Русская линия | Андрей Рогозянский | 12.09.2005 |
Согласно заверениям чиновников, малоимущим семьям платить большие суммы за квартиру не придется. Максимально допустимая доля расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, согласно постановлению N 541, не должна превышать 22% в совокупном доходе семьи. Однако, здесь возникает целый ряд закономерных сомнений.
1. 22% - это не так уж мало. При ежемесячном декларированном доходе семьи в 10 тыс. руб. плата за квартиру может достичь уровня в 2 200 руб., и при этом жилищной компенсации по закону вам не будет положено. Такая ситуация заставляет многих сегодня сознательно занижать данные о зарплате, однако от этого возникают свои сложности.
2. Требования к предоставляемым документам становятся все более жесткими. На сегодняшний день обычным явлением стал отказ, если специалисты районной службы по расчету и учету компенсаций оценивают одну из справок о доходах как неправдоподобную, «липовую». Апелляции, подаваемые гражданами в конфликтные комиссии, чаще всего не приносят успеха.
3. Еще одним способом, которым искусственно сдерживается рост выплат, является ограничение пропускной способности пунктов приема заявлений. Многие из тех, кто по закону вполне может рассчитывать на начисление дотаций, не в состоянии их добиться: они попросту не попадают на прием к инспектору из-за очереди.
Данная проблема уже хорошо знакома населению больших городов. Рост коммунальных тарифов в 2005 г. примерно на 25−30% заставил многих вспомнить о предусмотренных социальных выплатах. Но, увы, оформить компенсацию оказалось непросто, главным образом, из-за того, что районные службы перегружены, а приемные часы в них сокращены до минимума. Еще большего наплыва людей следует ожидать после 1 января, срока вступления в силу правительственного постановления о 100% оплате. Неудивительно, если на толчею в коридорах при этом «не обратят внимания»: формально требования закона соблюдены, а тем, кто по различным причинам не сумел попасть на прием, просто «не повезло».
4. Обращает на себя внимание еще одна формулировка 541-го постановления: «вводится оплата ЖКХ в размере 100 процентов экономически обоснованных затрат». Именно так: «100 процентов экономически обоснованных затрат», а не 100 процентов от себестоимости. Что же такое «экономическая обоснованность», на местах — в муниципалитетах и отдельных жилищных конторах — решать будет каждый по-своему. Уже сегодня во многих регионах сложилась парадоксальная ситуация: тарифы на коммунальные услуги «пляшут» от района к району. Причем расхождения в некоторых примерах достигают 20, 30, а то и 40%. Очевидно, что местные чиновники по-разному понимают при этом смысл «экономического обоснования» деятельности ЖКХ. Для одних это покрытие необходимых расходов, для других же — возможность пополнять за счет граждан местный бюджет и зарабатывать деньги.
Собственно, из данной логики и исходит Правительство, предлагая идти работать в ЖКХ коммерческим предприятиям. Постоянно, на разных уровнях, муссируется тема демонополизации жилищно-коммунальной сферы и установления в ней свободной конкуренции. Согласно макроэкономической теории, которая завладела теперь умами в Правительстве, несколько предприятий, конкурируя между собой, скорее придут к повышению качества услуг и к справедливой цене. Не говорится о том, что коммерческое предприятие заранее нацелено на прибыль, и двум-трем параллельным структурам, созданным теми же чиновниками из муниципалитетов и прежними руководителями ЖЭК, не составит труда вздуть цены в соответствии с собственной выгодой.
Конкурировать и наступать друг другу на пятки вовсе не обязательно, если сообща можно принудить потребителя платить больше. Именно такая ситуация, нимало не напоминающая классику свободного рынка, про которую пишут в глянцевых учебниках, сложилась у нас во многих областях: на бензоколонках, в строительстве, на транспорте и даже в торговле, где аппетиты «частника» неуклонно растут, и даже Правительству приходится время от времени рассматривать вопросы ценового сговора и необоснованной наценки на некоторые виды товаров, например, на хлебопродукты или на проезд в маршрутных такси.
5. «Регулирование тарифов будет передано на уровень субъекта Федерации, а коридор для регулирования тарифов должен задавать федеральный центр», — поясняет суть нововведений главный макроэкономист Герман Греф. Утверждение благое по виду, но с весьма неприятным подтекстом. Во-первых, таким образом поощряется ценовой произвол на местах. Депутат Госдумы Геннадий Райков комментирует: «Да, тарифы в введении муниципалитетов, но я глубоко уверен, что если мы не примем общегосударственных документов по единому стандарту, это приведет, хотим мы этого, или не хотим, к взрыву населения».
Во-вторых, Правительство этим фактически отказывается нести ответственность за жилищно-коммунальную сферу — самую, пожалуй, проблемную во всей экономике страны. Степень износа оборудования и инженерных сетей во многих населенных пунктов достигла 70−90%; фонды уже почти 15 лет не обновляются. И это при том, что в современных городах резко увеличивается потребление воды, электричества, тепла, потребности в утилизации отходов и сбросов канализации. Сегодня Российская Федерация, как констатируют специалисты, раздавлена и обездвижена бременем собственного жилищно-коммунального хозяйства. Это черная дыра, которая без видимого эффекта пожирает колоссальные средства. За 2004 г. только на ремонтные работы и восстановление устаревшей техники и оборудования, мероприятия экстренной помощи при разного рода техногенных катастрофах по линии МЧС и других ведомств по всей стране было потрачено около 350 млрд руб. Полные же расходы на приведение в порядок и полноценное поддержание существующей инфраструктуры оцениваются в суммы от 2 до 7 трлн. (!) руб.
В данных условиях решение Центра оставить регионы один на один с проблемами жилищно-коммунального сектора означает одно: самое пессимистическое видение перспектив страны и политика по принципу: «Будь что будет, все равно пропадать!» За последний год выделение даже запланированных бюджетом средств практически прекратилось. Как признается глава Федерального агентства по строительству и ЖКХ Сергей Круглик, «оплата работ предприятий ЖКХ в настоящий момент осуществляется только за счет населения». Отсюда понятно, что рост коммунальных тарифов является ни чем иным, как способом спешно изыскать недостающие средства на эксплуатацию; не решая проблемы по существу, отодвинуть, по крайней мере, сроки наступления масштабного кризиса, продлить на некоторое время агонию за счет переложения максимальной нагрузки на потребителя.
6. Повышение тарифов для населения на услуги ЖКХ вполне согласуется и с той концепцией, имеющей ныне широкое хождение в Правительстве, в соответствии с которой «лишние деньги», в данном случае, деньги граждан являются угрозой для экономики и должны быть тем или другим способом «стерилизованы». Частные накопления, с точки зрения либеральной рыночной теории, есть дестабилизирующий фактор. В любой момент, например, при возникновении политического или экономического риска, они могут быть выброшены на рынок и в одночасье создать потребительскую панику, дефицит, очереди, коллапс хозяйства и т. д.
В западных странах «избыточная денежная масса», принадлежащая населению, изымается путем втягивания ее владельцев в работу разного рода биржевых и банковских механизмов, побуждения к покупкам в кредит. Согласно статистике, средний американец из 100 заработанных долларов сегодня откладывает только один. Ранее сбережения составляли от 8 до 11% от заработка. И еще в 1980-е денежные накопления находились на уровне 7%.
В экономиках на мировой периферии то же самое достигается более жесткими методами, граничащими с прямым ограблением и подлогом (деятельность финансовых пирамид, обесценивание накопительных счетов, дефолт по государственным обязательствам и пр.). В нашем случае имеет место «классическое» решение вопроса: свои сбережения граждане будут вынуждены отдать в счет всевозрастающей оплаты жилья. Выгода двойная: и долларов под матрацами поубавилось, и коммунальные службы получают необходимые инвестиции.
7. Решение переложить бремя расходов по ЖКХ целиком на плечи граждан — это свидетельство продолжения в социальной сфере политики т.н. «шоковой терапии». С начала 1990-х либералы-реформаторы из правительств Гайдара, Чубайса, Явлинского неоднократно обосновывали ту точку зрения, в соответствии с которой рыночные преобразования могут и даже должны поставить большинство населения на грань выживания — только тогда оно сможет приспособиться к новым условиям и принять конкурентные правила игры.
Постепенно практика эта, попахивающая откровенным социал-дарвинизмом, была предана забвению. На замену ее в официальном обиходе пришла идея «социальной ответственности» государства и бизнеса за минимум обязательных благ, без которых стабильность в обществе не может уже гарантироваться. Однако, последние инициативы Правительства, к числу которых может быть отнесено 541-е постановление, говорят о том, что стратегия «шоковой терапии» далеко не сброшена со счетов, а вполне может использоваться в т. ч. и для насильственного перекраивания собственности в жилищной сфере.
Аргументы, которые не упоминают на совещаниях в Белом доме, но которые довольно часто слышны из уст либеральных комментаторов реформы: нынешнее распределение жилья между гражданами «несправедливо». Оно пришло к нам со времен СССР и не отвечает новым рыночным реалиям. Зачастую, бабушка-пенсионер занимает трехкомнатную квартиру, в то время как молодая семья ютится в одной-единственной комнатушке. Нужно назначить за жилье высокую плату, и «излишки» площади сами перераспределятся к тем, кому надо. В частности, стандарт социальной нормы площади жилого помещения, согласно 541-му постановлению, установлен в размере 18 кв.м. общей площади жилья на одного гражданина.
Не нужно подробно говорить, что подобная «справедливость» на деле представляет собой очередной и крайне болезненный эксперимент над рядовыми гражданами. На сегодняшний день для большинства жилье есть почти единственная семейная собственность, передаваемая по наследству — все, что в действительности досталось людям, обманутым приватизационной аферой Чубайса. Со временем пресловутая «трехкомнатная квартира пенсионерки» естественным путем перейдет к молодой семье, в сумме же семья или представители нескольких семей родственников всегда имеют возможность установить справедливые принципы распределения имеющегося в их владении жилья, исходящие из человеческих нужд, интересов и взаимоотношений.
Взамен этого реформой «жилищный вопрос» планируется привязать исключительно к деньгам. Дома и квартиры, в числе которых есть и представляющие фамильную ценность, предполагается продавать и покупать, подобно любой другой вещи, смотря по тому, ухудшилось или улучшилось финансовое положение их владельцев, получен ли более выгодный контракт или зарплата по месту работы по тем или иным причинам «не дотягивает» до требуемого уровня.
Что такое «справедливость», устанавливаемая рынком, мы в настоящий момент можем видеть на множестве конкретных примеров. Колоссальный разрыв в доходах отделяет жителей крупных городов от остальной России, в заведомо «экономически невыгодном» положении оказываются молодые супруги, решившие родить ребенка, или, тем более, многодетные семьи, семьи с временно или постоянно нетрудоспособным кормильцем и пр. Реформа ЖКХ еще более усугубляет данное расслоение, тем более, что максимальный износ и ветшание жилого фонда и инфраструктуры касаются именно глубинки, а квартплата рассчитывается подушно: еще один ребенок — еще один прописанный член семьи — еще больше величина квартплаты. О компенсациях, льготах и прочих предусмотренных в теории мерах социальной защиты см. выше, пп. 1, 2, 3.
8. Наконец, скажем и о последнем: о политическом смысле принятия 541-го постановления. Документ готовился давно, по-видимому, продолжительное время согласовывался кулуарно, а потому, в отличие, например, от постоянно дискутируемой проблемы «удвоения ВВП», не вызвал в Правительстве существенных разногласий и споров. Разработчик реформы, Минэкономразвития, закрыло глаза или сознательно проигнорировало данные о фактическом провале ее предыдущих этапов. К примеру, о том, что, по данным Федерального агентства по строительству и ЖКХ, собираемость коммунальных платежей за восемь месяцев 2005 года снизилась более чем на 10%.
Причина ясна: когда расходы на квартплату начинают «зашкаливать» за разумные пределы, жильцы перестают оплачивать их совсем. С учетом уже упомянутого 25−30% роста тарифов ЖКХ в 2005 г., таковых — граждан, месяц от месяца начавших накапливать в 2005 г. внушительных долг на своих коммунальных счетах, — в стране оказалось не менее 13−15%! Огромный показатель, который в реальности еще выше, с учетом прежних, застарелых неплательщиков.
Понятно, что в такой ситуации еще раз поднять тарифы означает остаться без денег совсем. И Минэкономразвития прекрасно понимает неизбежность пробуксовки своей реформы, основанной на «дожимании» последних соков из потребителя. Тогда возникает резонный вопрос: а для чего вообще подготовлено и принимается 541-е постановление? Каким образом ведомство г-на Грефа планирует решать «проблему собираемости»?
Ясно, что никакие уговоры здесь не помогут, а остаются лишь силовые меры давления: отключение от инженерных сетей, а то и принудительное переселение квартиросъемщиков в счет оплаты за долг. С 1 января следующего года, скорее всего, мы будем наблюдать именно это: резкое усиление кампании «по борьбе с неплатежами», а по существу, по насильственному выбиванию из огромного числа граждан непомерно возросших сумм коммунальных расходов.
В масштабах страны это означает невиданную мобилизацию сотрудников ЖКХ и правоохранительных органов, создание специальных внесудебных комиссий с широкими полномочиями, давление и запугивание пропагандистскими методами; десятки и сотни тысяч квартирных инцидентов, прямых столкновений, гипертонических кризов и инфарктов, поломанных судеб. Если Г. Греф и его единомышленники планируют довести начатое до конца, почти неизбежным оказывается выплеск конфликта на улицы, резкое возрастание общественной напряженности, вплоть до применения властями чрезвычайных мер.
По сути, страна двинется в направлении «либеральной диктатуры» особого вида, в которой под маркой соблюдения рыночных принципов в отношении населения окажется задействован весь аппарат репрессивных методов. Широко обсуждаемая теперь «проблема-2008» — передачи власти преемнику Путина — окажется решена автоматически выдвижением вперед лиц, «восстановителей общественного спокойствия», держащих под своим контролем действие полицейской машины. Как отнесется к этому Кремль? После того, как преобразования в ключевых областях были отданы целиком на откуп знаменитой тройке Греф-Кудрин-Зурабов, у Путина и его окружения не остается другого выбора: острота внутриэкономических проблем настолько велика, а мирное и конструктивное их разрешение настолько маловероятно, что «силовой поворот» выглядит почти неизбежным.
Сфера ЖКХ, действительно, переживает нужду в масштабных мобилизационных изменениях. Но то, что могло бы разрешаться путем настойчивого инвестирования государством на протяжении последних 4−5 лет крупных денежных сумм, получаемых страной от продажи по высоким ценам нефти и газа, проведением кампании повсеместного переоснащения и экономии затрат, повышения ответственности чиновников за целевое расходование средств, сегодня целиком переводится на рельсы разгосударствления, мифической рыночной эффективности, конкуренции и переложения ответственности на общество, рядовых граждан.
Кстати, сознавая высокий политический риск последней правительственной инициативы, как провокации, затеянной либералами, столичные власти уже заявили об отказе вводить 100%-ную оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства. По словам заместителя мэра Москвы Юрия Росляка, жители Москвы будут по-прежнему платить 56% реальной стоимости услуг ЖКХ в течение ближайших двух лет. Все остальное возьмет на себя городской бюджет. Но то, что под силу московским властям и москвичам, доходы которых в два с лишним раза превышают средние величины зарплат по стране, абсолютно немыслимо в регионах, где бюджеты муниципальных служб состоят сплошь из прорех, а народ едва сводит концы с концами.
В этой связи несколько спровоцированных радикальной оппозицией (в ряде регионов, например, в Тульской области и на Владимирщине таковая уже призывает население к бойкоту квартплаты) столкновений с властями в сочетании с двумя-тремя крупными техногенными авариями и огромным числом локальных поломок могут дать то, чего пока никакими иными путями не могут разномастные либералы и западные фонды, нацеленные на экспорт «цветных революций». Власть окажется загнана в угол: пойти на попятную, уступить части требований граждан, как прежде, нельзя — ЖКХ требует экстренного вмешательства, и на фоне кризиса неплатежей Центру ничего другого не остается, как брать ситуацию под силовой контроль и искать выход в «закручивании гаек».
Полная же тяжесть решения о применении чрезвычайных мер с неизбежностью ляжет на Президента, так что нынешним его критикам и недоброжелателям не придется искать лучшего способа подорвать общественное доверие к главе государства и повернуть ситуацию в выгодную для себя сторону.
Постановление N 133 о монетизации льгот в этом смысле было лишь репетицией: народу отказали в части привычных для него привилегий. Гораздо более болезненным окажется другой проект: принуждением отнять у людей их заработанные, «кровные». Накопившиеся проблемы ЖКХ становятся идеальным внеполитическим полем, на котором может быть осуществлена программа развала России. Бомба замедленного действия приведена в полную готовность и лишь ожидает своего часа «Ч», который, по-видимому, наступит еще до череды выборов 2007—2008 гг.
http://rusk.ru/st.php?idar=103618
|