Эта поездка началась, можно сказать, еще в конце прошлого года, когда на
Всероссийский форум матерей, который проходил в Петербурге 29−30 ноября, приезжала из Южной Осетии министр по социальным вопросам Элеонора Бедоева. Тогда, по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, ей была торжественно вручена икона святой блаженной Ксении Петербургской в утешение матерям Южной Осетии. Тогда же она пригласила меня посетить Цхинвал, чтобы увидеть все своими глазами. Милостию Божией этим приглашением я смог воспользоваться в дни, когда отмечалась годовщина трагических событий августа 2008 года.
13 августа мы совершили эту поездку как приходское паломничество, по традиции с иконой Божией Матери «Аз есть с вами и никтоже на вы». Прибыв в Цхинвал, мы увидели потрясающую картину. Масштабы увиденного нами превосходят даже то, о чем нас информировали СМИ. Спустя год город выглядит полностью разгромленным, во многих домах пробоины от выстрелов и снарядов, многие до сих пор пустуют. Такое впечатление, что бои окончились только что.
На высокой точке, с которой войска Саакашвили (не будем называть их грузинскими) обстреливали город, к годовщине этих событий установлен десятиметровый крест на пятиметровой Голгофе. Ее называют Цхинвальской Голгофой. Здесь мы отслужили панихиду за павших русских воинов, положивших души своя за друзей своих и убиенных осетинских воинов, ополченцев и мирных жителей. С этой точки город открывается, как на ладони. Крыши домов, пострадавших от бомбежки, в большинстве уже покрыты. Не знаю, по какой причине, но кровлю сюда завезли темно-красного цвета — цвета запекшейся крови. Это особо дало прочувствовать весь масштаб трагедии.
Другой крест, установленный незадолго до агрессии на восточной стороне города, не дал вражеской силе пройти в город. Очевидцы рассказывали, что в эту сторону шли на Цхинвал вражеские танки, именно здесь они останавливались и разворачивались. Три попытки войти в город с этой стороны заканчивались ничем. Сейчас этот крест сами осетины называют чудотворным. Жители также нам рассказывали о явлениях Пресвятой Богородицы. Это все, безусловно, тщательно записывается.
За полгода до трагедии в одном доме была найдена небольшая икона, целиком почершевшая. Ее принесли в храм, она чудесным обновилась, и на ней можно было прочитать необычное назване: «От бед стража». К годовщине агрессии против Южной Осетии был сделан список этой иконы с подписью «Аланская икона Божией Матери». Икона находится в центральном храме Цхинвала, празднование ее установлено 8 августа. Таким образом, эта война явила еще один образ Богородицы.
Сейчас в Южной Осетии действуют около десяти храмов, большинство из них посвящено Богородице. Цхинвал до революции был очень церковным городом — около сорока храмов. Здесь была даже поговорка: три раза побывать в Цхинвале — все равно, что в Иерусалим съездить. Здесь чувствуется Божия благодать и Покров Богоматери.
Элеонора Бедоева показала основные места, где проходили бои. Особо нам запомнилось так называемое кладбище машин. После бомбежек осетинам пришлось вывозить с города множество машин. Их так много, что их невозможно даже утилизовать. Эта мертвая разбитая техника — как терновый венец, как памятник, созданный войной для Абхазии. За каждой машиной здесь стоит трагедия.
По городу развешены баннеры со словами «Пусть поклонится в пояс Осетия заслонившим собою ее». Это как бы официальная позиция благодарности народа и властей республики. Но особенно отрадно, трогательно и радостно было на столь трагическом фоне видеть на стенах домов Цхинвала надписи «Спасибо, Россия!», сделанные простыми осетинами. Здесь русское сердце не могло не прослезиться. Россия и Русская армия действительно совершила христианский подвиг защиты ближних своих. Я испытал настоящую гордость за свою страну, которая продолжает свою христианскую историческую миссию защитницы малых народов, подвергающихся опасностям и гонениям.
Протоиерей Геннадий Беловолов, настоятель Леушинского подворья, специально для «Русской линии»