Московские новости | Александр Солдатов | 19.11.2004 |
Под командованием митрополита
Как и положено, открыл Собор глава Церкви — митрополит Рафаил. В прошлом полковник Советской армии, получивший тяжелое ранение в бытность свою военным советником на Ближнем Востоке, он читал доклад громким командирским голосом. Глава ИПЦ задался целью организационно сплотить все православные группы России, не признающие главенства Московской патриархии. Под его начало перешли иерархи «секачевской ветви» ИПЦ (возникшей в 1970-е гг.) во главе с митрополитом Епифанием (Каминским), Апостольской православной церкви во главе с митрополитом Стефаном (Линицким) и Российской ИПЦ во главе с митрополитом Арсением (Киселевым). Недосягаемыми пока остаются епископы Русской зарубежной церкви и Российской православной автономной церкви с центром в Суздале. Однако в своих дерзновенных мечтах митрополит Рафаил видит в единой церковной ограде не только их, но и покаявшихся иерархов РПЦ.
Он рассказал корреспонденту «МН» о своих контактах с некоторыми из них. Перед Пасхой в этом году митрополиту Рафаилу позвонил председатель миссионерского отдела РПЦ архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов). В весьма любезных выражениях он предложил обсудить «вопросы единения всех частей Русской церкви» и даже изъявил желание встретиться. Однако встреча не состоялась.
Пару лет назад Рафаил встречался с главным куратором монастырей РПЦ архиепископом Орехово-Зуевским Алексием (Фроловым). Та беседа была более обстоятельной — продолжалась целых три часа. Речь шла о возможности переговоров главы ИПЦ с Алексием II. Патриарший легат выдвигал для этого единственное условие, но именно оно оказалось неприемлемым. Он требовал, чтобы Рафаил и вся ИПЦ сначала вошли «в ограду» РПЦ. «Но 90 процентов паствы категорически не хочет объединяться», — поясняет митрополит. Ведь эта паства недавно была в той самой «ограде» и сознательно ее покинула.
Потихоньку налаживает митрополит Рафаил контакты и с «мировым православием». Он дважды встречался со Вселенским патриархом Варфоломеем, но содержание переговоров пока — тайна.
Глас народа
Собор в храме св. Рафаила проходил неформально: то и дело раздавались возгласы с мест, а временами возникали споры и звучали грозные обличения. До благостно-торжественной атмосферы Соборов РПЦ последователям митрополита Рафаила еще далеко. Но, похоже, их это не смущает. Неформальный лидер «либерального крыла» ИПЦ митрополит Кириак (Темирциди) напомнил о том, что на Вселенских соборах в Византии тоже постоянно возникали споры, а иногда дело доходило до рукоприкладства. Чего, скажем честно, на Соборе ИПЦ не было.
Экстравагантных выступлений, впрочем, хватало. Архиепископ Дидим (Нестеров) из Санкт-Петербурга произнес похвальное слово полиграфическому аппарату ризографу, заметив, что он стоит «всего 5 тысяч долларов», и попросив у Собора эти средства на организацию издательства в Питере. Ученица архиепископа по имени Ирина, отрекомендовавшаяся писателем с журналистским образованием и затмевавшая всех соборян элегантными платьем и прической, призвала «забрать» храм Спаса-на-крови, который «по праву принадлежит ИПЦ». А одна не представившаяся соборянка лет 35 агитировала за немедленное избрание Патриарха, восклицая, что иметь Патриарха — «это здоровско, супер».
Митрополиту Рафаилу порой с трудом удавалось сдерживать страсти мирян. Особенно бурные дискуссии разгорались по вопросу о немедленном избрании Патриарха и о том, виноваты ли русские в убиении царя Николая II или цареубийство совершили «жиды». По вопросу о патриаршестве произошло даже стихийное голосование, но митрополиту удалось перенести окончательное его решение на третью сессию Собора, которая состоится в мае будущего года. Этот вопрос оказался ключевым для ИПЦ, потому что она больше не хочет осознавать себя «альтернативной» церковью. Утвердившийся термин «альтернативное православие» Собор отверг, заявив, что «альтернативой», напротив, является Московская патриархия, которая отступила от истинного православия.
«Воскрешающая Русь»
Во время перерыва корреспондент «МН» разговорился с отставным полковником медицинской службы Александром Головко, который пришел на Собор в военной форме и активно ратовал за восстановление патриаршества. Полковник обратился к вере недавно, после ухода на пенсию из Военно-медицинской академии, и посвятил себя проповеди чудес, источаемых иконой Божией Матери «Воскрешающая Русь». Головко ездит с этой иконой по России и странам ближнего зарубежья, тщательно фиксируя чудеса. По его словам, самыми впечатляющими являются чудеса «астрономического свойства», например, необычное поведение солнца, которое «вращается, пульсирует, прыгает крестом, разделяется, излучает сияния».
Некоторое время назад икона находилась в Троицком соборе Дивеевского монастыря, и к ней началось массовое паломничество. По неизвестным причинам — возможно, опасаясь, что новая святыня «затмит» старую, мощи преп. Серафима, — монастырское начальство спрятало икону. Теперь полковник Головко путешествует с ее списками, один из которых висит в храме св. Рафаила. Заветная мечта полковника — устроить крестный ход с иконой из Москвы в Дивеево, где вот-вот должен воскреснуть преп. Серафим.
Собор, выслушав рассказ полковника, совершил особое прославление иконы «Воскрешающая Русь». Обсудили также вопрос о возможной канонизации убитого чеченцами солдата-федерала Евгения Родионова. Без особых церемоний Собор решил и «монархический вопрос» — снял с русского народа клятву 1613 года на верность династии Романовых, констатировал прекращение этой династии и провозгласил Божию Матерь Царицей Всероссийской. Вероятно, эти решения привлекут к ИПЦ внимание православно-патриотической общественности, которую не очень-то жалует официальное церковное руководство.
***
В современной России у ИПЦ, равно как и у других православных групп, не входящих в официальную РПЦ, мало шансов на получение церковного имущества, политических преференций и, соответственно, влияния на общество. Однако нынешний политический режим не вечен. Рано или поздно в России восторжествуют принципы свободы совести и «равноудаленности» конфессий от государства. Тогда и будет восстановлена историческая справедливость, попранная 80 лет назад. И влияние на общество получит та наследница дореволюционной Российской церкви, которая идейно, духовно и культурно будет лучше всего к этому подготовлена.
Досье МН
ИПЦ (синод митрополита Рафаила, внутреннее самоназвание — Православная российская церковь) объединяет в настоящее время 21 архиерея, более 70 священнослужителей, 110 монашествующих. Синоду подчиняются 4 женских монастыря и 1 мужской, а также 36 зарегистрированных общин, 26 находящихся в процессе регистрации и около 30 незарегистрированных. Богослужения в основном совершаются на квартирах и в частных домах, но есть и несколько «исторических» храмов.
Митрополит Рафаил рукоположен во епископа в 1997 году иерархами Украинской автокефальной православной церкви, ныне находящейся в юрисдикции Константинопольского патриархата. В 1998 году стал митрополитом, а вскоре — «местоблюстителем патриаршего престола». В 1999 — 2000 гг. в ИПЦ произошел ряд расколов, и митрополит Рафаил возглавил один из новообразовавшихся синодов. В 2003 г. провел объединительный Собор, на котором в состав синода митрополита Рафаила вошли некоторые иерархи из других «ветвей» ИПЦ.
Поместный собор ИПЦ 2004 г. провозгласил следование церкви принципам Всероссийского собора 1917 — 1918 гг.