Русская линия
Православие и МирПротоиерей Андрей Ткачев24.05.2013 

Кто ты?

«Кто ты?» — простой вопрос, но так ли просто на него ответить? Размышляет протоиерей Андрей Ткачёв.

К Иоанну во время оно приходили в пустыню священники и левиты с вопросом: «Кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом?» (Ин. 1:22).

Это вопрос, выявляющий саму суть пророческого служения. Его можно расшифровать так: «Понимаешь ли ты сам себя? Осознаешь ли свое место в Божьем мире и Божьих планах? Ты действуешь только по наитию или само наитие пропускаешь через сито внимательного ума?»

*

Вопрос обращен и к нам, хоть мы не пророки. Есть мнение, что пророк действует экстатически, не понимая себя, отдаваясь во власть пришедшей силы. Может быть так, но тогда это не христианское пророчество. Подлинный пророк понимает сам себя, понимает, с кем и о чем говорит, а не рассыпает слова свидетельств, как жемчуга перед… всяким живым существом.

*

Иногда мудрец сжимает уста и закусывает язык, как сказано: «Ибо Я знаю, как многочисленны преступления ваши и как тяжки грехи ваши: вы враги правого, берете взятки и извращаете в суде дела бедных. Поэтому разумный безмолвствует в это время, ибо злое это время» (Ам. 5:12−13).

Иногда пророк не удерживает слово, и оно течет, нанося говорящему боль. Но и тогда он понимает происходящее и оценивает его трезво: «И подумал я: „не буду я напоминать о Нем, и не буду более говорить во имя Его“; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог» (Иер. 20:9).

*

Итак, пророк понимает себя. Понимать себя должен и всякий человек. Попробуем обратить к себе вопрос иерусалимских священников и левитов: Ты кто? Что скажешь о себе самом?

*

Не проснувшаяся личность, человек, свернутый в трубочку, каковых большинство везде и всюду, скажет о себе скорее так: «Я что? Я ничего. Я — как все („Я — как все“ — это почти магическое заклинание). И никому никакого зла не делаю». Дальше — затянувшаяся пауза. Может быть, потом и осуждающее продолжение в виде указательного перста на многих: «Вот они делают зло, и еще они, и они. А я — никогда подобного не делаю». Все. Дальше уже говорить подлинно не о чем.

Это не ответ о себе. Это булькающие испарения на болоте. Не более.

*

Очень важно, чтобы человек, не зависимо от того, какое место он занимает в обществе, имел в себе и о себе смиренную мысль. Прораб на стройке и генерал армии, академик АН, мэр города или президент Республики, владелец завода или многодетная мать-домохозяйка равно могут исповедовать о себе нечто очень похожее.

«Я — подсудимый человек, и Бог меня будет судить. Кем бы ни считали меня люди, и что бы обо мне ни думали, я сознаю себя грешником, требующим милости от Бога и нуждающимся в покаянии».

Если при таких мыслях человек продолжает эффективно заниматься повседневными делами, не впадая в отчаяние и расслабление, то он действительно знает нечто важное и о себе, и о Боге, и о жизни вообще.

*

В человеке больше пустот, чем плотной ткани. На человека нельзя надежно опереться, тем более самому человеку нельзя опереться на себя. Возможное величие удачных дел или подлинных свершений должно только подчеркивать в человеке чувство внутренней зависимости от Бога и личное несовершенство. Но вернемся к Иоанну.

*

«Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия» (Ин. 1:23) Его сознание было трезвым и двигалось в рамках пророческих откровений. Он не мечтал о себе, не радовался избранию, потому что нес его огромную тяжесть. Если же радовался, то радовался о Христе радостью друга Жениха.

Тот, кто понимает свое место в мире и ощущает участие в деле Божием, должен быть временами сосредоточен, чужд всякой веселости и погружен в мысли об исходе.

О нас не говорил Исайя, но мы тоже вовлечены в дела Божьи.

«Итак, сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин. 6:28−29).

Вера — это дело! Иное отношение к вере обличает ее отсутствие у человека.

Относясь к вере как к делу Божьему, можно найти свое место в мире и событиях в нем. Тогда и исповедание о себе облечется в человеческих устах в библейские слова. Например, слова Авраама: «Вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел» (Быт. 18:27).

http://www.pravmir.ru/kto-ty/

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru