Русская линия
Русская линия Филипп Свистун (1844-1916)21.08.2016 

Прикарпатская Русь под владением Австрии
Глава 17.

Оглавление книги

XVII. Американская Русь

Американская Русь является самой молодой частью Прикарпатской Руси. Состояние Американской Руси для нас уже по той причине любопытно, что по ней мы можем видеть, к чему способен карпаторосс, если он выйдет из-под гнёта и попадёт в более благоприятные условия жизни.

Уже во время поездки через огромный океан карпаторосс скидывает с себя своё народное платье и одевается, как говорится, по-европейски. Со сменой одежды переменяется и духовное его содержание. Вид необозримого моря и сознание опасности, могущей лишить его жизни, делает его серьёзным и в нём усиливается религиозное чувство. Когда карпаторосс сойдёт на американскую землю и осмотрится среди беспрерывно озабоченных и трудящихся американцев, и он проникается любовью к труду и к подвижной жизни. Видя вокруг грамотных людей, он стыдится своего невежества и в свободное время просит своего более образованного товарища, чтобы тот выучил его грамоте. Старшие люди выучиваются в Америке (Соединенных Штатах) читать и по-русски и по-английски.

В Соединенных Штатах карпаторосс принимается за любой труд, и хотя у него менее всего способностей к торговле, он принимается и за таковую, когда проживёт в Америке подольше, сбережёт грош и присмотрится ко всяким делам. Многие карпатороссы идут в угле- и рудокопы Пенсильвании. Сначала они работают там как «лебры» (labourer), то есть рабочие, помогающие горнякам в бурении, установке рельсов, погрузке возов и т. д. После двух-трёх лет такой практики он получает «майнерские паперы», то есть свидетельство на рудокопа, и становится «майнером». В этом качестве зарабатывает он 50−120 долларов (125−300 зр.) ежемесячно. Другие пристраиваются, как могут, на иных поприщах.

В 1884 году карпато-русская община в Шенандоа, в Пенсильвании, обратилась к львовскому митрополиту Сильвестру Сембратовичу с просьбой прислать ей русского униатского священника. Митрополит определил в настоятели нового прихода за океаном священника Ивана Волянского. Запасшись митрополичьей грамотой и рекомендательными письмами, отец Волянский прибыл в Америку и представился генеральному викарию отсутствовавшего римско-католического архиепископа Филадельфии Патрика Райна. Как только в ходе беседы викарий узнал, что у отца Волянского есть жена, он от возмущения даже не хотел дальше говорить с ним. Райн до того переполошился, что вместе со своим секретарём убежал от униатского священника, словно от зачумленного, лишь издали, крикнув, чтобы отец Волянский как можно скорее возвращался в Европу.

Несмотря на такой приём, отец Волянский поехал-таки в Шенандоа и там устроил свой приход. К первому богослужению в частном доме явились эмигранты из отдалённых городов и мест; они плакали от радости. Между тем, архиепископ Райн, узнав о прибытии католического женатого священника в Америку, издал пастырское послание, прочитанное в трёх католических костелах Шенандоа, которым под угрозой отлучения от церкви воспрещал католикам присутствовать на богослужениях отца Волянского, самому же отцу Волянскому воспретил входить в католическую церковь. Католическое духовенство Шенандоа избегало всякого общения с отцом Волянским.

Американцы отнеслись к отцу Волянскому сочувственно. Затем и архиепископ Филадельфии принуждён был, по приказу Ватикана, куда обратился львовский митрополит, признать отца Волянского католическим священником. Несмотря на это, латинские священники не позволяли униатских покойников хоронить на своих кладбищах, и Волянский принужден был хоронить их на кладбищах протестантов. В 1886 году была освящена первая греко-униатская церковь в Америке в городе Шенандоа. Вслед за отцом Волянским прибыли в Америку другие униатские священники.

Придирки латинского духовенства к униатам не прекращались. По настоянию американских епископов в 1889 году Ватикан издал приказ униатским епископам Австро-Венгрии, чтобы они направляли в Америку лишь неженатых священников. Несмотря на это, из Галиции и Венгрии в Америку пребывали женатые священники без благословения своих епископов. По этой причине конгрегация пропаганды Ватикана в 1891 году издала специальное распоряжение. Теперь каждый греко-униатский священник из Австро-Венгрии, желающий отправиться в Америку, должен обратиться с этой просьбой к римскому престолу. В прошении он должен указать причину своего переезда и определить местность, в которой собирается поселиться, чтобы о его прибытии был заранее извещён местный американский епископ. Прибывши в Америку, униатский священник должен представиться соответствующему католическому епископу и во всё время своего пребывания в Америке находиться под его властью.

Это подчинение униатского духовенства латинским епископам и пренебрежение последних к униатам и греческому обряду вызвали неприятное для Рима последствие. Настоятель прихода в Миннеаполисе (штата Миннесота), отец Алексей Товт принял со своей паствой Православие и перешёл под власть русского православного епископа в Сан-Франциско. В августе 1892 года в церкви в Миннеаполисе было прочитано письмо святейшего Синода из Санкт-Петербурга, включавшее униатский приход в Миннеаполисе в состав православной американской епархии. Отец Товт стал протоиереем и получил наперсный крест. Его примеру последовали и другие униатские священники в Америке, и по сию пору (1897 год) в Америке перешло в Православие 8 священников с 30−40.000 прихожанами. На днях американская русская газета «Свобода» передала слух, что римская курия, устрашённая переходом американских униатов в Православие, назначила для них из среды их же униатского духовенства трёх викариев, то есть освободила их от власти латинских епископов.

Чтобы сохранить свою национальность, американские русские соединяются в церковные братства. Почин к такой организации дал отец Феофан Обушкевич, основавший первые братства, а затем объединивший их в одно, под названием «Соединение». Братство издает еженедельник «Американский Русский Вестник» на словацком и русском языках. Между американскими священниками и поселившейся там же русской интеллигенцией, были, однако, лица, которым старорусское направление «Соединения» не понравилось. Они собрали несколько братств и основали «Русский Народный Союз» с малорусско-украинофильским направлением. Во главе их стоял отец Иван Констанкевич. «Союз» издаёт еженедельник «Свобода» и в нём числится около тысячи членов. «Соединение» числит за собой до 2-х тысяч.

Русские в США основывают также зачётные кассы и производственные общества; самая заветная их мечта — иметь свою церковь и своего священника. Едва соберётся в какой-нибудь местности несколько десятков карпатороссов, они тотчас начинают, несмотря на крайнюю недостаточность своих средств, строить каменную церковь и шлют в «старый край» просьбу о назначении им священника. Церкви их действительно красивы, и, насколько возможно, построены в русском стиле.

Всех русских униатских священников было в Америке в 1896 году — 29, 5 из галицких епархий, 19 из мукачевской и 5 из пряшевской епархии в Венгрии. В это число не включены священники, принявшие Православие ["Русско-Американский календарь «Союза»" 1897 год]. О русских переселенцах в Бразилии и Канаде сведений меньше. Известно лишь, что в Бразилии поляки стараются всеми силами ополячить русских, и это им удаётся из-за недостатка русских священников. В Канаде русские переселенцы ещё не организованы, но пока что нет опасности, что они дадут себя полонизовать, так как состоят в близком общении со своими соплеменниками, живущими в США.

http://rusk.ru/st.php?idar=90067

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика