Русская линия | 19.09.2012 |
Протоиерей Максим Первозванский |
«Многие люди, не выбирающие основы той или иной религиозной культуры, а выбирающие основы светской этики, делали это по принципу, „чтобы не навредили“. Чтобы не испортили, не поломали достаточно тонкую детскую религиозность», — заявил в интервью порталу «Православие и мир» клирик храма Сорока мучеников Севастийских у Новоспасского моста, главный редактор журнала «Наследник» протоиерей Максим Первозванский, комментируя данные Министерства образования и науки по выбору родителями четвероклассников модулей по основам религиозных культур и светской этики.
По стране в целом основы православной культуры выбрали 31,7% родителей, основы исламской культуры — 4%, основы мировых религиозных культур — 21,2%, основы светской этики — 42,7%. По городу Москве основы православной культуры выбрали 23,43%, основы исламской культуры — 1.02%, основы мировых религиозных культур — 27,7%, основы светской этики — 47,4%. По Санкт-Петербургу: основы православной культуры — 9,46%, основы исламской культуры — 0,07%, мировые религиозные культуры — 37,7%, светская этика — 52,6%.
«Речь в данном случае идет не о доверии той или иной религиозной конфессии и не о приоритетах выбора веры», — подчеркнул священник. — Я, например, сам сомневался в этом выборе для своих детей. Мы выбрали все же основы православной культуры, но определенная доля сомнения у меня была. Этот предмет в нашем классе в очень хорошей московской школе будет преподавать классная руководительница (мы с ней в достаточно близких отношениях находимся), которая сказала: «Я ничего не знаю, ничего в этом не понимаю, не смогу правильно отвечать на вопросы». Она поделилась со мной своими сомнениями, в том, что она недостаточно компетентна, чтобы преподавать этот предмет. И в таком духе было достаточно много шума этим летом, что в настоящее время уровень подготовки преподавателей по этим предметам оставляет желать лучшего".
Отец Максим отметил, что второй фактор, «повлиявший на выбор, заключается в том, что, хотя люди и определяют свою принадлежность к религиозной конфессии, большая часть наших сограждан в вопросах религиозных доверяет только себе». «С таким индивидуализмом я часто сталкиваюсь как священник. Когда начинаешь людям что-то говорить о православной вере, об отношении к каким-то конкретным вещам, они отвечают: «Да нет, вы знаете, я сам разберусь, как надо к этим вещам относиться», особенно, когда это касается всевозможных оккультных вопросов, молитвы, постов, супружеской верности — масса вещей, по которым человек так или иначе имеет свое определенное мнение, и даже голос свой возвышает в общественном пространстве на эти темы. Люди, считая себя православными, решают эти вопросы по-своему: «у меня свое православие».
«Поэтому многие из них боятся, что ребенку будут навязаны какие-то взгляды, которые несовместимы со взглядами его родителей. А светская этика — „безопасный“ на взгляд родителей предмет», — отметил священник.
«Если говорить о большом проценте выбора светской этики в Питере, то я бы предположил, что, может быть, этот город больше подвержен влиянию СМИ, и, хотя утверждать этого я не могу, нужно признать, что наше мнение очень сильно сформировано средствами массовой информации. И очень небольшой процент наших сограждан думает своей головой. Большинство людей все же прислушиваются к мнению людей, являющихся авторитетом. И Питер в этом смысле, может быть, представляет собой другую референтную группу, но это никак не характеризует уровень образованности выбиравших».
«Поэтому, такой выбор свидетельствует скорее о настороженности к этому предмету, которое сформировано негативным влиянием СМИ», — заключил отец Максим.
Русская линия