Русская линия
Православие и Мир03.07.2015 

Сложные времена для католических агентств по усыновлению

Юридически изменившееся определение брака перевернуло американскую культуру с ног на голову, расширив гражданские права одних и бросив вызов религиозным правам других. Особенно сложно в этой ситуации Католической церкви и огромному количеству работающих под ее эгидой учреждений социальной помощи населению.

Агентства по усыновлению, которые уже более 100 лет находят для детей хорошие, безопасные и традиционные семьи — где есть отец-мужчина и мать-женщина — столкнулись в новом юридическом ландшафте с ультимативным сценарием.

Приходиться выбирать — или принять кардинальные изменения в базовом «социальном договоре» человечества (а именно в том, что семья состоит из отца, матери и детей, причем родители женаты), разрешая усыновлять детей в том числе и однополым парам, предавая тем самым 2000-летнее христианское учение, или закрыться, прекратить работу вообще.

С необходимостью принять один из двух равно неприемлемых выборов столкнулись епархии и подчиняющиеся им католические благотворительные организации в 17 штатах — от Миннесоты до Нью-Мексико, от Массачусетса до Калифорнии.

Остановить работу?

Столкновение старых и новых конституционных прав привело к непримиримому противоречию. Религиозные организации работают ради всеобщего блага, устраивая детей, нуждающихся в усыновлении, в семьи. Но работают они на деньги налогоплательщиков, то есть обеспечивает их работу государство и местные бюджеты штатов. Получается, что католической организации соответствовать требованиям государственного закона — значит нарушить базовые законы Церкви.

«Мы не будем попустительствовать во имя толерантности», — заявил The New York Time епископ Томас Папроцки (епархия Спрингфилда, штат Иллинойс), когда все епархии Иллинойса прекратили работать с усыновлениями, не желая подчиняться новому закону.

Подобным же образом прекратила работу с усыновлениями и архиепархия Вашингтона (округ Колумбия). 80 лет там велась работа «по оказанию услуг социально уязвимым слоям населения столицы». Однако после того как в 2009 году в округе был принят закон о легализации однополых браков, муниципалитет объявил, что «католическое агентство не может больше работать с приемными семьями и выступать посредником по усыновлению», рассказал Шеридан Уотсон, представитель отдела внешних связей Архиепархии.

«Это произошло потому, что для продолжения работы с усыновителями и приемными семьями Архиепархия должна была заключить контракт с администрацией округа, и, по новому закону, не препятствовать тому, чтобы детей отдавали и в однополые семьи, что нарушает догматы католичества», — добавил он.

«Изменения в светском определении брака и социальные последствия этого изменения не поколеблют стремления митрополии исполнять ее миссию помощи нуждающимся. Курс благотворительных католических организаций Архиепархии неизменен, мы по-прежнему будем служить тем, кто нуждается и по-прежнему будем оказывать львиную долю социальных услуг в Большом Вашингтоне», — сказал Уотсон.

Архиепархия Бостона также прекратила заниматься усыновлениями в 2006 году, после того, как Ватикан официально заявил, что католические агентства по усыновлению не могут отдавать детей однополым парам. Это случилось после того, как стало известно, что епархия была посредником в усыновлении детей 13-ти гей-парам в 2004—2005 годах.

Работа католических агентств по усыновлению может прекратиться и в любом из 17 штатов, признавших сейчас легитимность однополых браков. Однако Церковь продолжит работу даже и в таких штатах.

Меняющийся ландшафт

Епархия Фолл-Ривер, штат Массачусетс, которая находится южнее Бостонской, окормляет более 300 000 католиков, всего же там живет около 800 000 человек. Несмотря на трудности, епархия продолжает работу, ее отдел социальных услуг занимался усыновлениями и для соседней епархии Провиденс, штат Род-Айленд, где однополые браки были разрешены в 2013 году.

«У нас такого нет. Я думаю, из-за самого названия агентства однополые пары не обращаются к нам. Бывает, к нам обращаются не-католические пары за помощью в усыновлении — в этих случаях, мы, как обычно, проверяем их домашние условия, требуем справки о состоянии здоровья и т. д. — то есть все, как предписано законами Массачусетса и Род-Айленда», — сообщила Филлис Хабиб, координатор по усыновлениям агентства Фолл-Ривер.

И тем не менее, по информации социальных работников и глав католических благотворительных организаций, осуществлявших не менее трети всех усыновлений, «усыновительский бизнес» постепенно переходил из компетенции католических агентств в руки частных организаторов и адвокатов — и неважно, были ли уже легализованы в таком-то штате однополые браки или нет.

«Это общая наша проблема — то, что количество усыновлений снизилось. Мы и частные организаторы по усыновлению находимся в неравных условиях, и это нечестно. Их преимущество в том, что их деятельность не регламентируется государством, в отличие от нас и частных организаций по усыновлению. Мы все же продолжаем заниматься усыновлениями, потому что мы предоставляем еще много других услуг для женщин, в том числе консультирование беременных», — рассказал Стивен Богус, исполнительный директор католической благотворительной организации в Луисвилле, штат Кентукки.

Окончательный выбор усыновителя для каждого конкретного ребенка осуществляет его мать, и есть вероятность, что она все же выберет в качестве усыновителей гей-пару.

«Однако я не уверен, что женщина, которая отдает ребенка на усыновление, увидит какие-то преимущества в том, чтобы отдать ребенка однополой паре. Все же она уже решила родить, а не сделать аборт, так что скорее всего она и дальше пойдет по традиционному пути и отдаст ребенка в обычную семью», — считает Богус.

В епархии Лафайет, Луизиана, еще одном штате, где однополые браки были вне закона, усыновляли шесть детей в год, по словам главы католического благотворительного общества епархии Уиллы Блэквел.

«Я опасаюсь, что в случае коммерческой сделки по усыновлению, которую осуществляет адвокат, не будет понимания самой сути усыновления — а у нас оно было», — считает она.

Отказываясь подчиняться

Архиепархия Хартфорда, штат Коннектикут, «продолжает заниматься усыновлениями, и делает это в соответствии с учением Католической Церкви, что означает, что отдать ребенка в однополую семью мы не можем», — говорит Луис Нески, глава католического благотворительного общества Хартфорда.

«У нас частная программа усыновления, мы не получаем никаких денег от государства. Сейчас количество усыновлений несколько снизилось, но я не думаю, что это произошло из-за вопроса о легализации однополых браков. Просто у нас стало меньше матерей, готовых отдать своего ребенка на усыновление», — говорит она.

А вот епархии Балтимора удается соблюдать и церковные, и гражданские законы, работая с усыновлениями. Дело в том, что здесь работают только с международными усыновлениями, а именно с Китаем, Филиппинами и Колумбией. «Все эти три страны не разрешают усыновлять детей однополым парам», — говорит Эллен Ворнок, занимающаяся усыновлениями в Балтиморе.

Это агентство начало работу по международным усыновлениям в 1979 году, после того произошел десятилетний спад «домашних» усыновлений. Ворнок связывает этот спад с рядом факторов, включая возросшее количество абортов (закон о легализации абортов был принят в 1973 году), внутрисемейное ограничение рождаемости и общие снижение рождаемости в США.

«К сожалению, молодежь настроена против усыновлений», — говорит Ворнок, которая, как и другие католики, профессионально занимающиеся усыновлениями, отмечает, что клеймо позора ставится на незамужней женщине, которая решила родить и отдать новорожденного в приемную семью.

«Усыновление — это очень серьезное дело, оно дорого обходится как в финансовом, так и в эмоциональном плане. И кто будет бороться за то, чтобы не отдавать ребенка в однополую семью, когда вокруг полно светских агентств, которые работают с такими семьями?» — сетует Ворнок.

Продолжая работать

Несмотря на то, запрещены однополые браки или разрешены, большинство католических агентств по усыновлению продолжают заниматься другими необходимыми аспектами пастырского попечения. И если Церковь вынуждена отступить под давлением закона от деятельности в области усыновлений, она по-прежнему очень много работает с социально незащищенными семьями.

«Мы отмечаем, что стало больше работы в плане поддержки беременных и меньше — в плане усыновлений. Также мы занимаемся поддержкой несовершеннолетних родителей, другими вспомогательными программами», — говорит Джеральд Картер, глава католической благотворительной организации епархии Шарлотт, штат Северная Каролина, где ранее однополые браки были запрещены.

Несмотря ни на что, работа продолжается.

Tough times for Catholic adoption agencies, перевод Анны Барабаш

http://www.pravmir.ru/slozhnyie-vremena-amerikanskogo-usyinovleniya/


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика