Православие и Мир | Протоиерей Андрей Ткачев | 03.11.2011 |
Правовое государство — это очень хорошо.
Вот стандартное размышление стандартного человека в мире, который кажется стандартным, хотя готов взорваться каждую минуту.
«Да» — «нет»; вправо — влево.
Красная и зеленая лампочки на семафоре мигают попеременно.
Наши мозги сдавлены тисками, на которых написано «да» — «нет». Иные варианты не предвидятся.
У витязя на распутье и то было три дороги. У нас — две. Иные варианты, кроме — «нажмите красную кнопку в случае согласия, и синюю — в случае несогласия», просто вызывают вспышки гнева у собеседников, интервьюеров, тем более — следователей.
А ведь вся жизнь состоит не из «да» и «нет», а, скорее, из таких вещей, как «да, но..», или — «в целом нет, хотя..»
Догматы веры только не терпят всяких «но» после запятой.
«Верен Бог, что слово наше к вам не было то „да“, то „нет“. Ибо Сын Божий, Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною и Силуаном и Тимофеем, не был „да“ и „нет“; но в Нем было „да“, ибо все обетования Божии в Нем „да“ и в Нем „аминь“, в славу Божию, через нас» (2 Кор. 1:19−20).
Но до чего же опасно распространить власть догматики на области, с догматикой не связанные!
Мир средневекового католика был закончен и гармоничен. Не только вопросы веры были утверждены раз и навсегда. Догматизированы были и медицина с астрономией, и весь корпус светских наук, которым запрещалось быть светскими. Отсюда мораль: когда экспериментальная наука не совпала в выводах с догматизированной точкой зрения, ученый становился еретиком.
Это совсем не одно и то же — усомниться в Божественности Сына и усомниться в истинности геоцентрической системы. Но было время, когда эти вещи были ягодами с одного поля. Поэтому прекрасное во многих отношениях здание Средневековья должно было рухнуть, а некоторые атеисты до сих пор, в попытках оправдать свое безверие, слюнявят термины «инквизиция» и «крестовый поход».
Нельзя догматизировать вещи второстепенные и по природе изменчивые.
Вернемся к началу. Тоталитарное государство — это очень плохо. Правовое государство — это очень хорошо.
А может быть государство тоталитарным и правовым одновременно?
Как по мне, так может.
Римское государство — это грандиозное детище ума и воли — было, по-моему, и тоталитарным, и правовым одновременно.
Как же оно не было правовым, если Павла растянули ремнями и приготовились бить, но лишь услышали о том, что он — римский гражданин, отступили от него?"А тысяченачальник, узнав, что он Римский гражданин, испугался, что связал его" (Деян. 22:29).
У нас, если не повезет и попадешь в лапы «тысяченачальника», хоть десять раз паспорт показывай — не спасешься. То, что ты — гражданин, не станет препятствием для того, чтобы тебя «отрехтовали», или обобрали до нитки, или посадили за чужие грехи.
Так что Римское государство — правовое. Но оно же и тоталитарное.
Как же оно не тоталитарное, если императоры могли своими приказами вторгаться в частную жизнь, в саму спальню граждан, и давать, например, повеление молодым вдовам еще раз выходить замуж?
Твой кусочек личной свободы мал и стремится к нулю. Государство способно залезть тебе в карман, в мозги, в душу, предъявить право на твои силы, время, здоровье, жизнь.
Римляне умели это дело обставлять риторикой о пользе общества, скреплять буквой законов и булавками параграфов и оправдывать ссылками на предков лучше всех остальных народов. Так почему же оно, спрашиваю снова, не тоталитарное?
Ты можешь наслаждаться свободой и правами, пока зубцы и колесики сложного механизма не затянули тебя внутрь. Так вот шел человек за пивом в киоск и был свободен. Но вдруг почему-то попал в психиатрическую лечебницу и оказался в подлинном зазеркалье. Свобода кончилась, возможно — навсегда.
Это везде возможно, и в самой свободной, и в самой несвободной стране.
Мученики первых веков, они ведь не только непонятной верой своей раздражали судей и правителей. Мне думается, что они вызывали на себя шквал ненависти именно тем, что осмеливались не слушаться «разумных и гуманных» повелений самого эффективного в мире правового и тоталитарного государства.
— Принеси жертву Меркурию. Ну что тебе, сложно? Принеси и иди куда хочешь.
— Нет вашего Меркурия. А если он есть, то он — бес. Я кланяюсь только Христу.
— Я сам знаю, что Меркурия нет. Я тебя не прошу в него верить. В него никто не верит. Я — тоже. Ты жертву принеси и верь себе в кого хочешь.
— Нет.
— Послушай, мое терпение кончается. Мы слишком добры с вами. Ты живешь в самом могучем государстве мира, пользуешься его благами и обязан оказывать повиновение.
— Нет.
Дальше картину дорисуйте сами. Но я уверен, что мученики казались просвещенным палачам людьми дерзкими, неблагодарными, лишенными политической грамотности и здравого рассудка. (Что-то подсказывает мне, что слова эти снова можно будет пустить в делопроизводство).
Мученики были оппозицией, противовесом государству, которое хотело заполнить собою все внутреннее пространство империи и все внутреннее пространство отдельной души.
А православная империя? Вот про нее так часто говорят, о ней мечтают верующие братья и сестры. Она что? Какой ей быть, если вдруг Бог даст ей быть? Правовой или тоталитарной? Или смешанной?
Если она будет уважать личный выбор веры каждого человека, то как ей относиться к тем, кто не православный?
А если она будет требовать и добиваться лишь формального православия, но при этом — всеобщего и безальтернативного, то что же это будет за православное государство? Тогда только насилие и бутафория.
Вопросы непростые. Вот так хочешь-хочешь православной империи, а ну как проснешься однажды в ней, тут же расхочешь быть ее гражданином? Вот уж катастрофа, так катастрофа.
В православную империю вписываются воин и священник. Ученый — уже с оговорками. А вот чиновник вообще не хочет вписываться.
Сплоченная армия незаметных людей, которые ничего не производят, но всем управляют, то есть чиновники, они менее всего способны и согласны жить по принципу жертвенного служения. А именно этот принцип должен лежать в основе православного государства. Иначе какое же оно православное?
Но без чиновника нельзя. Никакое государство без чиновника существовать не сможет. Вот тебе и коллизия. Таких коллизий — вагон.
Поэтому иллюзий и фантазий не надо. Слишком дорого оплачиваются иллюзии и фантазии, связанные со светлым будущим.
У православного государства какие функции главные? Защита истинной веры внутри своего образования и распространение веры снаружи. А если так, то кто нам сегодня мешает заниматься этим святым делом, при формальном отсутствии православного государства? Вроде, никто, если не считать лень, суету, корысть, необразованность и мечтательность.
Короче, если Манилов, Ноздрев и Коробочка являются гражданами православного государства, причем самыми устойчивыми типами этих граждан, то пиши «пропало». Тогда красивое имя ничего не исправит, но лишь подчеркнет уродство.
Любому государству как сложному организму с претензией нужен моральный противовес. Православному — тоже. Противовес состоит из людей, которые готовы отказаться от защиты и относительного комфорта ради высших целей.
Им государство говорит: «Прими от меня гарантии безопасности и гражданские права, но дай мне твое всецелое послушание». А они отвечают: «Бери себе свои гарантии, дай мне свободу». Это — монахи. Да-да, не политические шулеры, мечтающие стать у руля, а монахи. Только они — истинный противовес государственному Левиафану.
Монашество — антитеза православного царства, заполняющего собою все. Чтобы империя не стала тюрьмой, нужно пустыни заселить отшельниками. Там в пустынях поселится свобода. Это свобода жить голодно, но с молитвой и радостью. Без налогов.
Внутри городов такая антитеза -юродивые. Кроме них ведь никто не рискнет императору сказать правду.
Юродивые внутри, монахи снаружи. Вот тогда православная империя возможна. Иначе — тоталитарное государство, одетое в стихарь.
Это еще тот кошмар.
Юродивые и отшельники — это люди, живущие подвигом. Это — прижизненные мертвецы. Это наследники Небесного Иерусалима еще до его схождения с небес на землю.
Если они у нас есть и в избытке, все хорошо. Если их у нас мало или вовсе нет — проблема.
Проблема для нас тем более серьезная, что в Византии монахи были антитезой империи и уходили в пустыни по мере обмирщения христианства в городах, а у нас монахи были носителями политической культуры. Мы ведь православие получили от греков вместе с развитым монашеством, и у нас монахи не сопротивлялись государственной машине, а эту самую машину налаживали и запускали в землях холодных и от цивилизации далеких.
Значит — снова вопросы.
Любителей задавать вопросы у нас недолюбливают. Они у нас под подозрением. «Не засланный ли казачок?»
Но, не задавая вопросов, думать невозможно.
Значит у нас не шибко любят думать и склонны сложные вещи решать просто. Это плохо. Это чревато большими ошибками.
Когда я слышу от собратьев призывы к реставрации монархии или улавливаю в их голосе тоску по священному прошлому, мне кажется, что мои братья просто хотят быстрых и радикальных ответов на проблемы, которые даже не потрудились сформулировать.
Человеку дано при глобальных размахах начинаний приходить не к тому результату.
Начнет искать философский камень — изобретет порох.
Поплывет искать Индию — откроет Америку.
Захочет построить рукотворный Рай — выйдет концлагерь.
Как бы не получилось так, что сырые, незрелые мечты о реставрации монархии приведут к карикатуре. Мои глаза не хотели бы смотреть на такой масштабный исторический фарс.
Вместо этого мы уже сегодня способны делать по факту то, к чему призвана Православная империя. Мы способны защищать и распространять Апостольскую веру апостольскими же, а не инквизиторскими средствами. Апостол будет молиться, говорить, убеждать, страдать. А у государства всегда есть соблазн рявкнуть приказ и потребовать исполнения.
Устали мы, оттого и выхода ищем.
Плохо нам, оттого и жаждем перемен.
Но выход и перемены нам подавай глобальные, так, чтоб всем сразу. А так не будет.
Трудиться нужно медленно и незаметно, но постоянно и упорно. Как муравей.
«Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым.
Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою" (Прит. 6:6−8).
Не должен христианин нуждаться в приказах правителей, ни демократически избранных, ни венценосных, чтобы творить добро и угождать Христу.
Лучший вид монархии, как по мне, это когда для человека иного царя, кроме Воскресшего Господа, нет и быть не может.
Вот над воцарением этой формы монархии стоит трудиться. К тому же на Всенощной мы раз за разом поем: «Господь воцарися, в лепоту облечеся».
Даром что ли поем?
http://www.pravmir.ru/pravoslavnaya-imperiya-totalitarizm-ili-pravo/
|