Православие и Мир | Патриарх Сербский Павел (Стойчевич) | 14.11.2014 |
В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения патриарха сербского Павла, а 15 ноября исполнится 5 лет со дня кончины. Это одно из интервью Святейшего, состоявшееся в программе «Когда ангелы спят» в апреле 1996 года.
— Наша передача называется «Пока ангелы спят», мы имели в виду детей, которые напоминают нам о простодушии, чистоте и доброте. Но почему из маленьких людей, искренних и добрых, вырастают люди-преступники? В чем причина — в генах, во внешнем влиянии, что питает в человеке зло?
— Конечно, все имеет значение, влияют и гены, и обстоятельства жизни в семье и в обществе. Но, в конце концов, выбор зависит от самого человека, от личности. Бог дал нам свободу поступать так, как хочет Он, ради чего Он и создал нас — быть человеком, достойным этого звания, или поступать иначе.
Хорошо сказал наш философ Божидар Кнежевич: «человек — существо, из-за которого и Бог может радоваться, и дьявол стыдиться». Человек должен сознавать, что живет единожды, и жить достойно, помня о том, для чего мы созданы Богом. А Он нас создал для блаженства вечной жизни в Царстве Его.
— Ваше Святейшество, нелегко в реальной жизни жить по-христиански, как жить нам, мирянам?
— Знаете, святой евангелист Иоанн нам об этом говорит: заповеди Божии исполнять нетрудно. Однако нам еще как трудно. Почему? Потому что мы уже приобрели дурные привычки. Если человек привык, скажем, курить, он становится рабом этой привычки. Освободиться от плохой привычки очень трудно.
Христос говорит, если око твое соблазняет тебя, «выколи его: лучше тебе одноокому войти в царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну».
Освобождаться от дурных привычек и пороков бывает так же трудно, как выколоть глаз или отсечь руку, но необходимо вынести эти мучения. Мы совершили насилие над своей природой и приучили себя к порокам. Должно теперь быть и насилие над насилием, выражаясь современным языком, чтобы освободиться от этого насилия.
Таким образом, жить по-христиански можно всегда, но нельзя делать это механически, небрежно, потому что прежде надо освободиться от дурных привычек, а затем приложить большие усилия, чтобы приобрести добрые.
— Ваше Святейшество, мы часто употребляем слово «добро», но нередко доброта приравнивается к наивности и глупости.
— Господь Иисус объясняет нам: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков». Действительность такова, что христианин в этом мире, который во зле лежит, чувствует себя как овца среди волков.
А овца среди волков подвергается двойной опасности. Первая в том, что волки могут ее разорвать, но Христос не ради этого ее посылает. Другая опасность в том, что овца увидит, что среди волков можно выжить только по-волчьи и ей остается заострить зубы и копыта, научиться выть и превратиться из овцы в волка. Но и не для этого Христос посылает нас.
Он предлагает нам решение: будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Видите, ум и мудрость, словно внутреннее зрение, то духовное око, которым мы видим этот мир не только физически, как пчелы и мухи с их тысячью глаз.
У нас есть внутренняя сила зрения, которой нет у них. Ум холоден, разум холоден и не знает сердца; доброта тепла, но слепа. Как говорит наш народ: добрый и безумный — братья. Если человек просто добр и недалек умом, всякий использует его, подставляет подножки.
И вот из слов Христа — «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби», мы видим, что нужно развивать способности ума, но с тем условием, что параллельно развиваем в себе и доброту. Так сохранится равновесие доброты и разума. Доброта и мудрость, таким образом, будут в гармонии.
— Ваше Святейшество, всю жизнь каждый из нас находится в поиске второй половины, любви, Церковь нас учит, что брак — одно из святых таинств, и в Библии сказано: и будут двое в плоть едину! Что это значит?
— Это значит, что они дополняют друг друга в телесном смысле, но остаются двумя личностями, независимыми личностями, любовь должна хранить единство в браке. Не имею в виду только телесную любовь, но любовь христианскую, когда две личности едины, о такой любви говорит апостол Павел, что она никогда не перестает, ибо Бог есть любовь, и кто в любви пребывает — в Боге пребывает. Разумеется, это любовь, которой мы должны достигнуть, нельзя без совершенства легко ее обрести.
— Откуда столько распавшихся браков, столько несчастных одиноких детей, столько разногласий между супругами?
— Люди не понимают христианской любви, которая не ищет своего, которая всегда смотрит на другого, а не только на себя, любви как жертвы и служения, а если искать своего, это уже торговля.
Величина в Церкви измеряется величиной служения ближнему. Я на Косово слышал от одной женщины такую историю: ее сын, который был крайне избалован, женился на такой же избалованной девушке. И теперь мать говорит: каждый день ссоры, несносная ситуация. Сноха говорит: если мне придется уйти от него, то покончу с собой, и он — если она уйдет, я не буду жить!
Сначала мне было смешно, а потом, когда задумался, понял, что, в самом деле, это большая беда. Думаю, что они действительно друг друга любят, но любят так — если ты меня любишь, делай так, как я хочу! Не чувствуют ответственности друг за друга.
— Ваше Святейшество, часто можно слышать, что в христианстве нет ни мужеского пола ни женского.
— Говорит святой апостол Павел, что во Христе Иисусе нет ни эллина, ни иудея, нет ни мужеского пола, ни женского, но все мы одно во Христе. Видите, Христос хочет от мужчины и от женщины одного, а не чего-то от мужа и чего-то от жены, одна и та же мораль дана обоим, одни и те же заповеди.
Но святой Григорий Богослов упоминает, что законодателями были мужчины и себе позволяли то, чего не позволяли женщинам. Мы такого закона не принимаем и не признаем.
Это евангельская позиция и если она будет практически применяться в браке, то наступит единство и будет создана атмосфера, в которой дети вырастают и воспитываются цельными людьми.
Мы должны возрастать до любви, то есть до готовности к служению, хотя бы до такого слова Христа: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Тогда мы достигнем того, что необходимо в нашем и в каждом обществе.
— В наше время женщина все больше стремится к эмансипации, она хочет равенства с мужчиной. Не проигрывает ли она как мать и как женщина?
— Конечно. Махатма Ганди, великий сын индийского народа и человечества, говорит: Если бы женщина возвышала в себе то материнское и женственное, что ей дано, — весь мир не мог бы ей противостоять. А получается так, как говорит Отто Вайнингер, что «эмансипация женщины в действительности — эмансипация не личности в женщине, а блудницы». Есть такое.
— Вайнингер разделяет женщин на тип матери и тип блудницы, так ли это?
— Он говорит, что существует тип матери и тип блудницы. Блудница и наедине с собой кокетничает, а мать все вокруг облагораживает.
В моих родных краях простые люди в селах так понимают: когда женщина беременна, она должна избегать всего отрицательного, дурного во всех отношениях, имея в виду то, что мать все передает будущему ребенку.
Отто Вайнингер, кажется, говорил, что существует абсолютно женственное и абсолютно мужественное начало. Конечно, речь идет не о физическом, биологическом, но о духовном начале, где не существует ни «абсолютно мужественного» ни «абсолютно женственного».
По мнению Вейнингера, в каждом присутствует то и другое, например, существует человек, в котором одна треть мужского и две трети женского, и он ищет женщину, которая бы дополняла его, чтобы они вместе обрели полноту бытия и единство.
Из этого он выводит принцип абсолютной важности моногамии и говорит, что в мире существует только одна женщина, которая полностью бы дополняла его, очевидно, что найти именно эту женщину не всегда возможно. Но он ищет подобного ему и если находит, наступает единство.
Другой человек, которому нужна совсем другая жена, спрашивает себя: что он в ней нашел? Нашел свое дополнение, которое ему необходимо и достиг полноты единства. А истинное духовное единство супругов — это лучшее условие для того, чтобы дети рождались и вырастали нормальными. А иначе, и такие примеры не редкость, дети страдают или еще при зачатии, когда мать не хочет его рожать, и это передается ребенку, и он часто бывает несчастен, всю жизнь мучается.
— В наше время мы не можем сказать, что дети растут в благоприятных обстоятельствах. Наша молодежь во многом растеряна, довольствуется какими-то несущественными, поверхностными вещами. Как их направить и насколько Церковь может ей в этом помочь, все-таки сейчас происходит и возвращение к вере?
— Молодость, перед которой будущее и долгая жизнь, не всегда находит время подумать о смысле и цели жизни. Поэтому часто идет туда, куда глаза глядят, и забывается, делает много такого, в чем потом раскаивается. В Ветхом Завете сказано: Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твоё радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих, только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд!
Молодые часто забывают об этом и переходят границу, к своему несчастью, пример тому есть и Священном Писании, притча о блудном сыне, о которой можно сказать: «если бы пропал весь Новый Завет и сохранилась только она, то могла бы возместить его полностью».
Тут есть объяснение того, что такое грех, что такое покаяние, что значит исправление жизни. Согласно этой притче, грех — это уход от Бога, следование в противоположном направлении, как блудный сын, отставивший отца и брата, отчий дом и ушел своей дорогой.
Ушел, молодой и легкомысленный. А вокруг денег всегда собирается компания, здесь гулянки, застолья, но кончились деньги, и ушли друзья. И тут возникает вопрос: как жить? И «придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему».
Отец принял его «и сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся».
Всякий грех несет в себе смерть, и какова радость, когда блудный, пропавший сын находится, когда мертвый оживает. Это суть Евангелия Христова.
— Ваше Святейшество, кажется, что сейчас возрастает интерес молодых к монашеской жизни. Так ли это и что это, бегство от жизни, разочарование в ней или напротив, очарование духовной жизнью?
— Если это было разочарование миром, тогда надолго этого интереса не хватит. Должно быть очарование христианской жизнью или, точнее, интенсивной христианской жизнью. Святой Иоанн Златоуст спрашивает, кто из двух людей одного возраста, бегущих один с мешком на спине, другой без него, может бежать дольше и добежать быстрее? Ответ очевиден, тот, кто бежит без мешка. А тот человек, который не обременен семьей и трудом ради нее, может все свои силы употребить на духовный рост.
Молодые люди, пресытившиеся материалистическим учением, миром, открыв завесу духовности, часто устремляются туда, где видят духовность.
Каждый человек, особенно христианин, имеет две возможности: брак — или безбрачие, монашество. Немногие принимают монашество в юности, когда еще неизвестно о чем идет речь, неизвестно от чего отказывается и что получает. Монашество принимают, достигнув зрелости, понимая, ради чего даются обеты.
— Известно ваше выражение: «Пусть ваши слова будут мягкими, а доказательства твердыми». Вы учили этому и своих учеников, тех, кто возрастал рядом с вами как с духовным отцом?
— Да, конечно. Когда речь идет о самом сокровенном, глубоком, личном, никогда нельзя ничего навязывать. Сектанты, как правило, агрессивны, они насильно загоняют нас «в рай», в то время как свобода, которая дана человеку, не позволяет этого.
Наш долг перед другими — своей жизнью, своей верой, словом и делом показать и свидетельствовать Христа и Евангелие. Имеющий уши пусть услышит, имеющий очи пусть увидит, если захочет. Если не хочет, то потом не сможет сказать «я не знал». Будет отвечать, ибо свободы без ответственности не бывает. Это бы было бы недостойно человека. А ответственность без свободы была бы недостойна Бога.
Мы не верим в силу судьбы, мы верим в Промысл Божий. Книжники и фарисеи отвергли волю Божию о них, а святой Иоанн Креститель полностью принял ее и отдал свою жизнь, первое и второе было добровольно, но одно на погибель, а другое на спасение.
— Возможно ли тогда существование свободы без Бога и опасна ли она?
— Свобода не может существовать без Бога. Бог — свободное существо, Бог все благое, все доброе, значит, и свобода. У него высший тип свободы, что значит: не может грешить; наша свобода ниже, что значит: можем не грешить. С тем, чтобы постоянно возрастать, крепнуть и обретать все большую свободу, которая означает: не можем грешить, если захотим.
Будем ли грешить больше и больше, все больше будем несвободны, пока однажды, если перейдем границу, не перейдем в полную несвободу, что значит: не могу не грешить.
Этот разброс от «не могу грешить» до «не могу не грешить» огромен. Перед каждым человеком стоит этот выбор и он зависит от него. Семья, общество, другие люди могут помочь своим примером, но если он захочет.
— Часто даже когда мы делаем то, что любим, мы не испытываем должной радости, что лишает нас радости?
— Нужно помнить слово Христа, что величие перед Богом, перед Христом, измеряется величиной служения, ничем другим. Понятно, что человек может служить в любой профессии, ученый может служить на благо человека, художник также, в любой профессии можно работать в этом направлении.
Если человек так будет смотреть на свое дело, оно станет для него не просто счастьем — блаженством, и никто не сможет у него это отнять. Он будет испытывать блаженство, ибо достиг цели, ради которой создан. А до тех пор, пока мы будем ждать славы и признания от мира, трудно нам будет. Люди часто не понимают этого из зависти и злобы.
Есть одна греческая притча о праведном Аристиде. Но быть таким благородным и праведным могут не все. Аристид жил праведно и был изгнан. Собрался народ, чтобы решить, как поступить с Аристидом, раздали глиняные таблички, на которых каждый должен был написать — изгнать или не изгонять его из Афин.
Рядом с Аристидом сел человек, который не знал его и, будучи неграмотным, попросил его помочь написать — изгнать. Аристид спросил: знаешь ли ты его? Тот отвечал: никогда не видел. Но мне надоело постоянно слышать это «Аристид праведный», «Аристид праведный». И Аристид Праведный без колебаний, своей рукой написал на кусочке глины о себе самом: изгнать. Часто так бывает.
— О современном человеке часто говорят как о невротичной личности, в чем причина наших неврозов?
— Однобокое воспитание. Очень часто бывает, что дети развиваются только интеллектуально, а нужно создавать иммунитет от зла, чтобы они крепли физически и духовно, чтобы преодолевали различные искушения. Дети воспитываются слишком односторонне, они бывают отличными учениками и хорошими студентами, но когда наступила наша беда, они оказались не готовы к трудностям. Тут начинаются неврозы, падения.
— Считаете ли вы, Ваше Святейшество, что когда в человеке существует это духовное равновесие, он менее подвержен заболеваниям, и психическим и физическим?
— Конечно. Особенно психическим. Это то, о чем мы уже говорили: Посылаю вас как овец среди волков. Видите, не только интеллект важен, но доброта, что значит — противостояние злу.
Когда установится равновесие, человек сможет противостоять ему, когда создаст в себе гармонию сможет претерпеть все, и если придется то и жизнь положить за правду Бога, даже любить врагов. Но душу свою не предаст, честь свою и честь народа не уронит.
— Любить врага своего, разве это не патологическая любовь?
— Нет, такая любовь к врагу, о которой говорит Господь: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми.
Любовь к врагу — не просто эмоция, которая бы означала, что я к преступнику, который должен меня сейчас зарезать, обращусь словами: Где ты, брат мой? Нет, не то. Враг не знает, что катится в вечную погибель и не знает, что делает. У него, как у коня, шоры на глазах, и он смотрит только в одном направлении и ничего вокруг себя не видит. А мы видим и жалеем его, ибо эта личность готовит себе вечную муку. Только покаяние перед Богом и молитва Богу могут его спасти и изменить его жизнь.
Как только началась эта наша военная беда в Хорватии, в Боснии и Герцеговине, наша Церковь благословила ежедневную молитву за врагов, чтобы Господь направил их на путь правды и истины, покаяния и спасения. Молимся за всех, кто согрешает.
Молимся за наш народ, но и за врагов.
— Невероятна и удивительна ваша любовь к каждому человеку, как научиться этому?
— Конечно, прежде всего, человек должен получать это в семье. С родными мы связанны самыми крепкими узами, кровью, единством. Родители в первую очередь должны дарить ребенку любовь. Тогда и он будет источать любовь всю жизнь. Конечно, любовь не как мягкотелость, слабость, но сила, которую надо развивать постоянно. Это трудно, но возможно. Так человек станет мил Богу и полезен людям.
— На основании всего, что вы сказали, Ваше Святейшество, какое наставление вы дали бы сегодняшним родителям и какое наставление детям? Как жить, как работать и учиться?
— Брать пример с наших предков, со всего того, что было для них свято и благородно, которые были способны выдержать пятьсот лет турецкого рабства в положении бесправного скота, зная, что могут получить, если предадут свою веру, но и что потеряют! Были способны выдержать, они доросли до своего времени, а дорастем ли мы до нашего времени, это зависит от нас. Конечно, и от помощи Божией, если мы ее не отвергаем.
— Ваше Святейшество, перед началом интервью, вы сказали, что вопросов много, но не следует много говорить, почему?
— Существует принцип и для нас, священников, в проповеди развивать не больше трех тем. Ибо, если мы будем развивать четыре темы, люди запомнят две, если будем развивать пять, они запомнят одну. Если будет больше пяти, ничего не запомнят. Когда человек устает, его внимание рассеивается, необходимо это учитывать. То же самое, когда человек переедает, он добивается противоположного тому, что ему нужно.
Апрель 1996 года
Автор: Марина Раевич-Савич
Перевод: Светлана Луганская
Публикуется с сокращениями
http://www.pravmir.ru/patriarh-serbskiy-pavel-kto-v-lyubvi-prebyivaet-tot-v-boge-prebyivaet/