Русская линия | Иеромонах Сергий (Троицкий) | 04.08.2007 |
30 июля 2007 г. в передаче радиостанции Радонеж были даны ответы на вопросы слушателей профессором Московской Духовной Академии и Семинарии А. И. Осиповым.
Одним из заданных вопросом слушателями был вопрос о необходимости крещения младенцев. На этот вопрос профессор А. И. Осипов ответил в духе крайнего категоризма и критики церковной практики и обычая совершать таинство Крещения над младенцами. Единственным аргументом профессора А. И. Осипова был тот, что нет смысла совершать Таинство Крещения над человеком в еще несознательном возрасте, который не в состоянии принять должным образом это Таинство. В подтверждение своей точки зрения А. И. Осипов сослался на обычай в Восточной Церкви совершать крещение над людьми в сознательном возрасте. Таких примеров в IV веке было много: свт. Григорий Богослов, свт. Василий Великий, свт. Иоанн Златоуст и некоторые другие. Однако уже в IV столетии в Церкви имелись две практики, которые вовсе не исключали одна другую: крестили как в младенческом возрасте, так и в сознательном возрасте, иногда даже в 30 лет в подражание Крещению Господа на Иордане от Иоанна Крестителя.
Однако, А. И. Осипов настаивая на применении этого обычая в наше время и полностью отвергая необходимость крещения младенцев, на самом деле встал фактически в оппозицию Священному Преданию. Вопрос о необходимости крещения младенцев Церковь рассматривала не один раз и давала свои соборные определения. Уже поэтому мы не вправе считать, что по данному вопросу не существует общецерковного, общеправославного взгляда.
В Апостольских постановлениях, которые по преданию были собраны свмч. Климентом, папой Римским, учеником апостола Петра, древнейшем христианском письменном памятнике уже говориться о крещении младенцев:
А кто говорит: «когда умирать буду, тогда крещусь, чтобы не согрешить и не осквернить крещения», тот не знает Бога и позабыл о своей природе. Ибо «не отлагай, — говорит (Писание), — обратитися ко Господу, не веси бо, что породит находящий день» (Сир. 5, 8. Притч.3, 28). А крестите вы и младенцев своих, и воспитывайте их в учении и наставлении Божием, ибо «Пустите, — говорит (Господь) — детей приходить ко Мне и не препятствуйте им» (Мф.19, 14).1
На Карфагенских соборах в 250 и 419 гг. был поднят вопрос о крещении младенцев и получил вполне однозначное решение в пользу необходимости крещения их:
«определено такожде: кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыти банею пакибытия (из чего следовало бы, что образ крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тот да будет анафема».
В послании к Фидию свмч. Киприана Карфагенского, святитель Карфагенский приводит текст соборного определения 250 г. о необходимости крещения младенцев:
«Если и великим грешникам, которые прежде много грешили против Бога, когда они уверуют, даруется отпущение грехов и никому не возбраняется Крещение и благодать; тем более не должно возбранять сего младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, кроме того, что, произошедши от плоти Адама, восприял заразу древней смерти через самое рождение, и который тем удобнее приступает к принятию отпущения грехов, что ему отпущаются не собственные, а чужие грехи. И потом, возлюбленный брат, на Соборе нашем состоялось такое определение: от Крещения и благодати Бога, ко всем милосердного, благого и снисходительного, никого нам не должно устранять, — что надобно держать и соблюдать как по отношению ко всем, так особенно, полагаем, по отношению к новорожденным младенцам, которые заслуживают преимущественное наше участие и милосердие Божие».2
В упомянутом нами Карфагенском соборе 419 года также говорится, что Крещение над младенцами совершается во отпущение прародительского греха, от которого не свободен, согласно учению апостола Павла (Рим. 5, 12) никто из людей, даже новорожденные младенцы.
«Ибо реченное Апостолом: единем человеком грех в мир вниде и грехом смерть: и тако смерть во вся человеки вниде, в нем же вси согрешиша (Рим. 5, 12), подобает разумети не иначе, разве как всегда разумела кафолическая Церковь, повсюду разлиянная и распространенная. Ибо, по сему правилу веры, и младенцы, никаких грехов сами собою содевати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да через пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения».3
В Послании Восточных патриархов, авторитетной Символической книге Православной Церкви, указывается та же причина, по которой необходимо совершать крещение младенцев:
«сие таинство (Крещение) уничтожает все грехи: в младенцах первородный, а в возрастных и первородный и произвольный». (Ответ на вопрос 103).
не получившие отпущение в прародительском грехе необходимо подлежат вечному наказанию за сей грех и, следовательно, не спасаются,
младенцы спасаются, как говорится у евангелиста Матфея, а не крестившийся не спасется. (чл.10)4
Хотя в IV и начале V века были, как мы уже упоминали в самом начале, случаи крещения даже святителей в позднее время, чаще всего в возрасте 30 лет, однако те же Святые Отцы нам сохранили весьма важные свидетельства о необходимости крестить в младенческом возрасте.
Свт. Григорий Богослов: «У тебя есть младенец? — Не давай времени усилиться повреждению; пусть освящен будет в младенчестве и с юных ногтей посвящен Духу».5
Блаженный Августин, который прошел длинный жизненный путь на котором ему пришлось пережить всю трагедию отпадения от Бога в юношеские годы, стремительно бороться с разными испытаниями в поисках Истины, который свои духовные искания и прорыв к Божественному Свету описал в замечательной книге «Исповедь», о крещении младенцев писал:
«Это (крещение младенцев) Церковь всегда имела, всегда содержала; это прияла она от веры предков; это соблюдает она постоянно даже до конца».6
О том, что крещение младенцев является древней практикой Церкви, которая вовсе не противоречит другой практике, параллельной крещению младенцев, крещению в зрелом возрасте, свидетельствует и Ориген в III столетии. Он даже называет обычай крестить младенцев апостольским преданием: «Церковь приняла предание от Апосотлов преподавать крещение младенцам». «Младенцы крещаются во оставление грехов..Так как через таинство Крещения очищаются скверны рождения: то крещаются и младенцы».7
На VI Вселенском соборе правилом 84 было определено крестить младенцев, если неизвестно крещены они были или нет, «да таковое недоразумение не лишит их очищения толикою святынею».8
Итак, нами приведено более чем достаточно свидетельств из творений Святых Отцов Церкви, учителей Церкви и соборных определений, чтобы понять, что крещение младенцев Церковь совершала изначально, с апостольского времени. Безусловно, крещение младенцев совершалось в семьях уже принявших христианство, или в тех семьях, где принимали христианство всей семьей, как например, в доме Лидии (Деян. 16, 14. 15) или доме Стефана (1 Кор. 1, 16). Параллельно с этим обычаем существовал обычай принимать крещение в зрелом, сознательном возрасте. И таких примеров в жизни Церкви также много. Но последний обычай никогда не исключал обычая первого, крещения младенцев. И, как замечает авторитетный канонист епископ Никодим (Милош), с V века крещение детей стало повсеместным правилом для всей Церкви. Одним из причин для этого послужило то, что в V и VI веках «Греко-римское язычество почти совершенно исчезло и большая часть варварских народов перешла в христианство, само собой разумеется, перестали существовать и переходящие в зрелом возрасте в христианство оглашенные, как таковые».9
В наше время, когда подавляющее большинство российского населения крещеное нет необходимости поднимать вопрос о возвращении практики IV столетия, а тем более настаивать на исключительности крещения только в сознательном и зрелом возрасте, как утверждает проф. А. И. Осипов. Соборный голос Церкви вполне однозначно выражается в пользу крещения младенцев, которые не получив Таинство в случае смертного исхода лишаются спасения. В наше время детская смертность имеет достаточно большой процент. Однако институт оглашения действительно требуется для приходящих в Церковь и принимающих Таинство Крещения в зрелом, сознательном возрасте. Мы считаем, что оглашение окажет приходящему в храм неоценимую помощь для воцерковления, для воспитания в себе духа правильного, православного христианского мировоззрения. А позиция проф. А. И. Осипова должна быть не только отвергнута, но строго соборно осуждена, поскольку высказываемые им мнения преподносятся в категоричном и навязчивом тоне, как папская энциклика.
Кандидат богословия Иеромонах Сергий (Троицкий)
19 июля/1 августа 2007. память обретения святых мощей прп. Серафима Саровского.
1 Постановления апостольские. СТСЛ. 2006, с.146
2 Цит. По. Макарий, архиепископ Харьковский. Православно-догматическое богословие. СПб 1857, стр. 259−260
3 Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийского. Репринт. СТСЛ. 1996, с. 258
4 Цитация по «Вера Восточной Греко-Российской Церкви по ее символическим книгам». М. 1887., с. 57
5 Свт. Григорий Богослов. Творения. СПб., т.1. Слово на Крещение.
6 Цит. По. Макарий, архиепископ Харьковский. Указ. Сочин, с. 260
7 Там же, с. 259
8 Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийского. Репринт. СТСЛ. 1996, тю1с. 576
9 Епископ Никодим (Милош). Указ. Сочин., т. 1, с.223
http://rusk.ru/st.php?idar=8873
Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Следующая >> |