Русская линия | Филипп Свистун (1844-1916) | 21.08.2016 |
XVII. Американская Русь
Американская Русь является самой молодой частью Прикарпатской Руси. Состояние Американской Руси для нас уже по той причине любопытно, что по ней мы можем видеть, к чему способен карпаторосс, если он выйдет из-под гнёта и попадёт в более благоприятные условия жизни.
Уже во время поездки через огромный океан карпаторосс скидывает с себя своё народное платье и одевается, как говорится, по-европейски. Со сменой одежды переменяется и духовное его содержание. Вид необозримого моря и сознание опасности, могущей лишить его жизни, делает его серьёзным и в нём усиливается религиозное чувство. Когда карпаторосс сойдёт на американскую землю и осмотрится среди беспрерывно озабоченных и трудящихся американцев, и он проникается любовью к труду и к подвижной жизни. Видя вокруг грамотных людей, он стыдится своего невежества и в свободное время просит своего более образованного товарища, чтобы тот выучил его грамоте. Старшие люди выучиваются в Америке (Соединенных Штатах) читать и по-русски и по-английски.
В Соединенных Штатах карпаторосс принимается за любой труд, и хотя у него менее всего способностей к торговле, он принимается и за таковую, когда проживёт в Америке подольше, сбережёт грош и присмотрится ко всяким делам. Многие карпатороссы идут в угле- и рудокопы Пенсильвании. Сначала они работают там как «лебры» (labourer), то есть рабочие, помогающие горнякам в бурении, установке рельсов, погрузке возов и т. д. После двух-трёх лет такой практики он получает «майнерские паперы», то есть свидетельство на рудокопа, и становится «майнером». В этом качестве зарабатывает он 50−120 долларов (125−300 зр.) ежемесячно. Другие пристраиваются, как могут, на иных поприщах.
В 1884 году карпато-русская община в Шенандоа, в Пенсильвании, обратилась к львовскому митрополиту Сильвестру Сембратовичу с просьбой прислать ей русского униатского священника. Митрополит определил в настоятели нового прихода за океаном священника Ивана Волянского. Запасшись митрополичьей грамотой и рекомендательными письмами, отец Волянский прибыл в Америку и представился генеральному викарию отсутствовавшего римско-католического архиепископа Филадельфии Патрика Райна. Как только в ходе беседы викарий узнал, что у отца Волянского есть жена, он от возмущения даже не хотел дальше говорить с ним. Райн до того переполошился, что вместе со своим секретарём убежал от униатского священника, словно от зачумленного, лишь издали, крикнув, чтобы отец Волянский как можно скорее возвращался в Европу.
Несмотря на такой приём, отец Волянский поехал-таки в Шенандоа и там устроил свой приход. К первому богослужению в частном доме явились эмигранты из отдалённых городов и мест; они плакали от радости. Между тем, архиепископ Райн, узнав о прибытии католического женатого священника в Америку, издал пастырское послание, прочитанное в трёх католических костелах Шенандоа, которым под угрозой отлучения от церкви воспрещал католикам присутствовать на богослужениях отца Волянского, самому же отцу Волянскому воспретил входить в католическую церковь. Католическое духовенство Шенандоа избегало всякого общения с отцом Волянским.
Американцы отнеслись к отцу Волянскому сочувственно. Затем и архиепископ Филадельфии принуждён был, по приказу Ватикана, куда обратился львовский митрополит, признать отца Волянского католическим священником. Несмотря на это, латинские священники не позволяли униатских покойников хоронить на своих кладбищах, и Волянский принужден был хоронить их на кладбищах протестантов. В 1886 году была освящена первая греко-униатская церковь в Америке в городе Шенандоа. Вслед за отцом Волянским прибыли в Америку другие униатские священники.
Придирки латинского духовенства к униатам не прекращались. По настоянию американских епископов в 1889 году Ватикан издал приказ униатским епископам Австро-Венгрии, чтобы они направляли в Америку лишь неженатых священников. Несмотря на это, из Галиции и Венгрии в Америку пребывали женатые священники без благословения своих епископов. По этой причине конгрегация пропаганды Ватикана в 1891 году издала специальное распоряжение. Теперь каждый греко-униатский священник из Австро-Венгрии, желающий отправиться в Америку, должен обратиться с этой просьбой к римскому престолу. В прошении он должен указать причину своего переезда и определить местность, в которой собирается поселиться, чтобы о его прибытии был заранее извещён местный американский епископ. Прибывши в Америку, униатский священник должен представиться соответствующему католическому епископу и во всё время своего пребывания в Америке находиться под его властью.
Это подчинение униатского духовенства латинским епископам и пренебрежение последних к униатам и греческому обряду вызвали неприятное для Рима последствие. Настоятель прихода в Миннеаполисе (штата Миннесота), отец Алексей Товт принял со своей паствой Православие и перешёл под власть русского православного епископа в Сан-Франциско. В августе 1892 года в церкви в Миннеаполисе было прочитано письмо святейшего Синода из Санкт-Петербурга, включавшее униатский приход в Миннеаполисе в состав православной американской епархии. Отец Товт стал протоиереем и получил наперсный крест. Его примеру последовали и другие униатские священники в Америке, и по сию пору (1897 год) в Америке перешло в Православие 8 священников с 30−40.000 прихожанами. На днях американская русская газета «Свобода» передала слух, что римская курия, устрашённая переходом американских униатов в Православие, назначила для них из среды их же униатского духовенства трёх викариев, то есть освободила их от власти латинских епископов.
Чтобы сохранить свою национальность, американские русские соединяются в церковные братства. Почин к такой организации дал отец Феофан Обушкевич, основавший первые братства, а затем объединивший их в одно, под названием «Соединение». Братство издает еженедельник «Американский Русский Вестник» на словацком и русском языках. Между американскими священниками и поселившейся там же русской интеллигенцией, были, однако, лица, которым старорусское направление «Соединения» не понравилось. Они собрали несколько братств и основали «Русский Народный Союз» с малорусско-украинофильским направлением. Во главе их стоял отец Иван Констанкевич. «Союз» издаёт еженедельник «Свобода» и в нём числится около тысячи членов. «Соединение» числит за собой до 2-х тысяч.
Русские в США основывают также зачётные кассы и производственные общества; самая заветная их мечта — иметь свою церковь и своего священника. Едва соберётся в какой-нибудь местности несколько десятков карпатороссов, они тотчас начинают, несмотря на крайнюю недостаточность своих средств, строить каменную церковь и шлют в «старый край» просьбу о назначении им священника. Церкви их действительно красивы, и, насколько возможно, построены в русском стиле.
Всех русских униатских священников было в Америке в 1896 году — 29, 5 из галицких епархий, 19 из мукачевской и 5 из пряшевской епархии в Венгрии. В это число не включены священники, принявшие Православие ["Русско-Американский календарь «Союза»" 1897 год]. О русских переселенцах в Бразилии и Канаде сведений меньше. Известно лишь, что в Бразилии поляки стараются всеми силами ополячить русских, и это им удаётся из-за недостатка русских священников. В Канаде русские переселенцы ещё не организованы, но пока что нет опасности, что они дадут себя полонизовать, так как состоят в близком общении со своими соплеменниками, живущими в США.
http://rusk.ru/st.php?idar=90067
|