка Симеон совершил Божественную литургию, на которой ему сослужил митрополит Нифонт соседней Волынской епархии. После литургии, Крестный ход отбыл совместно с Владыкой Симеоном в г. Ковель, где прошел по центру города, при многотысячном стечении народа. В кафедральном соборе г. Ковель началось богослужение, которое продлилось всю ночь.
ПРЕЗИДЕНТ ПОЗДРАВИЛ МИТРОПОЛИТА ВЛАДИМИРА
Президент встретился с главой УПЦ МП во время церемонии передачи коллекционером Сергеем Платоновым коллекции старинных вещей в подарок украинскому народу, которая проходила в Национальном музее истории Украины.
ИТАР-ТАСС / Православие в России
УКРАИНСКИЕ ГРЕКО-КАТОЛИКИ УТВЕРЖДАЮТСЯ НА ВОСТОКЕ УКРАИНЫ
Напомним, что в 1996 г. греко-католики впервые со времен Брестской унии вышли за границы Западной Украины и создали в Киеве Киево-Вышгородский экзархат. Теперь создается еще два — Донецкий и Одесско-Крымский. Если в случае с созданием экзархата в Киеве это можно было как-то оправдать наличием там небольшого числа выходцев из Галиции, то продвижения унии на восток, где униатов исторически не было, можно оправдать только стремлением распространить греко-католичество на всю Украину.
Заметим, что подготовка к этому проводилась еще до визита Папы. Украинский телеканал «1+1» сообщил о том, что бедным греко-католикам не разрешают построить свою церковь в Харькове. В дальнейшем, правда, выяснилось, что греко-католики хотели построить церковь не где-нибудь, а на территории больницы охраны материнства и детства.
О том, в какой спешке создавались два новых экзархата, говорит тот факт, что для управления ими еще не нашли экзархов.
Сообщение о создании новых экзархатов помещено во львовской газете «Поступ» от 7−8 июля 2001 г. на третьей странице. На 10 странице этой же газеты помещена обширная статья А. Юраша «Символический передел Восточной Европы. (Папа Римский отвоевывает Украину, а Алексий II -Белоруссию..) Возникает вопрос: у кого Папа отвоевывает Украину? Разве она была когда-либо католической? Сам термин «отвоевывает» как-то не очень подходит для визита, пронизанного христианским смирением, как об этом говорили в Ватикане, а скорее подходит для инспекции на поле брани. Совершенно не понятно, у кого Алексий II должен отвоевывать Белоруссию? Разве она уже завоевана католиками? Или речь идет о перспективных планах? По крайней мере, автор видит в визите Алексия II в Брест «воинственный жест» по отношению к католическому миру.
Страна.Ru
КАТОЛИКИ БЕЛОРУССИИ ЖДУТ ПАПУ
«Мы не исключаем, что Патриарх Алексий, оказавшись перед угрозой возможной изоляции, пересмотрит свою непримиримую позицию, — заявил архиепископ Минско-Могилевский кардинал Казимир Свёнтек. — Думаю, что рано или поздно его вето будет снято».
По словам кардинала Свёнтека, надежды белорусских католиков на визит Папы возросли после того, как Иоанну Павлу II — невзирая на сопротивление Русской Православной Церкви — удалось посетить соседнюю Украину. Между тем, доля католиков в населении Белоруссии заметно выше, чем на Украине: по данным католической иерархии, католиков здесь насчитывается почти 2 млн., то есть 20% населения страны.
Мир Религий
«СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ» ПОДАЛИ В СУД НА ПРАВИТЕЛЬСТВО ГРУЗИИ
Представитель секты в Лондоне заявил, что в грузинскую прокуратуру было подано более 300 жалоб, однако никаких мер не было предпринято. По его словам, на собрания групп «Свидетелей Иеговы» нападали группы экстремистов из числа православных, которые избивали верующих и сжигали их религиозную литературу.
Грузинская прокуратура заявляет, что начала расследование.
BBC / newlife. kz
ТАДЖИКИСТАН: ДВОЕ ИСЛАМСКИХ ЭКСТРЕМИСТОВ ПРИГОВОРЕНЫ К СМЕРТНОЙ КАЗНИ
Вина осужденных доказана: именно они осуществили 1 октября 2000 года взрыв в Корейской Христианской Миссии в Душанбе, в результате которого погибли 25 человек и еще 25 получили тяжелые ранения.
Мустофокул Воймуродов и Садридин Фатхуддинов, бывшие студенты Исламского института в Душанбе, признаны виновными в терроризме, незаконном приобретении и переработке взрывчатки, подстрекательстве к насилию на религиозной почве и других преступлениях.
На вопрос судей о том, почему они совершили столь тяжкое преступление, оба ответили одно и то же: ими овладел религиозный фанатизм.
MIGnews.com
ЛИДЕР ХРИСТИАНСКИХ ДЕМОКРАТОВ МОЛДАВИИ ЛИШЕН НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ
Юрию Рошке вменяется в вину избиение сотрудницы типографии Наталии Паскал 31 марта этого года. Вопрос о лишении Рошки депутатской неприкосновенности молдавские парламентарии решали тайным голосованием. Депутаты от Христианско-демократической народной партии и фракции избирательного блока «Альянс Брагиша» в голосовании не участвовали.
РИА «Новости» / newlife. kz
НАЧАЛИСЬ ПЕРЕГОВОРЫ В ЦЮРИХЕ
Это первые переговоры на архиерейском уровне, до этого в конце мая совместная московско-константинопольская делегация посетила Киев и встретилась с представителями УПЦ МП, с одной стороны, и УАПЦ и УПЦ КП — с другой, однако никаких решений тогда принято не было.
Переговоры продолжатся до 16 июля и, по замыслу их организаторов, должны привести к неким договоренностям о том, каким образом следует преодолевать церковный раскол на Украине. Напомним, что к этим переговорам Константинополем был форсирован процесс объединения УАПЦ и УПЦ КП, это позволит константинопольской делегации иметь мощный рычаг давления на делегацию Московского Патриархата: угроза официального признания новой структуры со стороны Фанара и дарования ей автокефалии.
Между Константинополем и Москвой есть принципиальное различие позиций по вопросу о принципах преодоления раскола. Если для Константинополя, как говорил патриарх Варфоломей, на Украине существуют «три отдельные группы, которые не общаются между собой», и он собирается это общение восстанавливать, то Московский Патриархат настаивает на соблюдении канонов и требует признать, что есть одна каноническая Церковь — УПЦ МП, и переговоры следует вести о путях возвращения в нее через покаяние членов УАПЦ и УПЦ КП. Об этом не раз заявляли члены делегации, в частности представляющий УПЦ МП на переговорах митрополит Одесский Агафангел.
Видимо, на переговорах делегация КП, возглавляемая изощренным церковным дипломатом митрополитом Мелитоном, который убежден, что «в независимом государстве Церковь должна быть автокефальной», будет добиваться, чтобы Московский Патриархат отошел от тех принципов, на которых он стоит, смягчил бы свою позицию по отношению к неканоническим УАПЦ и УПЦ КП и перестал рассматривать их как раскольников и схизматиков с тем, чтобы объединение УПЦ МП с никем не признанными УАПЦ и УПЦ КП произошло бы на равных.
Страна.Ru
СЕРБСКИЙ ПАТРИАРХ ПАВЕЛ ПРИЗВАЛ СПАСТИ МОНАСТЫРЬ МАТЕЙЧЕ
В настоящее время в Матейче находиться база албанских боевиков и склад оружия. В обращении Патриарха указывается на существующую опасность разрушения монастыря в результате столкновений македонской армии и боевиков.
В обращении также говорится: «В последние два года Сербская Православная Церковь постоянно направляет обращения мировым официальным лицам и соответствующим организациям с целью защиты своих святынь в Косово и Метохии. К сожалению, с июня 1999 года до сегодняшнего дня на этой территории уничтожено свыше 100 храмов, многие из которых ведут свою историю из средних веков и принадлежат мировому культурному наследию».
Среди адресатов обращения Патриарха генеральный секретарю ООН Кофи Анан, генеральный директор ЮНЕСКО Коичиро Матсури и генсек НАТО Джодж Робенсон, а также ведущие политические деятели СРЮ и премьер-министр Македонии.
Православие.Ru
30 ЛЕТ ПЕРВОСВЯТИТЕЛЬСКОГО СЛУЖЕНИЯ БОЛГАРСКОГО ПАТРИАРХА МАКСИМА
Патриарх Максим в сослужении с членами Святейшего Синода и представителями Поместных Церквей в день своего юбилея молился за Божественной литургией. Никаких шумных приемов и концертов не было. Празднование юбилея стало отражением скромности, характерной для всех трех десятков лет патриаршества Святейшего Патриарха Максима.
В слове, произнесенном Патриархом Максимом по окончании богослужения, Его Святейшество по-отечески тепло поблагодарил всех, с кем имел возможность трудиться за все годы своего патриаршества.
90-е годы, годы свободы для Церквей всей Восточной Европы, стали годами ухищренных гонений на Болгарскую Церковь. Именно благодаря антицерковной позиции правящих слоев в 1992 году стал возможен раскол Церкви, обескровивший ее в столь ответственное время и мешающий делу церковного возрождения по сей день.
Несмотря на все проблемы прошлого и настоящего, Святейший юбиляр полон оптимизма. В своем юбилейном слове он выразил надежду на скорое преодоление всех трудностей в церковной жизни.
Православие.Ru
БОЛГАРСКАЯ ЦЕРКОВЬ ПОДДЕРЖАЛА БЫВШЕГО ЦАРЯ
Ожидается, что царь, семья которого была изгнана из Болгарии коммунистами, вступит в должность премьер-министра Болгарской республики 25 июля. Церковь надеется, что правительство Симеона «возродит забытые ценности», однако при этом вовсе не выступает за реставрацию монархии, заявил представитель Священного Синода БПЦ Ангел Величков.
Он напомнил, что первым официальным актом Симеона после победы на выборах 17 июня стал визит к Патриарху Болгарскому Максиму и членам Синода. «Патриарх преподал царю особое благословение на все добрые дела, которые он хочет сделать для Болгарии, а царь заявил о готовности поддерживать Церковь и сотрудничать с ней», — рассказал представитель Синода.
Величков также высказал надежду, что приход к власти Симеона положит окончательный конец расколу внутри БПЦ, формально завершившемуся в 1998 году, но до сих пор оказывающему негативное воздействие на церковную жизнь. По словам представителя Синода, правительство Союза демократических сил (СДФ), находившееся у власти до последнего времени, оказывало политическую и финансовую поддержку «раскольникам» и оказывало давление на каноническую иерархию.
Мир Религий
ИЗРАИЛЬСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ВЫЧЕРКНУЛО ИЗ СПИСКА ГЛАВНЫХ КАНДИДАТОВ НА ИЕРУСАЛИМСКИЙ ПАТРИАРШИЙ ПРЕСТОЛ
В письме сообщается, что израильская сторона вычеркивает из списка пять кандидатов на Патриарший престол, а именно: митрополита Вострского Тимофея, митрополита Иерапольского Иринея, митрополита Капитолиадского Исихия, епископа Иоппийского Дамаскина, епископа Кириакупольского Сильвестра. Это означает, что на предстоящем Соборе Иерусалимской Церкви названные архиереи не могут рассматриваться как претенденты на Патриарший престол.
Напомним, что 8 февраля Поместный Собор Иерусалимской Православной Церкви утвердил список из 15 кандидатов на пост Предстоятеля. При голосовании митрополит Ириней, представитель ИПЦ в Афинах, набрал 8 голосов, митрополит Вострский Тимофей — 7, все другие кандидаты — по 1 голосу.
Таким образом, Израиль вычеркнул главных кандидатов на Патриарший престол. В связи со сложившейся ситуацией генеральный секретарь Иерусалимского Патриархата митрополит Вострский Тимофей посетил Русскую духовную миссию и попросил содействия Русской Православной Церкви для изменения позиции израильского правительства. Митрополит Тимофей подчеркнул, что не государственная власть, а члены Собора Иерусалимской Церкви должны решать, кто станет новым Иерусалимским Патриархом.
Из канцелярии Иерусалимской Патриархии сообщили, что ответ израильского правительства был подписан министром юстиции Израиля М. Шитритом. Министр заявил, что решение исключить из числа кандидатов пять архиереев продиктовано интересами безопасности Израиля и не подлежит изменению.
Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Корнилий от имени Синода Иерусалимской Церкви направил письмо премьер-министру Израиля Ариэлю Шарону, где выразил решительный протест против вмешательства государства в дела Иерусалимской Православной Церкви.
Православие.Ru
ОПУБЛИКОВАНА ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЗАСЕДАНИИ «КОМИССИИ ПО ЕДИНСТВУ РУССКОЙ ЦЕРКВИ» ПРИ АРХИЕРЕЙСКОМ СИНОДЕ РПЦЗ
Заседание состоялось в конце апреля в Нью-Йорке, во время очередной сессии Архиерейского синода РПЦЗ. В заседании приняли участие все члены «Комиссии» — архиепископ Марк, епископы Гавриил и Михаил, протоиереи Петр Перекрестов и Николай Артемов и диакон Павел Иванов. «Комиссия не предпринимает самостоятельных шагов, — отмечает „Вестник Германской епархии“, — она имеет только совещательную функцию при Синоде».
На заседании «всесторонне обсуждались проблемы церковной жизни в России и за рубежом. Комиссия пришла к выводу, что в первую очередь необходимо четко определить экклезиологические позиции Русской Зарубежной Церкви». Эти позиции будут «определены» в специальном сборнике, в который войдут избранные документы, принятые в разные годы органами управления РПЦЗ и соответствующие той линии на объединение с МП, которую проводит сейчас группа архиепископа Марка. Цели этого сборника определены так: сформулировать канонические основы бытия РПЦЗ «как свободной части Русской Церкви в период богоборческих гонений» (соответственно, по окончании богоборческий гонений эти основы утрачиваются), а также засвидетельствовать «о неповрежденной преемственности позиций Русской Зарубежной Церкви до сего дня».
Вертоградъ
АРХИЕПИСКОП ЛАЗАРЬ ПОЗДРАВИЛ МИТРОПОЛИТА ВИТАЛИЯ С ЮБИЛЕЕМ И ПРЕДЛОЖИЛ УДОСТОИТЬ ЕГО ТИТУЛА «БЛАЖЕННЕЙШИЙ»
Отметив, что в настоящее время РПЦЗ переживает «важнейший момент» в своей истории, архиепископ Лазарь заявил, что митрополит Виталий «добре пасет стадо Христово», «удерживая православных людей от помрачения тончайшей ложью века сего». Нынешний первоиерарх РПЦЗ, считает владыка Лазарь, является «стражем и проводником исконной, исповеднической Истины Церкви Вселенской, примером силы и мудрости в неустанном служении Церкви и многострадальному Отечеству нашему на трудном пути Святых Новомучеников и Исповедников Российских».
Архиепископ Лазарь выразил поддержку и благодарность митрополиту Виталию за его Окружное Послание от 22 июня с.г., в котором осуждаются некоторые решения Архиерейского собора РПЦЗ, состоявшегося в октябре 2000 г. По мнению одесского иерарха, Окружное Послание митрополита Виталия «прояснило церковную ситуацию».
Поздравительный адрес заканчивается словами: «Желаю Вам долгоденствия, мирного жития, и да продлит Всемогущий Господь дни Вашей жизни на многая, многая, многая лета во славу нашей Матери-Церкви».
Одновременно архиепископ Лазарь обратился в архиерейский синод РПЦЗ с просьбой: «В связи с празднованием 50-летия служения в Архиерейском сане Первоиерарха РПЦЗ Высокопреосвященнейшего Митрополита Виталия. наградить Его второй Панагией и присвоить титул Блаженнейшего для престижа нашей Русской Православной Церкви».
Вертоградъ
ЕПИСКОП ГАВРИИЛ ЗАПРЕТИЛ ДУХОВЕНСТВУ ВОСТОЧНО-АМЕРИКАНСКОЙ ЕПАРХИИ, ФОРМАЛЬНЫМ ГЛАВОЙ КОТОРОЙ ЯВЛЯЕТСЯ МИТРОПОЛИТ ВИТАЛИЙ, ОГЛАШАТЬ ОКРУЖНОЕ ПОСЛАНИЕ МИТРОПОЛИТА
Епископ Гавриил ссылается на решение Архиерейского собора РПЦЗ о назначении его управляющим Восточно-Американской епархией. Оглашение с амвонов и распространение Окружного Послания запрещено до тех пор, пока, как пишет епископ Гавриил, «в этом деле не разберётся Архиерейский Синод на следующем заседании 10-го июля с.г.».
Вертоградъ
ПОНТИФИК ПРИЗВАЛ К МОЛИТВЕ ЗА ЛИДЕРОВ «БОЛЬШОЙ ВОСЬМЕРКИ»
В традиционном воскресном обращении к паломникам на площади Святого Петра в Риме, понтифик попросил католиков молиться за лидеров группы восьми ведущих промышленно развитых стран мира и вместе строить, как он выразился, «более справедливый и солидарный мир».
Заявление папы объясняется попытками католиков внести в повестку дня саммита G8 в Генуе, который состоится 22 июля, вопрос о списании долгов странам «третьего мира».
ВВС / newlife. kz
РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКИЕ ЕПИСКОПЫ БЕЛЬГИИ ВЫСТУПИЛИ ПРОТИВ ЭВТАНАЗИИ
Сторонники законопроекта говорят, что этот законопроект может быть утвержден к концу этого года.
ENI
СОБАКА ИЗ ПОРТУГАЛИИ ХОДИТ В ЦЕРКОВЬ КАЖДОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
Уже три года подряд, каждое воскресенье, бывшая бездомная собака по кличке Прета в пять утра выходит из дома своих хозяев и идет в соседний город.
К 7.30 Прета уже доходит до церкви, где занимает свое обычное место — возле алтаря. Когда по ходу службы верующие встают и садятся, Прета делает тоже самое.
После того как служба кончается, собака идет назад. Иногда ее подвозят на машине. Однако, как передает Reuters, она едет только с теми, кого знает. Воскресные службы стали очень популярны, потому что многие хотят посмотреть на благочестивую собаку.
Lenta.Ru
МАРШИ ОРАНЖИСТОВ В СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ СОПРОВОЖДАЮТСЯ СТРЕЛЬБОЙ
Около 100 тысяч протестантов в 19 городах Северной Ирландии вышли на улицы, отмечая годовщину победы войска короля Уильяма над воинами-католиками короля Джеймса II (1690 год). Чтобы не допустить прохождения марша через места проживания католиков, полиция вынуждена была выставить заслоны.
В Портадауне (Portadown) демонстранты забросали полицейских бутылками с зажигательной смесью. В ответ полиция применила водометы и пластиковые пули. В результате ранены 19 офицеров и два гражданских лица.
В целях демонстрации силы члены организации «Добровольческие силы Ольстера» (UVF) открыли огонь в воздух из пистолетов и другого стрелкового оружия.
Lenta.Ru
ИНСТИТУТ РЕЛИГИЙ НАМЕРЕН ОТКОРРЕКТИРОВАТЬ БИБЛИЮ
«Наша единственная цель — помочь заново наладить отношения между христианами и евреями», — говорит Ирвин Боровски, основатель института. В то же время Мартин Оласки, представитель евангельской церкви назвал попытку переделать Библию попыткой сделать ее политически корректной.
Боровски отметил, что основное внимание будет уделено детским Библиям, так как в своем большинстве они представляют собой не прямой перевод Библии, а истории, написанные по Библии.
Причина, по которой Институт решил «проверить» Библию, заключается приведенном в Библии утверждении, что евреи убили Иисуса, хотя, начиная с 1960, многие Протестантские и Католическая церкви отказались принимать это утверждение буквально.
Religion Today / newlife. kz
МУСУЛЬМАНЕ БАНГЛАДЕШ ОБЪЕДИНЯЮТСЯ В НОВЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС
«Женщины в политике нужны, но — только как вспомогательная сила, — заявил соучредитель нового союза от Исламской партии Сейед Фазлул Карим. — Однако занимать лидирующие позиции им не полагается: таковы установки святого Корана.»
MIGnews.com
СЫН САДДАМА ХУСЕЙНА ПЕРЕШЕЛ В ШИИТСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ИСЛАМА
ИТАР-ТАСС / Радонеж
ФРАНЦУЗСКИМ МУСУЛЬМАНАМ РАЗРЕШИЛИ СТРОИТЬ МЕЧЕТЬ В 19-ОМ ОКРУГЕ ПАРИЖА
Ислам.Ru
НАЧАЛСЯ СУД НАД ЕГИПЕТСКОЙ ПИСАТЕЛЬНИЦЕЙ, КОТОРУЮ ОБВИНЯЮТ В ОСКОРБЛЕНИИ ИСЛАМА
Ислам.Ru
ВСЕМИРНАЯ ЕВРЕЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕШИЛА ОКАЗАТЬ ПОМОЩЬ ТУЛЬСКИМ СИРОТАМ
В Крапивенской спецшколе живут сироты и дети, оставшиеся без родительской опеки. Среди них есть русские, ингуши, цыгане. По словам Л. Райхлина, его организация не первый раз помогаем детям из интернатов и детских домов, несмотря на то, что в областных учреждениях такого типа еврейских детей нет.
ИА «Росбалт» / Regions.Ru
ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ЕВРЕИ ЗАНИМАЛИСЬ КОНТРАБАНДОЙ НАРКОТИКОВ ИЗ ЕВРОПЫ В США
31-летний Шин Эрез признан федеральным судом США виновным в контрабанде «экстази» в период с 1998 по 1999 годы, и незаконном размещении на трех банковских счетах в Люксембурге 750 тыс. долларов, вырученных от продаж наркотического вещества. В качестве наказания Эрезу предстоит провести 20 лет в тюрьме и выплатить штраф в размере 1 млн. долларов.
В ходе следствия выяснилось, что помимо «экстази», курьеры перевозили бриллианты.
8 «курьеров» также признаны виновными в контрабанде наркотиков и осуждены в США. Еще двое осужден во Франции, и один преступник будет отбывать срок заключения в Канаде.
MIGnews.com
ЧЕТЫРЕХЛЕТНЯЯ ДЕВОЧКА ИЗ НЕПАЛА СТАЛА БОГИНЕЙ
В тайне от всех девочку выбрали новой богиней и теперь представили ее людям. Она заменит «старую» Кумари, которая стала взрослой и поэтому перестала быть богиней. Церемония обожествления прошла во дворце Kumari Ghar в центре Катманду.
По традиции до достижения половой зрелости Кумари живет в роскошном дворце XV века. Несколько раз в день она появляется в окне дворца. Девочка одета в платье, расшитое золотом, а на лбу у нее нарисован третий глаз. Из окна она благословляет верующих. Как сообщает Reuters, в дни праздников ее несут через весь город в паланкине или везут в колеснице.
Lenta.Ru
В АВСТРИИ ЗАРЕГИСТРИРОВАН ПАТЕНТ НА ВИРТУАЛЬНЫЕ РИТУАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
Его клиенты смогут наблюдать за церемонией похорон или кремации при помощи веб-камеры. Для этого им нужно будет заплатить за использование пароля, который будет действителен в течение одного месяца, сообщает ananova.com.
Глава фирмы Pax Герхард Байзек, получивший патент на этот проект, сказал журналистам: «Эта услуга предназначается для тех, кто не может посетить похороны offline. Она может оказаться незаменимой для людей, у которых нет времени или денег на то, чтобы, например, срочно полететь за границу и лично принять участие в прощальной церемонии. Родственникам усопшего пароль будет предоставлен бесплатно».
Три таких церемонии уже состоялось — похороны проходили в помещении фирмы, а близкие усопших находились в Канаде и Германии.
На сайте фирмы Pax, которая располагается в австрийском городе Клагенфурте, можно также заказать похоронные венки и гробницы. Герхард Байзек планирует открыть также виртуальное кладбище, где посетители смогут возложить на виртуальные могилы виртуальные цветы одним нажатием кнопки.
Можно также заранее позаботиться о себе — Pax предлагает клиентам заказать по Интернету собственные похороны.
Lenta.Ru
БУШ ХОЧЕТ, ЧТОБЫ НЕРОДИВШИЙСЯ РЕБЕНОК ИМЕЛ ПРАВО НА СТРАХОВАНИЕ
Христиане и группы по борьбе за жизнь ребенка приветствуют данное предложение, но критики заявляют, что изменение — это «нелегальная попытка» продвинуть правительственное решение против абортов и «установить легальный прецедент для гарантирования статуса личности внутриутробному плоду». Дуглас Джонсон, законодательный директор национального комитета, выступающего за право на жизнь, не был осведомлен по поводу плана правительства, но он дал свое одобрение. «Неродившийся ребенок должен быть признан как полноправный член семьи в законе и общественной политике».
Томми Томпсон, секретарь по службе охраны здоровья, желает ввести следующее определение для неродившегося ребенка — «запланированный ребенок с низким доходом», имеющий право на CHIP — созданный в 1997. В предложении не указано, какого возраста должен быть плод, чтобы определить его личностью, но, по словам некоторых руководителей, это определение должно даваться сразу после зачатия.
Charisma News Service / newlife. kz
ОФИЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА О КОЛИЧЕСТВЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩИН И ОРГАНИЗАЦИЙ НА УКРАИНЕ
УФС / Радонеж