Православие и Мир | Татьяна Краснова | 14.02.2014 |
Много лет назад, совсем молодой девочкой, сразу после института я пришла работать в школу — ту самую, которую закончила пятью годами раньше. Меня отправили учить английскому языку 5Б. Завуч сказала: «Это выпуск Елены Николаевны, она их в младшей школе учила, с ними проблем не будет!»
Проблемы с ними были, и еще какие. Они, как и все, дрались, на переменках норовили залезть на яблоню в школьном дворе, приносили хомяков на занятия — словом, вели себя как нормальные люди, а не как манекены в витрине «Детского Мира».
Однажды я видела идеальную смерть. Но одна вещь поразила меня так, что до сих пор я считаю ее одним из главных жизненных уроков.
В классе была девочка. Назовем ее, например, Леночкой. Из-за каких-то врожденных патологий Леночка появилась на свет с одной ручкой и довольно тяжелой (по моим тогдашним понятиям) формой умственной отсталости. Вероятно, она была обучаема, но не в элитной московской спецшколе «с преподаванием ряда предметов на английском языке». Кроме всего прочего, среди деток из «приличных» семей Леночка выделялась тем, что мама у нее была школьной уборщицей.
Так вот, нормальные во всех отношениях девочки и мальчики из 5Б внезапным и необъяснимым образом превращались в фантастических детей в одном единственном случае — когда дело касалось Леночки. После урока девчонки, непринужденно болтая, помогали ей собрать портфель. Мальчишки волокли ее пальто и сменку. Ее провожали до дома, и если по пути начинали играть в снежки, то на Леночкиной стороне всегда было вдвое больше народу, и друзья умудрялись лепить ей «снаряды» так, чтоб она «дралась» наравне со всеми. А потом со смехом чистили от снега пальто — друг другу, и Леночке.
У доски (а спрашивать Леночку приходилось, должны же быть оценки в журнале!) дело шло еще удивительнее.
Девочка выходила писать на доске упражнение, и едва только начинала выводить какую-то абракадабру, в классе поднимался лес рук: «Можно я помогу Леночке?!»
Впервые увидев все это, я, потрясенная, пошла к их первой учительнице.
— Как это получилось? — спросила я.
Теперь я спросила бы: как у вас получилось привить советским детям 1977 года рождения современное, 21 века отношение к людям с особыми потребностями (ибо это у нас они «инвалиды», а обычном мире — это люди с особыми потребностями) — это поразительное отношение: не снисходительное, но заботливое; не жалостливое, а «на равных», с ясным пониманием того, что мы все — разные, и все стоим уважения.
Елена Николаевна мне тогда ответила просто: я им все объяснила, они все поняли.
Сейчас тому 5Б под сорок, у них у всех, я надеюсь, счастливые семьи и здоровые дети, но мне хочется думать, что Елена Николаевна на всю жизнь научила их чему-то более важному, чем все азбуки на свете.
Вчера лично для меня этот удивительный урок повторил неизвестный мне до той минуты мальчик — лыжник, выигравший золото во фристайле на Сочинской олимпиаде. Завершив свой триумфальный спуск по сложной трассе, 26-летний красавец Alex Bilodeau подъехал к барьеру и перетащил через него под вспышки камер и аплодисменты болельщиков не самую прекрасную красотку, каких там, наверняка, нашлось бы немало, а своего брата — чтобы тот смог вместе с ним пережить минуты его торжества и победы.
Я приведу вам цитату из Daily Mail:
«Алекс много раз говорил, как он близок со своим братом, Фредериком, которому в детстве поставили диагноз — детский церебральный паралич. Говорили, что он проживет не больше 12 лет, но сейчас, 15 лет спустя, он жив.
«Как у вас и у меня, у него есть мечты. Большинство из них реализовать невозможно, но он не перестает мечтать, и никогда не жалуется на то, что мечты невыполнимы», — говорит Алекс о своем брате.
«Каждый день я думаю о том, как мне повезло быть обычным человеком, который может реализовать свою мечту, а у него нет этого шанса. Из уважения к нему, я должен всего добиться. С такой мотивацией как у него, он был бы четырехкратным чемпионом Олимпиады».
Я не большой любитель спорта, но иногда я понимаю, что имеют в виду те, кто говорит о нем как о торжестве человеческого духа.
А маме и папе этих удивительных детей (мне-то они точно годятся в дети) мне хотелось бы сказать, что они заслужили то «золото», которое дороже любых наград. Даже самых что ни на есть олимпийских.
Страницы: | 1 | |