Русская линия | Протоиерей Дмитрий Смирнов | 28.09.2012 |
Глава Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов в эфире телеканала «Союз» призвал верующих по возможности воспитывать своих детей дома, а не калечить их, отдавая в детсад и начальную школу. Об этом священник заявил отвечая на вопрос одной из телезрительниц: «Я молодая мама. Нашему старшему ребенку 2 года, и вот-вот родиться еще один. Как вы думаете, нужно ли отдавать ребенка в детский сад, или же детишкам лучше воспитываться дома, с мамой? Или эта пресловутая социализация всё-таки важна для детей такого возраста?»
Ниже мы приводим ответ отца Димитрия целиком:
«Вопрос актуальный. Сам я вырос в детском саду, причём на пятидневке. То есть меня мама или папа привозили в понедельник в детский сад и в пятницу забирали. Если бы меня спросили, как ты сам хочешь, я бы никогда на это не согласился. Просто у нас, у детей, было представление, что это норма. Мы думали, что все дети в детском саду.
Из детского сада я плавно перешёл в пионерский лагерь. И я этому подчинялся, потому что думал, что это так и всё. Но когда подрос, то узнал, что некоторые дети, как только оказывались в детском саду, сразу же заболевали и оставались дома. А некоторые дети, когда им нужно было в лагерь, ложились на пол и говорили «не встану». Некоторые даже убегали из дома. Если бы я знал, что так поступают некоторые дети, я бы сделал то же самое. Потому что я, когда еще учился в школе и был в пионерском лагере, дал себе обет, что когда я вырасту, и у меня тоже будут дети, я их ни за что не отправлю в пионерский лагерь. И я выполнил этот обет. В детском саду какое-то время моя дочка была, но этот сад был несколько смягченным. Потому что она была в группе у своей бабушки. Поэтому, она в некотором смысле была, как дома. Но и то, при первой же возможности мы её забрали.
Бывают такие обстоятельства, что у молодой семьи нет другого выхода. Поэтому, отдавать в детский сад, конечно, можно, но только в самой безвыходной ситуации. И самая лучшая социализация, она происходит не там, а в семье. Потому что для ребенка самое важное — это быть с мамой. А когда ребёнка отрывают от мамы, для него это всегда трагедия. Всегда! Даже если он не подает никакого вида. Потому что ребенку находиться в детском коллективе чрезвычайно вредно. Эта ситуация стрессовая и совершенно аномальная.
Ведь редкая семья имеет двух детей одного возраста. Дети обычно в семье разновозрастные, и это есть самая естественная ситуация для семьи. Дети разного возраста во главе с мамой, которая регулирует их взаимоотношения. И на их взаимоотношениях в течение всего детства учит, как вести себя за столом, как старшие должны относиться к младшим, как младшие должны относиться к старшим, как нужно относиться к своим игрушкам, как нужно застилать свою кровать, как нужно убирать за собой посуду и мыть её и так далее. То есть мама все время находится в педагогическом процессе. А когда папа приходит с работы, он к этому подключается.
Хорошо, когда есть разумная бабушка, и она может помогать маме. Еще хорошо, когда у папы есть достаточно денег, и он может нанять маме помощницу, которая может и с детками побыть часок, чтобы мама могла отдохнуть, и занятия с детьми провести и т. д. Но у всех разные материальные возможности. А так, детский сад, это есть ну просто вынужденная мера.
Вообще, главная работа женщины — это быть мамой. Это очень трудная, очень творческая, и крайне необходимая детям работа. Маму никакая воспитательница, даже очень хорошая, конечно, заменить не может. И ситуация детского сада это всегда ситуация, калечащая психику ребенка. Это никакая не социализация.
Я педагог по первой специальности, но была б моя воля, я бы детей отдавал в школу не с 6 или 7 лет, а с 9-ти, не раньше. Когда уже психика ребенка достаточно окрепла, чтобы переварить школу. Потому что само состояние, когда маленький семилетний или теперь уже шестилетний ребеночек помещается в коллектив, где 25 сверстников, это ситуация сумасшедшего дома. Гораздо лучше, чтобы начальную школу ребенок проходил в семье. Потому что любой папа, любая мама, если они захотят, они спокойно могут преподать всё то, что изучается в школе в это время и гораздо быстрее и эффективнее.
Когда ребеночек попадает уже в четвертый класс, он уже хорошо адаптируется, потому что его психика окрепла. Она не травмируется. А в школе и в детском саду (а в яслях, это вообще) — это просто травма, которую потом нужно избывать в течение многих лет. И многое не проходит бесследно. Вот мне сейчас уже за 60, я пенсионер, и вот что я помню из детства? Я помню ужас детского сада, я даже помню имена ребят и их лица, с которыми я был в одной группе, и помню, как мне там было тяжело, помню несколько ужасных эпизодов, которые мне там пришлось пережить. Я помню первые слова матом, я их узнал впервые в детском саду, я помню их сейчас и помню в том порядке, как я их узнал. Они до сих пор вбиты в мою голову и в мое сердце. Понимаете? Помню все истязания, которые я претерпел, не потому что я такой злопамятный. Но просто настолько серьезные шрамы оказались.
Я, конечно, понимаю, что у моих папы и мамы было трое детей, и им приходилось работать, чтобы нас прокормить, прокормить физически, потому что просто нечего было есть. Поэтому, я ни в коем случае их не осуждаю. Слава Богу, что я был тогда, первую часть своей жизни, очень послушным. Но в школе было тоже. Я прекрасно помню свое 1 сентября в первом классе. Это был просто шок, стресс. 7 лет по моему развитию — это было очень рано, это была совсем не щадящая ситуация. Поэтому, умоляю вас, как человек, сохранивший недобрую память о своем детстве, уберегите своих деточек от этих испытаний".
Русская линия