Имперский курьер | Игорь Ильин | 10.10.2005 |
Читая нашу патриотическую литературу и прессу, я ни разу не встретил настоящего анализа бесконечных поражений, которые терпит патриотическое движение на протяжении последних лет.
Чтобы проделать такой анализ, нужно в первую очередь отделить «зерна от плевел», то есть исключить те фигуры, которые принято причислять к патриотическому лагерю, и которые ни в коем случае к нему не принадлежат.
Начнем с самого обширного и мощного крыла, обладающего до сих пор солидным электоратом. Я имею в виду коммунистов. Не будем рассматривать всех многочисленных коммунистических партий, которые ныне существуют — поставим между ними условный знак равенства. В среде наших единомышленников, представителей русского патриотического движения, коммунистов никогда не воспринимали всерьез. Среди них безусловно были и есть люди серьезные и порядочные, но Ленин и пятиконечная звезда на их знамени лишают их настоящей исторической перспективы. Эти символы давно себя дискредитировали, однако коммунисты не хотят от них отказываться, так же как, вроде бы признавая историческую ценность православия, продолжают совершать языческий обряд поклонения мумии своего мертвого вождя. В последнее время руководители КПРФ, самой сильной из существующих компартий, во многом утратили и политическую чистоплотность, не погнушавшись альянсом с такой одиознейшей фигурой, как новоявленный «национал-патриот» Березовский…
Все это ставит коммунистов в определенную изоляцию, их электрорат стареет, и ряды компартий неуклонно редеют.
Прежде, чем рассматривать остальных «героев» патриотического лагеря, мне придется сказать пару слов о себе, чтобы мои дальнейшие рассуждения не звучали голословно. Всех, о ком я далее буду говорить, я знал и знаю лично, общался с ними и могу делать собственные выводы, не полагаясь на чужие оценки. Волею судьбы, я несколько лет работал в знаменитой программе «600 секунд» Александра Невзорова. Когда Невзоров объявил о создании Народного движения «Наши», я искренне захотел принять участие в этом движении и вступил в его ряды одним из первых. Вскоре меня выбрали председателем движения «Наши», а затем Невзоров предложил мне работать в программе, сначала в качестве начальника пресс-центра (сбор и проверка информации), потом начальника съемочной бригады. Работа в программе «600» секунд, да еще в самое горячее время, перед октябрем 1993 г., дала мне возможность знакомства и общения с многими интересными людьми.
В то время в редакции бывали все, начиная с Жириновского и заканчивая Зюгановым и генералом Стерлиговым. Безусловно работая с Невзоровым, я прошел отличную журналистскую школу. Что касается движения «Наши», то оно тихо скончалось, так себя по-настоящему и не проявив. Все мы искренне поверив Невзорову в самом начале, затем поняли, что он просто создает «массовку» для своей программы. Я и после закрытия «600» секунд долго общался с Невзоровым, издавал газету «Информ-600 секунд», руководил его предвыборной компанией в Государственную Думу. Сегодня после некоторых поступков и высказываний Невзоров стал, как говорится «нерукопожимаемым». Ну да, Бог ему судья.
Вначале нельзя не коснуться и такого заметного персонажа, как всем известный Владимир Вольфович Жириновский. Вот уж, кто действительно нанес огромный вред самой идее патриотического движения! Многие помнят брошюру, выпущенную в конце 80-х годов «самиздатом». Она ходила тогда по рукам. «Катехизис поведения еврея в СССР». Не трудно догадаться, кем эта брошюра была составлена, но безусловно этот «катехизис» совершенно четко ложится на всю линию поведения Жириновского. Вспомним основные положения «катехизиса». Неизвестный автор советует евреям всеми способами вливаться в ряды русского патриотического движения, постараться быть как можно заметнее, причем выделяться наиболее жесткими антисемитскими высказываниями. Всех своих оппонентов называть евреями, либо обвинять в связи с мировым сионизмом, а основные идеи патриотов доводить до абсурда, чтобы в конечном счете они стали вызывать у людей нормальных недоумение и неприятие. Не знаю, читал ли эту брошюру Владимир Вольфович, но все его поведение построено именно по этому «катехизису». Сегодня любой патриот, который начинает декларировать разумные и правильные идеи о переустройстве страны, о русских национальных проблемах, вольно-невольно ассоциируется у большинства людей с Жириновским… Можно предположить, что те, кто «вылепили» эту фигуру и дали ей определенные установки, заранее просчитали эффект и, нужно сказать, своего добились.
Но если с Жириновским более или менее все ясно, и люди, имеющие опыт патриотического движения, воспринимают его совершенно однозначно — как провокатора, то есть фигуры гораздо более сложные.
Наиболее яркая из них — Александр Петрович Баркашов. Человек, вышедший из васильевской «Памяти», к которой мы еще вернемся, он объединил вокруг себя молодых, энергичных, искренних людей, готовых на все ради Отечества.
Я с Баркашовым встречался несколько раз — в начале на так называемых Думах Русского Национального Собора, а затем, после трагических событий октября 1993 года, брал у него интервью. Александр Петрович, умный, эрудированный, уверенный в себе человек, давал четкие, правильные оценки положению в стране и предсказывал скорый крах ельцинского режима. На мой же вопрос, зачем форму РНЕ «украшает» знак, очертаниями напоминающий свастику, он ответил, что мнение большинства на этот счет его и его соратников не волнует. С точки зрения Баркашова, древний языческий символ, который они используют, напоминает русским людям об их арийском происхождении и символизирует элитарность РНЕ, как особого, передового отряда Русского национального движения.
Но вспомним, как развивались события в трагические октябрьские дни. Буквально за месяц до расстрела «Белого дома» по нескольким каналам телевидения прошел репортаж, в котором был показан лагерь подготовки бойцов РНЕ. Причем съемки велись явно не скрытой камерой. Сложно понять Александра Петровича, разрешившего само присутствие репортеров в своем лагере, а тем более открытые съемки. Неужели он не понимал, в каком свете представят СМИ деятельность Русского национального движения?
Затем, в дни осады «Белого дома», по всем телеканалам много раз демонстрировали группу баркашовцев, маршировавших на фоне Дома советов в камуфляжной форме, с вышеупомянутым знаком на рукавах. Вот они по команде останавливаются и приветствуют кого-то из своих командиров. Приветствуют, вскидывая руку от плеча до тошноты знакомым и памятным жестом… И тут же, следом, камера показывает другой отряд защитников Конституции — старушек под красным флагом, с портретами Сталина, ведомых приснопамятным Виктором Анпиловым.
Так представляла западная и наша, но тоже прозападная пресса тех, кто пытался бороться с «демократическими преобразованиями».
Само собой, западному зрителю сразу становилось ясно, что такие «противники демократии» заслуживают самого жесткого обращения. Танками их, автоматными очередями! А как еще с такими бороться?
Но у здравомыслящего человека сразу возникает вопрос: случайно ли так получилось? Или же Баркашов и Анпилов выполняли каждый свое, но совершенно конкретное задание?
Беря интервью у Баркашова, я, в частности, спросил: «Что же все-таки заставило Вас порвать с Васильевым и с «Памятью»? Ответ прозвучал достаточно цинично: Александр Петрович признался, что специально пришел в «Память», чтобы отобрать в ее рядах нужных ему людей, сколотить из них свой отряд и покинуть васильевское движение.
У Дмитрия Дмитриевича Васильева мне в свое время тоже довелось брать интервью. И до сего дня я близко дружен с несколькими людьми, когда-то вместе с ним создававшими, а затем разобравшись в Васильеве, покинувшими движение «Память». Все они сходятся во мнении, что движение было создано спецслужбами.
В канун горбачевской перестройки, которая, как теперь понимают уже все здравомыслящие люди, была «спроектирована» и осуществлена западными спецслужбами, на западные деньги, «инженеры» этой перестройки разумеется задумывались о том, какие силы в первую очередь будут оказывать им сопротивление в развале России. Конечно наибольшую опасность представляли люди национально ориентированные, патриотически настроенные, не зараженные чужебесием. Ясно было, что такие люди постараются объединиться. И было решено взять это объединение и последующие действия таких группировок под контроль. «Память» стала одним из «пробных камней», приманкой, которая привлекла большое количество искренне любящих Россию людей, готовых бороться за ее национальное возрождение. Оформлено все было красиво: черная военизированная форма, хождение строем, торжественные собрания и пылкие призывы Васильева. Кроме всего прочего, все вступавшие в «Память» и затем в РНЕ люди, были на виду у спецслужб, их легко было «поставить на учет», контролировать, а при необходимости — нейтрализовать.
Лидеры патриотических группировок появлялись в каждом регионе, в каждом городе. Их было много, сейчас сложно даже вспомнить фамилии, мелькавшие в прессе.
Но одна фамилия хорошо помнится до сих пор. Александр Николаевич Стерлигов. Генерал КГБ, возглавивший Русский Национальный Собор, самую масштабную со времен расцвета «Памяти» русскую патриотическую организацию, объединившую вокруг себя тысячи людей.
Возник Стерлигов как бы спонтанно. Создал эту фигуру Александр Невзоров, представив генерала в своей передаче «600 секунд», которую смотрела в то время вся страна. Образ получился яркий: офицер, контрразведчик, осознавший гибельность ситуации в стране и решивший оказать сопротивление раздирающим ее центростремительным силам. Многие поверили в Серлигова и пошли за ним. Русский Национальный Собор вобрал в себя многие национальные движения, частично примкнули к нему и коммунисты.
Выглядело все действительно серьезно. Собрания не где-нибудь, а в Колонном зале Дома Союзов, делегаты со всех концов страны, выработка программы. И наконец регистрация отделений РНС практически во всех регионах России.
В те дни мне пришлось беседовать со Стерлиговым, и я высказал естественную мысль: при такой массовости движения необходимо, чтобы оно о себе заявляло. В то время уже начинались трагические события в Сербии, немало негативных явлений происходило и в самой России. Отчего бы не проводить единовременные акции во всех российских городах? Допустим, в Москве на пикет выйдет две-три тысячи человек, где-нибудь в Саратове — пара сотен, в каком-то небольшом городе — десяток. Но если это произойдет в один день, в один час, акция произведет должное впечатление — это будет демонстрация силы, и с этой силой власть вынуждена будет считаться. Александр Николаевич дал впечатляющий ответ: «Да: мы сильны. Но выступим мы только дважды. В первый раз предупредим наших противников мощной акцией протеста, а во второй раз мы возьмем власть!»
Чем все это кончилось, мы все помним…
Сегодняшние так называемые национальные лидеры — Рогозин и иже с ним, как ни красива их патриотическая риторика, как ни справедливы замечания, как ни привлекательны идеи, все равно — выходцы из демократического стана, а это само по себе уже подрывает доверие к таким вождям.
На протяжении всех последних двадцати лет патриотическое движение неуклонно терпело и продолжает терпеть поражения, потому что наши противники постоянно опережают нас на несколько ходов вперед.
Любое патриотическое собрание, неважно насколько оно многочисленно, обязательно оборачивается склокой и раздором. Из одиннадцати собравшихся десять объявляют себя фюрерами, и каждый с яростью доказывает несостоятельность остальных и собственное превосходство. Все же его заявления сводятся к одной идее: «Я и только я могу спасти Россию! За мной!»
Основная разделительная линия в мировоззрении — отношение к святому страстотерпцу Николаю, последнему русскому Государю. Православные люди сознают и принимают его жертвенный подвиг, духовно незрелые считают его слабой фигурой, чье безволие и стало причиной трагедии 1917 года.
Но что же позитивного произошло в России за минувшие два десятилетия?
Прежде всего это — возрождение Русской Православной церкви. В последнем Пасхальном обращении Святейшего Патриарха Алексия Второго сказано, что за последние годы более десяти тысяч храмов возродились из мерзости запустения, возрождены сотни монастырей. Русский народ постепенно воцерковляется.
Я сам являюсь членом церковно-приходского совета одного из храмов Санкт-Петербурга и хорошо знаю жизнь православных приходов. Сейчас в церковь ходят уже не только старушки, все больше и больше можно видеть на службах людей среднего возраста, много приходит и молодежи. Видно, что многим служба стала знакома, что молятся люди осознанно. Но это пока лишь определенный, неуклонно, но медленно возрастающий процент. Большая же часть народа все еще ходит в храм, чтобы «посмотреть», не понимая слов службы, не вдумываясь в нее, не зная большей части праздников, смысла причащения, значения молитв. Как недавно заметил один священник: «Поставит человек свечку и думает, что она сама за него молиться будет!»
Однако в любом приходе есть люди истинно воцерковленные, истинно верующие. Обычно их не так много — в каждом храме от десяти до двадцати человек. Они ходят на все праздники, посещают воскресные службы, регулярно исповедуются и причащаются.
Вот это и есть те люди, на которых можно и нужно опереться, это и есть будущее России, закваска, формирующая силу, благодаря которой Россия возродится.
Будущее объединение русских людей мы должны создавать, именно опираясь на православные церковные приходы.
Само собой, наши противники не могут не просчитывать и этой возможности. Они ее уже учли, создавая Закон о выборах, в котором ставится жесткая препона для участия церкви в какой бы то ни было политической жизни страны. Если же в будущем на основе церковных приходов начнут возникать национальные объединения, будет предпринята еще одна атака на православную церковь. Ее обвинят во вмешательстве в дела государственных органов, в политизолированности и прочих «грехах».Действовать здесь необходимо предельно деликатно и тактично, ведь мы не можем обратится к настоятелю или членам приходского совета. Мы можем общаться лишь с отдельными прихожанами, да и то только за пределами храма.
Недавно очень интересную мысль высказал известный петербургский ученый, преподаватель Петербургской духовной академии Андрей Леонидович Вассоевич. Участвуя в дискуссии, развернутой одним из православных сайтов в сети интернет, он предположил, что когда продолжающееся разрушение страны приведет к неизбежному хаосу, единственным законным и действенным органом власти станет руководство православных приходов.
Не дай Бог нам дожить до такой ситуации!
Но развивая саму идею, мы должны попытаться дотянуться до каждого прихода, донести мысль, что мы, православные, воцерковленные люди и есть хозяева Русской земли. Именно нам и нашим детям надлежит жить на ней, и задачи наши просты и понятны. Необходимо там, где при храмах еще нет воскресных школ, обязательно их создать, там, где такие школы уже существуют, всемерно их поддерживать, привлекать туда как можно больше молодежи, и реализовывать при таких школах широкие культурные программы. Главное создать для молодых людей альтернативу развращающему влиянию массовой культуры, телевидения, «попсы». Показывать настоящие русские фильмы, которые у нас, слава Богу есть — «Крейсер «Варяг», «Война и мир», Адмирал Нахимов», «Адмирал Ушаков» и другие. К сожалению, реальной альтернативы «пугачевской» мафии на эстраде у нас просто нет, поэтому приучать православную молодежь придется для начала к культуре взрослых — научить слушать песни в исполнении Татьяны Петровой, Евгении Смольяниновой, Максима Трошина.
Необходимо говорить с молодежью о взаимоотношении полов, говорить о целомудрии, а не о сексуальности. Говорить о преступности миллионов абортов, которые делаются в России. Кровь убиенных младенцев вопиет к Небу и перечеркивает все наши благие дела.
И главное: мы должны наконец привыкнуть анализировать свои ошибки и учиться на них. Рассказывая нашим детям об истории России, о происходивших и происходящих в ней процессах, необходимо давать им грамотную и взвешенную оценку.
Строить русское движение, вновь ориентируясь на каких-либо современных лидеров, бесперспективно. Действуя соборно и ответственно, необходимо сначала создать организацию, а лидеры появятся, и мы «сразу узнаем их.»
Вероятно имеет смысл начинать, опираясь на уже созданное и действующее Русское Имперское движение, которое, не имея строгой иерархии, работает за счет деятельности координаторов, объясняющих соратникам цели и задачи.
В дальнейшем, когда мы почувствуем, что движение уже представляет собой определенную силу, может возникнуть необходимость преобразования его в Русскую Имперскую партию, которая сможет, принимая участие в государственных выборах, добиваться легитимной власти.
Данный подход к объединению русских людей даст возможность отсечь провокаторов, которые наверняка по старому сценарию попытаются внедриться и в это движение. В православном приходе все знают друг друга, жизнь общины проходит на виду, а главное люди находятся не просто в общении, но в литургическом общении, а это — гарантия, что человек, не разделяющий общих убеждений, будет смотреться на фоне остальных «белой вороной».
Конечно, нужно избегать общения с теми, кто явно и откровенно сотрудничает или сотрудничал с оккупантами. Один из ярких примеров — режиссер Никита Михалков, который постоянно декларирует и свой патриотизм, и православные убеждения, но не постеснялся взять деньги не только на свой фильм «Сибирский цирюльник», но и на празднование собственного юбилея у одного из палачей «Белого дома» господина Черномырдина.
Я надеюсь, что среди членов Русского имперского движения найдутся несколько юристов и политологов, которые сумеют создать грамотный программный документ, объясняющий задачи движения, документ, который возможно будет растиражировать и донести до каждого православного прихода. Все мы должны помнить, что Российская Империя мистически и легитимно существует. И если Господу будет угодно возродить ее фактически, то для этого он выберет людей безусловно верующих и воцерковленных.
И самое главное, что мы должны понимать и о чем все время помнить. Допустив убиение Помазанника Божия, русского Государя, мы и вместе с нами Русская земля утратили Благодать Божию. Сейчас происходит ее постепенное возвращение — через возрождение храмов и монастырей, возвращение иконы Тихвинской Божией Матери, через воцерковление народа, через всеобщее покаяние… Этот путь к возрождению России, молитва о возвращении Благодати Божией и есть основная наша задача, ради которой стоит жить.