Русская линия | Протодиакон Андрей Кураев | 09.04.2011 |
В четверг вечером в рамках торжественного вручения премии конкурса «Инновация», учрежденного Минкультуры РФ и Государственным центром современного искусства, в главной номинации победила скандально известная акция арт-группы «Война» на Литейном мосту. Акция, за которую чиновники от образования решили вручить членам группы аж 400 тысяч рублей, была проведена 14 июля 2010 года в Петербурге: активисты «арт-группы» изобразили на Литейном мосту Северной столицы 60-метровый фаллос, который после развода мостов встал напротив здания ФСБ.
В связи с этим Министерство культуры РФ уже заявило, что не намерено оспаривать победу откровенных хулиганов на всероссийском конкурсе, так как доверяет выбору профессионального жюри, сообщает РИА Новости. «Мы не оспариваем решение жюри, но Минкультуры считает, что проект не имеет ничего общего с культурой, скорее, напоминает хулиганскую выходку», — заявила в пятницу пресс-секретарь ведомства Наталья Уварова. «Минкультуры не есть цензурный орган, который оспаривает профессиональные решения, право определения лауреатов — прерогатива экспертов и ведомство никак не влияет на этот процесс», — подчеркнула чиновница.
Между тем, по мнению отца Андрея Кураева, подобную позицию Минкульта можно было бы охарактеризовать как «признак потрясающего юродства нашего государства». «Наши лидеры настолько глубоко верующие христиане, что могут возложить на себя подвиг юродства, потому что только юродивый может благодарить за поношение, — предположил отец Андрей. — В данном случае имело место поношение в адрес государственной структуры (Федеральной службы безопасности), и государство же в лице Минкульта даёт за это награду, — значит, одно из двух, либо конфликт между „башнями Кремля“, либо наше государство готово идти путём юродства».
«И третий вариант — это юродство, но не ради Христа, — продолжил профессор МДА. — Это означает полную дезориентацию, потерю всяких представлений о добре и зле, о приличиях и неприличиях, различия профанного и сакрального, официозно-государственного и клоунского. Я полагаю, что эти границы в обществе должны быть, и если наше государство считает иначе, то это уже очень серьёзно, потому что одно из главных определений слова „культура“ гласит, что культура — это система табу. Эти градации должны быть, без них культура исчезает».
При этом по словам профессора МДА, «третий вариант самый печальный». «Потому что это означает, что государственные структуры настолько „раскультурились“, что потеряли представления об основах культуры — это полная дезориентация. В этом случае Министерство культуры можно отныне называть „прачечной“, в память о старом советском анекдоте: Алло! Это прачечная? Хреначечная! Это министерство культуры!»
Русская линия