Православие и Мир | Протоиерей Константин Камышанов | 15.04.2013 |
Купите книгу «Лествица»! Стоит всего сто пятьдесят рублей. Цена не большая, а польза огромна. Столько же стоит журнал «Вокруг света», «Журнал об интерьерах» или «Советы огороднику». Хороший огород — дело похвальное и не осудительное, а все же Царство небесное лучше.
«Лествица" — книга о самом главном. По свидетельству честных отцов она нужна «всем, поспешающим написать имена свои в книге жизни на небесах, настоящая книга показывает превосходнейший путь. Преподобный отец премудро рассудил, устроивши для нас восхождение, равночисленное возрасту Господнему по плоти; ибо в возрасте тридцати лет Господнего совершеннолетия гадательно изобразил лествицу, состоящую из тридцати степеней духовного совершенства»
У Церкви есть два способа учебы святости и подготовки к жизни в Царствии небесном. Писание и Предание. Приходя в храм, мы участвуем в богослужении, основанном на Писании и изображающем фрагменты Писания. А вот после службы нам задается домашнее задание с вопросами о пути в Царство Небесное, ответы на которые удобно искать в Предании — опыте людей уже вошедших в Рай.
Люди по гордости или по жестокосердию говорят: «Бог у меня внутри. И не нужна мне ваша Церковь». Вольному воля. Церковь не комсомол — всесоюзный охват никому не нужен. Никто кроме твоего ангела-хранителя и не заплачет, если ты не придешь в храм.
- Но как же ты можешь думать, что великий Бог может поместиться в твоей маленькой душе? Неужели ты больше Бога? Все ясно. Просто ты считаешь себя богом или центром мира. Обо всем судишь, все знаешь и Бог тебе советчик лишь изредка. Твой бог живет у тебя в дальнем кармане. Эти люди отводят место Богу в кармане своего пиджака.
Бизнесмены говорят: «Извини, друг, ничего личного, — только бизнес». Тоже все ясно. У них бог — Бизнес. Эти люди отводят место Богу в банке. Кто-то богом делает мужа, кто-то дочь, кто-то маму. Все бы ничего, но неверные отношения с Богом, приводят к уродливым отношениям с людьми, то есть к греху. А грех приводит к порче жизни и смерти вечной. Бог не в маме, не в банке и не в личном мнении. Он вовне мира. Однако Он заинтересован в любви к нам.
Любовь к Богу, без сомнения, искусство. Невозможно стать художником во сне. Проснулся и Пит Мондриан. Так не бывает. Нельзя лежать на спине, смотреть в небо и вдруг стать Вивальди. Искусство требует штудии и опыта. Для этого в Церкви существуют штудии-поучения. Есть древние поучения типа притчей Соломона или книги премудрости Иисуса сын Сирахова. И там есть такие замечательные слова:
— Самое страшное, самое горькое и постылое для человека — это злая жена, от которой невозможно никуда убежать, и с которой вынужден человек жить до самой смерти. Жениться на злой женщине — все равно, что жениться на лесной медведице
— Добрая жена — счастливая доля она дается в удел боящимся Господа. Кроткая жена — дар Господа, и нет цены благовоспитанной душе.
Есть поучения нового времени: «Добротолюбие», «Лавсаик», патерики и прочая. Но безусловный шедевр — «Лествица Иоанна». Чем же она выделяется из других поучений? Стройностью, системностью и аристократической простотой, присущей только приближенным Бога.
Простота эта состоит в том, что системой координат, в которой рассматривается духовное совершенствование, являются две направляющие — любовь к Богу и любовь к человеку. Эта ясная основа сильно выделяет «Лествицу» из других книг. В ней любовью определяются все состояния человека.
Первый шаг при ее прочтение — это уяснение того, что есть грех. В самом деле, простой и неожиданный вопрос:
- Что есть грех?
Думаю, что не каждый христиан ответит слету. Возможны ответы в ветхозаветном духе, что это нарушение договоренностей с Богом — беззаконие. Или что, это неисполнение Евангельских заповедей. А ответ преподобного Иоанна гениально прост — это отсутствие любви. Все что сделано без любви к Богу — грех. Все что сделано без любви к людям — тоже грех. Плохо собранный на заводе холодильник — грех. Прошел на улице мимо человека держащегося за сердце или плачущего ребенка — грех. Не помолился вечером, не побеседовал с Богом и оставил Его без внимания — тоже грех. Все перечислить нельзя, так как не хватит бумаги записать все то, что может напакостить человек. В первом приближении, грехи для мирян собраны и описаны в «Катехизисе для мирян». Полезная книга для тех, кто не улавливает сердцем музыку неба и голос Бога. Там просто механически перечислено то-то и то-то. «Лествица» Иоанна учит сердце «музыкальному» небесному слуху. Она учит не набору правил, а самостоятельности в духовной жизни. Она вкладывает в душу понимание сути различение добра и зла мерой любви. Вот слова из его книги:
Любовь по качеству своему есть уподобление Богу, сколько того люди могут достигнуть; по действию своему, она есть упоение души; а по свойству источник веры, бездна долготерпения, море смирения.
Любящий Господа прежде возлюбил своего брата; ибо второе служит доказательством первого.
Каждая новая глава начинается абзацами, в которых преподобный как хороший регент дает тон, а далее разворачивает примеры по нисходящей. Книга выстроена мастерски во всей своей композиции. В ней есть увертюра, развитие темы и прекрасный финал. Число глав автор приравнял числу лет Христа, вышедшему на проповедь — тридцати. И в них много жемчужин:
— Бесы многократно преобразуются в ангелов света и в образ мучеников и представляют нам в сновидении, будто мы к ним приходим; а когда пробуждаемся, то исполняют нас радостию и возношением. Сие да будет тебе знаком прелести;
— Памятозлобный подвижник есть аспид, скрывающийся в норе, который носит в себе яд смертоносный.
— По пресыщении нашем, сей нечистый дух отходит, и посылает на нас духа блудного; он возвещает ему, в каком состоянии мы остались, и говорит: «Иди, возмути такого-то: чрево его пресыщено, и потому ты немного будешь трудиться». Сей, пришедши, улыбается и, связав нам руки и ноги сном, уже все, что хочет, делает с нами, оскверняя душу мерзкими мечтаниями и тело истечениями.
— Гордая душа есть раба страха; Боязливость есть младенчественный нрав в старой тщеславной душе. Все боязливые тщеславны,
Московские любители хорошей музыки ходят на концерты в зал имени Чайковского. Меломаны со всего света не жалеют средств на поездки ради фестивалей в Италии Читта ди Кастелло или в Германском Байройте. Прикосновение к музыке великих композиторов надолго возвышает души и очищает чувства. Для христиан такими фестивалями музыки божественных сфер является пост. Он возвышает дух до самого Рая. Вот как пост оценивает преподобный Иоанн:
— Удивительное дело, что ум, будучи бестелесен, от тела оскверняется и омрачается, и что напротив невещественное от борения утончевается и очищается.
Есть еще одно очень важное свойство этой книги — она написана очень деликатным человеком. В ней нет нажима на читателя. Поучения не навязываются, а мягко предлагаются. Лествичник не может себе позволить сравнивать женщину со змеей или злобной медведицей, как Иисус сын Сирахов. И, вообще, он выше телесных различий, которые, по большому счету не решают ничего. Сердце у всех одинаковое. Преподобный дает уроки мастерства самой душе, стремящейся быть чистой и светлой.
Человеческие сердца умеют читать слова любви не только по бумаге. Хорошо испеченный хлеб, прекрасно собранный автомобиль, успешная операция на сердце могут косвенно, говорить о любви делателей. И странно, никто не сказал слово «любовь», давая нам замечательно испеченный хлеб, а оно прочиталось отчетливо при вкушении — сделано с любовью. Сердце сердцу послало письмо и было прочитано. Когда читаешь «Лествицу», то сердце ясно чувствует заботу писателя о нашей душе и это умиляет и вдохновляет. Мы же понимаем, что за тонкой и уветливой душой преподобного отца стоит Сам Бог, научивший Иоанна и евангельской премудрости и божественной нежности. Это уважение и нежность растопляют сердце не меньше его верных слов, так как тихом веянии этих добродетелей слышен глас Духа Любви.
Размышляя о действенной любви, Церковь, как нежная мать, предлагает нам поучения собранные в «Лествице», чтобы мы, наконец, как следует, поупражнявшись в теории и уразумев тонкости отношений с Богом и Церковью, могли, наконец, произвести некий реальный плод нашего собственного духа. А инструкцией к нашей новой жизни служат опыт жизни преподобного Иоанна и его замечательная книга «Лествица», которая, без сомнения, должна быть в доме каждого доброго христианина. Хорошо прочитать ее постом и вняв совету почистить душу к Пасхе и жизни вечной.
«Желающие истинно работать Христу прежде всего да приложат старание, чтобы при помощи духовных отцов и собственным рассуждением, избрать себе приличные места и образы жизни, пути и обучения: ибо не для всех полезно общежитие, по причине сластолюбия. И не все способны к безмолвию, по причине гнева; но каждому должно рассматривать, какой путь соответствует его качествам».
Иоанн Лествичник жил просто и дошел до райских врат. И наша простая жизнь совсем не помеха на пути к Богу. Грехи камни на этом пути. Грехи нас мучают, так зачем же мы держимся за них? Чистому жить легко и просто. «Чистота нас усвояет Богу, и сколько возможно, делает Ему подобными». В приобретении этой чистоты и состоит практический смысл поста.
Еще есть время. Но, скоро Пасха!