Православие и Мир | Марина Дымова | 12.09.2012 |
Когда отправляешься в путь по святым местам, а особенно в место, дотоле тебе неведомое, душу охватывает неизъяснимое волнение — как сложится путешествие, кто будет твоими спутниками; и радость — ведь мы едем в гости к своим святым, нам родным, к угодникам Божиим, чтобы отдохнуть от суеты мирской и хотя бы ненадолго прикоснуться к тайне святой жизни, приобщиться в малой мере их подвигу, увидеть созданные ими обители. А главное, постараться молитвенно встретиться с Богом, укрепить свою веру, научиться чему-то доброму и полезному для души.
Так случилось, что преподобный Александр Свирский был одним из первых святых угодников Божиих, с которым я познакомилась в начале своего духовного пути. Познакомилась по рассказам о нем одной знакомой старушки, Марии Васильевны, ныне почившей, к которой я ходила в гости. Она жила в одном доме с моей бабушкой, и они дружили. Мария Васильевна долгое время пела в церковном хоре нашего храма, и до последних дней своей жизни трудилась в приходе, помогая чем только могла. Но, к стыду своему, житие Батюшки Александра тогда не произвело на меня должного впечатления. Слишком тих и смиренен, почти незаметен был Батюшка, а во многие моменты его подвигов я просто тогда не вникала. Но меня поразило, с какой любовью говорила о нем эта старушка. Удивили и ее слова: «Ты знаешь, я его в духовные взяла.» Тогда, может быть, в первый раз я прикоснулась к тайне молитвенной жизни другого человека. Поразительно — для Марии Васильевны Преподобный был живым! Она обращалась к нему как к духовному отцу, просила о помощи, и он помогал ей! Рассказывая об этом, она радовалась как ребенок, и, глядя в ее добрые, чистые, сияющие глаза, невозможно было не радоваться вместе с ней.
Прошло время. И вот, в 1998 году, значимом для всех православных, были вновь обретены мощи преподобного Александра. И нам с подругой Наташей довелось встретиться с ним. Мы приехали в храм Св. мцц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, что на проспекте Стачек, где 4 месяца, перед тем как упокоиться на своем месте, в обители, почивали св. мощи Батюшки Александра. Они были обретены в Военно-Медицинской Академии. Преподобный сам засвидетельствовал подлинность святыни обильным мироточением мощей во время первого же молебна, состоявшегося прямо в стенах академии. Мироточение усилилось при перенесении св. мощей в храм и в течение всего пребывания их в Петербурге практически не прекращалось. Благоухание было настолько сильным, что с улицы в храм залетали невесть откуда взявшиеся в промышленном районе города пчелки и кружили над ракой, а одна попала даже в Чашу со Святым Причастием, и ее пришлось вызволять. Сколько же помощи подавал преподобный Александр всем приходящим к нему с верой, сколько чудесных исцелений произошло, сколько благодарности Богу и святому его угоднику было вознесено! Люди прямо в храме, незнакомые дотоле, делились друг с другом рассказами о чудесной помощи Преподобного, и мы с Наташей были свидетелями этих рассказов. Мы приложились к святым мощам. Не знаю, как написать об этом. Здесь соединились и любовь к нам Преподобного, и молитвы всех притекающих к нему. Было такое ощущение, что весь храм наполнен пасхальной радостью, и эта радость читалась у всех на лицах.
Наш город изначально находится под молитвенным покровом Преподобного. Ведь именно в день его памяти 30 августа (12 сентября) 1702 года Государем Петром Великим была одержана победа над шведами. И первая часовня в зарождающемся Петербурге была посвящена преподобному Александру Свирскому. После перенесения св. мощей св.блгв. князя Александра Невского в тот же день, но годами позже, Преподобный Александр как бы уступает место святому князю-воину в первенстве славы, если конечно можно так сказать, но не будем забывать, что оба они — молитвенники и заступники нашего славного города. Царь Петр сам часто посещал Александро-Свирский монастырь и именно из тех мест доставляли лес для строительства будущей Александро-Невской Лавры.
Многие мои знакомые побывали там. И все как один возвращались радостные, потрясенные увиденным и говорили: «Непременно поезжай! Это вторая, Северная Палестина.» И действительно, ведь это единственное место на земле, где, после Евангельских событий, произошло явление Господа в образе Пресвятой Троицы.
Был прекрасный февральский день — достаточно морозный и снежный, когда наша паломническая группа отправилась в путь. Поездка была организована приходом храма св. вмц. Варвары, что находится в поселке Рахья, в 20 минутах езды от Всеволожска, по благословению настоятеля храма, батюшки Илии Амбарцумова. И на радость, среди людей оказались знакомые, многие из 5-ой школы, где я училась, и даже мамина коллега — учительница математики с дочерью и внучатами. А после одного значимого события в поездке, в самом начале пути, мы вообще все сплотились.
Это событие потрясло нас до глубины души, и не написать о нем невозможно, так как здесь явлены были чудо и милость Божии к нам, грешным. Два автобуса принимали участие в поездке, — большой экскурсионный, отправлявшийся из центра Всеволожска, и микроавтобус, выехавший с опозданием, с паломниками из Рахьи. Уже в Сясьстрое, на стоянке, водитель нашего большого автобуса по рации объявил, что нужно вернуться обратно, — сломался маленький автобус, и необходимо забрать людей. Сердце захолонуло, когда, подъезжая к месту аварии, мы увидели лежащий на обочине вверх колесами наш микроавтобус. Рядом стояли продрогшие (а мы разминулись по времени почти на час!) и сильно перепуганные, но, слава Богу! — все живые и целенькие наши паломники. Оказалось, что не справился с управлением водитель на повороте, на большой скорости машину занесло, и она перевернулась. Редчайший случай. Обычно в такой ситуации без жертв не обходится. А ведь в машине были и детки. Уберег Господь, знал, куда мы едем, помолился за нас Батюшка Александр! Забрали наших горемык, и все вместе, в тесноте, да не в обиде, продолжили свой путь.
Пришли в себя потихонечку, отогрелись люди горячим чаем, и все увидели теперь, по какой чудесной дороге мы едем. Снег перестал идти в это время, выглянуло солнце, и засияла перед нами украшенная им скромная северная природа — хвойные леса, холмы и равнины. И все это в сверкающем снегу. А реки! Какая красота! В дороге мы увидели их несколько сразу — Неву, Волхов, Сясь, Оять, Свирь. И Нева-то здесь на просторе совсем иная, не такая, как в Петербурге, закованная в гранит; здесь широкая красавица-Нева — хозяйка этих мест, величава и сильна. Да, полны скрытой силы реки, несущие сейчас свои воды под белоснежным покровом льда и снега, и как завораживает их полноводное течение, когда они освобождаются от зимнего сна и становятся судоходными. А теперь, зимой, смотришь на их беспредельную снежную гладь, и какой-то покой сходит в сердце.
Мы все ехали и ехали, на северо-восток, к Приладожским землям, освященным подвигами святых угодников Божиих, которых, хотя они и не так известны, здесь немало. Ведь у преподобного Александра было столько святых учеников.
В дороге мы слушали житие Преподобного.
Перенесемся мысленно в глубь веков. Русь Православная. Северо-восточный край. Новгородские земли. Маленькая деревенька Мандеры, неподалеку — Введено-Островский монастырь. Печалятся и скорбят благочестивые супруги Стефан и Васса — все у них есть в доме — и мир, и любовь, и добрые сыновья и дочери, и достаток. Да вот беда — уже долгое время нет в семье утешения, не рождаются больше детки, а как бы хотелось, чтобы вновь появился маленький ангел в семье! Удивительный и поучительный пример для всех нас — как раньше относились в благочестивых семьях к появлению на свет чадушек — как к дару и благословению Божию. Каждый ребенок был желанным! Много времени провели в слезах и молитвах Стефан и Васса, и услышал их Господь, призрел на слезы и воздыхания, и родился у них сынок, будущий служитель Пресвятой Троицы, на радость и утешение не только им, но и всему народу православному. Случилось это в 1448 году. Нарекли чадо Аммосом. Не могли нарадоваться на него родители, рос он послушным, кротким, любящим ребенком, и с детских лет добрым молитвенником. Да вот беда, долгое время не давалась мальчику грамота, что сильно его удручало. Но это обстоятельство еще сильнее заставило его прилепиться к Богу с неустанной молитвой о помощи в разумении Его премудрости, и со временем учение стало даваться ему легко и стало в радость.
Да, дивный отрок был избранным с самого рождения и жаждал всего себя посвятить Господу. Узнав о благом житии иноков в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре, юный Аммос всей душой стремился туда. Вскоре состоялась знаменательная встреча отрока с иноками этой обители, как раз остановившимися в соседней деревне. Один из иноков, прозорливый старец, увидев сердцем весь свет души отрока, рассказал ему о монастыре, указал путь и предрек, что его ожидают многие труды во славу Божию.
Вскоре, сказав родителям, что отправляется по делам в одну деревню, и, испросив их благословения, юноша покинул родительский дом, чтобы уже никогда сюда не вернуться.
К Валаамской обители лежал его путь. Когда, перебравшись через реку Свирь, и оказавшись в прекрасном лесу, на берегу озера, юноша решил немного передохнуть, неизреченный свет осиял его и был ему голос, предрекший, что после доброго жития в Валаамском монастыре вернется сюда инок, чтобы на сем прекрасном месте основать обитель. Так все и случилось. Усердно подвизался на Валааме новопостриженный инок Александр, проводя дни и ночи в трудах и молитвах, в святом уединении, на острове. До нашего времени сохранилась хижина, где пребывал святой угодник. А остров так и называется — Святой.
И вот пришло время. Однажды, стоя на молитве в своей келлии, вознося славословие Божией Матери и прося Ее наставления, сподобился услышать инок Александр повеление идти к месту своих будущих подвигов, устраивать новую обитель. Рассказав все настоятелю и испросив его благословения, отправляется блаженный Александр в дальнюю дорогу.
Прекрасны места за Свирью. Сосновый бор, озера с чистейшей водой — тихое и уединенное прибежище. Преподобный Александр устроил небольшую хижину, и потекли дни за днями — в бдениях, псалмопении, молитвах и трудах. Но не укрывается светильник под спудом, а светит всем нуждающимся в Божественном просвещении. Так произошло и с преподобным Александром.
Как-то раз охотился в тех местах местный дворянин Андрей Завалишин. Отделившись от своих приятелей, он погнался за оленем, и в погоне достиг того места, где подвизался преподобный Александр. Андрей увидел хижину и, испуганного неожиданным появлением здесь человека, неведомого инока. Испросив благословения, Андрей попросил его рассказать о своей жизни. Он был потрясен строгостью жизни инока, пребывающего в безмолвии, вдали от людей, питающегося только травой, проводящего все время в молитвах.
И хотя Преподобный молил Андрея не рассказывать о нем, тот не смог удержаться, поведал людям о подвигах Преподобного, и к нему стали приходить желающие оставить мир и подражать его житию. Первым среди них стал его старший брат Иоанн. И сам Андрей, погнавшись за земной добычей, был уловлен в сети Божии, впоследствии приняв постриг с именем Адриан и много угодив своими трудами Господу.
Преподобный Александр был добрым наставником братии, помогал и наставлениями, и трудом, но жили они пока отдельно друг от друга, в маленьких хижинах. Но скоро и прекрасная обитель появится здесь. И создана она была после предивного явления Господа преподобному Александру в образе Пресвятой Троицы.
Свет осиял келлию Преподобного, когда он стоял на молитве, и вошли к нему Три Странника в белоснежных одеждах, прекрасные и благообразные видом. Как передать нам нашим скудным языком это чудо? Господь разговаривает со своим творением, и человек, склонившись к ногам Непостижимого, дерзает отвечать Ему. Преподобный Александр, в благоговении, трепете и страхе, и вместе с тем с любовию непостижимой для нас, как бы совершенно исчезает в своем смирении и послушании своему Творцу. Воистину, «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Склонимся и мы в молчании перед этой тайной зрения человеком Господа своего.
Господь повелел своему чаду создать церковь во имя Пресвятой Троицы, а вскоре было указано и место для постройки в явлении Ангела Господня, который указал рукой крестообразно, где будет поставлен храм. Это был 1506 год.
И расцвела в северо-восточных землях Руси обитель в честь Пресвятой Троицы. Как ни отказывался по смирению своему Преподобный, а все же был он возведен в сан игумена монастыря, став после этого как бы еще более тихим, кротким и смиренным. Все делал сам, трудился наравне со всеми, — носил воду, рубил дрова, готовил в пекарне, ходил в ветхой одежде, и часто приходившие в обитель паломники не сразу узнавали в этом незаметном и кротком иноке настоятеля обители. Трудами Батюшки Александра была также создана водяная мельница. Создание ее сопровождалось чудом Божиим. При прорытии канала из верхнего озера в нижнее произошел стремительный прорыв воды, грозящий разрушить обитель, но по молитвам Преподобного, вода остановилась, утихла.
«Ангелом во плоти» называли преподобного Александра. Он подавал исцеление болящим, утешение в скорбях, исправление грешникам, провидел тайное в людях и всех призывал к покаянию.
В конце своей земной жизни Преподобный удостоился явления Божией Матери, которая обещала не оставлять Своим заступничеством обитель.
Святой угодник Божий мирно почил на 86-м году жизни 30 августа (12 сентября) 1533 года, и лик его после кончины светился, как при жизни. Погребен он был в своей Отходной Пустыньке, рядом с Преображенской церковью.
17(30) апреля 1641 года тело преподобного Александра было обретено нетленным, земля над гробом была поднята в виде свода. Братия монастыря была поражена увиденным — святой угодник как будто почивал в гробу, таким живым он предстал перед ними, все так же светился его лик!
Святые мощи торжественно перенесли в Преображенский собор, где они и пребывали на протяжении веков, пока не пришли времена богоборческой власти. Обитель, ставшая образцом русского общежительного монашества, была разграблена и разорена. Мощи святого подверглись глумлению, потом были вывезены в Лодейное поле и после этого, казалось, бесследно исчезли.
И вот уже во времена духовного возрождения, чудом и милостью Божией стали возвращаться к нам святыни Православные, снова гостеприимный и любящий хозяин обители не только духовно, но и телесно пребывает с нами, и каждый православный теперь имеет возможность прикоснуться к святыне. И появился новый праздник в обители — 30 июля — день второго обретения св. мощей преподобного Александра.
И вот мы уже у стен монастыря. Даже воздух здесь совсем иной — легкий, ароматный, напоенный хвоей соснового бора. Мы вошли во святые врата обители и ахнули, и замерли, потрясенные увиденным — из сияющего под солнцем снега вырастают как будто из того же снега созданные собор, колокольня, часовенка и монастырские корпуса. Зеленые купола храма и колокольни увенчаны позолоченными крестами, кругом чистота и тишина.
Сам монастырь состоит из двух частей, двух отдельных, но находящихся неподалеку друг от друга — метрах в трехстах — обителей. Одна обитель — Троицкая, другая — Преображенская. Рядом река Свирь, два озера — Рощинское и Святое, вокруг сосновый бор. Преображенская часть монастыря — место молитв и трудов братии сегодня. Именно с нее началось наше знакомство с местом подвигов Преподобного. Здесь как раз и была Отходная Пустынь, куда Батюшка Александр уходил для уединенной молитвы. Мы направились в Преображенский собор. Св. мощи преподобного Александра почивают в красивой раке справа от алтаря, над ракой на стене — изображение чудесного события из жития святого — Явление Господа в образе Пресвятой Троицы: Три Странника неземной красоты в белых одеждах беседуют с коленопреклоненным иноком — святым Александром. Читали акафист, мы присоединились к молитве, подошли к помазанию маслицем, в котором растворено миро от святых мощей. А когда настоятель о. Лукиан узнал о случившемся в дороге, то благословил открыть крышку раки, и мы прикладывались непосредственно к святым мощам. Радостно поблагодарили мы Господа, Матерь Божию, поклонились Преподобному, не хотелось уходить.
В часовне, возведенной на месте явления Пресвятой Троицы, тихо-тихо. Эта тишина — наполненная, святая, здесь особенно ощущается присутствие Божие. Очень легко дышится. Чувствуется легкое веяние ветерка. И вспоминаешь слова Священного Писания: «Глас хлада тонка — и тамо Господь». Внутри — деревянная оградка с насыпанным чистым песочком — непосредственное место, где стояли Три Святых Странника — этот песочек берут с собой паломники, в болезнях прикладывают к больным местам, получают исцеления.
В ограде Преображенской обители — каменная колокольня, настоятельский и братские корпуса. С 17 века стоит Преображенский собор. А вот остальные постройки более поздние. Многие здания были возведены во время настоятельства приснопамятного архимандрита Агафангела, в конце 19, начале 20 веков. Именно при нем, за 13 лет, с 1892 года, расцвела эта обитель (а ведь у нее были и печальные периоды оскудения и запустения), стала поистине северной жемчужиной Руси. Каждое здание тогда было существенно обновлено, построены колокольня, мельницы, держали большое хозяйство. И как радостно, что теперь все это усилиями братии с Божией помощью потихонечку возрождается.
Мы прошли снежной дорогой к Троицкой обители, мимо сохранившегося русла канала, ископанного самим преподобным Александром. К сожалению, пока эта часть оставлена за Ленинградской областной психиатрической клиникой, и поэтому здесь не так благолепно все обустроено, как в обители Преображенской. Но храмы здесь также прекрасны. Мы посетили Троицкий собор, с приделом св. апп. Петра и Павла, построенный в 1695 году. Он летний, поэтому внутри достаточно холодно, но нам так интересно о нем рассказывали, что холод почти не чувствовался. Собор внутри украшен великолепными стенными росписями с картинами из Евангельской истории. Рядышком стоит церковь Покрова Божией Матери с трапезной. Здесь сохранились следы монастырской братской кухни, действующей еще во времена Преподобного, — две огромные печки. Между храмами возведена колокольня, а по периметру расположены братские и паломнические корпуса.
Согретые лаской Преподобного, мы тронулись в обратный путь, к реке Оять, чтобы навестить родителей Батюшки Александра, посетить Введено-Оятский монастырь. Эту обитель, называвшуюся во времена земной жизни Преподобного Введено-Островской, часто посещали его родители Стефан и Васса, и сам отрок Аммос любил бывать здесь, именно в этой обители он молился, испрашивая помощи Божией в учении.
Совсем немного известно об истории монастыря, до наших дней почти никаких сведений не сохранилось. Расположен он у впадении реки Оять в реку Свирь. Рядышком находится источник с целебной водой. Обитель очень трогательна в своей бедности и простоте. Восстанавливается монастырь силами сестер с настоятельницей матушкой Михаилой. Прекрасен Введенский храм, мы вошли, помолились, поставили свечи. Какие там приветливые сестрицы, пожилые матушки!
В стенах монастыря обрели место вечного упокоения преподобные Сергий и Варвара. Обратимся к житию преподобного Александра.
Когда юный отрок бесследно исчез из родительского дома, как же горевали родители, они искали сына где только могли, у всех о нем расспрашивали, и только через три года удалось им узнать, что юноша уже пострижен и подвизается на Валааме. Отец сразу же поехал туда повидаться с ним, втайне лелея мысль забрать домой сына. Но инок поначалу даже не показался отцу на глаза. Стефан был вне себя от отчаяния и гнева и даже грозил настоятелю покончить с собой у врат обители, если не увидит сына. Тогда преподобный Александр принял отца в своей келье, состоялся долгий разговор, в ходе которого святой инок старался успокоить, вразумить с любовью отца, уговорить его вернуться домой и подумать о спасении души своей. Когда он увидел, что по-человеческому разумению ничего сделать не удается, он расставшись с отцом до утра, встает на молитву и всю ночь молится за своего родителя. И вот чудо Божие! — разгневанный Стефан утихает, смиряется, становится покорным воле Божией, со вниманием выслушивает советы сына своего, радостно отправляется в путь, в свою родную деревню. И вскоре удаляется в монастырь, принимает постриг с именем Сергия. За ним последовала и его благочестивая супруга Васса, также принявшая постриг с именем Варвары.<
Во время безбожных гонений могилы преподобных были разорены. Теперь же они обретены вновь, возводится часовня — там уже приготовлены для них места упокоения.
Рядом находится небольшое монастырское кладбище. Мы посетили могилку матушки Феклы (+ 1997) — первой настоятельницы обители в наше время. Очень много сделала матушка для возрождения обители. Именно по молитвам ее вновь забил святой источник у врат монастыря. А так трудно было с водой! Источник был здесь и раньше, но во время гонений скрылся под землю. Теперь снова приходят к источнику паломники, купаются и берут с собой целебную воду.
Мы ехали домой умиротворенные и радостные, вспоминая нашу благодатную встречу со Святынями Севера. День завершался. И мы начали читать Акафист «Слава Богу за все!»
Господи, прими благодарения наши за все благодеяния Твои нам грешным и посещай и впредь нас благодатию Твоею, храни нас десницею Твоею во всех путях жизни нашей, вразумляй и выводи нас из мрака духовного, укрепи нас Любовию Твоею. Помоги нам преобразиться, стать истинными детьми Твоими, научи возлюбить всех ненавидящих нас и проливать слезы за заблудших и погибающих братьев и сестер наших, да полюбили бы мы весь мир Твой. Аминь
http://www.pravmir.ru/severnaya-palestina-k-prepodobnomu-aleksandru-svirskomu1/