Русская линия | Архимандрит Борис (Долженко) | 11.11.2012 |
Своих умерших они хоронили по восточному обычаю в пещерах за городом, где и обитал бесноватый. Сегодняшнее Евангельское чтение повествует о том, как он исцелился. Бесы не могут проявлять такие качества как любовь, терпение, уважение, поэтому бесноватый, как бы сейчас сказали, был сложен в общении. Его пытались связывать верёвками и цепями, но он, поднатужившись, разрывал их. Современных успокоительных средств медицина к тому времени ещё не изобрела, и, поэтому помочь ему было нечем. Жители Гадаринской страны решили этот вопрос таким образом: бесноватый поселился вдали от селений в гробах, люди же старались обходить те места стороной. А если они там показывались, то бесноватый бросал в них камнями.
Спаситель, переплыв озеро в лодке, оказался именно в этом месте, и первое, что Он сделал встретив болящего — приказал бесам выйти. С разрешения Спасителя, бесы вошли в свиней, которые паслись здесь же на берегу, и всё двухтысячное стадо бросилось с крутизны в воду и утонуло. Пастухи побежали в селение, явились хозяева стада, увидели происшедшее, пришли в ужас, и попросили Спасителя поскорее покинуть их страну, что Он и сделал: вошёл в лодку с Апостолами, и вернулся в Галилею. Призывать гадаринских жителей к покаянию и вере в Христа Спасителя остался прежний бесноватый, который был хорошо известен всем местным жителям.
Какое же отношение может иметь эта история к нашей жизни?
У каждого человека есть грехи. А где совершается грех, там и бесы принимают в нём участие. Поэтому любой грешник хоть и не бесноватый, но в какой-то степени находится под властью бесов. Степени у всех разные: у одних это едва заметно, у других — уже серьёзнее, а некоторым приходится ездить на отчитку.
Бесы живут в человеке, человек к ним привыкает, они становятся ему как родные, у них становятся общими интересы, их мысли человек принимает за свои. Вот человек разгневался, у него в груди кипит, в голове возникают ругательные слова, он говорит: «Я возмущён!» Но это не он возмущён, это страсть гнева. Страсть - это постоянно действующее в душе влечение к греху. В каждом человеке вследствие первородного греха действует 8 главных страстей: чревоугодие, гнев, блуд, сребролюбие, уныние, печаль, гордость, тщеславие. Каждая страсть похожа на верёвку, один конец которой привязан к душе, а второй конец дёргает бес. Если это страсть гнева, то человек будет возмущаться с утра до вечера: он будет кого-то обличать, что-то доказывать, с кем-то воевать. Человек может решить: «Всё, пора остановиться, с завтрашнего дня не буду гневаться!» Но у него не получится — не хватит сил. На борьбу с грехом нужны силы. А ведь чтобы грешить, тоже нужны силы, и немалые. Бесноватый может рваться, кричать часами, так что несколько крепких мужчин едва могут его удержать. Откуда такая сила? А бесы дают силу на грех. Вспомним, как двухтысячное стадо эта сила столкнула с обрыва в озеро.
И для служения Богу тоже нужна сила. Силу на добрые дела людям даёт Бог. «Без Меня не можете творить ничего», - говорит Христос. Эта сила Божия называется Благодатью. Христиане получают её через молитву, покаяние, Причащение.
В сегодняшнем Евангелии содержится очень важная и утешительная для нас мысль, что бесы не могут войти даже в свиней без позволения Божия. А значит, тем более, в христиан. Искушать они могут, а войти и потащить в пропасть христианина, у которого нет смертных грехов, который исповедуется и причащается - нет.
Поздравляем всех с воскресным днём.
Архимандрит Борис (Долженко)