Русская линия | Андрей Славин | 12.10.2005 |
А начиналось все в 2003 г. с весьма громких заявлений и далеко идущих намерений. Федеральные власти стояли тогда на пороге решения «о либерализации рынка услуг ЖКХ», а по сути — намерения отпустить отечественный жилищно-коммунальный сектор в свободное плавание. Подобного огромного куска собственности от государства давно не отваливалось, и неудивительно, что Анатолий Борисович, как давний приверженец всего частного и вдохновитель небезызвестной ваучерной приватизации, отреагировал на данную ситуацию с быстротой хорошего гончего пса.
Несомненно, сыграл свою роль и опыт заведования энергетическими сетями страны. Политический век столь одиозного реформатора не может быть долог, и Чубайс весьма вовремя переключился на коммерческую волну, уйдя из правительства в руководство РАО «ЕЭС» и сохранив при этом за собою значительное влияние. Положение главы электрической монополии сделало его безраздельным хозяином всероссийского рубильника. Ссылаясь на правила рынка и заботу о благе компании, умело проталкивая в Кремле и Белом доме нужные решения, «рыжий Толик» в скором времени сумел стать грозой и фактическим властителем судеб целых регионов и отраслей промышленности. Памятный многим энергетический кризис в Приморье, на волне которого сменилось все краевое руководство, а города и поселки пережили жесточайшую депрессию, наглядно продемонстрировал, что электрическая дубинка в руках Анатолия Чубайса есть фактор не только экономического, но политического и даже геостратегического свойства.
Обесточивались промышленные объекты и транспорт, роддома и ракетные части Минобороны. Под вопрос встала сама территориальная целостность и управляемость Российской Федерации, способности Центра оперативно решать проблемы регионов, отстоящих от Москвы на шесть, восемь и даже девять часовых поясов. То был период перед выборами в Госдуму, на которых Анатолий Борисович сообща с СПС готовился взять реванш над пропутинскими объединениями. Многие и сегодня помнят еще его пресловутую концепцию «либеральной империи», в которой олигархи и крупные российские монополии во главе с РАО «ЕЭС» распространят свою негласную власть на все сферы жизни, превратят государственный аппарат в инструмент исполнения собственных решений, перешагнут границы России и подомнут под себя неокрепшие властные структуры соседей по СНГ, создав новую реальность — глобальное надгосударственное образование, в котором наружные либерализм и приверженность рыночным свободам дополнялись бы действием мощных, авторитарных рычагов давления, таких как экстренное отключение, судебное преследование за задолженности и взыскание штрафных пеней, банкротство и продажа имущества за долги, выселение частных лиц из квартир и пр.
Понятно, что контроль за доселе ничейным ЖКХ явился бы здесь идеальным продолжением начатого. Ибо, на сей раз помимо электрического рубильника Чубайс получал в свои руки водопроводный кран, тепловую задвижку и сточные резервуары. Поводов к шантажу граждан и государства таким образом становилось все больше. Ведь, манипулируя коммунальными службами, можно легко довести дело до общественных волнений и, соответственно, вытребовать у Кремля необходимые уступки и гарантии политической лояльности. А потому проект РКС начинался с воодушевлением и широко рекламировался. В светлое либерально-имперское завтра Чубайсу вместе с собою удалось также зазвать другого крупнейшего монополиста, «Газпром», и двух олигархов — А. Потанина и В. Вексельберга.
Сообщалось, что в течение пяти лет РКС инвестирует в российское ЖКХ до 700 млн долл. Однако, политическая фортуна отвернулась вскоре от Анатолия Борисовича — усилиями кремлевской пропаганды накануне декабрьских думских выборов рейтинги СПС удалось опустить, что называется, ниже уровня городской канализации; воплощению же грандиозного замысла об энергетическом господстве на территории СНГ и стран Восточной Европы воспротивились Соединенные Штаты.
РКС некоторое время продолжали поддерживать на плаву, в качестве резервной площадки и застолбленного места. Но воодушевления и, главное, веры в безошибочный управленческий гений Чубайса у всех участников заметно убавилось. 2003 год РКС завершила с убытком в 117 млн. рублей, а 2004-й — в 442 млн. рублей. После этого РАО «ЕЭС» предпринял героическую попытку спасти положение, выкупив у себя же самого векселя РКС на сумму 493 млн. рублей под 13% годовых. Таким образом в 2004 г. предприятие смогло показать фиктивную прибыль в размере 300 млн. рублей. Однако, учредители уже покидали проект. Один за другим избавились от долей в РКС Газпромбанк, «Интеррос» Потанина и «Ренова» Вексельберга.
Ныне провал планов относительно работы в ЖКХ констатирует и РАО «ЕЭС». Компания выражает заинтересованность в продаже акций РКС за сумму в 300 млн руб. Цифра символическая, если иметь ввиду полные затраты и убытки, понесенные на протяжении всех предыдущих трех лет — более 1 млрд руб. Но и при таких условиях покупатель едва ли отыщется. Ведь российский ЖКХ в его нынешнем состоянии — это черная дыра, которая без труда поглотит триллионы и даже десятки триллионов вложений.
В конце концов, реальной модернизацией ЖКХ никто заниматься не собирался. С самого начала чубайсовские «Российские коммунальные системы» задумывались как типично политический проект, всю же ответственность за царящие разруху и произвол предполагалось переложить на плечи конечного потребителя. Цели давления на общество, применения карательных санкций в период создания РКС афишировались вполне открыто. Так, презентуя компанию, Анатолий Чубайс мало говорил о реконструкции и техническом перевооружении отрасли, а постоянно ссылался на бесценный, по его словам, опыт РАО «ЕЭС» по части взыскания неплатежей. Теперь, когда энергетикам исправно платят, во всеуслышание заявлял он, та же самая тактика окажется применена и для «наведения порядка» в жилищно-коммунальном секторе.
Однако, то, что поначалу сулило весомые политические дивиденды, готово вот-вот обернуться против Чубайса. Положение в сфере ЖКХ нешуточное, и в итоге Кремль может записать неудавшегося «либерального императора» в виновники катастрофы. Экстренная продажа РКС — это ни что иное, как свидетельство ускорения событий, приближения кризиса. Таким образом глава РАО «ЕЭС» пытается заблаговременно выйти из невыгодного для себя положения. Но кто бы ни считался виноватым, проблема все равно остается: страна утратила контроль за состоянием собственной инфраструктуры, а экономическое развитие и реформы последних пятнадцати лет идут мимо системных потребностей регионов. Вал аварий и аппаратных отказов по этой причине будет только расти, а запланированный с января 2006 г. переход на 100% оплату услуг населением (РЛ уже писала об этом в материале «Диктатура коммунальных контор») ставит под вопрос выживание и общественное спокойствие целого ряда населенных пунктов и областей.
http://rusk.ru/st.php?idar=8002
|