Русская линия | Сергей Чесноков | 15.03.2005 |
Началось все с того, что оскорбленные ветераны стихийно вышли на улицы русских городов с требованием вернуть отмененные льготы.
Затем в СМИ просочилась информация о том, что 20 депутатов подало в прокуратуру запрос на тему проверки деятельности еврейских религиозных организаций. В случае подтверждения предъявленных обвинений, участники обращения требовали признать иудейскую общину человеконенавистнической сектой. (Запрос был отозван для выяснения некоторых частностей).
Затем были митинги, организованные партиями КПРФ, «Родина», анпиловцами. Затем митинги в поддержку Президента, голодовка Рогозина и других депутатов фракции «Родина"… Как будто давно зревшая волна народного возмущения происходящим в стране поднялась, но вместе с тем достигла какого-то потолка и затихла. Хотя поводов для забастовок осталось вроде бы хоть отбавляй, взять например, вступивший с этого месяца в силу жилищный кодекс…
Порассуждать об этих первых итогах 2005 года кажется весьма своевременным, поскольку 14 марта — это самый старый на Руси новый год — церковный индикт, от которого считали время в Византии, где солнечно-лунный календарь был общегосударственным.
Не вдаваясь в эти календарные подробности, скажем лишь, что эти рассуждения представляются уместными еще и потому, что в этом году с 14 марта начинается Великий Пост — особое время для того, чтобы всерьез задуматься о своей жизни, выправить свой собственный, „личный календарь“.
А поскольку для того, чтобы „прийти в себя“, „прийти в сознание“, или „в память“, необходимо понять в какой точке времени и пространства ты сейчас находишься, начать необходимо с места, на котором стоишь. Вот с этого намоленного церковного пола, вот с этого храма, в котором слушаешь Великий Покаянный канон преподобного Андрея Критского.
Так и мне хотелось бы начать свои рассуждения с того города, в котором живу. Тем более, что раз уж речь о воспоминании таких событий, как 4 ноября — победа ополчения 1612 года, то точка отсчета „Нижний Новгород“ представляется не случайной.
В Нижнем Новгороде год начался протестом против незаконного строительства торгово-развлекательного центра на месте Казанского храма, построенного в честь Победного нижегородского ополчения 1612 года. Таким образом, именно с этого „информационного повода“, а вовсе не с запланированного официоза началась подготовка празднования Дня Единения — оказалось, что дата такова, что, увы, невозможно ее причесать, как бы не хотелось кому-то просто спрятать в этой более древней дате столь неудобный для нынешней идеологии праздник 7 ноября.
К вопросу об отношении к этому празднику вернусь ниже. Пока же застолблю главное — а именно, что самый принцип воспоминания, на котором испокон веку строилось церковное сознание, вовсе не эфемерное и никому не нужное занятие, а действенный способ вызвать к реальности те или иные силы.
Ведь если пользователь забыл код от собственного компьютера, то как ни бейся, доступа к записанной на нем информации, он уже никогда не получит. Если, конечно, не вызовет профессионала, который знает другой путь доступа к той же самой искомой информации…
1 марта с открытым письмом Губернатору Нижегородской области Геннадию Ходыреву выступил основатель Всемирной Академии Самбо Михаил Бурдиков. На сайте Русской линии это письмо было опубликовано целиком под заголовком»Кстовский Давид вышел на нижегородского Голиафа".
11 марта Бурдиков, в короткой, но на наш взгляд, исторической речи , сказал, что с сегодняшнего дня Академия находится на осадном положении. Конечно, кому-то выражение «исторической» может показаться преувеличением. Но ведь самбо (самозащита без оружия) — это именно та борьба, которая в конце 1930-х гг. т. е. буквально накануне Великой Отечественной войны была официально взята на вооружение Советской Армии. Той самой, что в 1945 году взяла Берлин. Таким образом, в пробуждении Всемирной Академии Самбо мне видится некое знамение истинности повсеместно протекающего по всей стране воспоминания о 60-летии Победы в Великой Отечественной войне, из которого, как не боялись этого некоторые, просто невозможно было выхолостить его живой, не придуманный смысл.
3 марта в нашем городе вскрылся другой гнойник, давно зревший вокруг ситуации с церковью во имя иконы Божией Матери «Державная», где на защиту поруганной кощунниками святыни, встали простые русские женщины, «инициативная группа» по противодействию незаконному строительству.
В этом событии, со всей очевидностью, концы сошлись с началами, и приоткрылся истинный смысл того года, в котором мы все уже приняли определенное участие…
События, происходящие вокруг этого храма, на мой взгляд, имеют общероссийское значение, ведь, во-первых, не так-то много у нас в России храмов, во имя Державной иконы Божией Матери. Во-вторых, здесь вновь проявили себя военные (ну разве не к 60-летию?), поскольку, с одной стороны, разрушающий храм застройщик — это корпорация, в которой в основном служат военные, а с другой стороны, сам храм «Державной», первоначально строился как гарнизонная церковь.
В-третьих, само празднование этой иконе (ибо не поворачивается язык назвать день, когда Россия лишилась Царя, праздником) в этом году имеет непосредственное, зеркальное отношение ко Дню Единения (дню памяти Нижегородского ополчения).
И вот почему. Как я уже отмечал выше, введение празднования 4 ноября во многом продиктовано было насущной необходимости власти упразднить день памяти Октябрьской революции (7 ноября).
7 ноября и календарно и онтологически противостоит Февральской революции и её апогею — 15(2) марта, дню отречения от Престола Императора Николая II, когда в с. Коломенском явилась икона Божией Матери «Державная».
В день октябрьского переворота первенец священника Павла Флоренского нарисовал в своей тетради образ Покрова Пресвятой Богородицы. Так получилось, что в 1998 году этот детский рисунок украсил издание поэмы Флоренского «Оро», посвященной последнему сыну отца Павла Михаилу… и грядущему Царю, имя которого, если русский народ покается, открыто православными старцами как имя «Михаил», о чем прекрасно знал Флоренский.
Все это дает некоторое право предположить, что возможно перенос празднования с 7 ноября на 4-е — это есть промыслительное уточнение смысла. Указание на необходимость завершения Октябрьской революции.
Как писал в книге «Вождю Третьего Рима» современный публицист Михаил Назаров — оправдание революции возможно только в том случае, если воспринимать её в покаянии, как наказание за отступничество. А именно этого и не было в идеологии большевиков, воспринимавших произошедшее с пафосом самоутверждения.
От кого-то слышал, что в России никакие решения не принимаются зимой или весной, но только осенью. И, наоборот, для культуры антихристианской, антирусской начало весны уж очень благоприятно для насильственного изменения хода событий. Здесь вспоминается и смерть от руки заговорщиков императора Павла I, и цареубийство Александра II, и генеральский заговор против Николая II.
Во всем этом видится много нечистого: революционного, бунтарского, протестантского, или, говоря языком нашего времени — «оранжевого».
В этом ещё нет православной, из черноты покаяния и смирения красной Пасхи.
Именно поэтому ответ на другие конфликты хочется искать в конфликте вокруг храма «Державной» иконы Божией Матери, поскольку именно в этой иконе мы имеем преодоление инфернального смысла «мартобря».
Поэтому и хочется призвать прислушаться к тихой, но при этом эпической музыке стихотворения нижегородского автора исполнителя Елены Афанасьевой-Высоцкой, посвященного иконе Божией Матери «Державной», ведь памятование об этой иконе — это воспоминание о правом смысле мартовского события 1917 года.
Эта песня была написана год назад, она вошла в музыкальный альбом, и вот только сейчас «сбывается», поскольку ныне каждое воскресенье вокруг нижегородского храма Божией Матери «Державной» и территории застройщика, желающего сломать храм, идет не самочинный, а благословленный правящим архиереем Крестный Ход (таково же и название этой песни):
Мы как воины Православия
Встаем в одни ряды
Нету флагов, нету знамени,
Встаем мы под кресты.
Идем дорогой правою,
Дорогою святой
И пронесем «Державную»
С великою душой.
Конечно, слова без музыки могут показаться слишком простыми и даже банальными. Но ведь они уже «сбылись».
Вот почему по ассоциации хочется ещё и ещё раз задаться вопросом — а, может быть, и наш слух к происходящим по всей стране грозным событиям еще недостаточно очистился Великим Постом, и мы всего лишь видим текст слов — но еще не слышим музыки?
Сергей Чесноков , специально для Русской линии
http://rusk.ru/st.php?idar=6676
|