Русская линия
Московские новости09.03.2005 

Паства против господствующих
В Москве завершилась VII Международная научно-практическая конференция «Старообрядчество: история, культура, современность»

В Москве завершилась VII Международная научно-практическая конференция «Старообрядчество: история, культура, современность». Пунктом первым в повестке дня стало подведение итогов первого года служения митрополита Андриана (Четвергова) в качестве главы крупнейшей старообрядческой Церкви России. Ровно год назад он стал предстоятелем Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) и переехал из Казани, где был первым за 70 лет древлеправославным епископом, в московский Рогожский поселок.

Митрополит Андриан обратился к участникам научного форума, среди которых, впрочем, преобладали старообрядцы, с пространным докладом. Он был посвящен знаменательной для всего старообрядчества даты, которая отмечается в нынешнем году. 100 лет назад, 16 апреля 1905 года, после подписания Николаем II указа «Об укреплении начал веротерпимости», были распечатаны алтари древлеправославных храмов Рогожского кладбища. Именно там и по сей день располагается духовный центр крупнейшего согласия староверов — Белокриницкой иерархии, или РПСЦ. В величественных храмах Рогожского кладбища век назад возобновилось служение литургии, а в память о событии была построена грандиозная колокольня, всего на два кирпича уступающая по высоте Ивану Великому.

Эта дата очень символична для парадоксальной истории старообрядчества и религии в России вообще. В православной царской России, которую так идеализируют современные монархисты, русские православные люди, хранители древнерусского церковного и бытового уклада, не могли свободно молиться, были фактически загнаны в подполье. Лишь 12 лет (1905 — 1917) из всей своей многовековой страдальческой истории молились они открыто, построив сотни храмов по всей России. Огромный Покровский собор на Рогожском кладбище стоял с опечатанными алтарями всю либеральную вторую половину XIX века, однако ни на день не был закрыт при советской власти, разрушившей те самые сотни храмов — памятников «золотого десятилетия» старообрядчества.

Конечно, современные старообрядцы не ощущают себя столь же свободными и равноправными, как их предки век назад. Им неохотно передают храмы, а иконы и другие святыни, явно старообрядческого происхождения, оседают в «никонианской» РПЦ. И новый митрополит РПСЦ вынужден решать эти проблемы «по понятиям», утвердившимся в государственно-церковных отношениях в современной России. За год он встретился с таким количеством столичных и провинциальных архиереев «господствующей церкви», с каким не встречались все его предшественники, вместе взятые. Кто-то видит в этом признак активности и адекватности митрополита Андриана. Но большинство старообрядцев воспринимает «новый курс» с недоверием: не собирается ли их первосвятитель «играть» по правилам, написанным даже не в государственном учреждении типа дореволюционного правительствующего Синода, а в Отделе внешних церковных связей РПЦ?

Митрополит Андриан вновь постарался успокоить свою консервативную паству. Он заявил на конференции, что допускает преодоления раскола с «никонианами» только «теоретически».


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru