Русская линия
Русская неделяЕпископ Анадырский и Чукотский Диомид (Дзюбан)09.01.2008 

Ответ епископа Диомида Его Преосвященству Феогносту, епископу Сергиево-Посадскому, наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Ответ на Письмо епископа Сергиево-Посадского Феогноста епископу Анадырскому и Чукотскому Диомиду

Ваше Преосвященство!

Вы обвиняете меня в непрекращающейся политической деятельности. Обвинение довольно-таки суровое. Уверен, что оно не случайно выдвинуто Вами и теми, кто за Вами стоит. Но видит Бог, я не вдавался в народные управления и всегда неупустительно пребывал и пребываю при делах церковных.

Вы принудили меня к оправданию и пишите, что деятельность моя может «привести в смятение некую часть чад Русской Православной Церкви».

Владыко, пробудитесь! Огромная часть нашей Русской Церкви давно пребывает в смущении, и наш с Вами пастырский долг — уврачевать паству, изъяв причину этих смущений. А она, как известно, заключается не в политических, а именно в духовных прогрессирующих явлениях апостасии: глобализме и экуменизме.

Не стану повторяться, разъясняя всю опасность этих болезней, да и Вы, будучи у нас в гостях, согласились с тем, что таковые проблемы существуют, и что Вы категорически настроены против них. Однако ведете себя как сторонник этих пагубных процессов.

Ваше Преосвященство! Вы считаете своим долгом заградить мне уста, чтобы я более не писал и не говорил людям правды о произволе властей, когда вот уже десять лет тех, кто по религиозным убеждениям, не принимают ИНН и новых паспортов, изгоняют с работы, лишают заслуженных пенсий? Чтобы я молчал при виде беззаконий со стороны некоторых представителей нашей Церкви, совершающих совместные моления с еретиками? И Вы говорите, что это Ваш долг?

Скажу Вам Вашими же словами: «Страшно слышать такое из уст не какого-нибудь неуравновешенного неофита <…>, а от архиерея Православной Церкви, получившего благодать епископского служения в той самой Церкви».

Видимо, Вы совсем утратили благоговение и страх Божий, если не видите ничего плохого в том, что храму, вернее сказать, церковной общине, совершающей моления в Доме Господнем, присваивается кощунственный регистрационный номер как обычному рыночному товару. А ведь каждый христианин знает, что община (малая церковь) — это Тело Самого Христа.

Именно отсюда смущение в народе Божием. И первым об этом заявил в свое время не грешный Диомид, а Священный Синод, когда обратился в Министерство по налогам и сборам.

Больно было увидеть в Вашем письме известный обновленческий прием относительно «меры святости преподобной Марии Египетской» с ироническими пассажами, которые отнюдь не украшают православного архипастыря. Не украшает Вас и язвительность в мой адрес, что якобы я считаю себя единственной опорой миллионов православных людей, «брошенных и оставленных» и «государством, и Церковью». Тем не менее, хочу напомнить Вам слова апостола Павла, рекшего: умоляю вас: подражайте мне, как я Христу (1 Кор. 4, 16). А как поступал Павел в подобных ситуациях, думаю, Вы как епископ обязаны знать.

Мы имеем налицо факт народного смущения. Люди не желают быть участниками всех этих антихристианских процессов. Для Вас — это темный, ничего незнающий народ, а для апостола — это возлюбленные чада Божии. Потому-то святой Павел говорит: если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего (Там же. 8, 13).

Подобным образом обязан поступать каждый христианин: если существует смущение в принятии этих ИНН и прочих электронных документов для немощных чад Церкви Божией, то не станем принимать их вовек, чтобы не подавать повода к соблазну.

Взгляните трезво на ситуацию и Вы поймете, что у нас, епископов, два пути: либо мы будем безумцами для мира, но встанем на защиту гонимой глобализацией паствы, либо же сами станем гонителями смущенного, вверенного нам Самим Господом, народа. И тогда уж точно повторится трагический опыт нашей Церкви.

Неужели Вы, епископ Русской Православной Церкви, дадите на растерзание прогрессирующего глобализма свою смущенную паству и после этого будете иметь мир в душе?

Призывая к охранению мира в Церкви, Вы, Ваше Преосвященство, сами этот мир, насколько мне известно, не храните, а ведете политику духовного разрушения Лавры — духовного центра и сердца России. Из переписки с братией я с болью узнаю, что Лавра стала проводницей антихристианской идеологии глобализации — поклонения золотому тельцу, превращению в торгово-коммерческий центр. А по слову святого апостола Павла именно сребролюбие является «началом всех зол». И это зло, которое духовно разъедает Лавру проявляется и на личном Вашем отношении к братии лавры: засаживания в тюрьму (архим. Исайя), психушки (иером. Климент), угрозы раздеть до штанов и выгнать из лавры (архим. Лаврентий), затыкания ртов у старших членов собора (архим. Наум), высмеивание несогласных с его позицией братии, уничижение, ссылки в командировки по женским монастырям, незаконные методы прещений (иерод. Авель) и др. Примеров более чем достаточно. А когда ссылают лечить монахов в психушку — это признак не немощи братий, а нездоровой обстановки в монастыре, которая всецело зависит от наместника и его линии. Вся эта ситуация в Лавре свидетельствует о том, что Вы, Владыка, до сих пор не поняли, что любовь во Христе, рождаемая отречением от мира и служением Церкви в хранении Священного Предания является главной особенностью монашеского жития. Отсутствие этого понимания — свидетельство неправильной духовности.

Вы говорите, что надо отдавать «все свои силы решению действительных проблем церковной жизни, проблем действительного воцерковления миллионов наших соотечественников, насильственно отторгнутых от Церкви Христовой, а сейчас повернувшихся к ней». Но неужели Вы считаете, что экуменический яд совместных молитв с еретиками способен воцерковить отторгнутых соотечественников? Свт. Иоанн Златоуст абсолютно ясно пишет: «Многократно говорил я вам, возлюбленные, и ныне молю: ничего не имейте общего с еретиками — ни в пище, ни в питии, ни в делах… Имеющий сношения с еретиками, хотя бы в жизни своей следовал житию безплотных, чуждым творит себя Владыке Христу…»

Наш долг — не просто обращать людей к Богу, как это лицемерно делали книжники и фарисеи, обличаемые Христом (см.: Мф. 23, 15). Наш долг — проповедовать чистое неискаженное Евангельское учение Церкви, ничего не прибавляя и не убавляя.

Вы спрашиваете, не опасаюсь ли я, что чуждые Церкви силы стремятся сделать из меня политическую фигуру? Нисколько, потому что чуждые Церкви силы стоят по ту сторону, и Вы не можете не знать, что расправа надо мной давно готовится.

Я не расколоучитель, как Вы меня надуманно охарактеризовали. Всегда был и остаюсь епископом Русской Православной Церкви. Однако земная Церковь неразрывно связана с Небесной, и нам, епископам, необходимо заботиться о том, чтобы не оказаться в расколе еще и с Небесной Церковью, чтобы не отпасть нам от апостольского учения и учения Святых Отцов. Напомню Вам, Ваше Преосвященство, что в архиерейской присяге, которую мы с Вами принимали перед Божиим Престолом, Честным Крестом и Святым Евангелием, есть такие слова: «Обещаюся каноны святых апостол, Седми Вселенских и благочестивых Поместных Соборов и правила Святых Отец хранити и соблюдати». А что получается на деле? Если я у опасной черты, то Вы давно ее переступили, защищая тех, кого бы стоило порицать, и осуждая тех, кого бы следовало поощрять.

Писали ли Вы подобные «увещательные послания» к епископу Марку Егорьевскому, который публично попрал Догмат о единстве Церкви, заявив в СМИ, что Православная Церковь не единственная, угодная Богу?

Или, может быть, Вы писали митрополиту Кириллу Смоленскому и Калининградскому, объявившему вопреки церковным канонам, запрещающим совместную молитву с отпавшими от Церкви, что молитву «Отче наш» теперь можно читать вместе с еретиками-иноверцами (католиками и протестантами)?

Уверен, что никому из них Вы не писали, потому что Вы боитесь — боитесь потерять свое место. Вы знаете, что за подобные «увещания» Вас сразу же отправят на покой, как епископа Серафима Белоцерковского и Богуславского и епископа Ипполита Хустского и Виноградовского, которые не побоялись выступить в защиту Православия и смущенного народа Божия.

Желаю и Вам, Ваше Преосвященство, поступать так же, более трезвиться и молиться о моем недостоинстве. А собирать духовные соборы по поводу моей худости не следует, поскольку это не соответствует канонам нашей Церкви и не имеет к моей епархии никакого отношения.

С любовью о Христе, недостойный епископ Диомид

Интернет-журнал «Русская неделя»


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru