Русская линия | Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин) | 04.10.2011 |
По словам владыки, «если человек правильно относится к церковной жизни, личность священника не будет играть для него такой роли». «Плохо ведь не только когда человек начинает перебирать: „Вот этот мне не нравится, вот этот, наверно, слишком молод, а вот этот — я его не знаю, или, наоборот, я про него что-то слышал..“. Плохо и обратное, когда люди начинают привязываться к священнику, ходить за ним и только его воспринимать в качестве священника, осуждая или пренебрегая остальными, которые совершенно не заслуживают такого пренебрежения. Привязанность к личности священника тоже вредна, не менее, чем огульное осуждение и недоверие».
«Конечно же, совсем отвлечься от личности священника невозможно, — отметил архипастырь. — Человек, который исповедуется, должен иметь к этому священнику доверие, это самое главное. И здесь, мне кажется, возраст имеет второстепенное значение, потому что можно иметь доверие к молодому священнику и можно его не иметь к священнику более старшего возраста. Хотя, конечно, церковные каноны предполагают, что духовник должен быть и духовно опытным, и достаточно зрелым по возрасту человеком. К сожалению, в Русской Церкви в последнее время это каноническое правило соблюдать не удается по практическим причинам: слишком мало у нас еще пока священнослужителей для того, чтобы мы могли, как, например, в Греции, назначать духовниками особых, специально выделенных священников, которые занимаются только этим — исповедуют, переходя с прихода на приход».
Довольно часто на исповеди верующим приходится перечислять одни и те грехи — этим не стоит смущаться, отметил владыка Лонгин. «Это бывает с каждым человеком: и с более серьезными грехами, и с теми, которые принято называть мелкими, которые порой многие люди даже не замечают. Наверно, самое главное, что здесь нужно, — постоянство. Один из святых как-то сказал: „Постоянно исповедуемый грех, то есть грех, которого не хочет душа, рано или поздно оставляется человеком“. Даже если человек какое-то время, пытаясь с ним бороться, впадает в тот же грех».
«Кстати, очень хороший пример можно привести из обычной жизни — это курение, — продолжил владыка. — Допустим, человек хочет бросить курить. Чаще всего он не может бросить сразу. Редко встречаются люди, которые приняли решение, выбросили последнюю сигарету и больше ни к одной сигарете не притронулись. Как правило, они к этой привычке возвращаются, какое-то время не могут сдержать свою страсть, потом опять начинают с ней бороться. У кого-то это занимает месяцы, у кого-то годы, но если человек постоянен в этой своей борьбе, если у него есть такое желание — он рано или поздно бросит. Если же он скажет: „Ничего у меня не получается, я все равно опять закурю, не буду больше бороться“, — то он, скорее всего, будет курить до самой смерти, которая, очень даже возможно, случится от рака легких».
«Покаяние — дар Божий в том смысле, в каком дар Божий и молитва — то есть человек должен прилагать усилия. Но каким-то образом размягчить его сердце чаще всего может только Сам Бог, действительно дать человеку видение своих грехов. Об этом можно и нужно молиться так же, как можно и нужно молиться о том, чтобы Господь дал человеку дар молитвы, дар искреннего и полного предстояния пред Богом. Если Господь услышит молитву человека, то он дает ему способность искренне исповедоваться, искренне каяться, по-настоящему ненавидеть грех, в котором он раскаивается, и в конечном итоге подает человеку свободу от греха. Без благодати Божией ничто не совершается в Церкви», — заключил архипастырь.
Русская линия