Русская линия | Протоиерей Дмитрий Смирнов | 22.09.2009 |
Швейцарские власти, общественные организации и отдельные граждане уделяют значительное внимание увековечению памяти об Альпийском походе русской армии под командованием Суворова. Вдоль всего пути, по которому в 1799 году прошла русская армия, установлено 17 мемориальных объектов: памятники, мемориальные доски и памятные знаки; все они содержатся в хорошем состоянии. В одном из домов в городе Ридерн (кантон Гларус), где останавливался Суворов, устроен музей великого полководца.
Как сказал накануне на пресс-конференции в Берне Президент России, он совершит полет над Альпами и намерен образно представить, как все это было 210 лет назад. «Мы полетим и посмотрим, как это все выглядит сегодня. Наверное, представим, как все это выглядело 210 лет назад, а фантазии у нас достаточно, чтобы представить и генералиссимуса Суворова, и солдат, которые с ним мужественно переходили через Альпы, и достигли серьезного политического военного результата», — сказал Д. Медведев на пресс-конференции по итогам переговоров со своим швейцарским коллегой.
Глава российского государства отметил, что Суворов выполнил важную миссию, которая завершилась успехом. «И, конечно, нам очень приятно, что эти события (210-я годовщина перехода Суворова через Альпы) будут проходить в период нашего пребывания», — добавил он.
Мемориал русским воинам, где пройдет торжественная церемония, находится в небольшом городке Андерматт в Центральной части Швейцарии. Именно через эти места в сентябре 1799 года с боями пробивались суворовские «чудо-богатыри», как называл их сам полководец, совершавшие легендарный переход через швейцарские Альпы. В память о них в нескольких километрах от Андерматта, у Чертова моста, в 1898 году в скале был вырублен 12-метровый поминальный крест.
У основания бронзовыми полуметровыми буквами написано: «Доблестным подвижникам генералиссимуса фельдмаршала графа Суворова-Рымникского, князя Италийского, погибшим при переходе через Альпы в 1799 году». Ежегодно в конце сентября, в годовщину Альпийского похода, здесь проходят мемориальные мероприятия с участием соотечественников, представителей швейцарских властей, общественности, российских и швейцарских военнослужащих, служителей Церкви.
Стоит заметить, что в последнее время отдельные околоцерковные деятели стали озвучивать идею о канонизации Александра Суворова, подобно тому, как несколько лет тому назад был канонизирован современник Суворова, прославленный флотоводец Федор Ушаков. Сама по себе эта идея, возможно, продиктована излишней эмоциональностью почитателей памяти великого полководца. Но тема канонизации различных деятелей в истории России достаточно часто звучит за пределами Церкви и вызывает неоднозначную оценку у верующих. За разъяснением на этот счет корреспондент «Русской линии» обратился к известному московскому священнику, председателю Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями митрофорному протоиерею Димитрию Смирнову,
«В Церкви этот вопрос на повестке дня не стоит и никогда не стоял. Такие идеи возникают у людей недостаточно церковных, — заявил о. Димитрий. — Александр Васильевич Суворов, конечно, гений. Одно из самых ярких воспоминаний моей жизни, когда я на двухсотой годовщине на Чертовом мосту служил панихиду. Умирать буду — не забуду. Я восхищаюсь Суворовым и считаю, что это был настоящий уникальный русский характер, большой оригинал. Испытываю к нему глубочайший пиетет. Тем не менее, что такое канонизация? Это прославление. А у Суворова слава велика. Кто его не знает? Только уж совсем неграмотные люди. Поэтому никакой нужды в его канонизации нет. Он был человек верующий, благочестивый, ну и слава Богу».
По словам священника, в России очень много гениев, и нет нужды каждого гения канонизировать. «Мы еще не всех новомучеников прославили, которые за веру умерли», — подчеркнул он. «Если канонизировали Федора Ушакова, то в силу того, что он в конце своей жизни, будучи еще достаточно сильным человеком, устремился к монашеству и всю жизнь тяготел непосредственно к духовной жизни. В этом смысле он особенен. Александр Васильевич же был благочестивым верующим мирянином. Но у нас их десятки миллионов, — объясняет о. Димитрий. — Александр Невский умер схимником. Это же другая ситуация. А его сын Даниил вообще стал преподобным. Мы, конечно, вспоминаем их великие подвиги, но все-таки главное — это их стремление к Богу — вот что Церковь подчеркивает. Не ратные подвиги, а духовные. Николай Александрович Романов — Страстотерпец. Он канонизирован потому, что в такое страшное для его Семьи и страны время вел себя как истинный христианин. На коленях все литургии простаивал и терпел поношения, претерпел на своих глазах смерть детей и сам смерть претерпел».
«Если на то пошло, то давайте теперь Ивана Андреевича Крылова канонизируем. Замечательный был человек, прекрасный писатель, влиял на людскую нравственность. Так, знаете, можно канонизировать людей вагонами, весьма достойных и замечательных. Канонизация все-таки вещь специфически церковная. Даже не представляю себе икону Суворова, которому мы будем кланяться и молиться. Мы все обожаем Пушкина, но нельзя же его канонизировать и делать из его портретов иконы», — добавил священник.
Как заметил о. Димитрий, желание канонизировать Суворова — это «наше русское чудачество». «У нас чудаков много. У людей, у которых возникают такие идеи, какой-то зуд — всех канонизировать. Они Церковь воспринимают как инструмент. Они думают, что они такие умные, а в Церкви одни дураки. Странное отношение к Церкви. Эти люди любят всяческие мероприятия, юбилеи, совпадения. Эти люди размышляют таким образом: Вот столько-то лет исполнилось Альпийским победам, так давайте Суворова сейчас же канонизируем. Вот здорово получится! Если бы они перед этим помолились — им бы такое в голову не пришло», — заключил протоиерей Дмитрий Смирнов.
Русская линия
http://rusk.ru/st.php?idar=731538
|