Русская линия
Русская линия Юрий Кищук25.07.2007 

Сквернословие — тяжкий грех, ведущий к погибели

Представьте себе обычный город, ничем не выделяющийся из других пятничный июльский вечер. Дети, радуясь любой летней погоде как впрочем, и всегда, и в жару и в дождь играют на улице. Говоря о детях, я имею в виду тех игривых, весёлых, радующихся всему маленьких людей которые либо только начали ходить в школу, либо уже учатся «аж в пятом классе». Летние игры детей зачастую не сильно изменились за несколько десятилетий. Девочки также играют в классики, а мальчишки в футбол, когда же почти весь двор собирается вместе, то играют в прятки либо в казаки — разбойники. И вот снова лето — снова детские игры, и вроде бы ничего не предвещает ничего страшного, не считая забот для мамы, которой придётся стирать одежду юного исследователя, которая приобрела вид, характеризуемый детьми как «да, мы играли, и я случайно чуть-чуть замарал». Но, вечером открыв окно чтобы насладиться вечерней прохладой после удручающего дневного зноя, мы порою можем услышать не только весёлый смех детей, но и отборную нецензурную брань и что самое страшное звучащую из уст этих же детей. Первое что приходит на ум взрослому человеку после испытанного шока — «где же они этого набрались и от кого?!». Вопрос довольно таки тривиальный, и не удивительным будет огромное количество как самих ответов на этот вопрос, так и вариантов что называется «развития сюжета» и, наконец, может быть предложено неимоверно большое количество мнений по поводу того, что нужно сделать, чтобы избежать в будущем самой причины повлекшей за собой возникновение подобных вопросов.

И.А.Стернин в своей статье «Социальные факторы и развитие современного русского языка» с научной точки зрения филолога-лингвиста показывает нам возможные причины, которые стали основанием для развития и «стабилизации» в языке наших детей нецензурной брани. Он пишет, — «Отмена политической цензуры привела и к исчезновению языковой цензуры, что, в свою очередь, привело к проникновению в печать, на экраны телевизоров, на радио, в кино и литературу большого объема сниженной, жаргонной, вульгарной и даже нецензурной лексики. Это связано также со смешением в массовом сознании понятий свобода слова (говори, что хочешь) с понятием свобода речи (говори, как хочешь), что, разумеется, не одно и то же. Подобное смешение, существующее в настоящее время в повседневном сознании многих носителей языка, приводит к заметной и неоправданной либерализации отношения к нормам языка, и прежде всего — в сфере культуры речи и культуры общения. Значительно увеличилась в сознании людей степень публично допустимого в разговорной речи, сплошь и рядом используются слова и выражения, ранее никогда публично не произносившиеся, расширяется психологическая готовность носителей языка позволить себе „речевые вольности“ вплоть до грубой и нецензурной лексики. Увеличивается доля людей, считающих для себя возможным пренебрежительно относиться к нормам речевого этикета. Заметно увеличилась частотность использования обращения на „ты“ к незнакомым людям, особенно в крупных городах, наблюдается тенденция к формированию у людей мнения об „условности“ речевого этикета, его ненужности в современном общении. „Свобода речи“ заметно расшатывает систему тематических табу, существовавших в русском коммуникативном поведении — так, стали публично обсуждаться темы секса, противозачаточных средств, гомосексуализм и др.».Рассмотрев предложенные нам филологом причины появления столь гнусного явления как сквернословие мы всё же словно врачи только показали причину болезни больного. Но, для больного зачастую важна не сама причина болезни, а те последствия, которые может вызвать у него заболевание.

Святитель Иоанн Златоуст писал: «…ужели ты не думаешь прогневать Бога, когда на трапезу Его (а уста наши и есть трапеза Божия, когда мы приобщаемся Таинства Евхаристии) приносишь слова, гнуснейшие всякого нечистого сосуда?». Сейчас часто стали говорить о некотором магическом действии слов, имён, названий, так вот именно в этом ключе говорил о сквернословии Епископ Варнава (Беляев): «Сквернословие — гнусный порок, который в Священном Писании приравнивается к смертному греху (Еф.5,4,5). От него стонет земля русская, им растлены души и уста великих философов и писателей, которые еще стараются учить других добру и произносить вслух прекрасные слова, никак не могут справиться наедине, когда ничто уже не препятствует сдерживать себя… Есть растление тела, и есть растление души, и насколько душа превосходит тело, и поскольку слово есть самое ценное и высокое в человеке, отличающее его от скотов и уподобляющее Богу (Бог-Слово), настолько растление души и этого слова — великий грех в сравнении со всеми прочими. Срамословие присуще всем векам, местам и народам. Порок этот есть наследие чисто языческое. Он всецело коренится в фаллических культах древнего Востока, начиная с глубин сатанинских и темных бездн в честь Ваала, Астарты, Хамоса и проч. Причем этот порок и какое-то тайное, странное тяготение к нему стоят в прямой зависимости от того, насколько близко стоит человек к Богу. И если он отодвигается от Божества, то тотчас же начинает задом входить в область сатанину и приобретать эту скверную привычку — вместо Бога имя лукавого и вместо божественных вещей поминать срамное. Скверные чудовищные выражения суть на самом деле «священные» «молитвенные» формулы, обращенные к срамным демонам. Христианин! Употребляя их, кому ты служишь вместо Бога, кому молишься, что ты делаешь! Ты не просто совершаешь легкомысленное дело, не простую грубую шутку допускаешь, слова твои — не просто колебания воздушных волн. Но ты произносишь — хотя, несчастный, и не веришь — страшные заклинания, ты накликаешь и привлекаешь гнуснейших бесов, ты в это время сатане приносишь противоестественную словесную жертву!…Ты делаешься, не зная и не хотя этого, колдуном, магом, чародеем"…

Действительно трудно противостоять нам разлагающему и стремительно разрастающемуся, словно злокачественная опухоль греху сквернословия. Врачи же всегда говорят пациентам о том, что заболевание легче предупредить, чем вылечить. Для нас и наших детей такими средствами укрепляющим нас и исцеляющим от страшной греховной болезни сквернословия являются таинства исповеди и покаяния. Ведь приступая к ним, с должным приготовлением, мы становимся способными восстановить с помощью Божией чистоту нашего сердца, которое уже не сможет служить источником для зловонного потока сквернословия, а будет только лишь чистым источником славословия и благодарения Богу.

http://rusk.ru/st.php?idar=8856

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  САВИН ИГОРЬ    25.07.2007 23:13
У Варлама Шаламова в рассказах есть описание как молодых людей развращают в тюрьме. Тоже и на воле..Вся эта блатная музыка, эти словечки лох, фраер, стремя, рвасар, пацан и пр., как уже доказано ,имеют одно происхождение-от врагов Христовых. Они и вносят дух блатной романтики нашим чистым русским детям.
  Р.Н. Юрьев    25.07.2007 12:01
Мне не видится иного способа борьбы с этой заразой, кроме максимально возможной изоляции от современного общества.
  Провинциал    25.07.2007 11:42
Согласен с Александром С в отношении злых помыслов и язвительности в речи. Сам такой грех имею. Человека можно убить словом, не обязательно матерным.

Думаю такое приходилось слышать многим, ибо сквернословие стало массовым, даже в устах "интеллигенции". Неоднократно приходилось слышать мат и похабщину самого низкого толка из уст наших артистов и интеллектуалов с экрана ТВ.
Но бывает и обратное явление: говорящий скверное не помышляет о скверном. Простодушный "оратор", вещающий про что-то красивое и доброе иной раз через слово восторженно матерится. Это говорит не об отсутствии культуры речи, это говорит уже об привитой антикультуре. И эту антикультуру лелеют на государственном уровне, позволяя всякого рода швыдким либералам такие пошлости и гадости говорить со сцены, трибуны, со страниц печатных изданий, с экранов телевизора и кинотеатров.
Когда сквернословят первоклашки, учительница может их одернуть. А что толку, дома и на улице на "привычном" языке общаются! А к старшеклассникам и молодым мало кто осмеливается подступаться с замечаниями. Опасно. Могут избить, а то и убить.
Самое страшное, что, говоря похабное, подростки становятся доступны похабным взаимоотношениям. Эти слова подростков вначале возбуждают, а потом становятся привычно-циничными, как и сама жизнь. Распутное слово порождает распутство, и наоборот.
И уже представляет собой угрозу обществу и государству. Самому существованию. Не может распутное общество устоять в брани.
Что делать? – Вести борьбу на всех уровнях: государственном (уголовное наказание, цензура), общественном (общественное воздействие, административное наказание), школьном (воспитание учащихся, преподавание на хорошом русском языке), воспитание семей и родителей.
Церкви в этом деле должно быть впереди этой борьбы, выступая не только в храмах, но во многих общественных заведениях.
Государство же должно поставить сквернословов в положение изгоев.
  Василий Ч.    25.07.2007 11:06
В целом согласен с автором, но в некоторых частностях есть предложения по улучшению статьи.
"Где же они этого набрались и от кого?» – спрашивает автор в конце первого абзаца, и далее утверждает, что это "вопрос довольно таки тривиальный … и может быть предложено неимоверно большое количество мнений по поводу того, что нужно сделать, чтобы избежать в будущем самой причины повлекшей за собой возникновение подобных вопросов".
Далее из всего упомянутого "большого количества мнений" указывается лишь одно мнение филолога Стернина, констатировавшего в качестве "самой причины" факт "отмены политической цензуры". Указывается также на "смешение в массовом сознании понятий свобода слова с понятием свобода речи".
Больше причин, "повлекших за собой возникновение подобных вопросов", не указано.
И, соответственно, не указано ни одного мнения из всего их "большого количества" "по поводу того, что нужно сделать, чтобы избежать в будущем самой причины повлекшей за собой возникновение подобных вопросов".
Автор ограничился только упоминанием главного для православного человека – исповеди и покаяния.

Представляется вполне интересным поставить вопрос о других способах преодоления данной социальной болезни. Потому что, (как сказал один мой знакомый прихожанин), "так (в смысле, такими темпами), как мы молимся, можно и тридцать лет молиться…". И, помимо обращения только к православным, (которым и так предмет понятен), вполне можно было бы (и надо было бы) обратить статью к более широкому кругу читателей, предлагая им, соответственно, другие, помимо исповеди, способы преодоления этой болезни.
  Александр С    25.07.2007 08:58
Любая злая и озвученная мысль, её тон и дух есть сквернословие, а не только матерщина, как это пытается нам преподнести дух лукавый. Бог всё во всём кроме греха, то есть зла, как в помыслах, так и в слове, так и в самом действии. Если же кто – то утверждает, что в матерщине зло, а в вежливой речи направленной на унижение, оскорбление собеседника сплошная благодать, то он вообще не понимает ни природы зла, ни того о чём говорит, ни того, что утверждать пытается.
  ertwg    25.07.2007 01:08
Сначала появились мерзкие пьески типа Коляды, которого американцы питали изо всех сил и продвигали по своим каналам, в том числе и денежным. Обучение сей драмодел проходил в американском спеццентре имени Ю. О'Нила.
Затем стали появляться как грибы матерные романы. Тоже с поддержки и подачи наших сине-краснозвезднополосатых сапиенсов.
Видать есть прямая зависимость между матерной руганью и прибылями за океаном, раз они так расстарались. У них там, в прериях, за мат можно и провести отпуск в тюрьме, а в России – так демократия и права.

Страницы: | 1 |

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru