Русская линия | Диакон Георгий Малков | 04.01.2012 |
Души многих наших сограждан и поныне — ещё с ленинско-сталинских времен — продолжает насиловать память о всех прежних революционных и постреволюционных «героях» и «спасителях» России на советско-«российском» пути — «спасавших» её, конечно же, прежде всего от Бога и веры, а потому и от сколько-нибудь духовно осмысленного её существования.
Многие поверили таким «спасителям» полностью, но часть — лишь наполовину… Но и у тех, и у других граждан (и в головах их, и в душах) до сих пор сохраняется ядовитый туман — или прямого большевицкого атеизма, или же, по сути, без-евангельского псевдо-«христианства», прикрываемого якобы предельным «патриотизмом».
Последнего типа «как бы христиане» и даже «как бы русские» — в своем слепом пристрастии к почти вековому, столь же в духовном смысле слепому пути Советской «России» — вовсе и не хотят руководствоваться евангельским приговором всей этой прискорбной и ложной дороге.
Увы, по этому пути слишком долго шёл наш несчастный, обманутый безбожными сиренами коммуно-советизма, народ — чтобы суметь в одночасье прозреть…
А потому и известный наш московский пастырь — протоиерей Димитрий Смирнов, с полным правом честного христианина — честно и утверждал на одном из Интернет-сайтов: «Наш народ уже давно не русский. Он — советский». И ведь он — по отношении ко многим из нас — оказывается абсолютно прав! Ну, не позор ли это, братья и сестры?
И совершенно прав отец Димитрий, говоря об одной из основных причин такого предательства. Причина эта — советизированное сознание в отношении прежней Святой Руси, — настоящего нашего Отечества, страны без кровавого большевизма и постепенно изгнивавшего коммуно-советизма, страны, где всё оценивалось — и беды, и победы — лишь в свете Евангельской Истины! Как разъясняет далее о. Димитрий: «Подавляющее большинство наших сограждан были воспитаны в рамках марксистской идеологии. Марксизм-ленинизм являлся для советского человека религией, верой. А вера — это такая вещь, поменять которую очень сложно. Невозможно стать христианином, просто приняв Крещение или зарегистрировавшись в каком-либо христианском фонде. Чтобы быть христианином, надо изменить жизнь, а это в свою очередь немыслимо без деятельного покаяния. Поэтому можно сколько угодно поднимать вопросы нравственности или опускать. Ситуация от этого не изменится. Как в басне: «Васька слушает да ест». То, что мы наблюдаем сегодня — коррупция, жажда наживы, корысть, есть закономерный результат советского воспитания, в основе которого лежит вульгарный материализм. А Бог материалистов — это деньги. И адепты материалистической идеологии продолжают сегодня служить своему Богу, только в другой, более откровенной форме.
В Советском Союзе главным приоритетом являлось государство. Воровать — воровали, но в довольно скромных масштабах. Довольствовались частью. Да и возможностей, надо признать, было меньше. Сегодня же люди стремятся взять себе все. Причем берут то, что им в принципе не принадлежит. Воруют из Пенсионного фонда — у стариков, расхищают бюджет, обкрадывая учителей, врачей, военных, и т. д. Воруют везде… Кардинально изменить ситуацию можно, лишь воспитав нового человека, мировоззрение которого будет основано на иных ценностях… В христианской религиозной культуре терпение и любовь к ближнему стоят в числе высших добродетелей. Если же человек не является христианином, то для него все названные вами слова останутся пустым звуком".
И, увы, имевшие затем место споры в Интернете по поводу сказанного в значительной мере и подтвердили слова о. Димитрия…
Но, пожалуй, вряд ли многие смогут сказать нечто в защиту прежнего безбожия нашей страны и любых прежних её главарей, если только последуют совету о. Димитрия: «постараться увидеть себя в Евангелии, как в зеркале»!
Разумеется, это произойдет только с теми, у кого сохраняется совесть, ещё не до конца отравленная привычной слепой злобой к патриотам подлинной — тысячелетней России, а не СССР-овской её подделки, с её ненавистью или же (в лучшем случае) глубоким равнодушием к Богу.
И вот, если совесть у «православных» «советских патриотов» действительно есть, то как же они могут продолжать свои панегирики советизму=атеизму (как и встарь, при большевиках!), возводя к нему все те достижения и победы, которые совершал, несмотря на разорение своей души — именно коммуно-советизмом! — русский человек?
Как могут такого рода «патриоты» и доселе не видеть за большевицкими деревьями русского леса?
И сколько, сколько же обманутых — и даже тех, кто сами искренне желали раньше и желают по сию пору пребывать в собственном лукавом самообмане! Все эти, так называемые, «коммунисты»: Зюгановы, Купцовы (существующие — в качестве лоббистов, со всеми своими липовыми КПРФ-ами — на деньги части того же воровского олигархата и с «позволения Кремля» — в качестве игрушечной и вполне ручной «системной оппозиции»), а также и постмодернистские безродные «леваки"-декаденты Лимоновы… И знаете — почему? Потому что всем им вовсе неведома (а потому и вовсе безразлична, и не нужна) Россия — как Русь Святая!
Даже порой и наиболее талантливые из них, порой пытающиеся даже «косить под православных», кое-что знают о ней «умом», но ничего из нее не чувствуют «сердцем"… А особенно же потому, что для большинства из них — такого рода «православных» патриотов атеистического советизма (ну, не нонсенс ли это?) — слова св. апостола Павла: «Всё что не от Бога — есть грех» — всего лишь пустой звук!
Это, мол, только «там», где-то в небесных сферах, вероятно, всё так и оценивается, а здесь, «на советской земле», — для скорбящих доселе о её утрате, — безбожная СССР-овская ложь предстает в чистейших ризах великой всесоюзной «праведности"…
И наплевать подобным «розовым» (не говоря уж о «красных») патриотам — в приверженности их душ иезуитскому советизму, им, с детства ещё заражавшимся духом «советского патриотизма» вместо возрастания в патриотизме РУССКОМ, — наплевать им на то, что, если следовать словам подлинного патриота Святой Руси, преп. Серафима Саровского, всё прежнее коммуно-советское безбожное «доброделание» (при омертвении душ — без «воздуха» христианства) и весь советский безбожный «гуманизм» «строителей коммунизма» — есть в основе своей есть великая, страшная неправда! Ибо, как учил он — весьма притом жестко! — настоящего русского человека: «Лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Всё же, не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает. Вот почему Господь Иисус Христос сказал: Всяк, иже не собирает со Мною, той расточает».
И потому вся суть противостояния «духовно» «советских» (и имеющих притом бесстыдство порой считать себя тоже вроде бы «христианами») людям русским — осуществляется именно в духовной сфере. Что ж, если для вторых вся жизнь определяется посильной верностью Евангелию, то для первых — то громогласным, то тихим его предательством.
Именно об этом и говорит о. Димитрий Смирнов, утверждая: «Дело в том, что наш народ уже давно не русский. Он — советский. Помните, что сказал Михаил Горбачев на последнем съезде КПСС? „Неузнаваемо изменился облик советского человека за годы советской власти“. Поэтому мы сегодня — другие. И то, что, возможно, было свойственно русскому народу, нами просто не воспринимается… Сегодня человек человеку волк. И это результат советского ига». Так не стоит ли наконец всерьез задуматься и части паствы, и некоторым пастырям нашим — над великой ложью их порой вполне искреннего, но в истоке своем неизменно антихристианского пристрастия к прежней нашей государственности в виде большевицкой СССР-ии? Не пора ли понять им, что при таком нетрезвом состоянии души, — когда они вовсе забывают, по сути, о необходимости прежде всего верности Христу и Отечеству Небесному, а не «социалистическому» СССР их детства и юности, где было, мол, так много и «хорошего», — они предают и Христа, и тысячелетнюю христианскую веру своих предков, и саму РУССКУЮ землю! Ставлю здесь слово «хорошего» в кавычки, поскольку даже и у подавляющего большинства тех, у кого жизнь проходила, казалось бы, и без особых горестей, — не было Бога! Они были безбожниками и жили в безбожном государстве… И потому, по преп. Серафиму, плодов Святого Духа их жизнь и даже добрые их дела — поскольку творились не «ради Христа»! — им вовсе и не приносили.
И вот над всем этим и стоит подумать всем нынешним патриотическим проповедникам былого советизма. Станут ли они наконец друзьями Божиими или так и останутся воздыхателями по прежним, увы, неизменно лживым в самом-то основном, в деле спасительной веры! — страницам нашей безбожной истории давних советских лет. И хочется сказать каждому из таковых: «Отряхни этот прах, друже, стань православным русским человеком, гражданином не «Советов», а Святой Руси!
СкорбИ не о прошлых днях духовных обманов и самообманов советских времен, а о ней — подлинном и единственно неложном Отечестве нашем. Путь в Царство Небесное — только из нее, а не из обманчивой памяти об СССР! Настоящая Россия жива — и всё ещё ждет тебя…"
Ведь она до сих пор пребывает в духовной генетической памяти нашего народа и, если мы только решительно захотим, вырвется из-под спуда столь долго отравлявшего всех нас советизма.
И я глубоко уверен, что нынешними прискорбными днями Эрэфии жизнь подлинной в своей христианской глубине России (в том числе и «мистическая» или, если хотите, мета-историческая основа этой жизни) отнюдь не завершается, а только лишь начинается вновь… Проявиться же эта жизнь в её «старой-новой» истории сможет, разумеется (и это — увы, предельно естественным образом!), ТОЛЬКО (ТОЛЬКО!) В ИТОГЕ ОГРОМНЫХ ГРЯДУЩИХ ПОТРЯСЕНИЙ, которые уже явно просматриваются в нашем жизненном будущем и, похоже, не за горами… ТОЛЬКО ОНИ смогут принести нации — через величайшие всеобщие горести! — общенациональное, ОБЩЕРУССКОЕ ДУХОВНОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ И ОЧИЩЕНИЕ. Другого пути, глубоко убежден, для возрождения подлинной России не существует…
Но будет новое вино — найдутся и новые мехи (хотя, увы, и их, пожалуй, придется ещё потом долго отмывать от большой крови грядущих очередных российских «голгоф»)…
Такова моя пессимистически-оптимистическая позиция, основанная отнюдь не на том относительно кратком историческом периоде, который пережила Россия в течение, скажем, последнего века, а на том понятии «проблемы большого времени», о коем, например, весьма мудро говорил в свое время небезызвестный наш культуролог, литературовед и философ Бахтин. Есть у него такой, универсальнейший ответ на современные историософские сомнения некоторых пессимистов относительно будущего, в частности, и России (выработанный им в итоге всей его культур-исследовательской жизни) — и ответ этот таков: «Нет ничего абсолютно мертвого: у каждого смысла будет свой праздник возрождения"… Будет такой праздник и у идеи ПРАВОСЛАВНОЙ МОНАРХИЧЕСКОЙ РОССИИ…
Нить человеческой истории (в том числе и истории России — даже и «будущей» её истории!) непрерывна в свете духовно осмысляемого упомянутого «большого времени».
Поэтому для меня «направление» нашей жизни вполне исполнено духовного оптимизма — даже и среди сегодняшней «болотистой местности» постсовковой Эрэфии, где, — как вот уже и почти что целое столетие (вспомним Пушкина): «…бес нас водит, видно, да кружит по сторонам"…
Увы, «советизированное» сознание, присущее разного рода «розовым» патриотам (воспитанным, как правило, в безбожной и отнюдь не традиционно РУССКОЙ среде), никак не воспринимает, казалось бы, прописных — и общеполитических и, главное, духовных — истин о российской истории XX века. И потому совершенно не удивляешься, когда слышишь от представителей былого «советского миропонимания» сути отечественной государственности свидетельства их явного раздражения по поводу той духовно проницательной и евангельски принципиальной оценки антихристианских и во многом попросту античеловечных основ былого «государства Советов», что порой высказывается и Русской Православной Церковью.
При этом такие «советизаны» явно не отделяют друг от друга понятий: «советское» и «национальное» (читай — «русское»), замечая — порой чуть ли не с обидой — по поводу не только мирской, но и церковной критики коммуно-советизма. Так, например, в свое время и заявляла «советская патриотка», журналистка Ксения Мяло: «Представляете… человек прожил жизнь, а ему сказали, что… надо начинать заново!.. Церковь тоже добавляет к этому удару по национальному самосознанию» (Все ли народы России равны? Круглый стол «ЛГ» // «Литературная газета». 23−29 июня 2004 г. N 24. С. 3).
Вполне представляю! Прожили многие из нас жизнь и вправду нередко нелепо, мучительно, безбожно и бездумно, порой в духовном отношении и нечестно, а иногда и попросту подло, обманутые и обманывающие, причем зачастую — самих же себя… Долгие десятилетия их кумирами были политические ушкуйники — Ленин, Троцкий, Сталин, Хрущев и иже с ними… Весь пантеон советизма, всё это — ставшее их каждодневной средой обитания — более чем семидесятилетнее иго большевицкой орды, иго, которое сами же русские люди и взвалили на себя в былом своем прокоммунистическом ослеплении, оттого постепенно и превращаясь из многовековых «русских» в сиюминутных «советских"…
О, как буквально «вопиял» наш прекрасный РУССКИЙ писатель В. Астафьев от боли за русского человека в одном из своих писем начала 1992 года, касаясь трагической темы утраты нами своей идентичности и обвала в черную яму «советизма»!
Задаваясь вопросом: где же ныне сей, пусть и во многом идеализированный, народ — тот, «что нарисован на картинках Нестерова, изображен на иконах российских богомазов, да трясет шароварами и подолами в разных ансамблях и хорах»? — он, сам же и терзаясь этим, веря и не веря своим же скорбным словам, отвечал: «На самом же деле его давно нет, и большевицкий обман постепенно приобрел окраску голубого цвета, а дурман пролетарской демагогии и атеистической пропаганды таким ладаном густым закадил, что уже самих кадильщиков в здании на Старой площади (где в Москве ранее находилось здание ЦК КПСС. — д. Г. М.) сделалось не видно. Зато понукаемые ими «защитники народа"… заприпрыгивали, закривлялись, завизжали на площадях, в редакциях, в курных и злачных помещениях, и всюду задребезжало: «Народ! Народ! Народ!» А это самый подлый обман и есть, самый страшный грех против Бога и своего народа, ибо его уже нет, а есть общество полудиких людей, щипачей, лжецов, богоотступников, предавших не только Господа, но и брата своего, родителей своих, детей предавших, землю и волю свою за дешевые посулы продавших.
Среди этого сброда отдельные личности, редкие святые, себя забывшие труженики… Мы все изменились…" (Крест бесконечный. В. Астафьев — В. Курбатов: Письма из глубины России. Сост., предисл. Г. Сапронова. Послесл. Л. Аннинского. Иркутск: Издатель Сапронов, 2002. С. 292−293). Соответственно даже и всевозможные «патриотические союзы», сохраняющие корневую лживую советскую ментальность, по его мнению, вполне закономерно принимают зачастую «форму банд или шайки шпаны, исходящих словесным поносом и брызжущих патриотической слюной» (Там же. С. 294). И здесь же писатель добавляет о чисто коммуно-советских, а вовсе не «русских», истоках такого «народо- и отечестволюбия» (вспоминая о собственной газетной «советской» работе в начальный, ещё «сталинский» период своего писательства): «Знаю я этот патриотизм, сам его сочинял и тискал на страницах незабываемой газеты «Чусовской рабочий"…» (Там же).
Однако, конечно же, не всегда и не во всём, а главное — не весь же таков наш народ. Это, в общем, прекрасно внутренне чувствовал и сам В. Астафьев — как верный его сын и как поистине плоть от плоти его, что, собственно, и давало ему право так скорбеть о его нынешнем состоянии и так обличать его.
…Мы же ныне должны оглянуться наконец не на всех этих былых коммуно-советских «отморозков» и их нынешних последышей, не на большевицкий морок последнего безбожно-одичалого столетия — перестав цепляться за него! — а на весь наш предыдущий тысячелетний путь действительно великой христианской нации.
И скажем: «Слава Богу!» — если мы, грешные, всё же успеем ХОТЯ БЫ СЕГОДНЯ начать (ПОКА НЕ СОВСЕМ ЕЩЁ ПОЗДНО) новую жизнь, осмысленную и достойную: не как безбожные, а потому и достаточно бездумные «совки», а как настоящие русские люди, всерьез задумавшиеся над всей лживостью и лицемерием нашей — и прошлой советской, и теперешней послесоветской — судьбы. Задумавшиеся наконец над тем, что именно тысячелетний путь труда, самоотречения, мук, но и — веры, роста, могучего, нередко ведь и радостного строительства, душевной твердости и великих достижений — это и есть путь нашего Российского Отечества…
Однако и поныне многие из современных наших сограждан (если не большинство) чаще всего даже и не знают своей многовековой, подлинно русской «досоветской» истории (или знают о ней в лживой советской интерпретации — что ещё хуже). Весьма мало ориентируются они и в вере своих предков (этой глубинной основе самоидентичности русского народа), и в возросшей на ней христианской русской культуре.
Думается, именно поэтому так часто и доныне цитируют чрезвычайно показательное своей двурушнической близорукостью высказывание философа и писателя А. Зиновьева по поводу крушения СССР: «Целили в коммунизм, а попали в Россию». Целили, действительно, в коммунизм и потому совершенно закономерным образом попали — но отнюдь не в Россию, а в её подделку, в коммунистический СССР, который с нею — подлинной! — всегда имел весьма и весьма мало общего!
Процитированные выше слова мог сказать только человек (а за ним повторяют и ему подобные), для которого Россия, действительно, началась лишь в 1917 году!
Истинную же Россию приговорили именно тогда к революционной казни её коммунистические ненавистники, стремясь затем путем многолетнего геноцида русского народа и полного попрания его веры, его святынь и традиций, путем введения его в соблазн своими фальшивыми посулами вечного благоденствия выстроить полный духовный антипод истинной нашей Родины, Русской земли, антихристианского урода (с точки зрения элементарной человеческой нравственности) — СССР.
И неудивительно поэтому, что он вполне духовно же закономерно и оказался ныне разрушенным по воле Божией — при полном, кстати, в тот момент равнодушии выпестованного большевиками концлагерями и каждодневной «промывкой мозгов» «нового сообщества советских людей».
Но разве не предсказывали такого позорного конца «советской» псевдо-России св. Патриарх Тихон и весь сонм российских новомучеников, прославленных ныне Церковью?
И потому-то сегодняшняя единственная задача русского, а отнюдь не «советского», народа — воскресить, возродить из пепла, на обломках СССР, своё истинное тысячелетнее Отечество, Святую Русь, Россию…
И потому-то именно обретение всеми нами действительно настоящего национального самосознания и самостояния, истинного осознания своей былой, но выхолощенной большевизмом, «русскости» — есть первостепеннейшая задача всей нашей народной жизни! Задача же эта чрезвычайно сложна, ибо такого понимания нашего сегодняшнего бытия и нашей единственно спасительной цели — как возрождения великой подлинной Православной России — у людей с атеистической формой сознания нет. А ведь таковых у нас ещё немалое число! И сколько ещё — «безродных космополитов», которых, как говорится, «только могила исправит». Но ведь и с ними придётся разбираться русскому человеку… Пытаться и их просветить…
Однако нерусский=неправославный человек никогда не сможет возродить подлинной России. Первейшая наша задача: стать всем «советским» — сызнова РУССКИМИ!
Но, увы, и сейчас мы — вот уже столько времени! — как и прежде, всё ещё стоим на распутье. «Нас, — как ещё давным-давно скорбел о нашем духовно-историческом беспамятстве И. Солоневич, — тянут кто куда, во все сто пятьдесят сторон, предусмотренных ста пятьюдесятью вариантами самомоднейшей науки. В какой степени предосудительно желание бороться против всяких экспериментов на живом теле России? На наших живых или полуживых телах, на телах наших детей и внуков? Почему из всех ста пятидесяти рецептов все сто пятьдесят считают себя совершенно правоспособными, и только один рецепт — проверенный веками — отметается как реакция, как утопия, или, ещё лучше, как реакционная утопия? Неужели традиция тысячелетий не имеет права на представительство? Неужели, заслуженно гордясь нашей Родиной, мы имеем какое бы то ни было логическое право утверждать, что люди эти, Родину построившие, были сплошными глупцами и что из всех мыслимых и испробованных практикой форм правления они выбрали самую реакционную? И что именно философия, революция, социализм, коммунизм и дали нам, наконец, настоящий «прогресс»? И вот «прогрессируем» мы со ступеньки на ступеньку — в подвалы НКВД, в лагеря… в бездомность, в бесперспективность, в безнадежность… Куда нам «прогрессировать» ещё? Может быть, лучше бы заняться РЕАКЦИЕЙ… как-то найти и отстроить свой собственный, в истории беспримерный ДОМ? Не трудовое общежитие и не функциональную казарму, а просто ДОМ? И двигаться не «вперёд, вперёд, вперёд"… а назад — к себе домой?» (Солоневич И. Солоневич И. Коммунизм, национал-социализм и европейская демократия… С. 50).
Не обманчивые трели просталинских соловьёв — с их двоящимися мыслями и явно двоящейся верой (можно ли совместить Христа с Велиаром и слугами его?) — например, в духе большинства авторов «патриотического» сайта (этих поистине духовных мертвецов!), так называемой «Русской Народной Линии», а евангельский призыв отвращаться от дел тьмы (порой, увы, кажущейся столь «патриотичной») — вот что должны мы положить в основание нашего возрождения Русской земли!
Но подлинно целостная и мощная Российская державность может быть только державностью, христианизированной в самой своей основе. Державность же, например, постсоветского типа в духовном отношении, несмотря на все заигрывания с Православием, на самом деле абсолютно антицерковна, чужда Вселенскому Православию и глубоко ложна — в своей, хотя и глубоко «сокровенной», но абсолютно вне-этической, а в пределе своем и совершенно безнравственной — ибо безбожной! — сущности.
И потому понятно, что все подобного рода современные «патриоты» — все эти почитатели душегуба и лицемерно фарисействовавшего развратника Ивана Грозного, такого же блудника и «религиозного» авантюриста Григория Распутина, бандита Чапаева, расстрельщика и создателя особого «колхозного рабовладения» Сталина и прочих, им подобных, «героев», — все они, ещё с детских лет бездумно напитавшиеся духом большевизма, но выдающие себя ныне за православных, есть безусловные еретики в области христианской нравственности и граждане отнюдь не «Небесного Иерусалима», не «Святой Руси» и даже не «Третьего Рима», а самой настоящей их сатанинской подделки — «Руси Аримановой».
Подчеркну при этом: все они неизбежно оказываются — при такой своей позиции «органики истории», то есть оценки жизни как почти естественно-исторического процесса (вовсе не обязанного руководствоваться евангельскими божественными нормами), — все они оказываются явными релятивистами касательно роли совершенно уникального христианского нравственного начала в истории.
Все они в закономерном для них итоге приемлют — просто как факт — любую Россию: преп. Сергия Радонежского и Ленина, преподобного Серафима Саровского и Сталина, страну убиенного Государя Николая II и страну его убийц — этих «комиссаров в пыльных шлемах»: они равно готовы славить и Суворова, и Тухачевского, которого тот же Суворов — как воин-христианин и патриот подлинной Христовой России — повесил бы на первом же суку как государственного преступника, ничуть не интересуясь якобы «новым величием Русской земли» — в её фальшивом облике СССР.
И эта внутренняя духовная ложь «страны победившего социализма», как гангрена разъедавшая Союз десятилетиями, и привела к печальному для многих, но вполне закономерному его концу: он, действительно, в конце концов оказался «колоссом на глиняных ногах» — уж слишком много в эту глину (вполне самоубийственно) было подмешано российской крови! И любая попытка возродить Россию на подобном же «советском» основании приведёт рано или поздно к подобному же очередному нашему самоубийству… Возрождение её возможно только через покаяние и всеобщее возвращение к отвергнутому ею ранее Богу, без Которого, как нам уже две тысячи лет твердит Евангелие, невозможно «творить ничего» (Иоан. 9, 33) — тем более невозможно «творить» духовно устроенную и просветленную страну.
А зачем Богу и нам, нормальным православным русским людям, а не постсоветским духовным слепцам, — иная?
Более того: нам нужна Русь не просто «русская», а Русь христианская, Русь не просто сильная, а сильная, прежде всего, духовным своим светом!
Только такая сила и спасительна для России, и нужна русскому народу, «потому что, — как пишет известный наш эссеист и литературовед В. Курбатов (в одном из писем к В. Астафьеву), — без этого света и силы — земля ему пустыня, а он — сирота» (Крест бесконечный. В. Астафьев — В. Курбатов: Письма из глубины России. С. 316). И далее он же, стремясь ответить на вопрос, в чём состоит сущность такой светлой исторической силы прежнего русского народа, продолжает: «Откуда же сила-то? Это понятно всякому человеку, отстоявшему любую литургию, хоть в самой крошечной церкви и при самом беспутном попе из тех, которых так любил рисовать разоблачительный Перов. Сила эта в том, что в церкви человек стоит посреди истории, что он не безроден и не вчера родился, а с ним идёт всё прошлое, как живое и сегодняшнее. И не только в том, что русский человек записывает в поминальник и тех родных, которые ушли из мира ещё в Крымскую кампанию, но в том в особенности, что сама литургия поминает и Александра Невского, и Сергия Радонежского, и тьму преподобных, замученных татарами за отчую землю.
Человек стоит в сегодняшнем дне, где нет прошлого, а один долгий день, за который ему тоже надо отвечать. А молится он не за одного себя, но за всех страждущих в этот час от болезни, одиночества, скорби, гнева и нужды, за всех «труждающихся и обременённых», потому что на земле нет ему чужих людей, а все — семья (братья и сестры). Человек в церкви (разумеется, заметим, если он в ней — всей душой, а не только телом. — д. Г. М.) не может быть сиротой и не может быть поражён беспомощностью и цинизмом — ему и душа не даст.
А шире — он стоит и в истории Вселенной, так что ему и первые века — свои. Когда однажды почувствуешь этот мощный ствол, этот световой поток, то тут уж будет не до себя, не до мелочей своих. Это впечатление незабываемое, словно и правда мечешься по свету один-одинешенек, а тут тебя ждал весь родной мир. В этом нет ни мистики московских умников, ни кликушества провинциальных недоумков, ни партийности объевшихся интеллигентов, а только — спокойное сознание родства и знание места, где это родство не забыто и история не переписывается в угоду сменяющимся поколениям, не тасуется и не передергивает дат и имен, а помнит только самое существенное — страдание за отчую землю" (Там же. С. 316−317).
Сказанное только лишний раз подтверждает ту основную мысль нашей русской мета-историософии — не только наиболее разумную, но и оттого наиболее практичную, что нам нужна Россия (если только мы не хотим окончательно обрушиться в уже разверзающуюся перед ними историческую бездну) — сверх-историческая, живущая давним, вечным светом веры, освещавшим многие и века её, и её — духовно подлинные — пути, благодаря чему Русская земля некогда и стояла твёрдо в своей конкретной, подлинной, то есть христианской, истории…
К сожалению, вовсе не понимая, казалось бы, такой простой истины, представители указанного выше рода «органического» патриотизма (публикациями с подобного типа идеологическим подтекстом и поныне заполнена, к сожалению, например, та же «Литературная газета»), как правило, всегда готовы поверить в любую «Россию», всегда готовы так или иначе оправдать любые её — даже и антихристианские — деяния (лишь бы они вытекали из очередного этапа её «естественно-природной» жизни).
Для них и Православие — всего лишь довесок к «русскости» как таковой, то есть, по большому счету, только атрибут последней, только элемент национальной, чуть ли не этнографической, идентификации (сколько бы при этом они ни вещали о своей якобы истинной «православности»!).
А отсюда и вполне закономерный итог: «розовые» наши «патриоты» в качестве имперского, условно говоря, «Третьего Рима» способны воспринимать даже и сталинский СССР, отдельные успехи которого они расценивали как проявление исконной «российской державности» вообще, а не как конкретный результат мученичества, порой — страха, порой — самоотверженности и ежедневного подвига замордованных, запуганных или оболваненных большевизмом, но, как верится, так всё ещё и не потерявших полностью своей человечности, народов России.
Такой патриотизм и ранее был, и сегодня остается довольно опасным на путях возрождения новой России, не являясь подлинно и последовательно христианским, а зачастую, напротив, попросту полуязыческим, но ряженым в одежды внутренне выхолощенного «византизма», хотя и сдобренным порой обильной фразеологией о Москве-«Третьем Риме».
Как совершенно верно пишет о подобном «патриотизме» современный русский публицист А.В. Воронцов: «Многие из писателей-патриотов считают себя верующими или на самом деле являются таковыми. Но, похоже, они не понимают, что для верующего понятие «народ» значит не более чем, скажем, понятие «пролетариат». И пролетариат, и народ объективно существуют, но обожествление этих групп людей — атеистический обман. Для Отцов Церкви народ, прежде всего, был паствой, которую надо приводить к Богу.
А наши патриоты без конца курили народу фимиам, как идолу какому-то, и дождались благодарности: народ, когда они стали, начиная с 1990 года, писать воззвания к нему, удивленно выпучился на них. Какие «идеалы»? Какая «Родина»? Какая «духовность»?… люди живут угрюмой свинцовой жизнью без Бога, оживляемой лишь звоном нелегко достающихся рублей…
Нельзя славное прошлое народа, его культуру и традиции автоматически переносить на нынешний народ, наделять его чертами, которых он уже лишён, и называть это любовью…Народ как абстрактную категорию любить не нужно. Это, как писал Достоевский, всё равно, что любить не отдельного человека, а всё человечество… Мне искренне жаль наших слепых «народолюбцев"… они сочинили для самих себя фантом — прекраснодушный народ…» (Воронцов А.В.. Почему Россия была и будет православной. М.: Изд-во «Вече», 2006. С. 232−234). В действительности же мы, — продолжает писатель, — «приблизились к той роковой черте, когда можем идентифицировать себя как народ только в прошлом. От нашей былой мощи — государства, армии, науки, образования, промышленности — остались слабые воспоминания. Так, наверное, римляне под властью гуннов и вестготов смутно помнили о своём величии, но в настоящем у них были только развалины» (Там же. С. 236). И потому нужно «не фантазировать относительно «ещё таящихся в народе сил», а честно признать существующий в народе моральный статус-кво. Русофобствующие публицисты, утверждавшие в годы горбачёвщины, что у нас теперь не народ, а население, были не так уж не правы… Давайте прямо смотреть горькой правде в глаза: если бы русофобы-демократы клеветали относительно «населения», они бы не победили. Ведь они даже не скрывали, что не любят русский народ…
Между тем правду о народе надо было говорить самим. А то отважились на это в свое время Абрамов и Крупин [добавлю сюда же и В. Астафьева. — д. Г. М.], а их давай клевать, в том числе и свои…
Мы… видим, с одной стороны, у народа все признаки массовой деморализации, а с другой — отсутствие духовных и политических вождей…
Я не призываю людей толпой бежать записываться в вожди и пророки… Но кто сказал нам, что безмолствовать на пороге гибели — мудро?" (Там же. С. 242−244).
О, как же обижаются на подобную трезвую оценку духовного состояния нации «патриоты» типа Кс. Мяло! Но тот же автор отвечает им: «Мало, конечно, удовольствия в том, чтобы раздавать оплеухи своему же народу…» (Там же. С. 242) — но «…Не те времена, чтобы думать о том, как бы кого не обидеть. Велика ли беда, что на тебя обидятся, если впереди ждёт беда большая! В жизни каждой нации бывают моменты, когда немота тех, кому есть, что сказать, просто преступна. Мне скажут: ты обвиняешь весь народ в своих собственных грехах. Отлично-с! Я тоже часть народа. И кто знает, где сегодня начинается личный грех и кончается коллективный? Пусть лучше люди вздрагивают от резких слов, чем от приклада оккупанта, занесённого над их головой» (Там же. С. 244).
Итак — только возвращение нации к своей религиозно-национальной, подлинно РУССКОЙ, а не «советской» государственнической традиции, только всеобщее примирение на основе общей нашей многовековой любви, нашей сердечной привязанности к великой православной России, к Родине наших славных предков, может спасти и нас самих, и наших многовековых спутников — остальные коренные народы — от окончательной гибели, рассеяния и вполне возможного рабства в будущем, уже сегодня готовящемся нам безбожными глобалистскими тенденциями окружающего нас падшего мира.
О неуничтожимости же духа истинной России — даже в условиях антироссийского по своим «духовным» целям СССР — хорошо сказал давным-давно — ещё в 1925 году — будущий профессор-протоиерей Г. Флоровский: «…нельзя отождествлять всю современную Россию с коммунистическим замыслом о ней. Конечно, в СССР есть и Россия. Она не умерла под коммунистической маской, и, более того, она настолько ещё жива и дееспособна, что нередко сквозь личину проступают светлые черты живого лица. И можно сказать, СССР существует доселе именно потому, что ещё есть Россия. <> В прежнее время рассуждали так, что раз есть царь, то все монархисты, за исключением немногих „врагов внутренних“, а стало быть, все благополучно, — и из-за этой близорукости проглядели умирание русского царства, проглядели свою собственную работу на его погибель. А теперь рассуждают по-прежнему: раз в Москве ВЦИК и Совнарком, то значит все уже в России злодеи, а потому „любовь к Отечеству“ требует, дескать, злобы ко всей теперешней России… Вряд ли нужно подробно разъяснять, что вера в неистощенность русской силы не включает в себя признание большевицкого дела за доброе дело… Конечно, много злых посевов взошло в России, многое придётся выкорчевывать и посекать. Не следует ни в коем случае преуменьшать одичания, вырождения, разврата… Однако нет никаких оснований утверждать, что всё в России подлежит искоренению. Растут и там благодатные побеги. Русская душа ещё не истощилась. Более того, сами того не ведая, большевики во многом работают на своих противников… своим чрезмерным нажимом готовят себе противодействие… многие их мероприятия приводят к итогам, прямо обратным их умыслу. Нельзя радоваться гонениям на Святую Церковь, но надо признать, что в горниле мученичества просветлела русская душа и закалилась русская вера. Конечно, большевики вовсе не хотели торжества Церкви, и тем не менее в СССР русская Церковь процвела, как жезл Ааронов, вряд ли не больше, чем в Петербургской России. — Всё это очень сложно… Россию надо ещё освобождать, завоёвывать и отбивать в духе. Но эта битва только тогда будет успешна, если это будет битва за Святую Русь, если удары мы направим под самый корень. Надо понять, что СССР начинается не с октября, но гораздо раньше, — и выкорчевывать его последние корни» (Флоровский Г. Из прошлого русской мысли. М., 1998. С. 254).
И эти слова остаются совершенно справедливыми и для нашего подлого времени, хотя вытянуть наружу из-под тяжести накопившихся с тех пор грехов и обманов нашу русскую душу — дело почти немыслимое и неподъёмное. Но явилось бы желание — и то, что немыслимо для человека, мыслимо — для Бога. А Господь поможет…
Проведение всеопределяющей на сегодня, безотлагательной — и совершенно противоположной ныне действующей! — НОВОЙ государственной политики возрождения и укрепления России (причем самыми быстрыми темпами и самыми жесткими методами!) должны взять на себя подлинно государственнически настроенные властные силы: подлинно народные, подлинно русские, но в тоже время чуждые духовной слепоте псевдонационалистического угарного радикализма. Равно и звериный шовинизм, и бездушный космополитизм либертарианского толка — это те Сцилла и Харибда, между которыми и должен будет (как можно скорее!) пройти корабль последующей российской государственности. И это — одно из важнейших условий сохранения стабильности в стране, её внутреннего межнационального равновесия.
Необходимые для подобной мобилизации России общественные и политические силы, трезво мыслящие, не лишённые русского сердца и русского разума, — несмотря на все наши сегодняшние провалы, у нас всё-таки есть… И они безусловно проявятся — при первых же серьезных кризисах, угрожающих суверенитету и самому существованию России.
При этом, разумеется, необходимый для столь великого дела государственнический, общероссийский духовно-политический союз всех граждан, неравнодушных к судьбе своей Родины (а потому — и к своей собственной) должен возглавить харизматический, православный, а потому и ПОДЛИННО РУССКИЙ лидер, ясно понимающий, что в данном случае им «ставится на карту» не только собственная жизнь и благополучие, но жизнь всей России, требующей от него наивысшего духовного служения..
http://rusk.ru/st.php?idar=52471
Страницы: | 1 | 2 | Следующая >> |