Православие и Мир | 25.09.2013 |
Действительно ли в учреждениях системы ФСИН дела обстоят так, как описала Надежда Толоконникова? Могут ли представители Церкви, общественные организации или кто бы то ни было повлиять на ситуацию? Отвечают тюремные священники.
Протоиерей Иоанн Каледа, настоятель храма Живоначальной Троицы на Грязех, старший священник СИЗО-3 (Краснопресненской пересыльной тюрьмы) в Москве:
— Если бы священники ставили задачу поменять систему ФСИН, нас бы давно попросили из этих учреждений. Мы ходим туда, чтобы окормлять тех, кто там отбывает наказание, и сотрудников — они тоже находятся за решеткой, годы работы в колонии накладывают на человека отпечаток. И осужденным, и сотрудникам мы должны помочь прийти ко Христу.
Конечно, поскольку мы имеем личные контакты с руководством, можем подводить людей к тому, чтобы нравы в учреждении как-то смягчались, к осужденным относились человечней, но диктовать свои условия мы не вправе. А если кто-то из священников попробует диктовать, то, скорее всего, лишится возможности заниматься тем, ради чего он и поставлен на тюремное служение, служение трудное и ответственное, необходимое, повторяю, и осужденным, и сотрудникам.
Что касается нарушений, то расправы с одними заключенными руками других я не исключаю. Всегда в тюрьмах были люди, которые близки к администрации, и те, кто для облегчения своего положения готов пойти на что угодно, особенно если ему намекнут, что на это не только закроют глаза, но ему еще и поблажка будет.
А вот в том, что осужденные работают по 16 часов, сомневаюсь. Нужно поспрашивать. Я более 5 лет посещаю ИК-14 в Мордовии, но никогда конкретно не расспрашивал о режиме, питании, бытовых условиях, об отношениях с начальством. Опять же потому, что это не функция священника.
Чем ревностней относится священник к своему служению, тем выше его авторитет в учреждении, и благодаря этому авторитету он может способствовать оздоровлению обстановки. А публично говорить о тех или иных недостатках, с которыми он сталкивается, приходя в эти учреждения, священник, на мой взгляд, не должен — ведь это может поставить под угрозу его главное служение.
Протоиерей Михаил Резин, клирик Знаменского собора города Ардатова Нижегородской области, помощник благочинного Ардатовского округа Выксунско-Павловской епархии, руководитель сектора по взаимодействию с пенитенциарными учреждениями Выксунско-Павловской епархии, духовный руководитель Центра реабилитации «Вера. Надежда. Любовь», руководитель организации «Витязи»:
— Священники, окормляющие пенитенциарные учреждения, могут помочь конкретным лицам, которые отбывают там наказание, походатайствовать за них. Но изменить систему мы не можем. Руководство колоний и тюрем воспринимает священника как гостя, которому позволено туда приходить, но не более того.
Соблюдаются ли права заключенных, во многом зависит от конкретных личностей на местах, потому что система закрытая, и отследить, что там происходит, очень сложно. Правда, постоянно бывают прокурорские проверки, и мне непонятно, почему, если в Мордовской колонии есть нарушения, об этом не было сказано прокурору, а заявлено только сейчас. То, что нарушения есть, я вполне допускаю. Но рассказ про 16-часовой рабочий день мне кажется фантастическим. Ни разу не слышал я о таком.
Закрывать глаза на нарушения, если о них точно известно, нельзя. Но надо понимать, что если говорить об этом напрямую, называть конкретные имена, мы рискуем навредить и тем, кто там сидит, и тем, кто туда приходит. Человеку не из системы очень легко закрыть доступ в эти учреждения. При желании для этого найдется тысяча способов, в том числе и для того, чтобы священник не мог приходить к осужденным. Поэтому надо действовать осторожно, чтобы никому не навредить.
Протоиерей Александр Степанов, председатель отдела по благотворительности Санкт-Петербургской епархии, духовник Центра социальной адаптации имени святителя Василия Великого:
— Ни священники, ни общественные организации не могут ничего изменить в пенитенциарной системе. Это очень жесткая и закрытая система, сформировавшаяся в советские годы, и она работает по своим правилам, которые ей выгодны. Конечно, если говорить с официальным представителем системы, он скажет, что существующие порядки правильны и законны, и формально вы ни к чему не сможете придраться. Но жизнь в этих учреждениях далека от того, что декларируется.
Священник может смягчить нравы в учреждении, которое окормляет, вдохновить людей на терпение, наконец, помочь им найти духовный смысл в своих страданиях. Многие заключенные, которые приходят в церковь, говорят: «Слава Богу за то, что меня посадили, иначе я совершил бы еще более ужасные преступления». Но такая оценка заключенным своего положения не отменяет того факта, что система эта бесчеловечна, а с точки зрения воспитания и перевоспитания неэффективна. Единственное, что она делает — запугивает: хочешь еще к нам попасть — продолжай в том же духе.
На этом запугивании все и держится, хотя люди, которые имеют не одну ходку, часто чувствуют себя там как дома. Многократные рецидивисты или люди с деньгами имеют возможность получить там исключительные условия. Несвобода в любом случае тяжела, но они живут в этой несвободе лучше большинства заключенных, которые не могут «купить» себе привилегии.
Мы не замахивались на всю систему, но пытались что-то изменить в малой ее части, которая касается несовершеннолетних. Многолетние неутешительные наблюдения за жизнью в Колпинской воспитательной колонии, которую я окормляю, привели к мысли попытаться внедрить в воспитательный процесс и сами правила жизни осужденных принципы, которые давали хорошие результаты в работе с условно осужденными подростками в нашем центре святителя Василия Великого. Попытка эта закончилась полным неуспехом — нам даже не дали всерьез начать.
В обсуждаемом второй день письме говорится, что в мордовской колонии заключенных заставляют работать по 16−17 часов. Я в своей практике никогда с таким не сталкивался. Более того, когда я служил во взрослых колониях, а служил я там более десяти лет до 2000 года, была проблема с работой для заключенных. Они изнывали от безделья, слонялись из угла в угол, как звери в клетке, и выясняли отношения друг с другом. Не исключаю, что есть колонии, где делают упор на трудотерапию и заставляют заключенных работать вдвое больше положенного, но, повторяю, мне такие примеры неизвестны.
Что касается расправы с одними заключенными руками других, то в наших тюрьмах это норма жизни. Один из главных пороков системы — передача административных полномочий самим заключенным. Раньше это было фактически легализовано. Заключенные, которые претендуют на УДО или улучшенные условия содержания, должны были проявлять общественную активность, вступать в так называемые секции. Так вот, существовала секция дисциплины и порядка. Начальство говорило, что надо поработать с таким-то заключенным, и «спортсмены» из этой секции «учили» жизни непонятливых известным способом. Не просто с одобрения начальства, но по его прямому указанию.
Уже достаточно давно эти секции отменили, но остается множество командных должностей для заключенных — бригадиры, отрядники и т. п., то есть актив, прикормленный начальством, который с успехом продолжает заниматься «воспитательной» работой. Об этом я слышал всюду, где приходилось служить.
Думаю, что если священник начнет активно протестовать против нарушений, невольным свидетелем которых становится, его, скорее всего, лишат возможности приходить в такие учреждения. Просто просигналят в епархию, что батюшка ведет себя странно, дайте нам другого.
Не думаю, что архиерей станет портить отношения с властями ради того, чтобы тюрьму окормлял именно этот священник. В лучшем случае его вызовут и объяснят, что это не наше дело, а наше дело — Богу молиться. Действительно, священник может облегчить положение людей, утешить их, вразумить, помолиться. И это там, несомненно, нужно. Наверное, разумнее для священника проинформировать правозащитные организации о том, что в такой-то колонии имеют место серьезные нарушения, но вряд ли он должен брать непосредственно на себя правозащитные функции. Если действовать в этом русле, то очень быстро можно лишиться возможности бывать в колонии. И люди останутся даже без пастырского утешения.
Подготовил Леонид Виноградов
http://www.pravmir.ru/tyuremnyj-svyashhennik-chto-eto-menyaet/