Русская линия
Русская линия Филипп Свистун (1844-1916)21.08.2016 

Прикарпатская Русь под владением Австрии
Глава 18.

Оглавление книги

XVIII. Погибнет ли Прикарпатская Русь?

Обозревая прошлое Прикарпатской Руси, нельзя не увидеть, что, поставленная на страже юго-западных окраин Руси, она в продолжение тысячи лет верно и непоколебимо исполняла своё предназначение. Начало её падения относится к нашествию татар и разорению ими всех земель на северном склоне Карпат. Имея, с одной стороны, татарскую орду, а с двух других сторон Польшу и Венгрию, постепенно укреплявших своё могущество, ослабленная Червонная Русь не долго могла сохранять свою независимость. Однако на утрату ею независимости не столько повлияли эти два государства, сколько римская курия, постоянно подстрекавшая государей Польши и Венгрии к войне со «схизматиками» в Галицко-Владимирском княжестве. Ватикан склонил Казимира Великого и венгерского короля объединить свои силы для покорения той земли, с которой католичеству, как с плацдарма, удобнее было распространяться на Восток. Казимир Великий нанёс тяжелый удар Червонной Руси. При нём от прежнего русского боярства остались лишь следы. Он наметил ту политику относительно червонно-русских городов, которой придерживались и ближайшие его наследники. Они стремились, используя магдебургское право, придать червонно-русским городам латинский характер. Потеряв города, Червонная Русь лишилась очагов своей духовной и гражданской жизни.

Несмотря на это, народ и оставшееся малочисленное дворянство и духовенство обнаружили в последующее время необыкновенную стойкость в защите Православия и своей национальности. В XV и XVI веках возникла даже новая червонно-русская шляхта из князей волошских селений, войтов и солтысов — и она, можно сказать, не меньше, и даже усерднее стоит на страже русской национальности, чем прежнее русское дворянство. В XVI веке червонно-русские города стали заполняться свежим русским мещанством, оживотворённым и пробуждённым к деятельности греками-пришельцами.

Когда Червонная Русь опять стала подниматься, пришли иезуиты и начали борьбу против русского племени. Иезуиты нанесли карпатороссам тяжёлый удар, отчуждая русское дворянство и князей от народа, подстрекая польское мещанство против русских соседей, заводя церковную унию, латинизируя и полонизуя русский народ. Но и в этих условиях Червонная Русь обнаружила необыкновенную стойкость. Она последней из литовско-польских земель приняла унию, приняв же её, всегда боролась за греко-славянский обряд. Придавленная во время владения Польши, она опять поднимается во время владения Австрии.

Если разобраться в том, кто в первую очередь враждебно относился к Прикарпатской Руси, то видно, что ещё в то время, когда карпатороссы были православными, это была, во-первых, римская курия со своим латинским духовенством, подстрекавшая польских королей против «схизматической» Руси, а во-вторых — мещане немецкой народности. Когда червонно-русские города стали ополячиваться, в них одновременно усилилась и русская стихия.

Вообще, вникнув глубже в историю Прикарпатской Руси, видим, что для неё немецкий элемент оказался более опасным, чем польский. Поляк своим темпераментом приводит лишь к тому, что дразнит и беспокоит, но чуждой национальности не истребляет в такой степени, как немец, действующий систематически, спокойно, последовательно и всегда с успехом. Польский народ, если бы его не подстрекали иезуиты или иноземцы, никогда бы не относился враждебно к русскому. Врагами русского народа всегда были олигархи. Примечательно, что и сегодня на истреблении русского народа в Галиции настаивают олигархи — всё равно, польского, еврейского, армянского или немецкого они происхождения. Кроме олигархов врагами Руси является также римское ультрамонтанство.

Вообще можно сказать, что если Прикарпатская Русь вынесла гонения и страдания на протяжении пятисот лет, то и сегодня, обладая более развитыми духовными средствами самозащиты никак нельзя думать, чтобы она погибла. Новые гонения лишь усилят русский дух, закалят его и пробудят к живой деятельности.

Из отдельных сословий, в течение истории видим, что самой слабой стихией в национальном отношении были литовско-русские князья, а затем дворяне и вместе с ними нестойкая церковная иерархия. Самой сильной стихией были мещане, мелкая шляхта и простонародье с низшим духовенством. Этим именно, так сказать, демократическим элементам обязана Прикарпатская Русь тем, что не обезличилась и что существует до нынешнего времени, не утратив своего национального характера.

http://rusk.ru/st.php?idar=90068

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика