Русская линия
Русская линия19.12.2019 

Священномученик Петр Крестов
Память 20 декабря

Священномученик Петр Крестов

Священномученик Петр родился 8 января 1890 года в селе Городец Пирочинской волости Рязанской губернии в семье псаломщика Ивана Ивановича Крестова и его жены Любови Алексеевны. Отец умер рано, Пётр Крестов (второй слева) с мамой, сестрой и братом. Около 1900 г.оставив сиротами пятерых детей. Известно, что в семье, кроме Петра, были дети Николай и Евгения. Мать Петра Ивановича, Любовь Алексеевна работала в церкви просфорницей. И это дало ей возможность образование троим детям. Николай и Пётр успешно закончили Рязанское духовное училище и учились в Рязанской духовной семинарии, а Евгения — в Рязанском епархиальном училище.

Во время учебы в семинарии Пётр Крестов познакомился с соученицей своей сестры девицей Антониной Николаевной Добродеевой, дочерью псаломщика Николая Добродеева и его супруги Татьяны Ивановны. В 1911 г. Пётр Иванович окончил духовную семинарию и стал работать учителем, а в 1914 г. обвенчался с Антониной Николаевной. Молодожёны вместе работали учителями в сельской школе села Панино Спасского уезда, где жили родители Антонины Николаевны.

Старшая дочь, Зоя Петровна (умерла в возрасте 75 лег), была замужем за священником Александром Дмитревым — он служил в селе Маккавееве, близ посёлка Сынтул в семи километрах от районного города Касимова. Все четыре сына Петра Ивановича и Антонины Николаевны Семья Крестовых. Семинарист Пётр – второй слева. !909 г.были участниками Великой Отечественной войны, двое погибли на фронте. Старший из оставшихся в живых, Вячеслав, работал учителем, умер в возрасте 75 лет. Младший, Михаил, инженер-технолог по производству радиоламп, 10 сентября 1995 года был рукоположен во священника и зачислен в клир Рязанской епархии.

В 1914 года Пётр Крестов был призван рядовым в армию. В 1915 году он попал в плен в болгарском Ловече и был отправлен в концлагерь Штрелькова на границе с Польшей, где пробыл около пяти месяцев. Затем его переправили в лагерь Шпротау в Силезии, а ещё позже — в лагерь в бельгийский Лимбург, в котором он провёл около трех месяцев. Потом его переправили в лагерь под Ганновером. В июле 1918 года русских военнопленных освободили и отправили домой в Россию. Вернувшись на родину Пётр Иванович вернулся и к своей профессии — стал учителем сельской школы, по совместительству — инспектором РОНО Спасского района Рязанской области, но он не мог согласиться с жесткими требованиями властей воспитывать детей в духе атеизма, проводить антирелигиозную пропаганду и решил оставить советскую школу и посвятить свою дальнейшую жизнь служению Богу.

В 1922 году, в разгар очередной волны гонений на Церковь Пётр Иванович был рукоположен во священника Пятницкой церкви села Панино, где ещё до войны был школьным учителем. Матушка Антонина Николаевна помогала ему, служа псаломщицей.

Супруги Пётр и Антонина Крестовы. 1914 г.В 1924 г., после смерти настоятеля отца Иоанна Троицкого, отец Пётр был назначен на его место и стал настоятелем Пятницкого храма. Будучи музыкально одарённым, батюшка сумел создать в церкви хороший хор, состоявший в основном из девушек села Панино. Он сам писал для них нотные партии, проводил спевки. На каждом богослужении обращался к прихожанам с проповедью. Говорил горячо, вдохновенно, со слезами на глазах. Прихожане полюбили своего пастыря, искренне уважали его. Нравственное влияние отца Петра на верующих было огромным. Батюшка был настоящим бессребреником. Семья выживала только за счёт собственного огорода, сада и скотины. Дохода церкви не хватало даже на скромное содержание храма. Отец Пётр был прост в обращении. В свободное время он принимал посетителей, совершал требы. Заметив незаурядные познания отца Петра в богословии, добросовестность в совершении богослужений, рязанский архиепископ Борис (Соколов) предложил отцу Петру стать настоятелем Успенского собора в Рязани, но из-за материальных затруднений при жизни в городе с большой семьёй перевод не состоялся.

Местные чекисты часто приглашали отца Петра на «беседы», которые заканчивались угрозами, требованиями не говорить проповедей, не привлекать молодёжь в церковный хор. Во время кампании по «раскулачиванию» 8 февраля 1930 г. отец Пётр был арестован вместе с женой, Крестовой Антониной Николаевной. Дома остались пятеро детей (младшему было 4 года, старшей дочери — 14 лет) и парализованная мать Антонины Николаевны — Татьяна Ивановна. Младших детей приютила семья односельчан. Имущество семьи конфисковали, дом был разграблен

На допросах отец Пётр виновным себя не признал, никаких показаний ни против кого не дал. Он был приговорён к 3 годам высылки в Архангельскую область. Жену освободили через 2 месяца. Так как имущество семьи было конфисковано, матушке Антонине Николаевне буквально «с нуля» пришлось поднимать свое хозяйство. Даже посудой обзаводились заново. Открыто помогать семье «врагов народа» боялись. И потому соседи тайком, по ночам, оставляли на крыльце дома Крестовых еду, детскую одежду, предметы домашнего обихода.

Священник Пётр Крестов в ссылке в Севкрае и надпись на обороте. 4.03.1931 г.

Священник Пётр Крестов в ссылке в Севкрае и надпись на обороте. 4.03.1931 г.

12 июня 1930 г. батюшка прибыл для отбывания наказания в город Мезень, где находился в административной высылке. 27 июля 1931 года в Мезени была арестована группа ссыльных священнослужителей и среди них — отец Пётр Крестов, по новому делу о «церковно-монархической группировке административно-высланных служителей культа». Следствие длилось около трёх месяцев. На допросах отец Петр держался твёрдо, виновным себя не признавал, никаких показаний ни против кого не дал. Все привлеченные по этому делу были осуждены на разные сроки лишения свободы. 8 февраля 1932 года отец Пётр был приговорён к трём годам заключения в концлагере и отправлен отбывать наказание в Ухто-Печерский лагерь Севкрая по обвинению в «антисоветской агитации, участии в контрреволюционной повстанческой группировке церковников и участии в тайных богослужениях».

В 1932 году матушка Антонина была вторично арестована. После ареста отца Петра в село Панино был прислан другой священник, Николай Троицкий. В апреле 1932 года отец Николай, член церковного совета Фрол Абрамович Голяков и супруга отца Петра Крестова, матушка Антонина Николаевна, были привлечены к уголовной ответственности по ст. 58 по обвинению в контрреволюционной деятельности. Матушка Антонина была осуждена на три года высылки в Казахстан, но ввиду малолетства детей было определено данное наказание считать условным.

В январе 1934 г. отец Пётр и вернулся из заключения домой и архиепископом Рязанским Иувеналием (Масловским) был вновь назначен настоятелем Пятницкой церкви села Панино. Тогда же он был возведён в сан протоиерея, назначен благочинным округа. К этому времени запрещалось совершать требы без подробной регистрации, а это пугало людей, и отцу Петру приходилось совершать требы тайно, на дому, без регистрации, рискуя быть арестованным. Отец Петр очень восставал против абортов, громил это явление в проповедях.

Протоиерей Пётр Крестов с семьёй. Фот середины 1930-х годов.Дети во время его заключения подросли. Дочь уже вышла замуж. Отец Пётр почти полностью взял на себя воспитание сыновей. По семейным воспоминаниям, батюшка изучал с сыновьями Священное Писание, учил алтарному и клиросному послушанию, установил строгий порядок общей семейной молитвы, следил за успеваемостью в школе. Все домашние дела, которые могли выполнять дети (уборка в доме, заготовка дров, уход за коровой, помощь матушке на кухне и т. п.), были до мелочей распределены между сыновьями и выполнялись в строгой последовательности. Дома бывали частые семейные беседы, вечера духовного пения.

Младший сын Михаил, ставший впоследствии священником, вспоминал, как отец Пётр наставлял сыновей быть истинными патриотами Родины, в случае войны не уклоняться от защиты Отечества, помнить всегда, что на всё — Воля Божия. Главным в воспитании детей отец Пётр считал усвоение ими внутренней веры в Бога, говорил им:

«Настанет время, когда вы будете задумываться над тем, как воспринимать и понимать Бога. Помните, человеческим рассудком воспринять Бога невозможно. Бога можно и нужно принять только сердцем, глубокой внутренней верой. Быть твёрдыми в вере, жить по заповедям Божиим — главный смысл всей жизни, всего земного пути». Строгий духовно-нравственный и трудовой порядок в семье был спасительным в смысле защиты от дурного влияния «улицы».

В период с 1934 по 1938 год отца Петра часто вызывали на допросы, во время которых чекисты пытались воздействовать на него различными способами, в том числе предлагали: «Отрекись от Церкви, прекрати служение в церкви и тебе будут даны и хорошая работа, и возможность дать детям образование».

Но отец Пётр был непреклонен и отказывался: «В случае ареста я оставляю детей на попечение Свыше, уповая на Волю Божию. У Бога милости много. На каждого родившегося Господь даст».

В 1937 г. безбожные власти решили закрыть Пятницкую церковь и использовать её здание как зернохранилище. Отец Пётр принял активное участие в защите храма от закрытия. Это не нравилось властям. 11 февраля 1938 г. отец Пётр был арестован и заключен в Рязанскую тюрьму. Непосредственным поводом к аресту отца Петра послужило ложное обвинение его в убийстве 12-летнего отрока Николая. (На самом деле, мальчика убили местные власти за то, что он слышал как они вели переговоры: «Подожжём ферму, а скажем, что это сделал поп, тогда его можно расстрелять…» Мальчика убили, закопали в местном клубе, но затем тело мальчика было найдено и захоронено. А лет через десять клубный сторож, умирая, признался, что это он убил мальчика).

О том, как происходил арест, впоследствии рассказывала одна из певчих: «У меня в доме отец Пётр крестил младенца и после крестин пошёл причащать больного на дому. Еще не было убрано в доме после крестин, на полу кое-где была вода, когда в дом ворвались мужчины в военной форме. „Где поп?“ — резко спросили они у меня. Я ответила, что он только что ушёл. Они быстро вышли, сели в машину и уехали. Я вышла на крыльцо и увидела (через огород), как на соседней улице машина догнала отца Петра. Вышедший из машины мужчина остановил отца Петра, что-то ему говорил, потом схватил его и затолкал в машину. С головы отца Петра упала на снег скуфья. Мужчина поднял скуфью, бросил её в машину, захлопнул дверцу, и машина уехала».

В доме протоиерея чекисты произвели обыск, но ничего «враждебного» не нашли. Семья вновь осталась без кормильца. Младшему ребёнку было пять месяцев. Больше отца Петра родные не видели.

Антонина Николаевна долго не могла найти работу, на неё смотрели косо, а может кто и с сожалением: во-первых верующая, во-вторых жена «врага народа». Наконец, она устроилась в одном из колхозов под Рязанью шить мешки. Детям после окончания начальной школы удалось продолжить обучение. Как вспоминали в семье, выживали всегда все вместе — дети помогали друг другу. Старшая сестра в самые трудные годы забирала младших к себе в Маккавеево, жалея и мать и братьев.

2 сентября 1938 года Особое Совещание при НКВД СССР приговорило протоиерея Петра Крестова к 5 годам лишения свободы за «участие в антисоветской повстанческо-террористической организации церковников». Виновным отец Пётр себя не признал:

«Никаких разговоров на политические темы у меня не было… Моих выступлений среди церковного актива никаких не было с призывом помешать закрытию церкви… Я не призывал церковный актив мешать производству засыпки семян и зерна в церкви. Никаких противодействий не делал… Проповеди я действительно читал только до 1930 г., чисто религиозного содержания… Нет, не признаю себя виновным в предъявленном мне обвинении: ни в убийстве, ни в агитации, ни в диверсии и поджоге».

Фрагмент записки заключённого Вятлага протоиерея Петра Крестова. Осень 1940 г. Никаких показаний против других лиц несмотря на давление чекистов отец Пётр не давал, как и его зоузник по групповому делу «а/c повстанческой организации церковников, Рязань, 1938−1940гг.» священник Евгений Алексеевич Климентовский. После 2 лет и семи месяцев заключения в рязанской тюрьме, 11 сентября 1940 года протоиерея Петра безбожные власти отправили отбывать срок заключения в Вятский концлагерь НКВД.

По рассказам одного священника, заключённого в одном лагере с отцом Петром, священников содержали вместе с уголовниками, осуждёнными за разбои, убийства, грабежи. В камерах для священников не было места на нарах — они жили на полу около двери, возле «параши». Уголовники отнимали у них продуктовые пайки, принуждали работать на себя, цинично издевались над ними.

Непосильный труд, издевательства со стороны уголовников и охраны сделали своё дело: совершенно здоровый человек отец Пётр Крестов после года пребывания в концлагере умер на 51-м году жизни. Исповедник веры Христовой скончался 19 декабря 1941 года согласно акту лагерной администрации — «от рожистого воспаления ноги», но так писали о кончине многих заключённых. Скорее всего отец Пётр умер от голода и болезней. Место захоронения батюшки остаётся неизвестным.

Священномученик Петр прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13−16 августа 2000 г. Определение Священного Синода от 26 декабря 2002 г.

База данных «Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века», ПСТГУ

http://rusk.ru/st.php?idar=79718

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика