Православие и Мир | Архиепископ Гродненский Артемий (Кищенко) | 08.04.2013 |
Почему христиане почитают крест? Ведь это страшное орудие мучительной смерти?
Что ж, христианство в целом религия довольно странная. А по выражению апостола Павла еще и безумная (1Кор. 1:23). И сегодняшние праздники, надо сказать, — хороший повод поговорить об этом. Ведь Благовещение на Крестопоклонной неделе — это парадокс в кубе. Помимо того, что мы почитаем сегодня крест, мы еще и вспоминаем принесённую Архангелом Деве Марии благую весть. Но в наши дни вряд ли кто-нибудь назвал бы хорошей новостью, сообщение о рождении Сына, который будет зверски убит.
Ну и главный парадокс, вера в который оправдывает все остальные — Бог, вопреки всякой справедливости, вместо того чтобы уничтожить погрязшего в грехах человека, решает умереть за него чтобы спасти. Он сам решает «погрязнуть» в человеке. Это нарушение всех законов логики, целесообразности и здравого смысла вместе взятых. И это чудо кенозиса и Боговоплощения мы тоже сегодня празднуем.
Поэтому нет ничего удивительного в нашем поклонении Кресту, ведь в христианстве сам Бог совершает нелогичные поступки. Таково свойство любви — она всегда иррациональна и не может быть загнана в рабство заданных алгоритмов. Это скорее наше преимущество, чем недостаток.
Но почему Кресту уделяется столько внимания? Ни одной иконе не посвящена целая неделя в году.
Вы знаете, вот это низведение Креста Господня до уровня простой реликвии, наверное, самое страшное, что может произойти с церковным сознанием. Для многих сегодня, как это неудивительно, Крест даже не связывается со Смертью Христовой: порой его воспринимают скорее, как оберег, сохраняющий от сглазов, порчи, и помогающий в болезнях.
Но помилуйте, Крест Господень спасает нас не от насморка, а от греха и смерти!
Крест, повторюсь, это не просто реликвия. Это символ любви Бога к человеку. Любви даже до смерти. В первую очередь, почитая Крест мы держим в памяти именно это.
Но, кроме того, Крест является еще и образом жизни. Т. е. это не то, что случилось со Христом 2000 лет назад — это то, что случается со мной если я назвался христианином. Если хотите второе имя христианства — «КРЕСТианство». Наша религия — это дорога на казнь ради Христа, Который нам в этом показал пример и таким образом первым возлюбил нас. И не стоит об этом забывать. Христиане — это сор для мира (1Кор. 4:13). Христос ничего радужного по земным меркам нам не обещал: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15:20).
Поэтому наша жизнь это крестоношение. И поклоняясь Кресту сгибать спину нужно не для того чтобы коснуться лбом пола, а для того чтобы поправив свой крест идти с ним дальше за нашим Спасителем. Так поступали все ученики Господни. Все апостолы, за исключением одного, умерли мученической смертью. Умереть чтобы жить — вот еще один парадокс христианства. Умертвить же нужно в первую очередь самого себя, своего «ветхого человека», сораспять его Христу. А это порой сложнее сделать, чем претерпеть физические страдания.
Оттого многие из нас пытаются как бы адаптировать православие, сделать его покомфортнее, поудобнее — т. е. без Креста. Крест, мешает, раздражает и пугает — это слишком неудобно, это слишком «радикально». Человек же всегда стремится к какой-то усредненности. И поэтому изгоняет Крест из своей жизни. Про таких как мы сказано в Апокалипсисе «О, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3:16).
Сегодняшние праздники призывают нас к решимости следовать за Христом. Пресвятая Богородица на слова Архангела Гавриила смиренно ответила «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38). Эта святая женщина, видевшая впоследствии распятие своего Сына и все равно не усомнившаяся в Его Божестве, явила всем нам пример такой смиренной решимости. Поэтому Церковь и чтит ее превыше Херувимов и Серафимов. Я думаю, что каждый из нас должен быть готов в любую минуту произнести те же слова что и она, отвечая на призыв Бога.
Но, при всем этом не следует думать, что христианство это сплошные скорби и страдания. В этом году мы празднуем одновременно Благовещение, Крестопоклонную неделю и Воскресение. Крестом не закончилось Евангелие. После смерти Господней последовало Его Воскресение. Сегодня мы поем, что не только поклоняемся Кресту, но «и святое воскресение Твое славим». Два этих события не могут пониматься в отрыве друг от друга. Печаль креста обязательно сменяется Пасхальной радостью. Память об этом очень укрепляет наши духовные силы в середине Великого поста.