Русская линия | Людмила Ильюнина | 12.10.2005 |
Паломничали обычно своим узким «братческим» кругом, но были среди членов Александро-Невского братства (в которое входили мои бабушки) и такие подвижники (как например будущий знаменитый профессор юный Н.А.Мещерский), которые предпринимали паломничество по трясине в одиночку и босиком.
По воспоминаниям бабушек, Макариева Пустынь привлекала к себе не только потому, что находилась в труднодоступном месте, и, кроме того, была один из немногих монастырей в нашей епархии, который не закрывался до 1932 года, но и потому что в обители подвизался прозорливый старец схиепископ Макарий. К нему спешили на исповедь и за советом.
От него бабушки получили и сохранили веру в то, что наступит «духовная весна» в России, что поруганные монастыри и храмы начнут восстанавливаться.
И вот, когда я узнала, что 11 октября в Пустыни будет отслужена первая после многих десятилетий запустения литургия во вновь возведенном храме, я про себя воскликнула: «Как порадовались бы бабушки!», а потом поправила себя: «Так ведь они и радуются!»
Макариева Пустынь отныне будет скитом Свято-Успенского Тихвинского монастыря и восстанавливается она попечительством Божией Матери, почитаемой народом в Ее Тихвинской иконе, на народные пожертвования.
Макариева Пустынь и теперь, как и много столетий назад, и как было во все годы ее существования, так же труднодоступна для «цивилизованных людей», — на машине, на автобусе до монастыря не доедешь, несколько километров нужно идти пешком — дорога сильно раскисла и обязательно нужны высокие резиновые сапоги, да и прорезиненный плащ не помешает. Но именно это и может привлечь тех, кто устал от цивильности, у кого душа изголодалась по первозданности.
Нет здесь сейчас прозорливых старцев, да и братии — раз два и обчелся, нет былого благолепия, но есть святыня, которая хранила это место от полного зарастания «травой забвения» (в прямом и в переносном смысле), — это мощи основателя монастыря преподобного Макария.
Когда я узнала о возрождении Макариевской Пустыни, то решила поподробнее узнать о преподобном Макарии. И обнаружила, что в новейших статьях существует путаница, путают трех Макариев — Римлянина, Олонецкого и Лезневского, а в старых справочниках по русским монастырям эти святые упоминаются отдельно по месту подвигов.
Тот преподобный Макарий, который основал Пустынь на реке Лезне, притоке реки Мги, самый агиографически не прописанный святой — время его жизни и место рождения неизвестно. Исторические документы сохранили упоминание монастыря, начиная с конца XVI века. Сведения эти носят типологические черты — как и многие наши преподобные Макарий был выходцем из большого монастыря, в поисках уединенной жизни, он «избрал для себя непроходимую блотную дебрь, раскинувшуюся на несколько верст по берегам реки Лезны. Очистив от леса место для жительства своего, он построил небольшую деревянную келью и начал в ней подвизаться в посте и молитвах.
Достигнув исполнения своего заветного желания, преподобный Макарий деятельно устремился к точному исполнению обетов отшельнических: молитва, псалмопение, богомыслие были главным занятием преподобного Макария в его келии.
Недолго преподобный наслаждался не нарушенным безмолвием, которого так сильно жаждала его душа: не могла и пустыня укрыть великого подвижника.
Господь по беспредельной и недомыслимой своей благодати, открывает сию пустыню миру, и прерывается его вожделенное уединение. Однажды ночною порою преподобный Макарий, по обычаю своему, стоял на молитве, но молитва его была прервана: кто-то постучал в дверь его убогой келии, и умолял открыть таковую во имя Христа. Услышав мольбу, без сомнения удивился тому преподобный, ещё тем более что была нощь, но уступив мольбе, открыл дверь келии, и вошли к нему несколько человек, судя по одежде охотников, по видимому уставших и изнуренных, пустынножитель приветствовал их миром…
Добродетельная жизнь преподобного Макария, его мудрые растворённые благодатию Святого Духа наставления, обратили на него общее внимание, и верующие во множестве стекались к нему и получали от него благую помощь: утешение в скорбях надежду на милость Божию, излечение от болезней. Слава, которую он был предпочтён от людей по достоинству своей жизни, всё более и более распространяющаяся о нём по окрестностям ближайших сёл и деревень, известность его местожительства, приход людей к нему за разными нуждами — всё это тяготило душу преподобного, и он покинул место своих первоначальных трудов и решил искать пустыню сокрытую и отдалённую от жизненного мира. Выбрав более отдалённое и возвышенное, окружённое густым лесом место на левом берегу Лезны, в 3-х верстах построил убогую келию.
Но и здесь недолгое время укрывался преподобный от мира, будучи светом мира. Господь чудесным образом явил людям его новое убежище — местопребывание.
Явил его мирянам, людям весьма нуждающимся в духовной помощи — просвещении в искоренении многочисленных суеверных обычаев, существовавших в то время среди них. Своими подвигами он привлёк к месту сему особую благодать Божию, являющуюся окрестным жителям то в виде столпа огненного, по ночам здесь видимого многими, то в виде облако благоуханного дыма, поднимавшегося отсель к высоте и разливавшего благоухание по окрестностям.
Эти чудесные явления заставили местных жителей проникнуть в глубь пустыни и они отчаянные первым отшествием преподобного, лишившись его медоточных для них бесед, с радостью нашли его там. Тогда-то поняли они вполне те чудные явления, которыя привлекли их туда, куда скрылся от них преподобный, и ещё более стали его чтить.
С того же времени вожделенное безмолвие и одинокое житие было прервано навсегда: любовь, которая возросла в народе к преподобному, побуждала их приходить к нему в пустыню; с большим нетерпением жаждали они слышать его богодухновенные беседы и видеть ангелоподобное лицо его, многие подолгу не покидали сию пустынную местность, наслаждаясь ея таинственным спокойствием; а некоторые усердно просили преподобного о позволении на всегда остаться с ним и в близи скромного жилища построить свои келии. И увидел тогда преподобный, что нет сил отказывать мольбам их, что на всё воля Божия. Но прежде чем дать на то своё согласие, он усердно помолился Творцу Небесному; а потом уже благословил всем, жаждущим подвигов и жизни иноческой, построить свои келии вблизи скромного его жилища, и таким образом положить начало пустынной обители.
Когда последовало благословение и разрешение от преподобного, дабы желающие могли беспрекословно жить около убогой келии; тогда ревнители душевного спокойствия и спасения, спешили в сию суровую пустыню и вверяли всецело мудрому руководству сего аскета и пустынножителя. Мало по малу Макарьевская пустыня населялась иноками».
(из КРАТКОГО ОПИСАНИЯ ЖИЗНИ ПРЕПОДОБНОГО МАКАРИЯ, составленного иеромонахом Владимиром, СПБ, 1907)
Преподобного Макария при жизни в народе называли чудотворцем за благодатную помощь, которую люди получали по его молитвам, и после кончины поток чудотворений от мощей святого угодника не иссяк.
История монастыря Макариева Пустынь типична для наших северных обителей — немало пострадала она от неприятелей, находивших на пределы Новгородские, во время нашествия шведов под начальством Делагарди, в 1611 — 15 годах, когда они все предавали огню и мечу и разрушали многие монастыри и храмы.
В XVIII столетии из-за малонаселенности обитель была закрыта и превращена в приходской храм (приписана была к Александро-Невской Лавре). Столетие спустя, пришедшие в упадок постройки обители были восстановлены благотворителями, но уже во второй половине XIX столетия разруха в бывшем монастыре была полная. И это при том, как пишет цитировавший выше автор Краткого жизнеописания преподобного Макария:«15 августа (28 по новому стилю — в день Успения Божией Матери) в честь его лучезарной кончины в пустынной церкви совершалось торжественное соборное богослужение, при многочисленном стечении богомольцев. Заметьте, что, когда бывали народныя бедствия, как то: пожары, голод, эпидемические болезни и т. п., тогда, не смотря на чрезвычайно грязную по временам дорогу, из разных мест Новгородской и Санкт-Петербургской губерний, богомольцы массами пешком и на лошадях стремились в Макарьевскую пустынь. Здесь у Раки мощей преподобнаго изливали свои мольбы; свои душевныя скорби открывали как бы живому Преподобному, и по своей вере получали мир и спокойствие. Особенно много богомольцев бывало в те годы; когда случался падёж скота от сибирской язвы.
Забвение посетило пустынь преподобнаго Макария. Здания, пришедшие в ветхость, обратились в развалины, не сохранилось и следа келий монашеских. Смотря на одинокий пустынный храм, который в свою очередь так же уступал сокрушительной силе времени и постепенно разрушался. Невольная мысль с вопросом входила в душу каждого посетителя пустыни: что-то будет с этим полуразрушенным храмом? Огласится ли он, как в первобытное его существование пением прославляющим премудрого Творца вселенной.
Беспокойство овладевало посетителями Макарьевской пустыни потому, что сокровище духовное, — св. мощи основателя и первоначальника оной, преподобного Макария, находились под разрушающимся сводами храма».
В таком забвении пустынь преподобного Макария находилась более ста лет. В 1894 году монастырю был возвращен прежним статус, но теперь он стал именоваться Воскресенским, а не Успенским, как прежде. Настоятелем монастыря был назначен монах Александро-Невской Лавры Арсений. Зв один год ему удалось восстановить главный храм монастыря и келейные постройки, но уже через год всё это погибло в огне пожара.
Иеромонах Арсений был незаурядным человеком. С благословения архиепископа Новгородского Феогноста, строитель о. Арсений в начале февраля 1895 г. вновь приступил к постройке на место сгоревшего нового храма, который вскоре был сооружён и освещён в честь Успения Богоматери; а над местом где покоятся святые мощи первоначальника преподобного Макария, была построена сень и под сенью поставлена новая рака.
Быстро одно за другим, с разрешения епархиального начальства, возводились здесь необходимейшие постройки-здания, а именно:
— построена временная колокольня,
— довольно обширный одноэтажный братский корпус под железной крышей,
— построена гостиница с залом и 16-ю номерами,
— небольшой странноприимный дом, разделённый на две половины: в одной помещаются мужчины, в другой женщины из простолюдинов,
— баня и экономический двор.
Но всего лишь через три года монастырь опять посетило огненное искушение — и опять сгорело почти всё, возведенное усердным строителем игуменом Арсением. Однако вскоре Господь послал и утешение — нашелся серьезный благотворитель, который решил помочь возродить монастырь уже не в дереве, но в камне. В 1901 году была освящена Успенская церковь с пределами в честь преподобного Макария и преподобного Арсения. И до самой революции в монастыре шло строительство, росло и число братии, особенно привлекал людей в Макариеву пустынь, уже упоминавшийся мною в начале статьи, старец схиепископ Макарий.
В 1932 г. Макариевская пустынь была насильственно закрыта, а в ее стенах устроено сначала какое-то отделение Свирьлага, затем интернат для душевнобольных инвалидов. Отступающие немцы их всех расстреляли.
Владыка Макарий с братией после закрытия монастыря был сослан в лагерь. Освободившись в 1935 году, он поселился недалеко от Любани — в Чудово, тайно руководя своими духовными детьми, постригая и рукополагая достойных. В 1941—1943 годах Чудово находилось почти на самой линии фронта, и Владыка с келейником, скрываясь в соседней деревне, жили у кого-то в избушке. И однажды видит приютившая их старушка странный сон: как будто подъезжает к избе золотая, сияющая ярче солнца карета. Восседает в той карете Всемилостивая Царица, и во всеуслышание провозглашает: «Здесь у меня старец очень устал, надо ему дать отдохнуть». А на следующий день неизвестно откуда пришел католический ксендз, услышавший про православного епископа, и дал совет пробираться за Псков, в Псково-Печерский монастырь. Взяли котомочки, посохи, пошли, добрались до Печор, и там их приняли с почетом. Убит был старец в своей келье от осколка снаряда в 1944 году, когда готовился к обедне. И сейчас в пещерах Псково-Печерского монастыря показывают место его погребения, и рассказывают о подвиге старца исповедника Христова.
Во время войны по Макарьевскому островку проходила передовая, поэтому от монастырских зданий ничего не осталось, в земле лежит много «железа». Место, как мы заметили, навещается «черными следопытами», которые ищут и выкапывают оружие, а найденные кости складывают рядом.
Православные стали ездить сюда примерно десять лет назад. Почин положили прихожане храмов в Любани и в Шапках, во главе со священниками — протоиереем Евгением Бабинцевым и иереем Вадимом Онопченко. Потом поехали и пошли питерцы, а теперь Тихвинский монастырь взял Макарьевскую Пустынь под свой омофор.
«Свято место пусто не бывает» — говорят в народе. Не забывает православное сердце те места, на которых почиет благодать. Потому верим и надеемся, что и те, кто получил в пусть еще не устроенном, бедствующем монастыре благодатные утешения, помощь в житейских делах, и те, кто просто ревнует о возрождении русских святынь, постараются внести и свою лепту в дело возрождение уединенной, на подвиге возросшей и для подвигов созданной, Макариевой Пустыни.
Информацию о том, как и чем можно помочь возрождающейся обители, можно получить от скитоначальника Тихвинского монастыря иеродьякона Давида 7 911 903 3595.
Людмила Ильюнина, специально для Русской линии
http://rusk.ru/st.php?idar=8004
Страницы: | 1 | |