Русская линия
Русская линия Игорь Замятин08.05.2008 

Во Львове помянули жертвы Талергофа
Православные львовяне во главе с Архиепископом Августином молились у обелиска погибшим русофилам Галиции

Панихида у памятника жертв Талергофа во Львове4 мая 2008 года, на Фомино воскресенье, на Лычаковском кладбище во Львове прошла панихида по жертвам Талергофа. Традиция встречаться на Фомину неделю возникла во Львове ещё во времена Львовского Успенского Ставропигийского братства. Именно в этот день братчики на своём собрании решали различные вопросы. Эта традиция продолжилась и после переформирования братства в Ставропигийский Институт (XVIII век).

В 1914 г. началась Первая мировая война. Галичина (территория, включающая современные Львовскую, Ивано-Франковскую, Тернопольскую области Украины, а также земли юго-восточной Польши) стала местом столкновения двух армий — русской и австрийской. В ходе войны особенно сильно пострадало коренное восточнославянское население Галичины, тяготевшее к России и называвшее себя русским. Австрийские власти, заподозрив этих людей в возможности государственной измены, массово перемещали их в специально созданные концентрационные лагеря. Наиболее известным из них стал Талергоф в Штирии. Через него прошло свыше 30 000 человек. Многие русские галичане умерли по пути в эти лагеря; иные же были казнены прямо в своих сёлах, как правило, не имея никакой вины. Точное количество жертв австрийского произвола среди мирного населения до сих пор неизвестно, но количество только убитых значительно превышает 100.000 человек. Ещё 200.000 человек были вынуждены спасаться бегством в Россию. Эти цифры ясно говорят о масштабах трагедии, которую пережила Галичина.

Архиепископ Львовский и Галицкий Августин на Лычаковском кладбищеВ 1928 году во Львове собрался специальный Талергофский съезд, посвящённый памяти жертв австрийского террора и чествования тех, кому после перенесённых страданий всё же посчастливилось остаться в живых. В 1934 году, при огромном стечении народа (15.000 человек), был торжественно открыт памятник жертвам Талергофа на Лычаковском кладбище. С тех пор на Фомино воскресенье у монумента стали также проводить панихиду по невинным жертвам Первой Мировой войны — «в Талергофе, Терезине и по иных местах замученных и страдавших».

С приходом к власти коммунистов, когда Ставропигийский институт и все остальные не соответствовавшие официальной идеологии организации были закрыты, традиция проводить панихиды по жертвам Талергофа именно в Фомино воскресенье сохранилась и неизменно соблюдалась даже в самые тяжёлые советские атеистические годы. Однако с каждым годом на эти панихиды собиралось всё меньше русских галичан: пожилые постепенно умирали, а новое поколение не только воспитывалось в атеистическом духе, но и принимало признанную за галичанами на официальном уровне украинскую национальность. А в условиях украинского национализма, латентно царившего в то время на землях Галичины, это означало полный отход от старинных русских традиций.

После ликвидации советской власти произошли определённые перемены. У братской могилы русских журналистовНа Талергофские панихиды стали приходить простые прихожане главного православного храма Львова — храма Святого Великомученика Георгия. Интерес к этому проявили также представители Русского культурного центра во Львове. Поэтому и в нынешнее времена на Фомино воскресенье на Лычаковском кладбище собирается много людей.

4 мая 2008 года состоялась очередная панихида по русским галичанам, пострадавшим от австрийского террора в Первой мировой войне. Возглавил поминальное богослужение архиепископ Львовский и Галицкий Августин. Ему сослужил митрофорный протоиерей Владимир Шаробура, настоятель Свято-Троицкого храма. Великолепно пел архиерейский хор Свято-Георгиевского храма под управлением архидиакона Валерия. По окончании панихиды Владыка Августин сказал, что в настоящее время, когда раскрылась правда о многих злодеяниях, информация о Талергофе — первом концентрационном лагере в истории Европы — до сих пор практически никому не доступна. Указав на надпись: «Жертвамъ Талергофа — Галицкая Русь», Владыка пояснил собравшимся, что этот памятник был открыт ещё до прихода Советской власти и до приезда переселенцев из России. А это неопровержимо указывает на то, что у местного галицкого населения существовало чувство принадлежности к единой Руси.

После этого процессия направилась к так называемой братской могиле русских журналистов. В этой могиле похоронены наиболее известные галицко-русские патриоты — выдающиеся борцы за единство Галицкой Руси со всем остальным русским миром. Служивший по ним панихиду о. Владимир Шаробура сказал присутствующим, что, к сожалению, в настоящее время среди православных во Львове нету явных лидеров, каковыми были в своё время нашедшие упокоение в этой братской могиле. «Нам нужны новые Минин и Пожарский», — заключил о. Владимир.

Несмотря на дождь, зарядивший задолго до панихиды, на поминальном богослужении собралось примерно полсотни человек. Из них примерно десяток составляли русские галичане.
Игорь Замятин, специально для Русской линии

http://rusk.ru/st.php?idar=9005

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика