Православие и Мир | Протоиерей Артемий Владимиров | 31.05.2012 |
Любимому и «харизматичному» настоятелю прихожане не дают прохода и шага без батюшки не сделают. «В какой цвет покрасить холодильник… Продавать квартиру или нет…» А с другой стороны, не заслоняет ли собой пастырь Христа для прихожан? Рассказывает протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма всех святых в Красном селе.
В наш век духовного оскудения и нравственного упадка отрицать такой опасности невозможно. Мы все — свидетели тому, как за двадцать лет упала общая культура. Снизились этические, эстетические критерии. Лакмусовая бумажка — наш язык, слово, речь. Наш народ всё меньше видит воодушевляющих примеров для подражания — вокруг святых как бы и не видно.
К сожалению, мы не живём в век преподобных Серафима Саровского и Амвросия Оптинского. Люди сегодня становятся легковерными, наивными, но не невинными в своей легковерности.
У многих прихожанок с уст не сходит слово «старец».
В это понятие русский человек вкладывал всегда очень многое. Старец — святой человек. Старец — почти что пророк, которому открыт внутренний мир приходящего к нему. Старец — тот, кто видит разрешение многих Ваших трудностей и в состоянии предупредить Вас о грядущих опасностях. Старец — это тот, по мановению руки которого всё как бы само собою (размен квартиры, обретение жениха, поступление сына в институт) свершается. Старцы в Мытищах, в Капотне, в Лобне, на Бауманской — меня иногда просто оторопь берёт.
Старцами не рождаются — ими становятся, а прежде — послушниками! Между тем как сегодня все мы — батюшки XX-XXI столетия, молодо-зелено, проходим один и тот же путь с нашими прихожанами, и дай нам Бог быть просто нравственными людьми!
В наше время для священника планка должна быть не слишком высоко поставлена! Нужно, чтобы батюшка, у которого я окормляюсь, был хорошим семьянином, мужем своей жены или усердным иноком; чтобы он был послушным сыном Православной Церкви, без каких-то уклонений от исповедания истины. Важно, чтобы священник был нравственно непорочным, чтобы он вёл жизнь незазорную, чтобы имел духовный, нравственный авторитет. Ну и конечно, с благоговением относился к службе и с любовью — к людям. Вот и всё. А остальное приложится, по благодати священства.
Проблема, которую Вы обозначили, очень существенна. Народ сегодня, от внутренней безответственности, от привычки перекладывать свои дела на чужие плечи, ищет чудесного разрешения трудностей собственной жизни в сторонней инстанции.
И действительно, это очень больной вопрос, когда уже совсем не юные особы, а состоявшиеся матери, жёны. (как правило, это проблемы женщин безбрачных) — «повисают» на батюшке, почитая его какой-то механической музыкальной шкатулочкой или аппаратом с газированной водой: ткнул — и влага живительная полилась. Думают, что священнику, вместе с рукоположением даётся благодать профессионально разбираться во всех вопросах — от строительного до стоматологического: «Батюшка, как Вы считаете — мне ставить мост на остатки моих зубов или идти по совершенно новому пути?..».
И конечно, трезвомыслящий священник должен не без иронии, а иногда и строгости относиться к подобным вопросам, дабы его прихожане адекватно воспринимали благодать священства и не переносили её на все прочие стороны жизни.
В проблеме, которой Вы коснулись, есть и другая сторона — этическая. «Несогретость» сердец современников любовью. Нет теплоты во взаимных отношениях! Телевизор внедрился в наши дома вместе с компьютерами и разобщил домочадцев! Сердца алчут непосредственного, живого, искреннего, неформального общения, чуждого официоза, прагматизма, корыстных намерений.
Ясное дело — если вдруг в приходском священнике — молодом или не очень, они увидят эту открытость, искреннее желание помочь, готовность посочувствовать — для людей это откровение!
Прибавим, что сегодня не так уж много людей трезвомыслящих. Не так уж много людей здоровых. Да и кто похвалится телесным и душевным здоровьем? Много тех, кто носит психологические, психические травмы, просто болен.
Вот почему атмосфера на православных приходах иногда озадачивает случайно зашедшего в храм посетителя. Батюшка напоминает воспитательницу детского сада, вокруг которого вьются сорока-пятидесятилетние «малыши»: «Батюшка, благословите новую шляпку!».
Дай Бог нашим батюшкам не лишаться чувства юмора! Дай Бог им не изнемогать в их трудах, но при этом не становиться заложниками обстоятельств! Священник должен мудро пастырствовать и иных вежливо дистанцировать от себя, дабы дать возможность общаться с собой тем, кому это действительно нужно, кто первый раз, как в первый класс, пришёл в Божий храм. А насчёт подмены — это очень актуальный и очень болезненный вопрос. Почему?
Давайте-ка бросим сами камень в наш священнический огород.
Сегодня пастырство многие воспринимают как право на обладание людьми. Виновато в этом, я думаю, то же самое самолюбие и отсутствие духовной культуры.
Три дня тому назад мне попалась книга про одного инока, ещё довоенного воспитания, который оказался, волею Промысла Божьего, хранителем главы Преподобного Сергия Радонежского. Провидя, что большевики надругаются над мощами, наместник лавры поручил ему сокрыть эту главу, потом она была возвращена в лавру. Книга называлась «Не люблю властвовать над людьми».
Меня поразило это название — весьма часто настоятели, игумены — без году неделя, начинают каким-то образом господствовать над доверившимися им словесными овцами: «Я тебя не благословляю, я Вам не разрешаю. С теми не дружите, а с тем дружите!».
Смешно, если бы не было грустно. Поразительно, что иногда сами прихожане — взрослые мужчины — млеют и тают от подобного рода администрирования. Они не сознают подмены — полагают, что встретили старца, который по мензурке им отмеряет капли для ежедневного употребления.
Между тем как этот батюшка посылает послушников трудиться от зари до зари в собственном огороде и не лишён иногда прагматических мотивов, пользуясь мягкотелостью современных прихожан.
Горе и пастырям, и пасомым!
Мне кажется, что священник должен помнить слова старца Алексея Мечёва, который в 20-х годах XX века утешал москвичей во время революционных вихрей. К нему как-то обратились со словами:
— Батюшка, а как нужно относиться к человеку?
Он ответил:
— Как к только что распустившемуся цветку.
Так и мы, священники, действительно должны быть далеки от всяких «прихватизаторских» намерений. Я имею в виду даже не грубую корысть, а некую психологическую зависимость, в которую попадают наши пасомые, уже не в силах и шагу ступить без батюшкиного совета!
На Западе — психологи, на Востоке — астрологи, а у нас — батюшки, берущие на себя слишком много! Нет. Давайте будем хранить взаимную дистанцию. Давайте ценить дар Христовый свободы и оставаться рассудительными так, чтобы и батюшка не был укоряем справедливо, и прихожане не получали бы вреда от того, что из словесных овец превращаются в баранов.