Православие и Мир | Юрий Пивоваров | 22.02.2013 |
Праздник 23 февраля был установлен в 1922 году, и назывался он «День Красной Армии и Флота». Идея этого праздника возникла еще в 1919 году, после того, как за год до этого Советом Народных Комиссаров был издан декрет о создании Рабоче-крестьянской Красной армии (и вскоре, кстати, заключен Брестский мир). В тридцатые годы стали говорить о том, что именно в этот день была одержана победа над немцами под Псковом и Нарвой. Но историки данную дату ставят под сомнение.
А что мы празднуем сегодня под названием День защитника Отечества? Можно ли советскому празднику дать новое, внеидеологическое звучание, переформатировать его, как когда-то христианство сделало с некоторыми языческими праздниками? Отвечает Юрий Пивоваров академик РАН, директор Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН.
23 февраля — привычный праздник для как для тех, кто родился, сформировался в СССР, так и для тех, кто вырос уже в «новой» России. Трудно себе представить, что ближайшие поколения людей забудут его как День защитника Отечества, тем более, что и современная власть всячески поддерживает празднование.
Что же касается моего личного отношения. У меня дед воевал в Красной армии в Гражданскую войну, отец и дяди — участники Великой Отечественной войны. И 23 февраля для них был чуть ли не единственным значимым праздником, помимо, естественно, 9 мая.
Мои предки служили России на протяжении многих веков. В нашей семье я первый мужчина — не военный.
Один из моих предков командовал полком во время Полтавской битвы, мой пра-прадед генерал Петр Иванович Вельяшев сыграл большую роль в Кавказской войне. Мои предки воевали и в русско-турецкую войну 1877 — 1878 года, прадед — командовал дивизией в Русско-японскую. В Гражданскую среди мои предков были и красные, и белые, дворяне и крестьяне. Кто-то из них похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, кто-то лежит на кладбищах Москвы. Прадед по материнской линии полковник В. А. Вельяшев — участвовал в Ледовом походе. Он расстрелян в Архангельской губернии в 1921 году.
Я родился через пять лет после окончания Великой Отечественной войны, был, как положено, пионером, комсомольцем. И привык, что 23 февраля — праздничный день. Располагаясь в календаре рядом с 8 марта, «женским днем», он постепенно стал неким «мужским» праздником. Мне, хоть я и не служил в армии (был офицером запаса), звонят в этот день разные люди, поздравляют, мотивируя поздравление как раз тем, что 23 февраля — «праздник всех мужчин».
Понимая всю совокупность причин того, почему 23 февраля и сегодня — значимый день для многих, я все-таки должен сказать, что против этого праздника. Да, 23 февраля считается началом Красной Армии. Армии, которая потом спасла Отечество в 1941 — 1945 годах. И постепенно из Красной армия стала русской. Все это так. Но я не могу забыть при этом, что десятилетия происходило с моей страной.
Кто стоял у истоков Красной Армии? Да, там были и нормальные русские люди, генералы, офицеры, которые просто хотели восстановить армию. Но они все-таки находились в меньшинстве. Главную роль играли те люди, которые тогда стояли у власти, уничтожали мою страну, уничтожали религию, культуру, уничтожали людей.
И вот согласиться с этим, забыть это — я не могу. Как не могу согласиться, слыша, что Волгоград должен носить, хоть на время, имя Сталина. Сталинградская битва — это все-таки иная память, нежели память о Сталине, хотя и он внес вклад в нашу победу.
Но и перечеркивать одним движением все то, что берегли не одно поколение — тоже не стоит.
Для многих русских верующих людей, патриотов здесь начинается дилемма. Немцам было в каком-то смысле проще. Их разгромили, они были очевидными преступниками. И у них не было другого пути, кроме покаяния и исправления. А мы — мы спасли мир от коричневой чумы. Мне лично не раз приходилось слышать от евреев, что Красная Армия спасла мировое еврейство. Здесь можно приводить еще многие и многие факты.
Но при этом, повторяю, я не могу согласиться с тем, что большевики сделали с моей страной. Я убежден, что пока мы не преодолеем советское прошлое, главное в нем — подавление человеческой личности, мы никуда не придем, просто не сможем сдвинуться с места. К сожалению, 23 февраля — один из важных дней, которые тесно связаны с контекстом работы той машины, которая стремилась уничтожить человека внутренне, духовно, что мне, как российскому человеку, хотелось бы преодолеть.
Последнее время чувствую, как все больше и больше в нашу жизнь возвращается советизм под какими-то благородными стягами. Но за этими стягами, на которых помещают «День защитника Отечества — 23 февраля», «Сталинградская битва», стоит не память — великая и трагическая, а — совсем другое.
Я не отношусь к сторонникам адаптации к посткоммунистической России старых большевистских праздников. Да, мы знаем примеры, когда христианство переработало под себя языческие праздники, но все-таки у нас иная ситуация. Поэтому я искал бы другую дату для празднования Дня защитника Отечества. Причем — мягко, осторожно, с уважением, с состраданием.
Тем более, у нас есть 9 мая — великий святой праздник. Совсем не советский, а — российский. Это Россия победила в тяжелейшей войне, а не Сталин и не коммунисты. Есть у нас и 22 июня, на самом деле — День национальной скорби, но мы не до конца воспринимаем его глубину.
И мы напрочь забыли день начала Первой мировой войны.
Подготовила Оксана Головко
http://www.pravmir.ru/23-fevralya-mozhno-li-pereformatirovat-sovetskij-prazdnik/