Русская линия
Православие и Мир Анастасия Коскелло07.12.2012 

«Вина эта его удваивается, ибо он поп..»

7 декабря (24 ноября ст.ст.) Русская Cвященномученик Евграф ЕварестовПравославная Церковь чтит память священномученика Евграфа Еварестова. Настоятель Вознесенского кафедрального собора в г. Уфе, известный миссионер, церковный историк и общественный деятель, он был обвинен в «агитации в пользу Колчака» и расстрелян чекистами в 1919 году.

«Предлагаю его РАССТРЕЛЯТЬ»

9 июня 1919 года красные взяли Уфу. Жители спешно покидали город. Все духовенство Вознесенского кафедрального собора Уфы, за исключением настоятеля, уехало вместе с отступающей армией Колчака. Настоятель, протоиерей Евграф Еварестов, уезжать отказался — решил, что отвечает за храм.

18 ноября 1919 года в одноэтажный деревянный домик рядом с собором, где жила семья священника, ворвались красноармейцы-латыши. Они вошли в помещение с черного хода и сразу же начали обыск. Забрали все мало—мальски ценные вещи, награды, документы и фотографии. 62-летнего священника били, плевали ему в лицо, таскали за бороду. Потом увели его с собой и оставили под арестом в здании Уфимского губернского дома принудительных работ.

Через 12 дней, 1 декабря отца Евграфа привели в Особый Отдел при Реввоенсовете Восточного фронта. Там заведующий следственной частью Отдела составил на него «обвинительное заключение»:

«…гр. Евграф Еварестов обвиняется: 1) как член монархической организации Михаила Архангела, вина эта его удваивается, ибо он поп; 2) как член и учредитель агитационного Просветительного Общества течения Колчака, что являлось определенной Правительственной агитацией в пользу Колчака и затемнение Народных масс, которые он и без того затемнял как поп; 3) в добровольных пожертвований на Народную Армию.; 4) участник сборов разного имущества как то: одежды и белья в своем приходе на Народную армию; 5) в родственных связях с активными белогвардейцами; 6) в ложно злостных показаниях при допросе. Находя Е. Еварестова врагом Советской власти, принесшего много вреда и способного его приносить, предлагаю его РАССТРЕЛЯТЬ» (орфография и пунктуация оригинала).

Приговор был приведен в исполнение по разным данным 7 или 8 декабря 1919 года. Считается, что отец Евграф был расстрелян где-то за уфимским Сергиевским кладбищем. Священника вели на расстрел в одном нижнем белье, босиком по снегу.

Из воспоминаний дочери отца Евграфа:

«Потом к тюрьме приходили старушки, и около тюрьмы служили панихиды, молились. Они долго туда ходили, уже и год прошел, а они все служили панихиды. Одна из этих старушек рассказывала, что в один из церковных праздников отец Евграф явился им — весь в белой одежде и в венце…»

Апостол Уфы

Как и большинство новомучеников Российских, протоиерей Евграф Еварестов был потомственным сельским батюшкой. Он родился в селе Кирсаново Пономаревской волости Бугурусланского уезда Самарской губернии, в многодетной священнической семье. Двое его братьев — Александр и Геннадий — также приняли священный сан (Геннадий был расстрелян в 1937 году).

Он закончил Самарскую духовную семинарию, затем Казанскую духовную академию. С 1885 года проживал в Уфе. Первые два года (1885−87) служил помощником инспектора в Уфимской духовной семинарии. В 1887 году был рукоположен в сан диакона, а затем в сан иерея. Со дня хиротонии и до самой мученической кончины отец Евграф служил в Уфимском Воскресенском кафедральном соборе (в 1900 году он был возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем собора).

Помимо служения в храме, он много преподавал, занимался просветительской деятельностью. В течение 30 лет был преподавателем и членом правления Уфимской духовной семинарии, руководил жизнью церковно-приходских школ Уфимского уезда (1889−99 гг.), а затем всей епархии (1900—1905 гг.). Много лет (с 1890 по 1917 г.) преподавал Закон Божий ученикам Землемерного училища. С 1898 года был членом местного общества по борьбе с пьянством — Попечительства о народной трезвости.

Он писал многочисленные исторические и богословские статьи, совершал миссионерские поездки по епархии, был неутомимым проповедником и ярким полемистом. Многочисленные таланты дополняла яркая внешность: высокий рост, статная фигура, окладистая борода, «орлиный» взор. В начале XX века отец Евграф был, вероятно, самым популярным священником в Уфимской епархии. За свои труды он неоднократно удостаивался церковных и государственных наград, в том числе шести архипастырских благодарностей, орденов св. Анны 2-й и 3-й 4-й степени (1906 г.), в том числе ордена св. Владимира III степени (1914 г.), что давало право семье отца Евграфа на потомственное дворянство.

Музыкальное семейство

Супруга отца Евграфа, Анна Васильевна, была также из священнической семьи. С детства она была музыкально одаренной, много и серьезно занималась игрой на фортепиано. «Когда семья решила ее, 17-летнюю, выдать замуж за священнослужителя, ее педагог-немец на коленях умолял родителей не губить талант и не выдавать ее замуж, проча ей будущее знаменитой пианистки», — вспоминает правнучка Анны Васильевны и отца Евграфа, Наталья Латышева.

Всего у отца Евграфа и матушки Анны родилось пятнадцать детей (трое умерли во младенчестве). Все они проживали в одноэтажном деревянном доме по ул. Александровской, 5 (ныне ул. К. Маркса), принадлежавшем Воскресенскому кафедральному собору.

Практически всем детям передались музыкальные способности. Анна Васильевна много занималась с ними, устраивала семейные музыкальные вечера, фортепианные концерты. Сын Иван блестяще играл на скрипке, он часто выступал дуэтом с матушкой Анной. Дочери Еварестовых впоследствии обучались в консерваториях: Мария в Таллинской, Александра — в Санкт-Петербургской. Сын Николай пел в московском Большом театре вместе с легендарным Козловским.

«Белое дело»

В годы Гражданской войны Уфа несколько раз занималась то Красной, то Белой армией. Летом 1918 года белогвардейцы в очередной раз освободили город от большевиков. Уфимское духовенство встречало их хлебом-солью. В Вознесенском кафедральном соборе ежедневно служились благодарственные молебны и молебны о спасении Отечества. По всем приходам Уфы был объявлен сбор денег, одежды и белья для нужд Белой армии. Отец Евграф с матушкой Анной активно участвовали в «Белом деле», собирали пожертвования, помогали раненым. Отец Евграф стал членом просветительского Восточно-Русского общества, созданного под эгидой Народной армии Колчака.

Затем красные вернулись. Горожане стремительно стали покидать Уфу, вслед за отступающей армией Колчака уехало почти все духовенство. Четыре сына отца Евграфа пошли служить в Армию Колчака: двое пошли добровольцами, двое были мобилизованы. С Армией Колчака покинули Уфу две дочери Еварестовых — одна была замужем за прокурором Суда Западной Армии Колчака, вторая — замужем за инженером, офицером при Армии Колчака.

Дочь отца Евграфа Анна впоследствии вспоминала:

«Еще помню, что многие священники уезжали, и уехали все из собора, а папа отказался уезжать категорически. и службу вел один. В Духов день, когда он служил, я увидела, что алтарь был раскрыт, а папа стоял на коленях и молитвенно поднимал руки, а по щекам его текли слезы, верно, он чувствовал, что это его последние дни».

«Без права амнистирования»

Супруга батюшки, Анна Васильевна Еварестова, была арестована через три дня после ареста отца Евграфа, 21 ноября 1919 года. Красные обвинили ее в «содействии сбору денег на нужды Народной армии, в родственных связях с белыми, в злостно-умышленных показаниях». 30 ноября 1919 Особым Отделом при Реввоенсовете Восточного фронта Анне Васильевне был вынесен приговор: «заключить в концентрационный лагерь на все время гражданской войны без права амнистирования, имущество конфисковать, детей передать в Социальное обеспечение».

Заботу о семье взяла на себя старшая дочь Еварестовых Александра. Вместе с двумя своими детьми и семью малолетними братьями и сестрами в декабре 1919 года в 40-градусный мороз она была отправлена в ссылку в г. Катав-Ивановский завод Уфимской губернии. Весной 1920 года семье было разрешено вернуться обратно в Уфу, в свой дом.

Анна Васильевна была отправлена в лагерь. Там в ноябре 1919 года она перенесла тяжелую форму сыпного тифа. После этого возобновился туберкулез, полученный в тюрьме. Тяжелобольную матушку выпустили домой, где она через два года тихо скончалась, окруженная заботами детей и внуков.

Александра Евграфовна вырастила всех своих младших братьев и сестер. Она училась в Петербурге — окончила 6-годичные курсы Рапгоффа. Будучи, как и ее мать, хорошей пианисткой, в голодные годы она устроилась на работу тапером в кинотеатр «Акмулла» (впоследствии кинотеатр «Октябрь») и смогла прокормить всю семью. Всем детям она сумела дать образование, всех поставила на ноги.

Разносторонние таланты протоиерея Евграфа Еварестова унаследовали его многочисленные потомки.

Так, правнучка протоиерея Евграфа, Наталья Александровна Латышева — заслуженный работник культуры России и Башкортостана, преподаватель музыки, воспитавший не одно поколение пианистов-лауреатов конкурсов российского и международного масштаба.

Правнук отца Евграфа, иерей Георгий Олегович Еварестов — по образованию дирижер, служит настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы в Щапово (Александрово) под Москвой.

Другой потомок отца Евграфа, Сергей Вениаминович Еварестов — журналист, заслуженный работник культуры Республики Башкортостан, много лет проработал в газете «Республика Башкортостан».

Память

В 1999 году протоиерей Евграф Еварестов был прославлен как местночтимый святой Уфимской епархии. Торжественное его прославление состоялось 26 октября 1999 года в храме Казанской иконы Божьей матери бывшего села Богородского.

В 2000 году юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви протоиерей Евграф Еварестов был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

Дом отца Евграфа Еварестова в Уфе до наших дней не сохранился. Долгие годы он пребывал в запущенном состоянии, коммуникации его не ремонтировались, и в начале 1980-х годов он взорвался от накопившегося в подвалах газа. Мебель из дома протоиерея Евграфа Еварестова чудесным образом сохранилась в Доме-музее Сергея Аксакова в Уфе. Незадолго до взрыва потомки священника передали ее в экспозицию.

Вознесенский кафедральный собор в Уфе, где служил протоиерей Евграф, в 1932 году по постановлению горсовета был разрушен. В настоящее время на месте его находится Башкирский академический театр драмы имени Мажита Гафури. По образу Вознесенского собора в 2003−7 годах на улице Комсомольской г. Уфы был построен Кирилло-Мефодиевский храм. Считается, что он является приблизительной копией собора. Приход Кирилло-Мефодиевского храма сегодня — самый большой в Уфе.

http://www.pravmir.ru/svyashhennomuchenik-evgraf-evarestov-vina-eta-ego-udvaivaetsya-ibo-on-pop/


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика