Русская линия
Татьянин деньСхиархимандрит Давид (Псаракис)14.08.2012 

Нужно продолжать бороться до конца
Часть II

Продолжение интервью со схиархимандритом Давидом (Псаракисом), учеником старца Иакова (Цаликиса) — о том, почему он пришел в монастырь, как найти свою дорогу в жизни и что является в духовной жизни самым главным.

 — Какие уроки старца Иакова особенно запомнились?

 — Старец Архимандрит Иаков (Цаликис)Иаков всегда говорил нам о том, что нужно быть очень внимательными.

В греческом языке слова «внимание» («προσοχή», «просохи») и «молитва» («προσευχή», «просевхи») очень похожи. Легче быть внимательными и осторожными, чтобы не совершить грех, чем каяться, когда грех уже совершен. Лучше быть внимательным и не допускать болезнь, чем потом пытаться выздороветь, потому что выздороветь намного сложнее, чем просто не заболеть. Выздоровление требует много борьбы и намного больше силы, чем та, которую имеем мы, современные люди. К сожалению, мы не имеем той силы души и расположения к покаянию, изменению жизни, которое было у людей раньше. Тогда в принципе имели более аскетическое самосознание и взгляды на жизнь, более сильную тягу к изменению, исправлению того неправильного, что было сделано. Поэтому старец и говорил, что лучше не делать неправильное.

Внимание важно, но все совершается с молитвой. С молитвой совершаются чудеса, с молитвой мы можем изменить все, вплоть до воли Божией

 — Покаяние, изменение ума — это очень трудно. В Евангелии от Матфея сперва Иоанн Предтеча говорит о покаянии, потом — Христос. Читаешь этот призыв — «покайтесь» — и до конца остается непонятным его смысл — что именно нужно делать и как?

 — Покаяние — это не сожаление или раскаяние из области этики, когда человек говорит: «Извините, я сделал ошибку». Такое раскаяние — скорее что-то внешнее. Покаяние же — это когда я изменяюсь внутреннее, изменяю мой ум. В греческом языке слово покаяние — «μετανοία» («метаниа») — говорит о том, что это за процесс — перемена ума. Ум поворачивается в другую сторону («μετά», «мета»), меняется, меняет свое направление и находит что-то новое. Мой ум становится другим, становится, как ум Христа, я учусь думать, смотреть на вещи, говорить, как Христос. Покаяние — это образ и способ жизни, процесс, который никогда нельзя завершить. Сколько человек будет жить — столько может каяться, изменять свой ум, разворачивать его от греха ко Христу, приближаться к Нему. Тысячи лет человек может жить, приближаясь к Богу, и никогда не сможет полностью вместить Его в своей душе.

 — Какие ошибки мы, современные люди, совершаем в духовной жизни?

 — Думаю, что грехи во все времена одни и те же. Страсти, которым подвержен человек, не меняются со времен Адама и Евы. Изменяется способ, которым человек грешит.

Мне кажется, что именно в последние годы, например, в Греции до кризиса, появилось много денег, и из-за этого — много жизненных благ, которых раньше не было, а это открыло двери для искушений. Человеку стали предлагать ложные блага, ложную радость, которые уводят от истинных, от Бога.

Я вижу, каким большим искушением для многих является интернет, тот же Фейсбук. Я не хочу сказать, что интернет и Фейсбук — это однозначно плохо. Важно, как ты их используешь. В интернете можно найти прекрасные вещи, которые принесут духовную пользу, но, к сожалению, многие люди используют его неправильным образом.

Я вижу, сколько людей, которые приходят в наш монастырь на исповедь, впали из-за интернета в тяжкие искушения. Искушения те же, что были раньше, но есть новизна в том, как человек в них вовлекается: если раньше, чтобы встретить грех, увидеть какое-то греховное проявление, нужно было по крайней мере выйти из дома, то теперь, если компьютер стоит у тебя в комнате, и ходить никуда не надо, все и так можно посмотреть. И сколько людей из-за этого впали в тяжкие грехи, потеряли семьи!

 — И как надо бороться со страстями?

 — Молитвой, вниманием к своей внутренней жизни и жизнью вблизи Таинств — исповеди, Причастия, — потому что именно через эти Таинства человек приобщается к Богу.

 — Опыт, накопленный святыми подвижниками, — богатство Церкви. Как его перенимать, как следовать ко Спасению?

 — Нужно любить Бога. Старец Иаков с иконой преподобного Давида ЭвбейскогоТолько любовь Божия может дать верное основание и критерий правильности духовной жизни. Я люблю Бога и борюсь с грехами, насколько сильно люблю, настолько сильно борюсь, и чем больше борюсь, чем сильнее люблю. И в каждый момент надо задавать себе вопрос: «Искренен ли я? Действительно ли веду борьбу, не уклоняюсь ли от нее?» И шаг за шагом, посредством духовного руководства, человек сможет найти свою дорогу.

Я думаю, что богатство, которое мы имеем в Церкви — это наши святые, потому что они — это живое Евангелие, живое благовествование. В святом есть настоящая любовь Христова, радость, сила, чистота, Бог находится рядом с ним, и это нельзя не почувствовать, не увидеть. Я почувствовал эту любовь от живого человека, когда оказался рядом со старцем Иаковом. Он принес ее в мою жизнь, так что я ощутил, что Бог — мой Отец.

Ощущение этой любви помогает и побуждает тебя самого искать ее и стремиться к тому, чтобы она жила в тебе самом.

 — Как Вы нашли свою дорогу? Как поняли, что вам надо быть монахом?

 — Думаю, что монашество и брак — это харизма, дар Божий, талант, о котором говорится в Евангелии. Это то же самое, что уметь красиво рисовать, прекрасно петь. Надо, чтобы человек искал, что у него внутри, какой в нем талант. К сожалению, часто мы не имеем силы даже для того, чтобы начать этот поиск и как следует искать, поэтому нередко Бог сам показывает нам дорогу. Так произошло и со мной.

До того, как стать монахом, я с детства ходил в храм, знал какие-то вещи о церковной жизни, но немного. У меня не было этого глубокого духовного поиска, и я не думал о возможность принять постриг.

Когда я увидел старца Иакова и познакомился с ним, то почувствовал в нем любовь Христову, присутствие Божие, и то, и что для живого современного человека возможно этого достичь. Одно дело — читать об этом в книгах, и другое — видеть живого человека, в котором воплощается этот опыт.

Первая мысль, которая мне пришла в голову, — что я хотел бы быть его сыном. Мне тогда было 20 лет, и это желание возникло с первого взгляда на старца. Я забыл моего отца, маму, — всех. Даже не то что забыл — но по сравнению с любовью, которая жила в старце, их любовь была ничем. И мне захотелось стать чадом старца и воспринять эту любовь. Вторая мысль была — что и я могу иметь в себе такую же любовь и потом передавать ее другим людям. Я почувствовал, что мой настоящий дом — здесь, в монастыре, захотел остаться и сказал об этом старцу. Он с большой рассудительностью сказал в ответ: «Нет-нет! Тебе надо закончить учебу в университете, отслужить два года в армии, и потом придешь» — «Но это столько лет! Мне придется ждать так долго, прежде чем прийти в монастырь!» — «Надо, чтобы ты хорошо подумал, помолился, а там посмотришь».

Как я потом понял, старец хотел, чтобы я сам почувствовал, было ли мое желание остаться настоящим. То есть чтобы не он сказал мне, а я по-настоящему почувствовал это в себе, чтобы желание по-настоящему исходило от меня самого.

Прошло два-три месяца, я не мог жить по-прежнему и продолжать учебу, пришел в монастырь к старцу и сказал, что не уйду. Он развел руки в стороны и сказал: «Да, дитя мое! Приходи! Монастырь открыт для тебя!».

Вот так я пришел в монастырь.

 — Сейчас у вас тоже есть ученики, подобно тому. Как они были у старца Иакова?

 — Нет, потому что я не старец, не игумен монастыря. В Греции только игумен монастыря может быть духовным отцом для монахов. Был период, когда наш игумен заболел и находился в больнице, так что монахов приходилось исповедовать мне, но это было по необходимости.

У меня есть духовные чада-миряне, которые живут и на Эвбее, и далеко от нашего острова — в Афинах, Салониках, даже за границей. Они периодически приезжают исповедоваться в монастырь, а так мы общаемся по телефону, обмениваемся письмами. Насколько могу, молюсь за них.

 — Это трудно?

 — Да, трудно. Но надо знать, что только с Божией помощью человек может перенести эти обязанности — молитвы, исповеди. Без Божией помощи он не сможет это поднять, потому что это очень тяжело. Это возможно только Богу.

 — А что вы говорите своим чадам — что самое важное в жизни?

 — В духовной жизни самое важное — то, чему нас учил старец Иаков, — терпение.

Терпение перед лицом трудностей, искушений. «Терпение» — это одно недлинное слово, но оно скрывает в себе очень многое. Чтобы у тебя было терпение, нужны молитва, Причастие, исповедь, участие в богослужениях, изучение Священного Писания, житий святых. Чтобы стяжать терпение, нужно по-настоящему жить духовной жизнью. Терпение — это возделывание души, вера и надежда.

http://www.taday.ru/text/1 755 041.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru