Русская линия
Русская линияИеромонах Сергий (Троицкий)04.08.2007 

О крещении младенцев в Церкви

30 июля 2007 г. в передаче радиостанции Радонеж были даны ответы на вопросы слушателей профессором Московской Духовной Академии и Семинарии А. И. Осиповым.

Одним из заданных вопросом слушателями был вопрос о необходимости крещения младенцев. На этот вопрос профессор А. И. Осипов ответил в духе крайнего категоризма и критики церковной практики и обычая совершать таинство Крещения над младенцами. Единственным аргументом профессора А. И. Осипова был тот, что нет смысла совершать Таинство Крещения над человеком в еще несознательном возрасте, который не в состоянии принять должным образом это Таинство. В подтверждение своей точки зрения А. И. Осипов сослался на обычай в Восточной Церкви совершать крещение над людьми в сознательном возрасте. Таких примеров в IV веке было много: свт. Григорий Богослов, свт. Василий Великий, свт. Иоанн Златоуст и некоторые другие. Однако уже в IV столетии в Церкви имелись две практики, которые вовсе не исключали одна другую: крестили как в младенческом возрасте, так и в сознательном возрасте, иногда даже в 30 лет в подражание Крещению Господа на Иордане от Иоанна Крестителя.

Однако, А. И. Осипов настаивая на применении этого обычая в наше время и полностью отвергая необходимость крещения младенцев, на самом деле встал фактически в оппозицию Священному Преданию. Вопрос о необходимости крещения младенцев Церковь рассматривала не один раз и давала свои соборные определения. Уже поэтому мы не вправе считать, что по данному вопросу не существует общецерковного, общеправославного взгляда.

В Апостольских постановлениях, которые по преданию были собраны свмч. Климентом, папой Римским, учеником апостола Петра, древнейшем христианском письменном памятнике уже говориться о крещении младенцев:

А кто говорит: «когда умирать буду, тогда крещусь, чтобы не согрешить и не осквернить крещения», тот не знает Бога и позабыл о своей природе. Ибо «не отлагай, — говорит (Писание), — обратитися ко Господу, не веси бо, что породит находящий день» (Сир. 5, 8. Притч.3, 28). А крестите вы и младенцев своих, и воспитывайте их в учении и наставлении Божием, ибо «Пустите, — говорит (Господь) — детей приходить ко Мне и не препятствуйте им» (Мф.19, 14).1

На Карфагенских соборах в 250 и 419 гг. был поднят вопрос о крещении младенцев и получил вполне однозначное решение в пользу необходимости крещения их:

«определено такожде: кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыти банею пакибытия (из чего следовало бы, что образ крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тот да будет анафема».

В послании к Фидию свмч. Киприана Карфагенского, святитель Карфагенский приводит текст соборного определения 250 г. о необходимости крещения младенцев:

«Если и великим грешникам, которые прежде много грешили против Бога, когда они уверуют, даруется отпущение грехов и никому не возбраняется Крещение и благодать; тем более не должно возбранять сего младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, кроме того, что, произошедши от плоти Адама, восприял заразу древней смерти через самое рождение, и который тем удобнее приступает к принятию отпущения грехов, что ему отпущаются не собственные, а чужие грехи. И потом, возлюбленный брат, на Соборе нашем состоялось такое определение: от Крещения и благодати Бога, ко всем милосердного, благого и снисходительного, никого нам не должно устранять, — что надобно держать и соблюдать как по отношению ко всем, так особенно, полагаем, по отношению к новорожденным младенцам, которые заслуживают преимущественное наше участие и милосердие Божие».2

В упомянутом нами Карфагенском соборе 419 года также говорится, что Крещение над младенцами совершается во отпущение прародительского греха, от которого не свободен, согласно учению апостола Павла (Рим. 5, 12) никто из людей, даже новорожденные младенцы.

«Ибо реченное Апостолом: единем человеком грех в мир вниде и грехом смерть: и тако смерть во вся человеки вниде, в нем же вси согрешиша (Рим. 5, 12), подобает разумети не иначе, разве как всегда разумела кафолическая Церковь, повсюду разлиянная и распространенная. Ибо, по сему правилу веры, и младенцы, никаких грехов сами собою содевати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да через пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения».3

В Послании Восточных патриархов, авторитетной Символической книге Православной Церкви, указывается та же причина, по которой необходимо совершать крещение младенцев:

Хотя в IV и начале V века были, как мы уже упоминали в самом начале, случаи крещения даже святителей в позднее время, чаще всего в возрасте 30 лет, однако те же Святые Отцы нам сохранили весьма важные свидетельства о необходимости крестить в младенческом возрасте.

Свт. Григорий Богослов: «У тебя есть младенец? — Не давай времени усилиться повреждению; пусть освящен будет в младенчестве и с юных ногтей посвящен Духу».5

Блаженный Августин, который прошел длинный жизненный путь на котором ему пришлось пережить всю трагедию отпадения от Бога в юношеские годы, стремительно бороться с разными испытаниями в поисках Истины, который свои духовные искания и прорыв к Божественному Свету описал в замечательной книге «Исповедь», о крещении младенцев писал:

«Это (крещение младенцев) Церковь всегда имела, всегда содержала; это прияла она от веры предков; это соблюдает она постоянно даже до конца».6

О том, что крещение младенцев является древней практикой Церкви, которая вовсе не противоречит другой практике, параллельной крещению младенцев, крещению в зрелом возрасте, свидетельствует и Ориген в III столетии. Он даже называет обычай крестить младенцев апостольским преданием: «Церковь приняла предание от Апосотлов преподавать крещение младенцам». «Младенцы крещаются во оставление грехов..Так как через таинство Крещения очищаются скверны рождения: то крещаются и младенцы».7

На VI Вселенском соборе правилом 84 было определено крестить младенцев, если неизвестно крещены они были или нет, «да таковое недоразумение не лишит их очищения толикою святынею».8

Итак, нами приведено более чем достаточно свидетельств из творений Святых Отцов Церкви, учителей Церкви и соборных определений, чтобы понять, что крещение младенцев Церковь совершала изначально, с апостольского времени. Безусловно, крещение младенцев совершалось в семьях уже принявших христианство, или в тех семьях, где принимали христианство всей семьей, как например, в доме Лидии (Деян. 16, 14. 15) или доме Стефана (1 Кор. 1, 16). Параллельно с этим обычаем существовал обычай принимать крещение в зрелом, сознательном возрасте. И таких примеров в жизни Церкви также много. Но последний обычай никогда не исключал обычая первого, крещения младенцев. И, как замечает авторитетный канонист епископ Никодим (Милош), с V века крещение детей стало повсеместным правилом для всей Церкви. Одним из причин для этого послужило то, что в V и VI веках «Греко-римское язычество почти совершенно исчезло и большая часть варварских народов перешла в христианство, само собой разумеется, перестали существовать и переходящие в зрелом возрасте в христианство оглашенные, как таковые».9

В наше время, когда подавляющее большинство российского населения крещеное нет необходимости поднимать вопрос о возвращении практики IV столетия, а тем более настаивать на исключительности крещения только в сознательном и зрелом возрасте, как утверждает проф. А. И. Осипов. Соборный голос Церкви вполне однозначно выражается в пользу крещения младенцев, которые не получив Таинство в случае смертного исхода лишаются спасения. В наше время детская смертность имеет достаточно большой процент. Однако институт оглашения действительно требуется для приходящих в Церковь и принимающих Таинство Крещения в зрелом, сознательном возрасте. Мы считаем, что оглашение окажет приходящему в храм неоценимую помощь для воцерковления, для воспитания в себе духа правильного, православного христианского мировоззрения. А позиция проф. А. И. Осипова должна быть не только отвергнута, но строго соборно осуждена, поскольку высказываемые им мнения преподносятся в категоричном и навязчивом тоне, как папская энциклика.

Кандидат богословия Иеромонах Сергий (Троицкий)
19 июля/1 августа 2007. память обретения святых мощей прп. Серафима Саровского.

1 Постановления апостольские. СТСЛ. 2006, с.146

2 Цит. По. Макарий, архиепископ Харьковский. Православно-догматическое богословие. СПб 1857, стр. 259−260

3 Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийского. Репринт. СТСЛ. 1996, с. 258

4 Цитация по «Вера Восточной Греко-Российской Церкви по ее символическим книгам». М. 1887., с. 57

5 Свт. Григорий Богослов. Творения. СПб., т.1. Слово на Крещение.

6 Цит. По. Макарий, архиепископ Харьковский. Указ. Сочин, с. 260

7 Там же, с. 259

8 Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийского. Репринт. СТСЛ. 1996, тю1с. 576

9 Епископ Никодим (Милош). Указ. Сочин., т. 1, с.223

http://rusk.ru/st.php?idar=8873

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Молодой отец    03.07.2009 08:49
Подскажите, может ли родной брат (15 лет) стать крестным отцом у сестры?
  серёжка    28.05.2009 12:16
При крещение младенца, что делает крестный отец?????????????
  Одна из многих    14.05.2008 22:50
Lucia 11.08.2007 15:48
К сожалению, я читала книги професора, но, как я уже сказала, не держу их дома. При первой возможности приведу примеры, но сейчас нахожусь далеко и не могу этого сделать.

Владимир Бирюков 14.08.2007 14:07
О. Сергий, Вы мне ответ дадите (мой пост 08.08.2007 18:28)?

протоиерей Александр Белый 13.05.2008 11:07
Отцы святые, выскажитесь по вопросу отпевания крещеных усопших. Насколько строго или не строго Вы подходите к этому вопросу?

+Вопросов всё больше, а ответов всё меньше…+
  Одна из многих    14.05.2008 01:03
свящ. Владимир 12.05.2008 20:06
"польза от действительно разумного и учительного слова есть несомненная, и забота об истинности знаний и жизни по вере должна быть прежде всего."

+http://tv.radonezh.ru/audioarhiv01/osipov/statyi/?ID=3335
«Святые, как знак исполнения Божия обетования человеку»

"Смирение является единственной добродетелью, которая дает возможность человеку пребывать в так называемом "непадательном" состоянии. В этом особенно убеждает нас исполненная трагизма история падения первозданного человека, обладавшего всеми дарами Божиими (Быт. 1, 31), но не имевшего опытного смирения и потому отпавшего. Только смирение, проистекающее из познания себя, то есть познания полного бессилия своего естества в его отделенности от Бога, создает твердую психологическую базу для вечного принятия человеком Бога, как единственного источника жизни и всякого блага. Ибо только оно может полностью и окончательно исключить возможность нового горделивого мечтания стать как Бог (Быт. 3, 5) и нового падения.

По существу и подлинное возрождение начинается в жизни христианина лишь тогда, когда он в борьбе с грехом увидит всю глубину поврежденности своей природы, принципиальную ее неспособность в чисто природном порядке, без Бога, совершить полноценное добро и достичь искомого блага.

Самопознание открывает человеку Того, Кто хочет и может спасти его из состояния погибели, оно заставляет обратиться к Нему. Психологически в Спасителе ощущает нужду только погибающий и осознающий свою гибель. Поэтому и во Христе чувствует безусловную необходимость лишь тот, кто опытно увидел свое подлинное бессилие, смирился и от всей души воззвал: "Господи! спаси меня" (Мф. 14, 30).

Смирение во всей его силе и значимости является, фактически, свойством новым, неизвестным первозданному Адаму, и оно единственное твердое основание непадательного состояния человека в жизни и земной и вечной.

Эту добродетель с особой глубиной и силой явили святые, и ею они показали, где находится незыблемый фундамент реального исполнения Божия обетования любому человеку, искренне ищущему спасения."

http://tv.radonezh.ru/audioarhiv01/osipov/
Лекции по основному богословию:
–-Природа греха

+Цитата из лекции: "Извратилась природа человека. Дебелой стала наша плоть – не только тело, но и душа."+

–-Виды греха. Какую природу воспринял Христос

+Цитата из лекции: "…Я вас ориентирую здесь в апологетическом плане. Меня интересует не догматика. По догматике это просто – сейчас св. отцов вам процетирую и всё в порядке. Это спрашивают же у нас люди, которые интересуются, которые сомневаются, которые не понимают, что Он сделал, – Христос. Что значит – Он спас от греха?"+
  Сергей Рябуха    13.05.2008 21:29
Уважаемый Потапов, судя по статье В. М. Марцинковского, находящейся по адресу:http://f9n6001.narod.ru/christ/kreszczenie.html, до крещения младенцев добрались задолго до о. Николая Балашова, о. Петра Мещеринова и т.д.
  протоиерей Александр Белый    13.05.2008 11:07
Отцы святые, выскажитесь по вопросу отпевания крещеных усопших. Насколько строго или не строго Вы подходите к этому вопросу? Возможно ли отпевание не церковного человека по просьбе его не церковных родственников?
Вчера довелось учавствовать в дискуссии с многочисленными священниками по этому вопросу. Мнения разделились. От "отпевать всех, т.к. это не таинство и возможность для проповеди", до " если не был у меня на "духу" – не отпою". Мне кажется, что этот вопрос косвенно связан с дискуссией о крещении младенцев.
  Одна из многих    12.05.2008 22:49
Уточнения к сообщениям от 12.05.2008 19:50 / 12.05.2008 17:18

+Братия и сестры, в т.ч. и модераторы!
По (моим :) техническим причинам, из цитат выпадали слова, которые я выделяла. Сейчас я их выделять не буду, и надеюсь, они в целости и сохранности дойдут до вас!+

Кандидат богословия Иеромонах Сергий (Троицкий) в последнем абзаце:
"Соборный голос Церкви вполне однозначно выражается в пользу крещения младенцев, которые не получив Таинство в случае смертного исхода лишаются спасения."

диакон Евгений 12.05.2008 14:11
"Впрочем, утверждать, что младенец, умерший некрещеным не потерпит ущерба в сравнении с крещеным – просто неразумно, святые отцы на эту тему высказывались."
  Одна из многих    12.05.2008 22:33
Сергeй Рябуха 12.05.2008 16:06
"А вижу обладание нашими душами дьяволом кого в большей, кого в меньшей степени."

+Т.к. свящ. Владимир Вам не откликается, предлагаю послушать очень содержательную архивную беседу на http://tv.radonezh.ru/audioarhiv01/osipov/

А.И.Осипов_Бог, мир и человек (2004)
Беседа с профессором Московской Духовной Академии и Семинарии Осиповым А.И.
Темы: Если человек был сопричастен Богу, почему он согрешил? Что же произошло с человеком после грехопадении? Наука изучает рождение тела. Что святые отцы говорят о рождении души? Подобна ли душа человека душе животных? Почему человек боится смерти? Что необходимо знать о душе в загробном мире? Что есть преображение? …

Из неё мы, в частности, можем узнать о том, что мы ДОБРОВОЛЬНО отдаём себя страстям, гнездящимся в наших душах. Мы ДОБРОВОЛЬНО не хотим смириться, т.е. увидеть своё недостоинство перед Творцом, и обратиться к нему с искренней молитвой о прощении грехов и помощи в очищении душ наших.

Добавлю, также, что мы полны лукавства, наивно полагая, что люди не поймут, а Бог простит. Но, каждому придётся давать ответ за себя, тем более – крещёному.
Мне очень нравится ответ Бога прп. Антонию Великому, о котором напомнил диакон Евгений – "Внимай себе!"
Конечно, очень трудно, живя не в пустыне, внимать только себе, но с помощью Божией, можно многого достичь.+
  свящ. Владимир    12.05.2008 20:06
Все так, отец Евгений, но увы, мы так далеки от наших простодушных и нелукавых предков, так начитаны и образованы, что с верой у нас бо-о-ольшие проблемы. Имеем вид благочестия, силы же его отвергаемся. Об этом свидетельствуют масштабные и весьма болезненные нестроения в церковном народе.
Вера не придет сама собой, ибо "вера от слышания", но – чего? Далеко не всего, что приходится теперь "слышать" в области вероучения от некоторых современных популярных проповедников. И примера истинного благочестия днем с огнем не сыскать: "Спси мя, Господи, яко оскуде преподобный: яко умалишася истины от сынов человеческих". (Пс.11:2)
Теперь происходит постепенное извращение и самого православного вероучения. Пришло «время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху» (2Тим.4:3). Так что, польза от действительно разумного и учительного слова есть несомненная, и забота об истинности знаний и жизни по вере должна быть прежде всего.
  Одна из многих    12.05.2008 19:50
Уточнения к сообщению от 12.05.2008 17:18

Кандидат богословия Иеромонах Сергий (Троицкий) в последнем абзаце:
"Соборный голос Церкви вполне однозначно выражается в пользу крещения младенцев, которые не получив Таинство в случае смертного исхода ."

диакон Евгений 12.05.2008 14:11
"Впрочем, утверждать, что младенец, умерший некрещеным не в сравнении с крещеным – просто неразумно, святые отцы на эту тему высказывались."

Одна из многих 12.05.2008 00:57
"Ведь, даже Бог не может лишить своё творение свободы воли, т.е. выбора между добром и злом. Это было, есть и будет всегда."+до скончания века.+

Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Следующая >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика